Научная статья на тему 'ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЛАГОПОТЕРЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ СОПРОТИВЛЕНИЮ КОЖИ'

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЛАГОПОТЕРЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ СОПРОТИВЛЕНИЮ КОЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЛАГОПОТЕРЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ СОПРОТИВЛЕНИЮ КОЖИ»

Методы исследования

УДК 612.792.1 -1-612.014.461.31-08:612.79.014.4231:371.7

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ВЛАГОПОТЕРЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭЛЕКТРИЧЕСКОМУ СОПРОТИВЛЕНИЮ КОЖИ

Докт. мед. наук Е. И. Кореневская, канд. мед. наук Н. И. Володина Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Известно, что влажность кожи и влагопотери организма служат надежными критериями оценки теплового состояния как взрослого человека, так и ребенка. Особенно важны эти физиологические показатели в условиях нагревающего микроклимата, когда испарение пота с поверхности кожи оказывает существенное влияние на ее температуру. У детей исследование влажности кожи и влагопотерь имеет особое значение, так как активность потовых желез даже у школьников выше, чем у взрослых (Я. Куно; Е. И. Кореневская; В. С. Залевский). Влажность кожи у детей начинает увеличиваться при температуре воздуха 22—23°; температура кожи при этом стабилизируется, а иногда и снижается, причем весьма существенно. Между тем, многие авторы при исследовании теплового состояния детей не определяют влагопотери, а иногда и влажности кожи. Это объясняется, с одной стороны, недооценкой данных показателей, а с другой — сложностью определения влагопотерь не только в естественных условиях, но и в лабораторных.

О влажности кожи в большинстве случаев судят по ее электрическому сопротивлению, которое, как известно, хорошо коррелирует с влажностью и может дать четкое представление об интенсивности потоотделения человека (Н. Н. Мищук; В. К- Кузьмина, и др.). Однако этот показатель достаточно надежен лишь при незначительном или умеренном напряжении терморегуляции. В условиях нагревающего микроклимата, при сильном и особенно резком напряжении терморегуляции, важно знать абсолютные влагопотери детей, что позволяет определить их тепловой баланс, удельный вес теплоотдачи испарением в общих теплопотерях. Для определения влагопотерь необходимо систематическое взвешивание испытуемых на точных гидростатических или электрических весах, поэтому в условиях естественного эксперимента применение этого метода практически невозможно. При исследовании школьников в естественных условиях (в школе) неудобен и метод «фильтровальных тетрадок», рекомендованный Я. Куно. «Тетрадки» приходится крепить на коже детей на весь урок, т. е. на 45 мин., что искажает результаты, так как за это время часть влаги с «тетрадок» испаряется. Наблюдения показали, что обычно расхождения величины влагопотерь детей, полученной методом «фильтровальных тетрадок» при 45-минутной экспозиции, и результатов взвешивания на гидростатических весах в одинаковых условиях микроклимата колеблются от 70 до 180% (Е. И. Кореневская).

В 1966 г. Т. А. Антропов и Н. С. Смирницкий предложили метод пересчета электрического сопротивления кожи в величины влагопотерь у взрослых детей. Этот метод имеет некоторые недостатки, так как интенсивность потоотделения определяется физиологическим состоянием организма, а влагопотери зависят в значительной степени от физического состояния среды. Однако возможность определения влагопотерь организма по вели-

чнне электрического сопротивления кожи весьма заманчива и может быть вполне использована для практических целей. Учитывая физиологические особенности детского организма, мы проверили пригодность номограммы Т. А. Антропова и Н. С. Смирницкого, выведенной на взрослых, для оценки влагопотерь школьников.

Исследования проводили в тепловой камере и в условиях пионерского лагеря при температуре воздуха от 10 до 32° и влажности от 25 до 48%; подвижность воздуха колебалась от 0 до 0,28 м/сек. Под наблюдением находились 87 детей младшего школьного возраста (8—10 лет). После часового пребывания в определенных метеорологических условиях в состоянии относительного покоя у испытуемых определяли температуру, электрическое сопротивление кожи, а также влагопотери методом «фильтровальных тетрадок» в 6 точках (лоб, грудь, предплечье, кисть, голень и стопа). Длительность экспозиции «тетрадок» 10 мин., что дает наиболее точные сведения о влагопотерях (П. И. Гуменер). В условиях тепловой камеры, помимо этого, детей во время эксперимента взвешивали на гидростатических весах системы А. П. Бружеса с точностью до 0,1 г. Сопоставление суммарных (средневзвешенных) влагопотерь1, полученных методом «фильтровальных тетрадок» при 10-минутной их экспозиции, с результатами взвешивания детей на гидростатических весах показало почти полное совпадение их, что позволило в условиях лагеря ограничиться для определения влагопотерь лишь метолом «фильтровальных тетрадок».

Результаты анализа полученных материалов показали, что у детей, как и у взрослых, наблюдается четкая корреляционная связь между электрическим сопротивлением кожи и влагопотерямн. Коэффициент корреляции этих величин на отдельных участках тела колеблется от 0,79 до 0,91. В таблице представлены средние значения влагопотерь при разном электри-

Соотношение количества пота и теплоотдачи испарением с электрическим сопротивлением кожи у школьников 8—10 лет

Электрическое сопротивление кожи (в ком) Число наблюдений Количество пота (в г/м'/час, средние данные) М ± т Теплоотдача испарением (в %> Степень напряжения терморегуляции

6000 и более 5000—5999 4000—4999 3000—3999 2000—2999 66 139 63 48 55 26,1 ±1,05 32,8— 1,42 36,1^2,01 38,1^2,34 39,7^3,29 17.6 22,8 24,4 25.7 26.8 Незначительное

1000—1999 900—999 800—899 700—799 600—699 500—599 400—499 58 42 36 44 48 30 35 53,4±2,8 56,7^0,19 61,6±2,92 64,3=^2,89 68,4^3,15 72,3^4,65 75,0^4,0 36.1 38,9 41,6 43,4 46.2 48,6 50,6 Умеренное

300—399 200—299 100—199 40 38 38 82,1 ±2,85 90,9±3,33 102,7±3,74 55.4 75.5 85,3 Сильное

0--99 32 112,0±3,78 93,0 Резкое

1 Расчет влагопотерь со всей поверхности тела детей при определении их методом «фильтровальных тетрадок» проводили с учетом удельного веса отдельных частей тела по Пфулю (Л. Г. Исраэлян).

ческом сопротивлении кожи у школьников и удельный вес теплоотдачи испарением в общих теплопотерях организма. При незначительном напряжении терморегуляции в условиях перспирации обычно у взрослых удельный вес теплоотдачи испарением в общих теплопотерях не превышает 29% (А. Е. Малышева; Н. К. Витте). У школьников при таком состоянии организма влагопотери не должны превышать 40 г пота на 1 м2/час, а электрическое сопротивление кожи не должно быть ниже 2000 ком. Такую интенсивность потоотделения следует определить как очень слабую. Если же исходить из оценочной шкалы Е. Ф. Медведевой, то у детей очень слабыми могут считаться и влагопотери 53,4 г/м^/час, но при этом теплоотдача испарением возрастает до 36,1%, что говорит уже об умеренном напряжении

терморегуляции. Об этом свидетельствуют и другие объективные показатели теплового состояния детей. То же наблюдается и при переходе от слабой к умеренной интенсивности потоотделения, т. е. при переходе от умеренного к сильному напряжению терморегуляции.

У детей, как и у взрослых, граница перехода из одного указанного состояния в другое характеризуется увеличением доли теплоотдачи испарением до 50—60% (П. И. Гуменер; Е. И. Кореневская). Как видно из таблицы, у школьников это соответствует влагопотерям в 75 г/м^/час и электрическому сопротивлению кожи 400 ком, а не 300 ком, как у взрослых, по Е. Ф. Медведевой. Приведенные данные еще раз подтверждают наличие специфических особенностей потоотделения и влаго-потерь у детей и не позволяют без соответствующих поправок использовать оценочную шкалу Е. Ф. Медведевой для оценки теплового состояния школьников.

На рисунке сопоставлены кривые, выражающие зависимость электрического сопротивления кожи и влагопотерь у школьников и взрослых. Оказалось, что одной и той же величине электрического сопротивления у детей соответствуют большие, чем у взрослых, влагопотери.

Мы не изучали причин этих различий, но искать их, очевидно, следует в разном составе пота детей и взрослых. Я- С. Куно, дающий подробный анализ состава пота, не указывает на возрастные его различия. Однако он говорит, что с увеличением интенсивности потоотделения содержание в поте большинства компонентов уменьшается. Так как у детей активность потовых желез выше и количество выделяющегося на единицу поверхности пота больше, чем у взрослых, то он может быть беднее солями. Об этом свидетельствуют данные Н. К. Кадыровой и Ш. Ахмеджановой, согласно которым концентрация солей в поте у подростков 15—16 лет выше, чем у детей 9—10 лет. Если пот детей младшего школьного возраста содержит больше воды, то, очевидно, при одинаковых влагопотерях электрическое сопротивление кожи у них будет меньше.

3200 4800 4-400 4000 3600 3200 2300 2400 2000 1600 )200 ЗОО 400 О

Номограмма для определения влагопотерь детей по электрическому сопротивлению кожи.

/ — взрослые; 2 — школьники 8 — 10 лет. По оси абсцисс — влагопотери (в г/м'/часУ. по оси ординат—электрическое сопротивление кожи (в ком).

Выводы

1. Между электрическим сопротивлением кожи и влагопотерями у младших школьников, как и у взрослых, имеется тесная коррелятивная связь. Это позволяет оценивать влагопотери детей по электрическому сопротивлению кожи.

2. При одинаковом электрическом сопротивлении кожи - влагопотери у младших школьников выше, чем у взрослых, что связано с разным составом пота. • р*

3. Оценочная шкала Е. Ф. Медведевой и номограмма, предложенная Т. А. Антроповым и Н. С. Смирницким, для пересчета электрического сопротивления кожи во влагопотери у взрослых для определения влаго-потерь младших школьников не пригодны без соответствующих поправок. Для этих целей можно пользоваться номограммой и таблицей, предложенной в данной работе.

ЛИТЕРАТУРА. Антропов Г. А., Смирницкий Н. С. Гиг. и сан., 1966, № 1, с. 53. — Витте Н. К. Тепловой обмен человека и его гигиеническое значение. Киев, 1956. — Гуменер П. И. Изучение терморегуляции в гигиене и физиологии труда. М., 1961. — ЗалевскийВ. С. Тепловое состояние детей младшего и среднего школьного возраста на открытом воздухе в разных климатических зонах. Дисс. канд. М., 1967. — Исраэлян Л. Г. Анатомо-физиологические даты детского возраста. М., 1959.— Кадырова Н. К., Ахмеджанова Ш. Материалы 9-й Всесоюзн. научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969, т. 2, ч. 1, с. 285.— КореневскаяЕ. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дисс. докт. М., 1970. — Кузьмина В. К. В кн.: Опыт изучения регуляции физиологических функций, 1961, с. 269.—Малышева А. Е. Гигиенические вопросы радиационного теплообмена человека с окружающей средой. М., 1963. — Медведева Е. Ф. В кн.: Опыт изучения регуляций физиологических функций в естественных условиях существования организмов. М., 1961, с. 277. — Куно Яс. Перспирация у человека. М., 1961.

Поступила 16/УП 1971 г.

УДК 615.471:618.8-009.18-072.96-78

ПРИБОР ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЧАЛЬНЫХ ФОРМ НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ С ГРАФИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЛИНИИ ОСТИСТЫХ ОТРОСТКОВ ПОЗВОНОЧНИКА

Канд. мед. наук И. А. Минский Кафедра физиологии человека педагогического института, Черкассы

Предлагаемый нами прибор «кифосколиозометр» (удостоверение на рационализаторское предложение № 26/70, выданное БРИЗ при Киевском ордена Трудового Красного знамени медицинском институте им. акад. А. А. Богомольца), позволяет графически изобразить линию остистых отростков позвоночника и объективно определить глубину шейного и поясничного лордоза (см. рисунок).

Прибор состоит из модифицированного деревянного медицинского ростомера (см. рисунок, а), к стойке (1) которого прикреплен с помощью зажимов (2) подвижный металлический щит (5) размером 120 x 25 см с нанесенными на нем сантиметровыми делениями. На щите снизу зажимом (4) закреплен двухплечевой рычаг (5) с писчиком (6) и металлическим стержнем (7) с резиновым наконечником (8), который вместе с рычагом свободно передвигается вверх, вниз, вправо и влево. Резиновый наконечник (5) скользит вдоль линии остистых отростков позвоночника сверху вниз, а писчик (6) составляет графическое изображение этой линии на щите (3) или прикрепленной к нему миллиметровой бумаге. Писчиком могут служить разноцветные мелки или шариковая ручка.

Ребенок становится спиной к вертикальной стойке на середину площадки ростомера в непринужденной привычной позе. Врач правой рукой берется за рукоятку (9) и подымает рычаг (5) на уровень касания резинового наконечника (8) выступающей точки черепа (при положении головы, когда козелок уха и нижний край глазницы находятся на одной горизонтали) Затем, направляя левой рукой резиновый наконечник (8) по линии остистых отростков позвоночника, он правой рукой прижимает писчик (6) к щиту (3) и опускает рычаг (5) вниз к конечной точке копчика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.