Научная статья на тему 'Причины неуспеваемости современных школьников'

Причины неуспеваемости современных школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8390
934
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / POOR PROGRESS / COMPUTERIZATION / SOCIAL NETWORK / INTERNET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тончева Анна Валерьевна

Проанализировано влияние активной компьютеризации современного общества и некоторых других причин на успешность обучения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REASONS OF POOR PROGRESS OF MODERN SCHOOLBOYS

Influence of an active computerization of a modern society and some other reasons on success of training of schoolboys is analysed.

Текст научной работы на тему «Причины неуспеваемости современных школьников»

делировать различные учебные ситуации. Такое образование можно назвать личностным и практически ориентированным образованием. Оно представляет собой новую модель, модель открытого образования.

Стратегическими приоритетами экономического развития Чувашской Республики в сфере кадровой политики являются формирование кадрового потенциала, адекватного потребностям реального сектора экономики и непроизводственной сферы; привлечение квалифицированных кадров руководителей, специалистов, рабочих и служащих; создание мотивационной среды и соответствующей инфраструктуры для постоянного повышения квалификации специалистов в соответствии с современными требованиями, удовлетворяющих потребностям российского и общеевропейского кадрового рынка, обеспечивающего инновационное развитие экономики региона [4].

Превращение знания в источник успешного развития страны становится основной задачей нового технического образования России и Чувашии.

Литература

1. Беляничев Г. Промышленность и рабочий класс Чувашской АССР: сборник документов. Ч. 2. (1951-1980). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1970. 351 с.

2. Иванова В.А., Черняховский М.М. Чувашская АССР - 60 лет. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1980. 280 с.

3. Каховский В.Ф. Родной край: учеб. пособие по истории Чувашии. 4-е перераб. и доп. изд. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1977. 79 с.

4. О стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года: указ президента Чувашской Республики от 21.03.2008 г. № 25 // Собрание законодательства Чувашской Республики. 2008. № 3. С. 149.

5. Прокопьев И. Чувашия за 50 лет Советской власти (в цифрах). Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1967. 101 с.

САКМАРОВА ЛАРИСА АЛЕКСЕЕВНА - кандидат педагогических наук, доцент кафедры архитектуры, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (зактагдо70@таМ.ги).

БАКМАВДУА ЬАНБА АЬЕКБЕЕУЫА - сап^а1е оТ ре(^адод1са! ваепсев, аввЫаП ргоТеввог, ОИиуавИ Б1а1е ипшегвНу, Риввт, ОИеЬоквагу.

УДК 373.5(47)(043)

А.В. ТОНЧЕВА

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ

Ключевые слова: неуспеваемость, компьютеризация, Интернет, социальная сеть.

Проанализировано влияние активной компьютеризации современного общества и некоторых других причин на успешность обучения школьников.

A.V. TONCHEVA

THE REASONS OF POOR PROGRESS OF MODERN SCHOOLBOYS Key words: poor progress, computerization, social network, Internet.

Influence of an active computerization of a modern society and some other reasons on success of training of schoolboys is analysed.

Проблема школьной неуспеваемости - одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. До сих пор одним из самых «больных» мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе. Сегодня эта проблема стоит особенно остро, поскольку у современных школьников неправильно сформировавшееся отношение к учению, они не понимают его общественную значимость и не стремятся быть успешными в учебной деятельности.

Решению проблемы неуспеваемости посвящено большое количество работ, начиная с XVII в. и до настоящего времени. Изучением причин неуспе-

ваемости занимались и занимаются ученые разных стран на протяжении столетий. И, казалось бы, этот вопрос должен быть закрыт уже давно, однако с каждым следующим поколением, с каждым новым веянием в системе образования и в самом обществе в этой проблеме появляются все новые и новые аспекты, требующие нашего внимания и изучения.

Анализ литературных источников показывает, что многими авторами изучается проблема неуспеваемости школьников. Неуспеваемость - это результат нашего невнимания, безразличия. Опыт показывает, что вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребенку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.

Что же такое неуспеваемость? Неуспеваемость - отставание в учении, при котором школьник не овладевает на удовлетворительном уровне за отведенное время знаниями, предусмотренными учебной программой. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, необходимо знать причины, порождающие её. Несмотря на распространенное в современном обществе мнение, неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. Неуспеваемость всегда вызывается совокупностью причин, одна из которых является решающей [8. С. 100].

Педагогика выявляет и анализирует причины школьной неуспеваемости с первых лет своего существования как науки. Впервые эта проблема была поднята в XVII в. Я.А. Коменским [4. С. 238]. Ряд разделов его «Великой дидактики» посвящен этому вопросу. Я.А. Коменский, как и Аристотель, утверждал, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию.

Я.А. Коменский оспаривал мнение о том, что сама трудность вещей приводит к их непониманию, и писал, что до вершин знаний доходят немногие, а те, которые в какой-то мере приближаются к ним, достигают этого не иначе как с трудом. Я.А. Коменский при подходе к детям рекомендовал учитывать различие их способностей.

В качестве причин неудовлетворительного обучения Коменский называл факторы двоякого происхождения. С одной стороны - факторы, воздействующие на учащегося извне: воздействие учителей, влияние родителей и приятелей. С другой стороны - факторы личностного, интеллектуального и физиологического плана: нежелание учиться, злобность, упрямство, отсутствие способностей, нарушение физического здоровья, физические недостатки развития.

Таким образом, в педагогической науке сразу наметилась тенденция разделять причины школьной неуспеваемости на внешние, обусловленные воздействием на ученика окружающей среды, и внутренние, обусловленные особенностями развития индивида. С тех пор в педагогических исследованиях нашло отражение много подходов к изучению сложной проблемы неуспеваемости, но все они группируются вокруг двух основных аспектов: как учитель учит, и как ученик учится.

Свой вклад в разработку проблем неуспеваемости внес Ю.К. Бабанский. Им проведен анализ проблемы школьной неуспеваемости в школах РСФСР за 20 лет [1. С. 22].

Ю.К. Бабанский изложил типичные комплексы причин для устойчивой (второгодники) и кратковременной неуспеваемости и высказал предположение о том, что между самими причинами неуспеваемости существует определенная логическая связь, что, например, при наличии задержек в развитии одновременно в большинстве случаев проявляется низкий уровень навыков учебного труда, т.е. в этом случае как бы доминирует комплекс причин - пробелы в навыках учебно-познавательной деятельности. И оттого, считает Ю.К. Бабанский, преодоление пробелов в развитии необходимо проводить комплексно с преодолением пробелов в навыках учебного труда.

«В том же случае, - пишет автор, - когда доминирует низкий уровень навыков учебного труда, то за ним чаще всего стоят пробелы в фактических знаниях, то есть в этом случае рядом не обнаруживается существенных пробелов в развитии, и это относительно более простой вид неуспеваемости, преодоление которого необходимо проводить путем формирования навыков учебного труда с одновременным энергичным устранением пробелов в знаниях» [1. С. 223].

Что касается неуспеваемости из-за отрицательных бытовых влияний, то не удивительно, что за этой доминантой на втором месте следует низкий уровень организации учебного труда, а затем слабое развитие и слабая волевая воспитанность, Все это логические следствия первой причины. Отсюда нейтрализация отрицательных бытовых влияний должно одновременно сочетаться с компенсацией пробелов в навыках учебно-познавательной деятельности в воспитании школьников.

Также Ю.К. Бабанским изучена и описана специфика неуспеваемости школьников разного пола. В итоге он пишет, что учащиеся мальчики, которые составляют 70% от общего числа неуспевающих, требуют специального подхода в учебно-воспитательной работе.

Выдающиеся отечественные психологи также посвящали свои труды поиску причин неуспеваемости школьников. Наиболее всесторонне и фундаментально психологические проблемы неуспеваемости школьников были изучены Г.А. Антоновой, В.И. Зыковой, Н.А. Менчинской, Н.И. Мурачковским, А.М. Орловой, Л.С. Славиной, П.П. Блонским, Т.Л. Мусеридзе и другими учеными.

Психологические проблемы неуспеваемости школьников наиболее всесторонне и фундаментально изучены Н.А. Менчинской и ее учениками Г.А. Антоновой, В.И. Зыковой, З.И. Калмыковой, Н.И. Мурачковским, А.М. Орловой и другими учеными. Синтезом достижений этого коллектива в области исследования психологических аспектов неуспеваемости явилась монография «Психологические проблемы неуспеваемости» [6. С. 112].

Н.А. Менчинской введено в науку особое понятие «обучаемость», или «способность к усвоению знаний». Термин «обучаемость», как отмечает Н.А. Менчинская [6. С. 204] , обозначает восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Эта способность является индивидуальным, относительно устойчивым свойством личности.

Н.А. Менчинская [6. С. 253] дает следующую характеристику общих особенностей детей с пониженной обучаемостью: любой вид психической деятельности представляет для этих детей большую трудность при условии, если им нужно проявить активность; у детей с пониженной обучаемостью наблюдается несоответствие между уровнем развития интуитивно-практического и словесно-логического мышления, они мыслят либо в отвлеченном, либо в конкретном плане, но осуществить переход из одного плана в другой (конкретизировать абстрактное положение или абстрагировать от конкретного) для них представляет большую трудность; недостатки памяти и мышления очень тесно связаны с более общими особенностями «стиля» умственной работы учеников, низким тонусом общей познавательной активности, который обуславливается, в свою очередь, мотивационной сферой этих учащихся.

В XXI в. появляется еще одна причина, влияющая на успешное обучение школьников. Даная причина связана с активной компьютеризацией населения, которая принесла свои плюсы и минусы. Многие родители стараются как можно раньше приобрести для своего ребенка персональный компьютер, который, по их мнению, является первоочередным помощником в учебе. Однако ученые утверждают, что наличие дома компьютера оказывает отрицательный эффект на школьную успеваемость [2].

В 2000-2005 гг. проведены исследования 150 тыс. американских школьников в возрасте от 10 до 14 лет, в которых изучали информацию о владельцах компьютеров и сравнивали годовые отметки по основным дисциплинам (чтение и математика) до и после покупки домашнего компьютера. В результате установлен умеренный, но вполне заметный отрицательный эффект, вызванный доступностью компьютера [2].

Причина такого положения объясняется тем, что в основном школьники компьютер используют для игровой и коммуникативной деятельности посредством Интернета, и лишь немногие используют его для поиска полезной информации. Один из участников исследовательской группы профессор Дж. Виг-дор считает, что «только взрослые люди могут воспринимать компьютер как инструмент для повышения продуктивности труда. Среднестатистический подросток не разделяет эту точку зрения» [2].

Чрезмерное увлечение тинэйджеров гаджетами и глобальной сетью, безусловно, влияет на успеваемость. Еще одно исследование, выполненное Крен-фильдской школой менеджмента, выявило серьезную зависимость качества обучаемости школьников от гаджетов и Интернета. Из 267 принимавших участие в опросе учеников в возрасте от 11 до 18 лет около 50% испытывают зависимость от мобильных телефонов и Интернета. Один из пяти респондентов (20,2%) заявил, что не отключает телефон во время уроков, хотя это и не разрешено. Около 39% опрошенных сказали, что из-за применений сокращений в электронных письмах у них возникли трудности с письменным английским языком. Информацию, необходимую для выполнения домашнего задания, часто берут из Всемирной Сети 84% школьников, участвовавших в исследовании. Наилучший помощник при написании курсовых - это Сеть, так считают 90%, 43% заявляют, что информацию получают из печатных публикаций. Гаджеты ухудшают внимательность учащихся и не позволяют им концентрироваться на том, что происходит на уроке, говорят эксперты [8. С. 102]. Таким образом, педагоги, психологи и исследователи во всем мире все чаще говорят о пагубном влиянии социальных сетей и Интернета в целом на сознание и успеваемость школьников.

Анализ литературы позволяет говорить о том, что исследователи рассматривают причины неуспеваемости как единый комплекс дидактических, психологических и физиологических аспектов. Неуспеваемость - это не только низкий уровень знаний отстающего ученика, который не соответствует требованиям общества, ни требованиям времени, это к тому же и проблемы поведенческого плана. Безусловно, неуспевающий школьник переживает свое отставание в учебе от сверстников, и это сказывается на его уверенности в собственных возможностях, ребенок становится уязвимым и ранимым. Порой это провоцирует агрессию, с помощью которой ученик пытается проявить себя как личность и добивается якобы успехов конфликтным поведением.

Вместе с тем ученые утверждают, что неуспеваемость у учеников формируется не за один день, а на протяжении длительного времени и представляет собой ряд причинно-следственных связей.

Так, например, В.С. Цетлин [9. С. 79] выделял этап отставания как начало неуспеваемости. Однако все же отставание не является первопричиной неуспеваемости. Психологи считают, что отставание появляется из-за того негативного опыта, который накапливается у школьника вследствие появления и увеличения непреодоленных трудностей. Они не позволяют детям успешно усваивать учебный материал, и это становится причиной появления и накопления пробелов в знаниях и, соответственно, отставания. Таким образом, вычленяются три этапа формирования школьной неуспеваемости как явления: 1) появление и накопление непреодоленных трудностей; 2) отставание в учении; 3) неуспеваемость.

Подобные утверждения психологов о внешних факторах, которые влияют на успеваемость, близки представленным в трудах З.И. Калмыковой внутренним факторам, образующим следующую причинно-следственную цепочку: разрыв между уровнем умственного развития ребенка и требованиями школы, которые оказываются выше его возможностей ^ стойкая неуспеваемость в учении ^ отрицательная мотивация, нежелание учиться, отсутствие познавательных интересов, недисциплинированность и др. [3. С. 125].

Следовательно, изучив литературу, посвященную проблеме неуспеваемости, можно говорить о том, что мнения и психологов, и педагогов схожи в том, что школьная неуспеваемость существует из-за совокупности ряда причин: психологических, дидактических, физиологических и даже социальных, и как явление неуспеваемость формируется в несколько этапов. Подобные исследования невероятно важны для предупреждения неуспешности, для искоренения неуспеваемости как явления.

Неуспеваемость учащихся по русскому языку является серьезной проблемой школы. По данным исследования Г.Г. Мисаренко, она превышает неуспеваемость по математике [5. С. 17]. Так, 21,5% младших школьников общеобразовательной школы имеют проблемы в усвоении русского языка, в то время как трудности в усвоении математики испытывают 18,6%. Такую же тенденцию мы видим в классах компенсирующего обучения, где по русскому языку не успевают 62,7% учеников против 49,6% неуспевающих по математике.

По мнению экспертов, большое влияние на грамотность школьников оказывает Интернет и смс-сообщения. Популярный «албанский», или «падонков-ский», язык переходит из игры в жизнь. «Падонковский» язык - это, прежде всего, интеллектуальная игра тех, кто знает, что так писать неправильно, кто сознательно нарушает орфографию. Забава образованных людей подхватывается массами, и «игра в неграмотность» становится действительно неграмотностью, потому что, увлекшись, новички в обычной жизни очень часто не различают, да и не придают значения тому, грамотно они пишут или нет. Негативное влияние разговорного языка, языка форумов и чатов очевидно, «падонковский» язык распространяется как вирус. Употребляя такие словечки, как «медвед», «зачод», подростки считают себя «своими». Они думают, что ломают стереотипы, творят свою реальность посредством языка. Но не задумываются о том, насколько это опасно. Ведь происходят уродование, искажение морфем, ампутация слогов. Ребята перестают чувствовать родной язык, не понимают этимологии слов [7].

Еще один усугубляющий ситуацию фактор - нежелание детей и взрослых читать книги. Учителя сетуют: в последнее время дети, не стесняясь, признаются, что не прочитали за лето ни одного произведения: ни из школьной программы, ни для души. Читать не принято. Естественно, что образцом становится не литературный, а интернет-язык.

Пока обсуждаются сегодняшние проблемы русского языка, уже обозначены трудности завтрашнего дня. «Сейчас наблюдаем интересный, сложный и важный для будущего процесс того, как "бумажные" язык и речь становятся "экранными", - отмечает в беседе с федеральными журналистами Ю. Прохоров, ректор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина. - Это -объективный процесс. Экран дает те выразительные возможности, которым письменный текст не обладал, - следовательно, меняется и модель построения и "изображения" текста. Пока они существуют раздельно, но что будет дальше - покажет время. Наши китайские коллеги говорят, что их школьники в письменных работах стали уже употреблять некоторые экранные значки, но пока неясно, что это - мода или изменение модели письма» [7].

Вопрос социальных сетей и Интернета обуславливает необходимость с детства пояснять ребенку, что активное общение через социальные сети является лишь дополнением к полноценному живому общению. Именно это поможет предотвратить часть актов асоциального поведения в среде молодежи.

Эту проблему необходимо решать родителям, педагогам, психологам. Лишь совместными усилиями мы сможем отвлечь детей от виртуального мира, тем самым предотвратив множество проблем с психикой ребенка, с его здоровьем и с успешной обучаемостью в школе.

Литература

1. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1982. С. 220-224.

2. Домашний компьютер отрицательно влияет на школьную успеваемость [Электронный ресурс]. ЫРЬ: Ь|Пр://зо(1та1!.ги/рге88г!_раде.рЬ|р?1<=38395 (дата обращения: 20.02.2012).

3. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.

200 с.

4. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 1.

656 с.

5. Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 336 с.

6. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / под ред. Н.А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. 272 с.

7. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. 1Ж1-: Ь|йр://ги.\м1фе<^а.огд/\мк1 (дата обращения: 23.03.2011).

8. Тончева А.В. Причины неуспеваемости в школе // Профессиональная педагогика: новые вызовы и перспективы развития: сб. науч. тр. М.; Чебоксары: АПСН, 2011. С. 99-103.

9. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение. М.: Педагогика, 1977.

120 с.

ТОНЧЕВА АННА ВАЛЕРЬЕВНА - аспирантка кафедры педагогики и психологии, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары ([email protected]).

TONCHEVA ANNA VALERYEVNA - post-graduate student of Pedagogy and Psychology Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.