N.S. ARTEMYEV, R.V. SIMONOV
REASONS AND CONDIUIONS OF RE-OFFENDING AND MAIN MEASTRES FOR IUS PREVENUION
Н.С. АРТЕМЬЕВ (Академия ФСИН России)
Р. В. СИМОНОВ (Рязанский государственный педагогический университет имени С. А. Есенина)
ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ И ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ЕЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Существование рецидивной преступности обусловлено причинами и условиями, характерными для преступности в целом. Основные причины первичных преступлений действуют и при повторных деликтах. Более того, повторные преступления усиливают стойкость антиобщественных взглядов, способствуют повышению уровня криминального профессионализма.
Рецидивная преступность отражает существующие в обществе недостатки в борьбе с правонарушениями, которые, оставаясь неустранен-ными, воспроизводят рецидив, выступающий, в свою очередь, в качестве фактора воспроизводства всей преступности.
К причинам и условиям рецидивной преступности относятся две группы криминогенных факторов:
- объективные, охватывающие разнообразный круг обстоятельств организационного, правового, воспитательного характера;
- субъективные, относящиеся к характеристике личности рецидивиста.
Причем для этой преступности основными, преобладающими, являются субъективные условия, так как преступник-рецидивист совершает преступления не только под воздействием объективных условий, но и в силу антиобщественной направленности личности. Нередко они сами создают объективные предпосылки для совершения преступлений.
К объективным условиям рецидивной преступности прежде всего относятся особенности социальной среды, приведшие к совершению первого преступления будущим рецидивистом.
Как правило, первое преступление накладывается на второе именно благодаря тому, что рецидивисты воспитываются в таком социальном окружении, которое не дает им никакого шанса вырваться из порочного круга криминального окружения.
Развитие и закрепление отрицательных индивидуальных черт личности рецидивиста в значительной степени обусловлено такими внешними факторами, как влияние прежних обстоятельств (или непосредственно из них вытекающих); влияние обстоятельств, созданных преступной деятельностью рецидивиста или ранее назначенным ему наказанием.
Первая группа этих обстоятельств выражается в сохранении или восстановлении связей ранее судимого лица с бывшим неблагоприятным бытовым окружением, с прежними преступными группировками; в сохранении и обострении конфликтных ситуаций; в использовании одних и тех же способствующих преступлениям обстоятельств (оставшихся неустранен-ными).
Вторая группа обстоятельств связана, во-первых, с изменениями в структуре малых социальных групп, членом которых состоял рецидивист (утрата или ослабление социально полезных связей, семейные разрывы и конфликты, прекращение прежних трудовых отношений как следствие преступного поведения виновного и отбывания им наказания), во-вторых, с изменениями правового и нравственного статуса личности ранее судимого лица (ограничение в выборе места жительства, недоверие и настороженность окружающих и т. д.).
Немаловажную роль среди внешних криминогенных факторов, влияющих на рецидивную преступность, играют и недостатки в деятельности правоохранительных органов при раскрытии преступлений и расследовании уголовных дел, назначении и исполнении наказания. Давно известно, что ни на одном из указанных направлений поставленные перед правоохранительными органами задачи в полной мере не решаются. Достаточно сказать, что ежегодно количество нераскрытых преступлений возрастает примерно на 20 %. Насколько малоэффективна уголовно-исполнительная система, также хорошо известно, однако в системе наказаний приоритет имеет именно лишение свободы. Негативные последствия создает и изоляция осужденного от общества, что, в свою очередь, означает выключение его из условий обычной жизни, ослабление и даже разрушение социально полезных связей, привыкание к режиму и обстановке в местах лишения свободы и связанные с этим трудности социальной адаптации после освобождения, трудового, жилищного и бытового устройства.
К сожалению, малоэффективен и социальный контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, недостаточно используются возможности административного надзора. В то же время на преступное поведение рецидивистов оказывают влияние и другие криминогенные факторы:
- противоречия в распределительных отношениях, особенно наглядно проявившиеся в условиях рыночной экономики. В современной России расслоение на богатых и бедных приобрело небывалые размеры. При фактическом отсутствии среднего класса существует незначительная часть очень богатых и огромная масса людей, находящихся либо на грани черты бедности, либо за этой гранью;
- ослабление нравственных и социальных институтов общества, падение значимости социальной роли семьи, снижение культуры, изменение взглядов на ценности морального характера, культ силы и денег;
- недооценка общественной опасности рецидивной преступности, приведшая к отставанию форм и методов работы правоохранительных органов от качественных изменений этой преступности. Особенно тяжело отражается на борьбе с нею нарушение преемственности поколений сотрудников правоохранительных органов. Вместе с опытными сотрудниками уходили в прошлое знание уголовной среды, многие апробированные формы и методы борьбы с преступностью. В стране не создано качественной информационно-аналитической базы, позволяю-
щей классифицировать и учитывать рецидивистов, оценивать соответствующую криминогенную обстановку;
- существование воровских традиций и обычаев. В настоящее время общепризнано, что рецидивная профессиональная преступность сформировала собственную субкультуру, которая рецидивистами и криминальными профессионалами усиленно насаждается среди молодых людей в качестве примера для подражания. Между тем проведенными исследованиями доказано, что негативные традиции обладают чрезвычайной живучестью, возникнув, они имеют стойкую тенденцию к сохранению и само-воспроизводству.
Предупреждение рецидивной преступности складывается из реализации комплекса мер общесоциального и специально-криминологического характера.
Первое из этих направлений предполагает:
- изменение уголовной политики в сторону защиты в первую очередь прав потерпевших и связанное с ним дальнейшее совершенствование действующего законодательства, его ужесточение, усиление уголовной ответственности рецидивистов и преступников, доказавших многолетним криминальным стажем свое крайне негативное отношение к имеющимся в обществе правилам поведения;
- совершенствование экономической идеологической, организационно-управленческой сфер жизнедеятельности общества. Очевидно, что во всех этих сферах представители криминального мира часто действуют эффективнее, чем государственные органы. Особенно наглядно данное утверждение можно проиллюстрировать на примере идеологической сферы. Так, в настоящее время явно не без помощи криминала на страницах газет, на телевидении и радио в неограниченном объеме пропагандируется образ жизни рецидивистов и профессиональных преступников. Все это начинается с трансляций исполнения, казалось бы, безобидных так называемых блатных песен, а заканчивается показом культовых фильмов о «благородных» киллерах и не менее «благородных» мошенниках, ловко обманывающих людей, которые, в свою очередь, уже до этого кого-то тоже обманули;
- разработку и внедрение комплексных программ, направленных на борьбу с рецидивной и профессиональной преступностью, создание в этих целях принципиально новых организационных структур правоохранительных органов, на недопущение дублирования одних и тех же функций и мер их реализации, применяемых различными ведомствами в качестве профилак-
Н.С. Артемьев, Р.В. Симонов
тических, позволяющих накапливать и систематизировать опыт работы в указанном направлении всех государственных и общественных служб и институтов.
Что касается второго направления, то в данном случае речь прежде всего должна идти о более эффективной работе правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, расследованию преступлений, совершаемых рецидивистами и профессиональными преступниками.
Предупредительные меры специального характера осуществляются в процессе оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования и судебного разбирательства, исполнения наказаний, последующей работы с рецидивоопасным контингентом. Основной груз ответственности за эту работу несут органы внутренних дел, которые в целях предупреждения рецидивной преступности решают следующие основные задачи:
- выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений лицами, ранее судимыми; реагирование частными постановлениями и определениями;
- обеспечение фактической неотвратимости наказания для преступников, стимулирование формирования у граждан представления о «невыгодности» совершения преступлений;
- выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы и снятых с учета уголовно-исполнительных инспекций, совершивших ранее особо опасные преступления, а также осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы;
- осуществление контроля за своевременным прибытием, документированием и регистрацией лиц, освобождаемых из мест лишения свободы;
- оказание содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, отбывшим наказание;
- своевременное установление и осуществление профилактического контроля за гражданами, подпадающими по признакам судимостей под действие Положения об административном надзоре;
- создание и использование банка данных о профессиональных преступниках и преступниках-рецидивистах.
Особое значение в предупреждении рецидивной преступности имеет применение органами уголовно-исполнительной системы и внутренних дел к лицам, совершающим рецидив преступления, мер индивидуальной профилактики: профилактических бесед, постановки на профилактический учет; установления наблюдения и контроля за их социальной реабилитацией; оказания им социальной помощи и т. д.
Вместе с тем практика работы исправительных учреждений свидетельствует о недостатках и просчетах в организации индивидуально-профилактической воспитательной работы. Так, исследования, в ходе которых изучалась информация о 1785 осужденных при рецидиве преступлений, показали, что только 6,2 % из них характеризуются положительными сдвигами в исправлении, хотя большинство отбыли половину срока наказания. Каждый пятый, по мнению начальников отрядов, входит в группу отрицательной направленности. 84,6 % освобождались последний раз по окончании срока наказания, то есть своим поведением в местах лишения свободы не заслужили применения к себе ни одной из форм досрочного освобождения. 57,3 % в момент проведения исследования имели по два и более наказания за нарушение режима. Около 58 % нарушений совершается на местах работы, что в определенной степени характеризует их негативное отношение к трудовой деятельности.
В системе специальных мер борьбы с рецидивной преступностью существенное место занимает социальная адаптация лиц, отбывших наказание. Проблемы профилактики рецидивов преступлений должны рассматриваться с учетом внутренней противоречивости наказания. Уголовная ответственность и наказание так или иначе изменяют социальное содержание личности виновного, набор тех социальных статусов, которыми он обладал до осуждения. Реализация уголовной ответственности обедняет личность виновного. Особенно это характерно для лишения свободы: осужденный изолируется от общества, увольняется с работы, теряет связь с семьей и т. д. В результате осуждения значительно упрощается фактическая возможность социальной активности личности, поэтому необходимо ограничить применение мер уголовно-правового принуждения, осуществлять систему мер, обеспечивающих социальную адаптацию лиц, отбывших наказание.
Задача разумного применения мер уголовноправового принуждения, бережного отношения к личности осужденного, с тем чтобы облегчить его будущую социальную адаптацию, должна предопределять наше отношение к содержанию института судимости. В интересах обеспечения условий для социальной адаптации лиц, отбывших наказание, необходимо, чтобы закон, практика и теория не расширяли содержания института судимости до пределов, затрудняющих такую адаптацию. С этой точки зрения вызывает недоумение трактовка судимости, сохраняющейся после отбытия наказания а течение установленного законом времени как составной части уголовной ответственности1 .
Судимость - специальное последствие назначенного или отбытого наказания, единственное уголовно-правовое назначение которого - служить основанием усиления уголовной ответственности лица в случае совершения им нового, рецидивного преступления. В связи с этим вызывает возражение сохранение за лицами, отбывшими наказание, клейма рецидивиста, которое ставит их в положение отверженных, что не может не затруднить их социальной адаптации и предупреждения с их стороны новых преступлений. Действующее уголовное законодательство в этой части нуждается, по нашему мнению, в изменении.
Социальная адаптация лиц, отбывших наказание, по ряду причин невозможна без оказания им соответствующей помощи со стороны государственных и общественных организаций. Социальная адаптация лиц, отбывших наказание, заключается прежде всего в наделении их такими социальными статусами, которые обеспечивали бы им нормальный, с точки зрения общества, образ жизни.
Лица, отбывшие наказание, возвращаются в общество с разными жизненными планами. Одни порывают с преступным прошлым, другие не намерены этого делать. Для предупреждения преступлений со стороны ранее судимых лиц необходимы контроль за ними, выявление неис-правившихся и приспособление их к нормальному образу жизни. Таким образом, система мер социальной адаптации лиц, отбывших наказание, должна включать в себя:
- контроль за судимыми лицами с целью выявления тех из них, которые нуждаются в помощи в процессе приспособления к нормальным условиям жизни, а также в целях выявления неисправившихся лиц;
- оказание помощи судимым лицам в их социальной адаптации (трудоустройстве, бытовое устройство, материальная помощь и т. п.);
- применение воспитательных и принудительных мер в отношении неисправившихся, способных совершить новые преступления.
Для обеспечения социальной адаптации лиц, отбывших наказание, действующее законодательство налагает соответствующие функции на различные государственные и общественные учреждения и организации.
Деление рассмотренных мер борьбы с рецидивной преступностью на подсистемы общепрофилактических и специальных мер соответствует дифференциации причин и условий рецидивной преступности на общие и дополнительные. Общепрофилактические меры призваны блокировать общие причины и условия рецидивной преступности, специальные меры - действие дополнительных причин и условий рецидивной преступности. Несомненно, что при делении причин и условий рецидивной преступности на общие и дополнительные упрощается действительная картина, поскольку остаются без учета взаимодействия и взаимопроникновения общих и дополнительных причин и условий рецидивной преступности. Однако такое деление полезно для целей эмпирической оценки результативности подсистемы специальных мер борьбы с рецидивной преступностью. Об эффективности указанных мер можно судить по соотношению динамики рецидивной преступности с динамикой первичной, нерецидивной преступности. Если подсистема специальных мер борьбы с рецидивной преступностью эффективна, то дополнительные причины и условия рецидивной преступности блокируются, и рецидивная преступность будет питаться в основном за счет общих причин преступности, что подтвердится динамикой рецидивной и первичной преступности. Если же динамика рецидивной преступности будет неблагоприятной (или более неблагоприятной) по сравнению с динамикой первичной преступности, то причиной этого будет недостаточная (или низкая) эффективность подсистемы специальных мер борьбы с рецидивной преступностью, и задача будет заключаться в том, чтобы установить, какие недостатки снижают эффективность борьбы с рецидивной преступностью. Без этого невозможно планировать меры, способные повысить эффективность борьбы с ней.
Таким образом, предупреждение рецидивной преступности должно осуществляться комплексно. Искусственное преувеличение важности одного направления перед другими неизбежно приведет к обратному от ожидаемого результату.
1См.: Курляндский В.И. Уголовная ответственность и меры общественного воздействия. М., 1965. С. 32.