Научная статья на тему 'Президентские выборы 2023 г. и эволюция политической ситуации в Чехии'

Президентские выборы 2023 г. и эволюция политической ситуации в Чехии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чешская Республика / президентские выборы / бюджетная реформа / пенсионная реформа / Czech Republic / presidential elections / budget reform / pension reform

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Трофимов Пётр Алексеевич

В статье рассматриваются выборы президента Чешской Республики в январе 2023 г. и последующая эволюция политической ситуации в стране. Дается оценка политическому контексту президентских выборов, оцениваются позиции основных кандидатов, объясняется причина победы на выборах П. Павела и поражения других основных кандидатов. Автор анализирует первый год президентства П. Павела, выделяет ключевые черты политического стиля нового президента, его сильные и слабые стороны, основные направления деятельности, а также его влияние на чешскую политическую арену. Далее рассматриваются проведенные в 2023 г. бюджетная и пенсионная реформы и последовавшие за ними в ноябре 2023 г. массовые забастовки. Автор анализирует потенциальное влияние непопулярных политических реформ и забастовок на рейтинг правительства и оценивает перспективы дальнейшей эволюции политической ситуации в Чехии в контексте грядущих осенью 2025 г. парламентских выборов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE 2023 PRESIDENTIAL ELECTIONS AND THE EVOLUTION OF THE POLITICAL SITUATION IN THE CZECHIA

The article deals with the January 2023 presidential election in the Czech Republic in January 2023 and the subsequent evolution of the political situation in the country. The political context of the presidential election is assessed, the positions of the main candidates are evaluated, and the reason for P. Pavel’s victory and the defeat of the other main candidates are explained. The author analyzes the first year of P. Pavel’s presidency, highlights the main features of the new president’s political style, his strengths and weaknesses, the main focuses of his activities, and his influence on the Czech political arena. Next, the budget and pension reforms of 2023, as well as the mass strikes that followed in November 2023, are examined. The author analyzes the potential impact of unpopular political reforms and strikes on the popularity of the current government and assesses the prospects for further evolution of the political situation in the Czech Republic in the context of the upcoming parliamentary elections in autumn 2025.

Текст научной работы на тему «Президентские выборы 2023 г. и эволюция политической ситуации в Чехии»

УДК 327

Петр Трофимов

Президентские выборы 2023 г. и эволюция политической ситуации в Чехии

Аннотация. В статье рассматриваются выборы президента Чешской Республики в январе 2023 г. и последующая эволюция политической ситуации в стране. Дается оценка политическому контексту президентских выборов, оцениваются позиции основных кандидатов, объясняется причина победы на выборах П. Павела и поражения других основных кандидатов. Автор анализирует первый год президентства П. Павела, выделяет ключевые черты политического стиля нового президента, его сильные и слабые стороны, основные направления деятельности, а также его влияние на чешскую политическую арену. Далее рассматриваются проведенные в 2023 г. бюджетная и пенсионная реформы и последовавшие за ними в ноябре 2023 г. массовые забастовки. Автор анализирует потенциальное влияние непопулярных политических реформ и забастовок на рейтинг правительства и оценивает перспективы дальнейшей эволюции политической ситуации в Чехии в контексте грядущих осенью 2025 г. парламентских выборов.

Ключевые слова: Чешская Республика, президентские выборы, бюджетная реформа, пенсионная реформа

© Трофимов Пётр Алексеевич - аспирант Института Европы РАН. E-mail: petrlapinski.1@gmail.com

В 2023 г. на чешской политической арене произошли значительные изменения. Это связано как с прошедшими в январе президентскими выборами, так и с усилившимся политическим напряжением на фоне мер ^ правительства по борьбе с высоким дефицитом государственного бюдже-§ та. Выборы нового главы Чешской республики имели большее значение

00 для страны: несмотря на то, что Чехия является парламентской республи-^ кой, значение выборов высоко, так как президент имеет определенные 5 инструменты влияния на внешнеполитическую и внутриполитическую < повестку, что было продемонстрировано предыдущим чешским прези-

1 дентом М. Земаном. Находившийся на посту президента с 2014 г. Земан,

ш

^ представитель социал-демократической части чешского политического спектра, отличался твердым евроскептицизмом и сравнительно мягким подходом к выстраиванию отношений с РФ на фоне начавшегося в 2014 г. кризиса на Украине. Зачастую это вступало в противоречия с действиями правительства в целом и в частности чешского министерства иностранных дел, разделявшего преобладавшее на евроатлантическом пространстве видение перспектив развития отношений с Москвой. Особенно сильно данные противоречия проявились в 2022 г., что связано не только с обострением ситуации на Украине, но и с победой на парламентских выборах 2021 г. коалиции проевропейских политических сил (коалиции «Вместе» и «Пираты и старосты»).

Президентские выборы 2023 г.

О важности президентских выборов 2023 г. для чешского общества говорит высокая явка избирателей. В первом туре явка составила 68,19 % (на 6,31 % выше, чем в ходе предыдущих выборов), во втором туре — 70,22 % (на 3,65 % выше, чем на выборах 2018 г.). Перед избирателями предстали два возможных варианта дальнейшей эволюции чешской политической жизни — либо сохранение конфронтации президента-ев-роскептика с проевропейским правительством, либо победа кандидата, поддерживаемого правящими проевропейскими партиями с последующей консолидацией действий правительства и главы государства по широкому кругу вопросов, в первую очередь во внешнеполитической плоскости (Ogrodnik 2023: 3). При этом, однако, с учетом высокого уровня поляризации чешского общества, от президента в любом случае о ожидалось активное участие в роли посредника между правительством и оппозицией, «надпартийность» подхода к осуществлению функций главы государства.

В качестве представителя евроскептических сил на пост президента баллотировался А. Бабиш, лидер движения Акция недовольных граждан (АНГ), в качестве его проевропейских оппонентов выступали П. Павел,

генерал в отставке, и Д. Нерудова, бывшая ректор Университета Менделя в г. Брно. Стоит отметить, что, в то время как Бабиш являлся уже освоившейся на чешской политической сцене фигурой и имел как устойчивую ^ электоральную базу (его партия заняла первое место на выборах 2021 г. § и уверенно выступила на местных выборах осенью 2022 (Ведерников m 2022: 73-74)), так и весомый багаж политических скандалов — в частно-^ сти, связанных с обвинениями в неправомерном финансировании его 5 предприятий из фондов ЕС — (Kauza Capí hnízdo... 2019), Павел и Неру-< дова стали совершенно новыми для Чехии политическими фигурами. i В рамках кампании П. Павел позиционировал себя как беспартийного

i и

кандидата, в то время как Нерудова баллотировалась от партии Старосты и независимые. При этом оба кандидата де-факто поддерживались широкой коалицией проевропейских политических сил (Fiser, Nerudová i Pavel... 2023).

Предвыборные программы трех ключевых кандидатов имели как некоторые схожие положения, так и весьма существенные различия. В качестве общих пунктов можно отметить внимание к кризисным явлениям в чешской экономике, связанным с резким скачком цен на энергоносители. Все кандидаты делали акцент на помощи гражданам с низкими доходами, борьбе с инфляцией и развитии атомной энергетики в качестве альтернативного источника энергии. В этом отношении особенно ярко выделялась традиционная риторика А. Бабиша, направленная на получение поддержки электората за счет политизации текущих экономических сложностей и обещаний восстановления экономической стабильности (D^biec 2023: 2). Подобная риторика активно применялась лидером АНГ еще с начальных этапов экономического кризиса в 2022 г. (Ведерников 2022: 47). Все кандидаты также признавали необходимость проведения пенсионной реформы: в условиях изменения возрастной структуры населения уже длительное время велась дискуссия о пересмотре системы пенсионных отчислений (Debata o nutnosti... 2010), однако данная проблема откладывалась в долгий ящик в связи с ее непопулярностью среди населения.

Несмотря на наличие общих пунктов, программы кандидатов имели различия по целому ряду ключевых вопросов. В первую очередь, это касалось вопроса оказания военной помощи Украине. Необходимо о отметить, что в период после 2014 г. наблюдалось существенное расслоение чешского политического амфитеатра в отношении ключевых < внешнеполитических вопросов. Политические партии все более явно ¡^ делились на еврофилов, поддерживающих развитие евроатлантиче-ской идентичности и жесткий курс в отношении Москвы и Пекина, и евроскептиков, критически настроенных в отношении Брюсселя

и значительно более мягких в отношении РФ и Китая. Примечательно, что если в предвыборной программе АНГ в 2014 г. внешнеполитическим Ё вопросам уделялось лишь незначительное внимание, позиция партии ^ раскрывалась лишь в общих формулировках (Babisovo hnutí... 2013), § то в ходе предвыборной кампании 2021 г. вопросы взаимодействия

00 с Брюсселем заняли центральное место в дебатах представителей АНГ ^ и проевропейских сил. Также данное явление подтверждается и тем, 5 что по итогам выборов 2021 г. к власти в Чехии пришла широкая коа-< лиция партий от традиционных правоцентристов (ГДП) и христианских

1 демократов (ХДС-ЧНП) до новых прогрессивных партий (Пиратская

I м

^ партия, Старосты и независимые), объединяемая необходимостью противостоять конкурентам-евроскептикам.

Укрепление внешнеполитической повестки в центре чешского политического дискурса продолжилось и в ходе президентской кампании 2022-2023 гг.: все три кандидата секьюритизировали вопрос политики в отношении Украины, при этом выступая, однако, с двух противоположных позиций. П. Павел и Д. Нерудова поддерживали оказание военной помощи Киеву, ссылаясь на то, что, в случае поражения Украины, РФ будет представлять угрозу для других европейских государств, в связи с чем Европе необходимо проявить солидарность и остановить Россию на дальних рубежах. При этом П. Павел в целом был более активен в вопросе поддержки Украины, чем Д. Нерудова, в начале 2022 г. он даже допускал возможность введения войск НАТО на Украину (Уугоку о. 2023). Несмотря на то, что по мере приближения даты выборов его риторика смягчилась, в целом Павел оставался наиболее проукраинским из трех ключевых кандидатов. В свою очередь, А. Бабиш выступал за прекращение военной помощи, подчеркивал риск втягивания Чехии в прямой военный конфликт с РФ и даже во время одного из своих выступлений упомянул, что, в случае возникновения военного конфликта между Москвой и прибалтийскими государствами, он не послал бы в зону конфликта чешские войска (ВаЫ£ uvedl, 2е Ьу... 2023), что де-факто нарушает статью 5 договора НАТО. Лидер АНГ поддерживал идею дипломатического решения конфликта вместо военной помощи Украине (Веек 2023), ссылаясь на деятельность Э. Макрона по налаживанию коммуникации < с В. Путиным в начале 2022 г. как правильный вектор политики в отноше- о нии Москвы. В целом, однако, А. Бабиш характеризовался сравнительно умеренной риторикой в этом вопросе по сравнению с лидерами-евро-скептиками в других центральноевропейских государствах, в частности, 5 В. Орбаном и Р. Фицо.

к

<

ют-

90.

<ji «юв «поле оют о oraii оитои oi-io« ttmuu от^вго атенвг

2 Рисунок 1. Поддержка идеи вступления в еврозону в Чехии на основе результатов исследований

^ Евробарометра

ш

и Источник: Eurobarometer (https://europa.eu/eurobarometer)

Менее важные с точки зрения позиционирования кандидатов, однако все же значительные расхождения наблюдались также в вопросе перехода на евро. На настоящий момент Чехия продолжает использовать чешскую крону, несмотря на то что юридически Прага обязана вступить в еврозону. Идея принятия евро пользовалась поддержкой у населения до финансового кризиса 2008-2009 гг., однако впоследствии на фоне кризиса еврозоны популярность идеи вступления в еврозону резко сократилась, что отразилось на программах политических партий. Как следует из опросов общественного мнения, со временем скепсис в отношении вопроса принятия евро снижается, и президентская кампания 2023 г. продемонстрировала, что данный вопрос сохраняет высокую актуаль-

Рисунок 2. Популярность кандидатов на пост президента Чешской Республики в ходе предвыборной кампании 2022-2023 гг.

Источник: Politico (Poll of Polls, politico.eu)

ность. П. Павел активно поддерживал идею принятия евро, в то время как А. Бабиш отстаивал необходимость сохранения кроны в обозримом 2 будущем как важного инструмента монетарной политики. Позиции Баби-^ ша и Павела также расходились в вопросе Зеленой сделки. В то время как § П. Павел поддерживал данное соглашение, А. Бабиш указывал на риски

00 для чешской промышленности, связанные с ним.

В начале президентской кампании Бабиш и Павел имели заметно 5 более высокий уровень поддержки, чем Нерудова (в сентябре 2022г. они < имели около 23-24 % поддержки против 12 % у Нерудовой). Тем не менее,

1 динамика роста поддержки последней была гораздо выше, чем у всех

I м

^ остальных кандидатов, в связи с чем к декабрю 2022 г. поддержка трех ключевых кандидатов колебалась в промежутке 15-30 %. Возросшая популярность Нерудовой привлекла к ее фигуре более пристальное внимание СМИ, в результате чего в медиапространстве стала активно циркулировать информация о раскрывшихся коррупционных скандалах в университете Менделя, где, как уже упоминалось ранее, Д. Нерудова занимала пост ректора в 2018-2022 гг. Команда Д. Нерудовой продемонстрировала неудачный пример кризис-менеджмента: кандидат в президенты активно отрицала свою вину, привлекая в еще большей степени внимание общественности к данной проблеме и разжигая тем самым неудовлетворение электората (Nerudova й^а па Шт... 2022). В связи с этим ее рейтинг стал резко снижаться, избиратели предпочитали П. Павела, приобретшего более стабильный политический имидж. В результате

30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

<

П

о

к

<

I Вместе ИАНГ ■ Пираты и старосты ИСПД ■ Присяга ИЧСДП ИКПЧМ ■ Триколор <

Рисунок 3. Результаты парламентских выборов в Чешской Республике в 2021г.

Источник: Государственная Избирательная комиссия Чешской Республики (www.mvcr.cz).

в первом туре выборов П. Павел и А. Бабиш получили по 35 % голосов, в то время как Д. Нерудова — лишь 14 %. Во втором туре президентских Ё выборов П. Павел одержал убедительную победу, получив поддержку ^ 58 % избирателей. С учетом того, что часть участников в первом туре го-§ лосовавших за Нерудову поддержала кандидатуру Павела (Senk, Nikolic m 2023: 7), победа проевропейского кандидата во втором туре выборов ^ не стала неожиданностью. Тем не менее, результаты президентских вы-5 боров 2023 г. при их сравнении с парламентскими выборами 2021 г. де-< монстрируют некоторые особенности динамики чешской политической I арены, заслуживающие отдельного рассмотрения.

ш

Как уже упоминалось ранее, ключевым пунктом противостояния Бабиша и его проевропейских оппонентов был подход к построению внешнеполитической стратегии (в первую очередь, в отношении Брюсселя, Киева и Москвы). Согласно предвыборным опросам общественного мнения, в формате один на один Бабиш устойчиво проигрывал не только Павелу и Нерудовой, но и менее крупным кандидатам на пост президента, таким как П. Фишер и М. Гилшер, получавшим в данном формате опросов 52-54 % голосов. Учитывая, что все вышеупомянутые кандидаты кроме Бабиша являются проевропейскими кандидатами, поддерживающими политику ЕС в отношении Украины и РФ, представляется логичным сделать предположение о том, что в целом в чешском обществе в настоящий момент преобладают проевропейские настроения. Тем не менее, необходимо отметить, что уровень поддержки П. Павела на президентских выборах 2023 г. (58 %) оказался существенно выше, чем суммарный уровень поддержки всех проевропейских партий на парламентских выборах 2021 г. (около 50 %). В связи с этим можно сделать вывод о том, что значительная доля избирателей, проголосовавших за АНГ или других евроскептиков в 2021 г., либо отдали свой голос за проевропейских кандидатов, либо не приняли участие в выборах (с учетом высокой явки первый вариант в целом представляется более реалистичным). Учитывая, что, согласно опросам общественного мнения, уровень поддержки АНГ с 2021 г. не только не снизился, но даже ощутимо вырос, столь высокие показатели поддержки проевропейских кандидатов на выборах 2023 г. являются, вероятнее всего, демонстрацией высокого личного антирей- < тинга А. Бабиша. Учитывая то, что лидер АНГ неоднократно фигурировал о

в коррупционных скандалах, подробно освещаемых в СМИ, это представляется весьма реалистичным. Таким образом, в целом можно сделать вывод о том, что победа П. Павела на выборах 2023 г. была обусловлена как сравнительно сильными проевропейскими настроениями избирателей, так и высоким антирейтингом его оппонента-евроскептика.

к

<

и <

Первый год президентства П. Павела

Начальный период президентства Павела характеризовался высо-Ё кой активностью. Наблюдатели отмечали, что новый глава государства ^ в определенной степени не успел снизить темп публичной активности § после президентской кампании (V kontrastu se... 2023). Это, однако, в це-m лом характерно для начального периода первых президентских сроков. ^ В качестве ключевой цели своего президентства Павел отмечал роль 5 модератора на поляризованной чешской политической арене. В этом < контексте он посещал парламент и стремился поддерживать взаимодей-I ствие между правительством и оппозицией. Чешский президент делал

I и

особый акцент на необходимости поддержания преемственности политики Чехии в таких ключевых сферах, как внешняя политика, развитие устойчивой экономики, энергетика, пенсионная система (Prekvapuje me urputnost... 2023). Учитывая, что в большинстве из этих сфер наблюдаются серьезные расхождения в видении между правительственными и оппозиционными партиями, данная проблема представляется крайне релевантной. Эффективность модерирующего направления деятельности чешского президента в значительной мере обусловлена отсутствием у него негативного политического прошлого, новизной его персоны для чешской политической арены.

Взаимодействие П. Павела с кабинетом П. Фиалы проходит успешно, что связано с их идеологической близостью. В наибольшей степени это проявляется во внешнеполитической сфере: на смену периоду рас-синхронизации чешского внешнеполитического направления в 2022 г., когда правительство после парламентских выборов 2021 г. формировала проевропейская коалиция, а президент М. Земан занимал евро-скептичную позицию, пришел период консолидации президентской и правительственной политических линий. Для Павела, представителя прозападного правоцентристского политического сегмента, характерна высокая степень идеализации внешнеполитических вопросов, секьюритизации вопроса поддержки Украины и ориентация на ЕС и НАТО, а также жесткий подход в отношении РФ и Китая. Это контрастирует с политикой Земана, представлявшего левоцентристский евроскептичный политический сектор, для которого свойственна «по- < литика всех азимутов» и акцент на торговой дипломатии в сочетании о с низкой степенью идеализации. Демонстрацией евроатлантической ориентации нового главы Чехии стали его первые внешнеполитические < визиты, нанесенные, помимо ближайших соседей — Словакии и Поль- ¡^ ши — главным союзникам на Западе, для которых Павел однозначно является предпочтительным партнером при сравнении с Бабишем или Земаном (Pavel navstivi... 2023). При этом можно отметить, что чешский

президент демонстрирует навыки успешной кооперации с региональными партнерами во внешнеполитических вопросах: примером этого Ё является совместный с президентом Словакии визит на Украину (Pavel ^ s Caputovou v Kyjeve... 2023).

К позитивным чертам нового чешского президента также можно m отнести умение выстраивать привлекательный медийный образ. Наблю-^ датели отмечают, что П. Павел создал в Пражском Граде (администра-5 ции президента Чехии) демократичную и неформальную атмосферу, < в том числе и за счет личного примера: он часто появляется перед I объективами СМИ без галстука, ходит пешком или пользуется обще-

I и

ственным транспортом вместо правительственных кортежей. Этот образ укрепляется частыми визитами чешского президента по территории страны, в ходе которых он активно общается с населением, что сильно контрастирует с пассивностью его предшественника М. Земана в последние годы его нахождения на президентском посту. Павел стремится фокусировать внимание общественности на наименее социально обеспеченных слоях населения, примером чего является его визит в цыганскую общину в Устецком крае, а также последовавший за этим прием в Пражском Граде студентов цыганского происхождения, что должно было поспособствовать разрушению общественных стереотипов о цыганах (Tri üspechy... 2023)

В качестве негативных моментов начального периода президентского срока Павела можно отметить ощутимый аутсорсинг процесса принятия решений и технократизм: наблюдатели отмечают, что в большинстве вопросов позиция Павела полностью повторяет подходы его советников, что обусловлено незначительным политическим опытом чешского президента. Это наиболее явно проявилось в процессе назначения конституционных судей, за который отвечала комиссия юридических советников, и на которую Павел полностью полагался. Отмечается и порой избыточная активность президента, его гипервовлеченность в парламентские процессы и связанное с этим стремление к поддержанию высокой степени присутствия в медиапространстве.

В целом, однако, можно отметить, что начальный период президентства Павела характеризуется, в первую очередь, гармонизацией де- < ятельности президента и правительства и стремлением к установлению о диалога между представителями поляризованного чешского политического пространства. <

и

Политические процессы в 2023 г.

С точки зрения общей динамики политических процессов в 2023 г. в Чехии наблюдалось растущее напряжение. На фоне кризиса 2020 г. ^ в стране вырос дефицит государственного бюджета, и к 2022 г. в связи § с еще более острой кризисной ситуацией в экономике государственный

00 долг Чехии достиг 2,9 трлн крон, что составляет примерно 45 % ВВП ^ (Дрыночкин 2022: 35-36). С целью сокращения бюджетного дефицита 5 правительством в мае 2023 г. был выдвинут «пакет мер по консолидации < бюджета» (PREHLEDNË: Со оЬБаЫ}е... 2023). В рамках данной масштабной

1 налогово-бюджетной реформы подразумевалось как сокращение госу-

I м

^ дарственных расходов, так и повышение налогообложения. В области сокращения расходов «пакет консолидации бюджета» предусматривает:

• сокращение государственных дотаций на 54,4 млрд крон, в том числе в областях промышленности и торговли (20 млрд крон), сельского хозяйства (10,2 млрд крон), транспорта (6 млрд крон), местного развития (2,8 млрд крон) и образования (2 млрд крон);

• сокращение расходов на функционирование государственного аппарата (11,2 млрд крон) за счет сокращения расходов на 5 % во всех ведомствах;

• сокращение на 2 % размера зарплат в государственных учреждениях (9,7 млрд крон).

3 квартал 4 квартал 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал 1 квартал 2 квартал 3 квартал 2021 г. 2021 г. 2022 г. 2022 г. 2022 г. 2022 г. 2023 г. 2023 г. 2023 г.

0,00%

-0,50%

-1,00%

-1,50%

-2,00%

-2,50% -3,00% -3,50% -4,00% -4,50% -5,00%

<

П

О

к

<

и <

Рисунок 4. Бюджетный дефицит Чешской Республики в 2021-2023 гг., в % от ВВП

Источник: Чешское статистическое агентство (www.czso.cz)

В области повышения налогообложения «пакет мер по консолидации бюджета» подразумевает (КошоМасш ЬаИсек 2024... 2023):

• повышение налога с доходов юридических лиц с 19 % до 21 %;

• увеличение взносов на социальное страхование для самозанятых. В 2024-2026 гг. минимальная база начисления взносов на социальное страхование для самозанятых должна увеличиться с 25 % до 40 % от средней заработной платы;

• повышение взносов на медицинское страхование для работодателей с 6,5 % до 7,1 %;

• изменение структуры начисления НДС: вместо трехуровневой системы (базовый 21 % и два сниженных: 10 % и 15 %) будет введена двухуровневая система (базовый 21 % и сниженный 12 %);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• возвращение обязательного медицинского страхования для работников в размере 0, 6 % заработной платы;

• увеличение налога на недвижимость;

• увеличение акцизов на табачные изделия и алкоголь;

• отмену многочисленных налоговых льгот, включая освобождение от уплаты подоходных налогов для студентов.

«Пакет мер по консолидации бюджета» после рассмотрения и внесения изменений был принят Палатой депутатов Чешской Республики в октябре, Сенатом Чешской Республики в ноябре 2023 г. и вступает в силу в январе 2024 г. Реформа, проведенная правительством, критиковалась, в первую очередь, за ее недостаточность. Председатель Национального бюджетного комитета М. Гампл отметил, что, хотя данные меры сократят рост государственного долга, они не решат проблему дефицита бюджета как такового. Гампл отмечает, что одним из наиболее негативных последствий скачка инфляции станет введение регулярной индексации зарплат бюджетных сотрудников в разных секторах: данную меру будет невозможно отменить, а ее существование создает значительное давление на чешский бюджет. При этом Гампл подчеркивает, что доходы бюджета будут стабильны: сокращение доходов государства с корпоративного налога будет компенсировано ростом доходов с налогов на физических лиц, основная причина сохранения дефицитности бюджета в будущем будет заключаться в продолжении роста расходов на социальные вы- 2

П

платы в связи с продолжающимся изменением возрастной структуры о населения (КошоМаст ЬаНк... 2023). В реальности влияние реформы на структурный дефицит чешского бюджета представляется крайне < ограниченным: по подсчетам Национального бюджетного комитета ¡^ он сократится с 2,3 % ВВП в 2023 г. до 2,2 % ВВП в 2024 г. (Уу^ет 2023). Это контрастирует с изначальными оценками, согласно которым ожидалось сокращение структурного дефицита на 1 % ВВП (Stanovisko

NERV... 2023). Ухудшение прогнозов по балансу бюджета связано с общим увеличением государственных расходов. Фактически, новой бюджетной реформы хватит лишь на то, чтобы компенсировать будущий рост рас-^ ходов, что предотвратит дальнейший рост объема структурного дефи-§ цита. В целом можно отметить, что реформа стала компромиссом между

00 экономической необходимостью проведения изменений в структуре ^ бюджета и политической необходимостью избегать излишне непопу-5 лярных реформ в условиях экономического кризиса. В этом отношении < характерно, что реформа затронула значительное количество социаль-

1 ных групп: студентов, пенсионеров, самозанятых, семьи с детьми и т. д.

I м

^ (Котепгёп Celkove... 2023) Осознавая риски непопулярности «пакета мер по консолидации бюджета», правительство предприняло усилия по как можно более равномерному распределению негативных последствий. Из конкретных положений реформы в наибольшей степени критикуется изменение сниженных ставок НДС, что, как ожидается, приведет как к сокращению бюджетных поступлений, так и к росту цен на отдельные виды потребительских товаров, а также коммунальные услуги, в случае последних — примерно на 10 %. В целом новая структура ставок НДС критикуется за нелогичность изменений в распределении товаров между стандартной и пониженной ставками. Также интенсивно критикуется отмена налоговых льгот для студентов (КошоМасш ЬаНк... 2023). Помимо этого, отмечается, что в конечном итоге бюджетная реформа ударит тяжелее по средне- и малообеспеченным слоям населения, чем по гражданам с высоким достатком.

2 1,8 1,6 1,4 1,2

^-'

0,8 0,6

0,4 £

тето^шшттето^тоооооооооогнгнтнгнгнгнгнгнгнгнгмгм сЗ спспспспстетстспспспоооооооооооооооооооооо -

Рисунок 5. Коэффициент рождаемости в Чехии в 1990-2021 гг.

Источник: Всемирный Банк (data.worldbank.org)

Ключевым элементом борьбы с бюджетным дефицитом, помимо бюджетной реформы, является реформа пенсионной системы, связанная с недостаточно высоким коэффициентом рождаемости в Чехии и расту-^ щей долей пенсионных отчислений в социальных расходах государства. § В рамках предложенной чешским правительством в мае 2023 г. пенсией онной реформы предполагается постепенное повышение пенсионного ^ возраста с 2031 г. для граждан, родившихся после 1965 г. Согласно новому 5 закону, возраст выхода на пенсию должен повышаться в соответствии < с ростом ожидаемой продолжительности жизни. По словам министра I труда и социальных вопросов М. Юречки, при этом должна сохраняться

ш

^ средняя продолжительность жизни на пенсии, составляющая в настоящий момент 21,5 года. Данные изменения не будут касаться профессий, относящихся к 3 и 4 категориям в соответствии с законом об охране общественного здоровья (профессии, несущие вред для здоровья, который не может быть устранен с помощью средств защиты). При этом для работодателей, трудоустраивающих работников на подобные должности, будут повышены социальные отчисления на 5 %. Также предполагается замедление темпа роста пенсий так, чтобы их рост не превышал рост средней заработной платы. Данный процесс должен пройти постепенно в течение 2026-2036 гг. Параллельно с этим, в соответствии с реформой, с января 2025 г. будет повышен минимальный размер пенсии с 770 крон до 10 % средней заработной платы. Кроме того, будет изменена система расчета пенсии для родителей, занимавшихся уходом за детьми: новая система будет более выгодна матерям с менее высокими доходами, при этом переход на нее будет факультативным. Таким образом, при общем сокращении расходов на пенсионное обеспечение государство будет в большей степени фокусироваться на наименее обеспеченных социальных группах. Пенсионная реформа также предполагает возможность заключения между супругами договоров о совместной выплате социальных отчислений, что впоследствии позволит им получать приблизительно равные пенсии. Данная мера призвана устранить текущие диспропорции в размере пенсий мужчин и женщин, что связано с необходимостью женщин уходить в декрет для заботы о малолетних детях. Наконец, пенсионная реформа предусматривает и ужесточение требований для получения досрочной пенсии 0игеска píedstavil... 2023). о

Пенсионная реформа так же, как и бюджетная, была воспринята неоднозначно, однако критика была ощутимо слабее: в отличие от бюджетной реформы, влияние пенсионной будет менее тяжелым с финансовой точки зрения и носит отложенный характер, в связи с чем в целом это достаточно крупное изменение пенсионной системы оказалось несколько в тени общественных дебатов, связанных с «пакетом мер по консоли-

дации бюджета». Сказалось и отсутствие таких явных недостатков, как изменение ставок НДС в рамках реформы налогообложения.

Повышение налогов и сокращение социальных расходов на фоне ^ продолжающегося экономического кризиса были восприняты чешским § обществом крайне негативно. Апогеем общественного недовольства ста-m ли массовые забастовки в ноябре, участниками которых стали, в первую ^ очередь, работники сферы школьного образования. Бастующие высказы-5 вали неудовлетворение реформами, отсутствием роста заработных плат < в общественном секторе, в том числе для непедагогических работников I учебных учреждений, высокими ценами на энергию, высокой инфляцией, отсутствием решения по вопросу повышения минимальной заработной платы сотрудникам сферы школьного образования, а также недостаточным финансированием школьной системы. Они обвиняли правительство в том, что оно не стремится к компромиссу (Den protestü... 2023). Количество бастующих было рекордным, забастовки стали самыми крупными со времен «бархатной революции». В забастовках также приняли участие и представители здравоохранения, а также других секторов.

Реакция правительства на забастовки была умеренной. П. Фиала сообщил, что считает их необоснованными, отметив рост государственных расходов на школьную систему и гарантированную зарплату учителей в размере 130 % от средней зарплаты. Премьер-министр обвинил в непорядочном поведении профсоюзы, сыгравшие важную роль в организации забастовок. При этом правительство придерживалось умиротворяющей риторики, обещая рассматривать возможности повышения заработных плат в отдельных случаях. В рамках процесса переговоров правительства и протестующих активную роль сыграл П. Павел, выступавший в защиту интересов социальных групп, в наибольшей степени страдающих от бюджетных реформ. Необходимо отметить, что, несмотря на большой масштаб забастовок, требования бастующих были достаточно локализованы, сфокусированы на конкретные проблемы и не перетекали в более общие политические требования, что существенно смягчило потенциальные риски для правящей коалиции и ограничило возможности АНГ расширить электоральную базу на их фоне.

<

Перспективы развития политической ситуации в Чехии о

Описанные выше масштабные общественные волнения могут иметь ощутимые негативные последствия для уровня поддержки правящей коалиции, однако о конкретном влиянии говорить пока преж- 5

<

девременно ввиду недостаточности статистических данных. В целом политическое напряжение в стране выражается в изменении общественных предпочтений: рейтинг АНГ растет, с момента парламентских

к

<

ск

о

и <

1= О

< I

<

Рисунок 6. Популярность чешских политических партий в 2023 гг.

Источник: Politico (Poll of Polls, politico.eu)

выборов в 2021 г. поддержка партии выросла с 27 % до в среднем 33 %. При этом средний суммарный уровень поддержки правительственных партий снизился с 44 % до 38 %. В рамках самой правительственной коалиции несколько усилились позиции Пиратской партии и Старост и независимых. Если на парламентских выборах 2021 г. коалиция этих двух партий набрала 16 %, то сейчас, согласно опросам общественного мнения, в среднем эти две партии могли бы рассчитывать на 18 % голосов избирателей. На их фоне ощутимо сократилось поддержка партий, входящих в коалицию «Вместе»: на парламентских выборах коалиция получила 28 % голосов, в настоящее же время, согласно опросам, партии, входящие в нее, набирают суммарно лишь около 20 %, при этом особенно резко сократилась поддержка ХДП-ЧНП. Таким образом, в рамках проевропейского электората новые партии, по всей видимости, постепенно поглощают электорат традиционных, как минимум в краткосрочной перспективе — такой же процесс на евроскептическом фланге чешской политической арены во второй половине 2010-х гг. привел к поглощению АНГ электората ЧСДП.

Помимо общего сокращения уровня поддержки правительственных партий, согласно результатам опросов общественного мнения, сильно сократилось доверие населения к социальным институтам. Рейтинг доверия к нынешнему правительству один из самых низких в период современной истории Чехии и близок к рекордно низким показателям кабинета П. Нечаса vëп... 2023). Это контрастирует с сохраняю-

щимся доверием большей части чешского населения к институтам местного самоуправления и достаточно высоким доверием в отношении президента. В наибольшей степени неудовлетворение действиями

< о

к

<

и <

правительства связано с экономической ситуацией в стране, наибольшая же поддержка политики действующего кабинета наблюдается во внешнеполитической сфере ^а^а vlada... 2023). Таким образом, ~ можно констатировать, что рост недовольства населения в целом — § так же, как и непосредственно в случае ноябрьских забастовок — носит

00 сравнительно локальный и деполитизированный характер, можно ^ предположить, что в своей нынешней форме он не трансформируется 5 в ощутимые изменения предпочтений электората, так как не оказы-< вает достаточного влияния на внешнеполитическую идентификацию,

1 играющую ключевую роль в схеме сегодняшнего позиционирования

I м

^ чешских политических партий. Вероятнее всего, электоральная база правительственной коалиции размывалась бы гораздо быстрее в случае, если бы существовала какая-либо другая (не евроскептически — настроенная) альтернатива АНГ.

Необходимо отметить, что в результате снижения популярности правительственной коалиции суммарный уровень поддержки правительственных партий, согласно опросам общественного мнения, составляет менее 50 % даже без учета голосов, отданных за партии, не проходящие 5 % порог в парламент. Иными словами, если бы в начале 2024 г. в Чехии прошли парламентские выборы, ни правящая коалиция в нынешнем составе, ни АНГ не смогли бы сформировать правительство с большинством в парламенте.

600

Тем не менее, важно учитывать, что до следующих парламентских выборов в Чехии остается достаточно много времени (они должны со-Ё стояться осенью 2025 г.). Время проведения бюджетной и пенсионной ^ реформ оказалось выбрано сравнительно удачно: пик инфляции и энер-§ гетического кризиса 2022-2023 гг. уже позади, далее ожидается дальней-

00 шее снижение инфляции и общее улучшение экономической ситуации. ^ В связи с этим лидеры правящих партий, вероятнее всего, рассчитывают 5 на то, что негативный эффект от крайне непопулярных реформ будет < смягчен экономическим восстановлением на более поздних стадиях

1 электорального цикла. Учитывая, что, как упоминалось ранее, именно

I м

^ экономические факторы в наибольшей степени вызывают неудовлетворение населения текущим правительством, улучшение экономической обстановки, весьма вероятно, укрепит позиции проевропейского кабинета в случае, если не возникнут какие-либо новые кризисные факторы.

Наблюдаемое снижение популярности правительственной коалиции, безусловно, повышает шансы оппозиционной АНГ на победу на следующих парламентских выборах в Чехии, которые должны пройти в 2025 г. Тем не менее, даже с возросшим уровнем поддержки АНГ далека от получения единоличного парламентского большинства, кроме того, с момента появления партии в 2011 г. периоды роста популярности стабильно замедлялись по достижении уровня поддержки в 30-33 %, что может говорить о наличии фактически достигнутого к настоящему моменту электорального потолка. Потенциальные партнеры АНГ — коммунисты и социал-демократы — согласно опросам общественного мнения, находят-

20,00% 18,00% 16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00%

4,00% ¡=

о

2,00% 0,00%

в;

■в-2 х! и 1 -е-Е и * -

Рисунок 8. Инфляция в Чешской республике в 2023 г.

Источник: Чешское Статистическое агентство (czso.cz)

ся ниже 5 % порога прохождения в парламент. В случае, если им не удастся его преодолеть, АНГ не будет иметь потенциальных союзников (сотруд-Ё ничество с СПД практически исключено в связи с ее позиционированием ^ на крайне правом фланге чешского политического поля, что контрасти-§ рует с гораздо более умеренными позициями АНГ). С другой стороны,

00 и проевропейским партиям для достижения парламентского большинства ^ все так же будет необходимо формировать широкую правительственную 5 коалицию с участием как традиционных правоцентристских партий, так < и сравнительно молодых политических сил в лице Пиратской партии

1 и Старост и независимых. Отсутствие существенных альтернатив, без со-^ мнения, будет оказывать ощутимое интегрирующее внешнее влияние

на текущую правительственную коалицию, вынуждая ее членов искать компромиссы с целью избежать распада политического союза. В этом отношении нынешняя политическая ситуация в Чехии имеет ряд схожих черт с политической ситуацией в Венгрии и Польше, где проевропейским силам необходимо объединяться в широкие коалиции для борьбы с одной евроскептической партией, прочно занимающей первое место в избирательских предпочтениях, однако не имеющей сильных союзников для расширения электоральной базы. В случае Чехии в связи с существенным антирейтингом А. Бабиша можно говорить о необходимости значительного партийного ребрендинга и обновления руководства партии.

Резюмируя, можно отметить, что 2023 г. в Чехии характеризовался напряженной политической борьбой. На состоявшихся в начале года президентских выборах убедительную победу одержал проевропейский беспартийный кандидат П. Павел, чему поспособствовала как популярность проевропейских настроений в чешском обществе, так и высокий антирейтинг А. Бабиша. Новый чешский президент, с одной стороны, консолидировал курс (в первую очередь, внешнеполитический) главы Чешской Республики и ее правительства, придерживаясь евро-атлантической ориентации, что резко контрастировало с курсом его предшественника М. Земана. С другой стороны, П. Павел стремился занять роль медиатора между правительством и оппозицией, что было крайне актуально в условиях высокой поляризации чешского общества. В целом деятельность президента на данном направлении можно считать успешной, что отражается и в его рейтинге: П. Павелу удалось сохранить большую часть поддержки электората даже несмотря на многочисленные политические вызовы в первый год его нахождения на президентском посту. Сама политическая система Чехии испытала сильное напряжение в связи с решением правящей коалиции провести бюджетную и пенси-

онную реформы на фоне экономического кризиса и продолжающегося изменения возрастной структуры населения. Реформы задумывались как Ё компромисс между экономическими потребностями государства и поли-^ тическими рисками резких изменений в налогообложении и социальных § отчислениях, однако даже несмотря на компромиссный характер они m были крайне непопулярны в чешском обществе и привели к рекордным ^ забастовкам в ноябре. Сравнительно удачный кризис-менеджмент, ло-5 кальность и неполитизированность требований участников забастовок < позволили правительству избежать более значительных потрясений. I С точки зрения перспектив развития партийно-политической системы

ш

в Чехии ситуация остается сложной: правящая коалиция потеряла часть поддержки и не пользуется доверием населения, однако электорат, по всей видимости, не перетек к оппозиции в связи с высоким антирейтингом фигуры А. Бабиша и экономически-локализированным характером общественного недовольства. Правительство П. Фиалы, вероятнее всего, рассчитывает на восстановление поддержки со стороны электората на фоне улучшения экономической ситуации, в то время как долгосрочным вызовом для АНГ остается отсутствие потенциальных союзников и необходимость проведения глубокого ребрендинга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ/REFERENCES

Ведерников, М.В. (2022a). Чехия — 2022: осенние выборы на фоне глобального кризиса //

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №5. С. 71-79. Ведерников, М.В. (2022b). Чехия: выстраивая приоритеты между внешней и внутренней

политикой // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2022. №2. С. 41-49. Дрыночкин, А.В. (2022). Некоторые аспекты развития экономики Вишеградских стран

в 2022г. // Вишеградская Европа. 2022. №4. С. 30-38. Babis uvedl, ze by neposlal vojaky na pomoc v pripade napadeni Polska. Po debate vyrok na sitich korigoval. iROZHLAS. 22.01.2023. Available at: https://www.irozhlas.cz/volby/andrej-babis-prezident-nato-debata-ct-petr-pavel-zavazky-vojaci_2301222245_vtk (accessed 12.01.2024). Beck, R. (2023). A Transformative Czech Election and its Implications for the Post-Communist Region. Foreign Policy Research Institute. Available at: https://policycommons.net/ artifacts/3531890/a-transformative-czech-election-and-its-implications-for-the-post-communist-region/4333020/ (accessed 12.01.2024). Debata o nutnosti dflchodove reformy v CR. top09.cz. 03.05.2010. Available at: https://www. top09.cz/co-delame/medialni-vystupy/debata-o-nutnosti-duchodove-reformy-v-cr-1886. html?clanek=1886 (accessed 12.01.2024). о

Dgbiec, K. (2023). Czech presidential election: change on the horizon. Centre for Eastern Studies.

The Central and Eastern European Online Library. Available at: https://www.ceeol.com/ ^ search/viewpdf?id=1209147 (accessed 12.01.2024) g

Deficit a dluh vladnich instituci — 3. ctvrtleti 2023. Cesky statisticky lirad. Available at: https://www.

czso.cz/csu/czso/cri/deficit-a-dluh-vladnich-instituci-3-ctvrtleti-2023 (accessed 12.01.2024). Den protestfl 2023: Obri stavky se icastnila vetsina skol, take firmy i irady. Denik. 27.11.2023. Available at: https://www.denik.cz/ekonomika/stavka-v-cesku-20231126.html (accessed 12.01.2024).

CK i Ч

о

и <

П

О

< I

<

Eurobarometer. europa.eu Available at: https://europa.eu/eurobarometer/surveys/browse/all/ series/9916 (accessed 12.01.2024).

Fertility rate, total (births per woman) — Czechia. The World Bank. Available at: https://data. worldbank.org/indicator/SP.DYN.TFRT.IN?locations=CZ (accessed 12.01.2024).

Fialova vláda by od lidí dostala horsí trojku. Kladnë hodnotí mezinárodní püsobení, nejvíc jim vadí inflace. iROZHLAS. 17.12.2023. Available at: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/petr-fiala-premier-vlada-hodnoceni-median-pruzkum_2312171015_gut (accessed 12.01.2024).

Fischer, Nerudová i Pavel ocenili podporu koalice SPOLU. novinky.cz. 04.10.2022. Available at: https://www.novinky.cz/clanek/volby-prezidenta-fischer-nerudova-i-pavel-ocenili-podporu-koalice-spolu-40410569 (accessed 12.01.2024).

Inflace, spotrebitelské ceny. Cesky statisticky úrad. Available at: https://www.czso.cz/csu/czso/ inflace_spotrebitelske_ceny (accessed 12.01.2024).

Jurecka predstavil düchodovou reformu. Co vsechno se zmëm? peníze.cz. 15.11.2023. Available at: https://www.penize.cz/zajisteni-na-duchod/448241-duchodova-reforma-velky-prehled-zmen (accessed 12.01.2024).

Kauza Capí hnízdo prehlednë. Jak se premiér Babis dostal do hledácku policie. Seznam Zprávy. 04.12.2019. Available at: https://www.seznamzpravy.cz/clanek/den-rozhodnuti-o-capim-hnizde-jak-se-premier-dostal-do-hledacku-policie-78132 (accessed 12.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Komentár: Celkovë za „tri", ale i tak, vládo, za konsolidacní balícek dëkujeme. P. Jansky, Seznam Zprávy. 27.11.2023. Available at: https://www.seznamzpravy.cz/clanek/ekonomika-ocima-byznysu-komentar-celkove-za-tri-ale-i-tak-vlado-za-konsolidacni-balicek-dekujeme-240449 (accessed 12.01.2024).

Konsolidacní balícek 2024 — které oblasti ovlivní? accace.cz. Available at: https://accace.cz/ konsolidacni-balicek/ (accessed 12.01.2024).

Konsolidacní balík i reforma pomohou. Zmën musí byt víc, ríká rozpoctová rada. iDNES.cz. 21.09.2023. Available at: https://www.idnes.cz/ekonomika/domaci/verejne-rozpocty-narodni-rozpoctova-rada-duchody-udrzitelnost.A230921_110451_ekonomika_alis (accessed 12.01.2024).

Konsolidacní balík je pod palbou kritiky. Vadí predevsím zmëny v DPH. iDNES.cz. 13.10.2023. Available at: https://www.idnes.cz/ekonomika/domaci/konsolidacni-balicek-dopady-zmeny-v-dph-dane.A231013_120638_ekonomika_alis (accessed 12.01.2024).

Nerudová trvá na tom, ze za nepravnosti na univerzitë nese odpovëdnost dëkan. Respekt. 20.12.2022. Available at: https://www.respekt.cz/kontext/problemy-nerudove-kvuli-univerzite-sili-kontrolor-plaga-je-oznacuje-za-systemove (accessed 12.01.2024)

Ogrodnik, L. Presidential Elections in Czechia Head to a Final Vote: About the Campaign and PostElection Scenarios. The Polish Institute of International Affairs. The Central and Eastern European Online Library. Available at: https://www.ceeol.com/search/viewpdf?id=1208496 (accessed 12.01.2024).

Pavel navstíví v prvních 100 dnech po inauguraci vsechny sousední zemë. Zamírí i do Bruselu a Kyjeva. iROZHLAS. 03.03.2023. Available at: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/petr-pavel-prezident-inaugurace-zahranicni-cesty_2303032041_elev (accessed 12.01.2024).

Pavel s Caputovou v Kyjevë jednali se Zelenskym, museli i do krytu. CTK. 28.04.2023. Available at: < https://www.ceskenoviny.cz/zpravy/2358304 (accessed 12.01.2024). o

Poll of Polls. Politico. Available at: https://www.politico.eu/europe-poll-of-polls (accessed 12.01.2024).

PREHLEDNË: Co obsahuje konsolidacní balícek vlády. Novinky.cz. 11.05.2023. Available at: https://www.novinky.cz/clanek/domaci-prehledne-co-obsahuje-konsolidacni-balicek-vlady-40431290 (accessed 12.01.2024).

Prekvapuje më urputnost politickych bojü, rekl Pavel pred poslanci. Ceská televize. 13.06.2023. Available at: https://ct24.ceskatelevize.cz/clanek/domaci/prekvapuje-me-urputnost-politickych-boju-rekl-pavel-pred-poslanci-5103 (accessed 12.01.2024).

• Senk M., Nikolic L. Winds of Change. A Comprehensive Analysis of 2023 Presidential Elections in Czech Republic and Montenegro. Central European Digital Media Observatory. 43 p. Available at: https://cedmohub.eu/wp-content/uploads/2023/06/Studie-Volby-EN_Final.pdf (accessed 12.01.2024).

^ Stanovisko NERV k vladnimu konsolidacnimu balicku. Vlada Ceske republiky. 19.05.2023.

Available at: https://vlada.gov.cz/cz/ppov/nerv/aktuality/stanovisko-nerv-k-vladnimu-konsolidacnimu-balicku-205649/ (accessed 12.01.2024).

^ Tri uspechy a tri propadaky prezidenta Petra Pavla. Seznam Zpravy. 03.05.2023. Available at: https://www.seznamzpravy.cz/clanek/domaci-politika-prepaleny-start-prezidenta-pavla-v-cizine-je-za-hvezdu-doma-se-teprve-hleda-230210 (accessed 12.01.2024).

cl V kontrastu se Zemanem vypada Pavel jako prezident uplne jinych kvalit, rika politolog Hlousek.

iROZHLAS. 15.06.2023. Available at: https://www.irozhlas.cz/zpravy-domov/prezident-petr-pavel-politolog-100-dni-vlady_2306151502_lup (accessed 12.01.2024).

Vlade veri nejmene lidi od dob Necase, odvraceji se od ni i vlastni volici. iDNES.cz. 30.11.2023. Available at: https://www.idnes.cz/zpravy/domaci/duvera-statnim-institucim-prezident-vlada.A231130_103057_domaci_vlc (accessed 12.01.2024).

Ve Sbirce zakonu byly zverejneny celkove vysledky voleb do Poslanecke snemovny. Ministerstvo vnitra Ceske Republiky. Available at: https://www.mvcr.cz/volby/clanek/ve-sbirce-zakonu-byly-zverejneny-celkove-vysledky-voleb-do-poslanecke-snemovny.aspx (accessed 12.01.2024).

Vyjadreni NRR k navrhu statniho rozpoctu na rok 2024. Narodni rozpoctova rada. 03.10.2023. Available at: https://www.rozpoctovarada.cz/publikace/vyjadreni-nrr-k-navrhu-statniho-rozpoctu-na-rok-2024/ (accessed 12.01.2024).

Vyroky o vyslani mirovych jednotek na Ukrajinu pronesl Petr Pavel temer rok pred volbami. Central European Digital Media Observatory. 16.02.2023. Available at: https://cedmohub. eu/cs/vroky-o-vysln-mrovch-jednotek-na-ukrajinu-pronesl-petr-pavel-tm-rok-ped-volbami/?utm_source=rss&utm_medium=rss&utm_campaign=vroky-o-vysln-mrovch-jednotek-na-ukrajinu-pronesl-petr-pavel-tm-rok-ped-volbami (accessed 12.01.2024).

THE 2023 PRESIDENTIAL ELECTIONS AND THE EVOLUTION OF THE POLITICAL SITUATION IN THE CZECHIA

Petr Trofimov

Institute of Europe, RAS; Moscow, Russia; e-mail: petrtrofimov1999@gmail.com

Abstract. The article deals with the January 2023 presidential election in the Czech Republic in January 2023 and the subsequent evolution of the political situation in the country. The political context of the presidential election is assessed, the positions of the main candidates are evaluated, and the reason for P. Pavel's victory and the defeat of the other main candidates are explained. The author analyzes the first year of P. Pavel's presidency, highlights the main features of the new president's political style, his strengths and weaknesses, the main focuses of his activities, and his influence on the Czech political arena. Next, the budget and pension reforms of 2023, as well as the mass strikes that followed in November 2023, are examined. The author analyzes the potential impact of unpopular political reforms and strikes on the popularity of the current government and assesses the prospects for further evolution of the political situation in the Czech Republic in the context of the upcoming parliamentary elections in autumn 2025.

Keywords. Czech Republic, presidential elections, budget reform, pension reform

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.