Научная статья на тему 'Прибавление 1 научная школа В. С. Мухиной "феноменология развития и бытия личности"'

Прибавление 1 научная школа В. С. Мухиной "феноменология развития и бытия личности" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
237
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прибавление 1 научная школа В. С. Мухиной "феноменология развития и бытия личности"»

ствия и планирования значимых научных и практических проектов в едином методологическом поле научной школы.

Прибавление 1

НАУЧНАЯ ШКОЛА В.С. МУХИНОЙ «ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ»

Валерия Сергеевна Мухина, академик РАО, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, почетный профессор МПГУ, является основоположником и руководителем научной школы «Феноменология развития и бытия личности». В основу концепции научной школы легли теоретические позиции автора о развитии и бытии личности, представляющие собой уникальное направление в отечественной и мировой науке по своей эвристической ценности и практической применимости, сопоставимое с классическими психологическими теориями личности.

Концепция развития и бытия личности представляет собой мировоззренческую позицию, которая определяет понимание сущности феномена самосознания в его развитии на всех этапах онтогенеза в разных социокультурных условиях, в различных условиях обыденной жизни и во всех возможных экстремальных ситуациях (природных, техногенных и социальных катастроф). Разработанная концепция оснащена принципиально новым научным тезаурусом. Концептуальные идеи теории личности В.С. Мухиной представлены в многочисленных публикациях в академических журналах, входящих в перечень ВАК; в монографии «Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты)». — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 1088 с. — Режим доступа: http://elib.mpgu.info/view. php?fDocumentId=8969. В мае 2019 г. выходит 6-е издание этой монографии, исправленное и значительно дополненное. В то же время выходит 17-е издание учебника «Возрастная психология. Феноменология развития». — М.: Академия, 2019 (общий тираж более 200 000 экз.).

Научная и практическая значимость школы В.С. Мухиной обусловлена новизной концептуального видения феноменологии развития и бытия личности как в плане исторического анализа становления в человеке двух его ипостасей: Социальной Единицы и Уникальной Личности, так и в плане перспектив развития личности в культурно-исторических условиях (титульные и малочисленные этносы в историческом взаимодействии в сопряженном проживании).

К числу основных направлений научной школы «Феноменология развития и бытия личности» относятся: «Самосознание личности, ее структура»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы (идентификация-обособление) формирования и развития человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Лич-

ность и этносы в условиях интернализации и глобальной аккультурации» и ряд других значимых направлений.

Под руководством В.С. Мухиной подготовлено 73 кандидата и 20 докторов психологических наук (в том числе 13 иностранных граждан из стран Северной и Южной Америки, Европы, Азии и Африки).

В.С. Мухиной выдано три патента:

1. № 38144, 2 июня 1992 г. Патент на промышленный образец «Комплект перчаточных кукол для психотерапии»;

2. № 38145, 9 июня 1992 г. Патент на промышленный образец «Комплект кукол этнографический для психотерапии»;

3. № 2138199, 24 ноября 1998 г. Патент на изобретение «Способ оценки продуктивности психических функций и эмоциональной стабильности человека» - А-тест «ВИ-ЗИ-ЭС» (в соавторстве с А.В. Волосниковым). Сегодня готовится патент второго поколения А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС».

Методология, разработанная В.С. Мухиной, стала частью научного и обыденного самосознания нового поколения философов и ученых. Результаты, полученные в рамках научной школы в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях, на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях способы взаимодействия с детьми, подростками, молодежью и взрослыми демонстрируют достойный практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой и массовой работе.

Сегодня в рамках научной школы В.С. Мухиной реализуются следующие проекты:

1. Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» (пожизненно осужденные): 2000-2018 гг. (Международная организация «PRI-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ФСИН РФ).

На протяжении 20 лет проводится системное исследование особенностей самосознания и эмоциональных состояний пожизненно осужденных, осуществляется психологическое сопровождение и оказывается психологическая поддержка обсуждаемой категории осужденных.

С декабря 2011 г. по настоящее время проводится регулярная работа по реализации «Проекта программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства», в рамках которого пожизненно осужденные включены в программу работы с девиантными подростками (они занимаются наставничеством подростков через диалоговое общение по переписке; психологи занимают позицию посредничества между пожизненно осужденными и девиантными подростками).

2. Программа психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства: с 1990-х по сей день (2018 г.)

В рамках проекта осуществляется психологическое обследование и используются уникальные технологии психологического сопровождения

и социальной адаптации делинквентных подростков (инициации: послушанием; физическими трудностями; страхом; высшими психическими функциями; свободой; одиночеством: саморефлексией «наедине с собой» и др.); проводятся военно-патриотические смены в кадетских корпусах, регулярные профильные смены в детских оздоровительных лагерях (ВДЦ: совместно дети, лишенные родительского попечительства, и дети из семей); осуществляется подготовка специалистов: психологов, воспитателей и социальных работников, способных продуктивно работать с делинквентными подростками.

Лонгитюдная реализация программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, показывает ее продуктивность и позитивную динамику в социальной адаптации и становлении внутренней позиции личности делинквентных подростков.

3. Этнопсихологические исследования «Личность в условиях этнического напряжения и развития цивилизаций в XXI веке»

Под руководством В.С. Мухиной во многих регионах России системно проводятся этнопсихологические исследования личности местного населения — как титульных этносов, так и малочисленных народов Севера, Дальнего Востока и Северного Кавказа — в контексте традиционной культуры и современных условий межэтнических отношений.

Помимо исследований на территории России, в рамках научной школы проводились и проводятся исследования этнического самосознания в странах ближнего зарубежья: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина; а также в странах дальнего зарубежья: Болгария, Германия, Греция, Испания, Польша, Китай, Монголия, Корея, Вьетнам, Индия, США, Куба, Колумбия, Чад, Бенин, Сан-Томе и Принси-пе, Намибия, Эфиопия, Ангола и др.

В этой связи разрабатываются и вводятся в науку новые, принципиально значимые понятия: «этнический авторитаризм»; «психологическое этническое капсулирование»; «межэтническая стигматизация» и др., которые позволяют формулировать выделение проблем личности и этносов в контексте аккультурационных процессов в период глобализации.

4. Проект «Центр психологической помощи населению»

Теоретические идеи и практические разработки В.С. Мухиной легли в

основу организации и функционирования Центра психологической помощи населению, ориентированного на: предоставление высококвалифицированной психологической консультативной помощи населению в сфере проблем развития и бытия личности на всех этапах онтогенеза в обыденной жизни и экстремальных ситуациях; проведение просветительской работы по повышению психологической грамотности подростков и взрослых, обратившихся за помощью, во всех сферах жизнедеятельности; проведение работы, направленной на профессиональное консультирование специалистов-психологов с целью формирования компетенций, способствующих оказанию профессиональной психологической помощи населению; проведение развивающей работы с подростками и взрослыми для приобретения практических навыков предотвращения и преодоления кризисных ситуаций, построения гармоничных отношений в социальной среде и семье и др.;

оказание психологической помощи и поддержки лицам, попавшим в сложную для них социально-психологическую ситуацию.

5. Проект «Экспресс-психологическая помощь в экстремальных ситуациях природных, техногенных, социальных катастроф»

В рамках научной школы В.С. Мухиной накоплен богатый опыт по оказанию экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф: землетрясение в Спитаке и Ленинакане (Армения, 1988—1989); авария на Чернобыльской АЭС (1992—1999); теракт в Буденновске (1995), теракт в Беслане (2004) и др.

В контексте научной школы были разработаны уникальные методы диагностики и психологического сопровождения, готовились специалисты-психологи, способные оказывать эффективную психологическую помощь человеку в экстремальной ситуации, ведется сотрудничество с Всероссийским детским фондом (председатель — академик РАО А.А. Лиха-нов) в контексте психологической помощи детям — жертвам природных, техногенных и социальных катастроф и др.

Научные идеи и практические разработки В.С. Мухиной вносят существенный вклад в развитие современной психологии и имеют несомненный потенциал в таких значимых для общества вопросах, как: 1 — профилактика межэтнической напряженности в регионах России и в отношениях с другими странами; 2 — развитие гражданского самосознания молодежи, малых народностей и жителей окраин Российской Федерации; 3 — психологическая и социальная реабилитация граждан, переживших стресс от природных, техногенных и социальных катастроф; 4 — психологическая и социальная адаптация людей в местах долгосрочного лишения свободы; 5 — психологическое сопровождение и развитие личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства; 6 — диагностика и подбор кадров с оптимальными психологическими характеристиками на службе специального назначения; 7 — развитие личностного и профессионального самосознания учащейся молодежи, ориентированной на работу с человеческими ресурсами; 8 — повышение психологической культуры населения посредством научно-популярных телепередач и фильмов; 9 — организация психологического сопровождения человека как личности и создание условий воспитания и развития личности на всех этапах жизненного пути.

Концептуальные идеи и практические разработки по реализуемым проектам научной школы представлены в многочисленных публикациях в журнале «Развитие личности» (ВАК), http://rl-online.ru

Прибавление 2 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ

Кафедра психологии развития личности была основана в 1988 году (первоначально она носила название «кафедра педагогической психологии», в дальнейшем была переименована в кафедру психологии развития, а с 1 февраля 2018 года стала называться кафедрой психологии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.