Научная статья на тему 'Батырша и Башкирское восстание 1755 года'

Батырша и Башкирское восстание 1755 года Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

526
98
Поделиться

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Таймасов С. У.

В статье, на основе тщательного анализа литературы, опубликованных источников и архивных материалов, раскрываются важные аспекты башкирского восстания середины XVIII века. Опираясь на научные факты, автор убедительно доказывает, что имя Батырши по-праву связывается с этим крупным политическим событием.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Батырша и Башкирское восстание 1755 года»

ББК 63.3 (2Рос.Баш)

УДК 94 (470.57)

БАТЫРША И БАШКИРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1755 ГОДА Таймасов С.У.*

В статье, на основе тщательного анализа литературы, опубликованных источников и архивных материалов, раскрываются важные аспекты башкирского восстания середины XVIII века. Опираясь на научные факты, автор убедительно доказывает, что имя Батырши по-праву связывается с этим крупным политическим событием.

Усиление религиозного и национального гнёта в середине XVIII века стало причиной нового восстания в Башкирии. Его идеологом и, в определённой степени, организатором явился мишарский мулла Батырша. Башкирские предводители надеялись с помощью этого известного и авторитетного человека привлечь в свои ряды все мусульманские народы края, а также соседних казахов. Для выполнения этой задачи Батырша принялся за составление и распространение своих воззваний. Очевидно, что эти послания могли отличаться друг от друга по содержанию в зависимости от своего назначения. До наших дней дошёл только перевод с одного из воззваний, которое было захвачено Янышем Абдуллиным в начале сентября 1755г. Он опубликован в монографии В.Н.Витевского под названием «Воззвание к башкирцам муллы Абдуллы Мягзялдина»1. С тех пор это или подобное название документа фигурирует во всех публикациях о восстании 1755 года. Между тем, по нашему мнению, данное письмо было адресовано казанским татарам. В этом можно убедиться с помощью несложного анализа. В начале своего обращения Батырша укоряет тех, кто «оставя правой нашей веры славные и добрые дела, россианам поддались». Эти слова не могли предназначаться башкирам, которые в течение XVП-XVШ веков вели практически непрерывную борьбу с царизмом. Причем, самое крупное и кровопролитное восстание имело место в недавнем прошлом. Автор ставит в пример своим адресатам их предков «болгарцев правоверных», которые бесстрашно боролись с «россианами». Затем он обвиняет некоторых, называющих себя правоверными, которые «правоверных наших башкирцов детей мужеска и женска полу слугами и служанками учиня в работу употребили и девок без законного брака насильно наложницами учинили...». Известно, что во время восстания 1735-1740гг. каратели продавали жен и детей казненных башкир за пределами Башкирии, в том числе, казанским татарам2. Чтобы ободрить татар Батырша сообщает им, что «.из того Уфимского уезду всех четырех дорог народ правоверной сообщась с киргиз кайсаками могут возстать и свой

правоверной меч подняв их россиан разорять». Затем зовет их: «Вы верующие и исповедующие единого Бога юноши и старые конные и пешие собирайтесь и выезжайте. Я. Оренбургской губернии башкирского и мещеряцкого народов с достойными и хорошими людьми о сем уже переговаривал и сносился. Еще знайте, что и киргиз-кайсаки с нами в одном слове и совете состоят. Я, Абдулла Мягзялдин, всех четырех дорог народа правоверного. с некоторыми . людьми советовал и условясь срок предположили, чтоб в сим 1755-м году после праздника разговенья нашего, то есть июля 1го числа возстать»3.

По мнению С.М.Васильева : «Сигнал к восстанию должны были дать башкиры Ногайской дороги, которые после разрушения укрепленных пунктов царизма должны были временно отойти на территорию казахов с тем, чтобы соединиться с ними для борьбы за уничтожение господства России в Башкирии и Казахстане. На севере Башкирии, в пределах Осинской дороги, вспомогательный отряд повстанцев должен был действовать в районе городов Кунгура и Осы с тем, чтобы привлечь к восстанию татар Казанской губернии. Основной отряд предполагалось двинуть на Сибирскую дорогу в аул Карышбаш для расправы со старшиной Янышем Абдуллиным, а затем в Елдяцкую крепость, с. Калинники и на Уфу»4.

Считается, что башкиры Бурзянской волости выступили стихийно, раньше указанного срока. Однако сохранились архивные документы, указывающие на то, что старшины Бикбулат Аркаев, Алкас Сююндуков, сыновья батыра Алдара Исекеева и другие еще зимой задумали начать бунт весной «. разсуждая, что.и другие башкиры, увидя начало, к ним пристанут.»5. Непосредственным поводом к вооруженному выступлению стали беззакония некоего Брагина, начальника горно-изыскательных работ, присланного из Петербурга для отыскания и обработки цветных камней. Неоднократные жалобы башкир И.И.Неплюеву и А.И.Тевкелеву ни к чему не привели. Тогда башкиры сами расправились с “каменотёсцем”, после чего 124 бурзянские семьи двинулись в казахские степи. Неплюев немедленно направил войска в

*Таймасов Салават Усманович; к. истор. н., доц. Стерлитамакской государственной педагогической академии

72

раздел ИСТОРИЯ

Башкирию, приказав действовать «не щадя не токмо жилищ, но самих башкирцев, жен их и детей, для вкоренения страха к недопущению сему злу распространиться»6. Каратели произвели в Бурзянской волости массовые аресты. Часть башкирских старшин была заменена мишарскими, прибывшими в волость со своими командами. Чтобы держать мятежную область под особым контролем оренбургский губернатор приказал построить внутри нее новую Зилаирскую крепость. 29 мая он послал гонца к правителю Младшего жуза Нурали-хану с приказом разграбить и сделать пленниками бежавших к нему башкир. Соответствующее указание было отправлено и в Средний жуз к Аблай-султану7. Тептярям и мишарам были отправлены грамоты с призывом выступить против башкир, которые, якобы, хотят поработить их8.

Несмотря на все усилия Неплюева, 8 августа бунт вспыхнул снова. В этот день бурзяне убили приставленного к ним мишарского старшину Абдуллу Вагапа, его писаря и двух мишарей. Вскоре к ним присоединились Кипчакские, Усергенская, Тангаурская и Тамьянская волости. Повстанцы напали на Вознесенский и Преображенский, сожгли Покровский завод, разорили несколько почтовых ямов, разгромили посланные против них команды, после чего стали массами уходить за Яик. В середине 20х чисел августа в Казахстан ушло свыше 10 тысяч человек. Оставив у казахов семьи и скот, повстанцы возвращались назад, нередко вместе с казахами, и вступали в борьбу с карательными войсками.

Большинство исследователей полагает, что Батырша и предводитель гайнинских башкир Чурагул Минлибаев в ответственный момент проявили нерешительность и стали выжидать, чем обернутся события на Ногайской дороге. На наш взгляд, более верно мнение Валиди о том, что Батырша находился у себя, поближе к Казанскому уезду, чтобы организовать взаимодействие повстанческих сил9. Однако, ему не удалось поднять татар, мишарей и тептярей. В 20-х числах августа он отправляет четырех связных в Гайнинскую волость. 2728 августа гайнинцы убили старшину Абдука (Аптыка) и стали разъезжать по аулам вдоль реки Тулва, призывая народ выступить 1-го сентября. Приблизительно в этот день, или чуть позже гайнинцы прибыли в Карышбаш, но своего предводителя там не застали. Принято считать, что Батырша в решительный момент проявил малодушие, бежал в лес и, самоустранившись от борьбы, в течение года скрывался в западной части Башкирии. Основанием для этого служили сведения из письма Батырши императрице Елизавете. Обнаруженные нами архивные материалы позволяют пересмотреть эту версию. Приведем отрывок из печатного манифеста от 5 октября 1755 г.: «... ныне к возмущению их наших верноподданных татар и башкирцов оказался один из мещеряков Г айнинской волости мулла Абдулла Мягзялдин, а по прозвищу Батырша, который с его умышленниками от наших же верных башкирцов и мещеряков разбит, и из товарищей ево шесть человек пойманы и ево Батырши ложно

вымышленные сочиняемые к возмущению всего того нашего народа подлинные письма найдены и объявлены, а сам он Батырша токмо с семью человеками согласников своих в леса бежал, и в тех письмах он Батырша всему тому нашему народу фальшиво якобы о утиснении веры их, чего в Башкирии и нигде не было, також построение городов и заводов и отягчение податьми и подводами разсевал, и от должного их и издревле состоящего нам подданства и послушания разными обманническими и коварными образы отвращал и на злодейство и бег, предписав от себя к тому злому собранию срок прошедшего июля 10 дня всех возмущал.»10.

Из допросов соратников Батырши открылось, что он намеревался, в случае неудачи, бежать с товарищами через Сибирскую дорогу и Кудейскую волость в Казахстан11. В первых числах сентября из Сарапульской волости был отправлено доношение о том, что башкиры Гайнинской волости намеревались убить старшину Яныша и сжечь его деревню, но тот успел бежать в Бирск12. В последствии, за разгром Батырши, он был награжден правительством именной саблей с благодарственной надписью, дорогим ковшом, сукном и ста червонцами13. 17 декабря Неплюев докладывал в Петербург о том, что Батырша скитается в Гаинских (Гайнинских - С.Т.) лесах, и старшина Яныш - знаток тех мест, отправил на его поимку 200 лыжников. Был пойман еще один его ученик14. В октябре 1755года Батыршу искали в Кудейской волости. 16 февраля 1756 года поручик Ураков сообщал Неплюеву услышанную им от казаха Младшего жуза Курмаша весть о том, что беглец находится в Среднем жузе в Кунделен-Кипчакском роде у казахов Ураза и Якуба. Правда, это сообщение оренбургским властям показалось сомнительным

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15.

Августовские события не на шутку встревожили правительство. Оно приняло ряд экстренных мер по локализации и скорейшему подавлению восстания. Против повстанцев были задействованы огромные воинские силы - около 50 тысяч человек. 31 августа коллегия иностранных дел направило указ астраханскому губернатору Жилину о принятии мер по предотвращению возможных контактов бунтующих башкир с Турцией, Крымом и Кубанью16 1 сентября был опубликован императорский манифест о прощении всех добровольно возвратившихся башкир. 5 сентября был направлен указ Нурали-хану и казахам Младшего жуза с требованием вернуть всех «возрастных» башкир, оставляя себе в качестве добычи их семьи, скот и имущество17. Правительство было вынуждено действовать в фарватере политики Неплюева. Последнему, путем интриг, шантажа, подлога, подкупа и посулов, удалось не только расстроить союз между двумя родственными народами, но и посеять между ними глубокую вражду. Известную роль в этом сыграли и личные качества Нурали-хана: его беспринципность,

корыстолюбие, политическая наивность и ограниченность. Осенью 1755 г. восстание на юге фактически переросло в башкиро-казахскую войну. Аналогичным образом царизм действовал

и на другом театре. 26 сентября вышел манифест служилым и ясачным мурзам и татарам Казанской губернии. Выступавшим против башкир было обещано жалованье на 2 месяца вперед. Им было позволено забирать себе имущество, жен и детей повстанцев, обращать их в рабство и продавать18. С казанских татар сняли большой доимочный долг в казну, уменьшили натуральные повинности и рекрутский набор в армию. Однако, самой существенной уступкой стало прекращение деятельности новокрещенской Конторы в Казанской губернии и разрешение строительства

мечетей и медресе.

Батырша был схвачен 8 августа 1756 года и приговорён к пожизненному заключению в Шлиссельбургской крепости, где содержался с кандалами на руках и ногах. Он погиб 24 июля 1762г. в схватке, зарубив топором четырех стражников. Вряд ли это была попытка к бегству, как полагает Витевский. Не подлежит сомнению, что Батырша был не только теоретиком-идеологом, но и подлинным борцом. Он внёс существенный вклад в дело борьбы за права угнетённых народов России.

ЛИТЕРАТУРА

1.Витевский В.Н. И.И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г. Т. третий. Казань, 1897. Приложение. С. 92.

2.История Татарии в материалах и документах. М., 1937. С. 404-405.

3.Витевский В.Н. Ук. соч. Приложение. С. 92-100.

4.Васильев С.М. Роль Батырши в восстании 1755г. в Башкирии.// Страницы истории Башкирии.Уфа: БФАН СССРД974. С.30

5. ГАОО. Ф. З. Д. 37 Л. 72-72 об.

6.Жизнь И.И. Неплюев (им самим написанная). Факсимильное издание. Оренбург, 2004. С. 144-146.7. Материалы по истории Башкирской АССР. Т. II. Корректура сб. док. подготовл. А.П.Чулошниковым в 1940 г. Док. № 98, 99.

8. Жизнь И.И.Неплюева. С. 153.

9. Валиди Ахметзаки Туган. История башкир. История тюрков и татар (на баш. яз.). Уфа: Китап, 1994. С. 121.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. ГАОО. Ф. З. Д. 37 Л. 349.

11. Там же, Л. 346 об.

12. Там же, Л. 386 об.

13. Там же, Л. 349; Д. 38. Л. 58 14 Там же, Д. 38. Л. 34, 58

15. Там же, Л. 84

16. Там же, Д. 37. Л. 152.

17. Там же, Л. 173.

18. Там же, Л.289; ПСЗ. Т. XIV. № 10469.

Поступила в редакцию 07.09.05 г.