Научная статья на тему 'Налоговая система как регулятор экономики и предпринимательской активности'

Налоговая система как регулятор экономики и предпринимательской активности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1322
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГИ И СБОРЫ / МЕХАНИЗМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЭКОНОМИКА / ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / TAXATION SYSTEM / TAXES AND FEES / MECHANISM OF TAXATION / ECONOMY / FINANCES OF AN ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абасова Хабсат Узеровна

Цель исследования: формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения российских предприятий с учётом приоритетов налоговой политики страны. Методологической основой исследования стали системный подход и метод сравнения, позволивший проанализировать и оценить основные тенденции развития государственной налоговой политики России в современных социально-экономических условиях в сопоставлении с мировым опытом Результаты. Определено, что финансовый кризис выявил необходимость улучшения механизма налогообложения российских предприятий. Для совершенствования механизма налогообложения предлагаются такие меры, как активизация инвестиционной и инновационной деятельности, проведение государственной политики по поддержке предпринимательства, снижение налоговых рисков предпринимательской деятельности, расширение потенциалов налогового воздействия на процессы создания и продвижения конкурентной инновационной продукции. Уточнены приоритеты налоговой политики России и сформулированы предложения по её совершенствованию в целях построения эффективного механизма на принципах рационального налогообложения отечественных предприятий. Проведённый в ходе исследования анализ показал, что сложившийся в стране механизм налогообложения не совсем соответствует современным условиям функционирования народного хозяйства. Чрезмерное налоговое давление и налоговая дискриминация из-за недостаточности ресурсов у организации после уплаты налогов тормозят инновационное развитие, что требует серьёзной корректировки механизм комплексного налогового воздействия. Также обоснована целесообразность применения концепции «экономики предложения» при преобразовании налоговой системы для решения задач по стимулированию устойчивого развития экономики России, что может играть важную роль в преодолении экономического кризиса. Выводы. Основным направлением совершенствования механизма налогообложения предприятий для инновационного развития экономики является снижение налоговой нагрузки, так как высокое налоговое бремя российских производителей не позволяет финансировать не только инновационные программы, но даже простое развитие воспроизводства. Снижение налогового бремени для предпринимателей способно стать дополнительным стимулом для выхода из «теневого» сектора экономики, а также снизить дальнейшее существенное падение налоговых поступлений от реального сектора экономики и отток капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абасова Хабсат Узеровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXATION SYSTEM AS THE REGULATOR OF THE ECONOMY AND ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

The goal of the study: formulating the scientifically substantiated recommendations on improvement of the mechanism of taxation of Russian enterprises taking into account the priorities of the taxation policy of the country. The methodological foundation of the study were the systemic approach and method of comparison that allowed to analyze and evaluate the main tendencies of development of the state taxation policy of Russia in the modern social-economic conditions in comparison with the international experience. The results. It has been determined that the financial crisis uncovered the need to improve the mechanism of taxation of Russian enterprises. In order to improve the mechanism of taxation such measures as activation of the investment and innovative activity, following the state policy of supporting entrepreneurship, reduction of taxation risks of entrepreneurial activity, expanding the potentials of the taxation impact on the processes of creation and advancement of competitive innovative products are suggested. The priorities of the taxation policy of Russia have been clarified, and suggestions on its improvement have been formulated in order to build an effective mechanism on the principles of rational taxation of domestic enterprises. The analysis that has been performed during the research showed that the mechanism of taxation that was formed in the country does not completely correspond to the modern conditions of functioning of the economy. Excessive taxation pressure and taxation discrimination due to the lack of resources for the organization after paying taxes slows down the innovative development which requires a serious corrective action for the mechanism of the complex taxation impact. The practicability of applying the concept of “the economy of supply” has also been substantiated when transforming the taxation system to solve the tasks of stimulating the sustainable development of the economy of Russia which may play an important role in overcoming the economic crisis. Conclusions. The main area of focus of improving the mechanism of taxation of enterprises for the innovative development of the economy is the reduction of the taxation burden because high taxation burden of Russian producers does not allow to finance not only the innovative programs but even a simple development of reproduction. The reduction of the taxation burden for entrepreneurs is able to become an additional stimulus to exit the black market sector of the economy, as well as reduce further the significant drop of taxation receipts from the real sector of the economy and the drain of capital

Текст научной работы на тему «Налоговая система как регулятор экономики и предпринимательской активности»

АБАСОВА ХАБСАТ УЗЕРОВНА

младший научный сотрудник ФГБУН «Институт социально-экономических исследований ДНЦ РАН»,

e-mail: habsik@mail.ru

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА КАК РЕГУЛЯТОР ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ

Аннотация. Цель исследования: формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения российских предприятий с учётом приоритетов налоговой политики страны. Методологической основой исследования стали системный подход и метод сравнения, позволивший проанализировать и оценить основные тенденции развития государственной налоговой политики России в современных социально-экономических условиях в сопоставлении с мировым опытом Результаты. Определено, что финансовый кризис выявил необходимость улучшения механизма налогообложения российских предприятий. Для совершенствования механизма налогообложения предлагаются такие меры, как активизация инвестиционной и инновационной деятельности, проведение государственной политики по поддержке предпринимательства, снижение налоговых рисков предпринимательской деятельности, расширение потенциалов налогового воздействия на процессы создания и продвижения конкурентной инновационной продукции. Уточнены приоритеты налоговой политики России и сформулированы предложения по её совершенствованию в целях построения эффективного механизма на принципах рационального налогообложения отечественных предприятий. Проведённый в ходе исследования анализ показал, что сложившийся в стране механизм налогообложения не совсем соответствует современным условиям функционирования народного хозяйства. Чрезмерное налоговое давление и налоговая дискриминация из-за недостаточности ресурсов у организации после уплаты налогов тормозят инновационное развитие, что требует серьёзной корректировки механизм комплексного налогового воздействия. Также обоснована целесообразность применения концепции «экономики предложения» при преобразовании налоговой системы для решения задач по стимулированию устойчивого развития экономики России, что может играть важную роль в преодолении экономического кризиса. Выводы. Основным направлением совершенствования механизма налогообложения предприятий для инновационного развития экономики является снижение налоговой нагрузки, так как высокое налоговое бремя российских производителей не позволяет финансировать не только инновационные программы, но даже простое развитие воспроизводства. Снижение налогового бремени для предпринимателей способно стать дополнительным стимулом для выхода из «теневого» сектора экономики, а также снизить дальнейшее существенное падение налоговых поступлений от реального сектора экономики и отток капитала.

Ключевые слова: налоговая система, налоги и сборы, механизм налогообложения, налоговая система, экономика, финансы предприятия.

ABASOVA KHABSAT UZEROVNA

Junior Research Associate of FSBIS "Institute of Social-Economic Studies of DSC of the RAS',

e-mail: habsik@mail.ru

AXATION SYSTEM AS THE REGULATOR OF THE ECONOMY AND ENTREPRENEURIAL ACTIVITY

Abstract summary. The goal of the study: formulating the scientifically substantiated recommendations on improvement of the mechanism of taxation of Russian enterprises taking into account the priorities of the taxation policy of the country. The methodological foundation of the study were the systemic approach and method of comparison that allowed to analyze and evaluate the main tendencies of development of the state taxation policy of Russia in the modern social

-economic conditions in comparison with the international experience. The results. It has been determined that the financial crisis uncovered the need to improve the mechanism of taxation of Russian enterprises. In order to improve the mechanism of taxation such measures as activation of the investment and innovative activity, following the state policy of supporting entrepreneurship, reduction of taxation risks of entrepreneurial activity, expanding the potentials of the taxation impact on the processes of creation and advancement of competitive innovative products are suggested. The priorities of the taxation policy of Russia have been clarified, and suggestions on its improvement have been formulated in order to build an effective mechanism on the principles of rational taxation of domestic enterprises. The analysis that has been performed during the research showed that the mechanism of taxation that was formed in the country does not completely correspond to the modern conditions of functioning of the economy. Excessive taxation pressure and taxation discrimination due to the lack of resources for the organization after paying taxes slows down the innovative development which requires a serious corrective action for the mechanism of the complex taxation impact. The practicability of applying the concept of "the economy of supply" has also been substantiated when transforming the taxation system to solve the tasks of stimulating the sustainable development of the economy of Russia which may play an important role in overcoming the economic crisis. Conclusions. The main area of focus of improving the mechanism of taxation of enterprises for the innovative development of the economy is the reduction of the taxation burden because high taxation burden of Russian producers does not allow to finance not only the innovative programs but even a simple development of reproduction. The reduction of the taxation burden for entrepreneurs is able to become an additional stimulus to exit the black market sector of the economy, as well as reduce further the significant drop of taxation receipts from the real sector of the economy and the drain of capital.

Keywords: a taxation system, taxes and fees, the mechanism of taxation, a taxation system, the economy, finances of an enterprise.

Введение. В условиях рыночных отношений налоговая система является не только финансовым источником для реализации государством своих функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от того, насколько грамотно и обоснованно построена её налоговая система. В настоящее время система налогов и сборов Российской Федерации довольно обширна и в некоторой степени громоздка. Вместе с тем каждый налог индивидуален, поскольку предлагает собственную правовую конструкцию и занимает строго определённое место не только в системе налогов и сборов, но в финансовой системе России в целом.

Целью исследования является формулирование научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию механизма налогообложения российских предприятий с учётом приоритетов налоговой политики страны.

Теоретико-методической основой исследования послужили достижения научной мысли отечественных и зарубежных учёных в области оптимизации механизма налогообложения экономических субъектов, повышения эффективности национальных систем налогообложения.

При разработке предложений по совершенствованию механизма налогообложения предприятий использованы научные и методические материалы, статистические отчёты и сборники. Поставленные в исследовании задачи определили необходимость использования соответствующего инструментария, в т. ч. методов научного познания, включающих методы анализа, синтеза, агрегирования, сравнения, позволившие в сопоставлении с мировым опытом проанализировать и оценить основные тенденции развития государственной налоговой политики России.

Результаты. В России сейчас нет достаточной увязки налоговой системы с развитием экономики и деятельностью её непосредственных субъектов — предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а предприятия, испытывая её чрезмерное давление, — сами по себе. Многие поставлены на грань убыточности и банкротства. При этом предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, чтобы избежать высокого налогообложения. Экономика как никогда становится затратной.

Этому способствует и почти полное отсутствие конкуренции при свободном ценообразовании.

Единая концепция государственного регулирования экономики в стране ещё не сформирована, и до настоящего времени идёт непрекращающийся процесс реформирования налоговой системы. В настоящее время российская налоговая система является административно насыщенной, постоянно видоизменяющейся, и, в основном, сосредоточена на фискальной функции [10]. Всё большую самостоятельность получают регионы, формируя свой бюджет и, соответственно, доходы и расходы, и Республика Дагестан не является исключением.

Бюджет субъекта Российской федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к ведению субъекта и местного самоуправления. Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджетов образуются за счёт налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счёт безвозмездных и безвозвратных перечислений [3].

Из табл. 1 видно, что в Республике Дагестан на начало 2015 г. доходная часть бюджета выросла по сравнению с 2012 г., впрочем, как и расходная, но в 2015 г. доходы от предпринимательской деятельности существенно снизились. Это обнажает всю ту же проблему ухода от уплаты налогов предпринимательских структур.

При современной налоговой системе в России идёт смещение приоритетов от реального сектора экономики в сторону торговли и осуществления посреднических операций (табл. 2). Кроме Налогового кодекса налоговые отношения регулируют различные нормативные документы таможенных органов, Пенсионного фонда без достаточных правовых гарантий для участников налоговых отношений. Здесь можно говорить, что и арбитражная практика, как различных субъектов, так и федеральных округов, по одним и тем же налоговым спорам существенно различается.

Налоговой политике Российской Федерации на начальном этапе формирования было присуще серьёзное противоречие между высоким дефицитом государственного бюджета и необходимостью активизации экономической деятельности хозяйствующих субъектов и индивидуальных предпринимателей [1]. Это противоречие стало основной движущей силой, вызвавшей недостатки механизма налогообложения хозяйствующих субъектов, выразившихся в его излишне фискальном характере, отсутствии условий для реализации стимулирующей функции налогов.

Действующий в стране налоговый механизм не всегда соответствует принципам рационального налогообложения и требует серьёзной корректировки. Например, в конце 1990-х гг. наблюдалась наибольшая активизация налогового влияния на промышленное производство путём применения мер стимулирующего воздействия, что демонстрирует и динамика налоговых льгот [17]. Рост инвестиций не всегда совпадает с ростом объёма производства и увеличением налоговых льгот. Это было связано с невысокими в период кризиса доходами производителей продукции и слабой привлекательностью самой системы льгот, а также поощряющим злоупотребления механизмом получения льгот, что сводило к минимуму реальный экономический эффект. С начала 2000-х гг. произошла постепенная стабилизация финансовой системы, и последствия финансового кризиса были частично преодолены. В частности, улучшился сбор налогов.

Во время введения НДС рассматривался как средство от многих финансовых проблем в стране. Однако данной налог превратился в неэффективную меру механизма налогообложения российских предприятий из-за непродуманности его последствий и реакций со стороны реального сектора экономики. Тем не менее сбалансирования бюджета не произошло, что было связано с тем, что Россия установила НДС в чрезвычайных условиях, противоречивших опыту всей мировой практики. Это — значительный спад производства и сокращение спроса на товары и услуги и наблюдающийся не поэтапный рост налога с минимального до возможного оптимального, а наоборот — введение максимально возможных ставок с первых дней. В ситуации, когда на рынке не имелось достаточной товарной массы, конкуренции и развитой финансовой системы, налог добавленной стоимости приводил к росту инфляции.

Таблица 1

Консолидированный бюджет Республики Дагестан и бюджетов государственных внебюджетных фондов (млн руб.) [18]

Показатели Годы

2012 2013 2014 2015

Доходы — всего 91491,6 102541,9 109011,5 111722,2

Из них:

налог на добавленную стоимость - - - -

налог с продаж - - - -

налог на совокупный доход 832,2 808,8 948,8 1161,6

налог на прибыль организаций 3628,4 3048,4 2950,8 2378,6

налог на доходы физических лиц 8820,9 10993,2 11670,2 11483,3

страховые взносы - - - -

налог на имущество 2768,1 3471,5 4006,0 4050,5

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 16,7 19,0 18,9 28,9

акцизы 4957,4 5841,4 5508,9 7269,3

государственная пошлина 58,5 75,3 113,6 161,2

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 348,2 511,8 544,4 517,6

платежи за пользование природными ресурсами 8,9 33,9 39,8 39,3

прочие 949,9 1276,2 1137,5 1404,0

безвозмездные перечисления 69102,4 76462,4 82072,6 83227,9

Расходы — всего 92427,7 105609,9 112323,5 115770,9

Из них:

на общегосударственные вопросы 5313,8 6287,4 6685,0 6714,5

на обслуживание государственного и муниципального долга 203,7 278,5 208,6 646,7

на национальную оборону 47,0 52,5 53,3 49,7

на национальную безопасность и правоохранительную деятельность 1114,3 1524,6 1087,7 800,1

на национальную экономику 13634,7 10913,4 9621,8 12923,2

Из неё:

на общеэкономические вопросы 763,9 578,6 373,6 286,4

на сельское хозяйство и рыболовство 3397,5 3386,5 2958,6 3385,3

на топливно-энергетический комплекс 110,0 247,3 2,2 19,9

на лесное хозяйство 157,4 164,2 167,0 148,9

на транспорт 159,3 129,7 213,5 299,8

на дорожное хозяйство 6436,1 4689,6 4269,4 6932,1

на другие вопросы в области национальной экономики 2610,5 1717,5 1485,4 1850,9

на охрану окружающей природной среды и природных ресурсов 149,8 146,9 129,0 125,5

на социально-культурные мероприятия 63347,2 79079,5 87949,4 89064,3

на жилищно-коммунальное хозяйство 8557,4 7272,1 6530,9 5379,8

межбюджетные трансферты 59,8 55,0 57,8 67,9

Дефицит (профицит +) -936,1 -3068,0 -3312,0 -4048,7

Таблица 2

Задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему Республики Дагестан в 2014 г. (на 1 января, млн руб.) [18]

Показатели Задолженность В том числе

Недоимка Урегулированная

Всего В т .ч. 12099,7 4212,1 7856,6

по федеральным налогам и сборам Из неё 9844,6 2147,3 7682,2

налог на прибыль 1134,5 352,9 780,4

налог на добавленную стоимость 5443,2 1650,8 3782,7

акцизы Из них: 2974,1 117,8 2856,3

на алкогольную продукцию 2973,4 117,1 2856,3

на бензин и дизтопливо 0,6 0,6 -

платежи за пользование природными ресурсами 28,6 14,8 13,8

прочие 264,2 11,0 249,0

по региональным налогам и сборам 1269,5 1206,1 57,7

по местным налогам и сборам 792,7 719,7 65,5

по налогам со специальным налоговым режимом 193,0 139,0 51,2

Эффективный механизм фискального регулирования с учётом специфики видов экономической деятельности позитивно влияет на экономический рост отдельно взятого предпринимателя, предприятия, корпорации, отрасли и экономики в целом [5]. Исполнение данной цели предполагает наличие эффективного механизма налогообложения, условий и порядка предоставления налоговых льгот всем хозяйственным субъектам, производящими конкурентоспособную инновационную продукцию. Инструменты налогового регулирования должны включать: ежегодное подтверждение получения льготы; указание льготируемого налога; оценку предполагаемого размера льготы; предложение источника компенсации потерь от предоставления льгот.

Налоговое реформирование также должно быть направлено на реализацию разнообразного подхода к налогообложению, предполагающего разные варианты механизма налогового влияния для достижения поставленных целей и ожидания положительных результатов для субъектов народного хозяйства [16].

Улучшение стимулирующей функции механизма налогообложения предприятий, заключающегося в поощрении через налоги и налоговое льготирование бизнес-процессов, которые в долгосрочной перспективе будут иметь определяющее воздействие на рост инновационной экономики.

Совершенствование системы регулирования хозяйственных отношений — как результат эффективного механизма налогообложения, призванного удержать экономику в зоне макроэкономической стабильности и роста производства. Система регулирования хозяйственных отношений, охватывающая все отрасли и сферы экономики, должна способствовать удержанию народного хозяйства в зоне макроэкономической устойчивости и экономического роста. Кроме того, механизм налогового регулирования должен препятствовать увеличению дифференциации доходов населения, что чревато негативными последствиями в обществе. Совершенствование системы регулирования хозяйственных отношений целесообразно проводить только путём научно организованного механизма налогообложения, направленного на рост размеров налогов с собственности, в т. ч. недвижимого имущества различных предприятий, корпораций и отраслей экономики.

Стратегическим будущим инновационной экономики является формирование условий эффективного перераспределения финансов [11]. Осуществление данной задачи зависит от решения минимизации территориальной мобильной налоговой базы. Как известно, чем выше

потенциал перемещения налоговой базы между органами местного самоуправления, тем меньше должно быть налогообложение и больше централизация налоговых полномочий.

Механизм налогообложения целесообразно ориентировать на уменьшение налоговой нагрузки на реальный сектор экономики, рост инвестиционной активности и на всемерную поддержку инновационной деятельности. Отечественные исследования последних лет в данной области показывают, что налоговое стимулирование должно доминировать над регулированием. В качестве инструментов реализации этого процесса могут быть использованы:

- практика досудебного разрешения налоговых споров за счёт формирования налоговых комиссий;

- информационный обмен между налоговыми и правоохранительными службами в целях повышения эффективности работы со скрытой налоговой задолженностью.

В преобразовании механизма налогообложения отечественных предприятий и организаций необходимо базироваться на относительном возрастании роли налога на добавленную стоимость, увеличении его базы обложения и акцизов. В то же время акцизы надлежит использовать для корректировки налогового спроса, защиты отечественного производства и приобретения дополнительных налоговых зачислений, а в дальнейшем для выполнения тех задач, которые ставят перед собой все развитые страны мира.

Для Республики Дагестан можно выделить отдельную группу так называемых экологических налогов, направленных на защиту окружающей среды от вредных промышленных выбросов. В их число могут входить дополнительные акцизы на нефть, бензин, другие виды топлива, на автотранспортные средства, налоги за пользование природными ресурсами, за вредные выбросы и отходы.

Степень накапливания доходной части регионального бюджета и местных бюджетов часто зависит от финансового положения отдельных предприятий, являющихся крупными налогоплательщиками региона. Для укрепления процесса расширения налогооблагаемой базы и обеспечения экономического роста в регионе целесообразно более активно внедрять налоговые льготы налогоплательщикам, соблюдающим дисциплину и порядок, склоняя их к дальнейшему развитию, созданию инновационной и конкурентоспособной продукции.

Развитие высокотехнологичных производств на базе сложившегося научно-промышленного потенциала региона путём создания условий для образования инновационных и венчурных предприятий и других эффективных бизнес-структур основывается на предоставлении существенных налоговых льгот в части уплаты региональных составляющих федеральных налогов или предоставлении налоговых преференций в отношении местных сборов, а также на создании материально-технической базы для формирования инновационных производств, информационно-правовой поддержки наукоёмкой деятельности, оказании помощи во внедренческую деятельность инноваций и научных разработок [17].

Формирование с помощью инструментов налоговой поддержки условий для миграции избыточного капитала из богатых территорий в менее привлекательные районы обеспечит рациональное использование налогового потенциала Республики Дагестан и позволит более равномерно разместить налогооблагаемую базу в территориальном разрезе.

Совершенствование контрольной функции механизма налогообложения созданием более благоприятного налогового климата для «обеления» теневого сектора экономики региона, упрощения налогового контроля и обеспечения прозрачности систем начисления местных налогов и сборов может обеспечить больший охват источников доходов и стимулирование развития приоритетных для региона отраслей экономики.

Современный финансовый кризис вынуждает руководство страны определить стратегические приоритеты механизма налогообложения отечественных предприятий. В долгосрочной перспективе требуется серьёзное реформирование механизма налогообложения российских предприятий, что в значительной степени может повысить роль всей налоговой системы как сдерживающего антикризисного фактора. Современный механизм налогообложения хозяйствующих субъектов должен учесть тенденции развития мировой налоговой политики и национальную специфику экономической политики, в т. ч. в сфере налогообложения, как в её современном состоянии, так и с учётом стратегических целей инновационного развития.

Реформирование современной российской экономики должно основываться на неокласси-

ческой концепции «экономики предложения», суть которой заключается в более низких ставках налогов, в сокращении налога на прибыль и уменьшении личного подоходного налога и отчислений на социальное страхование работников (рис.).

• Введение более низких ставок налогов может быть организовано так, что при кратковременных потерях для бюджета его дефицит может быть сокращён в обозримой перспективе, при условии ускоренного роста стимулируемой низкими налогами производительности труда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Сокращение налога на прибыль предприятий является стимулом для их инвестиционной активности, расширения производства и создания дополнительных рабочих мест.

• Трудовые ресурсы, которые временно не участвуют в труде, вновь нанимаются на работу, а уже работающие стремятся к удлинению рабочей недели и сокращению отпусков.

Рис. Реформирование экономики на основе неоклассической концепции «экономики предложения»

Для реализации механизма «экономически регулируемого» налогового влияния и достижения на этой основе приоритетных направлений экономического развития по направлению максимального благосостояния общества необходимо создать определённые условия. Среди таких условий можно выделить:

- активизацию инвестиционной и инновационной деятельности;

- проведение государственной политики, направленной на конкретное высвобождение предпринимательской инициативы из-под жёсткой административной опеки;

- снижение налоговых рисков для инвестиций и инноваций;

- расширение комплекса мер по налоговому стимулированию внедрения инновационных технологий в экономику страны.

Выводы. Основным направлением совершенствования механизма налогообложения предприятий для инновационного развития экономики является снижение налоговой нагрузки, так как высокое налоговое бремя российских производителей не позволяет финансировать не только инновационные программы, но даже простое развитие воспроизводства. Снижение налогового бремени для предпринимателей способно стать дополнительным стимулом для выхода из «теневого» сектора экономики, а также снизить дальнейшее существенное падение налоговых поступлений от реального сектора экономики и отток капитала.

Внедрение в практику и реализация вышеуказанных ориентиров, как в масштабе страны, так и на региональном уровне, позволит, на наш взгляд, эффективно осуществить процесс совершенствования механизма налогообложения хозяйствующих субъектов и стимулировать на этой основе модернизацию экономики региона и страны в целом.

Литература

1. Абдулаева, З. З., Хаджалова, Х М. Проблемы и направления развития малого предпринимательства в Республике Дагестан // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10 (51). С. 924-927.

2. Абдулманапов, П. Г. Демографическая безопасность регионов Северо-Кавказского федерального

Более низкие ставки

налогов не всегда порождают снижение суммы налоговых поступлений

Сокращение налога на прибыль и увеличение располагаемого дохода предпринимателей

Уменьшение личного подоходного налога и отчислений на социальное страхование работников повышает их стимулы к труду.

округа России //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 1. С. 353-365.

3. Абдулманапов, П. Г. Налоговое регулирование инвестиционной деятельности в Республике Дагестан // Управление экономическими системами : электронный научный журнал. 2015. № 3 (75). С. 18.

4. Абдулманапов, П. Г., Абасова, X У. Особенности демографической политики в Республике Дагестан //Вопросы структуризации экономики. 2009. № 4. С. 20-22.

5. Багомедов, М. А. Формирование конструктивной региональной политики в условиях глобализации // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 4. С. 1-13.

6. Багомедов, М. А. Причины кризиса мировой и российской экономик и меры выхода //Вопросы структуризации экономики. 2009. № 1. С. 1-7.

7. Гимбатов, Ш. М. Экономический кризис и трансформация миграционных связей // Вопросы структуризации экономики. 2009. № 2. С. 83-85.

8. Гираев, В. К. Методология стимулирующего управления налогообложением хозяйствующих субъектов //Налоги и налогообложение. 2014. № 11. С. 970-986.

9. Гираев, В. К. Налоговое стимулирование и экономический рост // Налоги и налогообложение. 2015. № 3. С. 180-195.

10. Гираев, В. К. Проблемы налогового регулирования и стимулирования экономики России // Налоги и налогообложение. 2015. № 4. С. 277-288.

11. Гичиев, Н. С., Сагидов, Ю. Н. Привлечение иностранных инвестиций в экономику региона : монография/ — Махачкала, 2001.

12. Гичиева, М. Н., Гичиев, Н. С. Методические аспекты оценки эффективности инвестиций в человеческий капитал //Апробация. 2014. № 7. С. 45-47.

13. Сагидов, А. К. Роль государства в формировании экономики инновационного типа // Вопросы структуризации экономики. 2011. № 2. С. 23-27.

14. Сагидов, Ю. Н. Мотивация экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) // Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 2 (40). С. 31-36.

15. Сагидов, Ю. Н., Деневизюк, Д. А. Адаптивное формирование промышленного производства //Региональные проблемы преобразования экономики. 2014. № 8 (46). С. 81-87.

16. Сахарова, Л. А. Проблемы формирования и современные тенденции развития налоговой политики Российской Федерации // Территория новых возможностей. 2010. №5 (9). — URL : http:// cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-i-sovremennye-tendentsii-razvitiya-nalogovoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 09.12.2016).

17. Силов, Н. В. Совершенствование механизма налогообложения российских предприятий : автореф. дис. ... канд. экон. наук/Российская академия предпринимательства. — М., 2011.

18. Статистический ежегодник. 2015 : Дагестанстат.

19. Хаджалова, X М. Особенности формирования человеческого капитала в трудоизбыточных регионах //Региональные проблемы преобразования экономики. 2015. № 1 (51). С. 84-90.

20. Channell, J. Corpus-Based Analysis of Evaluative Lexis : Authorial Stance and the Construction of Discourse. — Oxford: Oxford University Press, 2000. P. 38-55.

21. Gichiev, N. S. Business Caucasus : external factors of development // The Second International Congress on Social Sciences and Humanities Proceedings of the Congress. 2014. P. 298-303.

22. Gichiev, N. S. Foreign trade and economic growth: regional projection // The Second International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. 2014. P. 357-368.

23. Massey, M. D. et al. Theories of International Migration : A Review and Appraisal // Population and development review. 1993. Vol. 19(3).

24. Ranis, G., Fei, J.C.H. A Theory of Economic Development //American Economic Review. Vol. 51.

25. Ryazantsev, S. Migration from Russia to Australia and formation of a Russian Community // ANU Centre for European Studies Briefing Paper Series. Vol. 4. No. 5. July 2013. — URL : http://ces.anu.edu.au/research/ publications.

References:

1. Abdulaeva, Z. Z., Khadzhalova, Kh. M. Problems and directions of development of small entrepreneurship in the Republic of Dagestan // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 10 (51). P. 924-927.

2. Abdulmanapov, P. G. Demographic safety of regions of the North Caucasus Federal district of Russia // Regional problems of transformation of the economy. 2012. No. 1. P. 353-365.

3. Abdulmanapov, P. G. Tax regulation of investment activity in the Republic of Dagestan // Management of economic systems : electronic scientific journal. 2015. No. 3 (75). C. 18.

4. Abdulmanapov, P. G., Abasova, Kh. U. Characteristics of the demographic policy in the Republic of Dagestan // Issues of economy structuring. 2009. No. 4. P. 20-22.

5. Bagomedov, M. A. The formation of the constructive regional policy in the conditions of globalization // the Issues of economy structuring. 2009. No. 4. P. 1-13.

6. Bagomedov, M. A. Causes of the crisis of world and Russian economies and measures of output // the Issues of economy structuring. 2009. No. 1. P. 1-7.

7. Gimbatov, Sh. M. Economic crisis and the transformation of migration relationships // the Issues of economy structuring. 2009. No. 2. P. 83-85.

8. Giraev, V. K. Methodology enabling control of taxation of economic entities // Taxes and taxation. 2014. No. 11. P. 970-986.

9. Giraev, V. K. Tax incentives and economic growth // Taxes and taxation. 2015. No. 3. P. 180-195.

10. Giraev, V. K. Problems of tax regulation and stimulation of economy of Russia // Taxes and taxation. 2015. No. 4. P. 277-288.

11. Gichiev, N. S. Sagidov, Yu. N. The attraction of foreign investments into economy of region : monograph. — Makhachkala, 2001.

12. Gichieva, M. N., Gichiev, N.S. With. Methodical aspects of estimation of efficiency of investments in human capital are tested. 2014. No. 7. P. 45-47.

13. Sagidov, A. K. the role of the state in formation of innovative economy // Issues of economy structuring. 2011. No. 2. P. 23-27.

14. Sagidov, Yu. N. The motivation is economic development of region (on example of Republic Dagestan) // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 2 (40). P. 31-36.

15. Sagidov, Yu. N., Denevizuk, D. A. Adaptive formation of industrial production // Regional problems of transformation of the economy. 2014. No. 8 (46). P. 81-87.

16. Sakharova, L. A. Problems of formation and current trends of development of the tax policy of the Russian Federation // Territory new opportunities. 2010. No. 5 (9). — URL : http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-i-sovremennye-tendentsii-razvitiya-nalogovoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (date accessed: 09.12.2016).

17. Silov, N. V. Improving the mechanism of taxation of the Russian enterprises // the dissertation on competition of a scientific degree of candidate of economic Sciences / Russian Academy of entrepreneurship. M., 2011.

18. Statistical Yearbook. 2015 : Dagestanstat.

19. Khadzhalova, Kh. M. Peculiarities of the formation of human capital in labour-abundant regions // Regional problems of transformation of the economy. 2015. No. 1 (51). P. 84-90.

20. Channell, J., 2000. Corpus-Based Analysis of Evaluative Lexis : Authorial Stance and the Construction of Discourse. — Oxford: Oxford University Press. P. 38-55.

21. Gichiev, N. S. Business Caucasus: external factors of development // The Second International Congress on Social Sciences and Humanities Proceedings of the Congress. 2014. P. 298-303.

22. Gichiev, N. S. Foreign trade and economic growth: regional projection // The Second International Conference on Eurasian scientific development Proceedings of the Conference. 2014. P. 357-368.

23. Massey, M.D. et al. Theories of International Migration : A Review and Appraisal // Population and development review. 1993. Vol. 19(3).

24. Ranis, G., Fei, J.C.H. A Theory of Economic Development //American Economic Review. Vol. 51.

25. Ryazantsev, S. Migration from Russia to Australia and formation of a Russian Community // ANU Centre for European Studies Briefing Paper Series. Vol. 4. No 5. July 2013. — URL : http://ces.anu.edu.au/research/ publications.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.