Научная статья на тему 'ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ СВИНЦА В БИОСРЕДАХ И НЕКОТОРЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ СВИНЦА В БИОСРЕДАХ И НЕКОТОРЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
28
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cause-effect relationship between lead content in the hair and urine and the morbidity rates of children with respect to infectious diseases, diseases of the respiratory organs, nervous system, sense organs, was detected. The levels of lead in the hair and urine and the levels of deltaaminolevulinic acid and coproporphirin in the urine in health predisease and disease were determined.

Текст научной работы на тему «ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ СВИНЦА В БИОСРЕДАХ И НЕКОТОРЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

ложения на 20—29% (I степень), 30—40 % (II степень), 50% и более (III степень).

3. Дефицит массы тела — снижение массы тела на 10% и более по сравнению с оптимальной величиной при данной длине тела при пониженном отложении без хронической патологии.

4. Общая задержка физического развития — * длина тела меньше среднего возрастного показателя на 2сг и более, отставание в уровне возрастного развития по количеству постоянных зубов, выраженности вторичных половых признаков при отсутствии эндокринной патологии [12].

Способ оценки физического развития по этим таблицам приведем в работе 3. Г. Дорониной и соавт. [10], и мы не считаем его единственным. Остается необходимость разработки нормативов физического развития для отбора детей и подростков в те или иные виды спорта, в учебные заведения с различной физической нагрузкой и т. п. В качестве дополнительного критерия физического здоровья можно использовать и МПК, как только будет найден доступный и надежный способ определения этого показателя, соответствующий возможностям медицинских работников в дошкольных учреждениях, школах и профтехучилищах. & I

Литература

1. Апанасенко Г. Л., Мигулева В. Г.//Тт. и сан. — 1981. — №12. — С. 44—47.

2. Апанасенко Г. Л.//Там же. — 1983. — № 2. — С. 64.

3. Апанасенко Г. Л. //Там же. — № 12. — С. 51—53.

4. Апанасенко Г. Л. /'/Там же. — 1984. — № 10. — С. 58-59.

ê

Целью настоящей работы явилось изучение количественных зависимостей между содержанием свинца в атмосферном воздухе, накоплением его в организме и состоянием здоровья детей дошкольного возраста. Для решения поставленной задачи мы провели серию исследований, в ходе которых определяли загрязненность атмосферного воздуха соединениями свинца и его содержание в волосах и моче детей, показатели биологического эффекта свинца — концентрацию б-аминолевулиновой кислоты и копропорфирина в моче, содержание гемоглобина в крови. Кроме того, проведена оценка состояния острой и хронической заболеваемости детей по годам жизни и возрастным группам.

Ш

5. Апанасенко Г. Л. //Там же. — 1985. — № 6. — С. 55—57.

6. Апанасенко Г. Л. Физическое развитие детей и подростков. — Киев, 1985.

7. Властовский В. Г. Акцелерация роста и развития детей. — М., 1976.

8. Гримм Г. Основы конституциональной биологии и антропометрия: Пер. с нем. — М., 1967.

9. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. — М., 1983. — С. 87— 88.

10. Доронина 3 .Г., Бондарь С. Ф„ Шапошников Е. А. // Здравоохр. Рос. Федерации. — 1983. — № 9. — С. 35—37.

11. Малова Н. А. Гигиеническая характеристика физической работоспособности школьников 10—12 лет с разными росто-весовыми отношениями: Автореф. дне. канд. мед. наук. — М., 1985.

12. Нормативы и методические указания для выявления отклонений в физическом развитии детей в дошкольных учреждениях и школах. — Рязань, 1982.

13. Сердюковская Г. //.//Гиг. и сан. — 1981. — №■ 12. — С. 50—52.

14. Шапошников Е. А. //Там же. — 1984. — JV» 9. — С. 75—77.

15. Шапошников Е. А. //Сов. здравоохр. — 1984. — № 9. — С. 16-21.

16. Шапошников Е. А. //Гиг. и сан. — 1985. — № 10. — С. 52—55.

Поступила 04.03.86

Summary. A debatable G. L. Apanasenko's statement on the absence of connection between physical development in children and adolescents and their health status is subjected to criticism. His proposal to replace the characterization of physical development according to anthropometric indications by determining the maximum oxygen demand is also criticized. It is shown that improving the technique for physical development assessment by transition from local to equal norms of somatic development may decide many questions that arose during the discussion.

Детский контингент для исследования отобран сплошным способом и сформирован методом типологической выборки копия — пара путем опроса медицинскими работниками по специально разработанному статистическому документу. Всего обследовано 1780 детей дошкольного возраста, однородных по социальным, жилищно-коммунальным условиям жизни и труда матерей. Состояние здоровья детей изучали ретроспективно путем выкопировки сведений из «Карты индивидуального развития ребенка». Содержание свинца в пробах определяли методом беспламенной атомнс-абсорбционной спектрофото-метрии [1]. Полученные результаты обработаны статистически с использованием пакета приклад-

— 35 -

УДК 614.7:546.815] :616-008.928.15-053.4-092-07

И. Е. Кунцевич, О. В. Терещенко

ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ СОДЕРЖАНИЕМ СВИНЦА В БИОСРЕДАХ И НЕКОТОРЫМИ ПОКАЗАТЕЛЯМИ ЕГО БИОЛОГИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Санэпидстанция Московского района Минска; Белорусский университет им. В. И. Ленина, Минск

ных программ для обработки медицинской информации на ЕС ЭВМ [3].

Данные литературы о причинно-следственных зависимостях физиологического, пред- и патологических состояний организма от уровней воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды и о существовании их пороговых уровней [2] позволили предположить, что и свинец при его накоплении в тканях и средах организма обладает качеством пороговости действия. Изучение рассматриваемых причинно-следствен-ных связей проведено с помощью известного в статистике частотного анализа в виде разделения вариационных рядов данных лабораторных исследований на 10% интервалы, или децили, с расчетом показателей заболеваемости по де-цилям.

В связи с тем, что в структуре заболеваемости детей дошкольного возраста более 90 % занимали болезни органов дыхания, инфекционные паразитарные, заболевания нервной системы и органов чувств, причинно-следственные связи рассмотрены по указанным формам острых заболеваний. Расчеты выполнены по годам жизни детей и объединены в возрастную группу 2—5 лет.

Исследования показали, что максимум инфекционных болезней (600 на 1000) отмечается при концентрации свинца в волосах 2,9 мкг на 1 г сухого вещества (5 децилей), болезней органов дыхания (4150 на 1000)—при 6,4—9,8 мкг/г (7—8 децилей), нервной системы и органов чувств (238 на 1000) — при 9,8 — 24,0 мкг/г (9— 10 децилей). Полученные результаты свидетельствуют о различной устойчивости к воздействию свинца иммунной системы, респираторного аппарата, а также нервной системы и органов чувств, перечисленных последовательно по мере возрастания резистентности. Рост числа болезней органов дыхания и инфекционных можно объяснить вероятным снижением специфической резистентности организма под воздействием возрастающих концентраций свинца, рассматриваемого в данном случае как условие развития заболеваний. Учащение заболеваний нервной системы и органов чувств происходит при более высоких концентрациях свинца в организме и представляет собой раннее специфическое проявление воздействия свинца, являющегося в этом случае причиной возникновения болезней. Рассматривая предшествующие максимальным показателям уровни заболеваемости и концентрации в микрограммах на 1 г сухого вещества в волосах в качестве физиологической нормы и предпатологических состояний для изучаемой популяции, следует отметить, что пороговые уровни свинца в волосах, соответствующие риску развития заболеваний, для каждой из указанных групп болезней различны: для инфекционных заболеваний— 2,0±0,8 мкг/г, для болезней органов дыхания — 4.2±1,3 мкг/г, нервной системы—9,8± 1,9 мкг/г. Таким образом, содержание

свинца в волосах детей 2—5 лет до 9,8± ±1,9 мкг/г следует рассматривать как условие, а более 24,0±14,2 мкг/г — как причину развития заболеваний. Концентрация свинца в волосах, равная 9,8±1,9 мкг/г, определена в качестве верхней границы физиологической нормы.

Из частотного анализа зависимости между уровнями заболеваемости детей и содержанием | свинца в моче не представляется возможным судить о наличии выраженных причинно-следственных связей для заболеваний органов дыхания, нервной системы и органов чувств. Заболеваемость же инфекционными болезнями существенно возрастает со 150—167 на 1000 при концентрациях свинца 6—12 мкг/100 мл до 412—500 на 1000 при его содержании 44—100 мкг/100 мл. В связи с этим концентрацию свинца в моче 44/100 мл и более следует рассматривать в качестве действующего условия снижения резистентности организма к воздействию инфекционного фактора. Эта первоочередная реакция организма на действие содержащегося в организме свинца, как отмеченная выше количественная зависимость от уровня заболеваемости содержания свинца в волосах, подтверждает сделанный вывод о наибольшей лабильности к воздействию данного элемента иммунной системы по сравнению с # функциональным состоянием нервной системы, органов чувств и дыхания.

Теоретической предпосылкой для возможности поиска количественных связей между уровнем заболеваемости детей и величиной рассматриваемых биохимических показателей в биологических средах служат установленные в наших исследованиях количественные зависимости, свидетельствующие о росте заболеваемости детей болезнями органов дыхания, нервной системы и органов чувств, инфекционными заболеваниями по мере возрастания концентраций свинца в волосах, сведения о средней и слабой силы корреляционных связей между содержанием свинца в волосах и изучаемыми биохимическими показателями, а также данные о наличии достоверных различий в концентрациях б-аминолевулино- ^ вой кислоты и копропорфирина в моче, гемоглобина в крови детей, проживающих в районах, существенно отличающихся по содержанию свинца в атмосферном воздухе.

При минимальном уровне заболеваемости инфекционными болезнями детей (228 на 1000, 4—6 децилей) содержание б-аминолевулиновой кислоты в моче составляет 1,5—1,9 мг/л, что принято в качестве физиологической нормы. При росте заболеваемости до 266 на 1000 (1—3 децили) ее содержание снижается до 0,9—1,3 мг/л. При дальнейшем подъеме заболеваемости до 388 на 1000 (7—8 децилей) концентрация а-ами-нолевулиновой кислоты в моче возрастает до 2,2—3,3 мг/л. При сопоставлении уровней заболеваемости детей со средним показателем (289 • на 1000) становится очевидным, что уровни за-

Оценка функциональных состоянии здоровья детей дошкольного возраста по содержанию свинца в организме и показа"

тел мм его Сиологического эффекта (М ± т)

Заболевания

Показатель Функциональное состояние инфекцион- органов нервной системы

ные дыхания и органов чувств

Свинец в волосах, мкг/г Уровни физиологической нормы _ 9,8±1,9 _

Пороговые концентрации 2.0+0,8 4,2±1,3 9,8+1,9

Уровни риска появления повышенной заболе-

ваемости 2,9±0,9 9,8+1,9 24,0±14,2

Свинец в моче, мкг/100 мл Уровень снижения резистентности организма 44+13 — —

Гемоглобин в крови, г/л — — 122—124 —

б-Аминолевулиновая кисло- Уровни физиологической нормы 1,7±0,2 — 2,1±0,3

та, мг/л Уровни риска развития предпатологических со-

стояний 1,1±0,2 1,4±0,3

Уровни риска развития патологических состоя-

ний 2,6±0,5 — 2,9+0,6

Копропорфирин в моче, Уровни физиологической нормы 109±27 _ 1 109±27

ммоль на 1 г креатинина Уровни риска развития предпатологических со-

стояний 35±18 — 35+18

Уровни риска развития предпатологических и 136 136

патологических состояний

болеваемости, оцениваемые в 7—9 децилей, существенно выше средней величины. На основании этого можно сделать вывод, что содержание б-аминолевулиновой кислоты в моче детей от 2,2 мг/л и выше сигнализирует о повышенном * риске развития инфекционных заболеваний как вероятном следствии снижения резистентности организма к инфекционному фактору. Содержание б-аминолевулиновой кислоты, равное 1,7— 2,1 мг/л, отнесено к уровню предпатологических изменений.

При аналогичном ходе рассуждений мы рассмотрели зависимости и между содержанием свинца в организме с количеством копропорфи-рина в моче и гемоглобина в крови (см. таблицу). Полученные данные свидетельствуют о пороговом, нелинейном характере изменения экскреции б-аминолевулиновой кислоты и копропор-фирина с мочой при возрастании содержания свинца в организме детей. Более высокая вариабельность выделения б-аминолевулиновой кисло-Р ты из организма на уровнях физиологической нормы, риска развития пред- и патологических состояний по сравнению с содержанием копро-порфирина в моче свидетельствует о более высокой чувствительности теста определения б-аминолевулиновой кислоты.

Таким образом, в результате проведенных исследований на примере действия свинца подтверждена концепция о роли химических загрязнителей окружающей среды в развитии заболе-

ваний [2] и установлены пороговые уровни, при которых свинец, содержащийся в организме, выступает в качестве условия (при инфекционных острых респираторных заболеваниях) и причины (при заболеваниях нервной системы и органов чувств) развития болезней. Полученные данные свидетельствуют о возможности стандартизации состояний здоровья в условиях химического загрязнения среды по степени накопления химических веществ (кумулирующихся) в биологическом материале и могут быть использованы для выявления стадий компенсаторных и начала патологических изменений в организме детей при проведении диспансеризации детского населения и диагностирования микросатурнизма.

Литература

1. Кунцевич И. Е., Дубровская Г. Н., Терещенко О. В.// Здравоохр. Белоруссии. — 1984. — № 1. — С. 52—55.

2. Литвинов Н. И., Прокопенко 10. И. // Гиг. и сан. — 1981. —№ 10. —С. 71—74.

3. Степанова М. Д., Птичкина Е. В. // Программное обеспечение ЭВМ: Пакет прикладных программ статистической обработки медицинской информации. — Минск, 1983. —Вып. 44. — С. 1—2.

Поступила 27.06.85

Summary. Cause-effect relationship between lead content in the hair and urine and the morbidity rates of children with respect to infectious diseases, diseases of the respiratory organs, nervous system, sense organs, was detected. The levels of lead in the hair and urine and the levels of deltaaminolevulinic acid and coproporphirin in the urine in health predisease and disease were determined.

t

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.