УДК 338.054.23 © В. Ю. Буров
ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕНЕВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В данной статье рассмотрены теневые экономические отношения как реакция государственного регулирования, выявлены причины возникновения и последствия их развития.
Ключевые слова: теневая экономика, предпринимательская деятельность, политическая нестабильность, теневой бизнес.
V.Y. Burov
CAUSES AND EFFECTS OF SHADOW ECONOMIC RELATIONS
This article describes the shadow economic relations as a reaction of government regulation, the causes and consequences of their development.
Keywords: shadow economy, entrepreneurship, political instability, shady business.
Развитие теневых экономических отношений является реакцией на государственное регулирование, что связано с ограничениями, а неразумные ограничения провоцируют их нарушения, особенно если это обеим сторонам.
Многие виды проявления теневой экономики (например, уклонение от налогов) объясняются во многом именно неэффективностью государственного регулирования - бюрократизацией управления, слишком высокими налогами и т.д. Согласимся с мнением Л. Мизеса [7], что если налоги превышают некоторый умеренный предел, то они превращаются в средство разрушения рыночной экономики.
По мнению отечественных исследователей Ю. Латова и С. Ковалева [6, С. 266-268], на современном этапе сформировались две парадигмы анализа теневых экономических отношений - институциональная («десотианская») и традиционно-институциональная (культурологическая). В первом случае, по мнению авторов, главной причиной теневых отношений является несовер-
шенство законов и правоохранительной деятельности, которые создают большие издержки для легальной защиты прав собственности, во - втором случае главная причина - это культурные нормы, которые рассматривают конкурентную предпринимательскую деятельность как маргинальную, морально осуждаемую.
Д. Фаррелл [5] делает упор на экономические факторы, способствующие зарождению, росту и, соответственно, современному уровню теневой предпринимательской деятельности, с точки зрения причин и условий, является:
• неспособность или не желание государства заставить компании выполнять возложенные на них законом обязательства. Неспособность объясняется низкой квалификацией чиновников и плохой организацией государственных ведомств, низкими штрафами за нарушение законодательства, неэффективностью судебной системы. Нежелание объясняется личной заинтересованностью чиновника в обогащение не правовыми способами (коррупция);
• слишком высокие издержки (наиболее очевидно для представителей малого бизнеса) связанные с функционированием в рамках официальной экономики. Волокита, чрезмерная налоговая нагрузка, высокие затраты, связанные с соблюдением стандартов качества и норм охраны труда, все это вынуждает предпринимателей уходить в теневой сектор экономики;
• существующие социальные нормы. Во многих развивающихся странах общественное мнение относится к несоблюдению законодательства вполне терпимо. Считается, что малые предприятия вправе уклоняться от уплаты налогов и нарушать законодательные нормы, чтобы нейтрализовать конкурентные преимущества больших современных компаний и неадекватные правовые и экономические условия, созданные государством, для становления и развития малого предпринимательства.
В этом же аспекте, весьма интересен анализ причин появления теневой экономики в странах с различными социально-экономическими системами, проделанный Д. Касселем и У. Цичи [5]. По их мнению, общим моментом является экономическая роль государства, особенности в сфере регулирования распределительных отношений. Что же касается конкретных экономических причин, то они различны: на Западе в первую очередь усиление налогового нажима, на Востоке - инфляция. Именно эти причины лежат в основе роста теневой экономики и определяют пропорции между нею и официальной экономикой.
А. Смирнов и Е. Рогозинский [10] называют следующие основные причины теневой экономики, что так же совпадает с нашими исследованиями:
• Деструктивные потребности человека, существующие в любом обществе и при любых формах социально-экономического уклада.
• Неспособность существующей экономической системы обеспечить наиболее эффективное использование производительных сил и необходимый уровень производственных отношений для поддержания высокого качества жизни населения страны.
• Возникновение теневой экономики из-за деформации отношений собственности.
Рассмотрим основные причины, способствующие развитию теневой экономики в странах, находящихся в стадии социально-экономического реформирования. По мнению С.П. Глинкиной [2] это:
• Политическая нестабильность общества, влекущая за собой дисфункцию ранее действовавшей государственной и общественной институциональной среды.
• Неэффективное государственное регулирование всех социально-экономических процессов в стране.
• Ослабление правоохранительных, судебных и исполнительных органов власти, что приводит к массовому применению противоправных способов решения многих вопросов социально-экономической жизни общества и порождает предпринимателей с психологией временщиков, которые стремятся использовать все возможности для обретения личных выгод, обеспечения дальнейшей жизнеспособности своих предприятия, сохранения и увеличения прибыли, как возможной гарантии будущего развития, даже в ущерб ближним и всему остальному сообществу.
С другой стороны, современная теневая экономика возникла не только в результате попыток ограничить свободу рынка, но и в силу природы самих рыночных отношений, которые базируются на стремлении индивидуума:
а) к неадекватному обогащению;
б) к защите своих социальных благ, необходимых для элементарного физиологического и духовного выживания.
Этому способствует созданная государством неадекватная правовая и экономическая предпринимательская среда, проявляющееся в декларативности пропагандируемых и исповедуемых ценностных ориентиров, недостаточной поддержке предпринимательства и в огромных размерах бюрократии и коррупции.
Большая часть исследователей считают теневую экономику в основном негативным феноменом. Существует и другая точка зрения, заключающая в том, что последствия теневой экономической деятельности нельзя оценивать однозначно. Считается, что нелегальная деятельность может дать некоторые преимущества: практикующим ее предприятиям - увеличение прибыли; работникам - получение возможности трудиться; потребителям - возможность получить товары и услуги по более низким ценам.
Многие виды теневой экономики (особенно скрытая и неформальная) объективно помогают развитию официальной экономики, чем препятствуют ему и особенно это касается сектора малого бизнеса. И здесь мы готовы согласиться с мнением швейцарского экономиста Д. Кассела [5], который выделяет три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве:
• «экономическая смазка» - сглаживание перепадов в экономической конъюнктуре при помощи перераспределения ресурсов между легальной и теневой экономикой;
• «социальный амортизатор» - смягчение нежелательных социальных противоречий (в частности, неформальная занятость облегчает материальное положение малоимущих);
• «встроенный стабилизатор» - теневая экономика подпитывает своими ресурсами легальную (неофициальные доходы используются для закупки товаров и услуг в легальном секторе, «отмытые» преступные капиталы облагаются налогом и т.д.).
Проблема теневой экономики двоякая. Нельзя категорически заявлять, что теневой бизнес - это плохо. Теневая экономика - это сокращение безработицы, возможность для бизнеса улучшить материально-техническую базу, рост реального сектора экономики. Но нелегальная деятельность не вносит усовершенствований в систему регулирования экономики, а лишь приводит к усилению борьбы за раздел существующих рынков.
Исследования доказывают, что соотношение позитивных и негативных эффектов теневой экономики зависит и от ее масштабов, на это обращает внимание в своих исследованиях Ю. Латов (рис. 1), [5. С. 18-19]
Рис. 1. Зависимость эффектов теневой экономики от ее масштабов
Позитивный эффект теневой экономики возрастает по параболе, т.е. темп его роста замедляется с увеличением относительной величины теневой экономики. Зато негативный эффект имеет ярко выраженную тенденцию к ускоренному росту по мере увеличения масштабов теневой экономики, что объясняется увеличением дестабиллирующей функции.
Считаем, что в целом влияние теневой экономики на общество является негативным. Наибольший вред нелегальной теневой экономики заключается в следующем:
а). происходит антисоциальное перераспределение доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных групп (бюрократов, теневых предпринимателей, частично преступного мира), уменьшающее благосостояние общества в целом;
б). резко снижается эффективность системы управления экономикой.
Развитие теневого сектора экономики наносит ущерб государственному
бюджету и косвенно - другим экономическим агентам, действующим в рамках закона. При этом теневая экономика всегда имеет стремление к формам криминальной экономической деятельности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой, а затрагивают практически все стороны общественной жизни, в т.ч. препятствуют становлению и
развитию цивилизованного предпринимательства и угрожают экономической безопасности общества.
По мнению А.К. Бекряшева [11], В. О. Исправникова [4], Мациевского Н.С. и др. отечественных ученых наличие теневой экономики приводит к деформации рыночного механизма, которая оказывает деструктивное влияние на режим конкуренции - ключевого и основополагающего условия функционирования экономики рынка.
Быстро прогрессирующая бюрократия и коррупция создали условия, при которых появился спрос на коррупционные предложения, что исказило методы, формирующие конкурентное преимущество: предприимчивость; инициативность; новаторство. В неадекватных экономических условиях спрос и предложение определяет не рынок, а чиновник. Коррупционная заинтересованность чиновника искажает реальную цену предложения в сторону ее большого увеличения, что приводит к искажению смысла самой конкуренции. Поэтому конкуренция в теневом секторе всегда является несовершенной (деструктивной). При полностью коррупционных сделках конкуренция принимает крайнюю форму и в этих случаях цена не выступает регулятором спроса и предложения, а выполняет искаженную функцию перераспределения денежных доходов между коррупционными сторонами сделки [1].
Негативные последствия теневых процессов, согласно исследованиям В. А. Гамзы [2], Ю. В. Латова [5], Д. Р. Песковой [8], С. А. Потокиной [9], проявляются в их деструктивном характере, что приводит к деформированию социальных и экономических институтов и устоев общества:
• негативное влияние на рыночный механизм, что оказывает деструктивное влияние на режим конкуренции и проявляется в злоупотреблении доминирующим положением на товарных и финансовых рынках, незаконном использовании авторских прав, интеллектуальной собственности, в устанав-лении монопольного контроля над рынками и сферами деятельности;
• деформирование налоговой системы через сокрытия доходов, что приводит к увеличению налоговых отчислений у законопослушных налогоплательщиков и стимулирует сокрытие их доходов от налогообложения, при этом усиливается дифференциация доходов и все большее количество населения вовлекается в теневые отношения;
• вытеснение официально работающих из легальной экономики в теневую сферу, что способствует развитию теневого рынка труда;
• отрицательное влияние на состояние государственных финансов, на формирование доходных и расходных статей местного, регионального и федерального бюджетов;
• негативное воздействие на денежно-кредитную систему страны, что приводит к деформации денежно-кредитной системы, искажению структуры платежного оборота, стимулированию инфляционных процессов;
• значительное влияние на макроэкономическую политику государства, проявляющее при макроэкономическом регулировании экономики;
• деформация инвестиционных процессов, которая проявляется в замедлении экономического роста и связано в т. ч. с оттоком капитала за границу;
• значительные деформации социальной сферы, проявляющий в т. ч. в деформации структуры потреблении, связанное как следствие несправедливого перераспределения доходов, приватизации государственной собственности, расширения рынков нелегально производимых товаров и услуг;
• отрицательное воздействие на условия воспроизводства необходимой рабочей силы в легальной экономике (предприятия теневой сферы за счет повышенной заработной платой могут привлекать более квалифицированную рабочую силу и не заботиться о ее воспроизводстве);
• отрицательное влияние на характер международных экономических отношений с бизнес-сообществом многих стран мира;
• ухудшение морально-нравственного состояния населения России -произошла полная смена фундаментальных ценностей и ориентиров, теневой образ жизни стал привычным явлением, авторитет государства в глазах всего общества значительно подорван;
• сращивание деструктивных интересов государства и крупного капитала - сформировались олигархические структуры, контролирующие ведущие сырьевые отрасли российской экономики и имеющие возможность влиять на деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов в нашей стране.
Можно сделать вывод, что двумя основными факторами (причинами), способствующими зарождению и развитию теневой экономики, являются: неадекватная государственная, правовая и экономическая политика - с одной стороны, и стремление человека к самосохранению (защите своих социальных благ) и неадекватному обогащению - с другой. Весь этот процесс происходит в благоприятных для роста теневой экономики условиях, бюрократической и коррупционной среде.
Литература
1. Буров В. Ю. Теневая деятельность субъектов малого предпринимательства и пути ее легализации: монография / В.Ю. Буров. - Чита: ЧитГУ, 2010. С. 27-28.
2. Гамза В.А. Что такое российская теневая экономика и как с ней бороться // Глинкина С.П. Коррупция в России: причины, масштабы, качественные изменения // Восток, № 1, 2000. С. 75 - 83.
3. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике: материалы Всерос. науч. конф. М., 2007.
4. Исправников В. О. Исправников В.О. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила / В. О. Исправников, В. В. Куликов. - Москва: Рос. экон. журн., 1997. -192 с.
5. Латов Ю.В. Теневая экономика: учеб. пособие для вузов / Ю. В. Латов, С. Н. Ковалев; под ред. В.Я. Кикотя, Г.М Казиахмедова. - Москва: Норма, 2006. - 336 с.
6. Латов Ю.В. Экономика вне закона // Очерки по теории и истории теневой экономики [Электронный ресурс] / Моск. обществ. науч. фонд. 2009. URL: http: //www.krugosvet.ru/articles/103/1010314/1010314a1. htm (дата обращения: 17.12.2009).
7. Мизес Л. Фон. Человеческая деятельность: трактат по экономической теории / Л. Фон. Мизес. - Челябинск: Социум, 2005. - 878 с.
8. Пескова Д.Р. Теневая экономика и экономический рост - определение направлений взаимовлияния // Государственная политика противодействия
В.А. Шабыков, Н.Э. Шабыкова. Теоретические вопросы значения инновационной политики промышленных предприятий региона
коррупции и теневой экономике: материалы всероссийской научной конференции. -Москва, 2007.
9. Потокина С.А. Институциональные формы и методы нейтрализации «теневой» экономики в России: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - Тамбов, 2003
10. Смирнов А. И., Рогозинский Е. В. Анализ причин и условий существования теневой экономики на современном этапе развития // Проблемы современной экономики. - 2008. - № 2 (26).
11. Теневая экономика и экономическая преступность: электрон. учебник / А.К. Бекряшев [и др.]; Омский государственный университет. - URL: http:// newasp.omskreg.ru/bekryash/.
Буров Виталий Юрьевич, кандидат экономических наук, директор Института экономики и управления, Бурятский государственный университет
Burov Vitaly Yur 'evich, candidate of science in economics, director of the Institute of Economies and Management, Buryat State University