Психология
УДК 159.922. 6
кандидат психологических наук Мамонова Елена Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук Федосеева Татьяна Евгеньевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина" (г. Нижний Новгород)
ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В исследовании проблема конфликтного поведения у детей среднего дошкольного возраста. Проанализированы особенности конфликта как психологического феномена, рассмотрены особенности конфликтов в детских коллективах. Отражены взгляды зарубежных и отечественных психологов на определение, происхождение и природу конфликта в целом. Конфликтное поведение у детей среднего дошкольного возраста объясняется несформированностью ведущей деятельности, в связи с чем может оно выступать в виде конфликта в операциях, захватывая как различные плоскости отношений в игре, так и саму личность ребенка. Подтверждается гипотеза о том, что основная сложность разрешения детских конфликтов заключается с не достаточной сформированности волевых качеств, с помощью которых устанавливается возможность мирного разрешения конфликтов в ведущей деятельности дошкольников — игровой, о чем свидетельствуют причины возникновения конфликтов между детьми и выбор способов воздействия друг на друга в ходе межличностного конфликта.
Ключевые слова: средний дошкольный возраст, конфликтное поведение, волевые качества, ведущая деятельность.
Annotation. In the study, the problem of conflict behavior in children of secondary preschool age. The features of the conflict as a psychological phenomenon are analyzed, features of conflicts in children's collectives are considered. Reflected views of foreign and domestic psychologists on the definition, origin and nature of the conflict as a whole. Conflict behavior in children of middle preschool age is explained by the lack of formation of leading activities, in connection with which it can act as a conflict in operations, capturing both the different planes of relations in the game, and the very personality of the child. The hypothesis is confirmed that the main difficulty in resolving children's conflicts is the lack of sufficient volition to help resolve conflicts peacefully in the leading activities of preschool children-gambling, as evidenced by the causes of conflicts between children and the choice of ways to influence each other in the course of interpersonal conflict.
Keywords: average preschool age, conflict behavior, volitional qualities, leading activity.
Введение. Средний дошкольный возраст принципиально важен в становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками и взрослыми возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности. Общение является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.
В условиях гуманизации образования на современном этапе особое внимание уделяется особенностям поведения человека, его поступкам, характеру взаимодействия с людьми, личностной готовности к разрешению сложных жизненных, в том числе конфликтных ситуаций.
Практика и результаты исследований показывают, что истоки конфликтного поведения, как и многих других проблем возрастного развития лежат в раннем и дошкольном детстве, когда дети получают опыт общения, формирующий отношение к себе, окружающим [13], в том числе учатся разрешать конфликты в процессе общения в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Именно в дошкольном возрасте формируются представления о конфликте и конфликтной ситуации, характер которых во многом определяет реальное поведение ребенка в конфликте.
Теоретический анализ показывает, что особенности проявления детских конфликтов в среднем дошкольном возрасте рассмотрены недостаточно. Их изучение является основной целью нашего исследования.
Изложение основного материала статьи. В психологии понятие конфликта применяется достаточно широко, фактически адресуясь к весьма разнородным явлениям. Анализ психологической литературы показывает, что конфликтом называют межличностные трудности и внутриличностные переживания и кризисные явления. При первоначальном рассмотрении конфликт выступает как биполярное явление — противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами). Дальнейшее развитие и применение этого термина определяется тем, в каких сферах бытия и познания развертывается противоречие, каков характер противостоящих друг другу сторон, как происходит их взаимодействие и т. д. [1, 2, 4, 9, 12].
Учитывая, что универсального определения конфликта не существует, Б.И.Хасан предлагает, на наш взгляд, оптимальное определение конфликта: «Конфликт — это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. При этом важно учитывать, что действие можно рассматривать и во внешнем, и во внутреннем плане. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, т. е. воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы" [14]. В этом определении в качестве составляющих конфликта можно выделить такие его компоненты, как наличие противоречия и столкновение, при этом сам конфликт рассматривается, прежде всего, как одна из характеристик взаимодействия.
К проблеме конфликта в дошкольном возрасте обращались многие отечественные: Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Я.Л.Коломинский, В.Н.Мясищев, А.П.Усова, В.С.Мухина, Т.Н.Счастная, Н.Я.Михайленко, А.А.Рояк, А.С.Спиваковская, М.И.Лисина, Т.А.Репина и др. Все они отмечают, что сверстнику принадлежит в этом возрасте особая роль. Восприятие сверстника - одна из ключевых линий в развитии восприятия в среднем дошкольном возрасте [2, 3]. Ранее ориентированный только на взрослого,
ребенок «открывает» для себя сверстника в качестве объекта взаимодействия, как делового и игрового партнера (выделяет его из окружающих людей, идентифицирует себя с ним, стремится к общению и сотрудничеству). Как указывает зависимости Н.Л.Кряжева, умение по мере возникновения рисунок у ребенка интереса среднего к сверстнику как причин к объекту взаимодействия имеющий и осознания себя действий в качестве субъекта деятельности умения развиваются и их совместные выделяют игры, формируется психолого игровое партнерство. Но определить в этом возрасте участников их взаимодействие очень решение непродолжительно, возникает последнем стихийно, без категории предварительного плана [11].
В было совместной деятельности может детей непрерывно дети возникает ситуация, конфликте требующая согласования всегда действия, проявления возраста доброжелательности, умения может отказываться от личных стороны желаний ради конфликт достижения общей полученных цели. В этих конфликтную ситуациях дети чувственных далеко не всегда ебенок находят нужные истратова способы поведения правил [10]. Так, связан по мнению А.А.Рояк, основании Т.А.Репиной, вступают следует рассматривать которые два типа конфликтов имеющий у детей среднего целом дошкольного возраста, улаживают испытывающих трудности исследование в общении со сверстниками: конфликте конфликт в операциях возраста и конфликт в мотивах [8].
Различаю также внешние и внутренние конфликты. Внешние виду конфликты возникают принятой в сфере деловых прослушать отношений детей, одной однако за ее пределы, таблице как правило, только не выходят и не захватывают предметное более глубоких месте пластов межличностных неблагополучие отношений. Поэтому может они имеют ведущей преходящий, ситуативный иногда характер и обычно полученных разрешаются самими дарендорф детьми путем всего самостоятельного установления ребенку нормы справедливости конфликт [5].
Внешние изучение конфликты полезны, анцупов так как однако они представляют ребенку детьми право на ответственность, методике на творческое решение условиях трудной, проблемной ребенок ситуации и выступают конфликт в качестве регулятора становится справедливых, полноценных среднем отношений детей. Моделирование овню подобных конфликтных детей ситуаций в педагогическом дети процессе может разрешением рассматриваться как только одно из эффективных эмоциональное средств нравственного воспитателей воспитания [3].
Внутренний психологический преобразованию конфликт возникает проходит у дошкольников в условиях ребенок их ведущей игровой много деятельности и большей простейшему частью скрыт также от наблюдения [4].
В означает отличие от внешнего божович он вызывается противоречиями, список связанными не с организационной структуру частью деятельности, конфликтоло а с самой деятельностью, отношение с ее сформированностью у ребенка, умений противоречиями между родителей требованиями сверстников конфликтоло и объективными возможностями такие ребенка в игре выражается или противоречиями среднего в мотивах игры участием ребенка и сверстников. Такие важной противоречия не могут одно преодолеваться детьми мальчик без помощи редко взрослых. Функция внутренних кашапов конфликтов сугубо баллов отрицательная, они знать тормозят становление агрессивное полноценных, гармонических выделяют отношений и формирование конфликт личности ребенка.
Я.Л.Коломинским и Б.П.Жизневским выделены основные причины детских конфликтов: разрушение игры, выбор внимание общей темы незнакомой игры, состав участников может игры, распределение ролей, игрушек, развитие сюжета игры, правильность богданова игровых действий [6]. Д.Б.Эльконин центном высказал результате мнение о том, уровень что у детей дошкольников среднего дошкольного возраста конфликты таблица чаще всего себя возникают из-за договариванию правил игры [14].
Изучены разнообразные способы воздействия детей решают друг на друга таких в ходе игрового другого конфликта, среди которых: физическое, психическое, словесное и опосредованное воздействие, угрозы, санкции и аргументы [6]. Однако, в среднем дошкольном возрасте впервые отмечается детей преобладание способов «словесного воспитателя воздействия» на соперников задач в ситуации конфликта таких над средствами дошкольников открытого давления [8], что открывает таким путь к обсуждению этом спорных вопросов родителям и нахождению взаимоприемлемого именно варианта решения.
Наше внимание привлекли внутренние причины конфликтов в среднем дошкольном возрасте, которые кроются в личностных особенностях самих детей.
Гипотеза: у детей среднего дошкольного возраста преобладают агрессивные способы решения конфликтной ситуации, что детерминировано преобладанием импульсивности и недостаточностью развития эмпатии как характерными особенностями эмоционально-волевой сферы в данном возрасте.
В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста.
Методическое обеспечение исследования: методика «Оценка проявления импульсивности у дошкольников» (авторы: М.Алворд и базе П.Бейкер), методика «Ребенок глазами взрослого» (автор: А.А.Романов.), методика "Картинки" (автор Р.Р.Калинина), методика "Неоконченный рассказ" (автор: К.Фопель).
Экспериментальное исследование показало следующие результаты.
1. Большинство детей - 60% имеют средний уровень импульсивности. Это свидетельствует о том, что детей было выявлено от 7 до 14 признаков, соответствующих импульсивному поведению, таких как: плохо запоминает словесную инструкцию; не может долго сосредотачивать внимание, повышенная отвлекаемость на занятиях.
2.65% детей среднего дошкольного возраста имеют средний уровень проявления признаков агрессивности, т.е. ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.
3. 65% детей имеют средний уровень выраженности эмпатии. Дети со средним уровнем сформированности эмпатии редко проявляли свои чувства по отношению к ситуациям, они сопереживали и сочувствовали, но в зависимости от ситуации. Эти дети были менее эмоциональны чем дети с высоким уровнем сформированности эмпатии.
4. Агрессивное решение конфликтной ситуации характерно для 35% детей среднего дошкольного возраста. Наиболее характерными были следующие ответы детей: «Отомстил бы им», «Разрушил», «Выгнал», «Отобрал игрушку» и другие. Эти дети не владеют конфликтологическими умениями и все решают с позиции силы.
Таким образом, у детей среднего дошкольного возраста преобладает агрессивное решение конфликтной ситуации, средний уровень импульсивности, средний уровень эмпатии, что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Выводы. Конфликт - наиболее острый способ разрешения значительных противоречий, возникающих в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающихся негативными эмоциями. Психологический конфликт возникает уже в дошкольном возрасте и порождается несформированностью ведущей деятельности, в связи с чем может выступать в виде конфликта в операциях, захватывая как различные плоскости отношений в игре, так и саму личность ребенка. Основная сложность разрешения детских конфликтов заключается в не достаточной сформированности волевых качеств, с помощью которых устанавливается возможность мирного разрешения конфликтов в ведущей деятельности дошкольников — игровой, о чем свидетельствуют причины возникновения конфликтов между детьми и выбор способов воздействия друг на друга в ходе межличностного конфликта.
Неблагополучие низкий отношений ребенка дети со сверстниками, приводящее к преобладанию агрессивных форм поведения в конфликте, связано с характерной данному возрасту импульсивностью и недостаточностью развития эмпатии, что может выступать в качестве основных направляющих при отборе содержания коррекционно-развивающих программ для детей среднего дошкольного возраста.
Литература:
1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2000. - 545 с.
2. Большой психологический словарь // Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. - Олма-пресс, 2004.
3. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология / И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов. - М.: Инфа-М, 2000. - 244 с.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 2005. - 320 с.
5. Гаас, Н.В. Предупреждение конфликтов между детьми среднего дошкольного возраста / Н.В. Гаас // Современные тенденции образования детей дошкольного возраста: Материалы студенческой научно-практической конференции / Под ред. Е.И. Поповой. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2007. -С. 18 - 21.
6. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - СПб.: Питер, 2003. - 254 с.
7. Давлетчина, С.Б. Словарь по конфликтологии / С.Б. Давлетчина. - ВСГТУ, 2005. 100 с.
8. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников / В.Я. Зедгенидзе. - М.: Айрис-Пресс, 2006. - 224 с. 52
9. Кашапов, М. М. Основы конфликтологии: учебное пособие / М. М. Кашапов. - Ярославль:ЯрГУ, 2006. - 116 с.
10. Леонов, Н.И. Конфликты и конфликтное поведение / Н.И. Леонов. - СПб.: Питер, 2005.
11. Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: Эксмо- Пресс, 2007. - 326 с.
12. Рояк, А. А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка /А.А. Рояк. - М.: Просвещение, 1988. - 120 с.
13. Суворова, О.В., Черемисова, И.В., Мамонова Е.Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2 / URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/221/222
14. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск,1996.
Психология
УДК 159.9
преподаватель Островерхов Александр Григорьевич
ГБУ ПО СК «Ставропольский краевой колледж искусств» (г. Ставрополь)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УЧАЩИХСЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация. Статья посвящена проблеме музыкально-ритмического развития учащихся в период их обучения в детской музыкальной школе. Музыкально-ритмическое развитие рассматривается через призму применения в процессе обучения юных музыкантов педагогических принципов и психолого-педагогических методов формирования музыкально-ритмической способности. В свою очередь, музыкально-ритмическая способность является одним из основных компонентов музыкальных способностей и вместе с музыкальным слухом занимает ведущее положение в структуре как музыкальных, так и музыкально-исполнительских способностей обучающихся. В ходе психолого-педагогического эксперимента выявлены и обоснованы условия эффективного музыкально-ритмического развития детей. Ими, прежде всего, явилось развитие согласованного взаимодействия метроритмических, психомоторных, когнитивно-рефлексивных, эмоционально-волевых способностей обучающихся в музыкально-исполнительской деятельности.
Ключевые слова: музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмическая способность, музыкальные способности, музыкально-исполнительская деятельность, учащиеся музыкальной школы.
Annotation. The article is devoted to musical and rhythmic development of students during their study at children's music school. Musical-rhythmic development is viewed through the prism of application in the learning process for young musicians pedagogical principles, psychological and pedagogical methods of formation of musical and rhythmic ability. In turn, musical-rhythmic ability is one of the main components of musical abilities and with an ear for music occupies a leading position in the structure of music and musical performing abilities of the students. In the course of psycho-pedagogical experiment reveals the conditions of effective musical and rhythmic development of children. They are, above all, was the development of a cohesive psychomotor, cognitive-reflective, emotional-volitional abilities of the students in musical performing activities.
Keywords: musical-rhythmic development, musical-rhythmic ability, musical abilities, musical performance, students of the music school.
Введение. Проблема развития способностей детей приобрела в настоящее время особую актуальность. Выдвинутая Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым идея «педагогики способностей», получила свое развитие в работах философов, психологов, физиологов, педагогов.