Научная статья на тему 'Президентские игры школьников: достоинство тела, воли и разума'

Президентские игры школьников: достоинство тела, воли и разума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / CITIZENSHIP / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / OLYMPIC EDUCATION / КОМАНДООБРАЗОВАНИЕ / TEAMBUILDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрова Ольга Анатольевна

Модель образовательной программы финального этапа «Президентских спортивных игр». Содержание тематических блоков программы, особенности её организации и примеры форм работы с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School Students'' Presidential Games: Dignity Of Body, Will And Mind

Description of the final stage of the All-Russian sports games educational program for schoolchildren «Presidential sports games» model, based on the idea of harmonious education of the personality. The article briefly talks about the content of the thematic program blocks and introduces examples of working forms with children.

Текст научной работы на тему «Президентские игры школьников: достоинство тела, воли и разума»

методология [ практика

ОСПИТАНИЯ

УДК 37.032.2

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ИГРЫ ШКОЛЬНИКОВ: достоинство Тела, Воли и Разума

Каждый год в сентябре, начиная с 2011 года, около полутора тысяч школьников из всех регионов России приезжают в ВДЦ «Орлёнок», чтобы продемонстрировать спортивные достижения в различных видах спорта. В этом году в Центре в рамках «Президентских спортивных игр» пройдут седьмые финальные соревнования школьников. В них примут участие команды учащихся образовательных учреждений, прошедшие отбор на школьном, муниципальном и региональном уровнях. Постоянные партнёры ВДЦ «Орлёнок» в организации Игр — Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство спорта Российской Федерации. Значимость организации Игр продиктована необходимостью развития в России массового спорта, воспитания спортивного резерва страны, привлечения учащихся к занятиям спортом, пропаганды здорового образа жизни, воспитания чувства гордости за страну и готовности служить на её благо. Всероссийский уровень Игр придаёт состязаниям особую значимость в мотивации юных спортсменов к дальнейшим спортивным достижениям.

• гражданственность • патриотизм • олимпийское образование

• командообразование

Программа спортивных состязаний разных лет включала в себя прежде всего доступные для детей ви- (в отдельные годы — уличный баскет-ды спорта. Ежегодно в программу бол). С 2012 года в программе Игр по-входили плавание и баскетбол явились велосипедный спорт и волейбол

Ольга Анатольевна Юрова,

методист управления образовательных программ Всероссийского детского центра «Орлёнок»

(в 2014 г. волейбол заменяли на пионербол). До 2015 года (включительно) ежегодно проходили соревнования по различным видам лёгкой атлетики и пулевой стрельбе, а в 2016 году вместо этих видов спорта школьникам предложили принять участие в соревнованиях по настольному теннису, шашкам, лапте и тег-регби. Эти нововведения появились исходя из опроса детей на предмет удовлетворённости участием в соревнованиях, их предложений об изменении программы в следующем году. Следует отметить и об увеличении количества видов спорта. Если в первых Играх их было только четыре, то в последующие годы их количество доходило до семи. Анализ качества организации соревнований, уровень отбора и готовности команд, уровень спортивной дисциплины — все эти вопросы оставим на обсуждение организаторов состязаний, судейской коллегии и не будем поднимать в этой статье. Посвятим её образовательной программе, которая ежегодно предлагается юным спортсменам.

Опыт реализации образовательных программ первых лет обозначил некоторые сложности в работе с этой категорией детей — отсутствие мотивации у преобладающего количества детей на участие в любой деятельности, кроме спортивной, и достаточного количества времени для реализации образовательной программы. Поэтому педагогическое сообщество Центра создало оптимальную модель организации образовательной деятельности в рамках «Президентских спортивных игр». Основная идея всех образовательных программ Президентских игр базируется на античном идеале воспитания человека, заключающегося в сочетании в человеке физических (внешних) и нравственных (душевных, внутренних) достоинств, совершенство человеческой личности. Исходя из идеи, программы разных лет были направлены на гражданское и патриотическое воспитание подростков, приобщение к культуре организации досуга, культуре командного взаимодействия, приобщение к олимпийскому образованию и ценностям олимпийского движения, пропаганде здорового образа жизни, эко-

логическое образование, приобщение к культурному и историческому наследию страны и «Орлёнка». Эти темы составляют содержательные блоки программ. Программы имеют модульный характер, состоят из отдельных самодостаточных тематических блоков, а также в основе программ используется технология кратковременного, но системного включения подростков-спортсменов в образовательную деятельность. Обычно вечером предыдущего дня каждым отрядом или ребёнком определяется время, свободное от тренировок и соревнований, и образовательные площадки, которые дети хотят посетить в течение дня. Главное условие педагогической организации дня — это разнообразие площадок, охват всех содержательных направлений программы и работа площадок в тече-

Тг «

ние всего дня. Каждый лагерь определяет систему посещения. Кто-то предпочитает проверенный способ — коллективное посещение площадки отрядом или спортивной командой, а кто-то работает в системе «кампус» — открытое пространство, когда ребёнок заранее самостоятельно выбирает интересную для него площадку и независимо от отряда или команды приходит в определённое место и время. Благодаря такой системе педагогам удаётся результативно использовать свободное от тренировок и состязаний время, за короткий промежуток образовательного времени получать хорошие результаты, гибко реагировать на изменение планов. Уже изначальная внутренняя готовность педагогов к изменениям в дне, готовность работать с любым количеством детей, умение взаимодействовать и договариваться с тренерами несёт в себе часть педагогической успешности.

Одна из составляющих модели — система стимулирования, которая разрабатывается каждым детским лагерем. Система стимулирования творческой и организаторской активности подростков не пересекается с программой соревнований, а дополняет её. Она помогает педагогам активизировать ребёнка на участие в образовательных событиях лагеря, побуждает к победам и другим достижениям

в творческой, познавательной и командообра-зующей деятельности. Участвуя в программе лагеря, кроме спортивных наград подростки смогут достичь званий, получить награды, грамоты и дипломы, как индивидуально, так и коллективно. Отряд или ребёнок награждаются за активность участия в образовательных площадках, за участие в площадках различных направлений программы, ребёнок — за помощь в организации каких-либо площадок, проведение мастер-классов или организацию творческих дел, за победу в творческих или интеллектуальных играх, отряды — за массовость участия в делах, за коллективные победы. Спортивная команда может награждаться за дружелюбность по отношению к другим командам. Баллы, бонусы или символы системы самоуправления на общелагерном уровне начисляют детские органы самоуправления, межотрядные объединения, на отрядном уровне — дети отряда, за победы — жюри и судьи.

Приведу пример системы стимулирования детского лагеря «Звёздный». На индивидуальном уровне у каждого ребёнка есть возможность в течение смены получить звания:

• организатор — самостоятельно или в составе творческой группы организовал дело, конкурсную или игровую площадку;

• победитель — занял призовое место в интеллектуальных, спортивных, творческих состязаниях и конкурсах;

• активный участник — проявил активность в подготовке к общелагерным делам, в ходе досуговых и физкультурно-оздоровительных дел и игр в команде, холле или лагере, в различных конкурсах, проводившихся в лагере;

• «душа отряда» — проявил себя как хороший товарищ, заботился о настроении команды, задавал и поддерживал общий настрой

на успех, совершал добрые поступки (присуждается детьми на вечерних сборах и «огоньках» команды).

Если подросток получил максимальное количество званий, то он получает наивысшее звание «Звёздный ребёнок».

На общелагерном уровне «звёзды» или другие символы, соответствующие разным направлениям деятельности, присуждаются в течение смены отрядам:

• занявших призовые места в общих делах лагеря, конкурсах и состязаниях или набравших определённое количество баллов;

• продемонстрировавших массовое активное участие и взаимную поддержку;

• реализовавших инициативы на уровне отряда или лагеря.

Отряды, набравшие наибольшее количество баллов/символов, становятся «Звёздными отрядами». Достижения отряда — это достижения тех двух спортивных команд, которые входят в его состав. Они влияют на характеристику команд. По инициативе лагеря в регионы могут быть отправлены благодарственные письма.

Начиная с 2012 года частью образовательной программы стала тематика олимпийского движения. В течение смены юные спортсмены знакомятся с ценностями, принципами, традициями и историей олимпийского и паралимпийского движений, узнают имена героев, истории преодоления и побед. Идёт обсуждение олимпийских ценностей, и при условии согласия всех детей отряда они включаются в Конвенцию отряда. До сих пор активно используется богатая методическая и практическая база олимпийского образования, разработанная в ходе подготовки и проведения Олимпийских игр в Сочи. На её основе педагоги Центра создавали и создают собственные методические разработки и программы. Среди них серия «Олимпийских уроков», интеллектуальные игры, программы Зимние игры по-летнему», «Сочи 2014. Обратный отсчёт!». Автор последней программы А.В. Копылова стала победителем Всероссийского конкурса «Учитель Сочи 2014». С 2015 года в программу входит экскурсия в город Сочи с посещением олимпийских объектов, изучением олимпийского наследия. В 2016 году в Центре открылся собственный Музей спорта, экспонатами которого стали подарки известных спортс-

Тг «

менов разных лет. Каждый год у юных

спортсменов бывает возможность встретиться со знаковыми в спорте людьми: олимпийскими чемпионами или известными тренерами.

Психологи Центра в рамках направления проводят занятия по профилактике конфликтов в спорте и развитию культуры болельщика. На занятиях подростки знакомятся с правилами честного состязания, которые включают уважение к правилам, уважение к соперникам, уважение к решениям судей, которые могут быть оспорены только в специально установленном порядке, принцип равных шансов и принцип самоконтроля. В течение смены проходят игры-упражнения, помогающие понять причины возникновения конфликтов и способы их профилактики и урегулирования. Кроме того, что подросток будет в роли спортсмена-участника состязаний, он также будет активно поддерживать ребят отряда или команды. Для того чтобы процесс игры и поддержки был максимально конструктивным, дети совместно разрабатывают Кодекс болельщика «Орлёнка», предварительно познакомившись с Правилами поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.01.2014. Как показывает опыт, после занятий снижается уровень конфликтности между командами-конкурентами.

Гражданско-патриотическая тематика программы раскрывается в содержании уроков гражданственности, где юные спортсмены узнают интересные факты из истории государственных символов и ритуалов Российской Федерации, узнают их значение и особенности. В течение смены подростки познакомятся с культурными особенностями регионов, представленных на Играх, проходят мероприятия, приуроченные к ключевым датам разных лет. Например, для юных спортсменов не прошли незамеченными Год истории России, Год литературы и Год культуры в России, 70-летие Победы, Год российского кино. Году кино были приурочены просмотры и обсуждение детских и подростковых фильмов, недавно вышедших на экраны

и ставших победителями всероссийских конкурсов. Деятельность таких подразделений «Орлёнка», как Дом авиации и космонавтики, Музей военно-морской славы России, обсерватория, библиотека, направлены на воспитание гордости за научные, литературные и военные достижения нашей страны. Ежегодно в программу включается знакомство с творчеством известных российских писателей, поэтов, музыкантов, их вкладом в культурное наследие страны. В течение нескольких лет ярким и запоминающимся событием становится благотворительная акция «Под Флагом Добра», организатором которой является Благотворительный фонд «Под флагом Добра».

Знакомство с историческим и культурным наследием «Орлёнка» также часть образовательной программы. Ведь для ребёнка интересно узнать то место, куда он приехал. Кроме экскурсии в музей «Орлёнка» педагоги детских лагерей предлагают игровые, музыкальные, познавательные и творческие программы, содержание которых составляют знакомство с историей и культурой «Орлёнка». Традиционными стали игра-путешествие «Семь чудес «Орлёнка» и «Поющие площади детских лагерей», авторами которых являются педагоги детского лагеря «Звёздный». Познакомиться с природой Центра помогает игра-путешествие «За 1800 секунд по Детскому ботаническому саду «Орлёнка». Многие дети, приехав в «Орлёнок» впервые, увидели, как реально функционирует технология раздельного сбора твёрдых коммунальных отходов, узнали от вожатых способы уменьшения негативного влияния на окружающую среду, доступные каждому человеку и даже ребёнку.

Важной составляющей образовательных программ являются коллективные дела, направленные на командообразование. Так как временные объединения детей состоят из двух команд, которые в соревновательной программе являются конкурентами, то эти дела просто необходимы, чтобы снять конфликтность, познакомить с ко-

дексом спортивной чести, сформировать ценностное отношение к таким понятиям, как дружба, уважение и совершенство. Традиционными стали творческие и игровые программы «Мы в команде с друзьями» и «Фестиваль мастер-классов «Планета увлечений». Игровая программа «Мы в команде с друзьями» проходит для всего лагеря в начале смены в форме игры-испытания, в которой две спортивные команды, объединённые в один отряд, вместе выполняют различные задания, демонстрируют силу, волю, выдержку, смекалку, которыми должен обладать каждый олимпиец, а также умение договариваться, чтобы в итоге достойно представить свой отряд. На Фестивале «Планета увлечений» педагоги лагеря и желающие подростки проводят мастер-классы, где знакомят участников смены со своими увлечениями. Через увлечение раскрывается личность подростка или вожатого. В течение смены для формирования командного духа педагоги детских лагерей активно используют игры-упражнения, где нужно выполнить задание единой командой. Походы и туристские тропы также работают на сплочение детей.

Воспитание спортивного резерва страны, спортсменов, которые будут патриотами и активными гражданами страны, носителями олимпийских ценностей, — вот главная идея, заложенная в многообразии составляющих образовательной программы Игр. И неважно, что большая часть детей-участников Игр не посвятит жизнь большому спорту. Педагоги Центра уверены, что время, проведённое в «Орлёнке», оставит след в душе каждого ребёнка, подростки увезут положительный опыт, полученный в «Орлёнке», и надеются, что будут транслировать его в среде своих сверстников, в дальнейшем продолжат работу по совершенствованию своего тела, воли и разума. НО

Список источников:

1. Указ Президента Российской Федерации от 30.07.2010 № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников» / /

Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.kremlin.ru/acts/bank/31523

2. Положение о проведении Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» 2017—2018 учебного года // Электронный ресурс. Режим доступа:

http: //фцомофв.рф/files/ioe/documents/

5ZQUIH46S492B7MX27IT.pdf

3. Методические рекомендации по подготовке

и направлению команд-школ для участия во всероссийском этапе Всероссийских спортивных игр школьников «Президентские спортивные игры» // Электронный ресурс. Режим доступа: http: //фцомофв.рф/files/ioe/documents/

3L3LQBXH4PPO4IQDEG51.pdf

School Students' Presidential Games: Dignity Of Body, Will And Mind

O.A. Yurova, Methodist management educational programs All-Russian children's center «Orlenok»

Abstract. Description of the final stage of the All-Russian sports games educational program for schoolchildren «Presidential sports games» model, based on the idea of harmonious education of the personality. The article briefly talks about the content of the thematic program blocks and introduces examples of working forms with children.

Keywords: citizenship, patriotism, Olympic education, teambuilding.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.