2015
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Сер. 2
Вып. 2
ПУБЛИКАЦИИ ПО ДИССЕРТАЦИОННЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ
УДК 94(47).083+94(47).084.1+94(47).084.2+94(47).084.3 В. В. Кугай
ПРИ ТРЕХ ПРАВИТЕЛЬСТВАХ:
КОМИТЕТ ПО ВОДОПАДАМ КАК ПОПЫТКА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ
Статья посвящена истории возникновения и деятельности Правительственного Комитета по использованию водных сил, существовавшего с февраля 1917 до середины 1918 г. Обострившийся в период Первой мировой войны энергетический кризис промышленности Петрограда заставил царское правительство обратиться к накопившимся в предшествовавшие годы многочисленным проектам гидростанций вблизи столицы. Созданный незадолго до Февральской революции Комитет в качестве первоочередной цели наметил сооружение установки на Малой Иматре (р. Вуокса), однако бюрократическая волокита, а затем изменение политического статуса Финляндии не позволили продвинуться в этом направлении. В новых условиях инженеры переориентировались на создание гидростанции на порогах Волхова, что было поддержано сначала Временным правительством, значительно расширившим функции и полномочия органа, а затем и большевиками, которые взяли на вооружение идею масштабной электрификации как одного из ключевых факторов хозяйственного и политико-социального преобразования страны. В результате советский Волховстрой, став прямым преемником Правительственного Комитета по использованию водных сил, унаследовал не только проектные разработки Комитета, но и вобрал в себя его передовой инженерный состав. Библиогр. 15 назв.
Ключевые слова: Волховстрой, гидроэнергетика, ГОЭЛРО, Г. О. Графтио, Комитет по использованию водных сил, Комитет по водопадам, Г. Г. Кривошеин, Малая Иматра, Петроград, П. Г. Смидович, электрификация, электроэнергетика.
V. V. Kugai
THROUGH THE TIMES OF THREE GOVERNMENTS:
THE COMMITTEE ON FALLS AS ATTEMPT OF MODERNIZATION OF
THE RUSSIAN POWER INDUSTRY
The article is devoted to the history of establishment and activities of The Governmental Committee on utilization of water forces, existing since February 1917 to the middle of 1918. The energy crisis of the Petrograd's industry which became aggravated at the time of World War I caused the imperial government to resort to the numerous projects of hydroelectric power stations near the capital which were collected during previous years. The Committee which was created shortly before the February revolution
Кугай Виктория Вадимовна — аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт истории, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9; [email protected]
Kugai Viktoria Vadimovna — post graduate student, Institute of history, St. Petersburg State University, Institute of history, 7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation; viktoriya.kugai@ mail.ru
considered building the station on the Malaia Imatra (Vuoksa River) its prime purpose, however, the red tape, and then change of the political status of Finland didn't allow to move forward in this direction. In the new conditions the engineers reoriented on creation of hydro power station on the Volkhov' rapids, which was supported by the Provisional government which considerably expanded the agency's functions and authority, and then by the Bolsheviks who adopted the idea of large-scale electrification as one of key factors of economic, political and social transformation of the country. As a result, the Soviet Volkhovstroy, having become the direct successor of the Government Committee on utilization of water forces, inherited not only the design developments of the Committee, but also incorporated agency's leading engineering staff. Refs 15.
Keywords: Volkhovstroy, hydro-power engineering, GOELRO, Graftio G. O., The Committee on utilization of water forces, The Committee on falls, Krivoshein G. G., Small Imatra, Petrograd, Smido-vich P. G., electrification, power industry.
Правительственный Комитет по использованию водных сил — забытая страница истории российской гидроэнергетики. Созданный накануне краха монархического режима в 1917 г. с целью смягчения энергетического кризиса в петроградской промышленности, он пережил две революции и в конечном счете был кардинально преобразован: комплекс проектно-технических разработок Комитета и часть его инженерного состава стали основными движущими силами строительства Волховской электроустановки (1918-1927 гг.) — одной из первых гидростанций советской России, созданных в рамках реализации плана Государственной комиссии по электрификации России.
Историография начального этапа развития отечественной электроэнергетики демонстрирует разнообразие исследовательских подходов [Давыдова 1966; Дякин 1971; Сооре^шИЬ 1999; Гвоздецкий, Симоненко 2007], что позволяет выработать сбалансированную общую картину формирования отрасли до 1917 г. Однако, несмотря на относительную изученность исторического контекста, Комитет по водо-падам1 не привлек внимания специалистов: краткое упоминание о нем присутствует лишь в нескольких работах [Сооре^шИЬ 1999, р. 112; Карелин, Карелина 2004, с. 120-121]. В связи с этим настоящая статья призвана восполнить пробел в истории отечественной электроэнергетики.
В преддверии войны в российском электроэнергетическом секторе промышленности сложилась неблагоприятная ситуация: бурно развивавшийся электроэнергетический комплекс сохранял зависимость от поставок донецкого или английского угля и кавказской нефти, т. е. от эффективности транспортной инфраструктуры, а альтернативное тепловым станциям направление — гидроэнергетика — оставалось в зачаточном состоянии. Уязвимость такого положения стала очевидна уже к осени 1915 г., когда в стране начался затяжной топливный кризис, охвативший крупнейшие города европейской части страны (Петроград, Москва, Самара, Воронеж, Ростов, Харьков, Киев, Одесса и др. [Сидоров 1973, с. 551, 561]). Причиной коллапса явились проблемы в управлении железнодорожными перевозками, резкое сокращение числа рабочих на угольных копях и нефтяных промыслах, недостаток оборудования и, как итог, общее падение производства в добывающем топливном секторе [Сидоров 1973, с. 523; Война и топливо ..., 1930, с. 35-51]. В Петроградском промышленном районе, где изготавливалось «почти 60% всего количества пред-
1 Неофициальное название Правительственного Комитета по использованию водных сил.
метов государственной обороны, производимых в России» [Сидоров 1973, с. 161], энергодефицит проявился особенно остро. Постепенно привлекли интерес накопившиеся в предвоенные годы проекты по использованию гидроэнергетических ресурсов столичного региона — строительство гидростанций могло стать выходом из тяжелого положения.
5 января 1917 г. (23 декабря 1916 г.) состоялось заседание Совета министров, посвященное вопросу об использовании гидравлической силы порогов Малой Има-тры, на котором Межведомственное совещание под председательством сенатора Н. П. Гарина (1861-1917), разрабатывавшее этот вопрос, представило свои выводы. Находящаяся в собственности финляндской казны и акционерного общества «Форс», Малая Иматра позволяла завершить все работы в течение полутора лет (до 14 [1] июля 1918 г.) и получить 23 536 кВт не возводя плотины [Особые журналы ... 2008, с. 612]. По предварительным подсчетам на реализацию плана требовалось 32 млн руб. Комиссия «остановилась на передаче всего дела Имперской казне, а именно временному ведомству (Особому совещанию по обороне государства. — В. К.) как наиболее заинтересованному в спешном осуществлении сего дела и к тому же имеющему в военное время большую полноту власти» [Особые журналы ... 2008, с. 612]. Всеми работами, по мысли военного министра генерала от инфантерии Д. С. Шуваева (1916 — январь 1917 гг.) должен был заведовать специально созданный Правительственный Комитет по использованию водных сил [Особые журналы ... 2008, с. 613]. Обсуждаемые на заседании Совета министров меры получили одобрение, а 10 февраля (28 января) 1917 г. были высочайше утверждены [По использованию электроэнергии водопадов. л. 2].
Положение о Правительственном Комитете по использованию водных сил согласовали 8 марта (23 февраля) [По использованию электроэнергии водопадов. л. 4], накануне Февральской революции. Непосредственно деятельность нового комитета курировал помощник военного министра сенатор Н. П. Гарин, председателем был назначен (20 [7] февраля) статс-секретарь, член Государственного совета, бывший министр путей сообщения (1915-1917) и председатель Совета министров (1916-1917) А. Ф. Трепов (1862-1928), а его заместителем — начальник Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог Министерства путей сообщения И. П. Калинин [Журналы заседаний Комитета, л. 1, 10, 24]. В новый орган вошли представители от основных министерств и финляндского Сената [Записки и заметки различных лиц и учреждений, л. 87]. До декабря 1917 г. Комитет располагался на Итальянской улице, д.17, в Центральном управлении Главного общества железных дорог.
Первым делом необходимо было найти сведущих в гидростроительстве и электротехнике отечественных специалистов и укомплектовать штат. Две важнейшие должности — управляющего делами Комитета и начальника работ — по предложению А. Ф. Трепова от 11 марта (26 февраля) 1917 г. заняли соответственно инженер К. П. Литовченко [Личный состав Управления делами Комитета, л. 2] и генерал-майор, профессор Николаевской инженерной академии, профессор Технологического института, инженер Г. Г. Кривошеин (1868-1945) [Личный состав Управления Начальника работ, л. 1, 41]. На должность помощника начальника работ Кривошеин пригласил полковника, мостостроителя, инженера Г. П. Захарьина [Личный состав Управления Начальника работ, л. 8; Переписка о личном составе Управления Начальника Работ по Волхову, л. 127].
Основываясь на более ранних проектах, инженеры Г. Г. Кривошеин и Г. О. Графтио (представитель Министерства путей сообщения) составили итоговый вариант проекта гидростанции на Малой Иматре, предполагавший частичное строительство подпорной плотины, установку четырех турбогенераторов шведской фирмы «АСЕА», строительство линии электропередач напряжением в 110 В. Мощность станции должна была составить 29 420 кВт [По использованию электроэнергии водопадов, л. 9] при стоимости 6 млн руб. [Записки и заметки различных лиц и учреждений, л. 1-7 об.]. Решение вести строительство силами государственной казны оставалось неизменным, поскольку «передача всего дела в руки частных предпринимателей» не могла дать «никакой гарантии в срочном осуществлении предприятия и в том, что строительные расходы не превысят отпущенных на этот предмет из военного фонда 32 миллионов рублей» [Журналы заседаний Комитета, л. 39]. Приступить к работам не давало лишь одно — отчуждение земель. Совет министров признал необходимым поручить финляндскому генерал-губернатору Ф.-А. А. Зей-ну (1909 — март 1917 гг.) произвести процедуру изъятия необходимых территорий у общества «Форс» с передачей их в собственность имперской казны. Находящиеся же в распоряжении Сената земли должны были поступить «в пользование военного ведомства за соответствующую плату» [Особые журналы ... 2008, с. 615]. Однако Финляндия тянула время, не желая остаться в стороне от прибыльного дела, и настаивала на отчуждении в свою собственность [Записки и заметки различных лиц и учреждений, л. 1-7 об.].
Тем временем к власти пришло Временное правительство, а в Комитете начались кадровые перестановки: 8 марта А. Ф. Трепов ушел в отставку, его обязанности до осени исполнял И. П. Калинин; на должность председателя был назначен товарищ министра путей сообщения известный деятель партии кадетов В. А. Виноградов (1874 -?), ушедший в отставку 3 апреля 1918 г. [Денежные выдачи личному составу. л. 80]. Заместителем стал кадет, впоследствии товарищ министра земледелия Н. К. Волков (1875-1950). Ставленники Временного правительства уделяли делам Комитета мало внимания, занимаясь подготовкой к выборам в Учредительное собрание [Личное дело Председателя Комитета, л. 2].
Более существенные изменения в деятельность Комитета внесло Временное положение об использовании водных сил, разработанное в 1916-1917 гг. совещанием по электротехническим делам при Министерстве торговли и промышленности и утвержденное 18 (5) мая 1917 г. [Совещание по электротехническим делам при Министерстве Торговли и Промышленности, с. 143]. Отныне Комитет курировал использование «белого угля» в пределах империи как частными предприятиями, так и по государственной инициативе. На него было возложены: «разработка законопроектов об использовании водных сил и определение порядка составления кадастра источников водной силы», «рассмотрение предложений ведомств о производстве изысканий и осуществлении предприятий по использованию водных сил», «разрешение и установление условий производства органами самоуправления, частными обществами и лицами изысканий», «установление порядка надзора за сооружаемыми и эксплуатируемыми установками и линиями электропередачи», «разрешение вопросов, касающихся принудительного отчуждения и временного занятия имуществ», «определение в каждом отдельном случае основных положений концессионного договора по установкам для использования водных сил» [Собра-
ние узаконений ... 1917, № 227, с. 2633]. Состав учреждения расширился: помимо председателя с правом решающего голоса и представителей от министерств в него вошли также представители от Управления комиссара по делам Кавказа в Петрограде, Всероссийского земского союза, Всероссийского союза городов и Центрального военно-промышленного комитета.
Несмотря на окончательное законодательное закрепление расширенных полномочий, деятельность Комитета не претерпела существенных изменений — основной его целью на время войны оставалось строительство гидростанции близ Петрограда. Со сменой власти в России и восстановлением автономии Финляндии решение вопроса об отчуждении земель на Малой Иматре еще более осложнилось. Уже в июне в Комитете перешли к обсуждению запасного варианта — проекта Волховской станции [Журналы заседаний Комитета, л. 39 об.], разработанного инженерами Е. А. Палицыным и Г. О. Графтио. Вопрос о предоставлении концессии на строительство на реке Волхов в 1916 г. обсуждался в Межведомственном совещании, которое, впрочем, так и не выработало итогового решения [Представление временному правительству от 13 июля 1917 г. ... л. 12 об.]. В результате всех перипетий к 1917 г. Волховские пороги не были отданы в концессию. 8 июля (25 июня) 1917 г. Временное правительство утвердило перевод суммы, ассигнованной для Иматры на работы по сооружению Волховской станции [Додонов (отв. ред.), 2004, с. 146] — отныне Комитет сосредоточился на организации строительства на Волхове.
В скором времени упомянутый проект был доработан инженерами В. Ю. Кали-новичем и В. М. Родевичем [Журналы заседаний Комитета, л. 56 об. — 65 об., 4747 об.]. Планировалось, что плотина и судоходный шлюз появятся в районе Петропавловских порогов, а мощность электростанции достигнет 30 000 кВт. Данное более масштабное строительство оценивалась в 50-55 млн руб., а сроки увеличились до трех лет при условии механизации работ за счет американского землечерпательного оборудования [Журналы заседаний Комитета, л. 46-46 об.].
Наиболее интенсивными периодами деятельности Комитета можно считать февраль-март и август-октябрь 1917 г. Оборудование и строительные материалы собирали буквально по всей округе — в Шлиссельбурге, Выборге, Ораниенбауме (Ломоносов), Кронштадте, Або (Турку), Ревеле (Таллинн). Велись переговоры о заказе машин за рубежом. В результате на железнодорожной станции Званка постепенно вырос складской массив, однако намеченную выемку грунта начать не успели. Тем временем в Петрограде, как известно, вновь произошла смена власти.
Большевики с самого начала заинтересовались проектом Волховской ГЭС. После переворота 7 ноября (25 октября) старые проблемы не исчезли, вопрос об электроснабжении заводов Петрограда и самого города по-прежнему оставался острейшим.
8 февраля (26 января) 1918 г. председатель электротехнической секции Высшего совета народного хозяйства Северного района П. Г. Смидович (1874-1935) так охарактеризовал деятельность Комитета на заседании Президиума ВСНХ: «Еще при царизме был образован Правительственный комитет по водопадам под председательством генерала Кривошеина. Комитету был открыт кредит в 32 млн руб., из них уже отпущено 1 млн руб., хотя результатов работ этого комитета не видно, — и предложил, — раскассировать этот комитет и все его материалы, инвентарь, кредиты передать в электротехническую секцию при ВСНХ» [Протоколы Президиума ... 1991, с. 50]. Уже 14 (1) февраля 1918 г. Комитет, спешно переехавший на набереж-
ную Фонтанки (д. 14, особняк Олсуфьевых), так как прежнее здание заняла Красная гвардия, посетили П. Г. Смидович и инженер Б. А. Ступин [Разная переписка начальника работ, л. 141-143]. Инженер Г. Г. Кривошеин согласился работать под началом большевиков. Через несколько дней (9 [22] февраля) ВСНХ запросил всю проектную документацию по Волхову «для рассмотрения специалистами перед назначением ассигнований на производство работ сезона 1918 года» [Разная переписка начальника работ, л. 139]. Одним из «специалистов», который также согласился сотрудничать, был инженер Г. О. Графтио. По просьбе П. Г. Смидовича он в спешном порядке составил подробную смету проекта. Тем временем строительство было законсервировано: в феврале 1918 г. из Петрограда от Г. П. Захарьина поступило распоряжение выплатить жалование и распустить людей [Переписка о личном составе Управления Начальника Работ по Волхову, л. 362].
История советского Волховстроя началась 18 марта 1918 г., когда В. И. Ленин, участвуя в заседании Электротехнического отдела и Комитета хозяйственной политики ВСНХ, записал: «Волхов строить» [Ленин 1974, с. 542]. В апреле 1918 г., как и в других учреждениях, в штат Комитета на правах начальника работ был включен комиссар, инженер М. Е. Видеман [Денежные выдачи личному составу. л. 87]. 13 июля 1918 г. СНК одобрил первые ассигнования на нужды строительства, подчинив его недавно образованному Комитету государственных сооружений ВСНХ [Декреты Советской власти 1964, с. 151-152]. Первоначально главным инженером остался Г. Г. Кривошеин, а его помощниками — Г. О. Графтио и А. Д. Горчаков. Примечательно, что Управление Волховстроя до середины 1920-х годов по-прежнему находилось на набережной Фонтанки в доме № 14.
Отношения Г. Г. Кривошеина с новой властью не сложились: в конце 1918 г. по инициативе рабочего комитета строительства он был отстранен [Стеклов 1982, с.137], затем арестован. Освободившись по ходатайству Красного Креста, в 1921 г. вместе с семьей Г. Г. Кривошеин эмигрировал через Финляндию в Чехословакию, умер во Франции в 1945 г. Волховстрой с 1 января 1921 г. [Материалы о выделении Волховского строительства. л. 2.], а фактически с конца 1918 г. до окончания работ в 1927 г. возглавлял Г. О. Графтио.
Комитет по использованию водных сил явился запоздавшей попыткой царского правительства в корне модернизировать отечественную энергетическую «промышленность» в целях ликвидации зависимости предприятий от транспортной системы и наладить использование местных топливных ресурсов в регионах. Результаты этого маневра оказались крайне скромными: Комитет, сосредоточившись на электрификации Петроградского промышленного района, так и не приступил непосредственно к строительству гидроустановок ни на Вуоксе, ни на Волхове, а возложенные на него функции и полномочия на практике оказались куда скромнее. Тем не менее позже это не помешало ему стать первым шагом на пути реализации проекта Волховской ГЭС.
Источники и литература
Война и топливо ... 1930 — Война и топливо. 1914-1917 гг. Сер. Мировая война и народное хозяйство
России. Труды научно-исследовательской секции ЦС ОСОАВИАХИМА. № 24-28. М.; Л.: Гос.
изд-во, отдел военной литературы, 1930. 192 с.
Гвоздецкий, Симоненко 2007 — Гвоздецкий В. Л., Симоненко О. Д. План ГОЭЛРО — пример созидательной деятельности новой власти // Наука и техника в первые десятилетия советской власти: социокультурное измерение (1917-1940). М.: Academia, 2007. С. 54-106.
Давыдова 1966 — Давыдова Л. Г. Использование электрической энергии в промышленности России (исторический очерк). М.: Наука, 1966. 196 с.
Декреты Советской власти 1964 — Декреты Советской власти: в 18 т. Т. 3. 11 июля — 9 ноября 1918 г. М.: Гос. изд-во полит. литературы, 1964. 664 с.
Денежные выдачи личному составу... — Денежные выдачи личному составу Комитета, Управлению делами, Управлению начальника работ и инспекции работ // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 8789. Правительственный комитет по водопадам. Оп. 2. Д. 22. 87 л.
Додонов (отв. ред.) 2004 — Архив новейшей истории России. Сер. «Публикации». Т. IX: Журналы заседаний Временного правительства. Март-октябрь 1917 года. В 4 т. Т. 3. Июль-август 1917 года / отв. ред. тома Б. Ф. Додонов; сост. Е. Д. Гринько. М.: РОССПЭН, 2004. 416 с.
Дякин 1971 — Дякин В. С. Германские капиталы в России. Электроиндустрия и электрический транспорт. Л.: Наука, 1971. 288 с.
Журналы заседаний Комитета — Журналы заседаний Комитета // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 8789. Правительственный комитет по водопадам. Оп. 2. Д. 1. 107 л.
Записки и заметки различных лиц и учреждений. — Записки и заметки различных лиц и учреждений, касающиеся использования водопадов реки Вуоксы // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 8789. Правительственный комитет по водопадам. Оп. 2. Д. 3. 180 л.
Карелин, Карелина 2004 — Карелин Н. С., Карелина Г. М. Свет Волховстроя: учеб. пособие по краеведению. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2004. 252 с.
Ленин 1974 — Ленин В. И. Полн. собр. соч.: в 55 т. Т. 36. Март-июль 1918 г. 5-е изд. М.: Изд-во полит. литературы, 1974. 742 с.
Личное дело Председателя Комитета — Личное дело Председателя Комитета // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 8789. Правительственный комитет по водопадам. Оп. 1. Д. 3. 4 л.
Личный состав Управления делами Комитета — Личный состав Управления делами Комитета // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 8789. Правительственный комитет по водопадам. Оп. 2. Д. 20. 5 л.
Личный состав Управления Начальника работ — Личный состав Управления Начальника работ // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 8789. Правительственный комитет по водопадам. Оп. 2. Д. 18. 41 л.
Материалы о выделении Волховского строительства. — Материалы о выделении Волховского строительства из объединенного Свирь-Волховского строительства, его значении для Петрограда, положении и подчиненности // Санкт-Петербургский филиал архива Российской академии наук (ПФА РАН). Ф. 787. Графтио Г. О. Оп. 2. Д. 108. 51 л.
Особые журналы ... 2008 — Особые журналы Совета министров Российской империи. 1909-1917 гг. 1916 год. М.: РОССПЭН, 2008. 759 с.
Переписка о личном составе Управления Начальника Работ по Волхову — Переписка о личном составе Управления Начальника Работ по Волхову // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 8789. Правительственный комитет по водопадам. Оп. 2. Д. 19. 399 л.
По использованию электроэнергии водопадов. — По использованию электроэнергии водопадов р.р. Малой Иматры и Вуоксы для Петрограда24 мая 1917 г. // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 190. Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. Оп. 4. Д. 10543. По использованию электроэнергии водопадов р.р. Малой Иматры и Вуоксы для Петрограда. 24 мая 1917 г. 10 л.
Представление временному правительству от 13 июля 1917 г. — Представление временному правительству от 13 июля 1917 г. о разрешении израсходовать 32 000 000 р.// Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 190. Управление внутренних водных путей и шоссейных дорог. Оп. 13. Д. 115. 12 л.
Протоколы Президиума ... 1991 — Протоколы Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства (декабрь 1917 г. — 1918 г.). М.: Наука, 1991. 352 с.
Разная переписка начальника работ — Разная переписка начальника работ // Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 8789. Правительственный комитет по водопадам. Оп. 2. Д. 8. 155 л.
Сидоров 1973 — Сидоров А. Л. Экономическое положение России в годы Первой мировой войны. М.: Наука, 1973. 656 с.
Собрание узаконений ... 1917, № 227 — Постановление Временного Правительства об установлении временного положения об использовании водных сил // Собрание узаконений и распоряжений Правительства. Отд. I. 19 сентября 1917 г. № 227. Ст. 1570. С. 2631-2634.
Совещание по электротехническим делам при Министерстве Торговли и Промышленности — Совещание по электротехническим делам при Министерстве Торговли и Промышленности // Электричество. 1917. № 9-10. С. 131.
Стеклов 1982 — Стеклов В. Ю. В. И. Ленин и электрификация. 3-е изд. М.: Наука, 1982. 512 с.
Coopersmith 1999 — Coopersmith J. The electrification of Russia, 1880-1926. Ithaca; London: Cornell University Press, 1999. 274 p.
Статья поступила в редакцию 1 октября 2014 г.