ПРЕДПОСЫЛКИ ПРЕСТУПНОСТИ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ОРЛОВ Павел Петрович
Аннотация: Рассмотрены причины и условия, влияющие на совершение преступлений, связанных с земельными отношениями, обозначена историческая ретроспектива особенностей развития земельных отношений в нашем государстве, а также актуальность изучения преступлений в сфере земельных отношений.
Ключевые слова: земельные отношения, коррупция, постсоветский период, статистика, латентность, Президент.
В связи с изменениями, произошедшими после распада Советского Союза и принятия Конституции 12 декабря 1993 г., Российская Федерация пошла по пути развития свободного демократического общества. Однако путь, по которому наше государство движется, не прост. В своей статье профессор В.Н. Фадеев сформулировал период перехода к новым рыночным отношениям в условиях рецепции либеральной западноевропейской доктрины правовой государственности: «...С одной стороны, началось интеграция нашей страны в обширный и многогранный мир частной собственности, а с другой - его вхождение в правовое поле, социально-экономическое пространство в жизнь общества. Большая часть которого еще не готова к этому и не умеет жить по правилам и принципам этого еще совсем недавно враждебного нам внешнего мира» \ Действительно враждебного нам мира! Ни одна страна не захочет взаимодействовать с другой в ущерб своему государству. Так называемые наши западные «партнеры» делают данное взаимодействие исключительно в своих интересах. Одним из способов развала государства другими, более мощными странами, является создание условий для развития в слабых государствах устойчивого коррупционного климата, особенно в органах власти, что позволяет проникать в данные органы людям, проводящим интересы третьих лиц, а иногда и государств.
Ярким примером такого партнерства явился постсоветский период, или «90-е» минувшего века. Это период роста преступности, правового нигилизма и обнищания нашего государства. На тот момент органы государственной власти ничего не могли сделать, чтобы остановить фактический развал страны и обнищание народа. В части противостояния преступности не было
1 Фадеев В.Н. Российская криминология на перепутье // Российский криминологический взгляд. 2013. № 3. С. 420.
надежного инструмента для борьбы с ней, а это по своей сути тормозило развитие всего государства как правового 2. То, что мы имели в науке, в том числе «криминологии» 3, было построено на марксистко-ленинской философии и противостоять многим «болезням» нашего общества просто не могло. Более того, засилье чиновников в высших эшелонах власти, не всегда в интересах своего народа и государства, не давало возможности для развития науки, правоохранительных органов, армии и т.д. По мнению Е. Федорова, «...американские советники, приехавшие в Российскую Федерацию налаживать российский государственный аппарат после 1991 года, подбирали будущих олигархов и раздавали им советское и постсоветское имущество с определенным условием».
«Сегодняшняя цель коррупции - политическая, в отличие от царской России, где она
4
носила личный характер...» .
В своем выступлении 9 октября 2012 г. Президент РФ В.В. Путин перед Государственным советом РФ заявил: «Произвол и коррумпированность чиновников гасит, тормозит полноценное развитие земельных отношений, и, как следствие, замедляется продвижение страны в целом» 5. Затронуто одно из самых «нездоро-
2 В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2002 г. N° 15-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычана» установлено, что «правовое государство по самой своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно обеспечивает безопасность граждан, охрану и защиту их прав и законных интересов, эффективное восстановление в правах».
Криминология изучает закономерности отдельных видов преступлений, индивидуального и массового преступного поведения, причины совершения человеком преступлений, разрабатывает рекомендации по совершенствованию уголовного права, которое изучает преступления, ответственность и наказание за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике (Аванесов Г.А., Вицин С.Е. Прогнозирование и организация борьбы с преступностью. М., 1972).
4 Федоров Е. Государственная система России работает на США // Сайт Агентства политических новостей «Северо-Запад». URL : http://www.apn-spb.ru/opinions/article10649.htm
5 Выступление перед Государственным советом РФ Пре-
зидента РФ В.В. Путина 9 октября 2012 г. URL : www.vesti.ru
вых» и не просто складывающихся отношений за последние полтора века для простого русского крестьянина. Институт земельных отношений не новый для нашего государства. Данные отношения возникали в период, предшествующий революции. Так, исследуя историю прав крестьян на землю, начиная с 1861 г., можно прийти к выводу, что крестьяне или единолично, или в рамках земельных общин выступают в качестве носителей прав и обязанностей на землю по новому законодательству. Следовательно, значительно расширился круг субъектов землепользования, так как право пользования землей получают крестьяне, причем государственные и удельные включительно. С.А. Воронцовым отмечается, что по-прежнему в системе законодательства России дореволюционного периода выделялись семь регионов, где сохраняли действие местные узаконения: Великое княжество Финляндское, Бессарабия, Царство Польское, Прибалтика, Кавказ, европейский Север и Сибирь.
Однако из приведенных С.А. Воронцовым статистических данных видно, что реформа 1861 г. и столыпинская земельная реформа были половинчатыми. Они не принесли ожидаемых успехов, поскольку крестьяне все равно страдали от переделов, малоземелья, а выход из общины был затруднен. Вместо наделения землей крестьян стала происходить концентрация земель в руках крупных собственников.
Кроме того, в указанный период активно начинает развиваться институт залога земельных участков, поскольку земля включается в гражданский оборот 6.
После октября 1917 г. ни о какой частной собственности не могло быть и речи, поскольку марксистско-ленинская философия полностью отрицала частную собственность, а отношение к земельной собственности отчетливо представлено в статье, написанной К. Марксом в апреле 1872 г. и напечатанной в газете «The International Herald» № 11 от 15 июня 1872 г. 7,
6 Воронцов С.А. Становление и развитие земельных отношений в России: история и современность : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01. Краснодар, 2008. С. 19.
7 Статья напечатана в газете «The International Herald» N° 11, 15 июня 1872 г. «...Национализация земли произведет полную перемену в отношениях между трудом и капиталом, и в конечном счете, совершенно уничтожит капиталистический способ производства как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Тогда исчезнут классовые различия и привилегии вместе с той экономической основой, на которой они покоятся. Жизнь за счет чужого труда канет в прошлое. Не будет больше правительства или государства, отделенных от самого общества! Сельское хозяйство, горное дело, фабричная промышленность -одним словом, все отрасли производства - постепенно будут организованы наиболее целесообразным образом. Национальная централизация средств производства станет национальной основой общества, состоящего из объединения свободных и равных производителей, занимающихся общественным трудом по общему и рациональному плану. Такова та гуманная цель, к которой ведет великое экономическое движение XIX столетия».
в которой К. Маркс четко определил национализацию земли как ключ к уничтожению капиталистического производства, а уже на второй день после победы Октябрьской революции II Всероссийский съезд Советов принял составленный В.И. Лениным исторический Декрет о земле, провозгласивший национализацию всей земли, конфискацию помещичьих земель и установление бесплатного крестьянского землепользования.
Исторический экскурс позволил установить тот факт, что в дореволюционный и постреволюционный периоды от реформ земельного законодательства в первую очередь страдает простой народ.
С начала 90-х гг. прошлого столетия мы опять имеем возможность производить юридические правоотношения с земельным фондом. Наше государство имеет обширные земельные фонды, находящиеся в государственной, общественной и частной собственности, с которыми граждане и юридические лица все чаще вступают в земельные отношения, а государство обязано охранять данные правоотношения 8.
Отчасти описанная выше историческая ретроспектива дала свои негативные плоды в виде роста преступлений, связанных с земельными отношениями в период с 2009 по 2014 г. в первую очередь по причине отсутствия исторического опыта работы с частной собственностью, в том числе с земельным фондом. Как отмечает доктор юридических наук, профессор А.И. Долгова, «...в России не было системного изменения законодательства, соответствующего новым социально-экономическим реалиям, отсутствовало и согласованное изменение системы борьбы с преступностью» 9. Государство может добиться успеха в борьбе с преступностью только посредством усилий всех институтов гражданского общества и граждан.
Следующей причиной роста данного вида преступлений является его большая коррупционная составляющая. В частности, профессора В.Н. Фадеев и А.В. Долганов выделяют описанную среду для развития коррупции в нашей стране следующим образом: «.Попытки государства регулировать все и вся приводят к неконтролируемому росту чиновников, кото-
8 Данное право закреплено в ст. 9 ч. 2 Конституции РФ (земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности). См.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. и доп. от 5. февраля 2014 г.) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
9 См.: Долгова А.И. Преступность в России и криминоло-
гические проблемы власти // Власть: криминологические и пра-
вовые проблемы. М., 2000. С. 19.
рые вместо исполнения своей номинальной функции - координации деятельности общества - превратились в его раковою опухоль, стремительно пожирающую все избыточные ресурсы и бездарно уничтожающего то, что жизненно необходимо для существования общества.
Стремясь создать видимость активной деятельности, чиновничество вводит порой совершенно бездумные правила и ограничения.
Главный принцип современного чиновника - «кто что контролирует, тот то и имеет»» 10. Развитие большого чиновничьего аппарата, курирующего земельные отношения, не имеет положительного коэффициента полезного действия в сфере контроля и профилактики преступлений, связанных с земельными отношениями.
Более того, преступления в сфере земельных отношений имеют высокую латентность. Что подтверждается множественными сюжетами на федеральных телеканалах 11. Однако стремление овладеть земельными участками, расположенными в экономически привлекательных местах для ведения хозяйственной деятельности, в нынешних условиях коррупции и правового беспредела в земельных отношениях приводит к криминализации в данной сфере и незаконному переводу земель из одной категории в другую.
Необходимо отметить, что земельные правоотношения в российском законодательстве представлены не только конкретно земельными участками, но и лесными фондами, а также участками земли, на которой располагается недвижимость.
В марте 2014 г. Российская Федерация увеличилась на два субъекта (полуостров Крым и город федерального значения Севастополь), в которых вопрос о земельных отношениях имеет первостепенное значение по причине действия на территории этих субъектов законодательства иностранного государства. С учетом этого обстоятельства можно предположить, что на территории этих субъектов РФ произойдет резкий всплеск правонарушений в сфере земельных отношений.
Статистика свидетельствует, что если в 2009 г. было совершено 1035 преступлений в сфере земельных отношений, то в 2014 г. -
10 См.: В.Н. Фадеев, А.В. Долганов Россия и глобальные вызовы цивилизации // Российский криминологический взгляд. № 1. 2012. С. 45.
11 См.: «Нецелевое использование земли (незаконный полигон)», передача «Законный вопрос», телекомпания НТВ, эфир 25 августа 2015 г. ; «Город-спутник "Южный": Опасный проект», Пятый телеканал, эфир от 13 мая 2015 г. ; «Момент истины», Караулов, Пятый канал, эфир от 21 сентября 2015 г. и 11 января 2016 г. ; «Оценка Федотовой», фильм журналиста Андрея Караулова и т.д.
1076 преступлений 12, что свидетельствует о наличии тенденции к росту данного вида преступлений, не взирая на его латентность.
Положение в исследуемой сфере усугублены несовершенством действующего законодательства, регламентирующего оборот земли на территории России, правил учета преступлений и правонарушений в сфере земельных отношений, а также отсутствием единой сложившейся практики правоохранительных органов. Так, в УК РФ предусмотрены нормы, предполагающие уголовно-правовые запреты, в той или иной степени относящиеся к преступлениям, связанным сферой земельных отношений. Однако научно-практическими работниками большое внимание уделяется изучению ст. 170 УК РФ - «Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом». Вместе с тем анализ материалов уголовной статистики показывает, что в части совершения преступлений, предусмотренных ст. 170 УК РФ, за 2015 г. зарегистрировано только четыре преступления, а в суд направлено одно уголовное дело 13.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что анализ преступлений, совершаемых в сфере земельных отношений, не дает оснований для изучения только деяний, квалифицируемых по ст. 170 УК РФ. Нам представляется, что в сфере земельных отношений совершаются и иные уголовно-наказуемые деяния, предусмотренные действующим законодательством. К такого рода деяниям мы относим: мошенничество, присвоение и растрату, злоупотребление должностными полномочиями, дачу и получение взятки, служебный подлог и т.д.
С учетом изложенного, первостепенное значение приобретают совершенствование и активизация деятельности различных субъектов профилактики правонарушений, где особую роль играет налаживание антикоррупционного климата в нашей стране.
Преступления в сфере земельных отношений представляют собой разновидность уголовно-наказуемых деяний, которые подрывают существующий в стране земельный правопорядок, цель которого - обеспечить рациональное использование и охрану земель, защиту лиц, использующих земельные участки.
Таким образом, изучение преступлений в сфере земельных отношений, а также иных
12 По данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ за 2009-2014 гг.
13 По данным Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел РФ за 2015 г.
факторов, способствующих их совершению, имеет научное и практическое значение для понимания ситуации, складывающейся в системе земельных отношений, и адекватного реагирования на преступления, совершаемых в ней. Вместе с тем при высокой латентности исследуемых общественно-опасных деяний сложилось известное несоответствие между увеличивающимся объемом работы в сфере их профилактики и ее недостаточным правовым, ресурсным и теоретическим обеспечением.
Более того, в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ Президент РФ В.В. Путин заявил: «.За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим
составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, еще 15 тысяч дел развалились в суде. Получается, если подсчитать, что приговором закон-
1 г 14
чилось лишь 15 процентов дел..» , а учитывая тот факт, что преступления, связанные с земельными отношениями, представляют по большей части экономические составы, то необходимо в первую очередь организовать работу правоохранительных органов по качественному сопровождению уголовных дел данной категории с целью наивысшей неотвратимости наказания, но самое главное - разработка мер и мероприятий и их внедрение в деятельность субъектов предупредительного воздействия в сфере субъектно-объектных отношений в исследуемом направлении.
14 Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. URL : http://www.kremlin.ru/events/ president/news/50864