Научная статья на тему 'ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ'

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
273
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / ПОВЕДЕНИЕ / СЕМЬЯ / КОРРЕКЦИЯ / ПРИЧИНЫ / AGGRESSION / BEHAVIOR / FAMILY / CORRECTION / CAUSES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слюсарева М.А., Прохненко А.В., Дубовицкий А.А.

Данная статья рассматривает проблему агрессивного поведения подростков в современном мире. Затронута тема влияния различных факторов на формирование поведения подростков. Рассмотрены возможные причины проявления агрессии у подростков и способы её коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS FOR AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS

This article examines the problem of aggressive behavior of teenagers in the modern world. The topic of the influence of various factors on the formation of adolescent behavior is touched upon. The possible causes of aggression in adolescents and ways to correct it are considered.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Слюсарева М.А. студент

Кубанский государственный университет

Прохненко А.В. студент

Кубанский государственный университет

Дубовицкий А.А. студент КВВАУЛим. А.К. Серова г. Краснодар

ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Аннотация: данная статья рассматривает проблему агрессивного поведения подростков в современном мире. Затронута тема влияния различных факторов на формирование поведения подростков. Рассмотрены возможные причины проявления агрессии у подростков и способы её коррекции.

Ключевые слова: агрессия, поведение, семья, коррекция, причины.

Slyusareva M.A. student

Kuban state University Prokhnenko A. V.

student

Kuban state University Dubovitskii A.A.

student KHMASPA.K. Serov Krasnodar

REASONS FOR AGGRESSIVE BEHAVIOR OF TEENAGERS

Abstract: this article examines the problem of aggressive behavior of teenagers in the modern world. The topic of the influence of various factors on the formation of adolescent behavior is touched upon. The possible causes of aggression in adolescents and ways to correct it are considered.

Keywords: aggression, behavior, family, correction, causes.

В последние время агрессивное поведение подростков является одной из самых актуальных проблем в современном обществе. Изучение такого поведения подростков интересовало таких ученых как: Э. Фромм,

Р. Бэрон, С.А. Завражина, Е.В. Змановская, Н.Д. Левитова, 3. Фрейд, Е.О. Смирнова, С.Л. Рубинштейн и др.

В современном мире употребление термина «агрессия» получило широкое распространение. Данный феномен связывают в основном с негативными мотивами (стремление навредить), установками (расовыми предубеждениями), эмоциями и разрушительными действиями.

Агрессия в переводе с латинского языка означает «нападение». Психологический словарь определяет агрессию как общий термин, используемый для обозначения разнообразных действий, которые включают враждебность, нападение, причинение физического ущерба и психологического дискомфорта. Данный термин используют для обозначения действий, мотивированных фрустрацией, страхом или желанием их вызвать у других, стремлением добиваться признания собственных целей и интересов.

С точки зрения Д. Ригардсон и Р. Бэрона, агрессия - это любая форма поведения, которая нацелена на причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения или на оскорбление. Из этого следует, что представленные выше определения агрессии интерпретируют ее не как эмоцию или мотив, а как модель поведения. Учеными были выделены такие виды агрессии как: направленная (сплетни); ненаправленная агрессия (топанье, крики в толпе); раздражение (грубость, вспыльчивость); косвенная агрессия; физическая (физические действия против других); вербальная агрессия (крики, угрозы) [2].

Агрессивность рассматривают как свойство личности, выраженное в готовности к агрессии, в склонности воспринимать поведение другого человека как угрозу. Для подросткового возраста характерно естественное стремление к проявлению взрослости, развитие самооценки и самосознания, повышенный интерес к изучению своей личности, к своим возможностям и способностям. При отсутствии условий для реализации своего потенциала процесс самоутверждения может проявляться в искажённых формах, приводить к неблагоприятным реакциям и последствиям, к различным девиациям, возникает опасность выбора агрессивной линии поведения.

К причинам возникновения и проявления агрессивного поведения относят: кризис взросления; индивидуальные и личностные особенности личности; высокая зависимость от принадлежности к группе сверстников; статус в группе сверстников; социальные условия развития личности; внутрисемейные отношения; несформированность собственных взглядов, ценностных ориентации; превосходство индивидуалистических ценностей; внешние физические и социальные условия; влияние средств массовой информации и др. [3].

Ученые относят подростковый возраст к одному из самых сложных периодов онтогенеза. Данный этап характеризуется эмоциональной

нестабильностью, что является причиной резкого возрастания агрессивного поведения подростков.

Одна из специфических особенностей агрессивного поведения -зависимость подростка от группы сверстников. Причиной такой зависимости является отхождение авторитета взрослых на второй план. Часто за агрессивностью подростков скрывается желание казаться сильнее.

Иногда инициаторами выступают подростки - аутсайдеры, предпринимающие попытки самоутвердиться при помощи агрессии.

Практика показывает, что статус подростка в группе является определяющим фактором его агрессивности. Наиболее высокий уровень агрессии наблюдается у лидеров или отверженных. С помощью агрессивных действий отверженные группой проявляют неудовлетворенность своим положением, а лидеры укрепляют свое первенство.

Степень влияния семейного воспитания на поведение подростка, в частности проявления агрессивности, велика. Так как семья является одним из важнейших социальных источников формирования поведения, в семье подросток может наблюдать различные виды проявления агрессии (физическое или сексуальное насилие, негативные оценки, оскорбления, холодность, подавление личности, эмоциональное напряжение ребенка). Учеными доказано, что дети и подростки, которые подвергаются агрессивным воздействиям в семье, склонны и сами прибегать к проявлению агрессивных действий. Степень влияния семейного воспитания на поведение подростка, в частности проявления агрессивности, велика. Наиболее высокая степень агрессивности отмечается у детей из неполных семей, в которых имеются проблемы с воспитанием. Также высокий уровень агрессии наблюдается у детей и подростков, в семьях которых ссоры и драки являются частыми явлениями. Проявление гиперопеки родителями еще одна причина повышенной агрессивности подростков.

Средства массовой информации и реклама являются источником негативного влияния на сознание подростка. В последнее время зафиксировано усиление агрессивной направленности рекламных роликов, что не может не оказывать пагубное влияние на психику. В результате это способствует формированию и проявлению в дальнейшем агрессивного поведения у самих подростков.

В завершение стоит отметить, что под агрессивностью понимается свойство личности, которое выражается в готовности к агрессивным действиям. Агрессивность формируется под влиянием социальных групп (семья, неформальные и формальные группы, школа) и индивидуально -психологических факторов (акцентуация характера, установки, тревожность, ценности).

Ситуация роста агрессивного поведения подростков затрагивает с одной стороны общество в целом, а с другой - вызывает беспокойство у педагогов, психологов и родителей. Поэтому профилактика агрессивного

поведения подростков стала важнейшим направлением деятельности школы. Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится не только социально значимой, но и психологически необходимой.

При коррекционной работе с агрессивными подростками, для воздействия на когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности необходимо проводить коррекцию в следующих направлениях: развитие эмпатии; расширение спектра поведенческих реакций в проблемной ситуации, снятие деструктивных компонентов в поведении; отреагирование гнева и травмирующей ситуации в целом; развитие позитивной самооценки; обучение приемлемым формам выражения негативных эмоций [5].

Использованные источники:

1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.- СПб.: Питер, 2001. — 352 с.

2. Мурадова, В. И. Агрессивное поведение современных подростков- // Молодой ученый. - 2016. - № 15 (119). - С. 413-415.

3. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции.- М.; Воронеж, 1996. - 96 с.

4. Соловьева С.Л. Агрессивность как свойство личности в норме и в патологии.-СПб.: С.-Петерб. гос. мед. ун-т им. И.П. Павлова, 1997. - 42 с.

5. Чепелева Л.М. Решение проблемы агрессивности подростков в школе педагогической поддержки. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2002. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.