Научная статья на тему 'Журналы Главного Экономического Комитета как источник информации о деятельности Временного правительства в 1917 году'

Журналы Главного Экономического Комитета как источник информации о деятельности Временного правительства в 1917 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
1917 ГОД / ФЕВРАЛЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИИ / ЖУРНАЛЫ ГЛАВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМИТЕТА / RUSSIAN REVOLUTIONARY / THE PROVISIONAL GOVERNMENT OF RUSSIA IN 1917 / THE SUPREME ECONOMIC COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Ольга Николаевна

В работе проанализирован ряд аспектов деятельности Главного Экономического Комитета, созданного при Временном правительстве России в 1917 г., на основе такого источника, как «Журналы заседаний Главного Экономического Комитета». Разобраны попытки решения основных экономических проблем и реорганизации структуры управления экономикой в 1917 г. Вопросы экономической политики рассмотрены в контексте сложных условий деятельности Временного правительства в 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Journals of the Supreme Economic Committee as a source on the activities of Provisional Government of Russia in 1917

The establishment of the Supreme Economic Committee by the Provisional Government was an attempt to reform the existing management which was carried out in accordance with the political programs of the socialist parties who had joined the Provisional Government in the summer of 1917, in particular, with their ideas of democratic socialism in the economy, with the need to conduct military operations. In general, the activities of the Supreme Economic Committee can be viewed as an attempt to stabilize the economic situation in the country, through the regulation of economic processes. However, this stabilization was impossible in the rapid revolutionary conditions in Russia. This article is devoted to the number of aspects of the Supreme Economic Committee, which was established in 1917 by the Provisional Government of Russia. This research is based on “The minutes of the General Economic Committee”. The main attention is paid to the attempts to solve the major economic problems and reorganization of economic management in 1917.

Текст научной работы на тему «Журналы Главного Экономического Комитета как источник информации о деятельности Временного правительства в 1917 году»

УДК 94(47).084

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 1

О. Н. Кузнецова

ЖУРНАЛЫ ГЛАВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМИТЕТА КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В 1917 ГОДУ

Решение экономических проблем, являющееся условием эффективного функционирования власти, было одной из основных составляющих в работе Временного правительства в 1917 г. Попытки регулирования экономики [1] и комплекс вопросов, с этим связанный, нашли свое отражение в учреждении Временным правительством новых органов в экономической сфере. Главный Экономический Комитет был создан Временным правительством в июне 1917 г. [2]. Одной из его главных задач являлось регулирование экономики России в сложных условиях 1917 г. Заседания Главного Экономического Комитета, проходившие в Петрограде, на Васильевском острове (Тучкова наб., 2б), в период с июля по октябрь 1917 г., дают представление о попытках найти ключ к решению этой жизненно важной проблемы. Основным источником по деятельности этого органа являются журналы заседаний Главного Экономического Комитета. Заметим, что в них, так же как и для фиксирования решений Временного правительства и большинства его органов, была принята форма, использовавшаяся в делопроизводстве Совета Министров царской России — это так называемые журналы заседаний [3]. Журналы заседаний Главного Экономического Комитета отражали поставленные на заседаниях Комитета вопросы и принятые по ним решения. Всего сохранилось 44 журнала заседаний, которые охватывают период с 17 июля по 23 октября 1917 г., а к части заседаний Главного Экономического Комитета, помимо журналов, существуют еще отчеты заседаний.

Деятельность Главного Экономического Комитета с частичным использованием журналов и отчетов заседаний нашла свое отражение в работах П. В. Волобуева [1]. Определяя главное назначение этого органа, он писал: «Первая мировая война заставила правительства воюющих держав осуществить вмешательство государства в частнокапиталистическую экономику в невидимых дотоле масштабах» [1, с. 88]. «В наследство от царизма Временному правительству досталась необычайно сложная и громоздкая система бюрократических регулирующих органов. Основу ее составляли четыре особых совещания: по обороне, по топливу, по перевозкам и по продовольственному делу. Это были высшие государственные учреждения, регулирующие главные отрасли хозяйства страны с учетом задач "обороны"» [1, с. 103], — считал П. В. Волобуев. Можно полагать, что в определенной степени наличие этих регулирующих органов и привело к идее создания Главного Экономического Комитета, который стал органом формулирования и проведения экономической политики со стороны ключевых министерств Временного правительства летом-осенью 1917 г. Вместе с тем, по мнению С. О. Загорского [4], одного из непосредственных участников заседаний Комитета, создание такого органа, как Главный Экономический

Кузнецова Ольга Николаевна — канд. ист. наук, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: bon-box@mail.ru © О. Н. Кузнецова, 2013

Комитет, было определенной уступкой революционным партиям со стороны Временного правительства.

Журналы заседаний и имеющиеся к ряду из них отчеты Главного Экономического Комитета до сих пор не являлись предметом специального научного рассмотрения. В отличие от других опубликованных источников по истории деятельности Временного правительства и созданных им органов, журналы заседаний Главного Экономического Комитета не были опубликованы. Часть журналов Главного Экономического Комитета хранится в Российском Государственном Историческом Архиве [5], однако наиболее полно журналы представлены в Центральном Государственном Архиве Санкт-Петербурга [6].

Изучение журналов Главного Экономического Комитета и отчетов к ним дает основание считать, что они являются важным источником сведений как о деятельности самого Комитета, так и об экономической политике, проводимой Временным правительством в период с июля по октябрь 1917 г. Внутренняя структура журналов не была постоянной, они имеются как в печатном, так и в машинописном виде. Если журналы, как правило, фиксировали только решения Главного Экономического Комитета, то отчеты заседаний дают представление о высказываемых на заседаниях суждениях представителей различных министерств, в них более обстоятельно изложены проблемы и мотивированные заключения участников заседаний.

Как видно из журналов, в работе заседаний Главного Экономического Комитета принимали участие представители ключевых министерств Временного правительства, известные экономисты, юристы, общественные деятели. Внутреннюю структуру Главного Экономического Комитета представляла Канцелярия Управления делами, где функционировали следующие подразделения [7]:

1) распорядительное отделение;

2) регистрационное отделение;

3) отделение личного состава;

4) счетное отделение;

5) хозяйственная часть.

Заметим, что в ведении Канцелярии находились: ведение журналов и отчетов Главного Экономического Комитета, исполнение и контроль дел, а также заведывание личным составом. Сохранилась неопубликованная записка «О сосредоточении всего дела снабжения в Главном Экономическом Комитете и о его деятельности и вероятной экономической конъюнктуре после войны» [8], в которой, в частности, говорилось об организации деятельности Главного Экономического Комитета, его задачах и создаваемых при нем структурах. Так, при Главном Экономическом Комитете было образовано Экономическое Совещание и ряд отдельных комиссий, которые должны были готовить планы снабжения для обсуждения их в Главном Экономическом Комитете. Именно члены комиссий сообщали в Комитет точные данные различных правительственных учреждений и общественных организаций.

Содержание первого журнала заседания Главного Экономического Комитета отразило процесс выработки положения о Главном Экономическом Комитете и определение основ его работы [5]. Организация будущей работы Главного Экономического Комитета, по мысли его председателя С. Н. Прокоповича,1 должна была строиться на

1 За период деятельности Главного Экономического Комитета его возглавляли четыре председателя: С. Н. Прокопович, Н. Н. Саввин, С. Н. Третьяков, С. В. Лурье.

уведомлении Главного Экономического Комитета со стороны министерств и ведомств. Так, на первом заседании было принято решение «присылать в Главный Экономический Комитет копии всех как вырабатываемых, так и уже представленных законопроектов по экономическим вопросам» [6, л. 4]. С другой стороны, члены комиссий должны были принимать к сведению и руководству постановления Главного Экономического Комитета и передавать их в соответствующие министерства Временного правительства. Содержание «Записки» затрагивало место Экономического Совещания при Главном Экономическом Комитете, которое играло такую же роль, как комиссии, т. е. все составленные комиссиями планы вносились в Экономическое Совещание для согласования, а затем планы окончательно утверждались Комитетом [8]. В определенной связи с органами Главного Экономического Комитета работали промышленные и сельскохозяйственные комитеты по отдельным отраслям, а также Всероссийские Земский и Городской Союзы и Центральный Военно-промышленный комитет вместе с их областными и местными отделами, поскольку они принимали участие в распределении и исполнении заказов [8, л. 2]. Отметим также, что в «Записке» затрагивались принципы организации районных Экономических Комитетов.

Рассматривая журналы и отчеты как источник по экономической политике Временного правительства, в качестве первого блока проблем для анализа следует выделить определение компетенций созданного Главного Экономического Комитета. В докладе Л. М. Пумпянского, прозвучавшем на шестом заседании Главного Экономического Комитета, определялись взаимоотношения между министерствами и Главным Экономическим Комитетом: «Деятельность Главного Экономического Комитета не поглощает деятельности министерств, а заключается в согласовании хозяйственной и регулирующей деятельности отдельных Ведомств путем составления единого хозяйственного плана» [6, л. 9]. Также ряд организационных вопросов был затронут на девятом заседании Главного Экономического Комитета, в частности: о функциях Экономического Совещания, о порядке отношений Главного Экономического Комитета с состоящими при нем Комитетами, которые находятся вне Петрограда, об участии ведомства Государственного контроля в работах Главного Экономического Комитета. В результате было вынесено решение о желательном участии и руководящей роли Главного Экономического Комитета.

Одним из основных был вопрос о финансировании Главного Экономического Комитета. Согласно Постановлению Временного правительства от 21 июня 1917 г., подписанному министром-председателем князем Г. Е. Львовым и министром труда М. И. Скобелевым, для финансирования его деятельности были выделены наличные средства казначейства в размере 200 тыс. руб. [9]. Кроме того, финансовый вопрос нашел свое отражение в журналах заседаний: на первом заседании [5, л. 1] Главного Экономического Комитета прозвучало представление заместителя председателя Экономического Совета С. Н. Прокоповича об ассигновании 50 000 руб. на расходы, связанные с организацией Экономического Совета, и кредита, отпущенного в распоряжение Главного Экономического Комитета [10]. На 9-м заседании при Главном Экономическом Комитете был образован Особый финансовый комитет. Затем на 15-м заседании было принято решение о дополнительном ассигновании 200 000 руб. до 1 января 1918 г. на организационную работу и содержание Управления делами Главного Экономического Комитета. Структура финансовых расходов Главного Экономического Комитета нашла отражение в журналах Временного правительства, в частности, в определении вознаграждения

за исполнение должности управляющего Комитетом [11]. Таким образом, наряду с определением круга дел, подлежащих ведению Комитета, происходила регламентация условий его деятельности, в частности порядка ассигнования средств, необходимых для осуществления принятых Комитетом мер [12].

Специальный источниковедческий интерес представляет разработка основ Положения о Главном Экономическом Комитете [13], которая прослеживается по журналам заседаний. Работа Главного Экономического Комитета началась 17 июня 1917 г., и для организации его деятельности было выработано Положение [14], принятое 24 июня 1917 г. В нем говорилось, что учреждение Экономического Совета и Главного Экономического Комитета необходимо «для выработки общего плана организации народного хозяйства, для разработки законопроектов и общих мер по регулированию хозяйственной жизни» [2]. В свою очередь, журналы заседаний Главного Экономического Комитета содержат важные сведения о разработке нового варианта положения [6, л. 73], в котором перед Главным Экономическим Комитетом ставилась задача «выработать вариант проекта Положения о Главном Экономическом Комитете, как высшем государственном установлении, призванном разгрузить Временное правительство от рассмотрения и утверждения мероприятий в области народного хозяйства, не имеющих чисто законодательного характера» [6, л. 75]. Отчет о 16-м заседании Комитета [6, л. 74] дает более подробные сведения о характере функций Главного Экономического Комитета. Основным и принципиальным вопросом для Главного Экономического Комитета был следующий: «должен ли Главный Экономический Комитет быть, так сказать, Малым Советом Министров, органом, утверждающим и согласующим, но лишенным административных функций, или же Комитету надлежит быть органом с обширными административными функциями, т. е. чем-то вроде Министерства Снабжения». Как следует из отчета 16-го заседания [6, л. 74], большинство присутствующих высказались за то, что Главный Экономический Комитет должен быть органом согласительным (Малым правительственным совещанием). Комитет не должен обременять себя административной работой (только по мере необходимости), в результате было принято решение, которое нашло отражение в журнале. Однако проект Положения о Главном Экономическом Комитете был переработан Управлением делами Комитета, после чего, на 18-м заседании, Комитет принял решение отложить редактирование Проекта Положения о Главном Экономическом Комитете до выяснения отношения к нему со стороны Временного правительства. Только на 36-м заседании члены Главного Экономического Комитета вновь вернулись к обсуждению данного проекта, и на 37-м заседании был принят ряд статей Проекта положения о Главном Экономическом Комитете, выработанного Управлением делами 12 сентября 1917 г. В обращении Председателя Экономического Совета С. Н. Третьякова от 17 октября 1917 г. к Управляющему делами Временного правительства А. Я. Гальперну, в частности, говорилось: «Имею честь просить Вас внести на уважение Временного правительства проект Положения о Главном Экономическом Комитете, принятый Главным Экономическим Комитетом в 39-м заседании, состоявшемся 16 октября 1917 г.» [12, л. 37]. В окончательном варианте Положения о Главном Экономическом Комитете нельзя не обратить внимание на те изменения, которые произошли в нем по сравнению с Положением от 21 июня 1917 г. Новый проект Положения не предусматривал образования при Главном Экономическом Комитете Особого Совещания с участием представителей торгово-промышленных, демократических и общественных организаций. Избрание Временным Советом Рос-

сийской республики Специальной Комиссии по урегулированию народного хозяйства, по мнению разработчиков, устраняло необходимость существования Экономического Совета. Однако в качестве участников Главного Экономического Комитета было необходимо привлечь к работе представителей ряда как торгово-промышленных, так и демократических организаций, поэтому проект вводил в состав Комитета с правом решающего голоса представителей кооперативов, профессиональных союзов, советов съездов представителей промышленности и торговли, а также всероссийского союза торговли и промышленности. Новый проект положения о Главном Экономическом Комитете со всеми изменениями был окончательно принят на 39-м заседании 16 октября 1917 г., но это, как показали события, было уже запоздалым решением.

Как уже отмечалось выше, создание структуры районных органов Главного Экономического Комитета предусматривалось в «Записке о сосредоточении всего дела снабжения в Главном Экономическом Комитете и о его деятельности и вероятной экономической конъюнктуре после войны»[8]. Вопрос о выработке Положения о районных Экономических Комитетах был поднят и в прозвучавшем на 9-м заседании Главного Экономического Комитета докладе Л. М. Пумпянского, но на 16-м заседании Главного Экономического Комитета его рассмотрение было отложено в связи с разработкой и принятием нового варианта «Положения о Главном Экономическом Комитете». Создание и работа районных комитетов получила отражение в ряде других документов, в частности в стенографическом отчете о заседании Всероссийского съезда экономических комитетов [15]. Организации деятельности районных Экономических Комитетов были посвящены доклады участников Главного Экономического Комитета [6, л. 24] и выступления в Экономическом Совете [6, л. 30]. В связи с необходимостью рассмотрения «Проекта положения о районных экономических комитетах» на Всероссийском съезде районных комитетов снабжения на 20-м заседании Комитета в порядке предварительного обсуждения проект был принят с поправками [6, л. 118]. Позднее несколько так называемых рабочих заседаний (в малом составе) Главного Экономического Комитета были посвящены исключительно обсуждению и принятию пунктов проекта положения о районных Экономических Комитетах [6, л. 123, л. 131, л. 135]. Так, на 24-м заседании был заслушан «Проект статей положения о районных Экономических Комитетах и районных Экономических Советах» [6, л. 144], выработанный Управлением делами Главного Экономического Комитета, после чего был принят ряд статей, касающихся состава и организации Районных Советов и Комитетов. Рассмотрение вопроса о разграничении деятельности районных органов Главного Экономического Комитета, очевидно, произошло на 25-м заседании Комитета, где было принято решение образовать комиссию под председательством В. Варзара с поручением комиссии сделать доклад Главному Экономическому Комитету [6, л. 157]. Несмотря на работу комиссии, Главный Экономический Комитет вернулся к этому вопросу только в конце своей работы (на 40-41-м заседаниях), где был принят ряд статей Проекта положения о районных Экономических Комитетах, уже выработанных на 24-м заседании от 19 сентября 1917 г. Практически Постановлением Комиссии было принято деление страны на 14 районов деятельности районных органов Главного Экономического Комитета: 1) Петроградский; 2) Киевский; 3) Одесский; 4) Харьковско-Екатеринос-лавский; 5) Ростовский район; 6) Закавказский район; 7) Московский; 8) Самарский; 9) Саратовский; 10) Западно-Сибирский; 11) Восточно-Сибирский; 12) Дальневосточный; 13) Туркестанский; 14) Уральский [6, л. 239]. Это свидетельствовало о стремлении

Временного правительства упорядочить и стабилизировать экономическую жизнь страны в 1917 г., реализуя принципы работы Комитетов на местах. Заметим, что данная структура районных комитетов уже функционировала, о чем можно судить по выступлению профессора К. В. Кирша на 2-й сессии Всероссийского Съезда по топливу, состоявшегося в августе 1917 г. в Харькове [16]. В своем выступлении К. В Кирш выразил благодарность Областному Экономическому комитету за организацию работы. Таким образом, можно сделать вывод, что, предоставляя широкие компетенции Главному Экономическому комитету, Временное правительство пыталось решить наиболее острые экономические вопросы.

В качестве второй проблемы для рассмотрения может быть выделена преобразовательная деятельность самого Главного Экономического Комитета. Участники заседаний определяли главную задачу Главного Экономического Комитета, как «руководство деятельностью всех организаций по регулированию народного хозяйства в разных отраслях» [6, л. 45]. Поэтому напрямую занимались преобразованиями различных организаций, изменениями их статуса, «прикрепления» их к действующим структурам для осуществления управления, контроля и регулирования экономики. В состав Главного Экономического Комитета входили известные экономисты, теоретические воззрения которых нашли отражение в практической работе Главного Экономического Комитета [17]. Несмотря на отсутствие большого опыта государственной работы, именно эти люди в период действия Временного правительства входили в состав ключевых министерств Временного правительства, т. е. пытались представить через Главный Экономический Комитет свои «рецепты» по выходу России из кризиса в 1917 г.

Первое заседание Главного Экономического Комитета было посвящено решению главных проблем в сфере экономики, в частности вопросов обороны, обеспечения страны топливом и продовольствием. Однако доклад П. И. Пальчинского «Об организации и функциях Особого Совещания по Обороне в связи с предстоящей реорганизацией его на новых началах», прозвучавший на 1-м заседании Главного Экономического Комитета, было решено обсуждать в связи с общим вопросом о реорганизации всех существующих учреждений по регулированию народного хозяйства. Аналогичная ситуация сложилась с докладом товарища министра путей сообщения Л. А. Устругова «О ближайших практических мероприятиях, необходимых для улучшения железнодорожного транспорта» [6, л. 4] и докладом товарища министра продовольствия В. И. Зельгейма «О состоянии продовольственного дела» [6, л. 4]. Разработка определенных основ преобразования функционирующих в экономике органов, связанная с выработкой общей схемы организации хозяйства, была предметом обсуждения на 6-м и 7-м заседаниях Главного Экономического Комитета [6, л. 9, л. 14]. Было принято решение о том, что работа ведомств организуется без вмешательства Главного Экономического Комитета. Главным Экономическим Комитетом определяются основы только деятельности и организации междуведомственных и общественных организаций, в связи с этим исполнительные органы на местах строятся на единоличном начале, а органы руководящие и подготовляющие строятся на коллегиальном начале. В коллегиальных органах должны быть представлены производители (предприниматели и рабочие), потребители и так называемая «нейтральная группа» — представители ведомств и демократических организаций. Подготовительные работы производятся в комиссиях и Управлениях делами, при подготовках проекта цен и норм поставок обязательно участие представителей общественности.

Таким образом, по мысли участников заседаний Главного Экономического Комитета, выстраивалась система экономического управления.

На 10-м заседании Главного Экономического Комитета прозвучал доклад Н. Н. Саввина «О приспособлении к новому положению существующих учреждений», по которому было принято решение об упразднении с того времени, когда Главный Экономический Комитет возьмет на себя дело снабжения, следующих учреждений: Совещание товарищей министров по снабжению, Совещание по судостроению при Морском министерстве, Междуведомственные совещания по ценам. Кроме того, было решено Особое совещание по обороне государства признать подлежащим преобразованию, изъяв из его ведения вопросы экономического и хозяйственного характера. Заводские совещания ввести в общую схему учреждений, подчиненных Главному Экономическому Комитету2. Также на 12-м заседании был рассмотрен доклад об общих основаниях реорганизации Особых Совещаний [6, л. 46], что могло означать коренные изменения в государственном управлении экономической сферой. Однако на практике произошла передача дел в ведение Главного Экономического Комитета следующих органов: Совещания Товарищей министров по снабжению под председательством А. А. Маниковского [6, л. 82], Комитета по заказам на оборону, Главного управления по заграничным заказам. Также на 25-м и 28-м заседаниях Комитета был рассмотрен и принят представленный Министерством Труда «Проект положения о центральном комитете по распределению живой рабочей силы в стране», предусматривающий создание органа, регулирующего рынок труда; данный проект был внесен на рассмотрение Временного правительства.

Особая ситуация сложилась с реорганизацией Особого Совещания по обороне. В целом необходимость ведения военных действий, обеспечения армии и направления ресурсов на военные цели вынуждала Главный Экономический Комитет принимать меры «социалистического» и мобилизационного характера, поскольку в регулировании и централизованном распределении виделся возможный выход из сложившейся кризисной ситуации. Журналы и отчеты заседаний Главного Экономического Комитета дают подробную информацию о разграничении сфер деятельности Главного Экономического Комитета с Особым Совещанием по обороне [6, л. 132]. Так, на 26-м заседании прозвучало «Заключение совещания по вопросу об изменении порядка выдачи разрешений заказов и порядка прохождений плановых предположений ведомств в подготовительной и исполнительных комиссиях, а равно в Особом Совещании по обороне», состоявшегося под председательством А. А. Маниковского. На заседании присутствовало большое количество военных, что свидетельствовало об определенных надеждах на решение проблем, связанных с необходимостью ведения военных действий. Однако, когда А. А. Маниковский доложил заключение Совещания, возник вопрос о взаимоотношениях Исполнительной Комиссии при Военном министре и Главного Экономического Комитета, как отмечалось на заседании, «...на практике эти комиссии оказались чрезвычайно полезными и внесение изменений в порядок их работы могло бы только ухудшить состояние дел», в результате не произошло передачи функций в ведение Главного Экономического Комитета. Поэтому Главный Экономиче-

2 На 13-м заседании Комитета от 24 августа 1917 г. было принято решение о том, что заводские совещания перестают быть самостоятельными учреждениями и входят в состав Районных Экономических Комитетов, таким образом, исчезает опасность параллелизма работ Районных Комитетов и Заводских Совещаний.

ский Комитет принял следующее решение: «...впредь должен быть сохранен существующий порядок прохождения дел в подготовительной и исполнительной Комиссиях, куда ведомства по-прежнему направляют свои представления. В случае возникновения принципиальных вопросов таковые должны переноситься в Главный Экономический Комитет» [6, л. 171]. Как известно, в 1917 г. сложилось острое положение с обеспечением страны топливом, о чем журналы заседаний Главного Экономического Комитета могут служить ценным информативным источником. Начать с того, что на 4-м заседании Главного Экономического Комитета прозвучало «Представление Временному правительству Министерства Торговли и промышленности по управлению делами особого совещания по топливу» от 15 июля 1917 г. «Об изменении статьи 1 закона 22 ноября 1915 г. о представлении Председателю Особого совещания по топливу полномочия объявлять продажу топлива исключительным правом казны». Ввиду того что было решено утвердить изменения в кратчайшие сроки, Главный Экономический Комитет начинает собственную разработку «Проекта положения о центральном комитете по топливу», который впервые прозвучал на 12-м заседании Главного Экономического комитета, но был оставлен без рассмотрения [6, л. 48]. Проект был рассмотрен на 31-м и 32-м заседаниях Главного Экономического Комитета, проходивших уже под председательством С. Н. Третьякова. В целом можно заметить, что с приходом С. Н. Третьякова к руководству Главным Экономическим Комитетом наконец произошло принятие конкретных решений, в том числе и тех, что долго разрабатывались и обсуждались в Главном Экономическом Комитете на протяжении всей его предшествующей работы. Одним из наиболее существенных заседаний, посвященных этому вопросу, было 33-е заседание, состоявшееся 8 октября 1917 г., с участием представителей большого количества министерств и ведомств Временного правительства. На нем было принято «Циркулярное обращение председателя Главного Экономического Комитета ко всем районным органам по топливу, металлу, заводским Совещаниям и Комиссарам труда о разработке программы сокращения производства в связи с сокращением потребления топлива». На следующий день было назначено новое совещание с участием представителей промышленности. В результате было принято решение о предстоящем, вследствие недостатка топлива, сокращении деятельности промышленных предприятий Московского района и об остановке части предприятий. Главный Экономический Комитет также признал необходимым расписать потребление топлива по Петрограду, что может рассматриваться как вынужденная экономическая мера, можно сказать, «затягивание поясов». В других, в частности добывающих, районах ситуация была не лучше, поэтому в Донецком угольном бассейне Главным Экономическим Комитетом была создана и направлена для решения проблем, связанных с закрытием промышленных предприятий Донецкого бассейна, комиссия из шести представителей министерств. В результате был выработан список возможных мер для предупреждения массового закрытия промышленных предприятий [6, л. 189]. Представления Главного Экономического Комитета, посвященные этому вопросу, были рассмотрены на заседаниях Временного правительства [18].

Из-за нехватки топлива и продовольствия на 33-м заседании Главного Экономического Комитета был поднят вопрос «Об эвакуации промышленных предприятий Петрограда», что связано с так называемым вопросом о «разгрузке Петрограда». Проблема разгрузки Петрограда имела большое значение для Временного правительства, о чем можно судить по тому факту, что Осведомительный отдел Главного Эконо-

мического Комитета специально занимался сбором сведений из всего спектра прессы для извещения о существующих политических настроениях, связанных с этим вопросом [19]. Постановление Временного правительства по разгрузке и эвакуации Петрограда от 10 сентября 1917 г. утверждало «Временное положение о вывозе за счет казны, по случаю разгрузки Петрограда и его окрестностей, государственного имущества, правительственных учреждений, служащих и их семейств». Оно было принято на заседании Временного правительства от 21 сентября 1917 г. [20], а для его реализации был создан орган «Особоуполномоченного по разгрузке и эвакуации Петрограда».3 Структура данного органа представляла собой ряд отделов, которым была поручена организация разгрузки. Проект «Положения о вывозе за счет казны по случаю разгрузки Петрограда государственного имущества, правительственных учреждений и служащих» [21] устанавливал план разгрузки и образование Комитетов на местах, в частности в Москве, для размещения эвакуированных предприятий и учреждений. Работа Комиссии по разгрузке является сюжетом, заслуживающим отдельного рассмотрения.

Возвращаясь к заявленной в деятельности Главного Экономического Комитета реорганизации, можно сделать вывод о том, что на практике она не привела к созданию нового эффективного механизма управления экономикой. Наиболее острые вопросы, такие как обеспечение страны топливом, продовольствием, при условии поддержания обороноспособности страны не были решены посредством Главного Экономического Комитета, как это планировалось изначально. Преобразовательная деятельность Главного Экономического Комитета в период июля-октября 1917 г. заключалась в ряде действий регулирующего характера.

В непосредственной связи с осуществлением регулирующих экономику мер стояла и задача разработки направлений экономического развития Главным Экономическим Комитетом. Так, проблема определения и фиксирования цен была одной из основных в экономике в работе Временного правительства и создаваемых им органов в 1917 г. с точки зрения установления фиксированных цен и их соотношения с рыночным регулированием, что нашло свое отражение в обсуждаемых Главным Экономическим Комитетом вопросах. Анализ содержания журналов дает богатый материал о возможностях и направлениях регулирования цен [22]. При министерстве торговли и промышленности была создана специальная Комиссия по установлению цен на массовые и плановые заказы, в задачи которой входило выяснение и разработка цен на сырые материалы, полуфабрикаты и готовые изделия. Ее председатель А. И. Яровицкий сделал ряд докладов на заседаниях Главного Экономического Комитета [6, л. 64].

По нашему мнению, Главный Экономический Комитет вынужден был решать вопросы о назначении цен на товары в рамках возможностей экономики страны. Изначально было решено, что Главным Экономическим Комитетом будут вырабатываться цены, которые впоследствии должны утверждаться Временным правительством. Главной мыслью, положенной в основу данного тезиса, была следующая: «Единственный правильный путь при определении цены — это соглашение с предпринимателями. При исключительно тяжелых условиях добиться исполнения заказа возможно только опуская широкое соглашение относительно цен» [6, л. 65]. Известное представление министерства продовольствия о назначении твердых цен на продукты питания

3 Особоуполномоченным по разгрузке Петрограда был назначен министр почт и телеграфов А. М. Никитин.

было обсуждено в Главном Экономическом Комитете, после чего прозвучал обоснованный вывод председателя об опасности, связанной с установлением твердых цен, а именно исчезновения продуктов с рынка [6, л. 73]. Поэтому значительное количество заседаний Главного Экономического Комитета было посвящено представленному Министерством Продовольствия проекту приказа «Об установлении твердых цен на растительные масла, жмыхи и искусственное сало» [6, л. 197]. После обсуждения в Главном Экономическом Комитете Министерством Продовольствия был выработан проект положения об организации заготовки и установлении твердых цен на указанные продукты [6, л. 199]. Проблема формирования неизменных твердых цен была одной из острейших; в целом, по мнению Главного Экономического Комитета, необходимо было сохранить нормы твердых цен, подлежащих регулированию, и не допускать установления различных цен для разных регионов. Однако, на 44-м заседании Главный Экономический Комитет признал возможным изменить и повысить цены для Петроградского района на хлопчатобумажные изделия. Таким образом, деятельность Главного Экономического Комитета в вопросах определения цены была поставлена в рамки взаимоисключающих факторов.

Основным результатом, достигнутым за весь период деятельности Главного Экономического Комитета, была «Схема органов регулирования хозяйства»4. Задача ее создания была поставлена на 3-м заседании в докладе Н. Н. Саввина «О хозяйственных и регулирующих хозяйство органах», где, в частности, говорилось о необходимости составить схемы и описания по всем ведомствам. В качестве образца была принята «Схема движения заданий военного министерства», представленная А. А. Маниковским на 5-м заседании Главного Экономического Комитета. За этим последовало составление схем различными министерствами и представление их на заседаниях Главного Экономического Комитета. Так, были рассмотрены «Схема движения заданий и административного соотношения органов министерства путей сообщения» и объяснения к ней Л. А. Устругова; схемы движения дел в Управлении Главного уполномоченного по снабжению металлами (Расмеко) и Особом совещании по топливу (Осотоп); схемы движения дел в Комитетах, состоящих при министерстве торговли и промышленности. На 6-м и 7-м заседаниях была принята «Схема прохождения плановых заготовок через Экономический Комитет и их дальнейшего движения», которая определяла функции управления делами Экономического Комитета по отношению к поступающим из ведомств требованиям. Сущность составленной схемы состояла в следующем: Управление делами Главного Экономического Комитета устанавливало состав заготовок и проверяло данные, поступающие из министерств, после чего составляло план заготовок и распределяло их по районам. После утверждения Главным Экономическим Комитетом план распределения заготовок поступал в заказывающие ведомства. Заметим, что несколько важных экономических вопросов остались вне составленной схемы, поэтому вопрос о заготовках сырья и схеме работы Министерства продовольствия были оставлены для дальнейшей разработки. На 8-м заседании Главного Экономического Комитета были заслушаны доклад П. И. Паль-чинского «О схеме движения заготовок сырья» и доклад В. Н. Зельгейма и В. А. Прусса «О схеме движения заготовок и распределения предметов личного потребления, а также средств производства для сельского хозяйства». Затем Главным Экономическим Комитетом намеченные в докладах схемы были включены в общую схему плановых загото-

4 Схема содержится в ЦГА СПб. Ф. 9410, Оп. 1. в качестве Приложения к делу 3.

вок. После доклада А. В. Ливеровского «О схеме движения плановых перевозок по железной дороге» и доклада Л. М. Пумпянского «О схеме движения требований на труд при плановых заготовках и организации снабжения рабочей силой», прозвучавших на 9-м заседании, было признано, что данные схемы должны быть включены в общую схему плановых заготовок. Механизм работы и принятия решений в Главном Экономическом Комитете отразился в журнале его 11-го заседания, где был заслушан и одобрен доклад Н. Н. Саввина о проекте новой схемы плановых заготовок, составленной на основании работы Комитета [6, л. 37]. Отчет к заседанию [6, л. 39] отражает подробное обсуждение схемы, что позволяет сделать вывод о том, что доклад проходил широкие слушания как в Главном Экономическом Комитете, так и в Экономическом Совете. Однако на практике проблема снабжения страны стояла более остро, что, в частности, привело к рассмотрению на 29-м заседании Главного Экономического Комитета вопроса о порядке снабжения железных дорог продовольствием, получаемым через интендантства [6, л. 39]. Таким образом, несмотря на создание «Схемы», жизнь вносила в работу Комитета свои коррективы. Отмечая специфику содержания «Схемы», созданной в Главном Экономическом Комитете, ее можно рассматривать как вариант разработки экономического плана. Проблема планирования в период работы Временного правительства «второго состава» рассматривалась чрезвычайно широко. В частности, об этом свидетельствуют журналы заседаний Временного правительства, журналы заседаний Главного Экономического Комитета, а также теоретические разработки «планирования» в трудах участников заседаний Главного Экономического Комитета [23].

Заслуги Главного Экономического Комитета в практической деятельности нашли свое отражение в работе Временного правительства, например, вопрос о снабжении тканями получил свое освещение в журнале заседания Временного правительства от 25 августа 1917 г. [11, с. 18-25]. Журнал 12-го заседания Главного Экономического Комитета [6, л. 54] содержит проект постановления «О предоставлении Министру Продовольствия права регулирования снабжения тканями». На заседании Временного правительства было принято решение издать следующее постановление: «Для обеспечения планомерного снабжения населения тканями, согласно общему плану заготовления и распределения тканей» [11, с. 20], утвержденному Главным Экономическим Комитетом, где министр продовольствия имел право требовать от всех предприятий предоставления сведений; ограничивать, с предварительным обсуждением в Главном Экономическом Комитете, производство тканей определенными сортами, необходимыми для широкого употребления, а также издавать по согласованию с Главным Экономическим Комитетом правила, согласно которым ткани подлежат продаже и распределению среди населения, и даже назначать частные реквизиции тканей. Для осуществления данных мероприятий министру продовольствия предоставлялось право привлекать местные продовольственные органы, а также органы городского и земского самоуправления. Кроме того, Временным правительством вводились достаточно жесткие санкции за неисполнение данного постановления: «Виновные в неисполнении распоряжений о доставлении сведений, в нарушении правил подвергаются заключению в тюрьме на срок одного года и 4 месяца или же денежному штрафу в размере 3 тыс. руб.» [11, с. 21]. Это может рассматриваться как вынужденная мера распределения всех товаров на рынке, в том числе и товаров народного потребления. Еще одним существенным законопроектом, выработанным Временным правительством при участии Главного Экономического Комитета, было постановление, опубликованное

в журнале заседания Временного правительства от 11 сентября 1917 г. за № 1893 (по Главному управлению неокладных сборов и казенной продажи питий), о введении казенной сахарной монополии [11, с. 125-126]. В нем, в частности, говорилось о том, что до минования чрезвычайных обстоятельств военного времени, снабжение армии и гражданского населения сахаром производится по плану, составляемому Министерством продовольствия и утверждаемому Главным Экономическим Комитетом. Таким образом, направления экономического развития в период деятельности Временного правительства во многом определялись Главным Экономическим Комитетом и носили характер распределительных и ограничительных мер.

В целом характер рассматриваемых на заседаниях Главного Экономического Комитета вопросов (регулирование цен, преобразование различных органов и др.) дает основания считать, что его создание было попыткой провести изменения в новом (после Февральской революции) экономическом устройстве эволюционным путем, образованием нового единого регулирующего органа, не нарушая экономических основ.

Журналы Главного Экономического Комитета содержат важные сведения, касающиеся вопросов функционирования отдельных предприятий5, что свидетельствует о статусе данного Комитета как учреждения, регулирующего все экономические процессы и явления. Отдельного рассмотрения заслуживает попытка перевести государственные (казенные) предприятия на «частные» рельсы [24].

Хотя основные проблемы, связанные с функционированием промышленности, рассмотрены в историографии, однако журналы заседаний Главного Экономического Комитета позволяют сделать существенные дополнения по ряду вопросов, например об оказании помощи некоторым крупным предприятиям. Так, на 35-м заседании был заслушан вопрос о ссуде Путиловскому заводу в размере 13 000 000 руб. и принято решение о рассмотрении в срочном порядке во Временном правительстве дела о Пу-тиловском заводе. С другой стороны, представители промышленности стремились использовать Главный Экономический Комитет как определенный финансовый ресурс, о чем свидетельствует присутствие на заседаниях Комитета представителей Пу-тиловского завода. Малая эффективность работы Главного Экономического Комитета в экономической сфере была связана с прогрессирующим развалом народного хозяйства страны и невозможностью в столь короткие сроки организовать регулирование экономики, не затрагивая ее коренных основ. С экономической точки зрения Главный Экономический Комитет являлся органом для разработки мер и принятия решений в рамках мобилизационной экономики, а с политической — органом проведения экономической политики со стороны ключевых министерств Временного правительства с приходом в него «социалистов» летом 1917 г. Создание Главного Экономического Комитета со стороны Временного правительства было попыткой реформирования существующего механизма управления, реформирования, которое осуществлялось в соответствии с политическими программами социалистических партий6, вошедших в состав Временного правительства летом 1917 г., в частности в соответствии с их идеями демократического социализма в экономике при необходимости ведения военных

5 Отчет о 27-м заседании Главного Экономического Комитета дает подробные сведения о заказах и работе известного Петербургского завода «Вестингауз», о прекращении отпуска металлов на заводы Ревеля в Петрограде.

6 Речь идет о программных установках партий социалистов-революционеров и социал-демократов (меньшевиков), выступавших в едином политическом блоке в период лета-осени 1917 г.

действий. В целом деятельность Главного Экономического Комитета можно расценивать как попытку стабилизировать экономическую ситуацию в стране посредством регулирования экономических процессов в связи со сложившейся ситуацией и приходом к власти нового состава коалиционного Временного правительства. Однако подобная стабилизация оказалась невозможна в условиях бурного революционного процесса в России.

Источники и литература

1. Волобуев П. В. Экономическая политика Временного правительства. М., 1962.

2. ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 235; Журналы заседаний Временного Правительства. Журнал от 21 июня 1917 г. Т. 2. М., 2002. С. 316-218.

3. Журналы заседаний Временного правительства. Т. 1., М., 2001. С. 10.

4. Zagorsky S. O. State Control of Industry in Russia during the War. New-Haven, 1928.

5. РГИА Ф. 273. Оп. 14. Д. 5057. Материалы 5 журналов: журнал первого заседания ГЭК от 17 июля 1917 г., восьмого — от 2 августа, пятнадцатого — от 29 августа, шестнадцатого — от 2 сентября 1917 г. и девятнадцатого — от 12 сентября 1917 г.

6. ЦГА СПб. Ф. 9410. Оп. 1. Д. 3. Фонд Главного Экономического Комитета содержит все (за исключением 38-го и 39-го журналов) журналы заседаний Комитета с 17 июля по 23 октября 1917 г.

7. ЦГА СПб. Ф. 9410. Оп. 1. Д. 2.

8. ЦГА СПб. Ф. 9410. Оп. 1. Д. 12. Л. 4. Записка, к сожалению, не датирована, но ее содержание позволяет сделать вывод о том, что это был изначальный план организации такой структуры как Главный Экономический Комитет при Временном Правительстве.

9. ГАРФ. Ф. 1779. Оп. 2. Д. 235. Л. 3.

10. Финансовое положение в России в годы 1-й Мировой войны. М., 1960. С. 567. Сидоров А. Л. приводит следующие сведения о курсе рубля на иностранных биржах: в июне 1917 г. — 23 й долл. за 100 руб., в августе 1917 г. — 20 3/8 долл за 100 руб.

11. Журналы заседаний Временного правительства. Т. 4, № 181. 3 октября 1917 г. С. 259.

12. ЦГА СПб. Ф. 9410. Оп. 1. Д. 16. Л. 38 об.

13. ЦГА СПб. Ф. 9410. Оп. 1. Д. 1.

14. Положение об Экономическом Совете и Главном Экономическом Комитете. Тщательный анализ этого документа проведен в: Волобуев П. В. Экономическая политика Временного правительства. М., 1962.

15. ЦГА Ф. 9410. Оп. 1. Д. 9. Стенографический отчет о заседании Всероссийского съезда экономических комитетов от 9 сентября 1917 г.

16. ГАРФ. Ф. 7743. Оп. 1. Д. 7. Съезд был созван по инициативе 6-го съезда представителей районных совещаний по топливу, прошедшем в Петрограде 18-22 июня. На Петроградском съезде выяснилась безотрадная картина дела снабжения страны всеми видами топлива: минеральным топливом Донецкого бассейна, древесиной, нефтью.

17. Лосицкий А. Е. Урожай хлебов в России в 1917 г. М., 1918; Прокопович С. Н. Война и народное хозяйство. М., 1917; Михайлов И. А. 1) Государственные доходы и расходы во время войны. Пг., 1917; 2) Война и наше денежное обращение. Факты и цифры. Пг., 1916; Кирш К. В. Подмосковный каменноугольный бассейн за 1916 год. М., 1917.

18. Журналы заседаний Временного правительства. Т. 4. Приложение 1 к журналам. С. 265.

19. ЦГА СПб. Ф. 9410. Оп. 1. Д. 22. Газеты за сентябрь-октябрь 1917 г.

20. Журналы Временного правительства № 175. Проект от 21 сентября 1917 г. С. 184; Положение. С. 187.

21. ГАРФ. Ф. 7736. Оп. 1. Д. 3.

22. Цены главнейших товаров на русских рынках. Пг.,1917. № 1-2.

23. Прокопович С. Н. 1) Народное хозяйство во время войны; 2) Идея планирования и итоги пятилетки. Париж, 1934.

24. ЦГА СПб. Ф. 9410. Оп. 1. Д. 14. Циркуляр Комитета о присылке предприятиями министерств заполненных бланков для разработки вопроса о введении на государственных предприятиях хозяйственной организации и счетоводства по образцу коммерческих предприятий с приложением бланков.

Статья поступила в редакцию 13 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.