Научная статья на тему 'Валерия Мухина. Личность. Ученый. Практикующий психолог'

Валерия Мухина. Личность. Ученый. Практикующий психолог Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2725
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сахарова Татьяна Николаевна, Чурилова Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Валерия Мухина. Личность. Ученый. Практикующий психолог»

Наши презентации

К 80-летию

российского психолога Валерии Сергеевны Мухиной

ВАЛЕРИЯ СЕРГЕЕВНА МУХИНА: ЛИЧНОСТЬ. УЧЕНЫЙ. ПРАКТИКУЮЩИЙ ПСИХОЛОГ*

22 января 2015 г. исполняется 80 лет со дня рождения Валерии Сергеевны Мухиной.

Валерия Сергеевна — ведущий отечественный психолог (теоретик, экспериментатор и практик) с мировым именем; действительный член РАО и РАЕН; член Бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО; доктор психологических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования; за вклад в науку награждена Золотой медалью РАО и медалью Л. С. Выготского РАО; заведующая кафедрой психологии развития МПГУ; основатель, учредитель и главный редактор журнала «Развитие личности»; председатель диссертационного совета Д 212.154.12 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук; председатель научной секции «Развитие личности» Российского психологического общества и научно-практической секции «Психология развития личности» Федерации психологов образования России; член Союза писателей России, член

* По материалам статей и отчетов В. С. Мухиной, а также по непосредственным наблюдениям за проявляемой жизненной позицией и реальными делами и деяниями юбиляра.

Московского Союза журналистов; член редакционных коллегий журналов «Вопросы психологии», «Народное образование», «Начальное образование», основатель научной школы «Феноменология развития и бытия личности». Область научных интересов: возрастная психология; психология личности; человек в экстремальных условиях; этнопсихология; символическая функция сознания.

Валерия Сергеевна Мухина родилась 22 января 1935 года в городе Ворошилове (ныне Уссурийск) Приморского края в семье кадрового офицера Советской Армии. Отец погиб на фронте Великой Отечественной войны.

Еще школьницей Валерия Сергеевна стала ученицей крупнейшего ученого, зоопсихолога Н. Н. Ладыгиной-Котс. В 1956 году она окончила биолого-химический факультет М1ПИ имени В. И. Ленина, где с 1962 года начала преподавать на кафедре психологии; в 1965-м защитила кандидатскую, а в 1972-м—докторскую диссертацию. С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой психологии развития МПГУ (ранее кафедра педагогической психологии МГПИ). С 1992 по 1998 год возглавляла Институт развития личности РАО, не оставляя при этом заведование своей кафедрой. С 1993 года начала выстраивать концепцию журнала «Развитие личности» и была его создателем. С 1997 года под ее руководством журнал «Развитие личности» начал выходить в свет. Журнал стал одним из ведущих профессиональных периодических изданий нашей страны.

Валерия Сергеевна Мухина — это, прежде всего, уникальная личность со своей внутренней позицией настоящего Человека и настоящего Ученого. Во всех своих научных работах Валерия Сергеевна так или иначе затрагивает тему личности в человеке.

Несмотря на представленность и известность Валерии Сергеевны в мире социальных отношений, она всегда проявляет себя, в первую очередь, как уникальная Личность. Мы можем наблюдать эту уникальную Личность в тот момент, когда она читает свой курс «Феноменология развития и бытия личности» студентам и магистрам факультета педагогики и психологии МПГУ; в тот момент, когда она работает с аспирантами и докторантами, требуя изложения в их работах, прежде всего, их собственных идей, которые они потом будут защищать. Мы видим ее Личность в тот момент, когда она по сей день продолжает (за свой счёт) осуществлять психологическую поддержку своих подопечных — пожизненно осужденных, отбывающих наказание в мордовских зонах. Так сложилось, что она чувствует ответственность перед самой собой за этих людей, которым она помогает «собирать» их собственную личность. Общаясь со студентом или академиком, с начальником или подчиненным, с сыновьями или внуками, Валерия Сергеевна, прежде всего, проявляет себя как уникальная Личность: с высокими требованиями к самой себе и к окружающим людям, с высочайшей планкой моральных норм и ценностей, но в то же время с библейской заповедью о прощении врага своего.

В тот момент, когда, собравшись за одну ночь, несмотря на собственное нездоровье, едет и с полной отдачей работает с детьми, подростками и взрослыми, пережившими ужасы бесланской трагедии. А поздними вече-

рами она встречалась с владикавказскими психологами и социальными работниками, читала им лекции, разбирала и анализировала конкретные случаи, повлиявшие на физическое и психическое состояние пострадавших от теракта. (Ее команда при этом внимательно слушала концептуальные позиции своего руководителя и училась профессиональной рефлексии на разбираемые случаи стрессов, переживаемых детьми, подростками и взрослыми.)

Будучи прежде всего Личностью, она никогда не забывает своего учителя — Н. Н. Ладыгину-Котс и своего покровителя — А. В. Петровского; своих предков (всех тех, кто передал ей генетические основы и воспитывал, — отца, деда, бабушек, маму).

Общаться с Валерией Сергеевной не всегда легко, но всегда безумно интересно, она пример совершенно неконформного поведения, высокой требовательности, увлеченности (иногда переходящей в страстность) и открытости. Эти личностные качества, которые мы ценим в Валерии Сергеевне, со всей полнотой проявляются и в ее деятельности как Ученого. Страстность, принципиальность и честность — вот что отличает ее научные работы и исследования.

Деятельность В. С. Мухиной как учёного впечатляет и поражает своей объёмностью и своей структурированностью.

В конце 1950-х годов на базе Московской клинической больницы им. Кащенко она осуществляла психологическое сопровождение психически больных детей с использованием ручных и дрессированных животных. В итоге были зафиксированы положительные результаты.

По настоятельному совету Н. Н. Ладыгиной-Котс Валерия Сергеевна стала автором дневника матери, уникального по продолжительности непрерывного научного наблюдения за психическим развитием сыновей-близнецов (от рождения до 8 лет). Результаты наблюдения опубликованы в пяти изданиях: «Близнецы» (1969; 1997) и «Таинство детства» (1998; 2000; 2005).

В 1960-1970-х годах В. С. Мухина исследовала знаковую функцию сознания в развитии графических образов у детей. С 1970-х годов она разрабатывает проблему психического развития личности в контексте взаимодействия механизмов ее идентификации и обособления. В 1975-1980 годах предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания. Учебник В. С. Мухиной «Возрастная психология. Феноменология развития», выдержавший уже 14 изданий общим тиражом около 220 тыс. экземпляров, стал настольной книгой для многих поколений специалистов и психологов-практиков.

Во главе с В. С. Мухиной осуществлялась психологическая работа с населением в экстремальных ситуациях: оказание психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (19881989 гг.); оказание психологической помощи детям, подросткам и взрослым, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС; подготовка практических психологов для регионов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС (ряд лет с конца 1980-х гг.); оказание психологической помощи подросткам, пострадавшим при теракте в Буденновске (1995 г.); организация экспресс-помощи детям, пострадавшим при теракте в Беслане (2004-

2005 гг.); реализация программ поддержки детства, в том числе «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Чернобыля» и др. Валерией Сергеевной Мухиной основан Научно-образовательный центр экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях.

Под руководством В. С. Мухиной защищено 90 кандидатских и докторских диссертаций (среди соискателей 23 человека представляют страны зарубежья). На сегодняшний день десять человек готовятся к защите своих научных работ на соискание ученой степени кандидата или доктора наук. Валерия Сергеевна — автор около 600 научных публикаций, многие из которых переведены на иностранные языки. Заложенные научные идеи и традиции исследований продолжают разрабатываться учениками, сотрудниками кафедры психологии развития под руководством В. С. Мухиной, работающими на территории России и во многих странах мира.

В. С. Мухина — основоположник научной школы «Феноменология развития и бытия личности», признанной в отечественном психологическом сообществе. Она широко известна за рубежом как крупнейший специалист в области возрастной психологии, этнопсихологии, психологии личности.

Валерия Сергеевна Мухина — пример и образец настоящего Ученого и Учителя. Валерия Сергеевна — один из ведущих психологов, внесших значительнейший вклад в развитие отечественной психологической науки. Концептуальные идеи В. С. Мухиной нашли свое отражение в огромном количестве ее научных работ, изданных на разных языках во всем мире. Научные труды Валерии Сергеевны являются основой, на которой базируются образование и профессиональное становление каждого современного психолога.

В 1975—1980 годах ученый предложила теорию исторического и онтогенетического развития структурных звеньев самосознания, в систему которых было включено: 1 — эмоционально-ценностное отношение человека к себе телесному, к своему имени, к индивидуальному психическому «Я»; 2 — притязания на признание; 3 — половая идентификация; 4 — психологическое время личности (индивидуальное, а также историческое время всей истории человечества); 5 — социально-нормативное пространство личности — ее права и обязанности. С позиций этой теории становятся возможными диагностика и коррекция негативных проявлений в развитии психических процессов, в том числе связанных с групповыми и этническими проблемами.

Под руководством В. С. Мухиной проведено множество этнопсихологических экспедиций в различные регионы нашей страны и за ее пределы. Среди них: экспедиционные исследования личности малочисленных народностей Севера и Дальнего Востока в контексте традиционных культур в современных условиях (чукчи, эскимосы, коряки, алеуты, эвенки, нивхи, саамы, ханты, эвены, юкагиры, якуты и др.), 1985—2012 гг.; Краснодарский край — этнопсихологические экспедиции по исследованию казачества как специфической социальной группы; межэтнические отношения в крае, 1992—2001. Под руководством В. С. Мухиной, помимо исследований на территории многих регионов России, проводились исследования в стра-

нах СНГ (Белоруссии, Украине, Молдавии, Армении, Грузии, Казахстане), а также в странах дальнего зарубежья (Болгарии, Греции, Испании, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Индии, США, Колумбии, Кубе, Анголе, Чаде, Бенине, Сан-Томе и Принсипи, Намибии, Эфиопии и др.). Научные экспедиции под руководством В. С. Мухиной на Командоры, Чукотку, Камчатку, Крайний Север, Дальний Восток (Южный Сахалин и острова Курильской гряды) позволили еще в советское время ввести понятия «этническое самосознание» и «этническая идентичность малочисленных народностей», разрабатывать адекватные программы психологической и социальной поддержки коренного населения, поднять проблему значимости этнического самосознания личности на правительственный уровень и т.п.

Заложенные научные традиции исследований продолжаются под руководством В. С. Мухиной учениками и сотрудниками кафедры в современной России. Ученики и сотрудники кафедры участвовали в научных экспедициях на Южный Сахалин, острова Курильской гряды, в Ханты-Мансийский автономный округ, Бурятию и другие регионы России.

Основными теоретическими позициями научной школы В. С. Мухиной стали следующие концептуальные идеи.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и ее сознание опосредованы системой общественных отношений, ее развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренних позиций человека как личности; потребностей, выходящих за пределы наличных общественных условий.

Концепция воспитания и развития личности строится, прежде всего, на признании диалектического единства трех факторов: 1 — генотипа, врожденных особенностей; 2 — внешних условий; 3 — внутренней позиции самого человека как личности.

При характеристике развития личности на этапах онтогенеза учитываются особенности социальной ситуации, в которой, собственно, и происходит становление человека как личности. Особое методологическое значение имеет идея о том, что человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность.

Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир, созданный человеком в его истории; природа, преломленная в самосознании человека; образно-знаковые системы как психологические пространства, в которые человек входит с момента рождения (осваивает их в процессе своего развития и бытия); социально-нормативное пространство, также формирующееся в процессе истории человечества и оказывающее затем влияние на развитие ценностных ори-ентаций каждого нового поколения. Реалии существования человека определяют особенности развития его самосознания. Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций, наполняющих звенья самосознания. Звенья самосознания развиваются и изменяются по своему содержанию в зависимости от особенностей индивидуального развития личности и ее внутренней пози-

ции. Знаменательно, что В. С. Мухина показала, что звенья самосознания по своей структуре не изменяются во времени в истории человечества и на всей протяженности населяемого человечеством пространства. По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции: культурную, этническую, конфессиональную, возрастную, гендерную и половую принадлежность человека, а также его индивидуальную позицию по отношению к себе, другим и миру в целом.

Возглавляемая Валерией Сергеевной на протяжении 25 лет кафедра психологии развития, следуя за сложившейся десятилетиями традицией, поддерживаемой лучшими научными школами, возникшими в МПГУ (прежде: Высшие женские курсы, 1872 г.; 2-й МГУ, 1918 г.; МГПИ, 1930 г.; МГПИ имени В. И. Ленина, 1941 г.; МПГУ имени В. И. Ленина, 1990 г.; МПГУ, 1993 г.), известными не только в СССР, России, но и за рубежом, сущностно развивается в рамках научной школы В. С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».

Научная школа ориентирована на развитие и модернизацию научно-теоретического потенциала, систематически углубляет и уточняет изучаемую сферу проблем.

Ученики Валерии Сергеевны Мухиной продолжают проведение исследований проблемы развития и бытия личности на разных возрастных этапах в различных социокультурных условиях.

Многие годы, в соответствии с планом НИР МПГУ, под руководством В. С. Мухиной сотрудники кафедры развивают научную проблему «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты». В ходе научных исследований проводится изучение проблемы бытия и развития личности в нормальных и экстремальных условиях, а также личности и этносов в условиях интернационализации и глобальной аккультурации. Одновременно осуществляются методические разработки в области психологического сопровождения личности в обыденной жизни и экстремальных условиях. Отдельная проблема - депривация человека в разных социальных условиях; последствия депривации и психологическое сопровождение всех категорий, пострадавших от природных, техногенных и социальных катастроф.

На базе кафедры открыт Научно-образовательный центр экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, где может проходить подготовка специалистов для оказания психологической помощи жертвам катастроф.

Теоретические результаты исследований постоянно проходят апробацию на практике в психологической работе как с отдельным человеком, так и с определенными группами, становятся содержанием инновационной образовательной программы МПГУ в области психологии, используются в образовательном процессе и внедряются в практику системы образования. Анализ и обобщение полученных данных и их использование в практической работе позволяют постоянно корректировать учебные планы и программы, то есть осуществлять внедрение результатов теоретической и научно-практической деятельности специалистов кафедры в учебный процесс.

Под руководством В. С. Мухиной сотрудники кафедры психологии развития участвуют в крупнейших научно-исследовательских проектах и программах: в программе Евросоюза «Темпус»; в российско-американском симпозиуме по бихевиоральной психотерапии; в программе развития финансовой грамотности у молодежи и др.

В рамках научной деятельности кафедры В. С. Мухиной, под ее руководством осуществлялись проекты по НИР Министерства образования и науки Российской Федерации. К их числу относятся:

1 - Проект «Развитие личности в условиях учреждений интернатного типа», в результате которого разработаны программы психологической реабилитации детей в детских домах, внедренные в практику.

2 — Проект «Проблемы соблюдения прав детей и тайны усыновления», полученные результаты которого дали основания для эволюционного перехода к практике открытого усыновления.

3 - В рамках сотрудничества с ФСИН (Федеральной службой исполнения наказаний) разработаны эффективные программы поддержки осужденных женщин, осужденных пожизненно мужчин; разработаны рекомендации по психологическому сопровождению сотрудников системы ФСИН. Полученные результаты нашли свое отражение в фундаментальном труде В. С. Мухиной «Отчужденные. Абсолют отчуждения», выдержавшем два издания (2009; 2010).

4 - Реализована долговременная программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу Министерства образования Иркутской области.

5 - Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства.

6 - Под руководством В. С. Мухиной проведены курсы повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования Иркутской области (2011; 2012), а также по приглашению (2014).

В период с 2010 по 2014 г. В. С. Мухиной и сотрудниками кафедры были реализованы проекты и программы:

1. Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «РШ-Международная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН (ФСИН до 2014 г.) Минюста РФ, 2001-2014 гг. (руководитель В. С. Мухина).

2. Проект исследования ментальных особенностей жителей восточной окраины России: научные экспедиции (острова Курильской гряды), 2007-2010 гг.; Байкал, Бурятия, 2011-2012 гг.; Ханты-Мансийский автономный округ, 2011-2013 гг. (руководитель В. С. Мухина).

3. Научная программа исследования «Отношения к образу "Я" в философии и психологии буддизма», 2010-2011 гг., г. Улан-Удэ (руководитель В. С. Мухина).

4. Научная программа исследования «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010-2012 гг.; Ханты-Мансийский АО, Россия, 2012 г. (руководитель В. С. Мухина).

5. Программа Евросоюза «Темпус»: Магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития», 2011— 2013 гг. (руководитель В. С. Мухина).

6. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2011—2013 гг. (руководитель В. С. Мухина).

7. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства, 2011—2014 гг. (руководители В. С. Мухина и экс-министр образования Иркутской области (2009—2013), докторант кафедры психологии развития В. С. Басюк).

8. Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с международной Психолого-педагогической ассоциацией "Global Behavior Solutions", МПГУ, ФПП, октябрь 2013 г. (руководитель В. С. Мухина).

В. С. Мухина принимает активное участие в выездных акциях, к которым за период 2001—2014 гг. относятся:

1. Исследование личности в условиях пожизненного заключения. Колония строго режима. Поселок Явас, Республика Мордовия, 2001—2014 гг. (В. С. Мухина, Л. М. Проценко).

2. Исследование особенностей самосознания бурят: «Отношение к образу "Я" в философии и психологии буддизма», Улан-Удэ, Республика Бурятия, июль 2010 г. (В. С. Мухина).

3. Научные экспедиции «Исследование ментальных особенностей жителей восточных регионов России»: Байкал, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина); Ханты-Мансийский автономный округ, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина).

4. Курсы повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министерства образования Иркутской области, Иркутск, 2011—2012 гг. (руководитель В. С. Мухина, сору-ководитель В. С. Басюк, участники — С. В. Мелков, Н. Г. Осухова, Л. М. Проценко).

По заказу проекта «Сноб» В. С. Мухина проводила открытую лекцию на тему «Мы все конформисты», состоявшуюся 17 марта 2010 г. В процессе проведения съемок ремейка документального фильма «Я и другие» (ведущий — Л. М. Проценко, участник подставной группы — С. В. Мелков) по заказу ТВ3 киностудии «Голос ТВ» (июнь—июль 2010 г.) Валерия Сергеевна выступила научным консультантом.

Валерия Сергеевна принимала участие в съемках телепередачи «Картина маслом» на тему «Я и другие. Конформизм или соглашательство» «5 канал», эфир которой состоялся 18 июля 2010 г. (также в съемках приняли участие ученики В. С. Мухиной Л. М. Проценко, С. В. Мелков). В 2012 г. вышла в эфир программа "Academia" на телеканале «Россия — Культура», в рамках которой Валерия Сергеевна выступила с двумя лекциями, посвященными обсуждению условий развития и бытия личности. Эти ее лекции периодически повторяются по сей день.

Область научных интересов: долговременная работа, исследование проблемы психологического сопровождения детей-сирот в контексте про-

блемы развития и воспитания личности, в рамках которой В. С. Мухина выступает научным консультантом и научным руководителем докторантов и аспирантов. В сферу изучения глобальной проблемы В. С. Мухина включила следующие направления исследований: психологические особенности ценностных ориентаций пожизненно осужденных и делинк-вентных подростков; условия, содействующие преодолению ценностных ориентаций делинквентных подростков на криминальную субкультуру; организация и смысловое наполнение общения девиантных подростков с пожизненно осужденными.

В. С. Мухина задает основные векторы и потенциальные пути развития возглавляемой ею кафедры психологии развития МПГУ, которая бытует и развивается в рамках ее научной школы, определяя актуальные проблемы и перспективы научно-исследовательской деятельности ее учеников и коллег.

Талант, ответственность и высочайшая требовательность Валерии Сергеевны сделали возможным проведение научно-психологических исследований ее учениками, результаты которых стали известны в России и за ее пределами.

Научная деятельность Валерии Сергеевны задает векторы развития и отображает сущностное содержание современной психологической науки, делает ее видение и понимание многограннее и глубже.

Самоотверженное служение науке и ценностное отношение к ней, методологическая системность и структурированность научных трудов Валерии Сергеевны стали своего рода источником для личностного и профессионального развития и становления ее учеников и коллег.

Валерия Сергеевна Мухина - настоящий Ученый, которого отличают высокий профессионализм, ответственность, честность и готовность служить Науке при решении самых актуальных задач.

Говоря о Валерии Сергеевне как о Личности, как об Ученом, нельзя не сказать о том, что Валерия Сергеевна не перестает быть настоящей Женщиной, которая восхищает, которой хочется подражать. Ей присущ свой стиль в отношениях с противоположным полом, в одежде и в общении.

Валерия Сергеевна умеет видеть и ценить прекрасное в искусстве, в человеке, в вещах, которые ее окружают. Интересно, что, в отличие от многих представительниц своего пола, она умеет искренне восхищаться красотой других женщин и тактично это выражать. В семье Валерию Сергеевну окружают в основном мужчины (сыновья и внуки), и это еще один особый талант Валерии Сергеевны, ведь воспитать настоящего мужчину, может только настоящая Женщина.

Ученики и коллеги искренне поздравляют Валерию Сергеевну Мухину с юбилеем и желают новых научных идей и открытий, преданных научных соратников и учеников.

Научных проблем и их открытий!

Здоровья и благополучия дорогому юбиляру и всем его близким!

Татьяна Сахарова, Екатерина Чурилова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.