Научная статья на тему 'Прибавление 2 краткое изложение истории кафедры'

Прибавление 2 краткое изложение истории кафедры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прибавление 2 краткое изложение истории кафедры»

оказание психологической помощи и поддержки лицам, попавшим в сложную для них социально-психологическую ситуацию.

5. Проект «Экспресс-психологическая помощь в экстремальных ситуациях природных, техногенных, социальных катастроф»

В рамках научной школы В.С. Мухиной накоплен богатый опыт по оказанию экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях обыденной жизни и природных, техногенных, социальных катастроф: землетрясение в Спитаке и Ленинакане (Армения, 1988—1989); авария на Чернобыльской АЭС (1992—1999); теракт в Буденновске (1995), теракт в Беслане (2004) и др.

В контексте научной школы были разработаны уникальные методы диагностики и психологического сопровождения, готовились специалисты-психологи, способные оказывать эффективную психологическую помощь человеку в экстремальной ситуации, ведется сотрудничество с Всероссийским детским фондом (председатель — академик РАО А.А. Лиха-нов) в контексте психологической помощи детям — жертвам природных, техногенных и социальных катастроф и др.

Научные идеи и практические разработки В.С. Мухиной вносят существенный вклад в развитие современной психологии и имеют несомненный потенциал в таких значимых для общества вопросах, как: 1 — профилактика межэтнической напряженности в регионах России и в отношениях с другими странами; 2 — развитие гражданского самосознания молодежи, малых народностей и жителей окраин Российской Федерации; 3 — психологическая и социальная реабилитация граждан, переживших стресс от природных, техногенных и социальных катастроф; 4 — психологическая и социальная адаптация людей в местах долгосрочного лишения свободы; 5 — психологическое сопровождение и развитие личности детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства; 6 — диагностика и подбор кадров с оптимальными психологическими характеристиками на службе специального назначения; 7 — развитие личностного и профессионального самосознания учащейся молодежи, ориентированной на работу с человеческими ресурсами; 8 — повышение психологической культуры населения посредством научно-популярных телепередач и фильмов; 9 — организация психологического сопровождения человека как личности и создание условий воспитания и развития личности на всех этапах жизненного пути.

Концептуальные идеи и практические разработки по реализуемым проектам научной школы представлены в многочисленных публикациях в журнале «Развитие личности» (ВАК), http://rl-online.ru

Прибавление 2 КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ИСТОРИИ КАФЕДРЫ

Кафедра психологии развития личности была основана в 1988 году (первоначально она носила название «кафедра педагогической психологии», в дальнейшем была переименована в кафедру психологии развития, а с 1 февраля 2018 года стала называться кафедрой психологии

развития личности). Кафедра психологии развития личности на факультете педагогики и психологии — органичное структурное образование факультета, готовящего специалистов в области психологии. Открытие кафедры было вызвано необходимостью теоретического обоснования и научно-практического обеспечения профессионального образования, а также воспитания и развития личности студентов.

Со дня основания кафедры до сентября 2018 года ее возглавляла Валерия Сергеевна Мухина - ведущий отечественный психолог с мировым именем, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, доктор психологических наук, профессор, почетный профессор МПГУ. Будучи научным и духовным лидером кафедры, с сентября 2018 года В.С. Мухина стала ее научным руководителем и передала заведование своему ученику и единомышленнику Виктору Стефановичу Басюку, доктору психологических наук, профессору РАО, с 2013 по 2018 г. работавшему заместителем президента РАО. В то время президентом РАО была академик Людмила Алексеевна Вербицкая.

На кафедре в разные годы работали известные в СССР (позднее в России) психологи: доктор философских наук, профессор, академик РАО К.А. Абульханова; доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, академик РАО А.В. Брушлинский; доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАН В.Ф. Петренко; доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО В.А. Петровский; доктор психологических наук, профессор Д.А. Леонтьев; доктор психологических наук, профессор Н.И. Непомнящая; доктор психологических наук, профессор Н.Е. Веракса; доктор психологических наук, профессор Л.Б. Филонов и другие.

В настоящее время на кафедре работают 18 преподавателей: доктор психологических наук, профессор, академик РАО В.С. Мухина; доктор психологических наук, профессор РАО В.С. Басюк; доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор А.В. Торопова; доктор психологических наук, профессор А.А. Хвостов; доктор психологических наук, доцент Т.Ц. Дугарова; кандидат психологических наук, доцент Е.В. Беловол; кандидат психологических наук, доцент Т.Н. Сахарова; кандидат психологических наук, доцент Н.А. Цветкова; кандидат психологических наук

B.В. Ананикова; кандидат психологических наук И.А. Лопатина; кандидат психологических наук Е.Ю. Макарова; кандидат психологических наук

C.В. Мелков; кандидат психологических наук Л.М. Проценко; кандидат психологических наук Е.Г. Уманская; кандидат психологических наук Е.Е. Чурилова; без степени: М.Д. Батаева, И.А. Журавлева, Е.Ю. Шурупова.

Кафедра развивается в рамках научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», исходя из следующих теоретических позиций: личность определяется как индивидуальное бытие общественных отношений, личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность, ее самосознание и внутренняя позиция опосредованы системой общественных отношений, ее развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ значений и смыслов

материальной и духовной культуры. Это опосредование не исключает формирования уникальной внутренней позиции личности. Концепция воспитания и развития личности строится, прежде всего, на признании диалектического единства трех факторов: 1 — предпосылок развития (генотипа, врожденных особенностей человека); 2 — социальных условий (внешних реалий); 3 — внутренней позиции самого человека.

Согласно концепции В.С. Мухиной, человек рассматривается в двух исторически сложившихся ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически сложившимися внешними реалиями существования человека выступают: 1 — предметный мир; 2 — природа; 3 — образно-знаковые системы; 4 — социально-нормативное пространство. Названные реалии определяют развитие личности, ее бытие и ее внутреннюю позицию.

Обучение направлено на ориентацию в проблемах самосознания в их культурном, этническом, конфессиональном контекстах, на ориентацию в условиях бытия и развития личности и др. Кафедра берет на себя ответственность поднимать культурный, нравственный и профессиональный уровень студентов.

Кафедра психологии развития личности ориентирована на подготовку профессионалов для работы: 1 — в университетах и НИИ страны в качестве преподавателей и исследователей; 2 — в сфере науки по специальностям: 19.00.01 — «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13 — «Психология развития. Акмеология» и другим смежным областям психологии; 3 — в психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, учебных центрах и других организациях, заинтересованных в психологическом сопровождении и развитии личности на всех этапах онтогенеза.

Силами научного руководителя кафедры В.С. Мухиной был создан диссертационный совет Д 212.154.12 при МПГУ. Совет выпускает кандидатские и докторские диссертации.

Цель кафедры — формирование представлений у обучающихся о многообразии составляющих психического развития на разных этапах онтогенеза как условия рождения личностного начала в человеке.

Научная и гражданская позиция кафедры: быть личностью - значит, прежде всего, хотеть и уметь брать ответственность за себя, за окружающих, за Отечество и за человечество. Быть личностью - значит понимать ценность послушания и дисциплинированности. Быть личностью - значит свободно осуществлять свой выбор ценностей из сфер Великого идеополя общественного самосознания.

Многие годы в соответствии с планом НИР МПГУ кафедра развивает научные направления «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» и «Психология этнического самосознания». В ходе научных исследований ведется изучение проблем бытия и развития личности в нормальных и экстремальных условиях, а также проблемы феноменологической сущности личности в контексте ее развития в условиях бытия внутри своего и иного этноса в условиях интернализации и гло-

бальной аккультурации. Результаты исследований находят свое отражение в учебном процессе на факультете. Бакалавры и магистранты учатся по учебнику В.С. Мухиной «Возрастная психология. Феноменология развития». Вышло 17 изданий общим тиражом более 220 тыс. экз. в издательском центре «Академия».

Полученные результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовым основанием развития отечественной психологической науки и практики.

На кафедре специальное внимание уделяется организации и проведению практик обучающихся как важнейшей части профессиональной подготовки психолога. На базе кафедры созданы Учебно-научный центр экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях и Центр психологической помощи населению, ориентированные на создание дополнительных условий эффективного обучения бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов.

В.С. Мухина — создатель и автор концепции журнала «Развитие личности», входящего в перечень ВАК, его бессменный главный редактор. В редакцию журнала входят сотрудники кафедры и ученики В.С. Мухиной. Многие публикации используются в учебном процессе при подготовке психологов. Журнал ориентирован на профессионалов науки и практики, на тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности.

***

Выражаем глубокую благодарность ректору МПГУ, доктору исторических наук, члену-корреспонденту РАО Алексею Владимировичу Луб-кову за оказанную поддержку и помощь в организации и проведении Всероссийской юбилейной научно-практической конференции с международным участием «Феноменология развития и бытия личности». Мы сердечно благодарим декана факультета педагогики и психологии МПГУ, кандидата психологических наук, доцента, профессора кафедры психологии развития личности Татьяну Николаевну Сахарову, а также ее сотрудников, аспиранта Филиппа Романовича Устюжанина и всех сотрудников кафедры психологии развития личности, принявших участие в организации и проведении научно-практической конференции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.