ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21) 2015
УДК 343.35
С.И. Грачев
С.Н. Мольков
А.С. Попов
ПРИЧИННЫИ КОМПЛЕКС СОВРЕМЕННОГО ТЕРРОРИЗМА
Исследуется причинный комплекс терроризма, как необходимый элемент при анализе концепта «терроризм», и как рекомендательный компонент при создании целостных программных установок в системе превенции экстремисткой и террористической деятельности.
Ключевые слова: терроризм, экстремистская и террористическая деятельность, причины и факторы терроризма.
Исходное теоретико-методологическое и организационное значение для построения соответствующего механизма антитеррористической деятельности имеет, в первую очередь, определение истоков данного явления, к которым относят возникающие на разных этапах развития человечества общественные противоречия, в том числе идеологические, межэтнические, религиозные и иные, порождающие многочисленные социальные конфликты на глобальном, региональном и национальном уровне. Указанные конфликты порождают широкий спектр факторов, обусловливающих терроризм [1, с. 266]. К тому же в современном мире обстоятельства, определяющие эволюцию терроризма, находятся в плоскости всех основных сфер общественной жизни. Это обуславливает требования к осуществлению системного и комплексного подхода к выявлению, предупреждению и пресечению террористических угроз и действий экстремистских и террористических формирований.
Террористическая опасность - это не только совершаемые террористические акты или объективно существующая возможность их совершения, но и явления, процессы, конфликты, характеристики которых содержат в себе потенциальную угрозу осуществления насильственных действий (актов терроризма). По мнению профессора В.П. Галицкого, одной из главных причин терроризма
является обострение межгосударственных (международных) и внутригосударственных противоречий. Таким образом, принято всю совокупность причин, условий, влияющих на возникновение и рост терроризма, делить на внешние и внутренние факторы с точки зрения их учета при формировании общегосударственной системы противодействия терроризму [2, с. 79-80]. Мы полностью согласны с точкой зрения профессора Галицкого и градировали внешние и внутренние факторы на группы.
Итак, внешние факторы, влияющие на распространение терроризма, следует разделить на следующие условные группы.
Политические, социальные, экономические:
• увеличение конфликтных регионов, где используются террористические методы при переделе сфер политического (экономического), реже территориального влияния (Ливия, Египет, Ирак, Тунис, Сирия, Украина и т.д.);
• участившие конфликтов между транснациональными компаниями за зоны влияния, территории, природные ресурсы и т.п. с использованием методов терроризма, с привлечением террористических формирований для разрешения «споров»;
• согласие правительств отдельных государств выполнять требования террористов, что активизирует террористическую
38
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
деятельность;
• стремление ряда иностранных государств к ослаблению России (вмешательство в социально-политическую и экономическую жизнь государства; оказание поддержки и помощи деструктивным, в том числе и экстремистским организациям и движениями в РФ; инспирирование всевозможных негативных политических и социальных движений и операций);
• территориальные притязания иностранных государств к отдельным регионам России. В этих целях оказывается содействие в деятельности деструктивных формирований этнической, национальной и сепаратистской направленности, зачастую под прикрытием национальных культурных сообществ и организаций;
• подрывная деятельность зарубежных специальных служб, экстремистских и террористических организаций [3, с. 70];
• политическая, экономическая, социальная, военная нестабильность в ряде государств - бывших республик СССР, существование очагов экстремизма и терроризма на их территориях, нахождение там террористических, бандитских и иных деструктивных формирований и организаций антироссийского характера;
• установление оперативных контактов отдельными представителями российских этнических диаспор со спецслужбами иностранных государств, зарубежными экстремистскими (террористическими) организациями для гуманитарного, финансового, технического обеспечения противоправной деятельности на территории РФ [2, с. 80].
Идеологические:
• попытки ряда иностранных государств и международных политизированных антироссийских формирований дискредитации государственной политики РФ, зачастую искажая историческое прошлое;
• все возрастающий гуманитарный демпинг в Россию так называемой «прогрессивной просвещенности», через которую активно осуществляется информационно-пропагандистское обеспечение вседозволенности, экстремизма, терроризма и других антиобщественных проявлений;
• для демонстрации силы и влияния,
создания психологии страха в глазах общественности, террористические формирования все активнее используют попытки приобретения (завладения) оружием массового уничтожения, активно распространяя об этом информацию по всевозможным каналам массовой коммуникации;
• формирование «в глазах мировой общественности» образа Российской Федерации как государства - «врага ислама» [4, с. 45-50].
Организационные:
• взаимодействие и взаимопомощь террористических формирований (под-готовка боевиков, их обучение; снабжение оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами, спецсредствами; финансовая поддержка; обеспечение необходимыми документами; переброска террористов в нужный регион; снабжение боевиков разведывательной информацией);
• политика двойных стандартов в признании факта терроризма, которая «:.. .не только ослабляет страну - объект терроризма, но одновременно создает важные условия для деятельности самих террористов» [1, с. 271];
• слабо контролируемая внешняя миграция в Российской Федерации. Как следствие - рост в ряде регионов страны негативных процессов социального, религиозного, криминального характера, продуцирующих антиобщественные выступления и проявления экстремистского характера;
• не соответствующий параметрам обеспечения национальной безопасности государства режим пребывания иностранцев на территории РФ, как с контрразведывательных позиций, так антитеррористической направленности;
• функционирование так называемого черного рынка оружия (боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых и отравляющих веществ) как в России, так и в сопредельных государствах.
Мониторинг рассматриваемой проблемы, детальный анализ материалов, мнения отечественных экспертов [5, с. 17-26] позволили нам выделить и систематизировать внутригосударственные причины (факторы), способствующие возникновению и существованию террористической деятельности в стране.
39
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
Экономические причины:
• слабый контроль государства за финансовой деятельностью предприятий и организаций (в том числе и кредитных) страны;
• коррупция в органах власти и управления;
• недостаточное противодействие незаконному обороту оружия, наркотических средств и спиртосодержащих изделий;
• в ряде случаев конфликты беженцев и вынужденных переселенцев с коренным населением в экономической и социальной сферах, которые первоначально носят криминальный характер, перерастая в дальнейшем в антиобщественные проявления и экстремистские действия [6, с. 94];
• безработица молодежи (в том числе с высшим образованием), в комплексе с другими факторами (много свободного времени, желание стать популярными, потребительское отношение к жизни, отсутствие принципов морали и т.п.), приводит их в преступные формирования, в том числе и экстремистские [7, с. 19-20].
Политические причины:
• постоянные поединки за первенство во власти, территории, которые в силу различных обстоятельств (политическая нетерпимость, убежденность в отсутствии законных путей достижения целей и т.п.) принимают нелегитимные формы, иногда сопровождаются экстремистскими действиями;
• коллизии политического характера, спровоцированные нарушениями и грубейшими ошибками (обман, подтасовка, незнание проблемы, слабая ориентация в истории вопроса и т.п.), которые отмечаются в ходе избирательных кампаний, при неразумном проведении национальной, религиозной политики на местах и т.п.;
• обострение этнонациональных, религиозных, территориальных споров, перерастающих в конфликты, территориальных притязаний (осетино-ингушский конфликт и т.п.), сепаратистских устремлений;
• политизация протестных выступлений населения в связи с высоким уровнем криминогенной напряженности в регионе, городе, населенном пункте;
• распространение правового нигилизма и нарушение законности, вплоть до не исполнения решений суда, приказов и указа-
ний Президента;
• политические спекуляции местных властей и национальных элит на национальном вопросе и использование конфликтов в своих амбициозных целях;
• сохранение в ряде регионов России очагов напряженности.
Социальные причины.
«Важнейшее значение из общего круга внутренних причин, - как весьма справедливо, по нашему мнению заметил профессор Авдеев Ю.И., - принадлежит определенному комплексу социальных проблем, затрагивающих коренные интересы тех или иных социальных групп населения, но не нашедших своевременного удовлетворительного решения и характеризующихся в ряде случаев ростом негативных тенденций в их развитии» [1, с. 267].
В числе социальных причин следует выделить:
•ликвидациюрядаинститутовсоциальной защиты населения без их должной замены;
• высокий уровень социальной напряженности по жизненно важным вопросам;
• продолжающуюся криминализацию общества, которая находит свое выражение в привлечение в криминальные отношения населения страны, в установление контроля над отдельными областями социальной, экономической, даже культурной жизни России, в росте притязаний на усиление своего влияния в обществе [1, с. 269-270];
• недостойное социальное внимание к инвалидам и ветеранам боевых действий в Афганистане, Приднестровье, Чечне, Таджикистане и других «горячих точках».
Идеологические причины:
• низвержение идеологических основ советского общества, создание духовного вакуума и, как следствие, заполнение сознания электората идеологией радикальных, экстремистских, террористических и иных деструктивных мировоззрений;
• «возведение в культ» потребительского ориентира, обозначение его как критерия «успешности человека в современной жизни»;
• распространение религиозного радикализма, исламского фундаментализма, псевдорелигиозных концепций (в том числе апокалиптических, сатанинскихидругих) [5,с.23-24];
40
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
• экспансия в обществе проявлений национализма, шовинизма, ксенофобии, религиозной и социальной нетерпимости и вражды;
• искажение исторического (героического) прошлого российского народа, армии и флота Российской империи, Советского Союза, того, что является основой формирования патриотизма, справедливости, национального самосознания и толерантности;
• освещение в средствах массовой информации конфликтов, унижений, обид (национальных, религиозных, социальных и т.п.) из исторического прошлого;
• усиление внутренней (духовной) и физической агрессивности человека как способа самоутверждения и противостояния реальным или мнимым угрозам;
• слабое патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание в семьях и учебных заведениях [8, с. 120-121].
Анализ факторов возникновения и распространения экстремизма и терроризма указывает на условный алгоритм развития деструктивной деятельности. Условно он выглядит так:
1. Формирование недовольства в рамках политических, национальных, конфессиональных, социально-экономических, территориальных и иных отношений (возможно комбинированно). Одновременно в сознании людей начинает формироваться умысел, который в дальнейшем становится своего рода идейной установкой каждого в отдельности и группы в целом.
2. Изучаются организационные возможности и предпринимаются попытки по разрешению недовольства. Если это не удается решить «мирным путем», то оно перерастает в конфликтное противоречие.
3. Радикализация недовольства приводит к антагонистическим (конфликтным) противоречиям между государственными (административными) структурами и группами населения в виде антиобщественных проявлений, которые постепенно перерастают в массовые беспорядки.
4. Невозможность разрешения конфликтных противоречий мирными (политическими, правовыми, иного рода предупредительными) мерами производит трансформацию антагонизмов в экстремистские действия и
акты терроризма.
5. Затягивание оперативно-розыскных мероприятий при предупреждении экстремистских действий приводит, как правило, к перерастанию в силовые противостояния (явные или скрытые).
Комплекс внешних и внутренних причин возникновения и распространения терроризма в значительной мере дополняется многочисленными условиями, которые, хотя и не определяют, в отличие от причин, зарождение и трансформацию террористических угроз, но оказывают благоприятствующее воздействие на реализацию последних. К данным условиям следует отнести:
1. Отсутствие четко выраженной государственной идеологии (идеи).
2. Несостоятельность государственной национальной и молодежной политики Российской Федерации.
3. Безмерное увеличение административного корпуса, чиновничья волокита при решении вопросов и, как следствие, - недоверие населения.
4. Недостаточную систему превенции экстремистской и террористической деятельности в стране; слабую компетентность отдельных специалистов, отвечающих за профилактику терроризма и экстремизма.
5. Слабый административно-правовой режим контроля за пребыванием и передвижением иностранцев по территории страны и за деятельностью иностранных некоммерческих организаций.
6. Отсутствие должной системности в государственной миграционной политике. Необходимо создать эффективно действующую систему адаптации мигрантов и социализацию в российское общество.
7. Пособничество ряда групп населения членам незаконных вооруженных и бандитских формирований. Данное действо совершается исходя из религиозных, родственных, меркантильных соображений.
8. Ослабление роли государства в области культуры, искусства, литературы, кино.
9. Исключение на всех уровнях образования воспитательного компонента. Воспитание, в том числе и нравственности, должно быть такой же важной задачей, как и передача знаний.
41
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 3(21)2015
10. Отсутствие в России дифференцированных методик воспитания антиэкстремистского сознания людей, а также системы распространения антитеррористических знаний в различных слоях и группах населения [9, с. 58].
Анализ причин, условий, факторов, способствующих возникновению и формированию новых форм терроризма в современном обществе, дает основание утверждать, что как в нашей стране, так и на международном пространстве имеются, к сожалению, значительные условия для существования
экстремистской деятельности и терроризма. При этом данного рода практика не статична, а постоянно совершенствуется, во многих случаях опережая развитие системы антитерроризма. Следовательно, только постоянное изучение и детальный анализ детерминирующих основ современного терроризма, подготовка на данной основе выводных документов и рекомендаций, будет активно способствовать соответствующим государственным институтам, специальным службам и правоохранительным органам работать на опережение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдеев Ю. И. Терроризм - угроза национальной безопасности Российской Федерации: содержание и формы, причины, тенденции // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, МГУ 13-14 октября 2010 г. Том I. - М.: Университетская книга, 2010.
2. Галицкий В. П. Терроризм как метод достижения политической цели / В. П. Галицкий // Роль федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества и СМИ в формировании системы противодействия идеологии терроризма, разработке и осуществлении мероприятий по информационному противодействию терроризму. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Москва, МГУ 13-14 октября 2010 г. Том I. - М.: Университетская книга, 2010.
3. Грачев С. И. Коррупция как фактор существования терроризма / С. И. Грачев, А. С. Морозова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 1 (19).
4. Грачев С. И. Идеология как определяющий компонент террористической активности и антитеррористической политики / С. И. Грачев, О. А. Гасымов, А. С. Попов // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2013. - № 2 (12).
5. Найденко В. Н. О мерах по совершенствованию координации деятельности органов власти в сфере противодействия терроризму / В. Н. Найденко // Организационно-правовые вопросы борьбы с терроризмом. - М.: Наука, 2006.
6. Грачев С. И. Угрозы международного терроризма и незаконной миграции в контексте национальной безопасности России / С. И. Грачев // Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и Прикаспийского региона : материалы Международной научно-практической конференции (г. Астрахань, 28 мая 2010 г.) / под ред. Е. Е. Рябцевой. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2010.
7. Грачев С. И. Детерминирующие факторы в превенции коррупции, терроризма и экстремизма у студенческой молодежи в новейшей истории / С. И. Грачев, А. С. Морозова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2015. - № 2.
8. Грачев С. Проблемные аспекты при формировании антитеррористического мировоззрения в студенческой среде / С. Грачев, В. Зорин // Вестник Российской нации. - 2014. - № 3 (35).
9. Бойко Ю. П. Психологические предпосылки террористических угроз в России / Ю. П. Бойко, И. В. Дмитриев // Материалы II Всероссийской научно-практической Конференции, Москва, МГУ, 13-14 октября 2010 г. Том I. - М.: Университетская книга, 2010.
© Грачев С.И., 2015 © Мольков С.Н., 2015 © Попов А.С., 2015 Статья получена: 29.07.2015
42