Научная статья на тему 'Причины и механизм функционирования теневой экономики'

Причины и механизм функционирования теневой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2663
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / КОРРУПЦИЯ / АНТИКРИЗИСНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / SHADOW ECONOMY / ECONOMIC SECURITY / TAXATION / CORRUPTION / ANTICRISIS TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Украинцев В. Б., Лепетикова И. Ю.

Основной задачей исследования в данной статье являются установление причин функционирования теневой экономики и поиск механизмов сдерживания развития подобного явления. Методы научного исследования, использованные в научной статье, позволили прийти к новым подходам в решении проблематики. Кроме того, анализируется само определение понятия теневой экономики, предпосылки появления и развития механизмов теневого рынка в предпринимательской деятельности, а также зависимость функционирования теневой экономики в предпринимательской деятельности с особенностями системы национального налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main objective of study in paper is to determine the causes of informal sector, and search for mechanisms to curb the development of such phenomena. Methods of scientific research used in this study resulted in new approaches to solving problems. In addition, article analyzes the definition of shadow economy, as well as the dependence of informal sector in entrepreneurial activities, with peculiarities of system of national taxation.

Текст научной работы на тему «Причины и механизм функционирования теневой экономики»

В. Б. Украинцев, И. Ю. Лепетикова

ПРИЧИНЫ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Основной задачей исследования в данной статье являются установление причин функционирования теневой экономики и поиск механизмов сдерживания развития подобного явления. Методы научного исследования, использованные в научной статье, позволили прийти к новым подходам в решении проблематики. Кроме того, анализируется само определение понятия теневой экономики, предпосылки появления и развития механизмов теневого рынка в предпринимательской деятельности, а также зависимость функционирования теневой экономики в предпринимательской деятельности с особенностями системы национального налогообложения.

Ключевые слова

Теневая экономика, экономическая безопасность, налогообложение, коррупция, антикризисное налогообложение.

V. B. Ukraintsev, I. Yu. Lepetikova

CAUSES AND MECHANISM OF FUNCTIONING OF SHADOW ECONOMY

Annotation

Main objective of study in paper is to determine the causes of informal sector, and search for mechanisms to curb the development of such phenomena. Methods of scientific research used in this study resulted in new approaches to solving problems. In addition, article analyzes the definition of shadow economy, as well as the dependence of informal sector in entrepreneurial activities, with peculiarities of system of national taxation.

Keywords

Shadow economy, economic security, taxation, corruption, anticrisis taxation.

На современном этапе развития российской экономики крайне актуальным вопросом стало функционирование тене-

вой экономики, что представляет собой значимую опасность для эффективного развития экономики страны. Функциони-

2017 № 1 (57) Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

рование теневой экономики крайне негативно сказывается на экономической деятельности страны, в частности из-за увода капитала в неурегулированную нормами права область. Теневая экономика — понятие известное многим и, тем не менее, вызывающее неоднозначные обсуждения в современной экономике. Существует также несколько подходов к определению данного понятия и установлению причин функционирования теневой экономики в современном мире [5, c. 401].

В подходах к определению теневой экономики (к слову, называют ее также и неформальной) исследователи в развитых странах делают главный акцент на незаконности неформальной экономической деятельности. В результате своих исследований объект своего исследования они называют «подпольной экономикой» (underground economy), «нерегулярной экономикой» (irregular economy), «теневой экономикой» (shadow economy) и иными терминами, отличающимися от наиболее общепринятого в работах о развивающихся странах понятия «неформальная экономика» [7].

В 1983 г. в Билефельде состоялась первая международная конференция по теневой экономике, на которой было представлено около 40 докладов, касающихся актуальных проблем экономической системы и теневой экономики [9, c. 23]. Также в Женеве в 1991 г. была проведена конференция, которая касалась и вопросов теневой экономики. По результатам данной конференции опубликовано было специальное руководство, относящееся к статистике теневой экономики в странах мира с рыночной системой.

Стоит отметить, что на регулярной основе проводятся конференции и семинары по оценке и мониторингу теневого сектора экономической деятельности, в особенности и для стран СНГ [9, с. 23]. В мае 1996 г. на совместном заседании ЕЭК ООН (Евростат) ОЭСР по национальным счетам среди других вопросов была обозначена проблема оценки мас-

штабов теневой экономики, по результатам рассмотрения которой в Евростате создана специальная рабочая группа по вопросам теневой экономики [6, с. 31]. В октябре 2010 г. была проведена международная конференция по теневой экономике в период кризиса. Данная конференция была организована Министерством финансов Латвии. На конференции был представлен план по противодействию теневой экономике, утвержденный постановлением Кабинета Министров Латвии, и была дана его оценка [9, с. 22].

Несмотря на продолжающуюся деятельность по исследованию и оценке теневой экономики, в настоящее время не сформулирован единый стандарт универсального понятия теневой экономики. Многообразие подходов обусловлено, как правило, различиями в правовой природе понятия и различиями в характере решаемых исследователями теоретических и прикладных задач исследователями и теоретического применения, а также методологии и методах исследования термина.

Объективным противоречием является то, что те же инструменты ведения бизнеса для некоторых государств признаются публичным правом теневыми, а в других странах, наоборот, эти же средства являются распространенным способом взаимодействия между экономическими агентами и необходимым условием для экономического развития государства.

Теневые экономические отношения — это специфическая форма проявления экономических отношений, возникающих между предпринимателями, потребителями, представителями различных государственных органов, граждан о развитии между ними неконтролируемых отношений, показывает состояние отношений в процессе производства, распределения, обмена и потребления, зачастую противоречит общепринятым моральным и этическим нормам и действующим нормам законодательства.

Содержание теневых экономических отношений, направленных на минимизацию издержек хозяйственной деятельности и максимизации прибыли, не отображается в государстве и обществе. Внешне феномен теневых экономических отношений проявляется в форме противоправных действий их субъектов, поскольку они основаны на полном или частичном игнорировании формальных правил управления в предпринимательской деятельности [8, с. 10].

По содержанию и направленности деятельности теневые экономические отношения являются результатом длительного экономического и социального развития страны в силу ряда объективных и субъективных предпосылок и факторов, которые складываются в значительные проблемы экономической безопасности. Эти предпосылки являются проблемными, среди них выделяют:

- несовершенство действующего законодательства в исследуемой области;

- коррупционную составляющую в области исполнительной власти;

- личную заинтересованность хозяйствующих субъектов;

- низкий уровень жизни населения, способствующий развитию скрытых видов экономической деятельности;

- достаточно высокий процент безработицы, что становится предпосылкой в ориентации населения получать доходы любыми способами, включая незаконные;

- неэффективность правоохранительных органов по борьбе с незаконной, преступной экономической деятельностью;

- глобализацию экономических процессов, которые повышают мобильность капитала, наиболее прибыльные из их размещаются в других странах с целью минимизации издержек и максимизации прибыли;

- развитие современных коммуникационных технологий, особенно глобальной сети, в значительной степени

способствующих движению средств по льготному налогообложению, что значительно упрощает возможности налоговой оптимизации и позволяет даже избегать их.

Таким образом, причины распространения теневой деятельности в экономике в значительной степени зависят от общего состояния экономики государства, уровня жизни населения и исходящих от государства ограничений. За годы рыночных реформ сформированы крупномасштабные механизмы теневых экономических отношений, создалась система криминальной теневой экономики, угрожающая национальной экономической безопасности России. В настоящее время существует динамичная, прогрессивная система теневых процессов. Это, в свою очередь, происходит из-за системного экономического кризиса, усложнившего ситуацию на рынке труда и вызвавшего развитие самозанятости и развитие нелегального малого бизнеса, ставших благоприятными условиями для роста теневых отношений [11, а 45].

Одна из причин функционирования теневой экономики, а именно хозяйственная деятельности, осуществляемая вне рамок государственной регистрации и фискального учета, напрямую связана с коррупцией. Как установили эксперты, около 50 % ВВП Российской Федерации производится в «тени», а ежегодный коррупционный рынок в стране достигает 300 млрд долл. [13, а 63].

В любой стране коррупция является одним из основных рисков снижения текущих и перспективных показателей конкурентоспособности и безопасности страны. В настоящее время уровень и масштабы коррупционных отношений Российской Федерации занимают одно из ведущих мест в мире. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., продолжающийся рост преступных посягательств, связанных с коррупцией, является одним из основных источников угроз

национальной безопасности в сфере экономической безопасности [2]. Появление новых угроз для национальной и экономической безопасности и общественной безопасности на фоне сильного отставания и недостаточного развития нормативно-правовой базы российского государства, в первую очередь, обусловлено следующими причинами:

во-первых, интеграцией Российской Федерации в международные экономические отношения, а также глобализацией мировой экономики в целом;

во-вторых, транснационализацией преступной деятельности в различных сферах общественных отношений;

в-третьих, развитием рыночных отношений в более ускоренном режиме, а также капитализацией экономических отношений в обществе и т. д.

Указанные обстоятельства требуют разработки новых механизмов организации противодействия национальной и транснациональной преступности [1].

Обозначенные в целом проблемы функционирования и развития теневой экономики характерны практически для любой сферы хозяйственной деятельности. Однако в рамках данной статьи проанализируем взаимосвязь функционирования теневой экономики в предпринимательской деятельности с особенностями системы национального налогообложения в России.

Как показывает практика, увеличение налогового бремени, выраженное в росте количества налогов, увеличении ставок, а также снижении или отмене льгот и преференций в период кризиса, в самом начале предполагает установление эффективности налоговой системы. Однако затем эта эффективность начинает резко снижаться, причем впоследствии финансовые потери в бюджете государства оказываются невосполнимы, поскольку большая часть налогоплательщиков либо разоряется, либо прекращает свою экономическую деятельность, либо находит законные, а

иногда и незаконные методы и пути минимизации установленных и подлежащих уплате налогов и сборов [10, а 65].

Самым опасным в сложившихся условиях становится то, что для восстановления производства в будущем потребуются годы. Также налогоплательщик, который изыскал пути минимизации налогового бремени, как показывает опыт, даже при возврате к прежнему уровню налогового изъятия, уже не станет платить налоги в полном объеме.

В подтверждение вышеуказанного тезиса приведем пример. Американский экономист, являющийся также одним из основателей теории предложения в экономике, Артур Лаффер, научно обосновал снижение налогов, которое не должно привести к росту дефицита государственного бюджета. Согласно его теории, наоборот, в ответ на дополнительные стимулы в виде снижения налогов и общей активизации рыночного механизма предприятия будут резко наращивать свое производство, а масса налоговых поступлений увеличится, несмотря на уменьшение ее нормы. Более того, по мнению Артура Лаффера, необоснованное увеличение налогового бремени является одной из основных причин развития теневого сектора экономики. Стоит отметить, что именно его научная налоговая концепция в период 70-80-х гг. ХХ века в Соединенных Штатах Америки имела популярность, и проведенные налоговые реформы были осуществлены именно на основе концепции Артура Лаффера [15, а 306]. Тем не менее стоит также заметить, что научная теория Лаффера демонстрирует лишь определенную тенденцию, однако не дает четкого и точного понятия о предельных величинах. Очевидно только то, что искомая величина не может быть постоянной и точной [14, а 100]. Ее уровень напрямую зависит от уровня развития экономики государства, от уровня развития договорных отношений в обществе, от финансового состояния

налогоплательщиков в том или ином государстве и, безусловно, от конкретного исторического момента.

Исходя из анализа экономических особенностей разных стран, любые кризисные тенденции, в частности сопровождающиеся повышением налоговых ставок, сказываются в первую очередь на малом и среднем бизнесе, который, кстати сказать, представляет собой основную массу налогоплательщиков, активно развивающих свой пусть и небольшой, но приносящий прибыль бизнес. Именно эта категория предпринимателей незамедлительно реагирует сворачиванием производства либо уходом в теневой сектор, что само собой представляется показателем несовершенства существующей в Российской Федерации экономической системы, требующей незамедлительного реформирования. Однако же радикальное решение может и не снизить проблемы, ведь экономика страны не предоставит населению новых альтернативных вариантов и не сможет обеспечить в условиях кризиса новыми рабочими местами.

В настоящее время в Российской Федерации важным является даже не просто принятие антикризисных мер в системе налогообложения, а именно создание конкретного институционно-правового климата в сфере налоговой системы. Если обратить внимание на историческое развитие налогового законодательства, то можно заметить, что часто меняется налоговое законодательство в период кризиса. Новшества законодательства направлены в основном на торможение экономического спада, а также ужесточение налогового контроля и дисциплины, однако форма налоговых новаций имеет четко определенную тенденцию — снижение налоговых ставок и введение дополнительных льгот [9, а 23].

Очевидно, что одним из условий эффективности антикризисной политики любой развитой страны с точки зрения устранения теневой экономики яв-

ляется баланс всех областей этой политики. Очень важно, чтобы они были не включены во взаимное противоречие, а дополняли друг друга и поддерживали. Задача для даже такого института, как государство, нелегкая, так как снижение налогового бремени для отдельных категорий налогоплательщиков может производить негативный эффект, самое основное — такой, как сокращение бюджетных ресурсов и возможностей, которые в первую очередь влияют на адресной помощи к наиболее уязвимым слоям населения.

Таким образом, путем анализа практики антикризисного налогообложения можно сделать выводы о том, что в целях снижения функционирования теневого сектора экономики, государства в большей степени реализуют меры, направленные на разного рода смягчения налогового бремени, а именно — понижение налоговых ставок. Но в данном случае речь идет о развитых государствах с мощной и стабильной экономической системой, а Россия на современном этапе развития может себе позволить в период кризисных явлений пока только приостановить рост налогового бремени, по этой причине предполагается крайне необходимым внедрение в систему налогового права принципа «законодательного покоя налоговой нормы». Тогда защита интересов предпринимательского сектора в России станет одним из руководящих начал системы российского налогового права. Это станет фактической гарантией для российского предпринимательского сообщества того, что его интересы небезразличны государству, в котором оно осуществляет экономическую деятельность, в которой, в свою очередь, заинтересованы и государство, и общество, и смысл в сокрытии части капитала и иных проявлениях теневого бизнеса отпадет. Вот почему это должно стать одним из основных принципов цивилизованной российской налоговой системы.

Библиографический список

1. О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации : [Указ Президента РФ № 1095 от 25.07.1996] // СЗ РФ. — 1996. — № 31. — Ст. 3696.

2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. : [Указ Президента РФ № 537 от 12.05.2009] // СЗ РФ. — 2009. — № 20. — Ст. 2444.

3. Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации : [Указ Президента Российской Федерации № 803 от 03.06.1996] // Российская газета. — 1996. — 11 июня.

4. О долгосрочной государственной экономической политике : [Указ Президента РФ от 07.05.2012] [Электронный ресурс]. — Режим доступа : Ы*р://президент.рф.

5. Авдийский, В. И., Дадалко, В. А. Теневая экономика и безопасность государства : учеб. пособие. — 2-е изд., доп. — М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2012.

6. Алехин, Э. В. Государственные и муниципальные финансы : учебник. — Пенза, 2010.

7. Белозеров, И. П., Бекря-шев, А. К., Бекряшева, А. И., Леонов, И. В. Теневая экономика и экономическая преступность [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://newasp. omskreg. ru/bekryash.

8. Горкина, Л. А. Структура и масштабы теневой экономики в России // Безопасность бизнеса. — 2012. — № 2. — С. 10-15.

9. Дадалко, В. А. Факторы формирования теневого сектора в АПК: зарубежная и российская практика // Международное публичное и частное право. — 2013. — № 2. — С. 23.

10. Жубрин, Р. В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты. — М. : Волтерс Клувер, 2011.

11. Котов, К. В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика. — 2010. — № 6.

12. Маслова, Т. С. Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2010. — № 12. — С. 4-12.

13. Русанов, Г. А. Преступления в сфере экономической деятельности : учеб. пособие. — М. : Проспект, 2011.

14. Сенчагов, В. К. Экономика, финансы, цены: эволюция, трансформация, безопасность. — М. : Анкил, 2010.

15. Сотская, Т. В. Концепция институционального рассмотрения теневой экономики в рамках постиндустриального общества // Общество и право. — 2010. — № 2. — С. 301-304.

Bibliographic list

1. On measures on ensuring of state financial control in Russian Federation : [Decree of President of Russian Federation № 1095 from 25.07.1996] // Compilation of laws of Russian Federation. — 1996. — № 31. — St. 3696.

2. About strategy of national security of Russian Federation till 2020 : [Decree of President of Russian Federation № 537 from 12.05.2009] // Compilation of Laws of Russian Federation. — 2009. — № 20. — St. 2444.

3. On basic provisions of regional policy in Russian Federation : [Decree of President of Russian Federation № 803 from 03.06.1996] // Rossiyskaya Gazeta. — 1996. — June, 11.

4. On long-term state economic policy : [Decree of President of Russian Federation from 07.05.2012]. — Mode of access : Ы^У/президент.рф.

5. Avdiyskiy, V. I., Dadalko, V. A. Shadow economy and security of state: textbook. — 2-ed., add. — M. : Alpha-M : INFRA-M, 2012.

6. Alekhin, E. V. State and municipal Finance : textbook. —Penza, 2010.

7. Belozerov, I. P., Bekryashev, A. K., Bekryasheva, A. I., Leonov, I. V. Shadow economy and economic crime [Electronic resource], — Mode of access : http://new asp. om skreg. ru/b ekry ash.

8. Gorkina, L. A. Structure and size of shadow economy in Russia // Security business. — 2012. — № 2. — P. 10-15.

9. Dadalko, V. A. Factors of formation of informal sector in agriculture: foreign and Russian practice // International public and private law. — 2013. — №2. — P. 23.

10. Zubrin, R. B. Combating legalization of proceeds of crime: theoretical and practical aspects. — M. : Volters Kluver, 2011.

11. Kotov, K. V. Legalization of income as a way to combat the shadow economy // Tax policy and practice. — 2010. — № 6.

12. Maslova, T. S. Control over targeted use of Federal budget funds // Accounting in budgetary and non-profit organizations. — 2010. — № 12. — C. 4-12.

13. Rusanov, G. A. Crimes in sphere of economic activity : textbook. — M. : Prospect, 2011.

14. Senchagov, V. K. Economics, finances, prices: evolution, transformation, safety. — M. : Ankil, 2010.

15. Sotskaya, T. V. Concept of institutional consideration of shadow economy in framework of post-industrial society // Society and law. — 2010. — № 2. — P. 301-304.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.