2. При одинаковом электрическом сопротивлении кожи - влагопотери у младших школьников выше, чем у взрослых, что связано с разным составом пота. • р*
3. Оценочная шкала Е. Ф. Медведевой и номограмма, предложенная Т. А. Антроповым и Н. С. Смирницким, для пересчета электрического сопротивления кожи во влагопотери у взрослых для определения влаго-потерь младших школьников не пригодны без соответствующих поправок. Для этих целей можно пользоваться номограммой и таблицей, предложенной в данной работе.
ЛИТЕРАТУРА. Антропов Г. А., С м и р н и ц к и й Н. С. Гиг. и сан., 1966, № 1, с. 53. — Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Гуменер П. И. Изучение терморегуляции в гигиене и физиологии труда. М., 1961. — ЗалевскийВ. С. Тепловое состояние детей младшего и среднего школьного возраста на открытом воздухе в разных климатических зонах. Дисс. канд. М., 1967. — Исраэлян Л. Г. Анатомо-физиологические даты детского возраста. М., 1959.— Кадырова Н. К., Ахмеджанова Ш. Материалы 9-й Всесоюзн. научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969, т. 2, ч. 1, с. 285.— КореневскаяЕ. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дисс. докт. М., 1970. — Кузьмина В. К. В кн.: Опыт изучения регуляции физиологических функций, 1961, с. 269.—Малышева А. Е. Гигиенические вопросы радиационного теплообмена человека с окружающей средой. М., 1963. — Медведева Е. Ф. В кн.: Опыт изучения регуляций физиологических функций в естественных условиях существования организмов. М., 1961, с. 277. — Куно Яс. Перспирация у человека. М., 1961.
Поступила 16/УП 1971 г.
УДК 615.471:618.8-009.18-072.96-78
ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ С ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛИНИИ ОСТИСТЫХ ОТРОСТКОВ ПОЗВОНОЧНИКА
Канд. мед. наук И. А. Минский Кафедра физиологии человека педагогического института, Черкассы
Предлагаемый нами прибор «кифосколиозометр» (удостоверение на рационализаторское предложение № 26/70, выданное БРИЗ при Киевском ордена Трудового Красного знамени медицинском институте им. акад. А. А. Богомольца), позволяет графически изобразить линию остистых отростков позвоночника и объективно определить глубину шейного и поясничного лордоза (см. рисунок).
Прибор состоит из модифицированного деревянного медицинского ростомера (см. рисунок, а), к стойке (1) которого прикреплен с помощью зажимов (2) подвижный металлический щит (5) размером 120 x 25 см с нанесенными на нем сантиметровыми делениями. На щите снизу зажимом (4) закреплен двухплечевой рычаг (5) с писчиком (6) и металлическим стержнем (7) с резиновым наконечником (8), который вместе с рычагом свободно передвигается вверх, вниз, вправо и влево. Резиновый наконечник (5) скользит вдоль линии остистых отростков позвоночника сверху вниз, а писчик (6) составляет графическое изображение этой линии на щите (3) или прикрепленной к нему миллиметровой бумаге. Писчиком могут служить разноцветные мелки или шариковая ручка.
Ребенок становится спиной к вертикальной стойке на середину площадки ростомера в непринужденной привычной позе. Врач правой рукой берется за рукоятку (9) и подымает рычаг (5) на уровень касания резинового наконечника (8) выступающей точки черепа (при положении головы, когда козелок уха и нижний край глазницы находятся на одной горизонтали) Затем, направляя левой рукой резиновый наконечник (8) по линии остистых отростков позвоночника, он правой рукой прижимает писчик (6) к щиту (3) и опускает рычаг (5) вниз к конечной точке копчика.
Графически изображенная на щите линия характеризует длину и форму позвоночника. По глубине (в см) шейного и поясничного изгибов (см. рисунок, б) определяют форму осанки.
Для определения сколиотической осанки ребенок становится боком к вертикальной стойке на середину площадки ростомера, принимая непринужденную привычную позу. Проводится такая же манипуляция, как описано выше. Измеряя расстояние (в см) от средней вертикальной линии позвоночника до вершины угла, образованного отклонением графической линии на щите вправо или влево, определяют величину бокового искривления (см. рисунок, в). Металлический стержень (7) может быть использован вместо муфты ростомера при измерении роста стоя и сидя.
Измерение естественных изгибов позвоночника при помощи «кифосколиозомет-
ра» с графическим изображением линии остистых отростков. а — внешний вид скифосколиозометра»; / — стойка ростомера; 2 — зажим подвижного металлического щита; 3 — подвижный металлический щит с делениями в I с.«; 4 — зажим двухплечевого рычага; 5 — двухплечевой рычаг; 6 — писчик; 7 — металлический стержень; 8 — резиновый наконечник: 9 — рукоятка; б — точки измерения величины глубины шейного и поясничного изгибов позвоночника: в — измерение скифоско-лиозометром» величины бокового искривления позвоночника.
Прибор прост и удобен в работе. Графические изображения формы позвоночника на бумаге можно хранить для сравнения при повторных измерениях, а также для подробной расшифровки в условиях лаборатории.
В 1969—1970 гг. генерализующим методом мы обследовали описанным выше «кифосколиозометром» 3168 детей и подростков (в том числе 1494 мальчика и 1674 девочки) в возрасте от 5 до 16 лет в школьно-оздоровительных учреждениях Черкасс. Полученные данные обследования обработаны ва-риационно-математическим методом. Форма осанки у ребенка определяется по разработанной нами оценочной таблице соответствия естественных изгибов позвоночника длине тела, возрасту и полу (см. таблицу).
Для оценки формы осанки у детей приняты 5 групп частных сигмальных отклонений величины шейного и поясничного изгибов позвоночника от средней арифметической величины.
Форма осанкн Снгмальные отклонения:
шейного изгиба поясничного изгиба
Правильная......от М-ЫстИ до М—
Сутуловатая .....» М-НаИ и выше
Кифотическая.....» /И-НоИ и выше
Лордотическая . . . . » М—и ниже
от М+ до М—1аЕ? » М—и ниже
» М+1аИ и выше
» /И+1аИ и выше
* 9 9 +
Оценочная таблица форм осанки детей дошкольного и школьного возраста (в см)
Рост стоя (в ел) Форма осанки
правильная сутулая кнфотическая лордотическая выпрямленная
к 3 изгиб позвоночника
К т 1 В се 2 о М ± т ± о шейный поясничный шейный поясничный шейный поясничный шейный поясничный шейный поясничный
а Н и а а я о а 5 <о о о 5 я 3" М ± т ± ой М ± т ± ой М + ЮР и выше М — Ю1? и ниже М + ЮЯ и выше М + МП и выше М-ЮИ и ниже к о « "3 ' а 5 = и л « 1 = 5 = 2* 1 * 1 X 3 =
Мальчики
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 116 126 115 100 ИЗ 136 105 170 136 103 150 134 115.7 121.8 126,2 128,5 136,5 141.7 146,9 152,3 160,3 167,5 171,5 173.8 0,32 0,40 0,50 0,69 0,57 0,42 0,57 0,50 0,70 0,66 0,60 0,50 3.6 4.8 5,0 6.9 6.3 5,0 5.7 6,6 8.4 6,6 7.5 6.6 2,9 3.0 3,2 3.4 3.5 3.6 3.7 3.8 4,8 5,2 5,8 6.1 0,064 0,066 0,045 0,067 0,050 0.057 0,065 0,045 0,026 0,035 0,066 0,070 0,44 0,51 0,43 0,36 0,54 0.49 0,44 0,47 0,24 0,24 0,59 0,48 2,8 3.0 3.4 3.8 3.9 4.1 4.2 4,7 5.3 5,6 6,3 6.5 0,057 0,050 0,061 0,065 0,070 0,060 0,084 0,039 0,043 0,050 0,034 0,056 0,33 0,33 0,52 0,45 0,51 0,35 0,58 0,33 0,33 0,30 0,20 0,30 3,4 3.6 3.7 3,9 4.1 4.2 4.3 4.4 5.1 5.5 6,4 6.6 2.4 2,6 2.8 3.2 3.3 3.5 3.5 4,2 4,8 4.8 5.6 5.8 3,4 3.6 3.7 3,9 4.1 4.2 4.3 4.4 5,1 5.5 6.4 6.6 3,2 3,4 4.0 4.4 4.5 4.6 4,8 5.1 5.7 6,0 7.0 7.2 2,4 2,4 2.7 2,9 2,9 3.0 3.1 3.2 4.4 4.8 5,1 5.5 3.2 3,4 4.0 4.4 4.5 4.6 4.8 5.1 5.7 6,0 7,0 7.2 2.4 2.4 3.7 2,9 2,9 3.0 3.1 3.2 4.4 4.8 5,1 5.5 2,4 2.6 2.8 4.4 3,3 3.5 3.5 4,2 4.8 4.8 5.6 5.8
5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 138 128 108 102 132 160 144 168 162 106 160 164 114,9 121,1 125,9 127.1 135,0 142.6 148.2 153.3 158.7 1-62,7 163.8 164,0 0,37 0,45 0,48 0,81 0,66 0,38 0,52 0,44 0,27 0,54 0,43 0,41 4.5 4.2 4,8 8,1 6.6 5,0 6.3 5,7 3.6 5.4 5.7 5,4 2,8 2.9 3.0 3.3 3.4 3,9 4,6 4,9 5.2 5.6 5.8 6,0 0,064 0,058 0,061 0,073 0,061 0,052 0,060 0,046 0,034 0,056 0,031 0,040 0,29 0,51 0,47 0,43 0,31 0,40 0,41 0,42 0,36 0,39 0,30 0,43 3.2 3.3 3.4 3.7 3.8 4.5 4.8 5.0 5,5 5,7 5.9 6.1 Девочки 0,041 0,047 0,045 0,070 0,060 0,066 0,067 0,063 0,050 0,071 0,049 0,041 0,31 0,42 0,33 0,49 0,52 0,49 0,36 0,62 0,52 0,49 0,37 0,35 3.2 3,5 3.5 3,8 3,8 4.4 5,1 5.4 5.6 6,1 6.5 6,5 2.7 2.8 2,9 3.1 3.2 3.9 4.3 4,3 4,8 5.1 5.2 5,6 3.2 3,5 3.5 3,8 3,4 4,4 5,1 5.4 5.6 6,1 6.5 6,5 3.6 3,8 3,8 4.2 4.3 5.0 5,2 5.7 6.1 6,2 6.5 6.6 2,4 2.3 2.4 2.7 2.9 3,4 4,0 4.3 4,7 5.0 5.1 5.4 3.6 3,8 3,8 4.2 4.3 5.0 5,2 5.7 6.1 6,2 6.5 6.6 2.4 2.3 2.4 2,7 2,9 3,4 4,0 4.3 4.7 5.0 5.1 5.4 2.7 2.8 2.9 3.1 3.2 3.5 4.3 4.3 4.8 5.1 5.2 5.6
Для иллюстрации приводим пример. У мальчика 7 лет рост 122 см, глубина шейного изгиба 3,4 см, поясничного — 3,7 см. По росту этот мальчик относится к средней ростовой группе, так как рост его отклоняется от М на 0,8а (общей). Чтобы узнать, на сколько соответствуют его росту естественные изгибы позвоночника, отыскивают в третьем столбце для 7-летних мальчиков среднюю величину роста 126,2 см, в шестом столбце — соответствующую ему величину шейного изгиба 3,2 см, в девятом — величину поясничного изгиба 3,4 см. Затем определяют разницу между величиной шейного и поясничного изгибов по оценочной таблице и по данным мальчика. По величине шейного изгиба она будет составлять 0,2 см (3,4—3,2 см), а по величине поясничного изгиба — 0,3 см (3,7—3,4 см)\ иначе говоря, величина шейного изгиба больше нормы на 0,2 см, а поясничного — на 0,3 см. Чтобы оценить вид осанки, необходимо полученную разницу по величине шейного изгиба разделить на величину сигмы регрессии (аИ) шейного изгиба (0,2:0,43), а по величине поясничного изгиба — на величину сигмы регрессии (аЙ) поясничного изгиба (0,3:0,52). Отсюда величина шейного и поясничного изгибов равняется соответственно 0,4 иО.баИ. Так как разница в величине шейного и поясничного изгибов находится в пределах -ЫаИ, осанку мальчика можно считать правильной.
В оценочной таблице нами произведены все расчеты; достаточно знать возраст ребенка и величину шейного и поясничного изгибов, сравнить их с данными таблицы и определить форму осанки.
Поступила 16/1X 1971 г.
УДК 613.632.4:541.454]-074:543.42
ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЭРОЗОЛЯ ЕДКИХ ЩЕЛОЧЕЙ КОЛОРИМЕТРИЧЕСКИМ СПОСОБОМ
А. Г. Атласов, М. С. Минюшина, В. Г. Котова Проектный институт проектпромвентиляция, Москва
Применяемый в настоящее время объемный способ определения аэрозоля едких щелочей имеет ряд существенных недостатков. Главным из них является низкая чувствительность (40 мкг ЫаОН в 10 мл), что связано с необходимостью аспирировать большие объемы воздуха (500 л), затрачивая до 1 часа рабочего времени. Кроме того, при титровании пробы сильной кислотой фиксируется суммарное содержание оснований. Способ отбора пробы на стеклянную воронку с пористой пластинкой не совершенен.
Нами разработан и длительное время успешно применяется метод определения аэрозоля едких щелочей, характеризующийся высокой чувствительностью, простотой выполнения анализов и хорошей воспроизводимостью результатов.
Метод основан на способности кислотно-щелочных индикаторов изменять окраску в зависимости от рН среды — от равновесной концентрации (ОН)+ ионов в растворе.
В этих целях применен смешанный индикатор, полученный путем растворения в 70 мл 96% этилового спирта 0,08 г метилового красного, 0,4 г бромтимолового синего, 0,5 г фенолфталеина и 0,1 г ализаринового желтого.
Спиртовой раствор доливают водой (не содержащей двуокиси углерода) до объема 100 мл и хранят в тщательно закрытой склянке из оранжевого стекла; индикатор годен к употреблению в течение полугода.
Для отбора проб выбраны аналитические фильтры типа АФА. Бумажные фильтры непригодны, так как их водная вытяжка имеет кислую реакцию.
Исследуемый воздух в объеме 50 л со скоростью 10 л/мин пропускают через аналитический фильтр, закрепленный в соответствующем фильтро-