Научная статья на тему 'План деятельности летнего лагеря: что полезно учесть при его разработке'

План деятельности летнего лагеря: что полезно учесть при его разработке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
471
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОТРЯДНЫЙ ВОЖАТЫЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДНЕВНИК / СМЕНА / ЛАГЕРЬ / МЕРОПРИЯТИЯ / TEACHER'S DIARY / PLANNING ACTIVITY / TEAM COUNSELOR / CHANGE / CAMP / ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панченко Сергей Иванович, Юриков Анатолий Алексеевич

Стратегический и тактический план деятельности. Профессиональные советы для разработки плана любого лагеря. Рекомендации по отбору содержания. Выращивание кадров. Как расширить сферу общения детей и вожатых? Способы и приёмы педагогической деятельности. Педагогический отбор необходимых мероприятий. Искусство планирования: концептуальные идеи и ежедневные тактические коррективы. Диагностика. Индивидуальная работа с девочками и мальчиками. Традиционное начало смены и её оптимистическое окончание…

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «План деятельности летнего лагеря: что полезно учесть при его разработке»

ПЛАН ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕТНЕГО ЛАГЕРЯ:

что полезно учесть при его разработке

Сергей Иванович Панченко,

советник генерального директора Всероссийского детского центра «Орлёнок», заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук

Анатолий Алексеевич Юриков,

директор оздоровительного центра «Рассвет» г. Геленджика, заслуженный учитель России, кандидат педагогических наук

Тема статьи, которую мы вам предлагаем, не нова. Во многих публикациях журнала «НО» обсуждалось содержание плана работы с детьми — общелагерного, отдельной смены и даже одного дня1.

Новизна предлагаемой публикации в том, что авторы раскрывают некий комплексный подход к планированию лагерной жизни ребят: прежде чем разрабатывать содержание плана, весьма полезно системно осмыслить все исходные позиции, которые придадут планированию, а значит, и лагерной жизни объёмный, полнокровный, педагогически выверенный характер.

• планирование деятельности • отрядный вожатый • педагогический дневник

• смена • лагерь • мероприятия

Р

азвитие смены и успех реализации её содержания зависят не только от ярких дел и событий, которые лежат на поверхности, но и от атмосферы романтики, влюблённости друг в друга, свободного полёта мысли, творчества и действий, которые не всегда заметны. Но именно они определяют успешность и результативность смены.

Правильно выстроенная смена задаёт ребёнку (чаще всего впервые) возможность испытать чувство внутренней свободы. Стереотипы его собственного поведения и отношения к нему в семье, школе, в дворовой команде остались дома.

1 См. «НО» № 3 за 2007, 2008, 2009,

2011 гг.

Эти отношения — его маленькая тайна, которую почти невозможно узнать, поэтому ребёнок может заявить о себе иначе, чем сделал бы это дома. Но насколько он владеет опытом поведения и деятельности, чтобы не только проявить себя иначе, но и удержать эту новую роль в течение сравнительно длительного промежутка смены? К сожалению, не всегда эта новая роль социально позитивна. Это может быть этакий «крутой» и агрессивный одиночка, стремящийся подчинить себе всех, или «богатенький Буратино», покупающий за папины деньги услуги быта («заправь постель, отдежурь за меня») или отношение к себе. Отрицательные роли начинают проявляться у некоторых ребят именно в первые два-три дня смены. В этом нет их вины, всё дело в обществе, подсовывающем им идеалы агрессии и денег. Почувствовать, увидеть, ощутить и тактично

скорректировать подобное — одна из задач вожатого в течение лагерной смены. В противном случае несколько таких подростков могут подчинить себе и вожатого, и весь ребячий коллектив.

В организации летнего отдыха детей есть управленческий аспект, без которого не обходится ни один руководитель оздоровительного учреждения, ни один коллектив воспитателей: это разработка стратегического плана деятельности всех лагерных смен и тактического — для отрядов. План — документ творческий, динамичный, как и тот «объект», с которым воспитатели будут его реализовы-вать — живой, озорной, требовательный лагерный народец...

План — дело серьёзное, от богатства его содержания, продуманной логики деятельности, рассчитанной на самые разнообразные, порой неожиданные интересы, потребности, вкусы, зависят успешность детского отдыха, его оценка «потребителем», как сейчас говорят, и в конечном счёте рейтинг самого лагеря как воспитательно-оздоровительного учреждения в общественном мнении.

При подготовке плана не спешите начинать с перечня дел: первое, второе, третье. Окиньте мысленно лагерные смены вдумчивым системным взглядом профессионала и подумайте: что нужно учесть при разработке общелагерной стратегии, определении характера каждой смены и отрядной практики. Рискнём дать некоторые советы, полезные, по нашему мнению, для разработки плана любого лагеря, начиная от Всероссийского детского центра «Орлёнок» и кончая городским дневного пребывания или трудовым, организованным сельской школой.

Описание логики проектирования и планирования работы вожатых в смене ограничим несколькими частными условиями, наиболее типичными для большинства детских лагерей:

1. Смена разрабатывается для временного детского объединения подростков 10—14 лет. В отряде 25—30 детей, около 300 человек. А так как этот возраст самый нестабильный и «трудный» для вожатого, по ходу планирования каждого дня необходимо подробнее знакомиться

с особенностями разрешения проблем этого возраста вносить коррективы в план.

2. Смена длится 18—21 день и проходит летом. Эта длительность смены

и время года — наиболее трудные по нагрузке и интенсивности для вожатого. Условное шуточное название летней смены — «Ура! У нас каникулы!».

3. Смена описывается для начинающего вожатого, никогда не работавшего в лагере, а опытный и сам знает, как провести смену.

4. Смена обычная (если можно так сказать), обеспечивающая потребности ребят в познании, общении, в проявлении себя и своих возможностей, в занятиях физической культурой и спортом. Степень творческой свободы вожатого

и педагогического коллектива в этом случае наивысшая.

5. Будем считать, что смена осуществляется в детском лагере, где сложились и существуют традиции воспитания, выраженные в законах жизни воспитательного коллектива.

Производственные рамки лагеря, интересы жизни и здоровья детей и другие факторы требуют тщательного подхода к планированию педагогической работы с детьми. При этом необходимо проявлять гибкость в планировании, особенно отрядных дел. Нам нужно научиться реагировать на конкретные изменения отношений в отряде, ситуации в отношениях со взрослыми, научиться заполнять незапланированные, часто очень непростые паузы. Очень хорошим выходом из положения в данных ситуациях являются выступления вожатского отряда на спортивной площадке или на театральном помосте. Своего рода показ, демонстрация действий взрослых в создавшихся условиях. Кстати, планирование работы отряда с опережающим показом завтрашних дел подростков — хорошая воспитательная затея.

Можно что-то «перепланировать» в наборе дел, но обязательно нужно «недопланиро-вать» в жёсткой привязке ко времени, месту и содержанию деятельности с учётом всех педагогических возможностей, которые предоставляет лагерь: кружки и секции, библиотека, специализированные выставки, природа лагеря, внешнее окружение (поездки по краю, парки развлечений, туристские походы и т.п.). При этом вожатый должен понимать, что часто повторяющиеся мероприятия (купание на море, длительные беседы, ежедневная утренняя зарядка, даже дискотеки и т.п.), если они схожи по содержанию, быстро теряют для подростков фактор новизны, и они начинают их отторгать.

В основе планирования деятельности отрядного вожатого лежат:

• перспективный план работы лагеря (центра, комплекса), в котором чётко сформулированы цель и задачи, принципы и содержание деятельности педагогического коллектива, а следовательно, цель, задачи

и содержание работы каждого сотрудника детского лагеря (это своеобразная модель отношения к ребёнку, приезжающему на отдых в детский лагерь. Для сезонных лагерей перспективный план может представлять собой педагогическую программу).

В плане обозначены предполагаемые общелагерные дела и графики дежурства отрядов по территории и столовой, работы кружков, спортивных секций, спортивных и музыкальных часов, экскурсионных поездок и туристских походов и т.п.;

• режим дня детского лагеря, утверждённый врачом и начальником лагеря (это один из основных нормативных документов, положения которого нельзя нарушать, так как он обеспечивает оптимальные рамки активности и отдыха приезжающих ребят.

На основе режима дня ежедневно готовится распорядок дня, уточняющий содержание отдыха и занятости ребят);

• положение об охране жизни и здоровья детей, в котором собраны все нормативные акты и инструкции по обеспечению жизнедеятельности ребёнка в детском лагере; нарушение любого из них чревато для вожатого серьёзными административными и юридическими последствиями, поэтому их необходимо выполнять неукоснительно;

• педагогический дневник вожатого,

в котором, собственно, и содержится как перспективное, так и текущее планирование его работы. Форма и содержание педагогического дневника утверждаются начальником детского лагеря, проверяются и контролируются его заместителями и старшим воспитателем. В нём, как правило, несколько разделов:

1) сведения о приехавших детях, их интересах и увлечениях;

2) целевые и содержательные установки смены; план-сетка работы команды и вожатого;

3) сведения о проведении различных инструктажей подростков о правилах поведения в различных ситуациях жизни в лагере (поведение в спальных помещениях, правила пользования электрическими розетками и приборами, поведение во время поездки на экскурсию, поведение во время морских купаний и спортивных занятий и т.п.);

4) ежедневное планирование работы команды и вожатого с анализом проделанного в течение дня, размышления о ситуации в отряде, о детях, требующих особого внимания вожатого;

5) рабочие странички с анализом результатов изучения ребят, их поведения, заметки по подготовке и проведению дел команды, участия команды в общелагерных делах;

6) методическая копилка и другие разделы. Необходимо помнить, что педагогический дневник — это единственный юридический документ, который вожатый обязан вести. По содержанию дневника можно судить о деятельности вожатого

и принятых им решениях.

Основной круг проблем касается, конечно же, воспитания, что составляет основу профессиональной лагерной педагогики. Она переживает сейчас, к сожалению, глубокий кризис. Многие воспитатели и вожатые (где они есть) утратили опыт коллективного проживания, своё коллективистское сознание, что оказывало огромное воспитательное воздействие на подростков и до сих пор составляет педагогический потенциал воспитателя. О богатом педагогическом опыте сегодняшних воспитателй в большинстве случаев, увы, и речи не идёт.

Летний отдых детей претерпел значительные изменения в последние десятилетия. Государство отдало его в коммерцию и качеством отдыха ребят, похоже, не интересуется: прежних высоких требований к работе лагерей нет. Изменились и ожидания родителей: для многих из них самое главное сегодня — не развитие и воспитание ребёнка в лагере, а его бытовые условия. Прежние атрибуты лагерной жизни — палатки, костёр, купание в речке или в море — многих родителей вся эта романтика не устраивает. Предпочтителен добротный быт: комната на двоих, душ и развлечения по желанию ребят. Какой уж там педагогический воспитательный потенциал при таких требованиях.

Но тем не менее большинство руководителей летних детских учреждений проявляет приверженность традиционному 90-летнему опыту советских, а затем и российских летних лагерей, в которых отдых органически сочетается с воспитанием и развитием детей.

Сегодня у начальников детских оздоровительных учреждений большие возможности, чем прежде, в выборе проблематики лагеря, его «лица», содержания его работы. Но при этом гораздо меньше возможностей успешно реализовать свои идеи не только из-за недостатка финансирования, но и по причине дефицита опытных педагогов-воспитателей. Если есть у руководителя возможность подготовить педагогов-воспитателей, вырастить их — не купить, как это сейчас делается, а именно вырастить, тогда и можно приступать к разработке плана деятельности, которая и сегодня так или иначе должна носить педагогический, воспитательный характер. Иначе лагерь с его огромными возможностями превратится в «летний социальный приют», где только

кормят и развлекают. Такая перспектива дискредитирует саму идею летнего оздоровительного учреждения для детей, предполагающего, помимо отдыха, ещё и их развитие — интеллектуальное, трдовое, эстетическое, художественно-творческое, физическое и так далее.

Поэтому при разработке плана, при определении стратегии лагеря очень полезно продумать педагогическое, воспитательное содержание лагерных мероприятий. Летний лагерь создаёт для этого уникальные условия: ни одно воспитательное учреждение не даёт детям возможности общаться с воспитателем и сверстниками с самого раннего утра и до позднего вечера — до отбоя. В школе это общение ограничено уроком, классным часом, ну ещё экскурсией, походом в театр. Большую свободу общения дети имеют в учреждениях дополнительного образования, хотя и здесь оно лимитируется временем занятий. И только в лагере общаться можно целыми сутками, исключая время на сон.

При планировании продумайте, какие мероприятия предложить подросткам, чтобы их пребывание было содержательным, разнообразным, обогащающим. Этого можно достичь при условии сочетания тесной взаимосвязи, интеграции развлекательной, познавательной, трудовой, художественной и проектной деятельности. В школе сегодня работа над проектами получила широкое распространение. Лагерная жизнь открывает для проектов необозримое поле деятельности: изучение окружающей местности, участие в добрых делах, в экологических и в исследовательских проектах (например, изучить историю популярной рок-группы, выявить достоинства любимого фильма, книги, рассказать о самых любимых молодёжных композиторах — авторах современной эстрадной песни и подготовить концерт — в таком проекте может участвовать весь лагерь). Важно при этом проявлять чувство меры, учитывать возможности ребят,

избегать формализма, дешёвой конъюнктуры. В одной из рекомендаций, например, было предложено лагерной смене поработать над проектом «здоровье» и в итоге измерить «коэффициент оздоровления» подростков. Явная ведь глупость! Или другой пример: воспитатель предложила детям проект «Мои добрые дела» с подведением итогов... в процентах. Подростки, искренне стремящиеся не ударить лицом в грязь, после завтрака стремглав разбегались из лагеря в поисках «объекта» для совершения доброго дела. В подобных «мероприятиях» проявились крайне низкая педагогическая культура воспитателей и полное отсутствие здравого смысла.

При разработке плана очень полезно просматривать календарь знаменательных дат. Так, первая лагерная смена проходит, как правило, в июне. Это месяц рождения гения русской литературы А.С. Пушкина. В лагере одного из авторов этой статьи в этой смене решено было отметить дату рождения великого поэта. Одна группа работала над музыкальным сопровождением праздника (на сюжеты А.С. Пушкина создано, как известно, одиннадцать классических опер и несколько балетов, на эту тему можно провести музыкальную викторину). Другая группа оформляла альманах ребячьих работ, посвящённый творчеству поэта, художники готовили зал и территорию лагеря. В процессе этой коллективной деятельности вожатый умело выстраивал беседу с ребятами, спрашивал, что они знают о семье Пушкина, о его детях, об их жизни после смерти поэта, где об этом можно прочитать, кто авторы популярных книг о Пушкине. Такое общение в процессе общего дела — сфера тончайшая. В ней проявляются не только информированность её участников, но и широкая палитра качества личности ребят — ум, начитанность, культура, вкус. Очень ценно, что это лагерное дело (проект) имело и своё последействие: ребята предложили провести беседу со старшими отрядами о семье поэта после его кончины, о судьбе его детей, о современных потомках А.С. Пушкина.

Подобный проект, рассчитанный на несколько дней, можно провести в любом лагере любого региона: везде есть свои поэты, писатели, художники, композиторы, народные умельцы. Можно и пригласить их в лагерь.

Многие ребята, особенно те, кто не отличается активностью в общих делах, очень нуждаются в общении со значимым взрослым. Таким взрослым для ребят становится вожатый, старший товарищ. Молодые вожатые этого часто не понимают. Продумайте в плане, как расширить сферу общения детей и вожатых. Может, стоит запланировать некий «час диалога» для свободной, а может, и конфиденциальной беседы с воспитателями или вожатыми. Либо «огонёк дружеских бесед», где бы дети могли по своему усмотрению выбрать темы сообщения, рассказать о себе, о своих увлечениях, продемонстрировать своё умение в каком-то виде творчества за рамками лагерных дел. При подготовке к такому мероприятию возникнет естественная потребность в общении с вожатыми, с руководителем кружка, а может и с психологом, произойдёт естественный обмен духовными и душевными ценностями, информационно-познавательным багажом собеседников, сложится более высокая самооценка ребёнка.

Такие беседы побуждают к рефлексии — осмыслению своих поступков, своей позиции, закладывают мировоззренческие основы. Очень полезно предусмотреть в планах смены и отряда «зоны свободного времени», когда общение может быть стихийным, а может (при умении воспитателя) и направленным2.

В практике работы мы достаточно часто встречаемся с детьми, которые при первой же возможности уединяются, не участвуют в делах коллектива. Причины тому разные: одни дети устают от суеты и от перенасыщенной лагерной жизни, другие

2 Подробно о воспитательном влиянии педагогического общения в летнем лагере см. НО. 2007. № 3. С. 71.

скучают по дому. Третьих кто-то обидел. А есть ребята, которым просто необходимо побыть одному, чтобы заняться любимым делом — почитать, повышивать, что свойственно девочкам, написать домой письмо. Продумайте при разработке плана, как помочь таким детям «пообщаться с собой». Можно оборудовать «уголок уединения», не включать таких ребят в какие-то дни или часы в лагерные дела. Способов и здесь немало, важно только внимательно отнестись к ребятам, почувствовать их настроение. Вполне возможно, что и план при этом не нужен, достаточно вожатского дневника или «книги вожатого». Эта «книга» — очень удачное изобретение вожатых «Орлёнка». В неё вожатый (или воспитатель) записывает ежедневные дела, вносит коррективы в план, делая пометки о работе с отельными детьми. Вот и запишите, что Пете Иванову надо предоставить «зону свободного времени» в течение стольких-то часов тогда-то. И постарайтесь найти тактичную мягкую форму сказать об этом мальчику (или девочке) заранее: «Ты можешь сегодня два часа отдохнуть от нас».

Уделяем такое внимание разным формам общения не случайно: лагерная педагогика, как и общая, это прежде всего пространство общения, взаимодействия ребёнка и взрослого.

Каждый руководитель детского лагеря и все воспитатели стремятся к тому, чтобы тонус жизни в коллективе был энергичным, оптимистичным. Этому, конечно же, способствуют спортивные мероприятия (соревнования), вечера отдыха, дискотеки, различные конкурсы и викторины. Как правило, многие подобные мероприятия носят информационно-познавательный характер. При разработке лагерного плана полезно предусмотреть их. А когда вожатые лучше узнают детей (в первые два-три дня), план можно конкретизировать (по характеру мероприятия, по интересам детей).

Воспитателю в силу спрессованности лагерной жизни необходимо как можно быстрее узнать детей, ибо лагерная смена коротка — 21 день. Возраст детей, с которыми предстоит работать, примерно известен. А вот какие дети приедут, откуда, каков уровень их знаний, воспитанности, что они хотят получить от лагеря, чем интересуются — всё это предстоит

узнать в короткий срок. Поэтому в первые два дня придётся скорректировать план, разработанный заранее, внести в него предложения детей. При всей насыщенности первого дня жизни лагеря3 советуем внести в план мероприятия

провоцирующего» (или оценочного) характера, выявить интересы и увлечения ребят. Это поможет «расшевелить» даже тех, кто пассивен, кто вяло откликается на просьбы воспитателя, в первые же часы всем своим видом проявляет обидчивость по разным причинам (с кем-то из сверстников уже произошёл конфликт, хотел в 5-й отряд, а попал в 9-й, заскучал по дому и т.д.). «Провоцирующими» способами, помогающими детям раскрыться, могут стать экспресс-опрос с шутливыми вопросами, викторина, мини-проект («Как за два часа можно украсить лагерную территорию», «Что будем делать завтра?» и т.д.). В арсенале творческого вожатого могут быть десятки способов4.

Молодые вожатые совершают ошибку, стремясь за один день разработать с ребятами план отряда. Они буквально «выдавливают» из ребят идеи. Составить такой «вымученный» план можно быстро, но он скучен, неинтересен, потому что педагогически и психологически не продуман. Без знания детей невозможно спроектировать деятельность, которая раскрывала бы в ребёнке хорошие качества, помогала бы взращивать их. Это необходимая воспитательная составляющая короткой лагерной жизни. Без этого лагерь превратится в пансионат с едой и бездельем, с дискотекой по вечерам.

При этом надо понимать, что чётко разделить план на образовательно-познавательные, воспитательные и собственно оздоровительные мероприятия не удастся. Жёстких границ между ними нет. Искусство планирования в том и заключается, чтобы предусмотреть в развлекательном

3 Подробно о первом дне лагерной жизни см. НО.

2008. № 3. С. 212.

4 Подробно см. об этом НО. 2008. № 3. С. 217.

мероприятии познавательный, коммуникативный, спортивный аспекты; в трудовом — воспитательный, коллективистский, эстетический и т.д. С разбега это не сделаешь, поэтому концептуальную основу плана, повторим, целесообразно разрабатывать заранее. А в суете лагерных дней, в процессе узнавания детей вес останется только вносить в план тактические коррективы и дополнения, «нанизывать» новые идеи — свои и ребячьи.

В каждой смене несколько отрядов, и каждый живёт как бы сам по себе — такова лагерная практика. Объединяются отряды только в общелагерных делах. А есть и такие отряды, которые не принимают участия в жизни лагеря и даже бравируют этим: «вы все там суетитесь, а мы своим любимым делом занимаемся». Это отряды, где большинство ребят увлекаются либо музыкой, живописью, либо конструированием, либо спортом. Предусмотрите в плане смены и такую возможность: сформируйте отряды по разным творческим направлениям — музыкантов, спортсменов, «трудовиков», и т.д. Сама жизнь подскажет эти направления. Воспитателю полезно заранее продумать такие мероприятия, акции, которые помогли бы наиболее полно раскрыть специфические спобности ребят, включить их в деятельность всего коллектива лагерной смены. В этом кроется огромный образовательно-воспитательный потенциал, которым грех не воспользоваться.

Воспитателям и вожатым далеко не безразлично отношение детей к лагерю, к сверстникам, ко взрослым, их самооценка. И в «Орлёнке», и в центре «Рассвет» регулярно проводилась диагностика по этой проблеме. Она выявляла такие аспекты, которые требовали оперативной корректировки плана работы в отрядах. Диагностика проводилась путём анонимных опросов, некоторые мнения выявляли косвенно, путём наблюдений. И вот что выявила диагностика. У 30% ребят заниженная самооценка (а в опросе принимали участие 390 человек — весь лагерь). На вопросы об отношении к лагерю, к вожатым, мальчиков — к девочкам и девочек — к мальчикам тридцать ребят либо не ответили, либо определили своё

отношение — «никак». Воспитатели отреагировали на отношения детей «с последней строчки» опроса очень активно: провели оперативный вожатский совет и внесли в план способы работы — именно с этими детьми — давали им индивидуальные поручения, в общем отрядном деле поручали определённые участки. При повторной диагностике детское равнодушие («никак не отношусь») было преодолено.

Советуем не забывать о таком способе глубже узнать отношение ребят к лагерной жизни, как диагностика, помогающая скорректировать воспитательное воздействие, организационные формы деятельности. Диагностику лучше проводить в первой трети или в середине смены, чтобы было время исправить позицию детей.

При разработке плана очень редко планируют мероприятия, рассчитанные на индивидуальную работу с девочками и мальчиками. Видимо, никто из практиков об этом не думает, хотя в воспитании мы многое теряем от этого. Очень полезно продумать дела с учётом гендерных особенностей отдыхающих в лагере детей. Психологи утверждают, что мальчики проявляют во многих видах деятельности нерешительность, безынициативность. Девочки же, напротив, активны, напористы, во многих видах деятельности проявляют лидерские качества. Между ними очень часто вспыхивают конфликты. Так что весьма полезно в связи с этим запланировать в первые дни смены беседы в отрядах об особенностях девочек и мальчиков. Вожатый в эмоциональной форме, с примерами из жизни расскажет о силе мальчиков, об их способности выполнять трудную работу. И о слабости, мягкости девочек, об их потребности в защите со стороны мальчиков. Уверены: после такой беседы, проведённой с умом и тактом, конфликтов между мальчиками и девочками не будет.

Стоит предусмотреть и утреннюю зарядку по разным спортивным комплексам: мальчикам предложить больше силовых упражнений, девочкам — аэробику, спортивные танцы. Гендерные различия проявляются

в таких делах, запланировать которые можно в каждом лагере:

• шефство над младшими детьми (главная роль у девочек, мальчики на подхвате);

• подготовка к празднику (доминируют мальчики, девочки шьют костюмы, готовят оформление сцены);

• трудовые десанты мальчиков (уборка территории, некоторые ремонтные работы).

Можно спланировать и такие мероприятия «А ну-ка, девочки», «А ну-ка, мальчики», наполнив их соответствующим содержанием.

Если проанализировать заезды в лагерь, то увидим, что девочек в три раза больше, чем мальчиков. Но даже при таком гендерном раскладе разнополовое планирование нецелесообразно. Наша задача — в процессе взаимодействия мальчиков и девочек воспитать дружбу, взаимное уважение. А отдельные гендерные различия в плане деятельности при психолого-педагогическом комментарии учат чувствовать границы между полами. По природной предназначенности девочек — кружки вышивания, танцев, макраме, флористики; для мальчиков — кружки конструирования, некоторых видов борьбы и т.д. Так что учесть в плане эту проблему целесообразно, но с чувством меры. Само же по себе отражение гендерного различия при планировании деятельности ребят в лагере обогатит план природосообразным воспитанием.

Воспользуйтесь ещё одним принципом разработки плана деятельности лагеря и его отрядов. Как правило, за время смены намечается 5 — 7 основных общелагерных дел (в крупном лагере) и 2—3 в лагере среднем. Целесообразно спланировать подобные дела в отрядах (в каждом по одному делу). Это поможет выявить наиболее активных, способных участников отрядного дела и вовлечь их в общелагерное мероприятие, что придаст ему яркие краски, творческую фантазию, выдумку, оно надолго запомнится. Все ребята любят демонстрировать свои способности. Особенно к середине смены и к концу лагерного пребывания, когда у них появились друзья, перед которыми надо выглядеть достойно. Продуманный перспективный план каждому ребёнку может предоставить такую возможность, при этом очень часто его деятельность в лагере, самореализация становятся основой профессионального жизненного выбора.

Концептуальный перспективный план «Орлёнка» разработан до 2015 года. Его базовые принципы таковы:

• ребёнок — основная ценность, приоритет деятельности всего педагогического коллектива лагеря;

• ребёнок — субъект собственного развития (это побуждает планировать такие дела и мероприятия, чтобы давать возможность каждому стать его активным участником, проявить свои способности и врождённые дарования);

• содержание гражданского, патриотического воспитания должно опережать развитие гражданского общества в стране.

В связи с этим и запланированы практически во всех 62 сменах, которые проводятся за год, мероприятия, воспитывающие активных ребят, их лидерские качества, патриотизм.

В «Орлёнке» очень популярны и эффективны специальные тематические смены. Среди них есть традиционные — по поддержке одарённых детей: хореографические, музыкальные, песенные. Несколько десятков тысяч одарённых детей получили возможность не только развить своё дарование, но и научиться коммуникативной культуре, деятельности, приносящей радость другим.

Очень продуктивной стала смена «Доброволец России». В прошлом году центр получил немало заявок нашим лагерям на проведение специальных тематических смен. Всероссийский детский центр «Орлёнок» как известно, — это объединение группы лагерей — «Олимпийский», «Дозорный», «Солнечный», «Комсомольский» и другие. Специальные тематические смены проводятся по госзаказу, планируются заранее, к ним ведётся тщательная подготовка. «Орлёнок» связан со многими регионами России, мы выясняем их потребности: что, на их взгляд, важно для развития региона, для его кадрового потенциала, какое социальное проектирование актуально для той или иной территории. На основе этих запросов и вносим в план необходимые мероприятия, их тематику.

Так, например, в системе социального проектирования учим ребят ставить цель в жизни, быть ответственным за свои дела и поступки. Система социальных проектов выстраивается на основе опроса подростков: что их волнует, на что они обращают внимание, какие трудности испытывают как их преодолевают?

Популярностью пользуется смена «Экология твоего города». Ребята учатся бороться с мусором, осваивают программу его раздельного сбора. По примеру «Орлёнка» юные экологи предлагают устанавливать в своих городах раздельные контейнеры — для стекла, пластика и бумаги. В свою очередь и лагерь предлагает темы смен.

В «Орлёнке» уже несколько лет проходит смена «Профессиональные старты» для 13—15-летних, цель которой вовлечь ребят в сообщество вожатых. Подростки овладевали профессией помощника вожатых и уже на 15-й день смены шли на практику. Многие ребята позже поступили в педагогические вузы. Сегодня в «Орлёнке» около 60 студентов работают вожатыми, все они — участники «Профессиональных стартов»

С 1991 года проводятся смены для творчески одарённых детей «Орлята России». Десятки тысяч ребят прошли эти первые «творческие университеты».

В предстоящем сезоне запланированы смены в лагере «Стремительный» «Я — будущее России», «Гражданское взросление», «Вдохновенное творчество» и другие. Подобную работу могут проводить в любом лагере: установить контакты с ближайшими школами, с местной администрацией, получить от них заказы по актуальным для этого социума проблемам, предлагать свои проекты.

В «Орлёнке», помимо государственного заказа (от регионов), есть программы по темам, выходящим за рамки финансирования. Для этого реализуем путёвки по коммерческим ценам. Так происходит разностороннее наращивание программы лагеря, плана работы отрядов. То же самое могут предлагать и муниципальные лагеря — городские и сельские. Конечно, лагерю, имеющему статус федерального, легче. У коллектива «Орлёнка» прочные связи с по-

граничниками, которые организуют в «Дозорном» тематическую смену «Пограничная академия», с артистами Большого театра, которые проводили фестиваль балета.

Но не это создаёт Всероссийскому детскому центру популярность, а продуманный, педагогически целесообразно организованный отдых детей, коллектив профессионалов высокого класса. «Орлёнок» тоже испытывает серьёзные трудности, связанные с недостаточным финансированием. И выходит из положения только за счёт творчества и профессионализма воспитателей, вожатых.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При разработке перспективного и годового планов мы в первую очередь думаем о подготовке кадров, о том, кто будет реализовывать эти планы. Перед каждой сменой проводим подробный инструктаж-учёбу педагогических коллективов лагерей. Сегодня есть несколько непреложных требований-заповедей у воспитателей и вожатых «Орлёнка»: первый день приезда детей должен стать праздником. В плане каждого лагеря спланирован этот праздник, и каждый коллектив разрабатывает свой сценарий, цель которого — удивить детей полётом фантазии, творческим мастерством вожатых и воспитателей.

Такое же внимание уделяем и последнему дню пребывания в «Орлёнке». Расставание — это всегда событие грустное, печальное. Стараемся спланировать этот день так, чтобы сделать печаль светлой, оставить детям надежду на «завтрашнюю радость», по Макаренко. А радость эта — возвращение домой, встреча с родителями, со своим классом в начале учебного года, переписка с друзьями, которых каждый обрёл в «Орлёнке». Ребята обмениваются адресами, договариваются о новой встрече в лагере — по путёвкам в выбранный отряд, к «конкретному» вожатому.

И уже место повлажневших глаз занимает их радостное сияние, вместо грустных тихих голосов слышен звонкий, весёлый смех. Вот почему так важно тщательно спланировать не только традиционное начало смены, но и её оптимистичное окончание, полное новых надежд. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.