Научная статья на тему 'История развития научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры психологии развития МПГУ'

История развития научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры психологии развития МПГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
544
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / ДВЕ ИПОСТАСИ ЧЕЛОВЕКА: СОЦИАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА И УНИКАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ИСТОРИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННЫЕ РЕАЛИИ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА / АПРИОРНАЯ ДАННОСТЬ РЕАЛИЙ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДЛЯ ВХОДЯЩЕГО В МИР / МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ И БЫТИЯ ЛИЧНОСТИ / ВНУТРЕННЯЯ ПОЗИЦИЯ И ЧУВСТВО ЛИЧНОСТИ / СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ / ЗВЕНЬЯ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ И ТВОРЧЕСТВО / САМОСТОЯНИЕ ЛИЧНОСТИ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ / РЕФЛЕКСИЯ НА СЕБЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелков Сергей, Обухов Алексей, Чурилова Екатерина

Рассматривается история развития кафедры психологии развития МПГУ. Обсуждаются методологические и теоретические основы научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры. Обсуждаются программы, проекты, патенты, общественная деятельность и акции, в которых принимали участие сотрудники кафедры. Указаны основные направления работы кафедры и ориентиры будущих научно-исследовательских и социальных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История развития научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры психологии развития МПГУ»

Сергей Мелков Алексей Обухов Екатерина Чурилова

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ, ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МПГУ*

Аннотация. Рассматривается история развития кафедры психологии развития МПГУ. Обсуждаются методологические и теоретические основы научно-исследовательской, преподавательской и общественной деятельности кафедры. Обсуждаются программы, проекты, патенты, общественная деятельность и акции, в которых принимали участие сотрудники кафедры. Указаны основные направления работы кафедры и ориентиры будущих научно-исследовательских и социальных проектов.

Ключевые слова: научно-исследовательская деятельность; преподавательская деятельность; общественная деятельность; феноменоло-гияразвития и бытия личности; две ипостаси человека: социальная единица и уникальная личность; исторически обусловленные реалии существования человека; априорная данность реалий существования для входящего в мир; механизмы развития и бытия личности; внутренняя позиция и чувство личности; структура самосознания личности; звенья самосознания личности; самосознание и творчество; самостояние личности; целостность личности; рефлексия на себя.

1. Общие сведения Кафедре психологии развития двадцать пять лет

28 ноября 2013 года факультет педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» отпраздновал двадцатипятилетний юбилей кафедры психологии развития**. Кафе-

* Презентация подготовлена по материалам: 1. Мухина В., Счастная Т. Кафедра психологии развития факультета педагогики и психологии МПГУ // Развитие личности. - № 4. - 1999. -С. 4-11; 2. Мухина В., Айгумова З., Обухов А., Семья Г., Счастная Т. 15 лет кафедре психологии развития Московского педагогического государственного университета (1988-2003) // Развитие личности. - № 1. - 2004. - С. 10-25; Отчеты по науке: с 2005 по 2009 г. А. Обухова; с 2010 г. по настоящее время - С. Мелкова.

** С 01.09.1988 по 30.04.1998 кафедра называлась «Кафедра педагогической психологии», затем была переименована в «Кафедру психологии развития».

Юбилейный торт к 25-летию кафедры психологии развития

дра была основана в 1988 г. (заседание Ученого совета МГПИ имени В. И. Ленина 30 мая 1988 г., приказ № 160 от 20.06.1988 создать на базе кафедры педагогики и психологии высшей школы педагогического факультета две кафедры: кафедру педагогики высшей школы и кафедру педагогической психологии). Нынешняя кафедра психологии развития МПГУ была создана приказом ректора по решению Ученого Совета МПГУ имени В. И. Ленина 01.09.1988 г.

Приказ № 60т от 20 июня 1988 года

ПРИКАЗ № 60 Ректора Московского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени Государственного педагогического института имени В. И. Ленина

г. Москва

20 июня 1988 г.

Ha основании приказа Минвуза СССР № 626 от 9.09.87 и решения Ученого Совета института от 30.05.88 (протокол № 5) создать с 1.09.88 на базе кафедры педагогики и психологии высшей школы педагогического факультета две кафедры:

кафедру педагогики высшей школы

кафедру педагогической психологии.

Сластенина В.А., профессора, продолжать числить зав. кафедрой педагогики высшей школы с тем же окладом.

З.Числить в составе кафедр следующих преподавателей:

На кафедре педагогической психологии:

1. Зав. кафедрой, профессора - вакансия

2. Доцента Шапиро Б.Ю.

3. Ст.преподавателя Гриншпуна И.Б.

4. Ст. преподавателя Соловьева А.В.

5. Ст.преподавателя Фульгу Р.Т.

6. Ассистента Бабанского М.Ю.

7. Ассистента Поварницына А.А.

8. Ассистента Сорокину В.В. (до 10.05.89)

9. Ассистента Браткина А.А.

10. Ст. лаборанта Грузенцову О.Л.

11. Лаборанта Гейц Ж.Р.

Основание: представление декана факультета. Ректор В.Л. Матросов

Создание кафедры было обусловлено необходимостью

От Высших женских курсов до МПГУ имени В. И. Ленина

Научная школа В. С. Мухиной как основа научно-исследовательской и преподавательской деятельности кафедры

Итак, кафедра стала именоваться «Кафедра педагогической психологии». Вакантное место было предложено доктору психологических наук, профессору Валерии Сергеевне Мухиной.

Создание кафедры было обусловлено необходимостью обеспечить образовательный процесс, а также потребностью научно-практической организации исследований психологических проблем воспитания и развития личности.

Спустя 10 лет кафедра педагогической психологии была переименована в кафедру психологии развития*.

С первого дня основания кафедры ее возглавляет Валерия Сергеевна Мухина - ведущий отечественный психолог с мировым именем, заслуженный деятель науки Российской Федерации, академик РАО, лауреат премии Президента РФ в области образования, доктор психологических наук, профессор.

Кафедра психологии развития неуклонно следует традициям, которые сложились и более столетия поддерживаются лучшими научными школами, сложившимися в стенах МПГУ [прежде - Высшие женские курсы (1872); 2-й МГУ (1918); МГПИ (1930); МГПИ имени В. И. Ленина (1941); МПГУ имени В. И. Ленина (1990); МПГУ (1993)], известными не только в СССР, России, но и за рубежом.

Кафедра психологии развития сущностно развивается в контексте научной школы В.С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» и ориентирована на развитие, наращивание и модернизацию своего научно-теоретического потенциала. Сотрудники кафедры систематически углубляют и расширяют изучаемую сферу, пополняют банк научных данных, продолжают проведение фундаментальных и прикладных исследований проблемы развития и бытия личности на разных возрастных этапах и в различных социокультурных условиях.

Многие годы в соответствии с планом НИР МПГУ кафедра развивает научное направление «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты». В ходе научных исследований ведется изучение проблемы бытия и развития личности в нормальных и экстремальных условиях, а также проблемы феноменологической сущности личности в контексте ее развития в условиях бытия внутри своего и иного этноса в условиях интернационализации и глобальной аккультурации.

* Заседание Ученого совета МПГУ 30 марта 1998 г., протокол № 5, приказ № 107 от 30.04.1998.

Проводятся исследования и создаются методические разработки в области психологического сопровождения личности в обыденной жизни и экстремальных условиях бытия (в том числе в контексте проблемы депривации).

2. Теоретические основы научной, исследовательской и практической деятельности кафедры

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность и её сознание опосредованы системой общественных отношений, её развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования собственно внутренней позиции личности, выходящей за пределы наличных общественных условий.

Концепция воспитания и развития личности строится прежде всего на признании диалектического единства трех факторов: 1 - генотипа (врожденных особенностей); 2 - внешних условий; 3 - внутренней позиции самого человека. Феноменология развития и бытия личности на этапах онтогенеза рассматривается в контексте особенностей социальной ситуации.

Человек рассматривается в двух исторически свой-социальная единица ственных ему ипостасях: как социальная единица и как

и уникальная уникальная личность. Исторически обусловленными реа-

личность

лиями существования человека выступают: 1 - предметный мир; 2 - природа; 3 - образно-знаковые системы; 4 - социально-нормативное пространство. В названные реалии как априорно данные человек входит с момента рождения и осваивает их в процессе своего развития и бытия. Реалии существования человека определяют особенности развития самосознания и внутренней позиции человека на всех этапах его развития.

Механизмы развития и бытия человека как личности - идентификация и обособление.

Самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций.

Зав. кафедрой, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Валерия Сергеевна Мухина: приветственное слово

Человек -

Механизмы развития и бытия личности

Структурные звенья

самосознания

личности

Научно-

образовательный центр экспресс-психологической помощи

Звенья самосознания, сложившиеся в истории человечества, по своей структуре остаются неизменными, однако их сущностное наполнение обусловлено историческим развитием этносов, к которым принадлежат поколения людей.

Структуру самосознания выстраивают следующие пять звеньев самосознания: 1 - имя как социальный знак и как кристалл личности, соединенный с телесностью человека и его целостным самовосприятием; 2 - притязание на признание как проявление феноменологии социальной сущности человека, определяющей его внутреннюю позицию по отношению к себе и другим людям; 3 - половая идентификация как феноменологически присущее человеку движение к гендерным установкам и к уникальному самовосприятию идентичности своего «Я»; 4 - психологическое время личности: индивидуальное прошлое - настоящее - будущее и историческое время всего человеческого рода; 5 - социально-нормативные ориентации самого человека, определяемые морально-нравственными установками общества.

По своему содержанию звенья самосознания отражают общие тенденции - родовую, этническую, конфессиональную, культурную, возрастную, гендерную и половую принадлежности человека, а также его внутреннюю, индивидуально ему присущую позицию по отношению к себе, к другим, к миру.

Кафедра психологии развития является практико-ориентированным коллективом. На основе концепции развития и бытия личности на базе кафедры открыт Научно-образовательный центр экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, предназначенный для подготовки специалистов по оказанию психологической помощи жертвам природных, техногенных и социальных катастроф.

Результаты исследований постоянно проходят апробацию на практике в контексте психологической работы с проблемами личности в конкретных социокультурных условиях. Полученные результаты обобщаются и становятся содержанием инновационных образователь-

Единомышленники (слева направо): профессора Алла Владимировна Торопова, Андрей Анатольевич Хвостов, Заграт Идрисовна

Айгумова, Валерия Сергеевна Мухина, доцент Наталья Афанасьевна Цветкова, докторант Виктор Стефанович Басюк

Государственные программы, исполняемые кафедрой

ных программ МПГУ в области психологии, используются в образовательном процессе и внедряются в практику. Анализ и обобщение полученных данных, их использование в практической работе позволяют систематически корректировать учебные планы и программы - таким образом осуществлять внедрение результатов теоретической и научно-практической деятельности специалистов кафедры в учебный процесс.

Сотрудники кафедры психологии развития участвуют в большом количестве значимых научно-исследовательских проектов и программ.

Кафедрой реализован ряд государственных программ, результаты которых получают высокую оценку со стороны государственных органов и общественных организаций:

I. В рамках проекта «Дети России» реализованы следующие федеральные целевые программы: «Дети-сироты»; «Одаренные дети»; «Дети-инвалиды», в результате чего был получен уникальный научно-методический инструментарий, до сих пор востребованный в практике [руководитель: В. С. Мухина; исполнители: Т. Н. Счастная, Г. В. Семья и др.].

II. Сотрудники кафедры разработали и успешно реализовали программу «Повышение правовой культуры избирателей» в 1996 г. при поддержке Центризбиркома [руководитель: В. С. Мухина].

III. Кафедрой реализовывались программы Российской академии образования, в частности: «Будущие лидеры России», на основе которой была разработана и апробирована система занятий «Школа лидера», а результаты внедрены в деятельность Всесоюзного детского центра

_ «Орленок» под эгидой РАО в

течение шести лет [руководитель: В. С. Мухина].

IV. Сотрудниками кафедры активно реализуются проекты по грантам НИР Министерства образования РФ. К их числу относятся:

1) проект «Развитие личности в условиях учреждений интернатного типа», в рамках которого в течение ряда лет проводились специальные смены. В результате были разработаны программы психологи-

Задувает свечи на юбилейном торте шаловливый и веселый человек - внук профессора Елены Владимировны Беловол первоклассник Глеб

Научно-практические проекты кафедры, реализуемые сегодня

ческого сопровождения и реабилитации детей, лишенных родительского попечительства. Результаты работы были обобщены и легли в основу дальнейших научных и практических исследований [руководитель: В. С. Мухина; исполнители: В. А. Рахматшаева, Т. Н. Счастная, Г. В. Семья, Андрей Ф. Шадура, Александр Ф. Шадура, М. Р. Битянова и др.];

2) проект «Проблемы соблюдения прав детей и тайны усыновления»: полученные результаты дали основания для перехода к практике открытого усыновления [ответственная: Г. В. Семья].

3) в рамках сотрудничества с Федеральной службой исполнения наказаний (ФСИН) разработаны признанные эффективными программы поддержки осужденных женщин [2000-2001 гг., В. С. Мухина, Л. М. Про-ценко]; осужденных пожизненно [с 2001 г. по настоящее время, В. С. Мухина, Л. М. Проценко]; анализ результатов исследования и рекомендации по психологическому сопровождению сотрудников системы ФСИН [В. С. Мухина, А. А. Хвостов, С. А. Кулагина]. Полученные результаты нашли свое отражение в фундаментальном труде В. С. Мухиной «Отчужденные. Абсолют отчуждения» [2 изд.: 2009 и 2010 гг.];

4) С 2011 г. по настоящее время осуществляется программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования Иркутской области [руководители: В. С. Мухина, В. С. Басюк; исполнители: Л. М. Процен-ко, С. В. Мелков, Н. Г. Осухова];

5) С 2011 г. по настоящее время осуществляется программа «Трудный подросток»: психологическое сопровождение подростков, лишенных родительского попечительства [руководители: В. С. Мухина, В. С. Басюк];

6) В рамках программы «Трудный подросток» реализуется программа психологического сопровождения делинквентных подростков «Школа социальных отношений» (январь 2014 г.).

Результаты реализации программ получают свое обобщение и научное обоснование, систематически публикуются в журнале «Развитие личности».

В последнее время кафедра участвует в следующих проектах: 1 - Программа Евросоюза «Темпус» (20112013 гг.); 2 - Российско-американский симпозиум по бихевиоральной психотерапии (2013 г.); 3 - Российско-американский круглый стол «Поведение: условия развития и внутренняя позиция» (2013 г.); 4 - Программа развития финансовой грамотности у подростков и моло-

Проекты кафедры по оказанию психологической помощи пострадавшим в природных, техногенных и социальных катастрофах

дежи (2012-2014 гг.); 5 - Программа по работе с подростками, лишенными родительского попечительства совместно с Министерством образования Иркутской области - конкретно с министром образования В. С. Ба-сюком [детские дома № 1, № 5 г. Иркутска; иркутские учебные учреждения (лицей, кадетские училища, профессиональные училища и др.)].

С 1996 г. по настоящее время осуществляются выездные сессии и проводятся социальные программы в воспитательных учреждениях интернатного типа.

Осенью 2011 г. проводилось психологическое обследование подростков в условиях детского дома санаторного типа № 5 [Руководители: В. С. Мухина, В. С. Басюк].

Проводятся встречи с целью повышения квалификации психологов и социальных работников учреждений интернатного типа (с 2011 г. по настоящее время) [руководитель и организатор курсов: В. С. Мухина; исполнители: С. В. Мелков, Л. М. Проценко, Н. Г. Осу-хова; принимающая сторона: министр образования Иркутской области В. С. Басюк, зам. министра

A. А. Русанов].

2012-2014 гг. - проводятся психологические обследования подростков, лишенных родительского попечительства и воспитывающихся в полных семьях.

2011-2013 гг. - проводились инициации на территории летнего лагеря кадетского корпуса в г. Усольске [руководитель: В. С. Басюк; участники: офицеры-преподаватели кадетского корпуса и психологи].

В январе 2014 г. планируется работа в рамках проекта «Школа социальной адаптации» (проводятся: встречи с духовниками, психологами, экономистами, система инициаций и рефлексий на себя и других). Работа будет проходить в детском оздоровительном центре «Галактика» (Иркутская область). Организаторы работы с делинкветными подростками: В. С. Басюк,

B. С. Мухина, Л. М. Проценко.

Во главе с В. С. Мухиной систематически осуществлялась психологическая работа по оказанию психологической помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях и стихийных бедствиях: 1 - оказание психологической помощи пострадавшим от Спитакского землетрясения в Армении (1988-1989 гг.); 2 - оказание психологической помощи детям, подросткам и взрослым - жертвам катастрофы на Чернобыльской АЭС (1991 г.); 3 - осуществлялась подготовка практических психологов для регионов, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС (19911995 гг.); 4 - оказание помощи и психологическое сопро-

Распространение научных идей кафедры в мире

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

вождение подростков при теракте в Буденновске (в 1995 г. на территории ВДЦ «Орленок»); 5 - экспресс-помощь детям, пострадавшим от теракта в Беслане (2004 г.).

Сотрудники кафедры неоднократно принимали участие в телепрограммах, посвященных психолого-педагогическим проблемам современности (телепрограммы: "Academia", канал «Россия Культура»; «Ночной эфир Александра Гордона», канал НТВ; «Картина маслом», 5 канал; «Научный детектив с Павлом Лобковым», НТВ; «Взрослые игры», канал «Здоровье»; «Нить Ариадны», Первый образовательный канал и др.).

Сотрудники кафедры осуществляют организацию работы Школы юного педагога-психолога на факультете педагогики и психологии МПГУ [руководитель: И. А. Лопатина].

На кафедре психологии развития было защищено более 100 кандидатских и докторских диссертаций, имеющих принципиально важное теоретическое и практическое значение для современной мировой психологической науки.

За 25 лет под руководством сотрудников кафедры защитили диссертации 142 человека, из них: 18 - докторские (17 - научный консультант профессор В. С. Мухина, 1 - научный консультант профессор А. А. Хвостов) и 124 - кандидатские (87 - в МПГУ и ИРЛ РАО под руководством профессора В. С. Мухиной; 11 - под руководством профессора Т. Н. Счастной; 4 - под руководством профессора А. А. Хвостова; 6 - под руководством доцента

К. А. Хвостова; 8 - под руководством профессора Л. Б. Филонова; 3 - под руководством профессора З. И. Айгумовой; 3 - под руководством профессора Н. И. Непомнящей; 1 - под руководством профессора Н. Е. Вераксы; 3 - под руководством профессора А. И. Савенкова; 2 - под руководством профессора Л. Б. Шнейдер).

Потенциал кафедры психологии развития постоянно обогащается, что отражается в профессиональном и личностном развитии ее сотрудников. Кафедра стала стартовой площадкой для большого числа ученых всего земного шара.

В первом ряду наши гости, сотрудники

кафедры социальной педагогики и психологии (слева направо): профессора Светлана Брониславовна Серякова и Елена Александровна Леванова; сотрудники кафедры

педагогики и психологии профессионального образования: профессора Елена Александровна Дубицкая и Людмила Степанова Подымова

Основные

направления

исследовательской

деятельности

кафедры

Специалисты, защитившие магистерские, кандидатские и докторские диссертации на кафедре психологии развития МПГУ, работают во многих регионах России и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Регионы России: Амурская область, Архангельская обл., Астраханская обл., Башкирия, Брянская обл., Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калининградская обл., Кемеровская обл., Краснодарский край, Красноярский край, Курганская обл., Москва и Московская обл., Ростовская обл., Республика Саха (Якутия), Сахалинская обл., Свердловская обл., Ставропольский край, Татарстан, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Чечня и др.

Страны СНГ и Балтии: Армения, Беларусь, Казахстан, Латвия, Молдавия, Украина, Эстония и др.

Страны Европы: Болгария, Великобритания, Германия, Греция, Испания, Италия, Мальта, Польша.

Страны Африки: Ангола, Бенин, Габон, Гана, Египет, Кабо-Верде, Конго, Мали, Намибия, Сан-Томе и Принсипи, Чад, Эфиопия.

Страны Северной Америки: США и Мексика.

Страны Южной Америки: Колумбия, Уругвай.

Страны Центральной Америки: Куба.

Страны Азии: Вьетнам, Израиль, Индия, Китай, Корея (Северная), Корея (Южная), Монголия, Объединенные Арабские Эмираты, Сирия и др.

В соответствии с планом научно-исследовательской работы МПГУ на кафедре психологии развития осуществляются исследования, посвященные проблеме: «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты». Результаты исследования по этой проблеме находят свое отражение в учебном процессе при преподавании на факультете дисциплин (обязательного цикла и специальных курсов). Студенты и магистранты учатся по учебнику В. С. Мухиной «Возрастная психология. Феноменология развития»: учебник для обучающихся в высших учебн. заведениях. Вышло 14 изданий общим объемом около 220 тыс. экз. в издательском центре «Академия». Обсуждается следующее двухтомное издание, отражающее развитие и бытие человека как личности на всех этапах онтогенеза (от рождения до старости) и переиздание хрестоматии как приложение к учебнику.

Также с 2010 г. в качестве самостоятельной научно-исследовательской проблемы выделена вторая тема кафедры «Психология этнического самосознания», что связано с накоплением богатого теоретического и эмпирического материала по этой проблеме.

Сотрудники кафедры и совместители, работавшие в разные годы

В своей научно-исследовательской работе кафедра ориентирована на фундаментальные и поисковые научные исследования:

• феноменология развития и бытия личности;

• развитие личности на всех этапах жизненного пути;

• методология психологических исследований;

• акмеология научного творчества;

• моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;

• создание условий воспитания и развития личности;

• личность в экстремальных условиях;

• личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;

• личность в условиях этнического возрождения и столкновения цивилизаций.

Результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социокультурных и этнических условиях в настоящее время объективно выступают базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики.

Ежегодно сотрудники кафедры издают около 70 научных и учебно-методических публикаций, в том числе монографии, учебники, учебные пособия, сборники учебных программ, статьи и тезисы докладов на научных конференциях.

Сотрудники кафедры ежегодно принимают участие примерно в 30 международных, всероссийских и региональных конференциях, где выступают с докладами и сообщениями, участвуют в дискуссиях, а также являются организаторами, ведущими и экспертами.

3. Преподавательская деятельность кафедры

На кафедре в разные годы работали такие психологи, как: д.филос.н., проф., академик РАО К. А. Абульханова; д.психол.н., проф., член-корреспондент РАН, академик РАО А. В. Брушлинский; д.психол.н., проф., член-корреспондент РАН В. Ф. Петренко; д. психол.н., проф., член-корреспондент РАО В. А. Петровский; д. психол.н., проф. Д. А. Леонтьев; д.психол.н., проф. Н. И. Непомнящая; д. психол.н., проф. Н. Е. Веракса; д.психол.н., проф. Л. Б. Филонов; д.психол.н., д.пед.н., проф. А. И. Савенков; д.психол.н., проф. Г. В. Семья; к.психол.н., проф. И. Б. Грин-шпун; к.психол.н., доц. Б. Ю. Шапиро и др. Некоторые из этих персон работали по совместительству, некоторые перешли на повышение в другие вузы и научно-исследовательские учреждения.

Преподавательская деятельность кафедры: основания и научно-исследовательские проекты

Структурные изменения на факультете педагогики и психологии

Научная связь не прекращается

Проекты кафедры

психологии

развития

на ближайшее

будущее

Продолжая заложенные со дня основания кафедры научные традиции, особый акцент делается на преподавательской деятельности ее сотрудников, на повышении их профессионализма и личностного совершенствования и развития. По инициативе В. С. Мухиной была осуществлена серьезная работа по определению методологических основ дисциплин кафедры с определением первоисточников и предтеч, которые повлияли на развитие учебных дисциплин и необходимы для их более глубокого изучения и познания.

С 2010 г. начинается новый этап в развитии кафедры, что связано со структурными изменениями на факультете. Приказом ректора МПГУ академика В. Л. Матросова 1 января 2010 года на основании решения Ученого совета МПГУ на факультете педагогики и психологии открываются новые кафедры.

Из кафедры психологии развития выделилась кафедра психологии образования, которую возглавил ученик В. С. Мухиной, по должности профессор А. С. Обухов. На эту кафедру перешли и некоторые другие сотрудники кафедры психологии развития. Среди них профессор О. П. Елисеев и профессор по должности З. И. Айгумова, а также доценты Н. М. Мякишева, А. М. Федосеева, А. Н. Фоминова и М. Н. Швецова.

Ученики В. С. Мухиной, перешедшие на кафедру психологии образования, в сотрудничестве со своим учителем продолжают активно работать над докторскими диссертациями: А. С. Обухов - по проблеме развития субъектности учащихся в учебно-исследовательской деятельности; З. И. Айгумова - по проблеме психологии семейных отношений в биэтнических браках.

Кафедра психологии образования развивается в рамках научной школы В. С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности» в ее приложении к проблемам психологии образования, продолжая научные идеи и традиции кафедры психологии развития в своей научной области и практической сфере.

Преподаватели кафедры продолжают разрабатывать свои научные проблемы в рамках научной школы В. С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности».

Преподаватели кафедры психологии развития ориентированы в своей профессиональной деятельности не только на свое личностное развитие, но и на развитие себя как ученых. Они планируют свою научно-исследовательскую деятельность и реализуют ее посредством участия в различных проектах и грантах, а также работы над кандидатскими и докторскими диссертациями и их защитой.

Доцент Сергей Викторович

Мелков и старший преподаватель Екатерина Евгеньевна Чурилова докладывают об этапах развития кафедры

Специальности кафедры по подготовке специалистов

В настоящее время преподавателями кафедры планируются или реализуются следующие проекты:

1 - обучение в докторантуре, написание и защита докторской диссертации: С. В. Мелков и Т. Н. Сахарова;

2 - поступление в докторантуру и работа над докторской диссертацией, публикация монографии: Е. Е. Чурилова;

3 - защита кандидатской диссертации: И. А. Журавлева;

4 - написание и публикация монографии: С. А. Гусев.

Преподаватели кафедры психологии развития принимают активное участие в реализации грантов:

1 - разработка типовых модулей по научно-практическому образованию для образовательной программы общеобразовательных учреждений (И. А. Лопатина, Л. М. Проценко, Е. Е. Чурилова);

2 - развитие метапредметных исследовательских способностей дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС (И. А. Журавлева);

3 - психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения как развития субъ-ектности студентов-бакалавров (И. А. Лопатина);

4 - изучение особенностей внутреннего плана развития личности: репрезентация самосознания в письменных нарративах на различных этапах онтогенеза (Е. Е. Чурилова).

4. Учебная и общественная деятельность кафедры

В различные годы кафедра участвовала в подготовке специалистов по специальностям: 1988-1996 гг. -«Преподаватель-исследователь по педагогике и психологии»; 1997-2001 гг. - «Психолог, преподаватель».

С 1997 года по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования первого поколения; с 2001 года по настоящее время - по ГОС ВПО второго поколения: 020400 «Психология», квалификация «Психолог, преподаватель психологии» со специализацией «Психология развития» и «Социальная психология» (с 2009 г.); 031000 «Педагогика и психология», квалификация «Педагог-психолог»; 031300 «Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология», квалификация

Участие кафедры в подготовке бакалавров и магистров по ФГОС

Реализация практики магистров

«Социальный педагог, педагог-психолог»; 033400 «Педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология», квалификация «Преподаватель педагогики, педагог-психолог».

С 2010 года кафедра участвует в подготовке бакалавров и магистров по Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО):

1 — подготовка бакалавров по направлениям: 030300.62 «Психология»;

050400.62 «Психолого-педагогическое образование»; 040400.62 «Социальная работа»;

2 — подготовка магистров по направлению 030300.68 «Психология» по программам: «Психология развития и личностно-ориентированное консультирование»; «Психологическое консультирование».

В 2012 году выпущен Сборник рабочих программ базовых учебных дисциплин по направлению подготовки 030300.68 «Психология»: Магистерские программы / Под ред. доктора психологических наук, проф. В. С. Мухиной. - М.: Издательство МПГУ, 2012.

В рамках реализации практики магистрантов кафедрой ведется сотрудничество со следующими организациями:

1. Министерство образования Иркутской области (с 2010 г. по настоящее время);

2. УФСИН России по г. Москве, УФСИН России по Московской области (с 2010 г. по настоящее время);

3. Государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Городской центр профилактики безнадзорности, преступности, алкоголизма, наркомании и СПИДа среди несовершеннолетних "Дети улиц"» области (с 2012 г. по настоящее время);

4. Автономная некоммерческая организация развития личности «Центр социальной терапии» области (с 2012 г. по настоящее время).

Профессор Заграт Идрисовна Айгумова, доцент Елена Геннадьевна Уманская, профессор Татьяна Николаевна Сахарова, профессор Валерия Сергеевна Мухина - внимательные и заинтересованные слушатели истории развития своей кафедры

Аспирантура При кафедре имеются аспирантура и докторанту-

и докторантура ра по специальностям: 19.00.01 - «Общая психология.

Психология личности. История психологии»; 19.00.13 -«Психология развития. Акмеология».

Постоянно ведется работа аспирантского объединения и объединения молодых ученых.

Специально для аспирантов были созданы следующие программы, по которым осуществляется обучение:

I - Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 - Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 - Моральное сознание личности; 3 - Этнопсихологические основы развития личности). Авторы: В. С. Мухина, А. А. Хвостов.

II - Методология психологического исследования. Авторы: В. С. Мухина, А. А. Хвостов.

III - Акмеология научного творчества. Авторы: В. С. Мухина, А. А. Хвостов.

IV - Психология в образовании. Автор: В. С. Мухина при участии А. С. Обухова и К. А. Хвостова.

V - Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: XX-XXI вв. Автор: В. С. Мухина.

При кафедре действует диссертационный совет Д.212.154.12 по психологическим наукам по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальностям: 19.00.01 - «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13 - «Психология развития. Акмеология». Совет открыт в МПГУ приказом ВАК РФ от 19 января 2001 года за № 189-В как резервный, приказом ВАК РФ от 21 февраля 2003 года за № 524-В как базовый, переутвержден приказом ВАК № 1634-954 от 20 июля 2007 г.; совет утвержден вновь приказом Министерства образования и науки от 9 ноября 2012, №717/нк. Научные Научные экспедиции под руководством В. С. Мухи-

экспедиции ной на Командоры, Чукотку, Камчатку позволили в

советское время впервые ввести понятия: этническое самосознание и этническая идентичность малых народностей, разрабатывать адекватные программы поддержки коренного населения, вывести проблематику значимости личности человека на правительственный уровень и т.п.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1990-2000-е годы проводились этнопсихологические экспедиции под руководством А. С. Обухова на Русский Север (Кенозерье, Каргополье, Лекшмозерье Архангельской области - русские; Мезень Архангель-

Диссертационный совет

Активные участники проведения юбилея кафедры - профессор Заграт Идристовна Айгумова, доцент Леонид Михайлович Проценко, старший преподаватель Екатерина Евгеньевна Чурилова

ской области, Карелия и Мурманская область - русские поморы), в Бурятию (буряты, эвенки, сойоты), Северную Осетию (дигорцы), Кабардино-Балкарию (балкары), Башкирию (башкиры), Республику Алтай (теленгиты, казахи, южные алтайцы), Алтайский край (русские старообрядцы-«поляки») и др.

С 2010 по 2013 гг. кафедрой были реализованы следующие проекты и программы:

1. Проект «Инновационные технологии социальной адаптации и ресоциализации осужденных к длительным срокам наказания» Международной организации «РШ-Между-народная тюремная реформа» при сотрудничестве с психологической службой ГУИН (с 2013 г. ФСИН) Минюста РФ, 2001-2013 гг. (руководитель В. С. Мухина).

2. Проект исследования ментальных особенностей жителей восточной окраины России: научные экспедиции (острова Курильской гряды), 2007-2010 гг.; Байкал, Бурятия, 2011-2012 гг.; Ханты-Мансийский автономный округ, 2011-2013 гг. (руководитель В. С. Мухина).

3. Научная программа исследования: «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма», 2010-2011 гг. (руководитель В. С. Мухина).

4. Научная программа исследования: «Ментальные особенности представителей родовых культур», Ангола, 2010-2012 гг.; Хаты, Россия, 2012 г. (руководитель В. С. Мухина).

5. Программа Евросоюза ТЕМПУС: магистерская программа «Психологическое сопровождение детского и юношеского развития», 2011-2013 гг. (руководитель В. С. Мухина).

6. Программа повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования Иркутской области, Иркутск, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина).

7. Разработка программ и методических рекомендаций к проведению диагностики А-тестом «ВИ-ЗИ-ЭС» нового поколения, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина).

8. Проект программы психологического сопровождения подростков, лишенных родительского попечительства:

2012-2013 гг. (руководители: В. С. Мухина и Министр образования Иркутской обл., докторант В. С. Басюк).

9. Российско-американский симпозиум «Поведение: Условия развития и внутренняя позиция личности» совместно с международной психолого-педагогической ассоциацией "Global Behavior Solutions": МПГУ, ФПП, октябрь 2013 г. (руководитель В. С. Мухина).

10. Грант Евросоюза «Повышение эффективности работы женщин - социальных работников в регионах, пострадавших от стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций», TACIS, Фонд «Европейский Дом» (The European House), Дания, и Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников», июль 2008 - апрель 2010 г. (Н. Г. Осухова).

11. Проект Евросоюза ТЕМПУС: бакалаврская программа «Социальная работа» ("Bachelor Curriculum for Social Work"), 2009-2012 гг. (Е. В. Зырянова).

12. Международная программа «Молодежная республика» при поддержке Минспорттуризма РФ, 2006-2013 гг. Участники: подростки и молодежь Москвы, Берлина и Лондона. Характер результатов: создание условий для межкультурного неформального сотрудничества между молодежью и подростками разных стран (Л. М. Проценко).

13. Реализация программы развития финансовой грамотности молодежи при поддержке ФСФР России, 2009-2013 гг. (Л. М. Проценко).

14. Проект «Модели системной интеграции эффективной инновационной международной образовательной теории и практики в систему национального образования России» с 2009 по 2010 год (Т. Н. Сахарова) - создание на базе ГОУ ВПО «МПГУ» межвузовского центра интеграции отечественных и зарубежных педагогических инноваций для повышения экспортного потенциала национальной системы образования России и его мониторинга.

15. Грант РГНФ «Педагогическая технология формирования конкурентоспособности сельских учащихся-удмуртов» (в том числе научные семинары для учителей), 2008-2010 (А. И. Троянская).

16. Грант РГНФ «Исследование результативности и условий поликультурного образования студентов вузов Удмуртской Республики», 2011 г. (при участии А. И. Троянской).

17. Программа по повышению квалификации школьных психологов Казахстана совместно с Министерством образования и науки Казахстана и Института

семейного воспитания: г. Астана, 2011-2013 гг. (соисполнитель Н. А. Цветкова).

За последние три года сотрудники кафедры принимали участие в выездных акциях:

1. Исследование личности в условиях пожизненного заключения. Колония строго режима. Пос. Явас, Республика Мордовия, 2010-2013 гг. (В. С. Мухина, Л. М. Проценко).

2. Исследование особенностей самосознания бурят: «Отношения к образу «Я» в философии и психологии буддизма». Улан-Удэ, Республика Бурятия, июль 2010 г. (В. С. Мухина).

3. Научные экспедиции «Исследование ментальных особенностей жителей восточных регионов России»: Байкал, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина, участники - С. В. Мелков, Н. Г. Осухова, Л. М. Проценко); Ханты-Мансийский автономный округ, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина, участник Л. М. Проценко).

4. Курсы повышения квалификации для психологов и социальных работников детских домов по заказу министра образования Иркутской области, Иркутск, 2011 г. (руководитель В. С. Мухина; участники - С. В. Мелков, Н. Г. Осухова, Л. М. Проценко).

5. Курсы повышения квалификации школьных психологов Казахстана совместно с Министерством образования и науки Казахстана и Института семейного воспитания: г. Астана, 2011-2013 гг. (соисполнитель Н. А. Цветкова).

6. Международный мастер-класс «Консультирование бинациональных семей» в рамках научно-практической конференции университета «Сапиенца»: Рим, Италия, 23-28 июня 2013 г. (соведущая Е. В. Зырянова).

7. Практические семинары «Как стать успешной личностью во всех сферах: в супружестве, родительстве, карьере»: Ростов-на-Дону, Тренинговый центр Б.1.Б., 2012-2013 гг. (ведущая Н. А. Цветкова).

8. Международный практический семинар «Как стать счастливым родителем»: Австрия, Вена, июль 2013 г. (организатор, ведущая Н. А. Цветкова).

9. Международный мастер-класс «Как понять себя и партнера, обсуждая фотографию по выбору» в рамках III научно-практической конференции Восточно-Европейской ассоциации арттерапии «Арттерапия в системе образования - возможности и перспективы»: Болгария, г. Обзор, август 2013 г. (ведущая Н. А. Цветкова).

10. Тренинг-семинары в рамках обучающей программы «Системный подход в семейной терапии»: г. Там-

Представленность в СМИ

Позиция кафедры по отношению к российскому научному сообществу

бов; январь, сентябрь 2013 г. (ведущая Н. А. Цветкова).

11. Кинотерапевтические семинары по фильмам Ф. Феллини: Италия, Калабрия, октябрь 2013 г. (организатор и ведущая Е. В. Зырянова; ассистент - аспирант кафедры В. И. Журавлева; участники - студенты ФПП).

Общественная деятельность кафедры ориентирована на общественное просвещение и популяризацию результатов научно-исследовательской деятельности через представленность в СМИ. В рамках этой работы были проведены следующие мероприятия.

Открытая лекция «Мы все конформисты» по заказу проекта «Сноб», 17.03.2010, http://www.snob.ru/ selected/entry/15051 (В. С. Мухина).

Съемки ремейка документального фильма «Я и другие» по заказу ТВ-3, киностудия «Голос-ТВ», июнь -июль 2010 г. (научный консультант - В. С. Мухина, ведущий - Л. М. Проценко, участник подставной группы - С. В. Мелков).

Съемки телепередачи «Картина маслом», тема «Я и другие. Конформизм или соглашательство», 5-й канал, эфир 18.07.2010 (В. С. Мухина, С. В. Мелков, Л. М. Про-ценко).

Съемки экспериментов на агрессию по заказу «ТВ 3», сентябрь 2010 г. (Л. М. Проценко).

Программа "Academia" на телеканале «Россия-Культура»: запись двух лекций В. С. Мухиной на тему «Человек на пересечении созданных им реалий» (периодически демонстрируется с 2012 г. по сей день).

Дискуссии на тему «Радикальное воспитание» на съемках программы «Открытый показ»: РИА Новости, Центр документального кино DOC, март 2013 г. (эксперт И. А. Лопатина).

Диалог с психологом на тему «Как правильно выбрать людей, с которыми мы общаемся?». Программа «Нить Ариадны». Эфир от 27.07.2013. Первый образовательный канал (Н. А. Цветкова).

Доклад В. С. Мухиной на XXXIII заседании Московского общепсихологического семинара (под руководством Б. С. Братуся) 13 декабря 2013 года на тему «Личность на пересечении пяти реалий» [МГУ, факультет психологии].

Потенциал кафедры психологии развития постоянно обогащается, развивается, что отображается в профессиональном и личностном развитии ее сотрудников. Кафедра стала стартовой площадкой для большого числа ученых, работающих во многих уголках земного шара.

На руководящие должности в научном сообществе с кафедры психологии развития «выпустились» такие специалисты, как:

Битянова Марина Ростиславовна - директор Центра психологического сопровождения «Точка Пси», главный редактор журнала «Классное руководство и воспитание школьников»;

Гриншпун Игорь Борисович - заведовал кафедрой практической психологии Московского психо ло го-социального ин ститута; являлся вице-президентом Сообщества сказкотерапевтов;

Непомнящая Нинель Ионтельевна - заведовала кафедрой общей психологии факультета клинической психологии Российского государственного медицинского университета имени Н. И. Пирогова;

Обухов Алексей Сергеевич - заведующий кафедрой психологии образования Московского педагогического государственного университета;

Савенков Александр Ильич - директор Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета;

Семья Галина Владимировна - сопредседатель экспертного совета Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей;

Сидоришин Федор Анатольевич - консультант Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ;

Тюменева Юлия Алексеевна - директор Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ «Высшая школа экономики»;

Филонов Лев Борисович - заведующий лабораторией психологической антропологии Российского института культурологии;

Хухлаев Олег Евгеньевич - заведующий кафедрой этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования Московского городского психолого-педагогического университета.

Профессор В. С. Мухина работает в трех докторских диссертационных советах: Диссертационный совет Д.212.154.12 при МПГУ по психологическим наукам (специальности 19.00.01, 19.00.13), председатель; Дис-

Нас поздравляют наши уважаемые коллегии - профессора Людмила Степанова Подымова (слева) и Елена Александровна Дубицкая

Профессиональные ориентиры, цели и задачи кафедры, устремленные в будущее

сертационный совет Д. 053.01.07 при МПГУ по психологическим наукам (специальности 19.00.01, 19.00.07), член совета; Диссертационный совет Д. 212.154.26 при МПГУ по педагогическим наукам (специальности 13.00.01, 13.00.02), член совета.

Члены кафедры входят в следующие ученые и научные советы: Ученый совет МПГУ - члены совета профессор В. С. Мухина, профессор Т. Н. Сахарова; Ученый совет факультета педагогики и психологии МПГУ - профессора В. С. Мухина и Т. Н. Сахарова, доцент Л. М. Про-ценко; Научно-методический совет УМО по педагогическому образованию - заместитель председателя совета профессор В. С. Мухина; Экспертный совет Отделения психологии и возрастной физиологии РАО - член совета профессор В. С. Мухина.

Профессор В. С. Мухина входит в редакционные советы и редколлегии ряда ведущих профессиональных изданий: журнал «Развитие личности»: главный редактор (многие годы интернет-версию журнала вел Л. М. Проценко); журнал «Вопросы психологии», член редсовета; журнал «Народное образование», член редколлегии; журнал «Начальное образование», член редсовета.

Сотрудники кафедры являются членами академий и научных сообществ: РАО - действительный член; член бюро Отделения психологии и возрастной физиологии РАО, член Экспертного совета Отделения психологии и возрастной физиологии РАО - В. С. Мухина; РАЕН - действительный член В. С. Мухина; Российское психологическое общество, секция «Развитие личности», председатель секции В. С. Мухина, члены секции - И. А. Лопатина, Л. М. Проценко, Т. Н. Сахарова, Е. Е. Чурилова, Е. Г. Уман-ская; Федерация психологов образования России, секция «Психология развития личности», сопредседатель

B. С. Мухина; члены ФПО - Л. М. Проценко, Т. Н. Сахарова; Союз писателей России - член союза В. С. Мухина; Союз журналистов Москвы - член союза В. С. Мухина.

5. Будущее кафедры

В настоящее время в докторантуре при кафедре психологии развития обучаются следующие сотрудники:

C. В. Мелков и Т. Н. Сахарова; Е. Е. Чурилова планирует поступать в докторантуру.

Кафедра ориентирована, как и прежде, на генеральную линию целеполагания МПГУ: активно содействовать формированию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала науки.

Согласно традициям высшей школы, а ныне - университета, существует сложившаяся система мероприятий по следующим направлениям.

I. Научно-методическое сопровождение современного содержания и технологий высшего профессионального образования в целях обеспечения качества подготовки кадров, соответствующего лучшим мировым стандартам.

II. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям психологии.

III. Подготовка российских и иностранных специалистов по востребованным образовательным программам. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для образования и науки.

Кафедра ратует за обеспечение качества подготовки кадров, ориентируясь на лучшие мировые стандарты, инновации и выбирая свой собственный уникальный путь, исходя из глубинных целей развития научного направления, образования и воспитания обучающихся.

Кафедра ориентирована на развитие фундаментальных и прикладных исследований в сфере общей психологии, психологии личности, возрастной психологии, акмеологии, этнопсихологии личности и других отраслей знаний, заинтересованных в изучении человека как социальной единицы и уникальной личности.

Одной из сущностных целей кафедры является подготовка российских и иностранных специалистов. С первых лет образования кафедры на ней функционирует объединение молодых ученых (аспирантское объединение), в котором систематически проходят семинары, лекции по фундаментальным проблемам психологии, а также обсуждаются принципы теоретического анализа, построения структуры и логики диссертационного исследования. Ежеквартально аспиранты делают сообщения о результатах своих достижений в работе над диссертациями, сдают научные рефераты по избранным проблемам, постоянно учатся способам научного мышления.

Кафедра психологии развития ориентирована на подготовку профессионалов для работы:

1 - в университетах и НИИ страны в качестве преподавателей и исследователей;

С поздравительными словами выступает профессор Елена Александровна Леванова

2 - в сфере науки по специальностям: 19.00.01. -«Общая психология. История психологии. Психология личности»; 19.00.13. - «Психология развития. Акмеология» и другим смежным областям психологии;

3 - в психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, учебных центрах и других организациях, заинтересованных в психологическом сопровождении и развитии личности на всех этапах онтогенеза.

Цель работы Цель кафедры - формирование представлений у

кафедры обучающихся о многообразии составляющих психиче-

ского развития на разных этапах онтогенеза как условия рождения личностного начала в человеке. Научная и гражданская позиция кафедры: быть личностью -значит, прежде всего, хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество, за все человечество. Быть личностью - значит понимать ценность послушания и дисциплинированности. Быть личностью - значит свободно осуществлять свой выбор ценностей Великого идеополя общественного сознания в мире социальных отношений. Сверхзадачи Сверхзадачами кафедры психологии развития

кафедры являются:

I. Для бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов:

1 - дать обучающимся представление о предтечах исторического движения человека к пониманию себя как личности; о разнообразии возможных путей развития человека как личности в разных цивилизациях, в разных социальных условиях; о феноменологической глубинной потребности человека быть личностью, возникающей при многообразии существующих идеологий (философии, науки, религии), но не во всех цивилизациях;

2 - создать у обучающихся установку на усвоение знаний и их перенос не только в базис профессии, на собственную научную и практическую деятельность, но и на сущностные ориентиры для развития собственной личности;

3 - сформировать у обучающихся потребность в непрерывном развитии себя как профессионального психолога, как ученого и как личности, готовой отвечать за себя, за других и за мир в целом.

II. Для сотрудников кафедры

1 - названные выше задачи на глубинном уровне научной и личностной рефлексии;

Зав. кафедрой психологии развития, академик РАО, доктор психологических наук, профессор

Валерия Сергеевна Мухина: «Главное -те перспективы, которые мы для себя видим...»

2 - ставить в основу каждого базового курса методологические ориентиры, выстроенные в истории отечественной философии и науки;

3 - при построении исследования исходить из методологических основ, обоснованных в теоретической части конкретной работы;

4 - вступая в профессиональное общение (вопросы по содержанию доклада, статьи, монографии), необходимо уметь формулировать сущност-

посылы, соответствующие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Монографии действующих сотрудников кафедры

ные интеллектуальные обсуждаемой проблеме;

5 - вступая в профессиональное общение, необходимо уметь включать позитивные эмоциональные посылы для установления деловых, продуктивных форм общения.

Кафедра берет на себя ответственность поднимать культурный, нравственный и профессиональный уровень специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов и докторантов, а также самих сотрудников кафедры, видя в этом свою главную миссию.

6. Основные публикации сотрудников кафедры

Монографии действующих сотрудников кафедры:

1. Мухина В.С. Близнецы вступают в жизнь. - М.: Знание, 1968 (5 п.л.).

2. Мухина В.С. Близнецы. - М.: Просвещение, 1969 (22 п.л.).

3. Мухина В.С. Дневник матери: первоклассники. - М.: Просвещение, 1977 (5 п.л.).

4. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981 (18 п.л.).

5. Мухина В.С. Рождение личности (на англ., араб., бенгали, маратхи яз.). - М.: Прогресс, 1984-1988 (14 п.л.).

6. Мухина В.С. Изобразителната дейность на дете-те като форма за усвоеяване на социалния опит. - София: Народна просвета, 1985 (22 п.л.).

7. Мухина В.С. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. Хрестоматия. Отв. ред. и сост. В. С. Мухина. - М.: МПГУ им. В. И. Ленина; Прометей, 1989 (15 п.л.).

8. Мухина В.С. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция: Сборник. Отв. ред. и сост. В. С. Мухина. - М.: МПГУ им. В.И.Ленина; Прометей, 1991 (15 п.л.).

9. Мухина В.С. Как обрести врага. Книга для подростков. - М.: Агентство Док, 1994 (6 п.л.). В соавторстве с К. А. Хвостовым.

10. Мухина В.С. Кто Я? Книжка для детей 5-7 лет. - М.: Издательский дом «Карапуз», 1996 (1,7 п.л.).

11. Мухина В.С. Близнецы. Дневник развития двух мальчиков от рождения до 7 лет. - М.: Народное образование (2-е изд., дополн.), 1997 (27 п.л.).

12. Мухина В.С. Таинство детства: в 2-х т. - М.: Экономическая газета, 1998 (48 п.л.).

13. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. Избранные труды. Серия: Психологи отечества. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1999. Гриф МО РФ (34 п.л.).

14. Мухина В.С. Таинство детства: в 2-х т. - 2-е изд. - СПб.: СПбГУ, 2000 (48 п.л.).

15. Мухина В.С. Таинство детства: Монография: в 2-х т. - 3-е изд. - Екатеринбург: У-фактория, 2005 (59,5 п.л.).

16. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): Монография. - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007 (60 п.л.).

17. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. - М.: Прометей, 2009 (44 п.л.).

18. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): Монография: 2-е изд., доп. и пере-раб. - М.: Прометей, 2010 (61 п.л.).

19. Мухина В.С. Отчужденные: Абсолют отчуждения: 2-е изд. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010 (44 п.л.).

20. Мухина В. С. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. - М.: Прометей, МПГУ, 2011 (12,5 п.л.). В соавторстве с А. А. Хвостовым.

21. Мухина В.С. Отчуждение от других: От прило-гов и помыслов к поступку и преступлению. - М.: Про-

метей, МПГУ, 2013 (18 п.л.). В соавторстве с А. А. Хвостовым.

22. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты): Монография: 3-е изд., доп. и перераб. -М.: Национальный книжный центр, 2013 (68 п.л.).

23. Мухина В.С. Отчуждение: Обыденная жизнь человеческая. - М.: В печати, 2014 (32 п.л.). В соавторстве с А. А. Хвостовым.

24. Сахарова Т.Н. Эмоционально-нравственная сфера пожилых людей (опыт психологического исследования): Монография. - М.: Прометей; МПГУ, 2009 (15 п.л.).

25. Мелков С.В. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью. - М.: Прометей; МПГУ, 2010 (10 п.л.).

26. Уманская Е.Г. Развитие личности в условиях депривации. - М.: Прометей; МПГУ, 2013 (10 п.л.).

27. Чурилова Е.Е. Репрезентация самосознания в личных дневниках современных девушек. - М.: Прометей; МПГУ, 2014 (10 п.л.) [В печати].

Монографии, написанные ранее работавшими на кафедре сотрудниками:

1. Айгумова З. И. Этническое самосознание молодежи в ситуации многополярного миропорядка: Монография. - М.: Прометей; МПГУ, 2005 (11 п.л.).

2. Гриншпун И.Б. - Перевод книги: Фильц А. Психоаналитические термины и понятия. - М.: Класс, 2000 (30 п.л.). Совместный перевод с А. Боковиковым.

3. Елисеев О.П. Гносис и архетипы активной эволюции субъекта. - М.: АПКиППРО, 2009 (14 п.л.).

4. Казаков Ю.Н. Психическое здоровье - основополагающая целостность личности: Монография. - М.: Прометей; МПГУ, 2005 (22 п.л.).

5. Минутко В.Л. Справочник психотерапевта: Энциклопедический справочник. - М.: Консалтбанкир, 1999 (22,5 п.л.).

6. Обухов А. С. Психология личности в контексте реалий традиционной культуры: Монография. - М.: Прометей; МПГУ, 2005 (20 п.л.).

7. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Монография. - М.; 2 издания -2006 и 2009 гг. (20 п.л.).

8. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: опыт эмпирического исследования: Монография. - М.: Варсон, 2008 (23 п.л.).

Монографии, написанные ранее работавщими на кафедре сотрудниками

9. Савенков А.И. Диагностика и развитие детской одаренности. - М.: Изд-во Столичного гуманитарного университета, 2001 (12 п.л.).

10. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001 (14,5 п.л.).

11. Савенков А. И. Развитие детской одаренности в образовательной среде. - М.: Прометей; МПГУ, 2005 (13 п.л.).

12. Семья Г.В. и др. Психология безопасности: основы психологической помощи населению: Монография. - М.: Альтекс, 2006 (19,25 п.л.).

13. Соломатина Е.М. Внутриличностное противоречие как фактор дестабилизации супружеских отношений. Монография. - М.: Прометей; МПГУ, 2009 (10,25 п.л.).

14. Тарабакина Л.В. Эмоциональный мир подростка: Монография. - М.: Прометей; МПГУ, 2006 (10 п.л.).

15. Троянская А.И. Профессиональная рефлексия личности в мире этнической культуры. - Ижевск: Удмуртский университет, 2011 (15,21 п.л.).

16. Тюменева Ю.А. и др. Новые требования к содержанию и методике обучения в российской школе в контексте результатов международного исследования Р1ЯЛ-2000. Коллективная монография. - М.: Университетская книга, 2005 (7,8 п.л.).

17. Тюменева Ю. А. и др. Основы педагогических измерений: Колективная монография. - М.: Логос, 2009 (10 п.л.).

18. Филонов Л. Б. Техника взаимодействия в проблемных ситуациях. - М.: Институт культурологии РАН, 1996 (22 п.л.).

19. Филонов Л. Б. Техника установления контакта педагога с учеником. - М.: МОСУ; МПГУ, 1994 (4 п.л.).

20. Хвостов А.А. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции: Монография. М.: Прометей; МПГУ, 2005 (18,25 п.л.).

21. Хвостов А.А. Моральное сознание китайской и русской молодежи XXI века: Монография. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2007 (20,2 п.л.). В соавторстве с Е. В. Афонасенко.

22. Хвостов А. А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты: Монография. - М.: Прометей, МПГУ, 2005 (25 п.л.).

23. Хвостов А. А. Психология морального самосознания личности. - Краснодар: КГУ, 2001 (6,3 п.л.). В соавторстве с А. А. Ивановой.

24. Хвостов А.А. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. - М.: Прометей; МПГУ, 2011 (12,5 п.л.). В соавторстве с В. С. Мухиной.

25. Хвостов А.А. Отчуждение от других: От прило-гов и помыслов к поступку и преступлению. - М.: Прометей, МПГУ, 2013 (18 п.л.). В соавторстве с В. С. Мухиной.

26. Хвостов А.А. Отчуждение: Обыденная жизнь человеческая. - М.: В печати, 2014 (32 п.л.). В соавторстве с В. С. Мухиной.

27. Хухлаева О.В. Формирование психологического здоровья в младшем школьном возрасте. - М.: Прометей; МПГУ, 2001 (12 п.л.).

28. Чичерина Н.А. Воспитание до рождения. Книга о пренатальном воспитании детей и будущих родителей. - М.: Academia, 2002 (7 п.л.).

29. Яру лов А. А. Интегративное управление средой образования в школе. - М.: Народное образование, 2008 (11,5 п.л.).

Учебники, учебные пособия, хрестоматии действующих сотрудников кафедры:

1. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учебное пособие. - М.: Просвещение, 1975 (16,5 п.л.). Удостоено серебряной медали ВДНХ, 1976.

2. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учебник (на немец. яз.). - Берлин, 1978 (17 п.л.).

3. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учебник (на исп. яз.). - Мадрид: Пабло дель Рио, 1978 (17 п.л.).

4. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учебник (на япон. яз.). - Токио: Мэйдзи-Тосис, 1979 (17 п.л.).

5. Мухина В.С. Детская психология: Учебник. -М.: Просвещение, 1985 (22 п.л.). Удостоен премии К. Д. Ушинского, 1987.

6. Мухина В.С. Психология дошкольника: Учебник (на казах. яз.). - Алма-Ата: Мекгеп, 1986 (22 п.л.).

7. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Учебное пособие. - М.: Просвещение. 2 изд. - 1986 и 1990 гг. (15 п.л.).

8. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Учебное пособие (на молдав. яз). - Кишинев, 1988 (10 п.л.).

9. Мухина В. С. Шестилетний ребенок в школе: Учебное пособие (на киргиз. яз.). - Фрунзе: Мектен, 1988 (10 п.л.).

Учебники, учебные

пособия,

хрестоматии

действующих

сотрудников

кафедры

10. Мухина В.С. Детская психология: Учебник (на греч. яз.). - М.: Внешторгиздат, 1988. Гриф МП СССР (32 п.л.).

11. Мухина В.С. Детская психология: Учебник (на исп. яз.). - М.: Внешторгиздат, 1988. Гриф МП СССР (32 п.л.).

12. Мухина В.С. Детская психология: Учебник (на исп. яз.). - Madrid: Pablo del Rio, 1988. Гриф МП СССР (32 п.л.).

13. Мухина В.С. Детская психология: Учебник (на литое, яз.). - Каунас: Швисса, 1988. Гриф МП СССР (32 п.л.).

14. Мухина В.С. Психология: Учебное пособие для педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1988. Гриф МП СССР (25 п.л.). В соавторстве с Л. А. Венгером.

15. Мухина В.С. Psycolocia infantil: Учебник. -Madrid: Vneshtorgedat; Pueblo y Eucation, 1989 (22 п.л.).

16. Мухина В.С. Детская психология: Учебник (на грузин. яз.). - Тбилиси: Мениереба, 1990. Гриф МП СССР (20 п.л.).

17. Мухина В.С. Детская психология: Учебник (на молдае. яз.). - Кишинев: Лумина, 1990. Гриф МП СССР (20 п.л.).

18. Мухина В.С. Психология: Учебное пособие (на молдае. яз.). - Кишинев: Лумина, 1990 (25 п.л).

19. Мухина В.С. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. Отв. редактор и составитель. -М.: Просвещение, 1991. Гриф МП СССР (17 п.л.).

20. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для педагогических вузов. - СПб.: Просвещение, 1992. Гриф МО РФ (20,3 п.л.).

21. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития. - М.: Академия, с 1997-2012 гг. 14 изд., доп. и перераб. Гриф МО РФ (41 п.л.).

22. Мухина В.С. Психология детства и отрочества: Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. Гриф МО РФ (27 п.л.).

23. Мухина В.С. Детская психология: Учебник. -М.: Апрель-Пресс, 1999. Гриф МО РФ (28,6 п.л.).

24. Мухина В.С., Хвостов А.А. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов пед. вузов / Сост. и науч. ред. - М.: Академия, с 1999-2008 гг. 7-е изд. Гриф МО РФ (39 п.л.).

25. Мухина В.С. Psigologia pedagogiga. - Madrid: Machado Libros, 2003 (27 п.л.).

26. Мухина В.С., Басюк В. С. Инициации подростков как условие личностного роста: Учебное пособие. -Иркутск, 2011 (6 п.л.).

Учебники, учебные пособия и др., написанные ранее работавшими на кафедре сотрудниками

Учебники, учебные пособия и др., написанные ранее работавшими на кафедре сотрудниками:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1998 (15 п.л.).

2. Битянова М.Р. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе адаптации в начальном звене: Методическое пособие. - Сургут, 1996 (5 п.л.).

3. Битянова М.С. Социальная психология. Психолого-педагогические аспекты: Учебное пособие. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. (5 п.л.).

4. Гриншпун И.Б. Введение в профессию «психолог»: Учебное пособие / Под редакцией И. Б. Гриншпу-на. - М.; Воронеж. 2 изд. - 2002 и 2003 гг. Гриф РАО (26 п.л.). В соавторстве с И. В. Вачковым, Н. С. Пряжнико-вым.

5. Гриншпун И. Б. Введение в психологию: Учебное пособие. - М.: Международная педагогическая академия, с 1994-1999 гг. 4 изд. (10 п.л.).

6. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. 2-е и 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009, 2010. Гриф УМО (32 п.л.).

7. Каширин В. П. Психология и педагогика: Учебник. - М.: Академия, 2001. Гриф УМО (30 п.л.). В соавторстве с В. А. Сластениным.

8. Мириманова М.С. Информационно-когнитивные процессы. - М.: МГПИ им. В. И. Ленина; Прометей. 1989 (5 п.л.).

9. Мириманова М.С. Конфликтология: Учебник. -М.: Академия, 2002. Гриф МО РФ (20 п.л.).

10. Мириманова М.С. Практическая психология для налоговой службы: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во «Учебно-методологич. центр МНС», 2001 (12 п.л.).

11. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: теория и практика: Учебное пособие для вузов. -М.: ВЛАДОС, 2001. Гриф МО РФ (12 п.л.).

12. Непомнящая Н. И. Психодиагностика личности: Учебное пособие. -М.: РОУ, 1993 (13 п.л.).

13. Непомнящая Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет: Учебное пособие. - М.: Педагогика, 1992. Гриф АПН СССР (10 п.л.).

14. Непомнящая Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование: Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во МПСУ, 2001. Гриф РАО (10 п.л.).

15. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие. -М.: Академия, с 2005-2012 гг. 5 изд. (20 п.л.). Гриф УМО МО РФ. Лауреат Всероссийской премии на лучшее учебное издание года, 2010.

16. Савенков А. И. Ваш ребенок талантлив; детская одаренность и домашнее обучение: Учебное пособие. -Ярославль: Академия развития, 2002 (18 п.л.).

17. Савенков А.И. Маленький исследователь: как научить дошкольника приобретать знания: Учебное пособие. - Ярославль: Академия развития, 2002 (12 п.л.).

18. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие. - М.: Академия, 2000. Гриф УМО (15 п.л.).

19. Савенков А. И. У колыбели гения: Учебное пособие. - М.: Российское педагогическое общество, 2000 (14,5 п.л.).

20. Семья Г.В. Выпускник. Формирование социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Библиотека федеральной целевой программы «Дети-сироты»: Справочное пособие. - М.: Полиграф-сервис, 2001 (10 п.л.).

21. Семья Г.В. Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы с детьми из регионов, пострадавших от аварии на ЧАЭС, в условиях детского оздоровительного лагеря. Библиотека федеральной целевой программы «Дети-сироты»: Справочное пособие. - М., 1998 (23 п.л.). В соавторстве.

22. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М.: Слово, 2001. Гриф УРАО (11,25 п.л.).

23. Семья Г.В. Психолого-педагогические программы подготовки к самостоятельной семейной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Библиотека федеральной целевой программы: Методичес-кое пособие «Дети-сироты». - М.: Полиграф-сервис, 2001 (11 п.л.). В соавторстве с Н.Ф. Плясовым, Г.И. Плясовой.

24. Семья Г.В. Социально-психологические и организационные основы работы с замещающей семьей: Методическое пособие. - М.: Слово; СИМС, 1999 (9 п.л.).

25. Семья Г.В. Справочник директора образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Библиотека федеральной целевой программы «Дети-сироты»: Справочник. -М.: Полиграф-сервис, 2001; 2002 (2-е изд.) (29,5 п.л.). В соавторстве.

26. Счастная Т.Н. Детская практическая психология: Учебник. - М.: Гардарики, 2000; 2001, 2-е изд.; 2003, 3-е изд. (4 п.л.). В соавторстве с Т. Д. Марцинков-ской, Е. И. Изотовой и др.

27. Тарабакина Л.В. Методика преподавания психологии. - М.: Прометей; МПГУ, 2009 (10 п.л.).

28. Хухлаева О.В. Лесенка радости: Методическое пособие. - М.: Совершенство, 1998 (3 п.л.).

29. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психокоррекции: Учебное пособие. -М.: Академия, 2001 (14 п.л.).

30. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное пособие. - М.: Академия, 2002. Гриф МО РФ (13 п.л.).

31. Хухлаева О.В. Счастливый подросток. Программа профилактики нарушений психологического здоровья: Учебно-методическое пособие. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 2000 (9,8 п.л.). В соавторстве с Т. Ю. Кирилиной, О. В. Федоровой.

32. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - М.: Генезис, 2001 (16 п.л.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.