Научная статья на тему 'О составе Главного экономического комитета при Временном правительстве России в 1917 г. '

О составе Главного экономического комитета при Временном правительстве России в 1917 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
587
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕВОЛЮЦИЯ 1917 Г. В РОССИИ / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ГЛАВНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ / RUSSIAN REVOLUTION / THE PROVISIONAL GOVERNMENT OF RUSSIA IN 1917 / THE SUPREME ECONOMIC COMMITTEE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецова Ольга Николаевна

Автором на основе изучения состава Главного экономического комитета, созданного Временным правительством в июне 1917 г., дается оценка его влияния с точки зрения формирования новой политической элиты, а также регулирования экономики России в условиях 1917 г. Приводится общий список участников всех заседаний Главного экономического комитета из 90 человек с указанием их функций и партийной принадлежности, основным участникам заседаний дается развернутая характеристика. В целом деятельность Главного экономического комитета была попыткой со стороны Временного правительства приспособить потребности российского общества к бурному революционному потоку 1917 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the composition of the Supreme Economic Committee of the Provisional Government of Russia in 1917

Th e present paper deals with the composition of Supreme Economic Committee. Th e Provisional Government on the 21st June 1917 passed a law to create the Supreme Economic Committee. Th e author evaluates its impact in terms of forming a new political elite as well as regulation of the Russian economy in 1917. Th e Supreme Economic Committee consisted of the representatives of key ministries of the Provisional Government, the various bodies, and representatives of diff erent social institutions and scientifi c community. In addition, it names the participants of all meetings of the Supreme Economic Committee comprising 90 people, their functions and party affi liation being revealed.

Текст научной работы на тему «О составе Главного экономического комитета при Временном правительстве России в 1917 г. »

УДК 94(47). 084 О. Н. Кузнецова

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2012. Вып. 3

О СОСТАВЕ ГЛАВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОМИТЕТА ПРИ ВРЕМЕННОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ В 1917 г.

Главный экономический комитет (ГЭК) был создан Временным правительством в июне 1917 г. Анализ его деятельности, так же как и Экономического совета при Временном правительстве, содержится в работе известного историка П. В. Волобуева «Экономическая политика Временного правительства» [1]. Частично работа Главного экономического комитета была затронута и в другой его работе — «Пролетариат и буржуазия России в 1917 г. » [2]. Рассматривая вопрос о составе Главного экономического комитета, П. В. Волобуев писал: «Несколько более заметный след оставил после себя ГЭК, просуществовавший до самой Октябрьской революции. Но и он, по признанию его творцов (Скобелева, Громана и др.), по преимуществу занимался консти-туированием самого себя, постоянно меняясь в своем составе» [1, с. 142]. По мнению П. В. Волобуева, «даже по характеристике монополистических кругов ГЭК был чисто бюрократическим учреждением, так как он состоял только из девяти представителей министерств, обычно товарищей министров. ГЭК затратил немало усилий на то, чтобы сохранить свой бюрократический состав и избавиться от всякого общественного контроля» [1, с. 143].

В книге, изданной русским экономистом С. О. Загорским в эмиграции, высказана другая точка зрения на созданные Временным правительством органы [3]. Заметим, что в период работы Главного экономического комитета С. О. Загорский был одним из представителей Министерства труда и принимал непосредственное участие в работе Главного экономического комитета. Он считал, что Экономический совет и Главный экономический комитет как механизм были созданы для направления (управления) всей экономической политики и регулирования «национальной экономической жизни». По мнению С. О. Загорского, это было как раз выражением того, что требовали революционные партии.

Среди опубликованных источников, касающихся работы Главного экономического комитета и Экономического совета, следует назвать ряд документов, содержащихся в сборнике «Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской Социалистической революции» [4]. Деятельность Главного экономического комитета нашла отражение в журналах Временного правительства, появившихся уже в последние годы [5; 6]. Однако журналы заседаний Главного экономического комитета до сих пор не опубликованы, часть из них хранится в Российском государственном историческом архиве (РГИА) [7, л. 1-36], но наиболее полно они представлены в Центральном государственном архиве г. Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) [8, л. 4-268].

Обращение к журналам заседаний Главного экономического комитета позволяет изучить его состав и выявить наиболее активных участников, что еще не было предметом специального исследования.

Экономический совет и Главный экономический комитет были учреждены постановлением Временного правительства 21 июня 1917 г., подписанным министром-

© О. Н. Кузнецова, 2012

42

председателем князем Г. Е. Львовым и министром труда М. И. Скобелевым. Для финансирования его деятельности были выделены средства казначейства в размере 200 тыс. руб. [9, л. 3]. В принятом положении [9, л. 4; 5, с. 316-318] об учреждении Экономического совета и Главного экономического комитета при Временном правительстве определялось, что для согласованного проведения отдельными ведомствами и учреждениями всех мероприятий по регулированию хозяйственной жизни страны при Временном правительстве учреждается Главный экономический комитет. Компетенция Экономического комитета изначально определялась выполнением программы, разработанной Экономическим советом и утвержденной Временным правительством [9, л. 6]. Согласно положению «Главный Экономический Комитет руководил деятельностью всех существующих организаций по регулированию народного хозяйства в различных отраслях. Разрабатывал и вносил во Временное Правительство проекты новых постановлений, выполняет поручения Экономического Совета» [9, л. 6]. За весь период существования Главного экономического комитета было выработано несколько проектов положения об основах его работы, что является сюжетом для отдельного рассмотрения [10, л. 1-32].

Оценка деятельности Главного экономического комитета и его рабочего состава была затронута в неопубликованном докладе А. Ф. Германа [11], заведующего отделом промышленности и торговли при Совете съездов представителей промышленности и торговли. В своем докладе А. Ф. Герман касался причин создания Экономического совета и Главного экономического комитета, в частности, целей создания новых органов Временным правительством, схемы организации Главного экономического комитета, а также его структуры. «В состав Экономического Совета входят все министры и совещательный элемент под председательством председателя Совета Министров, — отмечал он. — В состав Главного Экономического Комитета входят лишь заместители министров под председательством зам. председателя Совета Министров». По мнению А. Ф. Германа, Главный экономический комитет планировался как орган чисто бюрократический, нечто вроде малого Совета министров, который должен был взять на себя часть функций Совета министров [7, л. 14]. Относительно участия представителей партийных и общественных организаций А. Ф. Герман сообщал, что в совещании при ГЭК принимали участие революционная демократия — 3 места, земский союз — 1, промышленность и торговля — 4, городской союз — 1, кооперативы — 1. Остальные места были распределены между представителями ведомств, советов и комитетов [10, л. 2 об.]. Действительно, вопрос об общественном и партийном представительстве был существенным в работе как Экономического совета, так и Экономического комитета. Это подтверждает и доклад Л. М. Пумпянского о характере общественного представительства в учреждениях (комитетах), регулирующих народное хозяйство, прозвучавший на девятом заседании Главного экономического комитета [8, л. 24].

Проблема определения рабочего состава Главного экономического комитета и объективной оценки его влияния, на наш взгляд, заслуживает особого внимания. Создание Временным правительством новых органов, в частности, для регулирования экономики, в состав которых входили «новые люди», вело к формированию новой политической и партийной элиты. Это, на наш взгляд, неизбежный процесс при формировании новой власти, что характерно и для состава Временного правительства под руководством А. Ф. Керенского. Именно с этим были связаны возобновление и активизация деятельности органов по регулированию экономики. Сам факт создания новых

43

органов означал переход к обновлению политики и попытке решить насущные проблемы новыми силами, в частности в экономической сфере. Заметим, что внутренний (рабочий) состав чиновников министерств в 1917 г. практически не изменился [12]. Это позволяет говорить о потенциальной возможности политического влияния нового высшего состава министерств через Главный экономический комитет. Подтверждением может служить высказанное в докладе Л. М. Пумпянского мнение о положении Главного экономического комитета в системе органов государственного управления: «Комитет был вызван к жизни неудовлетворительной деятельностью отдельных Министерств. ... Его первой задачей является реформа всего регулирования хозяйственной жизни страны. ... Комитет должен взять на себя согласование мероприятий отдельных ведомств и продолжение ныне существующей системы регулирования. Для той и другой функции Экономический Комитет должен располагать всей той властью, какую имеют министры, ибо в противном случае деятельность Комитета по существу будет полна безысходных коллизий. Выходом из такого положения может быть лишь передача Министрами их прав по регулированию хозяйственной жизни Комитету. Все общие вопросы регулирования хозяйства должны быть безусловно изъяты из ведения отдельных министров и сосредоточены в Главном Экономическом Комитете, от которого министры должны получать директивы» [7, л. 10].

Обратимся непосредственно к анализу состава Главного экономического комитета. По положению, Главный экономический комитет состоял из назначенных Временным правительством представителей министерств. Определение состава нового органа со стороны Временного правительства фиксируют его журналы [13]. Кроме того, из канцелярии Временного правительства к тогдашнему председателю С. Н. Прокопови-чу поступил следующий список лиц, назначенных в ГЭК: от Министерства торговли и промышленности — Н. Н. Саввин; от Министерства продовольствия — В. Н. Зель-гейм; от Военного министерства — генерал А. А. Маниковский; от Министерства морского — С. А. Кукель; от Министерства путей сообщения — Л. А. Устругов; от Министерства финансов — А. Г. Хрущев; от Министерства труда — Л. М. Пумпянский [14, л. 22]. Именно эти представители министерств (с некоторыми изменениями [13, с. 116]) будут основными участниками заседаний в Главном экономическом комитете на протяжении всей его работы. Биографические сведения о них, характеристики наиболее ярких участников представляют несомненный интерес, проливая свет на политическое творчество Временного правительства. С этой точки зрения приобретает интерес и список всех, кто принимал участие в заседаниях Главного экономического комитета, с определением (во всех возможных случаях) их партийной принадлежности для оценки политического влияния новых составов министерств и формирования новой политической элиты. Заметим также, что для создания Главного экономического комитета и разработки основ его деятельности были привлечены ученые-эксперты. Так, ряд пунктов положения был принят Комитетом в редакции, предложенной проф. В. Б. Ельяшевичем (см. отчет о 16-17-м заседаниях).

Существует отчет канцелярии управления делами Главного экономического комитета на 15 ноября 1917 г. [15, л. 9 об.] по отделению личного состава, подводящий итог всей деятельности этого комитета. В отчете содержались следующие сведения о его составе: всего зачислено служащих 108; выдано им удостоверений 73; исходатайствовано в ГЭК по отсрочкам по отбыванию воинской повинности — 7.

44

Первое заседание Главного экономического комитета состоялось 17 июля 1917 г. На нем присутствовали: В. Н. Зельгейм, товарищ министра продовольствия, один из постоянных членов Главного экономического комитета; А. А. Маниковский, помощник военного министра, генерал от артиллерии; П. И. Пальчинский, временно управляющий Министерством торговли и промышленности; Л. М. Пумпянский, управляющий отделом рынка труда Министерства труда; И. А. Михайлов, представитель Министерства продовольствия; Н. И. Ракитников, товарищ министра земледелия; Н. Н. Саввин, товарищ министра торговли и промышленности; А. А. Титов, товарищ министра продовольствия; Л. А. Устругов, товарищ министра путей сообщения; А. Г. Хрущов, управляющий Министерством финансов; А. И. Ярон, представитель Морского министерства; А. Я. Бабков, временный секретарь Главного экономического комитета.

Постоянный состав участников заседаний Главного экономического комитета

1. Зельгейм Владимир Николаевич (1873-1924), дворянин, один из старейших работников кооперации, в 1907 г. занимался подготовкой проведения первого в России кооперативного съезда. С 1915 г. председатель Центрального кооперативного комитета (ЦКК), один из основателей Центросоюза, член Московского Союза потребительских обществ. В 1917 г. работал во Временном правительстве — в Министерстве земледелия и Министерстве продовольствия. В 1917 г. избран членом Всероссийских кооперативных съездов. В 1919 г. уехал на лечение за границу и не вернулся. Председатель Союза русских кооператоров за границей. Похоронен в Париже.

2. Маниковский Алексей Алексеевич (1865-1920), окончил Михайловскую артиллерийскую академию (1891). Участвовал в русско-японской войне. С марта 1914 г. — комендант Кронштадтской крепости. Был близок к части думской оппозиции, один из лидеров которой Н. В. Некрасов во время Февральской революции прочил А. А. Мани-ковского на роль военного диктатора. С 6 марта 1917 г. — помощник военного министра. Временно управлял военным министерством после отставки А. И. Гучкова (конец апреля — начало мая 1917 г.) и после фактической отставки А. И. Верховского (октябрь 1917 г.). 25 октября 1917 г. был арестован в Зимнем дворце. В конце октября освобожден и принял на себя техническое руководство военным ведомством при большевистской власти (1917 г.). Начальник Артиллерийского управления и Управления снабжения Рабоче-Крестьянской Красной армии (РККА). Погиб в 1920 г.

3. Пальчинский Петр Иоакимович (1875-1929), инженер, экономист, политический деятель. В молодости был близок к анархистам, сторонник идей П. А. Кропоткина. В годы Первой мировой войны — активный деятель Центрального военно-промышленного комитета, сторонник государственного регулирования экономики. Участвовал в Февральской революции 1917 г., входил в состав Военной комиссии Временного комитета Государственной думы. Был избран членом исполнительного комитета Совета рабочих и солдатских депутатов. В марте 1917 г. возглавил Комитет военно-технической помощи и был назначен главноуполномоченным Временного правительства по снабжению металлами и топливом, стал товарищем (заместителем) министра торговли и промышленности. С марта 1917 г. также товарищ председателя Особого Совещания для обсуждения и объединения мероприятий по обороне государства. В августе 1917 г. был генерал-губернатором Петрограда, в октябре того же года стал помощником уполномоченного Временного правительства по водворению порядка, руководил обороной Зимнего дворца. Сотрудничал с советской властью. Расстрелян в 1930 г. по делу так называемой Промпартии.

45

4. Пумпянский Леонид Моисеевич (1889-1942), экономист, преподаватель Института народного хозяйства в Петрограде, политический деятель, социал-демократ. До 1914 г. работал в Лондонском отделении Русско-Азиатского банка, в феврале 1917 г. — в Министерстве труда. В 1922 г. уполномоченный Комиссии по улучшению быта ученых в Петрограде, сотрудник журнала «Экономист». Арестован 16 августа 1922 г. в Петрограде, освобожден 25 октября 1922 г. По заключению ГПУ от 10 ноября 1922 г. выслан за границу. Жил в Берлине, сотрудник Экономического кабинета С. Н. Прокоповича.

5. Саввин Николай Николаевич (1877-1954), инженер-механик, профессор, окончил С.-Петербургский технологический институт (1900 г.). В 1909 г. защитил докторскую диссертацию о сопротивлении металлов резанию и удостоился премии Общества инженеров-механиков, профессор (1909-1917 гг.). При Временном правительстве состоял помощником министра торговли. После Октября 1917 г. — в эмиграции, профессор в Загребском политехникуме, одновременно консультант, а затем главный инженер исследовательской лаборатории заводов «Шкода» в Чехословакии. С 1949 г. проживал в США. Состоял членом РАГ (Русская академическая группа) и почетным членом Общества русско-американских инженеров в США. В начале 50-х годов участвовал в попытке создания в США Русского университета имени М. В. Ломоносова. Похоронен на кладбище Маунт-Оливет под Нью-Йорком.

6. Устругов Леонид Александрович (1877-1938), российский инженер-путеец. С 1 мая 1916 г. — начальник Омской железной дороги. С 1 ноября 1916 г. — помощник начальника управления железных дорог Министерства путей сообщения России. С февраля до октября 1917 г. — товарищ министра путей сообщения при Временном правительстве. В 1918 г. — министр путей сообщения Временного Всероссийского правительства, затем Российского правительства, действовавшего при Верховном правителе А. В. Колчаке. С 19 ноября 1918 г. — одновременно заместитель председателя Совета министров. Считался одним из наиболее компетентных членов правительства А. В. Колчака, мало интересовался политическими вопросами. В 1920 г. эмигрировал в Китай. Жил в Харбине, в 1924-1935 гг. был вторым ректором Харбинского политехнического института. В 1935 г. вернулся в СССР вместе с сотрудниками КВЖД — советскими гражданами. 7 октября 1937 г. был арестован. 15 февраля 1938 г. приговорен Военной коллегией Верховного Суда СССР к расстрелу по обвинению в шпионаже и участии в контрреволюционной организации.

7. Хрущов Александр Григорьевич (1871-?), депутат I Государственной думы от Воронежской губернии, дворянин. Состоял членом партии Народной Свободы. В 1905 г. был делегатом воронежского земства на съезде земских и городских деятелей. Избран в Государственную думу (1906 г.), член правления Госбанка (один из создателей червонца).

8. Ярон Александр Иванович (1874/1875-1935), военный инженер, общественный деятель, педагог. Окончил Александровское военное училище (1892-1894), в 18971900 гг. учился в Николаевской Инженерной академии, получил специальность военного инженера. С 1900 по 1918 г. работал в Ревеле (Таллине). С 1913 г. в должности инженер-полковника принял участие в строительстве морской крепости Петра Великого. В 1913 г. — делегат Всероссийского съезда русских зодчих в Москве. В 1919-1922 гг. работал во Владивостоке на посту командира порта, участвовал в основании Политехнического института. В 1922 г. эмигрировал в Шанхай. В 1925-1928 г. содержал архитектурную контору «Лафуэнтэ и Ярон», вел активную общественную деятельность: был председателем Русской национальной общины, членом Союза служивших в Российской армии и на флоте, Русского благотворительного общества. Умер в Шанхае, прах перевезен на Сербское кладбище под Сан-Франциско (США).

46

Список участников заседаний Главного экономического комитета

1. Андерсон О. Н., петроградский уполномоченный председателя Особого Совещания по топливу, экономист, статистик.

2. Астров А. И., профессор, член конституционно-демократической партии.

3. Бабков А. Я., секретарь Главного экономического комитета.

4. Бернацкий М. В., представитель Министерства торговли и промышленности, член Конституционно-демократической партии.

5. Бернштейн-Коган С. В., заместитель Главноуполномоченного по топливу, член партии социалистов-революционеров.

6. Богатко Н. И., представитель главного интендантского управления, генерал-лейтенант.

7. Брайкевич М. В., представитель Министерства торговли и промышленности, член Конституционно-демократической партии.

8. Бринк А. Ф., председатель Петроградского заводского совещания

9. Вальтер А. В., представитель Главного артиллерийского управления, генерал-майор.

10. Варзар В. Г., управляющий отделом промышленности Министерства торговли и промышленности.

11. Вейцман И. И., представитель Московского заводского совещания.

12. Волков Н. К., приглашенный от Земгора.

13. Гришкевич-Трохимовский П. М., приглашенный от Министерства финансов.

14. Громан В. Г., представитель Редакционной комиссии Всероссийского съезда районных комитетов снабжения, член РСДРП, меньшевик.

15. Давиденко Н., представитель Главного интендантского управления.

16. Демосфенов С. Н., управделами заготовительного комитета при Министерстве торговли и промышленности, экономист, в политической борьбе не участвовал, но к большевистской власти относился критически.

17. Денисов С. В., представитель Министерства финансов.

18. Дроздов Н. Ф., представитель Путиловского завода.

19. Дюфур В. В., представитель Общества заводчиков и фабрикантов.

20. Ельяшевич Василий Борисович, профессор, консультант Главного экономического комитета.

21. Ершов С. А., представитель Министерства продовольствия.

22. Жандр С. А., представитель Путиловского завода.

23. Загорский С. О., представитель Министерства труда.

24. Зельгейм В. Н., товарищ министра продовольствия.

25. Иванов Е. П., представитель Министерства путей сообщения.

26. Изнар Н. Н., заместитель председателя Военно-промышленного комитета.

27. Казанский С. А., представитель льняного отдела Комитета по делам льняной и джутовой промышленности.

28. Канегиссер И. С., инженер, член Особого Совещания по обороне.

29. Канин В. А., вице-адмирал Морского министерства.

30. Кафенгауз Л. Б., представитель Министерства торговли и промышленности, социал-демократ.

31. Кирпичев М. В., представитель Особого Совещания по топливу.

32. Киршь К. В., главноуполномоченный по топливу.

33. Клопотов К. И., представитель Центрального военно-промышленного комитета.

34. Комиссаров И. И., представитель Общества фабрикантов и заводчиков.

35. Корде Н. К., представитель Министерства внутренних дел, социал-демократ.

47

36. Красинский Г. Д., секретарь товарищества механического завода «Молот» и акционерных обществ Азовско-Черноморского литейного и механического заводов.

37. Крылов А. И., представитель химического комитета при Главном артиллерийском управлении, генерал-лейтенант.

38. Кузнецов А. М., представитель Всероссийского земского союза.

39. Кутлер Н. Н., председатель Совета съездов представителей промышленности и торговли, член конституционно-демократической партии.

40. Лазаревский Н. И., представитель Министерства финансов, юрист.

41. Лехович А. А., начальник Главного артиллерийского управления, генерал-лейтенант.

42. Ливеровский А. В., представитель Министерства путей сообщения, беспартийный.

43. Лурье С. В., представитель промышленности Московского района, председатель Главного экономического комитета на 42-44-м заседаниях.

44. Любович Е. Л., управляющий делами Совета съездов представителей промышленности и торговли.

45. Маниковский А. А., помощник военного министра, генерал от артиллерии.

46. Масальский В. И., представитель Министерства торговли и промышленности.

47. Миллер Л. Б., представитель московского отдела Общества заводчиков и фабрикантов.

48. Михайлов И. А., представитель Министерства продовольствия, член партии социалистов-революционеров.

49. Михельсон А. А., начальник Главного управления по заграничным заказам, генерал-лейтенант.

50. Монахов А. Д., представитель джутового отдела Комитета по делам льняной и джутовой промышленности.

51. Невяровский С. И., представитель Морского министерства.

52. Никитин Л. Н., помощник управляющего делами Главного экономического комитета.

53. Никотин В. М., чиновник особых поручений при Министерстве внутренних дел, член партии социалистов-революционеров (?).

54. Нольде А. А., представитель льняного отдела Комитета по делам льняной и джутовой промышленности.

55. Овчинников А. С., представитель главного военно-технического управления, генерал-лейтенант.

56. Орлов А. С., представитель Министерства торговли и промышленности, социалист.

57. Пальчинский П. И., временно управляющий Министерством торговли и промышленности, председатель особого совещания по обороне.

58. Переверзев В. Н., представитель Центрального военно-промышленного комитета.

59. Покровский Н. Н., тайный советник.

60. Поляк С. Л., представитель промышленности Московского района.

61. Приселков А. Д., помощник генерал-контролера военной и морской отчетности.

62. Прокопович С. Н., председатель Главного экономического комитета с 1 до 12 заседания.

63. Прусс В. А., представитель Министерства продовольствия.

64. Прядкин Я. Д., представитель Бюро съездов горнопромышленников Юга России.

65. Пумпянский Л. М., управляющий отделом рынка труда Министерства труда, социал-демократ.

48

66. Рабинович Л. Г., представитель Совета съездов представителей промышленности и торговли.

67. Ракитников Н. И., товарищ министра земледелия, представитель партии социалистов-революционеров.

68. Родин К. Ф., управляющий иностранным отделением Особенной канцелярии по кредитной части.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

69. Рохович Г. Я., представитель Совета съездов представителей промышленности и торговли.

70. Сабанин А. В., представитель Министерства иностранных дел.

71. Саввин Н. Н., товарищ министра торговли и промышленности, председатель Главного экономического комитета с 12 по 30-е заседания.

72. Седов Г. Я., представитель Морского министерства.

73. Тапильский А. Н., представитель льняного отдела Комитета по делам льняной и джутовой промышленности.

74. Татарчук В. М., представитель Управления делами заготовительного комитета Министерства торговли и промышленности.

75. Тахтамышев Г. С., представитель Министерства путей сообщения.

76. Тейтель С. Л., представитель Министерства продовольствия.

77. Тираспольский Г. Л., представитель Министерства продовольствия.

78. Титов А. А., товарищ министра продовольствия, представитель партии народных социалистов.

79. Третьяков С. Н., председатель Главного экономического комитета с 30 по 40-е заседания.

80. Устругов Л. А., товарищ министра путей сообщения.

81. Фалъев (Фалеев) Н. И., товарищ министра земледелия.

82. Хрущов А. Г., временно управляющий Министерством финансов, представитель конституционно-демократической партии.

83. Чаплин С. М., генерал-майор.

84. Чернышев М. П., главноуполномоченный по снабжению металлами.

85. Чешер Г. К., представитель Петроградского отдела общества заводчиков и фабрикантов.

86. Шателен С. А., товарищ министра финансов.

87. Шеманов М. В., главный инспектор заводов Морского министерства, контрадмирал.

88. Яковлев Д. В., начальник управления воздушного флота.

89. Яровицкий А. И., председатель междуведомственной комиссии при заготовительном комитете Министерства торговли и промышленности.

90. Ярон А. И., представитель Морского министерства.

Председательствовал на заседании С. Н. Прокопович, который также являлся председателем Экономического совета. На первом заседании Главного экономического комитета выступили С. Н. Прокопович, П. И. Пальчинский, Л. А. Устругов и В. Н. Зель-гейм. На начальном этапе работы Главного экономического комитета происходило постепенное формирование его состава. Так, на втором заседании было заслушано заявление А. Я. Бабкова о необходимости немедленной организации управления делами этого комитета и утверждении его штатов, после чего было принято постановление о назначении А. Я. Бабкова временно управляющим делами Комитета и поручении ему приглашать в него служащих, согласовав кандидатуру с комитетом1 [8, л. 5]. Кроме

1 Журнал 2-го заседания Главного экономического комитета от 19 июля 1917 г.

49

того, на самих заседаниях происходили обсуждение и отбор кандидатур, в частности, на четвертом заседании были заслушаны отношение уполномоченного Московского военно-промышленного комитета о включении в состав Экономического Совещания при Главном экономическом комитете представителей комитета, а также выдержка о допущении в состав Экономического совета или в состав Совещания при Главном экономическом комитете представителя Центрального совета съезда инженеров путей сообщения, но, несмотря на право председателя (по положению) приглашать заинтересованных лиц, было принято решение отклонить кандидатуры. Таким образом, в журналах заседаний Главного экономического комитета фиксировались не только новые члены, но и те, кто, вероятно, мог бы принимать участие в его работе. В целом же состав представителей министерств в Главном экономическом комитете был довольно постоянным и оставался в рамках первоначальных назначений. Серьезные изменения можно зафиксировать только с шестого журнала: это, во-первых, делопроизводственные изменения — состав участников заседания дан «без министерской принадлежности», и, во-вторых, появляется отчет, дополняющий журнал заседания. В целом в шестом заседании Главного экономического комитета принимали участие: Е. П. Иванов, Л. Б. Кафенгауз, А. В. Ливеровский, А. Е. Лосицкий, А. А. Маниковский, А. С. Орлов, П. И. Пальчинский, В. А. Прусс, Л. М. Пумпянский, Н. И. Ракитников, Н. Н. Саввин, Л. А. Устругов, А. И. Ярон. Председательствовал С. Н. Прокопович. Его деятельность в этой должности продолжалась до двенадцатого заседания, после чего руководителем Главного экономического комитета был назначен Н. Н. Саввин.

Следующее внесение изменений в состав Главного экономического комитета произошло на четырнадцатом заседании2 [8, л. 64] в связи с докладом А. И. Яровицкого (председателя междуведомственной комиссии при Министерстве торговли и промышленности по установлению цен на массовые и плановые заказы), который представил на утверждение ГЭК цены, выработанные Комиссией на товарные вагоны и платформы для первой половины 1917 г., отметив при этом, что в задачи Комиссии входят выяснение и разработка цен на сырые материалы, полуфабрикаты и готовые изделия. Выработанные цены, согласно положению, должны пройти утверждение Временного правительства. В обсуждении приняли участие: С. Н. Демосфенов, Л. Б. Кафенгауз, Г. Д. Красинский, А. В. Ливеровский, В. М. Никотин, Л. М. Пумпянский, А. И. Яро-вицкий.

На этом же заседании были внесены изменения в организацию работы заседаний Главного экономического комитета, которая строилась теперь не на основе представительства, а на постоянной основе. Это было связано с обсуждением вопроса о малой посещаемости его заседаний. Как считал председатель, «товарищи министров настолько обременены работой, что для них невозможно посещать часто заседания Комитета, которые необходимо теперь при наличии важных дел устраивать не меньше четырех раз в неделю. Из разговора с министром-председателем и отдельными министрами выяснилась желательность назначения определенных лиц от каждого министерства для постоянной деловой работы в Главном экономическом комитете» [8, л. 66]. Поэтому председатель предложил разбить заседания Главного экономического комитета на принципиальные, на которых присутствуют товарищи министров, и деловые, на которых их заменяют назначенные ведомством заместители. В результате был принят

2 О 14-м заседании сохранился только отчет, в журнале оно не нашло отражения.

50

институт заместителей; заседания Главного экономического комитета назначались на понедельник, вторник, четверг и пятницу [8, л. 66].

Реализация принципа разделения заседаний произошла, в частности, на сорок втором заседании [8, л. 251] в связи с рассмотрением вопроса о Центральном комитете по делам льняной и джутовой промышленности, когда полностью изменился состав Главного экономического комитета. На следующем, сорок третьем заседании «Проект положения о Центральном комитете по делам льняной, пеньковой и джутовой промышленности и торговли», выработанный управлением делами Главного экономического комитета, был заслушан в полном составе. Кроме того, с семнадцатого заседания происходит разделение участников заседаний — на членов Комитета, их заместителей и приглашенных лиц.

Изменение состава на двадцать втором заседании Главного экономического комитета было связано с обсуждением вопросов передачи дел бывшего Совещания товарищей министров по снабжению и бывшего Комитета по заказам внутри России на оборону в Главный экономический комитет. Было решено образовать Особое Совещание под председательством А. А. Маниковского по вопросу об изменении порядка выдачи разрешений заказов и порядка прохождения плановых «предположений» ведомств в Подготовительной и Исполнительной комиссиях ввиду образования Главного экономического комитета. На двадцать втором заседании присутствовало большое количество представителей военного ведомства. Изменения во внутренней работе, определявшиеся, в частности, характером рассматриваемых вопросов, как и изменения состава участников заседаний Главного экономического комитета, произошли и с приходом к его руководству С. Н. Третьякова, который председательствовал с тридцатого по сороковое заседания3 [8]. В частности, П. В. Волобуев характеризовал приход Третьякова как позитивный, активизировавший деятельность Комитета [1, с. 146].

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что на протяжении трех месяцев работы Главного экономического комитета его состав изменялся в связи с характером обсуждаемых вопросов, которые, в свою очередь, были связаны с изменениями во внутриполитической и экономической ситуации в России в 1917 г.

Часть журналов заседаний Главного экономического комитета, как уже упоминалось, содержит отчеты, в которых отражены подробности обсуждения членами Комитета насущных экономических проблем. Эти отчеты заслуживают отдельного рассмотрения, поскольку они отражают внутреннюю «кухню» работы этого комитета, дают исчерпывающее представление о взглядах его участников и обсуждаемых проблемах. По отчетам можно констатировать отсутствие единства по ряду вопросов и дискуссионный характер обсуждения. Также по отчетам и по журналам заседаний Главного экономического комитета можно сделать вывод о том, что наиболее важным и существенным достижением за весь период его работы была выработка схемы движения плановых заготовок [8, приложение к делу 3, конверт 1]. Схема составлялась и обсуждалась на ряде заседаний Комитета [8, л. 15]. В ее обсуждении принимал участие основной состав Главного экономического комитета. Отметим, что в последующем все представленные различными министерствами схемы, отражающие политику министерств в экономических вопросах, укладывались именно в нее. Составление схем от различных министерств нашло свое отражение даже на страницах кадетской

См. Журналы заседаний за период с 3 по 17 октября 1917 г.

51

3

прессы [16], хотя в целом партия Народной Свободы не высказывала каких-либо замечаний, в прессе можно отметить только фиксацию создания Главного экономического комитета и Экономического совета, причем освещение деятельности Экономического совета представлено в большей степени.

На наш взгляд, более интересным представляется рассмотрение самой возможности представителей кадетской партии работать вместе с представителями партии социалистов-революционеров. П. Н. Милюков в своих воспоминаниях объяснял точку зрения партии кадетов следующим образом: «А. Ф. Керенский заявил, что будет подбирать членов кабинета индивидуально, независимо от их партийной принадлежности, и они не будут считаться официально делегированными и ответственными пред своими партиями, как это было при первой коалиции. Так как это освобождало и министров-социалистов от формальной ответственности перед их партийными органами, то ЦК партии народной свободы охотно разрешил своим членам, к которым А. Ф. Керенский обратился лично, В. Д. Набокову, Н. М. Кишкину и Н. И. Астрову, вступить в прямые контакты с министром-председателем. В то же время А. Ф. Керенский завел контакты и с представителями торгово-промышленного класса, от имени которого в Петрограде выдвигалась кандидатура Н. Н. Кутлера, в Москве — С. Н. Третьякова» [17]. Позиция партии кадетов, в частности, нашла отражение в сообщении Н. Н. Кутлера, который принимал участие в заседаниях как Экономического совета, так и Главного экономического комитета, опубликованном в «Вестнике партии Народной Свободы»[18].

Отдельным сюжетом для рассмотрения является завершение работы Главного экономического комитета. В середине октября 1917 г. был принят окончательный вариант положения о Главном экономическом комитете. Как писал П. В. Волобуев, «24 октября этот проект должен был рассматриваться Временным правительством, но тому было уже не до бюрократической игры в реформы»[1, с. 146], после чего окончательное завершение работы Главного экономического комитета и определение дальнейшей судьбы участников его заседаний перешли в руки Президиума ВСНХ (Высший совет народного хозяйства) [8, л. 272]. В повестке дня заседания 19 января 1918 г. значились пункт 2 «О Главном экономическом комитете» и пункт 6 «О бывших служащих Главного Экономического Комитета», после чего были вынесены следующие постановления: отделы Главного экономического комитета, упраздненного постановлением ВСНХ, соединить с соответствующими отделами ВСНХ и передать все делопроизводство а) осведомительного характера — в Бюро печати при ВСНХ; б) статического — в статистический отдел; в) технического/библиотеки — в библиотеку ВСНХ. По пункту 6 «О бывших служащих Главного Экономического Комитета, участвующих в саботаже» [8, л. 272 об.] было принято постановление производить прием их на работу в ВСНХ на общих основаниях, «не рассматривая этих служащих как единую корпорацию и потому, что В. С. Н. Х. учреждение новое и потому, что Главный Экономический Комитет уже упразднен» 4.

Подводя итоги, основанные на анализе Журналов заседаний Главного экономического комитета, заметим, что к анализу работы различных его составов можно подходить с точки зрения реализации министерских задач, т. е. того, что стремились

4 Протокол заседания президиума Высшего совета народного хозяйства, состоявшегося 19 января 1918 г.

52

провести министерства через Главный экономический комитет после вхождения «социалистов» в правительство, что позволит оценить фактор потенциального политического влияния «новой элиты». Попытка эффективной работы элиты в первую очередь связана с идентификацией состава Главного экономического комитета с точки зрения партийной принадлежности. Анализ показывает, что большинство членов Главного экономического комитета были представителями «социалистических» партий, кроме того, в заседаниях принимали участие так называемый «общественный элемент», генералитет, а также профессионалы — люди, мало интересующиеся партийными вопросами. Следовательно, создание Главного экономического комитета можно расценивать не только как попытку регулирования экономики в условиях революции, но и как попытку создания органа влияния министерств на экономическую политику государства после вхождения «социалистов» в правительство.

Изменения в составе Главного экономического комитета были связаны с характером обсуждаемых вопросов, с определенным личным фактором. Как известно, Главный экономический комитет работал в разное время под председательством С. Н. Про-коповича, Н. Н. Саввина, С. Н. Третьякова.

Вопрос об изменении состава Главного экономического комитета, несомненно, также связан с изменениями во внутриполитической жизни страны, да и с течением времени подход к организации заседаний изменился: на начальном этапе вхождение новых членов в комитет характеризуется сложностью, затем, с разделением заседаний, можно отметить формальный характер работы, связанный с малочисленностью состава участников при рассмотрении конкретных вопросов, а в последствии, накануне Октября 1917 г., происходит активизация его работы, основанная на широком представительстве различных сил.

Раскрывая роль отчетов заседаний как исторического источника, можно получить представление о тех задачах, которые пытались решить различные министерства через Главный экономический комитет, а также определить место самого Комитета во всей конструкции государственных органов Временного правительства. Деятельность Главного экономического комитета была попыткой создать основы управления экономикой в условиях 1917 г. путем выработки многообразных схем, которые существовали буквально по каждому сегменту экономики. Это была попытка если не удовлетворить, то хотя бы приспособить потребности российского общества к бурному революционному потоку 1917 г.

Источники и литература

1. Волобуев П. В. Экономическая политика Временного правительства. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1962. 483 с.

2. Волобуев П. В. Пролетариат и буржуазия России в 1917 г. М.: «Мысль», 1964. 358 с.

3. 3. Zagorsky S. O. State Control of Industry in Russia during the War. New Haven: Yele University Press, 1928. 351 p.

4. Экономическое положение России накануне Великой Октябрьской Социалистической революции. Документы и материалы. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1957. 692 с.

5. Журналы заседаний Временного правительства / сост. Д. Н. Гринько, О. В. Лавинская. В 4 т. Т. 2. Май-июнь 1917 г. М.: РОССПЭН, 2002. 512 с.

6. Журналы заседаний Временного правительства / сост. Д. Н. Гринько, О. В. Лавинская. В 4 т. Т. 3. Июль-август 1917 г. М.: РОССПЭН, 2004. 416 с.

7. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 273. Ф. 273. Оп. 14. Д. 5057. Материалы пяти журналов: журнала первого заседания ГЭК от 17 июля 1917 г., восьмого — от 2 августа, пятнадцатого — от 29 августа, шестнадцатого — от 2 сентября 1917 г. и журнала девятнадцатого заседания от 12 сентября 1917 г.

8. Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб). Ф. 9410. Оп. 1. Д. 3. Фонд Главного экономического комитета. Имеются все журналы заседаний комитета с 17 июля по 23 октября 1917 г. за исключением 38-го и 39-го журналов.

9. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. 1779. Оп. 2. Д. 235.

10. ЦГА СПб. Ф. 9410. Д. 1. Проекты положений о Главном экономическом комитете и районных экономических комитетах.

11. РГИА. Ф. 150. Оп. 1. Д. 430. Доклад А. Ф. Германа от 26 сентября 1917 г.

12. РГИА. Ф. 1291. Оп. 132. Д. 40, 45. Д. 40 — О личном составе Министерства продовольствия; д. 45 — Списки служащих за период с 1905 по 1917 г.

13. Журнал № 130 от 13 июля 1917 г. О назначении В. Н. Зельгейма, Н. Н. Саввина, а также А. А. Маниковского, С. А. Кукеля, Л. А. Устругова, А. Г. Хрущова, Л. М. Пумпянского // Журналы заседаний Временного правительства / сост. Е. Д. Гринько, О. В. Лавинская. В 4 т. Т. 2. Май-июнь 1917 г. М.: РОССПЭН, 2002. 511 с.

14. ГАРФ. Ф. 150. Оп. 2. Д. 235. Из Канцелярии Временного Правительства от 15 июля 1917 г.

15. 15. ЦГА СПб. Ф. 9410. Оп. 1. Д. 2. Функции отделов и управления Гл. эк. ком. и смета расходов по содержанию управления главноуполном. Председателя особого совещания по снабжению донецким топливом потребителей всей страны.

16. Речь. 1917. 11 авг. — Упоминается схема, представленная Орловым на заседании Главного экономического комитета «О составлении и выполнении государственного плана снабжения армии и населения продуктами массового потребления».

17. Милюков П. Н. История второй русской революции. Воспоминания. Мемуары. Минск: Харвест, 2002. 749 с.

18. Кутлер Н. Н. О положении промышленности // Вестник партии Народной Свободы. 1917. 28 сент. № 20. С. 15-16.

Статья поступила в редакцию 15 марта 2012 г.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.