УДК 343
ББК 67.4 © П.П. Орлов, 2018
Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право
ПРИЧИННЫЙ КОМПЛЕКС ФАКТОРОВ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Павел Петрович Орлов,
адъюнкт кафедры криминологии
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected] Научный руководитель: В.Н. Фадеев, доктор юридических наук, профессор
Аннотация. В целях выработки профилактических мер по преступлениям совершаемым в сфере земельных отношений, автором был выявлен комплекс факторов детерминирующих преступность в исследуемой сфере. На основании изучения уголовных дел, использования статистических данных, анкетирования осужденных, автор выделил факторы общего характера, непосредственно влияющие на механизм совершения преступлений в сфере земельных отношении. Акцент в исследовании был сделан на служащих участвующих в земельных отношениях, так как практика показала, что лица в основном привлекаемые за преступления в сфере земельных отношений являются государственные служащие или служащие органов местного самоуправления.
Ключевые слова: земельные отношения; факторный подход; экономика; ценностные ориентиры; служащие; социальный контроль.
CAUSAL COMPLEX OF FACTORS DETERMINING CRIMES IN THE SPHERE OF LAND RELATIONS
Pavel P. Orlov,
Adjunct of Department of Criminology
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. In order to develop preventive measures for crimes committed in the sphere of land relations, the author identified a set of factors determining crime in the field of research. On the basis of the study of criminal cases, the use of statistical data, the survey of convicts, the author identified factors of a General nature that directly affect the mechanism of committing crimes in the field of land relations. The focus of the study was made on the employees involved in land relations, as practice has shown that the persons mainly involved in crimes in the field of land relations are civil servants or employees of local governments.
Keywords: land relations; factor approach; economy; value orientations; employees; social control.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Орлов П.П. Причинный комплекс факторов, детерминирующих преступления в сфере земельных отношений. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):151-4.
Одним из важных направлений социально-правовых исследований является исследование преступности через призму факторного анализа, что позволяет научно обосновать стратегию и методику предупреждения социальной напряженности, а также прогнозировать уровень преступности и те явления, которые ее порождают и обусловливают. Автор выделил из общего объема криминогенных факторов наиболее характерные, относящиеся к обстоятельствам общего порядка и обстоятельствам непосредственно способствующих совершению преступлений в сфере земельных отношений. Обстоятельства общего характера: 1. Переход нашего государства от командно-административной к рыночной экономике.
Переход в конце прошлого века от командно-административной к рыночной экономике, повлиял на
«взрывной» рост преступности. По мнению автора, причиной данного всплеска явился тот факт, что рыночные отношения в первую очередь основаны на конкуренции, получении прибыли, уменьшением издержек, в том числе и рабочей силы, а следовательно — всплеском высокого уровня безработицы. В результате экономическое переустройство в нашей стране обернулось «захватом» общенародной собственности, в том числе земельных ресурсов, в основном криминальным способом. Автор полагает, что законодательство переходного периода становления нашего нового государства сделало новых собственников неуязвимми перед уголовным законодательством. Более того за годы либеральных реформ только прямые потери населения за счет разгула преступности, чеченских войн, террористических актов, отравления водкой и суицидов
составили более 2 миллионов человек, а косвенные (выпадающие) потери превысили 10 миллионов человек, не говоря уже о том, сколько не было произведено валового продукта и не родилось детей [7, с. 307].
2. Неспособность государства урегулировать экономические отношения в условиях становления рыночных отношений.
В связи с изменением общественно-политического строя коренным образом изменилось экономическая роль нашего государства. Оставшись без «могучего покровителя» самыми не защищенными становятся граждане, а государство, как справедливо заметил В.С. Кузьменко, зачастую самоустраняется от решения вопросов правового регулирования экономических отношений в условиях становления рынка. Особенно это проявляется в периоды экономических кризисов [4]. Анализируя указанные и иные показатели можно констатировать, что отказ от вмешательства государства в отдельные отрасли экономики были преждевременны.
3. Серьезное влияние идеологических [9] и социально-психологических факторов.
Идеологические просчеты особенно отразились на молодежи [10, с. 78], а это именно та часть нашего общества, которая будет вершить будущее. Культурный и правовой вакуум в нашем обществе быстро заполнился алчными ценностями, где на первое место выходит культ денег.
Существенное изменение претерпели общественные отношения, где отсутствует баланс, регулирующий духовно-нравственные основы, сдвинут в сторону вседозволенности и произвола, что существенно нарушает взаимодействие в обществе, в том числе государства с народом.
Большой вклад в формирование современных идеалов внесли средства массовой информации. По мнению автора, в настоящее время средства массовой информации пропагандируют ускоренное получение материальных благ порой не совсем законными методами, что существенно искажает представление у граждан о ценностных ориентирах, уменьшая при этом социальные обязательства.
4. Не эффективная деятельность правоохранительных органов.
На расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации В.В. Путин
отметил, что снизился, практически до 43 процентов1 [8], общий уровень раскрываемости преступлений. В последние годы этот показатель, что называется, скачет: то подрастет, то вновь сократится. Кардинального, видимого улучшения ситуации пока, к сожалению, не происходит. Значит, ключевой принцип неотвратимости наказания реализуется далеко не в полной мере. Это, безусловно, тревожит и общество, и наших граждан, и абсолютно не должно устраивать сами органы внутренних дел [11]. Причиной, сложившейся ситуации в раскрытии преступлений является более выраженный профессионализм преступного элемента по отношению к сотрудникам правоохранительных органов, в этой связи автор поддерживает позицию Е.П. Ищенко утверждающего, что уровень профессионализма преступников постепенно повышается, в то время как профессиональный уровень следователей, дознавателей, оперативных сотрудников в лучшем случае перестал снижаться [2].
На общем фоне снижения эффективности работы правоохранительных органов в расследовании преступлений имеются определенные пробелы и в деятельности по предупреждению преступлений, совершаемых в сфере земельных отношений. Опрос граждан показал устойчивое отрицательное мнение о работе правоохранительных органов в сфере земельных отношений. Основными причинами отрицательного впечатления граждане указали — длительность рассмотрения заявлений (сообщений) и коррупцию в правоохранительных органах. Изучение уголовных дел по преступлениям, совершаемым в сфере земельных отношений, в части срока их расследования, позволило установить, что практически каждое уголовное дело расследовано в срок свыше четырех месяцев, из них больше половины в срок от шести месяцев до полутора лет.
1 В своей книге Михаил Петрович и Иван Михайлович Клейменовы (доктора юридических наук) «Нераскрытая преступность» провели анализ преступности за последние годы и выявили, что общий объем преступлений в стране в 2013 году составил 20 086 519. Они посчитали, и получилось, что реальная раскрываемость преступлений в 2013 году составила 6,9%. Полученные результаты, видимо, удивили и самих авторов. Авторы пишут, что «этот показатель с трудом будет воспринят работниками правоохранительных органов». Профессор Голик Ю.В. в этой связи пишет: «От себя добавлю, что это без учета латентной преступности. Если учесть и ее, то эту цифру можно смело помножить как минимум на три».
В рамках исследования установлено, что лица совершившие преступления в сфере земельных отношений, в основном служащие. С учетом данной закономерности, согласимся с учеными, которые выделяют в качестве обстоятельств, непосредственно способствующих совершению преступлений следующие факторы: особенности служебной среды, условия службы; характеристику самих служащих; состояние социального контроля над служебной деятельностью [10, с. 332].
1. Особенности служебной среды и условия службы.
В Российской Федерации сложилась тенденция к увеличению численности работников государственных органов и органов местного самоуправления. Если проследить их количество в 2000 году численность работников указанной сферы составляло 1 161,5 тыс человек, то уже в 2016 году количество чиновников увеличилось до 2 146,3 тыс человек [12, с. 56]. В этой связи, из-за слабой организации деятельности государственных служащих создается впечатление о не эффективной работы аппарата чиновников.
Немаловажным фактором совершения преступлений является социально-психологическая обстановка в структурах участвующих в сфере земельных отношений. Микроклимат, который окружает чиновника, пронизан различного рода злоупотреблениями, где данное поведение считается нормальным. Более того, система поступления на государственную или муниципальную службу является уязвимой перед коррупционными рисками. В этой связи можно согласиться с Ю.Г. Наумовым утверждающим, что в коррупционной системе практически нельзя получить должность, связанную с использованием публичных возможностей, если ты не входишь в систему круговой поруки [5, с. 17].
2. Характеризуя служащих, отметим, что современный аппарат российских чиновников сформировался в специфических условиях. В годы «перестройки» общественного устройства государства, значительное число квалифицированных управленцев ушли в бизнес. В 90-х годах прошлого века, в переходный период большинство новых управленческих кадров, не были готовы к работе в сложных кризисных условиях становления новой государственности. Резкий спад профессионализ-
ма и ответственности привело к снижению уровня управленческой культуры, расцвету бюрократизма, а это в свою очередь дало серьезную почву для коррупционных проявлений.
3. Состояние социального контроля над служебной деятельностью служащих.
В криминологии под социальным контролем понимается — механизм самоорганизации (саморегуляции) и самосохранения общества путем установления и поддержания в обществе нормативного порядка и устранения, сокращения нормонарушаю-щего (девиантного) поведения [1, с. 3]. По мнению М.Ю. Кравцова, одним из ведущих факторов социального контроля является государство и правоохранительные органы [3, с. 119].
В последнее время законодателем предприняты ряд мер по контролю общественных отношений в сфере земельных отношений, прежде всего, путем внесения изменений в УК РФ. Так, изменена диспозиция статьи 170 УК РФ [13], уголовный закон был дополнен статьей 170.2 УК РФ [13], однако существенных результатов работы данных уголовно-правовых запретов пока не имеется. Другим важным фактором является относительно слабая карательная практика по преступлениям в сфере земельных отношений [6, с. 129]. Санкции за нарушения уголовно-правовых запретов в сфере земельных отношений не соответствуют тому, какие «дивиденды» приносит незаконная деятельность, связанная с земельным оборотом в России.
Законодатель путем построения сложной и неэффективной нормативной базы регулирующей земельные отношения, в определенной степени создает условия для совершения преступлений в исследуемой сфере.
При этом необходимо отметить, что на фоне изменений, происшедших в нашем государстве в конце ХХ века, деформации подверглись и ценностные ориентиры граждан нашей страны. Более того, нынешние чиновники закладывали фундамент будущего социально-психологического развития в ходе времен перестройки, смены государственного строя, лихих девяностых, а также переживая кризисные явления. Данные обстоятельства совершения преступлений в сфере земельных отношений явились следствием не единичных причин, а причинного комплекса, состоящего из обстоятельств
общих и непосредственных факторов. К обстоятельствам общих факторов автор относит: переход государства от командно-административной к рыночной экономике; неспособность государства урегулировать экономические отношения в условиях становления рыночных отношений; серьезное влияние идеологических и социально-психологических факторов; неэффективная деятельность правоохранительных органов.
Литература
1. Гилинский Я.И. Преступность и социальный контроль над ней в современном обществе постмодерна: взгляд криминолога. Научно-практический журнал Криминалистъ. 2016. № 1.(18).
2. Ищенко Е.П. О насущных проблемах раскрытия и расследования преступлений // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2017. № 3 (82).
3. Кравцов М.Ю. Функции социального контроля // Logos et Praxis. 2011. № 7-13.
4. Кузьменко В.С. Уголовно-правовая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности, совершаемых должностными лицами: Дис. ... канд. юрид. наук. Н.Новгород.. 2009.
5. Наумов Ю.Г. Концепция антикоррупционного механизма в системе регулирования экономических отношений в России // Пространство экономики. 2008. № 4-2.
6. Орлов П.П. Преступность в сфере земельных отношений. Журнал Государственная служба и кадры. № 3 (107). 2017.
7. Фадеев В.Н. Долганов А.В. Россия и глобальные вызовы цивилизации. Журнал Российский криминологический взгляд № 1. 2012.
8. Фадеев В.Н. Будущее криминологии — криминология будущего. Российский криминологический взгляд. 2016, № 1.
9. Конституция РФ Статья 13. «1. В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». По нашему мнению — идеология является «становым хребтом» общественно-политической системы, т.е. государства.
10. Криминология: Учебник для вузов / под ред. проф. В.Д. Малкова — 27е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.
11. Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс] URL:http://www.kremlin. ru/events /president/news/56949 дата обращения 15.04.2018.
12. Россия в цифрах. 2017: Крат. стат. сб. / Рос-стат. M., Р76. 2017.
13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 228-ФЗ [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_182606/ дата обращения 26.04.2018.
Актуальные проблемы конституционного права России: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Гриф НИИ образования и науки. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». (Серия «Magister»). / Под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 479 с.
Рассмотрены проблемные вопросы, относящиеся к предмету науки конституционного права. Цель учебника — раскрыть теоретическое содержание актуальных проблем основных разделов предмета, основы конституционного законодательства и правоприменительной практики по важнейшим проблемам государственного строительства в России.
Для студентов, магистрантов, адъюнктов и аспирантов юридических вузов.