УДК 378
Основная образовательная программа как регламент качества подготовки выпускников в условиях перехода на систему ФГОС ВПО
Ананьева Т.Н., проректор-заместитель председателя УМО, [email protected] Илюхина Г.И., начальник УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма, ,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г.
Москва
Проанализированы подходы к разработке основных образовательных программ подготовки компетентных кадров в современных условиях перехода на систему федеральных государственных образовательных стандартов.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО), компетенции обучающихся.
The article reveals approaches to the development of core curriculum for the training programs of qualified personnel, moving to a system of federal state educational standards.
Key Words: federal state educational standard for higher professional education, core curriculum for higher professional education, students ’ competences.
Современное состояние системы высшего профессионального образования в Российской Федерации характеризуется усиливающимся влиянием рынка труда на содержание основных образовательных программ. Конкретная задача заключается в том, что содержание образовательных программ должно быть направлено на реальный сектор экономики, а учебный процесс необходимо информационно и организационно обеспечить необходимыми для приобретения соответствующих компетенций ресурсами, учебно-методическим и материально-техническим оснащением. На фоне сближения образовательных услуг с рынком труда, усиления роли работодателей в процессах разработки ФГОС и непосредственно подготовки кадров требуется решение задач разработки подходов к формированию основных образовательных программ, отвечающих конкретным запросам экономики.
Положительных результатов обеспечения потребности рынка труда в кадрах нужной квалификации и соответствующего уровня и профиля подготовки возможно достичь за счет формирования т.н. корпоративной образовательной среды, идея разработки которой реализуется совместно (или по запросам работодателей) в виде систем реализации профилированных образовательных программ, адекватных потребностям рынка труда. Работодатели (предприятия, организации, корпорации или иные структуры) непосредственно участвуют в разработке содержания и организационных форм профессиональных образовательных программ, обеспечивая тем самым производственные потребности в кадрах нужной квалификации и уровня профессионального образования.
При этом снимается острый вопрос занятости молодых специалистов в конкретной профессиональной среде, поскольку им гарантировано трудоустройство со стороны работодателей. Такое образование столь же конкретно, насколько реализуется «под конкретный заказ». Таким образом, основные образовательные программы, разработанные с участием представителей работодателей - это ещё и своеобразная форма адресной профессиональной подготовки кадров, позволяющая поднять процент востребованности выпускников на несоизмеримо высокий (по сравнению с прошлым) уровень, форма гарантии их трудоустройства и занятости.
В интенсивной профессиональной среде признак целевой подготовки означает четкую профессиональную направленность на отрасль, конкретный профиль основной образовательной программы, возможно, конкретное предприятие в системе корпоративных либо партнерских отношений вуза с этим предприятием, на определенное материально - техническое и иное ресурсное обеспечение подготовки кадров нужных квалификаций и уровня профессионального образования.
Признак интенсивной подготовки означает привитие обучающимся способностей к эффективному труду, организованному на принципах использования научных составляющих специальных знаний и практических навыков, что позволит приобщить обучающихся еще в стенах вуза, т.е. в процессе обучения к творческому подходу, к принятию обоснованных решений в конкретных ситуациях профессиональной деятельности с учетом квалификационной характеристики, установленной федеральным государственным образовательным стандартом, являющимся регламентом качества. Важная роль в этом процессе отводится работодателям.
Вновь вводимые федеральные государственные образовательные стандарты по определению Министерства образования и науки Российской Федерации должны
6
разрабатываться с непосредственным участием представителей профессиональных сообществ и работодателей и отвечать современному международному уровню. Кроме того, содержание образовательных стандартов должно определять не перечень учебных дисциплин и их трудоемкость, а регламентировать результаты достижения обучающимися уровня профессионального образования, их готовность самостоятельного оперирования знаниями и практическими навыками в профессиональной деятельности.
Особенность нового поколения ФГОС ВПО состоит в широком применении компетентностно-деятельностного подхода, в основе которого развитие системы высшего профессионального образования, ориентированного на результат обучения - компетенции выпускника по соответствующему направлению, уровню и профилю подготовки. При этом компетенции выпускников проявляются в многофункциональной системе знаний, умений и навыков, отвечающих требованиям работодателей и одновременно запросам рынка труда и экономики в целом. Одновременно актуальность приобретает уровень профессионального образования, профиль подготовки, ориентированный в первую очередь на потребности рынка труда, требования конкретных работодателей, соответствующие развитию и направлениям модернизации научно-технического комплекса страны, социальноэкономическим процессам инновационных обществ.
Завершение разработки проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определило перед российскими вузами задачу перехода к новому поколению основных образовательных программ (ООП) в контексте современных отечественных, европейских и мировых тенденций реформирования и развития высшего профессионального образования, совершенствования качества подготовки выпускников, адекватных потребностям отечественного и мирового рынка труда. Образовательная задача состоит в формировании базовых основ профессиональной культуры и основных деятельностных компетенций обучающихся (коммуникативных навыков, навыков поиска и анализа информации, самообразования, коллективной работы, толерантности и пр.). Требуется создание системы контроля и оценки компетенций с учетом уровня профессионального образования, разработки критериев доступа к освоению образовательных программ следующих уровней, регламентированных федеральными государственными образовательными стандартами.
Проектирование ООП ВПО, адекватных запросам работодателей и рынка труда, должно опираться на основные исходные данные ФГОС ВПО, определяемые как следующие регламенты:
•ФГОС ВПО как новый комплекс требований, которые должны быть реализованы в проектируемых ООП ВПО по направлениям подготовки с учетом востребованного профиля и уровня образования;
•действующие ООП ВПО и примерные учебные планы (ПрУП) по
направлениям подготовки как «аккумуляторы» накопленного опыта и культуры организации учебного процесса, реализации задач подготовки компетентных кадров, адекватных потребностям отечественного и мирового рынка труда;
•механизмы взаимодействия институциональных структур, регулирующих требования к кадрам нужных квалификаций, профиля и уровня образования, ресурсное обеспечение на основе социальных норм.
Наибольшую значимость в рамках направления подготовки приобретает примерная основная образовательная программа (ПрООП ВПО) как базовый регламент ООП ВПО вуза. С позиций категории «социальной нормы» ПрООП ВПО занимает промежуточное место между ФГОС ВПО и ООП ВПО конкретных учебных заведений и выступает в роли комплексной «переходной социальной нормы» федерального (общестранового) уровня, «мягкого, направляющего (рекомендательного) типа», имеющего целью предложить вузам возможный инвариант проекта ООП ВПО, отвечающий требованиям ФГОС ВПО. При этом ФГОС ВПО является регламентом для разработки ООП ВПО по каждому конкретному направлению и профилю подготовки, уровню образования.
Концептуальным ядром ФГОС ВПО как стандарта нового поколения и реализующих его ООП ВПО, является компетентностный подход к формированию ожидаемых результатов обучения. На этой основе общий состав ООП ВПО уровня бакалавриата или уровня магистратуры по соответствующему направлению подготовки определяется в виде структуры регламентов, которые можно представить следующим образом:
•общие положения;
•характеристика профессиональной деятельности выпускника по реализуемым ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки;
•компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат
образования по завершении освоения ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки;
•документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного
процесса при реализации ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки;
•ресурсное обеспечение реализуемых ООП ВПО по соответствующему
направлению подготовки;
•характеристики социально-культурной среды вуза, обеспечивающие развитие
общекультурных компетенций обучающихся;
•нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения
обучающимися реализуемых ООП ВПО по соответствующему направлению подготовки;
•регламент организации периодического обновления реализуемых ООП ВПО в
целом и составляющих ее документов;
• другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие
качество подготовки обучающихся по соответствующему направлению подготовки.
Такой подход является в какой-то мере регламентом научно-методического подхода к разработке профилированных ООП, основанного на следующих процедурах:
•мониторинг потребности рынка труда в кадрах различных квалификаций и уровня образования с учетом развития инноваций, услуг, экономики, видов экономической деятельности, сегментов бизнеса;
•определение уровней профессионального образования кадров различных квалификаций и профилей образования, отвечающих требованиям рынка труда, экономики, общества;
•установление профиля основной образовательной программы, обоснование отличительных характеристик от существующих аналогов;
•разработка требований к условиям реализации основных образовательных программ необходимого уровня профессионального образования и профиля подготовки;
•разработка требований к основным образовательным программам, включая требования к подготовке выпускника через системы трудоемкости образовательной программы и изучаемых дисциплин базовой и вариативной части, обеспечивающих компетенций, зачетных единиц, форм контроля и оценки достигнутых результатов, кадрового, учебно-методического, информационного, материально-технического и другого необходимого ресурсного обеспечения. При этом следует учитывать передовые достижения развития социальной сферы, культуры, экономики, науки, техники, технологий, инноваций;
•разработка рекомендаций по обеспечению гарантии качества подготовки выпускников, заключающихся в разработке стратегии по обеспечению качества образовательного процесса; мониторинге, периодическом рецензировании образовательных программ; разработке объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников на основе четких согласованных критериев; обеспечении качества и компетентности профессорско-преподавательского состава; обеспечении достаточными ресурсами реализуемых основных образовательных программ с учетом профиля подготовки, контроле эффективности их использования, в том числе путем опроса обучаемых; регулярном проведении самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности и сопоставления с эталонами или другими образовательными учреждениями; информировании общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях;
•выработка критериев оценки результатов обучения и качества подготовки выпускников, включая текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию;
•создание фондов оценочных средств, включающих типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций с учетом профиля подготовки;
•разработка совместно с работодателями требований к практической подготовке выпускника, приобретению необходимых для выполнения должностных обязанностей в конкретной профессиональной среде практических навыков, их согласование;
•разработка совместно с работодателями требований к итоговой государственной аттестации выпускников, выполнению и защите выпускной квалификационной работы, сдаче государственного экзамена, критериев оценки результатов освоения ООП ВПО;
•определение совместно с работодателями критериев обучения выпускников на последующих уровнях высшего профессионального образования;
•разработка требований к вступительным испытаниям по образовательным программам бакалавров и магистров, а также при необходимости по программам послевузовского образования.
Содержание профилированной образовательной программы должно формироваться таким образом, что сформулированные и конкретно обоснованные цели в области образования и формирования социально-личностных качеств обучающегося на базе освоения заложенных универсальных и предметноспециализированных компетенций, обеспечивают профессиональную адаптацию выпускника на современном рынке труда. Это требует высокой профессиональной подготовки обучающихся на основе применения инновационных образовательных технологий в большей мере ориентированных на результат профессиональных качеств, адекватных запросам рынка труда, экономики.
Подход к компетентному специалисту с позиции «человеческого капитала» изменил модель образования, обеспечив тем самым переход к информационному обществу, где главной движущей силой, способной обеспечить любой прогресс, является человек творческий, с высокой степенью профессиональной и научной подготовки, имеющий возможность в полной мере раскрыть свои способности, получить признание общества и утвердить себя как компетентностного профессионала.
При формировании профилей основных образовательных программ по направлению подготовки в основе должна быть определена задача профилизации основных образовательных программ с учетом тенденций развития видов экономической деятельности и классификации услуг, потребности рынка труда. При этом необходимо охватить по возможности более полно основные виды профессиональной деятельности, соответствующие современным тенденциям развития рыночной экономики и запросам работодателей. Актуальность приобретают компетенции обучающихся, и на их основе, сформированные компетентностные модели.
Компетентностная модель обучающегося, ориентированного на профиль подготовки, имеет наиболее общий характер, где основное внимание уделяется формированию профессионально-ориентированных компетенций, что позволяет реализовать широкие возможности обучающихся в процессе адаптации к конкретному виду профессиональной деятельности, а также повысить возможности
11
в процессе трудоустройства. В условиях реализации образовательных программ, адекватных требованиям экономики и работодателей, усиливает свою значимость профилизация основной образовательной программы, т.е. профиль подготовки, освоение которого обеспечивает выпускнику необходимые компетенции, т.е. знания, умения и навыки. По определению ФГОС ВПО, профиль подготовки - это совокупность (направленность основной образовательной программы на конкретный вид и объект профессиональной деятельности).
Процесс профилизации основных образовательных программ на основе их стандартизации является объективной реальностью, потому что позволяет образовательным учреждениям эффективно реагировать на изменяющиеся потребности рынка труда и инновационные процессы экономики за счет введения новых видов экономической деятельности, а также услуг. Перечень профилей предлагается формировать, исходя из следующих аспектов:
•тенденции развития видов экономической деятельности;
•обобщение динамики развития видов экономической деятельности, сферы услуг;
•прогнозные оценки;
•объекты профессиональной деятельности;
•потребность, как феномен или инновация;
•инновационные процессы.
Таким образом, алгоритм компетентностного подхода к формированию профилированной образовательной программы можно выразить исходной моделью: «должен знать»; «должен уметь»; «должен владеть». Структура компетентностной модели профилированной основной образовательной программы может быть представлена следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Структура компетентностной модели профилированной основной образовательной программы
Требования, предъявляемые к выпускникам
Должностные обязанности Компетенции выпускника
Основные знания, необходимые для выполнения должностных обязанностей Основные навыки, необходимые для выполнения должностных обязанностей
Значимость предложенной модели состоит в том, что установленные
требования к знаниям и навыкам выпускников, позволяют определить дисциплины
(модули), при изучении которых обучающийся освоит необходимые знания и
12
практические навыки для выполнения конкретных должностных обязанностей. Таким образом, компетентностную модель профилированной образовательной программы на основе должности и квалификации, отвечающей запросам работодателей и потребностям рынка труда, можно представить в виде табл. 2.
Таблица 2
Компетентностная модель профилированной образовательной программы, адекватной запросам работодателей и потребностям рынка труда
Долж- ность Должност ные обязан- ности Требования, предъявляемые к выпускникам Дисцип- лина (модуль)
Компетенции обучающегося
должен знать:
должен уметь:
должен владеть:
Представленная таким образом компетентностная модель формирования профилированных основных образовательных программ (табл. 1, 2) является основой для разработки знаний и навыков (компетенций) выпускников, адекватных требованиям работодателей, потребностям рынка труда.
Литература
1. Ананьева Т.Н. Подготовка кадров для сферы сервиса. Сборник Региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы образовательного и гуманитарного сервиса» (23 апреля 2008 года), Институт сервиса (г. Москва) (филиал) ФГОУВПО «РГУТиС»). М., 2008. 80 с.
2. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
3. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалистов. Высшее образование сегодня. 2004. № 3.
4. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Компетентностный подход к содержанию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для образовательных программ в области сервиса: Монография. ФГОУВПО «РГУТиС». М., 2007.
5. Федулин А.А., Ананьева Т.Н. и др. Стратегия и структура подготовки кадров
для сферы бытового обслуживания населения - взгляд работодателей. //
13
СЕРВИСр^. 2008. № 3. С. 95--104.
6. Илюхина Г.И. Особенности компетентностного подхода к подготовке кадров для сферы обслуживания. «Инновационные технологии в подготовке кадров для обслуживания олимпиады Сочи--2014». Материалы Международной научнопрактической конференции. Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. С. 95--100.
УДК 378 Создание системы независимой оценки качества образования - основа сертификации квалификаций
Ананьева Т.Н., д.с.н., профессор проректор-заместитель председателя УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected],
Илюхина Г.И., начальник УМЦ УМО по образованию в области сервиса и туризма,
Савельев Б.А.., к.т.н., профессор, ведущий специалист УМО по образованию в области сервиса и туризма, [email protected] ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г.
Москва
Раскрыты подходы к созданию системы независимой оценки качества образования.
Ключевые слова: оценка качества образования, основная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО), требования работодателей, компетенции, сертификации квалификаций.
The research reveals the approaches to building a system of independent quality assessment in education.
Key Words: quality assessment in education, core curriculum in higher professional education, requirements of employers, competence, certification of qualifications.
В последнее время стала очевидной и, к сожалению, даже не требующей
особых доказательств, неудовлетворенность общества, государства, рынка труда и
самих учащихся формируемой в соответствии с государственным образовательным
стандартом второго поколения профессиональной компетенцией выпускников вузов.
Причины такого положения следует искать не только в высших учебных заведениях,
но и в большой степени в образовательной политике государства, выразившейся, в
частности, в недофинансировании образования, отчуждении от проблем образования
работодателей и бизнеса в целом, а также родственников учащихся и самих
учащихся как заинтересованных представителей общества. Добавив сюда
российскую демографическую составляющую и неизбежный ряд ошибочных
действий каждого реального и потенциального участника образовательного
14