Научная статья на тему 'Причины бюджетного кризиса регионов России'

Причины бюджетного кризиса регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
298
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дефицит / регион / бюджет / межбюджетный трансферт / deficit / region / budget / interbudgetary transfer

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Диана Игоревна Степанова

В статье рассматриваются причины увеличения дефицитности региональных бюджетов РФ в 2020 г, падения их доходов и увеличения расходов. Выделен ряд ограничений и проблем региональных бюджетов, связанных с мировой пандемией коронавируса. В статье приводится прогноз развития бюджетного кризиса субъектов РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reasons for the Budgetary Crisis of Russian Regions

The article examines the reasons for the increase in the deficit of regional budgets of the Russian Federation in 2020, the fall in their income and the increase in expenses. A number of restrictions and problems of regional budgets associated with the global coronavirus pandemic are highlighted. The article provides a forecast of the development of the budgetary crisis of the constituent entities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Причины бюджетного кризиса регионов России»

УДК 33 ББК 65

DOI 10.24411/2073-3305-2020-10167

Причины бюджетного кризиса регионов России

Reasons for the Budgetary Crisis of Russian Regions

Диана Игоревна СТЕПАНОВА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова

Аннотация. В статье рассматриваются причины увеличения дефицитности региональных бюджетов РФ в 2020 г, падения их доходов и увеличения расходов. Выделен ряд ограничений и проблем региональных бюджетов, связанных с мировой пандемией коронавируса. В статье приводится прогноз развития бюджетного кризиса субъектов РФ.

Ключевые слова: дефицит; регион; бюджет; межбюджетный трансферт.

E-mail: s diana@mail.ru

Abstract. The article examines the reasons for the increase in the deficit of regional budgets of the Russian Federation in 2020, the fall in their income and the increase in expenses. A number of restrictions and problems of regional budgets associated with the global coro-navirus pandemic are highlighted. The article provides a forecast of the development of the budgetary crisis of the constituent entities of the Russian Federation.

Keywords: deficit; region; budget; interbudgetary transfer.

Расходы 47 российских регионов по итогам первого полугодия 2020 г. превысили их доходы. Суммарный дефицит региональных бюджетов к середине 2020 г. составил 213,7 млрд руб. — при том что всего лишь три месяца назад, на конец марта, у регионов был профицит в 341,3 млрд руб. (таким образом, за второй квартал регионы ухудшили финансовый результат на 555 млрд руб.) [7]. Для финансирования дефицита региональным бюджетам РФ недостаточно оказалось даже огромных финансовых вливаний со стороны федерального центра — денежная помощь в виде межбюджетных трансфертов составила 1,4 трлн руб. [3].

Падение доходов и увеличение расходов региональных бюджетов обусловлено девальвацией рубля, падением цен на нефть и, прежде всего, последствиями вынужденной остановки работы большинства предприятий на фоне пандемии коронавируса. Более 1 000 000 малых и средних предприятий закрылись и в ближайшие год-два не возобновят свою деятельность. В июне 2020 г. судами было признано рекордное количество финансово несостоятельных россиян за всю историю наблюдения — 11 500 граждан,

включая индивидуальных предпринимателей. Таким образом, регионы недополучили в свои бюджеты весомую долю налоговых поступлений, прежде всего, налога на прибыль и имущество организаций и граждан. Лидерами по недополучению налогов стали промышленно развитые и финансово обеспеченные регионы — Москва, Московская область, Республика Татарстан. Это объясняется тем, что в Московском регионе и Татарстане действовали самые жесткие в стране ограничения на работу предприятий. Результат этого — резкое падение за второй квартал 2020 г. прибыли ведущих предприятий, например, в Татарстане это «Татнефть», «КАМАЗ», группа «ТАИФ». Так, последняя уменьшила на 85% выплату налогов с прибыли в бюджет Татарстана за первое полугодие 2020 г. Снижению региональных налоговых доходов способствовали также региональные меры поддержки бизнеса в виде отсрочки уплаты налогов. Кроме того, были кратно увеличены расходы региональных бюджетов на здравоохранение и прочие социальные нужды, пособия и субсидии предприятиям и семьям.

В случае дальнейшего падения свой дефицит данные регионы смогут финансировать за счет накопленных остатков средств на бюджетных счетах. Промышленные, экономически развитые регионы могут также привлечь более дешевые и долгосрочные по сравнению с банковскими кредитами государственные облигационные заимствования. Бедные и менее благополучные регионы для покрытия своего бюджетного дефицита вынуждены будут рассчитывать на межбюджетные трансферты или же пытаться прибегнуть к банковскому кредитованию.

Позитивно с профицитом закончили полугодие экономически самостоятельные, финансово независимые регионы, наименее пострадавшие от последствий пандемии регионы, прежде всего Сахалинская область и Ханты-Мансийский автономный округ. Их экономическая самостоятельность и независимость бизнес-потоков от центральных и соседних регионов, накопленные резервы позволили исполнить бюджеты с профицитом. Существенные и своевременные меры поддержки в данных регионах позволили сохранить бизнес и обеспечить стабильную зарплату.

В Сахалинской области уже не первый год хорошо финансируются полпредством и Министерством развития Дальнего Востока и Арктики проекты развития и социальные объекты. Сахалинский край предоставляет серьезные налоговые преференции компаниям и оказывает до 1 млрд руб. финансовых выплат на развитие предпринимательства.

Количество завершенных по итогам 2020 г. банкротств граждан превысит уровень 2019 г. в два раза. Еще до пандемии насчитывалось более миллиона потенциальных российских граждан-банкротов. Сейчас многим семьям временно стабилизировать их финансовое положение помогли отсрочки банков по платежам, кредитные каникулы и реструктуризация кредитов. Но осенью 2020 г. у многих должников по кредитам накопится более 90 дней просроченного долга, и они вынуждены будут инициировать процедуру банкротства при превышении 500 000 руб. задолженности.

Пока сложно прогнозировать развитие глубокого бюджетного кризиса в ближайшее полугодие-год. Несмотря на замедление падения ВВП России, повышение финансовых показателей в условиях улучшения макроэкономической ситуации, негативный прогноз преобладает над умеренными и оптимистичными ожиданиями. Следует согласиться с прогнозами Правительства РФ, Минэкономразвития, Банка России, международных организаций, что падение ВВП в

2020 г. составит около 6% [1; 2], а в случае второй волны коронакризиса падение ВВП может достигнуть и 7%. Многие негативные факторы, связанные с пандемией, не будут отражаться на динамике банкротств предприятий и граждан еще около года, как это обычно бывает после острой фазы кризиса [6], и к весне 2021 г. мы, вероятно, увидим рост показателей финансовой несостоятельности российских компаний и семей, многие из которых будут вынуждены инициировать свое банкротство. В 2021 г. прогнозируются кратные потери выпавших доходов бюджета даже тех регионов, кто завершил первое полугодие 2020 г. с бюджетным профицитом, особенно при усилении ограничительных мер в связи пандемией коронавируса и продолжении падения стоимости энергоресурсов. В 2021 г. бюджетный дефицит ожидается более значительный, в том числе в регионах, зависящих от добычи углеводородов из-за особенностей платежей в бюджет со стороны операторов нефтегазовых проектов: большая часть из них рассчитывается исходя из средней цены углеводородов в предыдущем году. Остается небольшая надежда на «экономическое чудо» в России в связи с ростом цен на энергоносители, улучшением конъюнктуры мирового финансового рынка, прекращением торговой войны США и КНР и прочими позитивными для России сигналами.

В целом необходимы ранее и сейчас, с одной стороны, более широкие, с другой стороны, более точечные, адресные меры поддержки бизнеса. Многие отрасли не попали в кризисный список Правительства РФ, хотя тоже сильно пострадали от последствий ограничения своей деловой активности. До многих предприятий из кризисного списка не дошла финансовая помощь из бюджетов. Необходимы к использованию более системные и гибкие меры регионов, направленные на реализацию мер поддержки занятости и деловой активности, на выплату пособий и зарплат бюджетникам, решение главных социальных вопросов. Трансферт из федерального в региональные бюджеты необходимо дифференцировать по регионам так, чтобы обеспечивалась корреляция с глубиной падения собственных доходов регионов.

Список литературы

1. http://cbr.ru/Collection/Collection/File/ 28034Догеса8^200724.ра£

2. https://tass.ru/ekonomika/8893257

3. https://finexpertiza.ru/press-service/ researches/2020/defitsit-byudzheta/

2020 / № 3 Образование. Наука. Научные кадры

165

4. Бурлачков В.К., Иволгина Н.В., Никитина СА. Политика количественного смягчения: причины применения и проблемы завершения // Экономика и предпринимательство. 2018. № 4 (93). С. 157—160.

5. Балихина Н.В., Косое М.Е. Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами на основе программного бюджета // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2014. № 1.

6. Балихина Н.В., Косов М.Е. Развитие инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике: финансовый аспект: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

7. Балихина Н.В., Косов М.Е. Бюджетно-налоговое регулирование инвестиционной активности российской экономики // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11.

8. Косов М.Е. Перспективы формирования социально-ориентированной рыночной экономики // Вестник Финансового университета. 2015. № 2 (86). С. 29—37.

9. Косов М.Е. Инновационный подход к развитию экономической системы // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 7. С. 206—211.

10. Косов М.Е. Бюджетная политика Российской Федерации: проблемы и пути их решения // Экономика и предпринимательство. 2016. № 8 (73). С. 847—855.

11. Косов М.Е. Формирование устойчивого экономического развития стран за счет сферы

инноваций // Образование. Наука. Научные кадры. 2016. № 4. С. 116—120.

12. Косое М.Е. Государственная финансовая поддержка инноваций в Российской Федерации // Финансовая жизнь. 2016. № 3. С. 82—88.

13. Косов М.Е. Оценка эффективности инвестиционных проектов с государственным участием // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2017. Т. 27. № 6. С. 31—40.

14. Косое М.Е. Проблемы и пути совершенствования формирования доходов федерального бюджета // Вестник Московского университета МВД России. 2018. № 1. С. 217—223.

15. Косое М.Е. Анализ рисков потери доходов бюджетной системы Российской Федерации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2018. Т. 45. № 1. С. 59—66.

16. Николаева Т.П. Роль предприятий в экономике: финансовый аспект // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития: материалы Четвертого Междунар. форума. М.: ИПР РАН, 2015. С. 482—488.

17. Николаева Т.П., Николаева Т.Е. Особенности лизинга на современном этапе развития экономики России // Проблемы экономики и юридической практики. Экономико-юридический журнал. 2018. № 6. С. 257—261.

18. Официальный сайт Министерства финансов России https://minfin.gov.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.