Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО ВОССТАНИЯ БАШКИР В 1755-1756 гг.'

ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО ВОССТАНИЯ БАШКИР В 1755-1756 гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1851
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА / XVIII ВЕК / ВОССТАНИЕ БАШКИР / БАТЫРША / ПРИЧИНЫ / НАЧАЛО / ЗНАЧЕНИЕ ВОССТАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Худайгулов Т. С.

Статья посвящена башкирскому восстанию 1755-1756 гг. Рассматриваются причины и начало движения, показывается, что усиление феодализма и национального гнета вынудило коренное население взяться за оружие. Восстание потерпело поражение, однако царское правительство пошло на существенные уступки не только восставшим, но и всему угнетенному населению Урала и Среднего Поволжья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО ВОССТАНИЯ БАШКИР В 1755-1756 гг.»

УДК 94 (470.57)

раздел ИСТОРИЯ

ПРИЧИНЫ И НАЧАЛО ВОССТАНИЯ БАШКИР В 1755-1756 гг.

© Т. С. Худайгулов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 272 55 06.

E-mail: [email protected]

Статья посвящена башкирскому восстанию 1755—1756 гг. Рассматриваются причины и начало движения, показывается, что усиление феодализма и национального гнета вынудило коренное население взяться за оружие. Восстание потерпело поражение, однако царское правительство пошло на существенные уступки не только восставшим, но и всему угнетенному населению Урала и Среднего Поволжья.

Ключевые слова: история Башкортостана, XVIII век, восстание башкир, Батырша, причины, начало, значение восстания.

40-50-е гг. XVIII в. - время усиления феодального и национального гнета в Башкортостане. Шел интенсивный захват башкирских земель. В 1735-1755 гг. на западной и южной окраинах, а также во внутренних районах края было основано 45 крепостей, вокруг них - множество редутов и форпостов [1]. Значительные изъятия земли были связаны с возникновением горных заводов. К концу 50-х гг. в Башкирии насчитывалось 58 железных и медных заводов, принадлежавших крупным купцам, дворянам и казне [2-7]. 11 февраля 1736 г. вышел Указ, разрешивший продажу земель русским дворянам, офицерам и служилым мишарям [8]. Указом, в первую очередь, пользовались дворяне и заводчики, скупая за бесценок башкирские земли. Правительство осуществило налоговую реформу. Сенатским указом от 16 марта 1754 г. был снят ясак с башкир, мишарей и служилых татар Оренбургской губернии, но их обязали покупать соль из казны за 35 коп. за пуд. Этот указ вызвал серьезное недовольство населения, так как покупка соли обошлась ему намного дороже, чем уплата ясака. К тому же, соляные источники, которые башкиры считали своей вотчиной, в связи с введением казенной монополии на соль отошли в распоряжение государства. Не менее важно было и то, что башкиры, рассматривая ясак гарантией своих вотчинных прав на землю, восприняли его отмену как ликвидацию этих прав. В связи с массовым строительством крепостей резко выросли военнотрудовые повинности нерусского населения края. С 1745 г. власти вместо эпизодических караулов на границах с казахами обязали башкир ежегодно выставлять для несения военно-сторожевой службы 1335 человек, мишарей - 191 человека. Тептяро-бобыльское население «для городового строения» должно было выставить по 707 человек [9]. Число фактически привлеченных к выполнению этих повинностей оказалось гораздо больше.

В Башкирии активизировалась политика христианизации. Повстанцы, особенно их жены и дети, попавшие в руки властей в ходе подавления восстаний 1730-х гг., насильственно обращались в христианство. В эти годы были разрушены многие мечети. По Указу от 11 февраля 1736 г. было запре-

щено их строительство, усилен контроль за деятельностью мусульманского духовенства.

Существенно ограничивалось местное самоуправление башкир. Власти заменили наследственных старост назначенными старшинами и установили полный контроль за последними. Были запрещены традиционные йыйыны - народные собрания в волостях и дорогах, за исключением все-башкирского, который мог проходить лишь под контролем уфимских властей. По Указу от 10 июля 1742 г. было запрещено свободное передвижение населения по территории Башкирии.

Усилились произвол и злоупотребления представителей местной царской администрации. Об этом свидетельствует тот факт, что, по данным уфимского вице-губернатора П. Д. Аксакова, лишь 2 переводчика Оренбургской экспедиции Енайда-ров и Уразлин во время подавления восстания 1735-1740 гг. и в последующие годы обобрали население на 79123 руб., не считая закабаленных ими людей и отобранных лошадей [10].

Не менее важной причиной ухудшения положения рядовых масс является дальнейшее развитие феодальных отношений. К середине XVIII в. заметно обострились классовые противоречия в башкирском обществе. Местные феодалы усилили эксплуатацию рядовых общинников. Документы тех лет ярко отражают недовольство башкирских масс гнетом со стороны «своих» феодалов. В них они неоднократно жаловались на Ш. Мрякова, А. Аса-нова, Ш. Бурчакова и др. [10].

Сказанное вполне объясняет причины возникновения в крае к середине 50-х гг. XVIII в. напряженной обстановки. Недовольство подогревалось слухами о предстоящем переводе нерусского населения Башкирии в подушный оклад и введении среди него рекрутской повинности.

Осенью 1754 г. начинается подготовка восстания. Его инициаторами выступили башкиры Бурзянской волости Ногайской дороги. Их поддержало население южных волостей этой же дороги, ряда волостей Сибирской дороги. Затем бурзянцы обратились за помощью к казахам Ср. Орды, которые обещали их поддержать.

Слухи о готовящемся восстании распространились по всей Башкирии. Мусульманское духо-

КБЫ 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №4

1049

венство было недовольно религиозными притеснениями: христианизацией, запретом строительства мечетей, вмешательством царской администрации и местных феодалов в религиозные дела.

Зимой 1755 г. мулла Батырша Алиев и его ученики активно готовят восстание. Абдулла Алиев -Батырша - в это время жил в ауле Карыш Осинской дороги, был известен как один из образованных и популярных мулл Башкирии. Его национальная принадлежность неизвестна. Он хорошо знал настроение населения, его недовольство политикой правительства, особенно указом о снятии ясака.

В марте 1755 г. башкиры Ногайской дороги известили Батыршу о своем решении восстать в конце мая [11]. Батырша составил воззвание к башкирскому народу. В нем автор подробно характеризует тяжелое положение трудовых масс нерусского населения края всего Урало-Поволжья, разоблачает политику русского царизма и поддерживающих его местных башкирских и мишарских феодалов. Ба-тырша призвал угнетенное население региона -башкир, мишарей, татар Среднего Поволжья и казахов - к общему восстанию.

15 мая 1755 г. жители Бурзянской волости Ногайской дороги во главе с Джилан Иткулом и Ху-дайберды муллой, не выдержав насилий начальника горно-изыскательских работ Брагина и его помощников, расправились с ними. Брагин незадолго до этого был направлен в южные волости Ногайской дороги из Санкт-Петербурга «для отыскания и разработки известных камней». За короткий срок пребывания в Башкирии он, злоупотребляя своим положением, занимался грабежами и насилием, тем самым вызвав лютую ненависть башкир. 18 мая 1755 г. восставшие разорили Сапсальский ям Исет-ского тракта и двор Брагина, убили последнего и его помощников. Кроме того, они напали на проезжающих чиновников, расправились с находившимися в почтовых ямах драгунами.

В воззвании Батырши была обозначена дата восстания во всей Башкирии - 3 июля 1755 г. Но оно началось стихийно. Преждевременная вспышка восстания поставила его организаторов и сторонников в тяжелое положение, ибо подготовка еще не была закончена. Среди инициаторов борьбы начались разногласия. В этой обстановке непосредственные участники майского выступления вынуждены были с семьями и скотом бежать в казахские степи.

Оренбургский губернатор И. И. Неплюев, опытный администратор, принял срочные меры. 22 мая в Бурзянскую волость была направлена военная команда во главе с подполковником Исаковым. Несколько позднее двинулись 1300 регулярных солдат и казаков под командой оренбургского коменданта бригадира Бахметева [12-13]. В помощь этим силам были мобилизованы башкирские старшины со своими отрядами. Исакову помогали и те башкирские старшины, которые знали о подготовке восстания и обещали принять в нем участие. Одна-

ко предательство не спасло их. Власти быстро установили их прежние связи с повстанцами, они вместе с семьями были арестованы, их скот и имущество - конфискованы. Власти обнаружили, что к восстанию склонялась «едва ли не вся Ногайская дорога» [14]. Репрессии приняли массовый характер, начались повальные аресты. Уцелевшие жители Бур-зянской волости укрылись в соседних волостях.

Чтобы закрепить успех власти, в центре Бур-зянской волости была основана новая Зилаирская крепость. Вместо арестованных башкирских старшин и сотников на эти должности были назначены верные царизму мишари.

Эти мероприятия царской администрации еще более обострили обстановку. Недовольные башкиры, несмотря на неудачное начало, намеревались продолжать борьбу. Повстанцы-бурзянцы, оставив семьи у казахов, переходили р. Яик и совершали нападения на царские команды в Башкирии. Находившиеся там их сторонники вели агитацию среди жителей других волостей.

Так началось одно из драматических событий в истории Башкортостана - движение 1755-1756 гг.

Политика правительства в 40-50-х гг. XVIII в. показывает, что оно пыталось продолжать жесткую политику в крае, несмотря на массовое недовольство коренных жителей, и подавило сопротивление «огнем и мечом». Но новое восстание башкир -самое активное участие в Крестьянской войне 1773-1775 гг. - еще раз продемонстрировало правительству решимость последних продолжать вооруженное сопротивление. Царское правительство в этой ситуации вынуждено было пересмотреть свою политику в Башкортостане в сторону смягчения.

В этом состоит крупное историческое значение борьбы башкир в 1755-1756 гг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Рычков П. И. Топография Оренбургская, то есть обстоятельное описание Оренбургской губернии. Ч.2. СПб., 1762. С. 82-213.

2. Рычков П. И. Топография Оренбургская... Ч.2. С. 218-240.

3. Геннин В. И. Описание уральских и сибирских заводов. 1735. М., 1937. С. 507-512.

4. Кашинцев Д. А. История металлургии Урала. Т.1. М.; Л.,

1939. С. 107-276.

5. Металлургические заводы на территории СССР с XVIII до 1917 г. М.; Л., 1937. С. 373.

6. Кафенгауз Б. Б. История хозяйства Демидовых в XVIII-XIX вв. Т.1. М.; Л., 1949.

7. Струмилин С. Г. История черной металлургии СССР. Т.1. М., 1954. С. 106-108.

8. ПСЗ РИ 1. Т.9. № 6890.

9. Рычков П. И. История Оренбургская. Оренбург, 1986. С. 82.

10. Материалы по истории Башкирской АССР. Т.3. М.; Л., 1949. № 576.

11. НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп. 12. Д.51. Л.36.

12. Витевский В. Н., Неплюев И. И. и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Казань, 1897. Вып. V. С. 860.

13. Чулошников А. П. Восстание 1755 г. в Башкирии. М.; Л.,

1940. С. 71-72.

14. НА УНЦ РАН. Ф.3. Оп. 12. Д.51. Л.71.

Поступила в редакцию 21.10.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.