Научная статья на тему 'Причины и профилактика травм опорно-двигательного аппарата у студентов-спортсменов различной квалификации'

Причины и профилактика травм опорно-двигательного аппарата у студентов-спортсменов различной квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты-спортсмены / травмы опорно-двигательного аппарата

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Попереков Владислав Сергеевич, Погудин Дмитрий Владимирович

В статье рассматриваются вопросы профилактики травматизма опорно-двигательного аппарата у студентов-спортсменов различной квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины и профилактика травм опорно-двигательного аппарата у студентов-спортсменов различной квалификации»

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях Б01: 10.24412/с1-37132-2023-1-237-240

Причины и профилактика травм опорно-двигательного аппарата у студентов-спортсменов различной квалификации

Попереков Владислав Сергеевич, кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Погудин Дмитрий Владимирович,

студент

ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы профилактики травматизма опорно-двигательного аппарата у студентов-спортсменов различной квалификации. Ключевые слова: студенты-спортсмены, травмы опорно-двигательного аппарата.

Исследования показывают, что у большинства студентов с каждым годом снижается уровень состояния их здоровья. Кроме того, в ходе адаптации к учебному процессу, студенты, занимающиеся спортом, далеко не всегда находят время для решения задач профилактики травм опорно-двигательного аппарата своего организма [3].

Современные студенты - это молодые люди в возрасте от 17 до 25 лет. В этом возрасте у большинства студентов завершается «фаза юности», идёт переход в фазу «взросления», завершая этап морфофункционального развития организма. Данный возрастной период, в некотором смысле, является рубежом достижений студентов-спортсменов, отражением их многолетнего процесса спортивной тренировки. При этом увеличиваются риски отрицательного воздействия повышенных физических нагрузок в совокупности с внешними факторами -необходимость регулярного посещения предметных дисциплин, необходимость соблюдения режима дня, питания, нагрузок и отдыха. Всё это может определенным образом влиять на показатели, характеризующие функциональное состояние организма студентов [6].

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата занимают значительное место среди всех встречающихся отклонений в состоянии здоровья студентов. Чаще всего это разные формы нарушений осанки, деформации свода стопы и спортивные травмы [2].

Необходимо отметить, что показатели травматизма опорно-двигательного аппарата студентов, активно занимающихся спортом, составляют 45,7% [5].

В студенческие годы всё ещё происходит рост и развитие организма, процессы морфологического и функционального совершенствования его отдельных органов и систем. При этом развитие организма мужчины и женщины в возрасте 18-24 лет неодинаково, а значит должны отличаться и тренировочные нагрузки. Например, в старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника у юношей, продолжается рост тела и у девушек. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный отдел, а медленнее - шейный отдел. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Но длина позвоночника юношей и девушек 17-20 летнего возраста, по сравнению с ростом тела в длину, отстает. В этом возрасте продолжается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки [1].

К дозированию физической нагрузки на тренировках студентов-спортсменов различной квалификации нужно подходить индивидуально, учитывать не только вид спорта, которым занимается студент, но также возраст, пол и уровень физической подготовленности.

Большинство современных видов спорта оказывают значительную нагрузку на опорно-двигательный аппарат студентов-спортсменов - возможные травмы спины, коленного и голеностопного суставов. При этом частота травматизма опорно-двигательного аппарата намного выше, чем другие нарушения в состоянии здоровья спортсменов вообще [2, 4].

Основными причинами травм опорно-двигательного аппарата у спортсменов являются:

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

1. Чрезмерные нагрузки и хронические перенапряжения, которые не соответствуют уровню физической подготовленности спортсмена.

2. Нехватка профилактических средств воздействия.

3. Некачественная экипировка спортсмена.

4. Невысокий уровень развития силы мышц.

5. Недостаток витаминов и минеральных веществ [4, 5].

К наиболее распространенным видам травм опорно-двигательного аппарата среди студентов-спортсменов относятся: ушибы, вывихи, растяжения, разрывы связок и сухожилий, разрывы мышц, переломы костей. Травмы опорно-двигательного аппарата возникают в основном при физическом контакте с соперником или при чрезмерном напряжении определенного сегмента опорно-двигательного аппарата [4].

Необходимо подробно изучать всевозможные причины возникновения травматизма, чтобы правильно дозировать физические нагрузки на тренировках студентов-спортсменов.

Особое внимание следует уделить процессу физической реабилитации после получения травмы. Анализ и обобщение рекомендаций специалистов в области спорта и травматологии позволил классифицировать стадии реабилитации [4, 6]:

1. Профилактика травматизма - укрепление мышц и связок.

2. Кинезиотейпирование - накладка эластичных лент на суставы.

3. При травме - снятие боли, фиксация.

4. Стадия восстановления - комплексы специальных физических упражнений; медикаментозное лечение.

5. Стадия возобновления тренировочного процесса (дозированно).

Таким образом, профилактика травматизма опорно-двигательного аппарата у студентов-спортсменов является важной задачей организации процесса спортивной тренировки. Возобновление соревновательной деятельности возможно лишь после полного выздоровления спортсмена. Во избежание рецидива необходимо регулярно использовать профилактические средства для минимизации риска новых травм.

Современные образовательные практики в студенческих исследованиях

Библиографический список

1. Ермолаев, Ю. А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. проф. учеб. заведений физ. культуры 2002. - С. 20-24.

2. Мельчакова, В. Л., Линькова Н. А. Роль компетентности студентов в области профилактики функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата. Современные здоровьесберегающие технологии. - 2018. - С. 76-80.

3. Меерманова, И. Б., Койгельдинова Ш. С., Ибраев С.А. Состояние здоровья студентов, обучающихся в высших учебных заведениях. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2017. - С. 90-93.

4. Томаса, Е. Г. «Консервативное лечение травм у спортсменов», Медицина, 2005. - С. 66-77.

5. Шалда, С. В. Применение упражнений на тренажерах для коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у студентов. Актуальные научные исследования в современном мире. - 2019. - С. 54-61.

6. Юртайкина М. Н., Чаиркин И. Н., Селякин С. П. и др. Анатомофункци-ональная характеристика уровня физического развития и компонентный состав тела студентов юношеского возраста Республики Мордовия. Морфологические ведомости. - 2020. - С. 61-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.