Научная статья на тему 'Причины и условия распространения в Казахстане идей исламского экстремизма'

Причины и условия распространения в Казахстане идей исламского экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
660
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / ЭКСТРЕМИЗМ / EXTREMISM / ТЕРАКТЫ / МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / MISSIONARY ACTIVITIES / МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / РАДИКАЛИЗАЦИЯ / RADICALIZATION / TERRORIST ACTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Нургалиева Агиила Мустахимовна, Нургалиева Жанна Кенесовна

В статье разбираются основные причины распространения в Казахстане радикального политического ислама: социально-экономические, психологические факторы, организационные просчеты властей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины и условия распространения в Казахстане идей исламского экстремизма»

POLITICAL SCIENCES

Reasons and propagation condition for ideas of Islamic extremism

in Kazakhstan 1 2 Nurgaliyeva A. , Nurgaliyeva Zh. (Republic of Kazakhstan)

Причины и условия распространения в Казахстане идей исламского

экстремизма 12 Нургалиева А. М. , Нургалиева Ж. К. (Республика Казахстан)

'Нургалиева Агиила Мустахимовна /Nurgaliyeva Agiila - доктор исторических наук, профессор; 2Нургалиева Жанна Кенесовна /Nurgaliyeva Zhanna - кандидат социологических наук, кафедра всемирной истории и социально-политических дисциплин, Западно-Казахстанский государственный университет, г. Уральск, Республика Казахстан

Аннотация: в статье разбираются основные причины распространения в Казахстане радикального политического ислама: социально-экономические, психологические факторы, организационные просчеты властей.

Abstract: this paper unpacks major reasons for expansion of radical political Islam in Kazakhstan: social and economic, psychological factors, organizational blunders of the authorities.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, теракты, миссионерская деятельность, молодежь, радикализация.

Keywords: terrorism, extremism, terrorist acts, missionary activities, youth, radicalization.

Общеизвестно, что в современных условиях реальную угрозу как для всего мирового сообщества, так и национальной безопасности нашего государства, его территориальной целостности, конституционным правам и свободам граждан представляет экстремизм в различных формах его проявления. Особо опасен экстремизм, прикрывающийся религиозными лозунгами, ведущий к возникновению и эскалации межэтнических и межконфессиональных конфликтов.

Угрозы и риски безопасности в современном мире связываются, в первую очередь, с исламским радикальным фундаментализмом. Поэтому нужно основательно заниматься изучением этого феномена, мониторингом его причин и проявлений, разработкой эффективных методов борьбы с ним.

С образованием суверенного Казахстана политическая элита стала рассматривать ислам как средство этностроительства, сплочения народа и государства. В ее деятельности можно увидеть стремление перехватить инициативу использования ислама у своих возможных оппонентов. Но поощряемые сверху попытки реконструкции этноконфессиональной традиции имели много издержек. За декларациями о стабильности и «примитивности» ислама в Казахстане, об отсутствии тенденций к его политизации упустили начало распространения идей, далеких от положений либерального ханафитского масхаба, доминирующего среди мусульман Казахстана. Достаточно заметное число граждан Казахстана, особенно представителей молодого поколения, попало под влияние деструктивных религиозных сил, конечной целью которых является изменение существующего политического строя в республике.

По мнению К. Полякова, процесс зарождения и развития исламского экстремизма в Казахстане условно может быть разделен на три этапа. Первый охватывает 1991 - 1998 годы, второй - 1999 - 2010 годы, а третий - с 2011 г. по настоящее время [1].

На первом этапе возник комплекс предпосылок зарождения исламского экстремизма, вызванных новыми политическими и социально -экономическими реалиями жизни постсоветского казахстанского общества. Основную деятельность этого этапа Константин Поляков называет информационно-пропагандистской и организационной.

Этот период также можно условно назвать временем латентного формирования инфраструктуры исламского экстремизма. В определенной мере этому способствовала позиция руководства страны, которая сводилась к отрицанию возможности появления собственно казахстанского экстремистского подполья. В начале второго этапа развития исламского экстремизма в Казахстане (1999 - 2010 гг.) руководство республики приходит к осознанию серьёзности этой угрозы. Толчком к этому послужила серия террористических атак в феврале 1999 г. в соседнем Узбекистане. Граждане Узбекистана, признанные причастными к совершению терактов в Ташкенте, были задержаны на территории Казахстана и затем экстрадированы в Узбекистан.

На третьем этапе развития исламского экстремизма в Казахстане, начало которого можно датировать 2011 г., отмечается переход деятельности экстремистов к террористическим методам борьбы. Уже в 2011 г. по стране прокатилась серия терактов, с участием в т.ч. и смертников: убийство семи человек, а затем самоподрыв «последователя исламизма» в городе Тараз, самоподрыв смертника в Актобе, нападение экстремистов на полицейских в пос. Шубарши. В октябре 2011 г. несколько взрывов прогремело в Атырау. Ответственность за взрывы в Атырау взяла на себя радикальная группировка «Солдаты Халифата», созданная гражданами республики «в целях развязывания джихада на территории Казахстана» [2]. 5 июня 2016 г. в Актобе три радикальные группировки боевиков напали на два оружейных магазина, воинскую часть, захватили автобус [3].

Среди основных причин и условий распространения в Казахстане идей исламского экстремизма, следует выделить следующие:

1. Социально-экономические факторы: массовая миграция сельских жителей в города, вынужденных отказываться от привычного образа жизни, ставшая характерной чертой 90-х годов XX и начала XXI века, снижение уровня жизни, безработица, неуверенность в завтрашнем дне, озлобленность, вызванная неудовлетворенностью базовых потребностей (безопасность, идентичность, признание и др.), растущий разрыв между богатыми и бедными, нерешенность многих региональных проблем, общая деградацию образования. Большое значение имеет также дефицит коллективных форм общения, тогда как мечеть или молитвенный дом изначально предполагает коллективизм, окружение вниманием и любовью.

2. Сформировавшееся в массовом сознании не без помощи правящей элиты убеждение о ценности ислама как мировоззренческой и общественной силы, способной решить все проблемы.

3. Религиозное невежество подавляющего большинства казахстанцев. Они не могут разобраться в догматических спорах, а просто чувствуют феномен мироощущения той или иной религии и выбирают тот ее вариант, который отвечает их психологическому настрою. Казахстанская молодежь, интересующаяся религиозными знаниями, весьма смутно представляет, где проходит грань между традиционной религией и псевдорелигиозностью. Значительная часть казахстанцев, относящих себя к мусульманам, даже не понимают - к какому мазхабу относятся, какие авторитеты религиозные есть в этом течении. Люди, которые знают, что они мусульмане или православные, но не знают, что это означает, становятся открытыми различным экстремистским веяниям и могут радикализироваться.

4. Неспособность исполнительной власти, включая вновь образованные правоохранительные органы и специальные службы, в данный период организовать эффективную работу по противодействию религиозному экстремизму, т.к. считалось, что исламский экстремизм - это иностранное явление, и не имеет социальной базы в Казахстане.

5. Либеральный характер первого казахстанского закона в религиозной сфере «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» от 15 января 1992 года [4], согласно которому для открытия религиозной организации было достаточно всего лишь 10 человек.

6. Некритическое отношение руководства страны к образовательной, благотворительной и миссионерской деятельности со стороны ряда стран ярко выраженной исламской ориентации (Саудовская Аравия, ОАЭ, Пакистан, Кувейт, АРЕ и др.) в Казахстане. Страну буквально заполнили агенты влияния различных религиозно-экстремистских организаций,

68

ставящих своей целью не только ускорить, но и максимально радикализировать процесс всеобщей исламизации. В течение нескольких лет в Казахстан абсолютно легально прибывали многочисленные специалисты в области теологии, ввозилась никем не контролируемая религиозная литература. С начала 1990-х годов в Южном Казахстане стала отмечаться деятельность представителей международных исламских организаций Ислах, Тайба, Комитет мусульман Азии и др. Большая их часть под видом миссионерской деятельности занималась распространением идей радикального ислама [5, 121 - 122]. В середине 1990-х годов правоохранительными органами Казахстана была выявлена организационная и пропагандистская деятельность эмиссаров международных и региональных исламских экстремистских и террористических организаций (Аль-Каида, Хизб-ут-Тахрир-аль-Ислами, Исламское движение Узбекистана и др.).

7. Неконтролируемый рост числа культовых исламских учреждений, в том числе так называемых «частных» мечетей. Проповеди в них осуществлялись в соответствии с религиозными и религиозно-политическими предпочтениями спонсоров.

8. Низкий авторитет официальных служителей культа, т.к. зачастую на служение в многочисленные новые официальные мечети Духовного управления мусульман Казахстана приходили лица, имевшие поверхностное знание ислама, умевшие только выполнять обрядово-ритуальные действия (бракосочетание, похороны и т.п.). Как правило, они были неспособны разбираться в тонкостях исламского богословия, особенностях тафсира, избегали обсуждения социальных, экономических, политических проблем.

9. Низкий авторитет Духовного управления мусульман Казахстана, созданного в 1990 году. В результате росло числа общин, не связанных с ДУМК, которые рассматривали существование властных органов, отвечающих за религиозную стабильность (в том числе Агентство по делам религий), как формализацию и бюрократизацию религиозных вопросов [6].

10. Резкое увеличение количества частных религиозных школ и медресе и иных исламских культурных и образовательных центров, где наряду с арабской графикой преподавались специализированные мусульманские дисциплины. В результате, многие эти образовательные учреждения, по сути, превратились в самостоятельные религиозные центры радикального толка, где наряду с программой традиционного обучения проводилась пропаганда собственных социальных и политических взглядов.

11. Получение молодыми казахстанцами религиозного образования в зарубежных исламских учебных заведениях (Турция, Иран, Саудовская Аравия, Пакистан, Египет и др.). Часть подобных заведений строит свою образовательную деятельность, в том числе, на идеях радикального ислама. В ходе обучения казахстанские студенты неизбежно усваивали религиозные взгляды и ценности, которые отличались от традиционно принятых в Казахстане. Нередко они попадали под влияние представителей радикальных исламских организаций. Даже в авторитетном египетском университете Аль-Азхар будущие священнослужители становились объектом внимания членов нелегальных ячеек исламистов [7].

12. Получившие религиозное образование в зарубежных исламских учебных заведениях молодые казахстанцы нередко становились проповедниками радикального ислама. Как сообщила в начале 2015 года прокуратура Атырауской области, в регионе были выявлены и поставлены на учет более пятидесяти жителей, получивших теологическое образование за рубежом. А в ходе профилактических мероприятий, проведенных как самой прокуратурой, так и другими уполномоченными государственными органами, семнадцати таким гражданам были вручены предостережения о недопущении распространения среди жителей области идей исламского радикализма [8].

13. Стремление определенной части политиков использовать религию в борьбе за власть и привилегии, что привело к проникновению в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры сторонников нетрадиционных исламских течений.

14. Долгое время неконтролируемое распространение исламской литературы. Частные благотворительные фонды «Халифы Алтая», «Аль-Баракат», «Каусар», издательства «Каблан», «Шапагат-Нур», «Нурлы-Алем», «Мусульман» распространяли в республике литературу, в том числе, и экстремистского характера [9].

69

15. Проникновение радикального ислама через пенитенциарную систему. Особенно это заметно в учреждениях уголовно-исполнительной системы на западе Казахстана, где неоднократно выявлялись случаи организации целых филиалов различных сект прямо внутри мест отбытия наказаний и вербовки новых членов среди заключенных, ранее не являвшихся исламистами. Имелись и данные о том, что часть исламских проповедников буквально стремится получить хотя бы небольшой срок заключения, считая, что именно там они смогут найти себе достаточное количество новых единомышленников [8].

16. Использование сторонниками религиозно-политического экстремизма пространства Интернета, методов и средств психологической войны, обращение не к разуму и логическим аргументам, а к эмоциям и инстинктам людей, к предрассудкам и предубеждениям, к разнообразным мифологическим конструкциям с целью вызвать или усилить у обрабатываемых ими людей недовольство существующим строем и заполучить у них поддержку своих планов. Манипулирование религиозными текстами и ссылки на богословские авторитеты в сочетании с представлением извращенной информации используются ими для создания эмоционального дискомфорта и подавления способности человека логически мыслить и трезво оценивать происходящие события. Угрозы, шантаж и провокации являются составными элементами «аргументации» религиозно -политических экстремистов.

Высказывавшиеся предположения, что религиозные экстремисты все больше и больше будут пользоваться сочувствием со стороны населения Казахстана, к счастью, не оправдываются. Иммунитет общества к идеям дезинтеграции сохраняется. Однако мы не можем быть морально индифферентными к распространению идей, противоречащих традиционному исповеданию ислама. Внедрение деструктивных идей в ханафитскую среду угрожает единству нашего общества, создает предпосылки для кризиса и нестабильности, может вызвать разобщенность и децентрализованность в рамках мусульманского сообщества.

Литература

1. Поляков К. Исламский экстремизм в Казахстане. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kavigator.ru/articles/23314/ (дата обращения: 10.11.2013).

2. Теракт безответственности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://news.rambler.ru/cis/33828130/?track=topic_topnews2/ (дата обращения: 05.06.2016).

3. О перестрелках в Актюбинске: чужие террористы в Казахстан уже не ходят. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/accidents/2141096.html. (дата обращения: 05.06.2016).

4. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» // Ведомости Верховного Совета Республики Казахстан, 1992. № 4.

5. Жусупов С. Ислам в Казахстане: прошлое, настоящее, будущее во взаимоотношениях государства и религии / Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

6. Баринов И. Исламизм в Казахстане и Центральной Азии: история против современности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ia-centr.ru/expert/15185/ (дата обращения: 18.02.2013).

7. Поляков К. И. Исламский университет аль-Азхар: традиции и современность // Ближний Восток и современность, 2000. Вып. 9.

8. Шаяхметов Б. Казахстан: «салафиты» рвутся к власти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. zonakz.net/blogs/user/bejbut_shaj axmetov/2633 8. htm. l.

9. Ибраев Т. «Исламский ренессанс» в Казахстане. Благо или угроза? [Электронный ресурс]: интернет-портал «Antiterror Today». Режим доступа: http://antiterrortoday.com/ (дата обращения: 05.06.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.