Научная статья на тему 'Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового обслуживания населения - взгляд работодателей'

Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового обслуживания населения - взгляд работодателей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового обслуживания населения - взгляд работодателей»

Проблемы развития малого инновационного предпринимательства в Московской области

СТРАТЕГИЯ И СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ - ВЗГЛЯД РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Редакция журнала «Сервис plus», учебнометодическое объединение (УМО) по образованию в области сервиса и туризма и Подкомитет «Бытовое обслуживание населения» Комитета Торгово-промышленной Палаты РФ по развитию потребительского рынка провели 28 апреля 2008 г. на базе ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» (ФГОУВПО «РГУТиС») заседание на тему «Стратегия и структура подготовки кадров для сферы бытового обслуживания населения — взгляд работодателей» в формате круглого стола. На заседании присутствовали 17 членов Подкомитета во главе с председателем Подкомитета, ректором ФГОУВПО «РГУ-ТиС» А.А. Федулиным, ректорат университета, профессорско-преподавательский состав ФГОУВПО «РГУТиС» и других вузов, аспиранты, молодые ученые.

В дискуссии приняли участие ректор ФГОУВПО «РГУТиС», доктор исторических наук, профессор А.А. Федулин; проректор-заместитель председателя совета УМО по образованию в области сервиса и туризма, доктор социологических наук, профессор Т.Н. Ананьева; проректор, кандидат экономических наук, доцент Т.Е. Ривчун; заместитель первого проректора, кандидат исторических наук, доцент В.В. Хорихин; начальник управления высшего профессионального образования УМО по образованию в области сервиса и туризма Г.И. Илюхина; президент Лиги индустрии моды

Н.А. Нестерова; президент Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных Л.Л. Берцев; председатель Совета директоров межрегиональной фирмы «М. Видео-Сервис» А.Г. Тынкован; президент Межрегиональной ассоциации ломбардов В.А. Ильиных; председатель Комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга М.С. Афанасьев; президент Ассоциации организаций сферы услуг, кандидат технических наук, доцент Г.Н. Сюткин.

Работу круглого стола открыл ректор ФГОУВПО «РГУТиС», председатель Подкомитета А.А. Федулин. Он приветствовал участников заседания и отметил, что вопросы стратегии и структуры подготовки кадров для сферы бытового обслуживания населения являются актуальной социально-экономической проблемой в системе инновационных обществ XXI века.

Докладчик отметил, что образование в системе мировой экономики оценивают как эффективную форму вложения капитала, как мощный потенциал социально-экономического развития любого государства, способствующий подготовке профессиональных кадров. Система образования — гарант образованности нации, обеспечивающий потребность экономики в высокопрофессиональных трудовых ресурсах. По данным Росстата России, объем услуг системы образования в 2007 г. превысил 147 млрд руб., что по отношению к 2006 году составило 6,5%.

Проблема подготовки профессиональных кадров достаточно актуальна. Со стороны правительства России предъявляются высокие требования к качеству профессиональной подготовки. Основой стратегии Концепции федеральной целевой программы развития образования до 2010 года является:

• обеспечение условий для удовлетворения потребности граждан, общества и рынка труда в качественном образовании;

• создание новых механизмов регулирования инновационно-образовательной деятельности, обновления структуры и содержания образовательных программ, развития их фундаментальности и практической направленности, формирования непрерывной системы образования.

Достижение указанных целей возможно

при реализации комплекса мероприятий по основным направлениям концепции образования, основными из которых являются:

• разработка на основе компетентностного подхода федеральных государственных об-

разовательных стандартов, адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и социальной направленности личности;

• введение профильного обучения;

• апробация моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому гражданину возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

• применение инновационных образовательных технологий и принципов организации учебного процесса с использованием информационных и коммуникативных технологий;

• реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и обеспечения возможности участия российских граждан в системе международного непрерывного образования;

• усиление практической направленности образовательных программ, что позволит будущему выпускнику с учетом профили-зации освоить необходимые компетенции и стать конкурентоспособным на рынке труда.

Тем не менее, часто квалификация выпускника не соответствует требованиям работодателей к кадрам той или иной должности или профессии, т.к. рынок труда и система образования развиваются автономно, что порой приводит к их дисбалансу. Работодатели высказывают недовольство выпускниками, но сами не участвуют в выявлении профессиональной мотивации и ориентации абитуриентов, не предоставляют имеющиеся материально-технические объекты в качестве баз практик, недостаточно активно участвуют в научно-исследовательской работе учебного заведения, и уж никак не осуществляют целевое финансирование обучающихся по нужной для предприятия квалификации работника. С другой стороны, образовательные учреждения, реализуя образовательные программы на основе государственных образовательных стандартов, часто не учитывают интересы работодателей и потребности экономики, отказываются от приема абитуриентов на актуальные для рынка труда образовательные

программы, а порой просто игнорируют взаимодействие с ведущими предприятиями и организациями, что также негативно отражается на эффективности экономики страны в целом.

А.А. Федулин подчеркнул, что основным регламентом содержания профессиональной образовательной программы, адаптированной к потребности рынка труда и требованиям работодателей в сфере обслуживания, являются Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, Общероссийский классификатор услуг населению, Перечень услуг бытового обслуживания населения.

Это определяет для учебных заведений задачи формирования образовательных программ, после освоения которых выпускник становится обладателем компетенций, т.е. знаний и умений, отвечающих требованиям работодателей. С другой стороны, объединения работодателей должны принимать непосредственное участие в формировании образовательных программ, измерении и оценке качества выпускников, аккредитации и т.п.

В свете обоснованных задач, Подкомитет бытового обслуживания населения совместно с профессорско-преподавательским составом ФГОУВПО «РГУТиС», УМО по образованию в области сервиса и туризма определяет пути взаимодействия с целью совершенствования подготовки кадров для сферы обслуживания. Это возможно на основе разработки и реализации комплекса следующих мероприятий.

1. Организация сотрудничества ФГОУВПО «РГУТиС» с ассоциациями работодателей в направлении совершенствования образовательных и профессиональных стандартов, способствующих повышению качества кадров для сферы обслуживания.

2. Разработка проектов профессиональных стандартов работников бытового обслуживания по видам профессиональной деятельности.

3. Участие в разработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального, среднего и высшего профессионального образования на основе принципов:

• фундаментальность образования, ориентированная на продолжение обучения на последующих уровнях;

• компетентностный подход;

• преемственность образовательных программ;

• формирование основных образовательных программ (ООП) на основе зачетномодульной структуры;

• усиление практической направленности;

• инновационный подход к формированию профилей подготовки с учетом требований рынка труда и работодателей;

• обоснованный выбор формирования вариа-

тивной части основной профессиональной образовательной программы, освоение которой обеспечит выпускнику необходимые рынку труда и работодателям компетенции.

4. Участие в разработке проектов примерных

образовательных программ многоуровневой подготовки кадров для сферы обслуживания на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

5. Разработка концепции корпоративного фа-

культета в структуре ФГОУВПО «РГУТиС» с целью дополнительной профессиональной подготовки выпускников в соответствии с предложениями и заказами работодателей сферы обслуживания.

Решение поставленных задач возможно в условиях четкого регулирования механизмов интеграции образования и науки с участием объединений работодателей.

В выступлении Т.Н. Ананьевой было обращено внимание на то, что новые социальноэкономические и политические условия России стимулировали развитие подготовки кадров с высшим образованием, особенно для сферы обслуживания.

Если с 1997/98 учебного года по 2003/04 учебный год общее число студентов в вузах России выросло на 183,7%, то по группе направлений подготовки (специальностей) «Сфера обслуживания» — на 393,3%.

Для сферы обслуживания, как и для большинства направлений подготовки (специальностей), в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 2007 г. № 232-ФЗ предлагается двухуровневая структура подготовки высшего профессионального образования (ВПО): бакалавр со сроком обучения 4 года и трудоемкостью 240 зачетных единиц и магистр с общим сроком обучения 6 лет (после бакалавриата — 2 года) и полной трудоемкостью 360 зачетных единиц.

Предусмотрено, что содержание образовательных программ (ООП) должно формироваться в структуре доступа к образованию в течение всей жизни. Лица, завершившие дову-

зовское образование (среднее (полное) общее, начальное или среднее профессиональное), могут продолжить образование на первом уровне высшего образования (бакалавриат), далее на втором уровне высшего образования (магистратура) и далее на послевузовском уровне (аспирантура). При этом имеется возможность для бакалавров, магистров и лиц, завершивших обучение в аспирантуре, повышать квалификацию в системе дополнительного образования, в том числе на условиях параллельной дополнительной профессиональной подготовки.

В настоящее время к компетенции УМО по образованию в области сервиса и туризма относятся 2 направления подготовки и 8 специальностей ВПО, 11 специальностей среднего профессионального образования (СПО) и 11 профессий начального профессионального образования (НПО) в области сферы обслуживания.

Ананьева Т.Н. познакомила участников заседания с содержанием проектов ФГОС ВПО по направлениям подготовки «Сервис» и «Туризм», подготовленными в соответствии с макетом Минобрнауки России, раскрыв требования ФГОС ВПО к результатам освоения ООП бакалавра и магистра по владению компетенциями. В частности, к универсальным компетенциям отнесены общенаучные, инструментальные, социальноличностные и общекультурные; к профессиональным компетенциям отнесены сервисные, производственно-технологические, организационно-управленческие, научно-исследовательские. При этом компетенции регламентированы таким образом, что позволяют обучающимся на основе усвоенных компетенций на завершенном уровне образования, наращивать знания, умения, практические навыки, с том числе научно-исследовательской работы на последующих уровнях образования.

К подготовке проектов ФГОС ВПО по направлениям сферы обслуживания были привлечены представители организаций работодателей. Например, по направлению «Сервис» разработчиками были: Т.И. Зворыкина, к.т.н., доцент, заместитель директора НПО «Сервис»; Г.Н. Сюткин, к.т.н., доцент, президент Ассоциации сферы услуг; как эксперты: Л.Л. Берцев — президент Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных; А.Е. Беркен-блит — генеральный директор сети авторизо-

ванных сервисных центров «ИнтерРадиоПрибор».

Несмотря на то, что в соответствии с соглашением между Минобрнауки России и РСПП предусматривается, что ФГОС ВПО должны разрабатываться на основе профессиональных стандартов и в настоящее время Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) утверждены Положение о профессиональном стандарте и макет профессионального стандарта, сами профессиональные стандарты в сфере обслуживания пока не разработаны. Поэтому конкретные представители работодателей привлекались к созданию проектов ФГОС ВПО по нашей инициативе.

Разрабатывая проекты образовательных стандартов нового поколения, учитывались основные подходы Болонской декларации к построению и развитию системы образования в европейских странах:

• система двухуровневого образования — бака-

лавр, магистр;

• кредитная система трудоемкости и оценки

знаний;

• совместимость и согласованность образова-

тельных программ; создание общего образовательного пространства;

• усиление межнациональных образовательных контактов; обеспечение мобильности студентов и преподавателей;

• признание дипломов выпускников национальных образовательных учреждений;

• интернационализация научных исследований в области образования;

• сохранение и развитие национальных инте-

ресов, традиций и особенностей образования.

В то же время общий зарубежный подход к Болонскому процессу — в основном, совершенствование практики образовательного ценза и лишь частично профессиональной подготовки, т.к. эта составляющая за рубежом достаточно развита.

Зарубежная практика образовательного ценза — университеты, а профессиональной подготовки — специализированные кадровые фирмы, спец.факультеты университетов, профессиональные колледжи, а также корпорации и т.п.

В этой связи обращается повышенное внимание на различные формы совместного участия в подготовке кадров системы образования (не только профессионального) и представителей бизнеса. Это могут быть и ранее

использовавшиеся формы, например, кафедры вуза на предприятии или НИИ, и инновационные — университетский исследовательский комплекс, образовательно-производственное территориальное объединение непрерывного образования и т.п. Особое внимание мы обращаем на такую форму объединения образования и бизнеса, как корпоративный факультет, т.е. структурное подразделение вуза, обеспечивающее подготовку кадров определённого уровня по целевому заказу и за счёт работодателей, преимущественно из числа выпускников вуза, завершивших освоение ООП ВПО, СПО, НПО, с целью профессиональной подготовки к сертификации квалификаций, процедуры которой определяются в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. № 307-ФЗ.

Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с соглашением о взаимодействии Минобрнауки России с РСПП от 25 июня 2007 г. предусматривается создание системы независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, получаемых в рамках процесса профессионального образования и дополнительной профессиональной подготовки, включая внутрикорпоративное обучение персонала в составе центров независимой оценки качества образования и сертификации квалификаций, организуемых отраслевыми объединениями работодателей и профессиональными сообществами.

Выпускник вуза будет воспринят рынком труда, если в результате освоения основной образовательной программы высшего профессионального образования в полном объеме и подтверждения соответствующего образовательного ценза он будет отнесен к определенной квалификационной категории, выражающей квалификацию/степень освоения им компетенций профессии по выбранному направлению подготовки (специальности), что подтверждается соответствующим сертификатом.

В заключение Т.Н. Ананьева отметила, что в связи с рассмотренными положениями хотелось бы привлечь ТПП РФ в целом и Подкомитет «Бытовое обслуживание населения» Комитета Торгово-Промышленной Палаты РФ по развитию потребительского рынка, в частности, в качестве опорных бизнес-организаций работодателей при разработке и реализации задач совершенствования подготовки кадров для сферы обслуживания.

Далее выступили проректоры и руководители структурных подразделений университета с характеристикой структуры и анализом содержания и специфики подготовки кадров в ФГОУВПО «РГУТиС» по образовательным программам в области сферы обслуживания.

Проректор Т.Е. Ривчун отметила, что сегодня подготовка кадров для отраслей сервиса и туризма является не просто актуальным, но решающим фактором для того, чтобы вывести экономику страны на новый уровень. Наш университет долгие годы занимает лидирующие позиции в области обучения специалистов для сферы услуг и тесно сотрудничает с Департаментом потребительского рынка.

Особое место занимает система дополнительного профессионального образования, поскольку именно она помогает повысить квалификацию активного трудового населения, переподготовить тех, кто работает на невостребованных должностях и при помощи краткосрочных и среднесрочных программ обеспечить кадрами те отрасли, на которых не хватает квалифицированных сотрудников, как рабочих, так и других профессий.

На государственном уровне перед страной стоят задачи обеспечить кадрами Олимпиаду «Сочи-2014» и другие спортивные и культурномассовые мероприятия, подготовить кадры для особых экономических зон. Все крупные мероприятия необходимо обеспечить обслуживающим персоналом, который надо готовить по современным методикам, на новом оборудовании при помощи самых передовых специалистов и преподавателей.

В нашем университете сегодня функционируют 4 центра дополнительного образования: Центр красоты, Центр подготовки кадров для похоронных служб и сертификации услуг, Центр языковой подготовки, Центр переводчиков. Университет проводит обучение по 112 программам дополнительного обучения, включая следующие направления сервиса: ресторанный сервис, гостиничный сервис, прачечные, химчистки, клининг, парикмахерские услуги, визаж, маникюр, педикюр и другие.

Так, за последние 10—15 лет система ритуально-похоронного обслуживания в стране претерпела серьезные реформы и активно развивается. В Москве эти процессы прослеживаются наиболее отчетливо, в виду специфики мегаполиса и особых собственных традиций. С

целью реализации федерального закона и закона города Москвы, регулирующих организацию похоронного дела, Правительство Москвы утвердило целый пакет нормативных актов, в разработке которых участвовал и университет. Работа по их совершенствованию постоянно продолжается.

Впервые об очевидной потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников похоронной службы заговорили 10 лет назад. Тогда и был создан первый в стране Центр подготовки кадров для похоронной службы на базе университета. Параллельно с обучением Центр успешно занимается научно-исследовательской работой, проведением региональных программ, информационной и издательской деятельностью. С этого года активно начата работа по внедрению добровольной сертификации и категорирова-ния предприятий похоронных услуг.

Центром разработан ряд уникальных образовательных программ: первичная подготовка по ряду профессий, повышение квалификации по этим профессиям, профессиональная переподготовка для управленческого персонала различных уровней и широкий спектр краткосрочных программ.

Проводится ежегодная международная конференция «Современные подходы к управлению похоронным делом» (в октябре этого года в рамках выставки «Некрополь» прошла VIII международная конференция).

Существует ряд перспективных направлений в области сервиса, по которым наш Университет разрабатывает новые программы, например, в области автосервиса, фотографии, ландшафтного дизайна и других.

Т.Е. Ривчун отметила, в частности: «Как стало ясно сегодня во время нашей встречи с работодателями, существует потребность в кадрах и по другим направлениям, например, по профессиям «ремонт обуви», «приемщица» и другим, необходимо разработать ряд направлений для совместной работы нашему университету с работодателями с тем, чтобы наладить подготовку кадров для тех областей, в которых она по тем или иным причинам отсутствует, модернизировать подготовку кадров по остальным направлениям так, чтобы выпускники программ различного уровня сегодня были бы востребованными на рынке труда».

Заместитель первого проректора В.В. Хори-хин, рассматривая проблему оптимизации процесса профессиональной подготовки будущих специалистов сферы бытовых услуг, обратил внимание на необходимость создания современной материально-технической базы проведения практических занятий и тренингов. Данный вопрос многократно поднимался в ходе настоящей дискуссии. Для университета туризма и сервиса это такая же важная задача, как и для других вузов страны. В отрыве от практического освоения передовых технологий сервисной деятельности подготовка кадров для столь динамично развивающейся индустрии переходит на уровень пустого теоретизирования, граничащего с дидактической несостоятельностью. Прекрасно понимая важность практической составляющей в процессе обучения будущих специалистов сферы бытовых услуг, представители профессорско-преподавательского состава ФГОУВПО «РГУТиС» неизменно акцентируют внимание учащихся именно на этой компоненте. За 55-летнюю историю существования вуза усилиями сотрудников его подразделений была создана мощная лабораторнопрактическая база, включающая целый ряд научных и учебно-производственных секторов. К настоящему времени в университете функционирует хорошо отлаженная система практических тренингов, ориентированных на реальные запросы производства.

К числу базовых направлений подготовки специалистов сферы бытового обслуживания, аккредитованных в ФГОУВПО «РГУТиС», следует отнести такие специальности как: «Сервис», «Технологические машины и оборудование», «Бытовые машины и приборы», «Технология деревообработки», «Химическая технология и оборудование отделочного производства», «Технология текстильных изделий», «Технология швейных изделий», «Конструирование швейных изделий» и др. Ключевая позиция в этом перечне, безусловно, принадлежит специальности «Сервис» (специализации: «Автосервис», «Сервис на предприятиях парикмахерских и косметических услуг», «Экспертиза качества и сертификация услуг и работ», «Сервис на предприятиях индустрии моды», «Сервис на предприятиях по изготовлению и ремонту художественных изделий», «Сервис в жилищной и коммунальнобытовой сфере», «Сервис инженерных систем гостинично-ресторанных, туристических и спортивных комплексов», «Сервис на пред-

приятиях нефтегазового комплекса»). Одна из наиболее перспективных сервисных специализаций — «Сервис инженерных систем гостинично-ресторанных, туристических и спортивных комплексов» — закреплена за кафедрой «Бытовая техника» (зав. кафедрой — д.т.н., профессор Сумзина Л.В.). Это направление подготовки будущих специалистов сферы бытовых услуг предполагает значительный объем технических ресурсов, используемых в рамках учебного процесса. В целях организации практических тренингов и расширения программынаучныхисследованийприкафедре создана целая сеть учебно-производственных и научных лабораторий: лаборатория бытовой техники, лаборатория сервиса инженерных систем гостинично-ресторанных, туристических и спортивных комплексов, лаборатория проектирования бытовой техники, лаборатория бельеобрабатывающей техники, проблемная учебно-научно-производственная лаборатория инженерных систем в сфере туризма и сервиса. Каждая лаборатория располагает фундаментальной материально-технической базой, включающей не только образцы эксплуатируемых устройств, но и современные испытательные стенды, оснащенные высокоточными диагностическими приборами (в качестве примера можно указать климатическую камеру проблемной учебно-научнопроизводственной лаборатории инженерных систем в сфере туризма и сервиса). Практические занятия и тренинги, проводимые на базе лабораторных комплексов, способствуют существенному повышению профессионального уровня выпускников, формированию хороших эксплуатационных навыков, развитию высокой технической культуры.

Особую роль играет процесс вовлечения учащейся молодежи в программу реализации инновационных проектов кафедры. Учитывая практическую направленность основных тем научной работы кафедры (повышение технического уровня бытовой холодильной техники на основе энергосберегающих технологий получения холода; повышение технического уровня стиральных и сушильных машин барабанного типа; исследование и разработка теплотехники, работающей на льду; совершенствование технологических процессов сервиса инженерных систем гостинично-ресторанных, туристических и спортивных комплексов; исследование процессов в термоэлектрических охладителях с применением нетрадиционных возобнов-

ляемых источников энергии и др.), привлечение студентов к участию в исследовательской деятельности представляется не только вполне оправданным с точки зрения оптимизации учебного процесса, но и крайне важным в плане определения долгосрочных научных перспектив кафедрального коллектива. При этом создаются наиболее благоприятные условия для развития творческой инициативы молодежи, становится осязаемым вклад студенчества в практикоориентированные научные проекты, такие, например, как: создание уникальных герметичных хладоновых компрессоров и бытовой холодильной техники тропического исполнения, которые могут работать при температуре окружающей среды до 60°С. (авторы: профессор Набережных А.И., профессор Максимов А.В.), разработка параметрического ряда двухцилиндровых компрессоров, работающих на изобутане, позволяющих создавать современные многокамерные холодильники с использованием одного компрессора вместо двух (авторы: профессор Набережных А.И., профессор Максимов А.В., ст. преподаватель Де-менев А.В.), разработка параметрического ряда компрессоров, работающих при температуре окружающей среды до +60 °С (патент РФ на изобретение № 2148192), создание уникальных стендов и разработка оригинальных методик, позволяющих проводить ускоренные износные испытания и определять основные показатели качества до и после износных испытаний (хо-лодопроизводительность, потребляемая мощность, коэффициент эффективности, потери в парах трения, потери в электродвигателе, коэффициент подачи) и многое другое.

Начальник управления высшего профессионального образования УМО по образованию в области сервиса и туризма Г.И. Илюхина констатировала, что в системе государственного регулирования приняты постановления в части внесения изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования. В частности, в Закон РФ от 10 июля 1992 г. № 326-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» внесены дополнения, устанавливающие «порядок участия объеди-

нений работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов и разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений».

Этим же постановлением внесены дополнения в Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей», определяющие их участие в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, разработке федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством РФ.

Внесение соответствующих дополнений и изменений в законодательные акты определяет перед разработчиками проектов федеральных государственных образовательных стандартов (в лице учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма, представителей академической общественности и работодателей) и задачи иного порядка. В логике преемственности образовательных программ для различных уровней профессионального образования, в основе чего заложен компе-тентностный подход, становится непременным условием непрерывной подготовки кадров для сферы обслуживания наличие профессиональных стандартов. Требования к профессиональным стандартам в форме положения утверждены распоряжением президента Российского союза промышленников и предпринимателей от 28 июня 2007 г. № РП-46. Этим же нормативным документом утвержден макет профессионального стандарта, который является обязательным для всех разработчиков.

В выступлениях работодателей были отражены проблемы предприятий и организаций сферы обслуживания в области подготовки кадров и основные направления взаимного сотрудничества работодателей и учебных заведений.

Президент Лиги индустрии моды Н.А. Нестерова отметила, что важнейшими направлениями в швейной подотрасли бытового обслуживания являются разработка и проектирование современных технологий по созданию индивидуальной и корпоративной одежды, а также дизайна для этой одежды. Для этого требуются высокопрофессиональные специалисты, которые должны иметь хорошее образование и серьезную практическую подготовку. В качестве точки опоры для подготовки таких специалистов можно взять производственную базу Лиги индустрии моды и ее головные предприятия «АЗ-Стиль» и «Экспомода». Здесь можно проводить практику студентов, выполнять дипломные проекты, разрабатывать новые коллекции моделей. Лига может организовать показ моделей в университете и готова принять у себя молодых преподавателей, студентов и аспирантов вуза для совместного сотрудничества. Университет готовит хороших специалистов с высшим образованием и Лига его в этом поддерживает. В настоящий период остро необходимы также специалисты среднего звена (конструкторы, технологи, закройщики), повсеместно требуются специалисты рабочих профессий.

Лига много лет работает с кафедрой «Конструирование швейных изделий», которую возглавляет профессор Н.М. Конопальцева. Намечается усиление взаимодействия с другими кафедрами технологического факультета по подготовке профессиональных кадров для предприятий, которые выполняют индивидуальные заказы на изготовление одежды из текстильных и трикотажных материалов. В этой работе нам должны помочь профессиональные стандарты, которые целесообразно разрабатывать совместно с учеными университета и специалистами предприятий.

Председатель Совета директоров межрегиональной фирмы «М. Видео-Сервис» Тын-кован А.Г. рассказал, что фирма насчитывает более 1,5 тыс. работников. На предприятиях фирмы осуществляется ремонт и техническое обслуживание радиоэлектронной аппаратуры, электробытовых машин и приборов. Сложились тесные контакты с фирмами-

изготовителями техники, а также с торгующими организациями.

Спектр современной бытовой техники очень широк — от компьютеров до сложнейших холодильников и домашних кинотеатров. Сервис такой техники требует высококвалифицированных специалистов, которые приходят на фирму.

Хотелось, чтобы и ФГОУВПО «РГУТиС» обратил внимание на специфику нашего сервиса. Фирма готова на договорной основе к полномасштабному сотрудничеству по подготовке кадров. Можно принимать студентов для прохождения практики и для выполнения дипломных проектов. С учетом этого председателем Совета директоров межрегиональной фирмы «М. Видео-Сервис» А.Г. Тынкованом полностью поддержаны предложения о разработке профессиональных стандартов и по созданию корпоративного факультета.

Президент Ассоциации предприятий химической чистки и прачечных Л.Л. Берцев сообщил, что Ассоциация приняла участие в экспертизе проекта Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Сервис», разрабатываемого УМО по образованию в области сервиса и туризма. Также поддержаны усилия университета по расширению образовательных программ для предприятий бытового обслуживания, в том числе для предприятий химчистки и прачечных. Налажена совместная работа с кафедрой «Химические технологии в сервисе», которую возглавляет профессор А.А. Агеева.

Необходимость и полезность совместного обсуждения проблем подготовки кадров для отрасли обусловлена тем, что работодатели, наука и образовательное учреждение, сообща намечают пути повышения эффективности образовательного процесса. Очень правильно, что сделан акцент на разработку и использование профессиональных стандартов применительно к специфике того или иного вида услуг.

Учитывая важность этих документов, в следующем номере журнала «Химчистка и прачечная» предложено опубликовать макет и методические указания по разработке таких стандартов. Высказана просьба к УМО по образованию в области сервиса и туризма помочь в разработке типовых профессиональных стандартов для предприятий химчистки и прачечных. Эти документы в дальнейшем также можно опубликовать в журнале. Было предложено доложить о результатах совместной работы на

съезде предприятий химчистки и прачечных в октябре 2008 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Президент Межрегиональной ассоциации ломбардов В.А. Ильиных доложил, что данная Ассоциация объединяет сотни ломбардов различных регионов страны. Одной из задач является создание на основе Ассоциации саморегу-лируемой организации. Для этого есть хорошие предпосылки. Благодаря усилиям этого бизнес сообщества принят Федеральный закон «О ломбардах». Регулярно совместно ФГОУВПО «РГУТиС» проводятся научно-практические конференции, семинары.

Для повышения эффективности работы в данной области и для перехода к статусу само-регулируемой организации нам естественно потребуются более квалифицированные кадры специалистов. Предложения университета по разработке профессиональных стандартов и по созданию корпоративного факультета помогут более системно решать эти задачи.

Председатель Комитета по организации бытового обслуживания населения администрации г. Екатеринбурга М.С. Афанасьев высказал, что целиком и полностью поддерживает доложенную ректором университета концепцию подготовки кадров для сферы бытовых услуг. Опыт работы Комитета по координации деятельности предприятий бытового обслуживания населения г. Екатеринбурга подтверждает, что комплексный и профессиональный подход к обучению работников отрасли позволит существенным образом повысить качество обслуживания населения не только отдельного муниципального образования, но и всей отрасли на территории РФ. Предложено опубликовать эту программу с тем, чтобы в ее реализации могли принять участие органы местного самоуправления, а также ассоциации и союзы предприятий и предпринимателей.

Президент Ассоциации организаций сферы услуг Г.Н. Сюткин рассказал, что в настоящее время сложился серьезный творческий, рабочий альянс трех взаимосвязанных комплексов в рамках отрасли «Бытовое обслуживание населения». Их совместная работа позволяет разрешить многие проблемы, обусловленные отсутствием федерального органа государственного управления отраслью. В состав этого альянса входят следующие организации:

• ассоциации, союзы, гильдии, лиги и другие

добровольные формирования предприя-

тий и предпринимателей отрасли, которые охватывают практически все виды бытовых услуг. Они являются реальными партнерами для образовательных учреждений как работодатели;

• УМО по образованию в области сервиса и ту-

ризма, функционирующее на базе ФГОУВ-ПО «РГУТиС»;

• ФГОУВПО «РГУТиС» (бывший Московский государственный университет, а еще ранее Московский технологический институт Министерства бытового обслуживания населения). Университет представляет собой мощный научный и учебный комплекс, имеющий филиалы во многих регионах РФ. В него входят колледжи, представительства, подразделения науки, высшего и дополнительного профессионального образования. Учебно-методическое объединение по образованию в области сервиса и туризма, осуществляющее координацию подготовки кадров для сферы обслуживания;

• технический комитет Федерального агентства

«Ростехрегулирование» по стандартизации в бытовом обслуживании населения — ТК-346. Комитет разработал сам или организовал разработку всех имеющихся в отрасли национальных (бывших государственных) стандартов и систем добровольной сертификации (до 1 июня — систем обязательной сертификации).

Все составляющие комплекса: Ассоциации, Университет, УМО и ТК-346 работают как единая система в рамках Подкомитета «Бытовое обслуживание населения» КРПР ТПП РФ, на заседании которого мы сегодня присутствуем и обсуждаем вопросы подготовки кадров для отрасли.

Так, преподаватели и ученые университета совместно с коллегами Ассоциаций и ТК-346 разработали и обеспечили утверждение более 20 национальных стандартов России и 7 систем сертификации услуг, по которым работает вся сфера бытовых услуг России. Соответственно студенты учатся на реальных документах по управлению качеством. Преподаватели имеют возможность использовать данные научные и практические наработки в учебном процессе.

В числе разработанных — стандарты на услуги по ремонту электробытовых машин и приборов, радиоэлектронной аппаратуры, химчистки, парикмахерских, бань, клининго-

вых услуг, ремонту и пошиву швейных изделий. Последние разработки в 2006—2008 гг. — национальные стандарты России по социальным нормам и нормативам к услугам, по показателям категорирования предприятий отрасли по уровню качества.

В числе систем сертификации наиболее значимой является разработанная под руководством проректора университета, профессора Н.А. Платоновой с участием преподавателей и ученых университета и при поддержке Департамента потребительского рынка и услуг г. Москвы — Московская городская система добровольной сертификации качества бытовых услуг, систем менеджмента качества и категорирования предприятий бытового обслуживания. Система реально работает. По ней прошли сертификацию более 200 предприятий службы быта города. Выпускники и студенты университета имеют возможность поработать в рамках этой системы.

Значимость сегодняшнего обсуждения проблем подготовки кадров и разработки профессиональных стандартов обусловлена высокой востребованностью выпускников Университета на предприятиях отрасли и будет обеспечена тесным взаимодействием в рамках Подкомитета всех составляющих комплекса. Этому способствует также и тот факт, что в составе Подкомитета работают руководители ведущих предприятий сферы услуг, представители отраслевых профсоюзов, науки, органов государственного и муниципального управления. Такая совместная работа позволит в полной мере реализовать определенные на сегодняшнем заседании задачи.

По завершении заседания было принято следующее решение.

1. Рекомендовать членам Подкомитета «Бытовое обслуживание населения» Комитета Торгово-Промышленной Палаты РФ по развитию потребительского рынка — представителям работодателей:

1.1. Разработать проекты профессиональных стандартов работников бытового обслуживания по видам профессиональной деятельности на основе Положения о профессиональном стандарте и Макета профессионального стандарта, утвержденных РСПП.

1.2. Принять участие в доработке проектов федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).

1.3. Принять участие в разработке проектов примерных образовательных программ многоуровневой подготовки кадров для сферы обслуживания на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

2. Подкомитету совместно с ФГОУВПО «РГУТиС»:

2.1. Разработать план взаимодействия Подкомитета и Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма по реализации задач совершенствования подготовки кадров для сферы обслуживания, предусмотрев проведение регулярных встреч представителей Подкомитета и ФГОУВПО «РГУТиС», УМО по образованию в области сервиса и туризма.

2.2. Разработать концепцию корпоративного факультета в структуре ФГОУВПО «РГУ-ТиС» с целью дополнительной профессиональной подготовки выпускников в соответствии с предложениями и заказами работодателей сферы обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.