Научная статья на тему 'Президиум умо по образованию в области сервиса и туризма. Смоленск, 5-6 февраля 2009 года'

Президиум умо по образованию в области сервиса и туризма. Смоленск, 5-6 февраля 2009 года Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Президиум умо по образованию в области сервиса и туризма. Смоленск, 5-6 февраля 2009 года»

Новости умо по образованию в области сервиса и туризма: «работодатели будут активно участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профобразования»

В период с 5 по 6 февраля 2009 года на базе НОУ ВПО «Смоленский гуманитарный университет» («СГУ») состоялся президиум совета учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма.

В заседании президиума УМО приняли участие члены президиума и совета УМО, представители учреждений высшего и среднего профессионального образования, представители администрации Смоленской области и работодателей, преподаватели и сотрудники Смоленского гуманитарного университета (СГУ). В фойе актового зала СГУ работала книжная ярмарка, где была представлена учебно-методическая литература по туризму и сервису.

Участников заседания приветствовали ректор ФГОУВПО «РГУТиС», председатель совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, профессор Александр Алексеевич Федулин и ректор НОУ ВПО «СГУ», профессор Николай Евгеньевич Мажар.

Заместитель председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, профессор Татьяна Николаевна Ананьева выступила с докладом «О перспективных направлениях взаимодействия образовательного и бизнес-сообществ». С докладами по названной теме выступили также представители образовательного и бизнес-сообщества.

Татьяна Николаевна Ананьева напомнила участникам заседания, что сейчас в образовательном сообществе активно обсуждается идея о том, что специалист, кроме получения диплома выпускника, должен проходить квалификационные экзамены на право занятия той или иной должности. Между Минобрнауки России и Российским союзом промышленников и предпринимателей 24 июня 2007 года было подписано соглашение о взаимодействии. Его предметом является взаимодействие сторон в области развития образования и повышения качества трудовых ресурсов в пределах компетенции каждой из сторон. Взаимодействие будет осуществляться на безвозмездной основе по следующим направлениям: 1) создание и развитие национальной системы квалификаций, профессиональных стан-

дартов и государственных образовательных стандартов профессионального образования, отвечающих задачам развития российской экономики и общественным потребностям; 2) создание системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций; 3) содействие развитию современных инновационных профессиональных образовательных программ.

Создание образовательных стандартов отнесено к прерогативе Минобрнауки России, в т.ч. УМО. Организатором разработки отраслевых профессиональных стандартов и создания центров независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций работников и выпускников образовательных учреждений профессионального образования определен Российский союз промышленников и предпринимателей и учрежденное им Национальное агентство развития квалификаций. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 года № 1015 были утверждены Правила участия объединений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования.

В стране постоянно идет поиск путей усиления профессиональных компетенций выпускников. Вузами создаются кафедры и другие специальные подразделения в организациях и учреждениях, где в результате совместно проводимого учебного процесса выпускники «доводятся» до уровня реальной квалификационной категории, принятой на данном производстве товаров или услуг. При этом, кроме проведения традиционной итоговой государственной аттестации, предусматривается привлечение к оценке квалификации выпускников различных частных систем оценки с наборами дополнительных показателей, как это можно наблюдать на кафедре Смоленского филиала МЭИ в НПО «Кристалл» или Центра подготовки кадров РГУТиС для Вязьминско-го машиностроительного завода. В ряде вузов созданы факультеты целевой подготовки кадров для конкретных компаний с привлечением их средств.

ОТ РЕДАКЦИИ

В России действует система подготовки врачебных кадров, основанная на обязательном прохождении после окончания вуза рези-дентуры (интернатура, ординатура), которая давно была принята в странах Западной Европы и США. Именно продолженное обучение выпускников медицинских вузов в интернатуре и клинической ординатуре является в России основным направлением подготовки врачей-специалистов с соответствующей сертификацией квалификации. За рубежом первые программы «дообучения» выпускников вузов были организованы электротехническими корпорациями на рубеже Х1Х—ХХ веков. Развитие этих процессов привело к трансформации внутрифирменной подготовки кадров и появлению специализированных кадровых фирм, которые сами оплачивают обучение и устанавливают требования к сертификации своих выпускников. В зависимости от бизнес-заказа кадровая фирма организует узкопрофильную профессиональную подготовку выпускников всех уровней предыдущего образования.

По информации, полученной от генерального директора Национального агентства развития квалификаций А.Н. Лейбовича, бизнес-сообщество приступило к организации отраслевых центров и соответствующих региональных отделений сертификации квалификаций. В этих целях создана Национальная рамка квалификаций Российской Федерации, активно разрабатываются отраслевые рамки квалификаций и профессиональные стандарты. Выпускник учебного заведения профильного образования будет востребован на рынке труда, если в результате освоения основной профессионально-образовательной программы в полном объеме, он получит также дополнительную узкопрофильную профессиональную подготовку в учебном заведении или в специализированной кадровой фирме и сдаст соответствующий сертификационный экзамен в отраслевом центре сертификации квалификаций (ОЦСК) или региональном отделении соответствующего ОЦСК.

Во многих странах оценкой качества образования занимаются профессиональные сообщества или качество выпускников непосредственно оценивают фирмы, корпорации и другие потребители, однако ведущая роль научно-педагогической общественности в анализе содержания образования прослежи-

вается во всем мире. Создание совместно с РСПП на базе РГУТиС отраслевого центра сертификации квалификаций отрасли сферы обслуживания следует признать актуальной задачей уже сегодня. В этом случае одновременно требует решения и задача подготовки выпускников учебных заведений профессионального образования по программам узкопрофильной профессиональной подготовки, адекватной по содержанию сертификационным требованиям на специальном корпоративном факультете.

В этом отношении сфера обслуживания занимает особое место, поскольку в ней множество небольших в кадровом отношении фирм и организаций. Это означает, что заказчики кадров заинтересованы в небольших количествах выпускников и определенном разнообразии программ узкопрофильной подготовки. Функционирование корпоративного факультета тем более оправдано, что с 1 января 2009 года предусматривается отнесение на себестоимость тех расходов, которые затратил работодатель на обучение или повышение квалификации сотрудников, эти средства не облагаются налогом. В целях подготовки к созданию в базовом вузе УМО — РГУТиС — корпоративного факультета подготовлен для обсуждения проект Положения о корпоративном факультете РГУТиС.

Можно рекомендовать создание при вузах, ведущих подготовку по направлениям сферы обслуживания, региональных отделений отраслевого центра сертификации квалификаций и соответствующих корпоративных факультетов.

О системе подготовки кадров на базе НПО «Кристалл» как примере взаимодействия образовательного и бизнес-сообщества» рассказали Т.И. Потоцкая, профессор кафедры социально-экономической географии и туризма СГУ и А.М. Бочаров, профессор кафедры оптико-электронных систем СФ МЭИ. Очень ценным оказался и опыт РГУТиС, который был представлен в докладе «Целевая подготовка профессиональных кадров на уровне требований работодателей (опыт совместной деятельности РГУТиС и Вяземского машиностроительного завода)» профессором А.И. Набережных и В.С. Куприяновым, директором Вяземского машиностроительного завода.

4

научный журнал СЕРВИС PLUS 2009 / № 2

Следует также отметить доклады Ю.Ф. Кирюшина, профессора, ректора ФГОУВПО Алтайского государственного университета «О проблемах кадрового обеспечения инновационного развития регионов в условиях кризиса» и проректора по учебной и воспитательной работе СГУ Л.Ю. Мажар «Формирование региональной системы подготовки кадров для сферы туризма Смоленской области».

В заключение выступили начальник учебно-методического центра УМО по образованию в области сервиса и туризма Г.И. Илюхина с сообщением «О состоянии учебно-методического обеспечения образовательных программ направлений подготовки и

специальностей высшего профессионального образования группы «Сфера обслуживания» и Ученый секретарь УМО по образованию в области сервиса и туризма, доцент О.В. Кобелева с сообщением «О деятельности Объединенного редакционно-издательского совета по присвоению грифа УМО по образованию в области сервиса и туризма электронным учебникам и другим изданиям учебно-методической литературы».

Проректор, заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, доктор социологических наук, профессор

Т.Н. Ананьева

Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 25 апреля 2008 года / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.К. Романович. ФГОУВПО «РГУТиС». Вып. 9. М.: 2008. 386 с.

В сборнике представлены статьи, раскрывающие проблем отраслевого и регионального маркетинга услуг, маркетинга на предприятиях и в организациях сферы услуг и маркетинговых исследований в сфере сервиса.

ериалы ;нтов и іующей

Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке: Мате Международной научно-практической конференции студентов аспирантов / Под. ред. д-ра экон. наук, профессора, заведующе кафедрой «Экономика труда и управление персоналом» Л.С. Морозовой; канд. экон. наук, доцента, преподавателя кафедры «Экономика труда и управление персоналом» В.М. Лаврентьева. ФГОУВПО «РГУТиС». М., 2008. 390 С.

В сборник включены статьи участников Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Актуальные проблемы социоэкономики в XXI веке».

Москва 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.