Научная статья на тему '«Феноменология развития и бытия личности»'

«Феноменология развития и бытия личности» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2060
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Феноменология развития и бытия личности»»

ф

Наша презентация

«ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ» (Научная школа академика РАО, доктора психологических наук, профессора Валерии Сергеевны Мухиной)

Основатель и руководитель научной школы «Феноменология развития и бытия личности» - Валерия Сергеевна Мухина.

В. С. Мухина - ведущий отечественный психолог с мировым именем; действительный член Российской академии образования и Российской академии естественных наук; член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; доктор психологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования, награждена Золотой медалью РАО за вклад в науку; заведующая кафедрой психологии развития Московского педагогического государственного университета; основатель, учредитель и главный редактор журнала «Развитие личности» (основан в 1997 г.), в настоящее время (с 2011 г.) учредительство передано МПГУ; ряд лет была членом Научно-методического совета по общей и социальной педагогике и психологии Учебно-методического объединения по педагогическому образованию при Министерстве образования и науки РФ; председатель диссертационного совета Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук; председатель научной секции «Развитие личности» Российского психологического общества и научно-практической секции «Психология развития личности» Федерации психологов образования России; член Союза писателей России, член Московского союза журналистов; член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование».

Область научных интересов В. С. Мухиной: психологическое сопровождение ребенка, отрока, взрослого и пожилого человека; поведение и состояния человека в экстремальных условиях; человек на всех этапах возраста; этническое самосознание в контексте межэтнических отношений; знаковая функция сознания человека.

Валерия Мухина родилась 22 января 1935 г. в городе Ворошилов (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового офицера Советской Армии. Еще школьницей стала ученицей крупнейшего ученого, зоопсихолога Надежды Николаевны Ладыгиной-Котс. Под ее руководством училась наблюдению за поведением животных, стала профессио-

нальным натуралистом-исследователем. В 1956 г. окончила биолого-химический и худграф. факультеты МГПИ. В 1965 г. защитила кандидатскую диссертацию, а в 1972 г. - докторскую. С 1988 г. по настоящее время заведует кафедрой психологии развития МПГУ. С 1992 по 1998 гг. одновременно - директор Института развития личности РАО. С 1997 г. под ее руководством стал выходить журнал «Развитие личности» - сегодня один из ведущих профессиональных периодических изданий России, входящих в перечень ВАК.

В. С. Мухина около пятидесяти лет работает: с детьми всех возрастных этапов - со здоровыми и с отклонениями в психическом развитии; с подростками и молодежью, взрослыми и людьми пожилого возраста.

В конце 1950-х гг. на базе Московской клинической психиатрической больницы имени П. П. Кащенко в течение семи лет осуществляла эксперимент с использованием ручных и дрессированных животных с целью психологического сопровождения и в интересах лечения психически больных, приведший к положительным результатам.

В. С. Мухина - автор дневника о развитии ее сыновей-близнецов -уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим и личностным развитием двух мальчиков - от рождения до семи лет (пять изданий: «Близнецы: Дневник развития двух мальчиков», 1968, 1997 и «Таинство детства», 1998, 2000, 2004).

В 1960 - 1970-х гг. исследовала знаковую функцию сознания в контексте развития графических образов у детей (монография «Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта», 1981). В 1970-х гг. В. С. Мухина выявила психологическую одновременность вхождения ребенка в мир реальных предметов и в мир их символических замещений, постепенное ослабление прямой зависимости детского поведения от функционального назначения окружающих предметов и нарастание степени свободы ребенка в сфере его действий с предметами и их заместителями; изучала развитие рефлексии.

С 1970-х гг. разрабатывает проблему развития личности в контексте ее внутренней позиции и в условиях развития механизмов идентификации и обособления. На этой базе обосновала подходы к психологической поддержке и сопровождению личности с учетом возраста, пола, менталитета. Ряд положений В. С. Мухиной обобщены в ее книге «Рождение личности»: издана на нескольких иностранных языках (на языке оригинала не опубликована), в учебнике «Возрастная психология. Феноменология развития» и монографии «Личность: Мифы и Реальность», а также в ряде специальных статей.

В 1975 - 1980 гг. предложила теорию исторического и онтогенетического развития самосознания, его структурных звеньев, в систему которых включила: 1 - эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психологическому «Я»; 2 - притязание на признание; 3 - половую идентификацию; 4 - психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее); 5 - социально-нормативное пространство личности - ее права и обязанности. С позиций

этой теории становятся эффективными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии личности, в том числе связанных с социальными и этническими проблемами.

Под руководством В. С. Мухиной продуктивно осуществлялась психологическая помощь в экстремальных ситуациях природных, техногенных и социальных катастроф: землетрясение в Спитаке и Ленинакане (Армения, 1988 - 1989); авария на Чернобыльской АЭС (1992 - 1999); теракт в Буденовске (1995), теракт в Беслане (2004).

В. С. Мухина активно участвовала в реализации федеральной программы «Дети России» («Дети Чернобыля»; «Дети-сироты»; «Дети-инвалиды», а также «Одаренные дети»), разрабатывая теоретические подходы, диагностические методы и приемы коррекционного сопровождения детей. С 1992 -1999 гг. возглавляла программу РАО «Будущие лидеры России».

В. С. Мухина является автором концепции и практических разработок для кабинета детского психолога. Ею созданы и запатентованы сти-мульные куклы: для диагностики и коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в осознании эмоциональных проявлений людей и саморефлексии; для диагностики этнической напряженности, половой идентификации и др.

В. С. Мухина является головным разработчиком А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС», позволяющего диагностировать состояния психической активности на разных этапах онтогенеза и осуществлять тренинги специалистов, работающих в экстремальных ситуациях. А-тест «ВИ-ЗИ-ЭС» запатентован в России. В настоящее время ведется работа над А-тестом второго поколения.

С 2001 г. совместно с отделом психологической службы ГУИН Министерства юстиции РФ В. С. Мухиной разрабатывалась «Программа реабилитации матери и ребенка в условиях лишения свободы», по настоящее время проводится программа «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания». Результаты психологического сопровождения пожизненно осужденных, начиная с 2002 г., систематически публикуются в журнале «Развитие личности» и опубликованы в монографии «Отчужденные: Абсолют отчуждения» (два издания: 2009 - 2010 гг.).

В 2008 г. В. С. Мухина вместе со своими коллегами и учениками разработала ряд программ в рамках проекта для обучения аспирантов Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию, Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет». Среди программ в серии «Инновации в образовании» нужно назвать следующие: 1 - Методология психологического исследования; 2 - Психология в образовании; 3 - Акмеология научного творчества; 4 - Феноменология развития и бытия личности (в рамках этой программы разработан специальный раздел «Этнопсихологические основы развития личности»); 5 - Влияние основополагающих направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: ХХ-ХХ1 вв.

Под руководством В. С. Мухиной системно проводятся этнопсихологические исследования во многих регионах России и за ее пределами, среди которых - Север и Дальний Восток России - экспедиционные исследования личности местного населения: титульных этносов, а так же малочисленных народов Севера и Дальнего Востока в контексте традиционной культуры и современных условий (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, эвены, юкагиры, ханты, мансы и др.) с 1985 г. по настоящее время - Краснодарский край: этнопсихологические экспедиции по исследованию русских и казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае, 1992 - 2001 гг. - республики Кавказа, Якутия. Под руководством В. С. Мухиной, помимо исследований на территории многих регионов России, проводились исследования в странах СНГ: Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Молдавия, Украина; а также в странах дальнего зарубежья: Болгария, Германия, Греция, Испания, Польша, Китай, Монголия, Корея, Вьетнам, Индия, США, Куба, Колумбия, Чад, Бенин, Сан-Томе и Принсипе, Намибия, Эфиопия, Ангола и в других странах. Этнопсихологические исследования личности - сущностная проблема, которой продолжает заниматься В. С. Мухина.

В. С. Мухина автор более пятисот печатных трудов, в том числе более 50 монографий и учебников, изданных в России и за рубежом. Среди книг: Близнецы: Дневник развития двух мальчиков. - М., 1969, 2-е изд. 1997; Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: Монография. - М., 1981; Рождение личности. - М., 1984, 1987 на английском, бенгальском, маратхи и арабском; Детская психология. Учебник. - М., Л., 1975, 1985, 1992 (переведен на многие иностранные языки); Психология детства и отрочества: Учебник. - М., 1997; Феноменология развития и бытия личности. - М., Воронеж, 1999; Таинство детства. В 2-х т. (три издания: - М., 1998; - СПб., 2000; - Екатеринбург, 2004); Возрастная психология. Феноменология развития. Учебник для студентов вузов. 13-е изд. перераб. и доп. - М., 2011; Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). Монография. - Екатеринбург, 2007; 2-е изд. испр. и доп. - М., 2010; Отчужденные: Абсолют отчуждения. Монография. - М., 2009; Отчужденные: Абсолют отчуждения. Монография. 2-е изд. Свято-Троицкая Сергеева Лавра, 2010.

Научная школа «Феноменология развития и бытия личности» В. С. Мухиной признана в отечественном психологическим сообществе и широко известна за рубежом. Своим возникновением научная школа В. С. Мухиной обязана как объективным потребностям общества и психологической науки, так и неустанным личным усилиям главы школы и руководимых ею: коллектива кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ (с 1988 г. по настоящее время); коллектива института развития личности РАО (с 1992 по 1998 гг.); труду ее учеников, аспирантов и докторантов.

Формальной датой основания научно-педагогической школы под руководством В. С. Мухиной можно считать 1988 г. - год создания на

факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, (затем переименованной в кафедру психологии развития). Фактически становление школы происходило на протяжении 70 - 80-х гг. XX столетия.

Становление ученого-исследователя В. С. Мухиной может быть представлено следующим образом: от семилетнего (1955 - 1962 гг.) периода накопления практического опыта (учитель в школе и зоотерапевт в детском отделении психиатрической больницы имени П. П. Кащенко) к научно-поисковому и преподавательскому периоду (преподаватель МГПИ имени В. И. Ленина с 1962 г.); к научному и организационно-административному периоду, выразившемуся в создании на факультете педагогики и психологии МПГУ кафедры педагогической психологии, впоследствии -кафедры психологии развития (1988 г.) и руководству Институтом развития личности РАО (1992 - 1998 гг.). По существу научная школа начала складываться с 1972 г., когда В. С. Мухина защитила докторскую диссертацию и стала работать над концепцией феноменологии развития и бытия личности.

Изначально в сферу научных интересов В. С. Мухиной входили психологические исследования знаковой функции сознания в контексте развития графических образов в изобразительной деятельности. Кроме того, работая в области детской психологии, В. С. Мухина выявила принципиально новые психологические образования в раннем и дошкольном возрасте: одновременное психологическое вхождение ребенка раннего возраста в предметный мир и мир символических замещений, что определяет зависимость поведения ребенка от функционального назначения предметов и свободу в сфере символических действий с предметами-заместителями; преодоление ребенком своей зависимости от функционального назначения предметов, его продвижение в сфере знаковой функции сознания, развитие рефлексии себя и других. Эти тенденции в развитии определяют феноменологические основы личности - как ее позитивные достижения, так и негативные образования.

К числу основных направлений научной школы «Феноменология развития и бытия личности» относятся: «Самосознание личности, его структура»; «Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений»; «Механизмы идентификации - обособления формирования и развития человека как социальной единицы и как уникальной личности»; «Диагностика и психологическое сопровождение личности на всех этапах ее развития в нормальных и в экстремальных условиях»; «Личность в условиях интернализации и глобальной аккультурации».

Основными теоретическими позициями научной школы В. С. Мухиной стали следующие концептуальные идеи. Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и ее сознание опосредованы системой общественных отношений, ее развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем, это опосредование включает формирование собственно внутренних позиций личности, выходящих за пределы налич-

ных общественных условий. Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 - предпосылки (генотип, врожденные особенности); 2 - социально-исторические условия; 3 - внутренняя позиция самой личности. Человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: 1 - реальность предметного мира; 2 - природная реальность; 3 - реальность образно-знаковых систем; 4 - реальность социально-нормативного пространства. В эти реальности человек входит с момента рождения и осваивает их в процессе своего развития и бытия. Помимо исторически обусловленных и феноменологически представленных в человеческой культуре реальностей В. С. Мухина описала реальность внутреннего пространства личности. Эту реальность формируют: внешние реальности - условия развития и бытия человека как личности (в том числе реальность Великого идеопо-ля общественного сознания), особенности генотипа и внутренняя позиция самого человека.

Механизмы развития и бытия человека как личности, выявленные В. С. Мухиной, представлены как пара «идентификация-обособление». Согласно концепции В. С. Мухиной, эти механизмы могут быть эффективно использованы в коррекционной работе на всех возрастных этапах. Из теоретической позиции автора идея механизмов «идентификация-обособление» уже давно переросла в технологию практической работы при индивидуальном и групповом консультирования и психологическом сопровож-дении.

В результате исследований в сфере самосознания личности В. С. Мухиной была построена теория исторического и онтогенетического развития самосознания и его структурных звеньев. Согласно этой теории во все периоды человеческого развития независимо от геоисторических условий жизни этноса всякий раз отдельный индивид присваивает сформированную в социуме структуру самосознания, состоящую из пяти звеньев: 1 - эмоционально-ценностное отношение к себе телесному, к своему имени и к своему индивидуально-типическому психическому «Я»; 2 - притязания на признание; 3 - половая идентификация; 4 - психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); 5 - психологические пространство личности: права и обязанности.

Все звенья самосознания могут вбирать в себя все исторически возникавшие предтечи с их ценностными ориентациями, а все футурологиче-ские научно обоснованные и фантазийные предсказания.

Универсальность структуры самосознания была выявлена В. С. Мухиной при изучении этнографических и этнопсихологических данных мировой науки, подтверждена специальными исследованиями, проводимыми под ее руководством в России и за рубежом. В контексте становления исторического и этнического самосознания структурные звенья получают свое специфическое наполнение. Понимание тенденций этого наполнения самосознания дает возможность диагностировать и проводить кор-рекционную работу не только с отдельным человеком, имеющим свои

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

13

№ 1 - 2011

#

индивидуальные проблемы, но и с этносом в целом, когда возникают проблемы, связанные с этническими комплексами неполноценности, этническим капсулированием, этнической агрессией и др. В. С. Мухина заложила основы принципиально нового направления этнопсихологии: изучение этнического самосознания через структурные звенья, - в частности, через анализ особенностей содержательного наполнения каждого из звеньев в зависимости от менталитета этноса и внутренней позиции самой личности, а также через анализ всех внешних социально-исторических реальностей созданных человечеством: 1 - реальность предметного мира; 2 - реальность образно-знаковых систем; 3 - природная реальность; 4 - реальность социально-нормативного пространства. Сюда органично входит реальность внутреннего пространства самой личности.

Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания развиваются и наполняются в зависимости от особенностей индивидуального развития личности, ее внутренней позиции и социального окружения. Структура звеньев самосознания не изменяется во времени и в истории человечества, во всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию наполнение звеньев самосознания отражает общие тенденции - культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную и половую принадлежность человека, а так же его индивидуальные позиции в мире.

За время существования школы подготовлено более 70 монографий, 20 докторов, более 150 кандидатов наук, разработан ряд базовых учебников и учебных пособий для высшей и средней школы, разработана концепция и комплект рабочих материалов для специализированного кабинета детского психолога.

В. С. Мухиной выдано три патента:

№ 38144, 2 июня 1992 г. Патент на промышленный образец «Комплект перчаточных кукол для психотерапии»;

№ 38145, 9 июня 1992 г. Патент на промышленный образец «Комплект кукол этнографический для психотерапии»;

№ 2138199, 24 ноября 1998 г. Патент на изобретение «Способ оценки продуктивности психических функций и эмоциональной стабильности человека» - А-тест «ВИ-ЗИ-ЭС» (в соавторстве с А. В. Волосниковым). Сегодня готовится патент второго поколения А-теста «ВИ-ЗИ-ЭС».

Под руководством В. С. Мухиной защищено 16 докторских и 73 кандидатских диссертации. Она продолжает руководить аспирантами и докторантами через все формы обучения: очно, заочно, а также через систему соискательства.

В число представителей научной школы В. С. Мухиной в России, странах СНГ и мире следует отнести следующих ученых.

В России доктора наук: доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, проректор по научной работе Столичной гуманитарно-финансовой академии Г. В. Семья (Социально-психологическая защищенность детей, оставшихся без попечения родителей), г. Москва; доктор психологических наук, профессор, заведующая кафе-

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

14

№ 1 - 2011

#

дрой общей и социальной психологии Курганского государственного университета Р. В. Овчарова (Психодиагностика детей и подростков), г. Курган; доктор психологических наук, профессор Московского государственного социального университета, консультант по проблемам семьи В. А. Горянина (Психокоррекция стиля взаимодействия), г. Москва; доктор психологических наук, профессор А. А. Симанкова (Этническое самосознание личности в условиях исторического межэтнического взаимодействия), г. Краснодар; доктор психологических наук, зав. кафедрой детской психологии Педагогического института ЮФУ А. В. Черная (Развитие личности в контексте традиций игровой культуры), г. Ростов-на-Дону, Южный федеральный университет; доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ А. А. Ярулов (Проблемы воспитания и развития личности), п. Коралово Московской обл.; доктор психологических наук, профессор, декан факультета педагогики и психологии ПГУ Р. И. Цветкова, г. Комсомольск-на-Амуре; доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой практической психологии Вятского государственного гуманитарного университета Н. А. Низовских (Жизненные принципы как средство личностного саморазвития человека), г. Киров.; доктор психологических наук, доцент, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета Т. Ц. Дугарова (Этническое самосознание бурят проживающих на территориях сопряженных государств на материале исследования бурят России, Монголии и Китая), г. Улан-Удэ.

Докторанты: кандидат психологических наук, проректор по учебной работе филиала Тихоокеанского государственного экономического университета в г. Южно-Сахалинске Е. А. Манчилина (Особенности самосознания коренных жителей восточной окраины России [на материале эмпирического исследования жителей Кунашира и Итурупа Курильской гряды]), г. Южно-Сахалинск; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина Л. А. Цыбаева (Проблема деформации и реабилитации самосознания у специалистов экстремальных профессий [на материале психологического сопровождения офицеров летного состава]), г. Брест (Белоруссия); кандидат педагогических наук, профессор кафедры психологии развития МПГУ Н. Г. Осухова (Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: теория и практика), г. Москва; кандидат психологических наук, министр образования иркутской области В. С. Басюк (Психологическое сопровождение детей-сирот в контексте системы развития и воспитания личности), г. Иркутск.

Кандидаты наук: кандидат психологических наук, главный редактор журнала «Народное образование» А. М. Кушнир (Особенности этнического самосознания народностей Севера), г. Москва; кандидат психологических наук А. В. Волосников (Диагностика и психологическое сопровождение специалистов экстремальных профессий), г. Краснодар; кандидат психологических наук, профессор кафедры психологии образования МПГУ З. И. Айгумова (Этническое самосознание молодежи и проблемы биэтниче-

ских браков), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ Н. И. Алексеева (Особенности развития готовности к сопереживанию у детей дошкольного и младшего школьного возраста), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ В. Я. Кисленко (Психологические особенности усвоения детьми правил обращения с предметами), г. Москва; кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедры психологии образования, зам. декана по научной работе факультета педагогики и психологии МПГУ А. С. Обухов (Психологические особенности сопровождения человека в современных условиях преемственности традиционных культур), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ Л. М. Проценко (Психология человека в экстремальных условиях профессии), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент, зам. декана по учебной работе факультета педагогики и психологии МПГУ Т. Н. Сахарова (Эмоционально-волевая сфера в пожилом возрасте), г. Москва; кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ А. М. Двойнин (Ценностно-смысловые ориентации личности в контексте религиозной культуры), г. Омск; кандидат психологических наук А. А. Васильченко (Психология понимания жизненного пути личности православной молодежью: учащихся МДА), г. Сергиев Посад; кандидат психологических наук гл. редактор издательства «АСТ - У-Фактория» С. Е. Сапожникова (Психология читательского выбора научных монографий в сфере гуманитарных дисциплин), г. Екатеринбург; кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития МПГУ С. В. Мелков (Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью), г. Москва и другие.

В странах СНГ: доктор педагогических наук, консультант по специальной педагогики и психологии управы школ Талсьенского района Латышской Республики М. Вальце (Социальная адаптация детей группы риска), Латышская Республика; кандидат психологических наук, писатель В. А. Левин (Художественное восприятие у детей), Украина; кандидат психологических наук Ж. К. Султангалиева (Поведение трудных детей в ситуации депривации), Казахстан; кандидат психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии Брестского ПУ Е. И. Валитова (Психология детской личности), Беларусь; кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии ПУ г. Бельцы С. Е. Рыжикова (Психология детской личности), Молдавия; кандидат психологических наук, доцент Славянского ПУ Л. А. Девис (Психология детской личности), Украина; кандидат психологических наук, доцент Тернопольского ПУ С. Б. Данилюк (Психология детской личности), Украина; доктор психологических наук, профессор Е. В. Некрасова (Самосознание личности), Казахстан; кандидат психологических наук Т. А. Талалуева (Межэтнические отношения казахского и русского этносов), Казахстан; кандидат психологических наук, доцент Гомелевского ПУ С. А. Хазей (Психология детской мифологии), Беларусь; кандидат психологических наук М. А. Варданян (Этническое самосознание армянской молодежи), Армения и другие.

В дальнем зарубежье: кандидат психологических наук, профессор Благоевградского университета Г. Е. Иванова (Межличностные отношения детей), Болгария; кандидат психологических наук, доцент, декан факультета психологии Улан-Баторского университета У. Лувсандандар (Этническое самосознание внутри традиций разных культур), Монголия; доктор психологических наук, глава департамента образования М. Т. Бурке Бельтран (Развитие детской личности), Куба; кандидат психологических наук, профессор Великотырновского университета Г. А. Маджаров (Развитие детской личности), Болгария; доктор психологических наук, профессор Колумбийского университета О. Мендес (Особенности этнического самосознания детей Колумбии), Колумбия; доктор психологических наук, профессор А. И. Усман (Механизмы психического развития личности), Чад; доктор психологических наук С. Дасгупта (Особенности структуры самосознания студенческой молодежи: сравнительный анализ индийских и советских студентов), Индия; доктор психологических наук М. Огнин (Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина), Бенин; кандидат психологических наук, М. М. Тульчин-ский (Особенности притязаний в позднем возрасте), Израиль; доктор психологических наук Ле Куанг Шон (Ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи), Вьетнам; психолог А. де-Сейта Куарежма (Современное состояние родовых культур), Сан-Томе и Принсипи; доктор психологических наук Ц. Лю (Этническое самосознание китайской молодежи), Китай; доктор психологических наук Д. Н. Шино (Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции), Намибия; аспирант кафедры психологии развития МПГУ О. Ж. Кон-жунгу (Особенности этнического самосознания африканцев в контексте родовых традиций и современных тенденций интеграции культур: на материале изучения ментальности ангольцев), Ангола и другие.

Более 40 лет издаются программа, учебники, учебные пособия, хрестоматии, которые рекомендованы Министерством образования СССР, а в последнее десятилетие - Министерством образования и науки РФ, для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям.

Коллектив кафедры принимал участие в разработке Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования по психологическим и педагогическим специальностям. На основе концепции самосознания и его структурных звеньев выстраивается система работы психологической службы в школе и учреждениях дополнительного образования, в кабинетах по оказанию психологической поддержки и сопровождению в детских домах и центрах.

Помимо программ, учебников и учебных пособий результаты научных достижений внедрены в научно-популярные фильмы и научно-популярные передачи на ТВ и радио. Фильмы: «Я и другие» (5 частей), Киевнаучфильм, 1972 г. (Реж. Ф. Соболев; автор и постановщик экспериментов - В. С. Мухина); «Эхо наших эмоций» (2 части), Киевнаучфильм, 1977 г. (Реж. А. Макульский; автор и постановщик экспериментов -В. С. Мухина); «Начало личности» (1 часть) Киевнаучфильм, 1988 г. (Реж.

Л. Михалевич; сценарий и постановка эксперимента - В. С. Мухина). Кроме того, снят ряд видеофильмов на студиях г. Москвы и г. Канска (сценарии и постановка экспериментов осуществлялась творческой группой научной школы под руководством В. С. Мухиной).

В рамках концепции школы работает больше 20 докторов и 170 кандидатов наук в регионах России, странах СНГ и за рубежом. Их деятельность координируют В. С. Мухина и ее ученики.

15 апреля 2009 г. В. С. Мухина выступала на Отделении психологии и возрастной физиологии РАО, а так же 21 октября 2009 г. на расширенном заседании Президиума РАО с докладом «Концепция феноменологии личности». Концепция легла в основу построения многих книг: монографий, учебников, а так же в основу практической работы по оказанию практической помощи в экстремальных ситуациях. На этих заседаниях шла речь о научной школе В. С. Мухиной.

Концепция была одобрена как продуктивная.

Концепция рекомендована Отделением психологии и возрастной физиологии и Президиумом РАО редакционным коллегиям ряда журналов для публикации.

Школа «Феноменология бытия и развития личности», не оставляя разрабатываемые ранее направления, ответственно осваивает научное и практическое направление: «Личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций в XXI в.». В этой связи разрабатываются и вводятся в науку новые, принципиально значимые понятия («этнический авторитаризм»; «психологическое этническое капсули-рование»; «межэтническая стигматизация»; «межэтническая толерантность»; «межэтническое избегание»; «микширование традиционных этнических ориентаций»; «аккультурационная межэтническая толерантность», а также «стратегия развития самосознания россиян» и другие), которые позволяют формулировать выделение проблем личности и этносов в контексте аккультурационных процессов в период переустройства миропорядка и выраженной интернализации. В итоге новые понятия, соединяясь с уже утвердившимися в науке, расширяют и конституируют тезаурус научной школы, позволяют формулировать новое видение концепции феноменологии бытия и развития личности в контексте изменяющегося мироустройства и человеческого сознания.

Научная школа «Феноменология развития и бытия личности» - живое, активно действующее направление современной психологии личности. Ядро научной группы - ориентированные на поиск истины о феноменологии развития и бытия личности ученые, которые дорожат своей репутацией и стремятся следовать заповеди: «Честность в науке важнее всего».

Отношения в рамках научной школы строятся на паритетных началах. При равенстве каждого члена сообщества провозглашаются ценностные ориентиры: свобода, дисциплина, самостояние, ответственность за себя, ответственность за каждого члена школы.

Валерия Мухина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.