Научная статья на тему 'Концепция кафедры психологии развития МПГУ'

Концепция кафедры психологии развития МПГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Развитие личности
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция кафедры психологии развития МПГУ»



Информация

Валерия Мухина

КОНЦЕПЦИЯ КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МПГУ

Кафедра психологии развития была основана в 1988 г. (Заседание Ученого совета МГПИ имени В. И. Ленина 30 мая 1988 г., приказ № 160 от 20.06.1988 создать на безе кафедры педагогики и психологии высшей школы педагогического факультета две кафедры: кафедру педагогики высшей школы и кафедру педагогической психологии).

Спустя 10 лет кафедра педагогической психологии была переименована на кафедру психологии развития (Заседание Ученого совета МПГУ 30 марта 1998 г., протокол № 5 приказ № 107 от 30.04.1998).

Создание кафедры психологии развития на факультете педагогики и психологии - органичное структурное образование для факультета, готовящего специалистов в области психологии.

Создание кафедры было вызвано необходимостью теоретического психологического обоснования и научно-практического обеспечения профессионального образования психологов и педагогов, а также воспитания и развития личности студентов, аспирантов и докторантов, позднее -бакалавров и магистрантов.

Кафедра ориентирована на генеральную линию целеполагания МПГУ: активно содействовать формированию интеллектуального и духовно-нравственного потенциала науки.

Согласно традициям высшей школы, а ныне - университета, существует сложившаяся система мероприятий по следующим направлениям.

I. Научно-методическое сопровождение современного содержания и технологий высшего профессионального образования в целях обеспечения качества подготовки кадров, соответствующего лучшим мировым стандартам.

II. Развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по приоритетным направлениям психологии.

III. Подготовка российских и иностранных специалистов по востребованным образовательным программам. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации для образования и науки.

Кафедра психологии развития неуклонно следует за сложившейся десятилетиями традицией, поддерживаемой лучшими научными школами, возникшими в МПГУ [прежде: «Высшие женские курсы», 1872 г.; 2-й МГУ, 1918 г.; МГПИ, 1930 г.; МГПИ имени В. И. Ленина, 1941 г.; МПГУ

236

№ 1 - 2011

имени В. И. Ленина, 1990 г.; МПГУ, 1993 г.; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ), 2003 г.], известными не только в СССР, России, но и за рубежом.

Кафедра ратует за обеспечение качества подготовки кадров, ориентируясь на лучшие мировые стандарты, инновации и выбирая свой собственный уникальный путь, исходя из глубинных целей развития научного направления, образования и воспитания обучающихся.

Кафедра ратует за развитие фундаментальных и прикладных исследований в сфере общей психологии, психологии личности, возрастной психологии, акмеологии, этнопсихологии личности и других отраслей знаний, заинтересованных в изучении человека как социальной единицы и уникальной личности.

Подготовка российских и иностранных специалистов - одна из сущностных целей кафедры. На кафедре с первых лет ее образования действует объединение молодых ученых (аспирантское объединение), в котором систематически проходят семинары, лекции по фундаментальным проблемам психологии, а также обсуждаются принципы теоретического анализа, построения структуры и логики диссертационного исследования. Ежеквартально аспиранты делают сообщения о результатах своих достижений в работе над диссертациями, сдают научные рефераты по избранным проблемам, постоянно учатся способам научного мышления.

Специально для аспирантов были созданы следующие программы, по которым ежегодно осуществляется обучение:

I - Феноменология развития и бытия личности (Блоки: 1 - Самосознание и внутренняя позиция личности; 2 - Моральное сознание личности; 3 - Этнопсихологические основы развития личности). Авторы: В. С. Мухина, А. А. Хвостов.

II - Методология психологического исследования. Авторы: В. С. Мухина, А. А. Хвостов.

III - Акмеология научного творчества. Авторы: В. С. Мухина, А. А. Хвостов.

IV - Психология в образовании. Авторы: В. С. Мухина, с участием А. С. Обухова и К. А. Хвостова.

V - Влияние основополагающих научных направлений в области философии и психологии на идеополе общественного сознания в странах Европы и России: ХХ-ХХ! вв. Автор В. С. Мухина.

Программы вышли малым тиражом в 2009 г., однако были опубликованы в журнале «Развитие личности» в 2010 г., тираж которого 1000 экз., что дает возможность каждому аспиранту иметь эти программы для систематической работы.

Кафедра ежегодно выпускает аспирантов и докторантов, которые защищают диссертации в Ученом совете, возглавляемом В. С. Мухиной. [Под руководством В. С. Мухиной защищено 73 кандидатских и 16 докторских диссертаций, в том числе аспиранты и докторанты из стран СНГ и стран мира (Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки)]. Сегодня готовится к защите целый ряд аспирантов, докторантов и соис-

№ 1 - 2011

кателей. Плодотворно руководят аспирантами профессора и доценты кафедры, а защитившиеся выпускники, в свою очередь, руководят уже своими учениками.

Кафедра сущностно развивается в рамках научной школы В. С. Мухиной «Феноменология развития и бытия личности», исходя из следующих теоретических позиций.

Личность по своей феноменологии предполагает развитие. Личность, ее самосознание и внутренняя позиция опосредованы системой общественных отношений, ее развитие осуществляется в процессе воспитания и присвоения человеком основ материальной и духовной культуры. Вместе с тем это опосредование не исключает формирования уникальной внутренней позиции личности. Концепция воспитания и развития личности строится, прежде всего, на признании диалектического единства трех факторов: 1 - предпосылок развития (генотипа, врожденных особенностей человека); 2 - социальных условий; 3 - внутренней позиции самого человека.

Согласно концепции В. С. Мухиной человек рассматривается в двух исторически свойственных ему ипостасях: как социальная единица и как уникальная личность. Исторически обусловленными реалиями существования человека выступают: предметный мир; природа; образно-знаковые системы; социально-нормативное пространство. Все реалии определяют развитие личности, ее бытие и ее внутреннюю позицию.

Исходя из того концептуального положения, что самосознание личности развивается через присвоение существующих в культуре ценностных ориентаций, кафедра берет на себя ответственность поднимать культурный, нравственный и профессиональный уровень студентов, бакалавров, магистрантов. Обучение направленно на ориентацию в проблемах самосознания в их культурном, этническом, конфессиональном контекстах, на ориентацию в условиях бытия и развития личности и др.

Кафедра психологии развития ориентирована на подготовку профессионалов для работы:

1 - в университетах и НИИ страны в качестве преподавателей и исследователей;

2 - в сфере науки по специальностям: 19.00.01. - «Общая психология. Психология личности. История психологии»; 19.00.13. - «Психология развития. Акмеология» и другим смежным областям психологии.

Силами руководителя кафедры В. С. Мухиной был создан диссертационный совет Д 212 154 12 при МПГУ. Совет выпускает кандидатские и докторские диссертации;

3 - в психологических и психолого-медико-социальных центрах, психологических службах, научно-исследовательских центрах, образовательных учреждениях, учебных центрах и других организациях, заинтересованных в психологическом сопровождении и развитии личности на всех этапах онтогенеза.

Цель кафедры - формирование представлений у обучающихся о многообразии составляющих психического развития на разных этапах онтогенеза как условия рождения личностного начала в человеке. Научная и

№ 1 - 2011

гражданская позиция кафедры: быть личностью - значит, прежде всего, хотеть и уметь брать ответственность за себя, за других, за Отечество, все человечество. Быть личностью - значит понимать ценность послушания и дисциплинированности. Быть личностью - значит свободно осуществлять свой выбор ценностей Великого идеополя общественного сознания, в мире социальных отношений.

Сверхзадачи кафедры:

I. Для студентов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов

1 - дать обучающимся представление о предтечах исторического движения человека к пониманию себя как личности; о разнообразии возможных путей развития человека как личности в разных цивилизациях, в разных социальных условиях; о феноменологической глубинной потребности человека быть личностью, возникающей при многообразии существующих идеологий (философии, науках, религиях), но не во всех цивилизациях;

2 - создать у обучающихся установку на усвоение знаний и их перенос не только в базис профессии на собственную научную и практическую деятельность, но и на сущностные ориентиры для развития собственной личности;

3 - сформировать у обучающихся потребность в непрерывном развитии себя как профессионального психолога, как ученого и как личности, готовой отвечать за себя, за других и за мир в целом.

II. Для сотрудников кафедры

1 - решать названные выше задачи на глубинном уровне научной и личностной рефлексии;

2 - ставить в основу каждого базового курса методологические ориентиры, выстроенные в истории отечественной философии и науки;

3 - при построении исследования исходить из методологических основ, обоснованных в теоретической части конкретной работы;

4 - вступая в профессиональное общение (вопросы по содержанию доклада, статьи, монографии), необходимо уметь формулировать сущностные интеллектуальные посылы, соответствующие обсуждаемой проблеме;

5 - вступая в профессиональное общение, необходимо уметь включать позитивные эмоциональные посылы для установления деловых, продуктивных форм общения.

Сверхзадачи кафедры решаются: системным повышением квалификации преподавателей, развитием их в качестве ученых-исследователей; систематическими изданиями учебников, учебных пособий и монографий, среди которых можно выделить:

Учебники и учебные пособия:

Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: Учебник для студентов вузов. 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. 41 п.л.;

Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: учебное пособие. 7-е изд., перераб. и доп. / Сост. и науч. ред. В. С. Мухи-

№ 1 - 2011

на, А. А. Хвостов. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. 39 п.л. (готовится переиздание);

Мухина В. С., Басюк В. С. Инициации подростков как условие личностного роста: Учебное пособие. - Иркутск: Издательство ОГАОУ ДПО ИРО, 2011. 5,7 п.л.;

Осухова Н. Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие. 4-е изд., доп. и испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. 18 п.л.

Монографии:

Хвостов А. А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. - М.: Прометей, 2005. 29,5 п.л.;

Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). 1-е изд. - Екатеринбург: ИнтелФлай, 2007. 67 п. л.; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Прометей, 2010. 68 п.л.;

Мухина В. С. Отчужденные: Абсолют отчуждения. 1-е изд. - М.: Прометей, 2009. 44 п.л.; 2-е изд., стереотип. - Сергиев Посад: Издательство «Свято-Троицкая Сергиева Лавра», 2010;

Мелков С. В. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью: Монография. - М.: Прометей, 2010. 5,25 п.л.;

Мухина В. С., Хвостов А. А. Отчуждение от себя: О саморазрушающих страстях человеческих. - М.: Прометей, 2011. 11,25 п.л.;

Сахарова Т. Н. Эмоционально-нравственная сфера личности на поздних этапах онтогенеза: Монография. - М.: Прометей, 2011. 17 п.л. (в печати);

Мухина В. С., Хвостов А. А. Отчуждение в обыденной жизни. - М.: Прометей, 2012. 27 п.л. (в работе).

Кроме того в недрах кафедры издавались работы сотрудников, которые перешли на вновь созданную в 2010 г. кафедру психологии образования (авторы и их труды представлены в рамках концепции вновь созданной кафедры).

Преподаватели кафедры публикуют свои теоретические и исследовательские работы в журнале «Развитие личности», который входит в перечень ВАК, а также в других журналах, входящих в перечень ВАК: «Гуманизация образования», «Преподаватель XXI век», «Наука и школа», «Высшее образование в России», «Народное образование», «Вестник Московского городского педагогического университета. Серия педагогика и психология», «Известия Южного федерального университета», «Казанский педагогический журнал», «Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова», «Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова» и др.

Кафедра разрабатывает научную тему «Развитие личности: возрастной и социокультурный аспекты» по следующим фундаментальным и поисковым направлениям исследования:

• феноменология развития и бытия личности;

• методология психологических исследований;

№ 1 - 2011

• акмеология научного творчества;

• моральное сознание и ценностно-смысловые ориентации личности;

• развитие личности на всех этапах жизненного пути;

• личность в экстремальных условиях и в условиях депривации;

• личность и этносы в условиях интернационализации и глобальной аккультурации;

• условия воспитания и развития личности;

• развитие внутренней позиции личности.

Основные области научных исследований кафедры: общая психология, психология личности, психология развития, возрастная психология, история психологии, этнопсихология, психологическое консультирование и сопровождение, психологическая помощь в экстремальных и кризисных ситуациях, акмеология. Обозначенные направления имеют выход в официальную психологию через публикации в текстах учебников, учебных пособий, монографий и научных статей.

Полученные результаты исследований в области развития и бытия личности в различных социальных, культурных и этнических условиях на сегодняшний день объективно являются базовыми основаниями развития отечественной психологической науки и практики. Основанные на методологических позициях технологии взаимодействия с детьми, подростками, молодежью, взрослыми и пожилыми они дают практический эффект как в индивидуальной, так и в групповой, и массовой работе психолога.

На кафедре специальное внимание уделяется организации и проведению практик обучающихся как важнейшей части профессиональной подготовки психолога. На базе кафедры закладываются основы Учебно-научного центра экспресс-психологической помощи в экстремальных ситуациях, который ориентирован на создание дополнительных условий эффективного обучения специалистов, бакалавров, магистрантов, аспирантов, докторантов.

Заведующая кафедрой В. С. Мухина - создатель и автор концепции журнала «Развитие личности», его бессменный главный редактор. В редакцию журнала входят сотрудники кафедры и ученики В. С. Мухиной. Журнал ориентирован на профессионалов науки и практики; на тех, кто готов взять на себя ответственность за воспитание и развитие личности.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

241

№ 1 - 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.