Научная статья на тему 'Причины аварийности на технологическом автотранспорте карьеров и пути ее снижения'

Причины аварийности на технологическом автотранспорте карьеров и пути ее снижения Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1124
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Яковлев В. Л., Могилат В. Л., Тарасов П. И.

Проведен анализ причин аварий автотранспорта карьеров и даны практические рекомендации по безаварийной и эффективной эксплуатации технологического автотранспорта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAUSES OF ACCIDENTS AT THE OPEN CAST TECHNOLOGICAL TRANSPORT AND THE WAYS OF THEIR DECREASING

An open cast transport accidents analysis is carried out. Hands-on experience for the trouble-free and efficient transport operations is given.

Текст научной работы на тему «Причины аварийности на технологическом автотранспорте карьеров и пути ее снижения»

© В.Л. Яковлев, В.Л. Могилат, П.И. Тарасов, 2009

УДК 622.684.004.2

В.Л. Яковлев, В.Л. Могилат, П.И. Тарасов

ПРИЧИНЫ АВАРИЙНОСТИ НА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ АВТОТРАНСПОРТЕ КАРЬЕРОВ И ПУТИ ЕЕ СНИЖЕНИЯ

Семинар № 13

'^/'арактерным для глубоких место--/л.рождений является использование автомобильного транспорта в нижней, наиболее стесненной зоне карьеров. При этом в комбинированных транспортных схемах расстояния транспортирования горной массы автосамосвалами значительно сокращается, а параметры рабочих и маневровых площадок имеют размеры меньше допустимых, что приводит к повышению аварийности на технологической автотранспорте карьеров. Выполненный анализ статистических данных за 1980-2005 гг. свидетельствует, что причины аварийности на карьерной автомобильном транспорте можно условно разделить на четыре основные группы: неудовлетворительные горнотехнические и дорожные условия, нарушение правил движения, нерациональная организация работы автотранспорта, технические неисправности автосамосвалов.

Удельный вес происшествий по первой группе причин составляет 39,2 % всех аварий. Существенное влияние на ухудшение условий движения оказывают параметры карьерных автодорог (повышенные продольные уклоны, недостаточная ширина и неровность покрытия автодорог, низкое значение коэффициента сцепления шин с дорогой. Доля аварийности по этим причинам достигает 17,1 %.

При скорости движения автосамосвалов 40 км/ч вероятность столкновения на влажном покрытии в 1,8 раза выше, чем на сухом, а уменьшение коэффициента сцепления шин с автодорогой с 0,6 до 0,2 ведет к увеличению числа аварий в 6-7 раз (рис. 1).

Наблюдения, проведенные на горнорудных предприятиях, показали, что среднее количество аварий по сезонам распределяется следующим образом: зимой 46,2 %, осенью и весной 28,7 %, летом 25,1 % .

Недостаточные размеры маневровых площадок и отсутствие предохранительного вала являются основными причинами, обусловливающими наезды и опрокидывание автосамосвалов под откос в местах погрузки и разгрузки горной массы. Распределение аварий по элементам технологических схем карьеров представлено на рис. 2.

Значительное количество аварий (42,6 %) происходит в местах концентрации основных грузопотоков, где размещены автомобильно-желез-

нодорожные и автомобильно-конвейерные перегрузочные пункты л большинство экскаваторных забоев рабочей зоны карьера (рис. 3). Глубинная часть карьера характеризуется наименьшим числом аварий - 13,4 %, поскольку здесь наблюдается уменьшение интенсивности движения автоса-

мосвалов, разделение грузопотоков по забоям и сокращение числа конфликтных участков. На магистральных внут-рикарьерных трассах происходит 17,3 % столкновений автосамосвалов. Автодороги поверхностного комплекса и отвалы являются местами совершения 26,7 % дорожно-транс-портных происшествий на открытых горных разработках.

Происшествия, обусловленные нарушениями правил движения, составляют 38,6 % аварий на технологическом автотранспорте карьеров. Из них наибольшее количество (13,9 %) происходит вследствие превышения скорости движения. Натурные наблюдения показали, что около 80 % карьерных автосамосвалов эксплуатируются с неисправными спидометрами. В то же время правильно контролировать скорость движения без применения спидометра способны в средней 54 % водителей, поэтому процент столкновений от превышения скорости достигает 17,2 %.

Одной из причин аварийности является недостаточное знание водителями Правил дорожного движения. Данные проведанного на карьерах опроса показывают, что только 14,8 % водителей технологического

автотранспорта знают Правила до-

Рис. 1. Закономерности изменения аварийности на карьерном автотранспорте (Р) в зависимости от скорости движения автосамосвалов (V) на спуске (1-3) и коэффициента сцепления шин (ф) с автодорогой (4): 1 - гололёд; 2 - мокрое покрытие; 3 - сухое покрытие

рожного движения на отлично", 56,3 % - на "хорошо" и 28,9 % - на "удовлетво-тельно".

Повороты карьерных автодорог с радиусами менее 25-30 м и пересечения транспортных потоков в одном уровне представляют большую потенциальную опасность для движения. В этих местах наблюдается 9,2 % столкновений и опрокидываний автосамосвалов. При движении автосамосвалов задним ходом во время маневровых операций в пунктах погрузки и разгрузки горной массы происходит резкое снижение зоны видимости и ухудшение условий управления автомобилем. Превышение скорости и наличие препятствий на пути движения автосамосвалов обусловливают 7,9 % происходящих при этом аварий.

Несоблюдение безопасной дистанции между автосамосвалами, движение по левой стороне автодороги и другие нарушения Правил дорожного движения являются следствием недостаточной квалификации и низкой транспортной дисциплины водителей.

Увеличение геометрических размеров карьерных автосамосвалов, повышение скорости и интенсивности движения транспортных средств предъявляют все большие требования к профессиональным качествам водителей. Анализ статистических данных по железорудным карьерам показывает,

Рис. 2. Распределение аварий на автотранспорте железорудных карьеров по элементам технологических схем

что из общего числа водителей, участвовавших в авариях, 18,2 % являются водителями 1-го класса; 32,5 % - 2-го класса и 49,3 % - 3-го класса.

Проведенный анализ свидетельствует, что в первой половине месяца происходит в среднем 41,8 % аварий, а во второй - 58,2 %, что объясняется более напряженной работой карьера во второй половине месяца. В течение суток наблюдается значительная дисперсия количества аварий на технологическом автотранспорте: 42,3 % в первую (ночную) смену, 23,5 % - во вторую и 34,2 % - в третью. Работа водителей в первую смену сопряжена с рядом объективных и субъективных трудностей. Она требует обязательного отдыха накануне смены. Если это условие не соблюдается, то возрастает вероятность совершения аварии вследствие утомления водителя. Выявлено, что в ночную смену, как правило, менее качественно производится планировка маневровых площадок в за-

боях, на перегрузочных пунктах и отвалах. Эти факторы вызывают повышенное напряжение водителей, что в конечном итоге сказывается на снижении надежности их работы.

К организационным причинам аварий относятся, в основном, несовершенная система выпуска и контроля за работой автосамосвалов на линии, нерациональная организация движения автотранспорта в карьере, отсутствие соответствующих дорожных знаков и указателей.

Из-за технических неисправностей автосамосвалов происходит в среднем 10,4 % аварий. В основном это вызвано отказами систем и механизмов, непосредственно влияющих на безопасность движения (рулевого управления, тормозной системы, карданной передачи и шин), а также возгораниями на автомобилях.

Организация безаварийной эксплуа- чает тации автотранспорта в карьерах вклю-

разработку рациональных

\*0 н X

Отвалы и автодороги поверхностного комплекса

(26,7 %)

Верхняя зона карьера (магистральные автодороги в капитальных траншеях и на

уступах) (17,3 %)

Рис. 3. Распределение аварий на автотранспорте по зонам работы! в карьере

схем движения транспортных потоков и их корректировку в соответствии с динамически меняющимися условиями открытых горных работ, внедрение в практику методов и технических средств управления движением технологического автотранспорта.

Эффективным способом повышения безаварийности движения автотранспорта в карьерах является канализирование движения автосамосвалов. Оно предусматривает разделение транспорт-

ных потоков и направление их по траекториям, наиболее благоприятным с точки зрения безопасности движения. Это облегчает ориентацию водителей на сложных пересечениях, имеющих большую площадь и допускающих возможность хаотического движения автосамосвалов.

Регулирование транспортных потоков в карьерах имеет большое значение для создания условий безаварийной работы технологического автомобильного

транспорта. С увеличением грузоподъемности и геометрических параметров автотранспорта, повышением скорости движения автосамосвалов по карьерным автодорогам, усложнением транспортных коммуникаций карьеров эти вопросы становятся одними из основных в обеспечении безаварийности движения.

Натурные наблюдения показали, что важное место в рациональной организации транспортных потоков принадлежит дорожным знакам, устанавливаемым на автодорогах внутри карьера и на поверхности. Проблема регулирования движения автотранспорта в карьере с помощью системы дорожных знаков приобретает важный характер вследствие больших габаритов карьерных автосамосвалов, которые не всегда позволяют водителям правильно оценивать и прогнозировать дорожную ситуацию. Их действия по управлению автомобилем становятся менее уверенными, особенно при выполнении маневровых операций.

Конструкция и расположение знаков должны обеспечивать их хорошую видимость и распознавание на расстоянии не менее 100 м (рис. 4.).

Малые радиусы поворотов карьерных автодорог в сочетании с большими продольными уклонами резко сокращает расстояние видимости знаков. Обеспечение видимости дорожных знаков в ночное время особенно важно для стесненных условий карьеров, так как при малых радиусах поворотов фары автомобилей не обеспечивают достаточного освещения той стороны дороги, куда направлен поворот. В этом случае необходимо освещение дорожного знака или установка светящихся знаков.

До 15% аварий на технологическом автотранспорте карьеров происходит на перекрестках, где сосредоточено наибольшее количество точек взаимодейст-

вия транспортных потоков. Одной из причин аварий на перекрестках является отсутствие соответствующих предупреждающих знаков и знаков, определяющих приоритет в движении. Если одна из пересекающихся дорог имеет большее транспортное значение, необходимо выделять главное направление движения установкой знаков «Пересечение со второстепенной дорогой» или «Главная дорога» на главной дороге и «Пересечение с главной дорогой» или «Проезд без остановки запрещен» на второстепенной дороге.

При расстановке дорожных знаков в карьерах особое внимание должно быть уделено участкам автодорог с пониженным уровнем безопасности движения: поворотам с малыми радиусами, спускам с большими продольными уклонами, сужениям автодорог.

Движение на карьерных автодорогах имеет ряд ограничений: запрещено движение всех видов транспорта кроме технологического, ограничена скорость движения, запрещены обгоны. Это должно находить отражение в дорожных знаках, устанавливаемых на карьерных автодорогах.

Особой категорией карьерных дорожных знаков должны стать технологические знаки управления автотранспортом. Для обеспечения высокопроизводительной работы карьерных автомобилей с гидромеханической трансмиссией необходимо, чтобы мощность двигателя использовалась полностью и гидротрансформатор работал в зоне высокого к.п.д. Другими словами, требуется выбрать оптимальный режим движения - включать ту программу, которая наиболее полно соответствует особенностям трассы, вовремя снижать скорость движения включением колодочных тормозов или тормоза-замедлителя. Однако задача выбора оптимального режима

движения зависит от уровня квалифика- труднительна. ции и для малоопытных водителей за-

Психофизиологическое состояние

Опыт ь ьле еит д о 03

Степень знания транспорт-

ных коммуникации

карьера

Характеристики зрительного анализатора

Геометрические

характеристики

Тип и состояние а

проезжеИ части и о

Тип и состояние р о

обочины

Высота предохрани-

тельного вала

Размер знака

Форма

Расположение

Символ

Цветность

Яркость

Скорость движения

ь л Обзорность

о о из кабины

м о т Высота расположения

< глаз водителя

Микроклимат

в кабине

Освещенность

а д е р с В не 03 Метеоусловия

Загазованность карьерного пространства

Параметры транспортного потока

Яркость фона

Цветность фона

Рис. 4. Факторы, определяющие эффективность восприятия дорожных знаков

Поэтому карьерные технологические знаки устанавливаются на характерных участках трассы и рекомендуют водителям своевременно переходить на ту или иную передачу, включать тормоз-замедлитель или электродинамическое торможение, соблюдать оптимальный режим работы двигателя.

Типы технологических знаков и места их установки должны выбираться для каждой трассы отдельно с учетом конкретных горнотехнических условий. Применение технологических знаков позволит оптимизировать режимы движения автосамосвалов, повысить эффективность и безаварийность их работы.

Дорожные знаки в карьере устанавливаются, как правило, на предохранительных бровках или специально отсыпанных островках. Кроме знаков, предусмотренных ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004, на открытых горных ра-

ботах необходима установка дополнительных указателей и средств информации: схем карьерных автодорог; указателей «Рудный склад», «Породный отвал», «Место разгрузки», «Разгрузка запрещена»; схем движения в карьере и на поверхности; номеров рудных складов, отвалов и экскаваторов. Для подготовки водителей к работе в сложных условиях карьеров рекомендуется использование макетов карьеров с нанесением на них дорожной сети, мест расположения экскаваторов, перегрузочных пунктов и отвалов, дорожных знаков и указателей.

Статистика свидетельствует о том, что примерно 70 % аварий приходится на водителей со стажем работы до трех лет. Установлено, что водитель полностью овладевает мастерством управления автомобилем в среднем за 5-7 лет. При этом выделяются три основных этапа обучения. На первом этапе проис-

ходит освоение водителем органов управления автомобиля. На втором -приобретение навыков определения положения автосамосвала на автодороге и изменения траектории его движения. Третий этап является наиболее важным, так как в это время водитель учится правильно воспринимать информацию о дорожной обстановке, прогнозировать ее развитие и принимать оптимальные решения по управлению автосамосвалом. При существующей системе обучения водителей третий, наиболее ответственный этап обучения водители осваивают самостоятельно в процессе работы в карьере. Такой путь длителен и опасен, о чем свидетельствует высокий уровень аварийности среди водителей с малым стажем работы.

Исследования показывают, что продолжительность третьего этапа можно сократить внедрением ситуационного метода обучения водителей. Все многообразие дорожно-транс-портных ситуаций (ДТС) можно квалифицировать по ряду характерных признаков и выдать рекомендации по управлению автомобилем в сходных условиях. Наиболее опасным в условиях карьеров являются ДТС, возникающие при проезде перекрестков карьерных автодорог и железнодорожных переездов, встречном разъезде автосамосвалов, при движении автосамосвалов задним ходом, а также при обгоне и объезде различных препятствий. В большинстве случаев развитие ДТС можно прогнозировать для выбора оптимальных действий, обеспечивающих безаварийность движения карьер-

ных автосамосвалов. Процесс неблагоприятного развития ДТС условно можно разделить на несколько этапов: предо-пасную, критическую и момент аварии. Цель ситуационного обучения - научить водителей предпринимать необходимые управляющие воздействия на начальных этапах опасного развития ДТС, когда предотвращение аварий наиболее вероятно. В процессе обучения приводятся основные причины возникновения аварий, типичные ошибки водителей, формируется структура наиболее часто встречающихся ситуаций. Далее производится анализ и разрабатываются рекомендации по безаварийному управлению автосамосвалами.

Конечным этапом ситуационного обучения является проверка результатов с помощью тестов, тренажеров или в специально обустроенных местах, где не происходит технологических перевозок горной массы. Применение ситуационного обучения на 10-12 % уменьшает аварийность на карьерном автотранспорте по сравнению с традиционными методами обучения.

Для безаварийной и эффективной эксплуатации технологического автотранспорта рекомендуется комплекс мероприятий по рациональному распределению грузопотоков в карьерах, организации движения автосамосвалов с помощью дорожных и технологических знаков, реконструкций транспортных коммуникаций и маневровых площадок, внедрению ситуационного метода обучения и повышению квалификации водительского состава. ШИЗ

— Коротко об авторах ------------------------------------------------------------------

Яковлев В.Л. - член-корр. РАН, ИГД УрО РАН,

Могилат В. Л. - доктор технических наук, УГЛТУ,

Тарасов П.И. - кандидат технических наук, ИГД УрО РАН.

Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 13 симпозиума «Неделя горняка-2008». Рецензент д-р техн. наук, проф. В.В. Мельник.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.