Научная статья на тему 'Вожатство как первая ступень профессиональной подготовки педагогов'

Вожатство как первая ступень профессиональной подготовки педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1658
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ / PROFESSIONAL STANDARD / PERSONAL QUALITIES / EDUCATIONAL ROUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфина Алия Асхадовна

Деятельность будущего вожатого. Психолого-педагогическая подготовка вожатского корпуса. Профессиональное обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Leadership As The First Stage Of Training Teachers

Not only the pedagogical science, but also the lawmakers have long ago described the knowledge, skills, work functions and actions that a leader needs to carry out, summarizing all this into professional standards. The developers of the document set out the requirements dryly and succinctly, so that it would be clear to the experienced pedagogical community and to specialists of personnel services.

Текст научной работы на тему «Вожатство как первая ступень профессиональной подготовки педагогов»

во

УДК 37.0

ЖАТСТВО КАК ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ профессиональной подготовки педагогов

Алия Асхадовна Сайфина,

педагог-психолог, ВДЦ «Орлёнок», Туапсинский район, Краснодарский край, e-mail: aliyusha-sps@rambler.ru

Не только педагогическая наука, но и законотворцы уже давно описали необходимые вожатому знания, умения, трудовые функции и действия, которые ему предстоит выполнять, обобщив всё это в профессиональные стандарты. Разработчиками документа требования изложены сухо и лаконично, так, чтобы было понятно опытной педагогической общественности и специалистам кадровых служб. И молодой человек старается соответствовать, подстроиться, вписаться в этот стандарт, изучить как можно больше теорий, методик и приёмов и, как это ни парадоксально, разграничить свои роли как работника и как человека вне профессиональной деятельности.

• профессиональный стандарт • личностные качества • образовательный маршрут

Деятельность вожатого в условиях детского лагеря, так же как и педагога в школе или другом образовательном учреждении, базируется на профессиональном стандарте. С 29 января 2019 г. вступил в силу профессиональный стандарт «Специалист, участвующий в организации деятельности детского коллектива (вожатый)» без предъявления жёстких требований к образованию, опыту работы и возрасту, поскольку все свои трудовые действия данный специалист должен осуществлять под руководством педагогического работника образовательной организации. То есть, по сути, это практикант, а стандарт закрепляет его право на пребывание в учреждении образования. Но в данной статье хотелось бы рассмотреть трудовую деятельность вожатого в ракурсе его профессионального становления как будущего

педагога, и на основе анализа практической работы вожатых в детских лагерях «Орлёнка» показать, какие важные умения могут получить студенты как будущие педагоги, раскрывая и сравнивая работу вожатого и трудовые функции педагога.

Профессиональный стандарт «педагог» предусматривает педагогическую деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании. Можно выделить основные трудовые функции для должности «воспитатель», «учитель»: общепедагогическая функция/обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность. Но если педагог в своей деятельности львиную долю времени направляет на обучение детей, то вожатый делает больший акцент на воспитание и развитие.

Мы часто встречаемся с учителями, имеющими стаж, исчисляемый десятилетиями, но зрелый с точки зрения биологического возраста вожатый — нонсенс. Это, как правило, молодой человек максимум до 25—27 лет, работа в должности вожатого является небольшой ступенькой в длительной педагогической карьере. Для успешной реализации трудовых функций педагога необходимые знания студент получает в вузе, но полигона для оттачивания необходимых умений недостаточно, поскольку подготовка педагогов в вузе в большинстве своём — академическая форма обучения. Платформой для освоения необходимых умений может стать детский оздоровительный лагерь, в котором предполагается овладение следующими умениями (в соответствии с требованиями профессионального стандарта «специалист в области воспитания»).

В детском лагере собираются настолько разные категории детей, что единого рецепта для того, чтобы всех включить и замотивировать на предлагаемую деятельность, нет. И здесь вожатый вынужден искать ключики к разным детям, учитывать их возможности, интересы и склонности. Приобретение навыка «вкусно» подавать информацию об истории, традициях, особенностях расположения детского лагеря и использовать её в том числе как мотиваци-онный инструмент станет бесценной практикой по включению в образовательный процесс, которая поможет в будущей деятельности, поэтому в части общепедагогической функции/обучения будущий педагог получает следующие необходимые умения:

• использовать специальные подходы в целях включения в образовательный процесс всех учащихся, в том числе с особыми образовательными потребностями (учащихся, проявивших выдающиеся способности; учащихся, для которых русский язык не является родным; учащихся с особыми образовательными потребностями и возможностями здоровья);

• организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследо-

вательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учётом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона.

В детском лагере будущий педагог может встретиться с ситуацией, когда в одной группе-отряде окажутся не только дети из разных регионов, но и разных возрастов. Чтобы отряд не был разобщённой группой, вожатый должен освоить и научиться применять методику сплочения временного детского коллектива и организации отрядной деятельности. Стимулировать познавательную активность ребят, вовлекать в различные виды деятельности, поддерживать эмоциональный фон в отряде на высоком уровне, найти такой стержень, вокруг которого ребятам будет интересно объединиться, даже если у них, казалось бы, нет ничего общего — это всё обязанности вожатого. И здесь на первый план выступает возможность получить умения для осуществления воспитательной деятельности:

• строить воспитательную деятельность

с учётом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

• создавать в группах (классе, кружке, отряде, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности учащихся, их родителей (законных представителей)

и педагогических работников;

• управлять группами учащихся с целью их вовлечения в процесс обучения и воспитания, мотивируя их образовательно-познавательную деятельность;

• анализировать реальное состояние дел в группе учащихся, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу;

• защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся

в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях;

• владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.

Педагогу необходимо научиться улавливать сигналы, видеть признаки, которые говорят о неблагополучии конкретного ребёнка или латентном конфликте в отряде. Важно научиться не зарывать голову в песок в надежде, что всё само как-то разрешится, а брать на себя смелость вмешаться в ситуацию самому и при необходимости привлечь других компетентных специалистов. Ведь если в детском лагере конфликт действительно может закончиться с окончанием смены, то в школе ждать окончания учебного года бессмысленно — слишком высоки риски...

Педагог должен научиться не делить детей на «удобных, хороших» и «трудных, плохих». Главное — на практике не сравнивать ребёнка с другими, ребёнка сегодняшнего с ним же вчерашним; быть готовым помочь каждому расти и развиваться в его индивидуальном темпе. И именно тут появляется возможность для получения необходимых навыков в части развивающей деятельности:

• владеть профессиональной установкой

на оказание помощи любому ребёнку вне зависимости от его реальных образовательных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья;

• выстраивать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты с учётом личностных и возрастных особенностей учащихся;

• формировать детско-взрослые сообщества.

Работа в должности вожатого даёт возможность в ситуации сконцентрированного времени потренироваться в применении вышеперечисленных умений, закрепить и отточить навыки в выполнении педагогических функций в интенсивном формате. В школе на такую тренировку потребовалось бы 2—3 года, а в детском лагере попрактиковаться можно неоднократно за лето (лагерная смена — 21 день; 3—5 смен за летний период).

Все вышеприведённые размышления совершенно естественны для людей, обременённых педагогическим опытом, но они уже давно не яв-

ляются вожатыми. Поэтому нельзя недооценивать мнения тех, чья трудовая деятельность связана с вожатством в данный момент. Автором материала были опрошены начинающие вожатые — студенты-участники молодёжной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» (МООО РСО) в рамках Всероссийского форума по подготовке вожатских кадров ЮФО «На службе детству» (2018 г.).

Казалось бы, для того чтобы быть вожатым, достаточно задора, энтузиазма, креативности и выносливости — можно условно считать, что эти характеристики являются первоначальным капиталом

молодого человека, с которыми он при" туч

ходит в детский лагерь. Как же могут использовать имеющиеся ресурсы (под ресурсами мы будем понимать не материальные ценности, а черты характера, качества, умения и знания) юноша/девушка, которые планируют попробовать себя в вожатстве? Можно ли этот капитал применить в профессиональной деятельности или он подходит только для личного времяпрепровождения, а без владения педагогическими методиками и технологиями в вожатстве успеха не добиться?

Студентам — участникам форума необходимо было поразмышлять о своих личностных качествах, имеющихся знаниях, чем они готовы поделиться с командой и о целях — с чем они хотели бы уехать из лагеря. Важно отметить, что в данном контексте обозначение ресурсов не влечёт необходимости делиться и использовать их (например, ходил в художественную и музыкальную школы, но в детском лагере рисовать не хочу, готов участвовать только в вокальных номерах).

Опрошенные студенты отметили у себя наличие в основном положительных качеств (приведены повторяющиеся ответы): доброта, душевность, дружелюбие,

активность, креативность, ответственность, открытость, чувство юмора, оптимизм и лень. Это может говорить о высокой самооценке себя студентом с точки зрения человеческих качеств и эмпатийности.

Несмотря на то что принимавшие в опросе молодые люди находятся в процессе получения высшего профессионального образования, почти никто из них не отметил уже имеющийся образовательный контент в области профессиональной подготовки как ресурс. Это может быть связано с тем что получаемые знания ещё не интериоризиро-вались во внутренний план сознания либо воспринимаются как багаж, который будет востребован в будущей взрослой жизни. При этом к своим ресурсам студенты отнесли (приведены повторяющиеся ответы): умение играть на гитаре, танцевать, рисовать, играть в волейбол/баскетбол, кулинарные навыки, хороший английский язык, знания в области педагогики и опыт вожат-ской деятельности. То есть освоенные области интересов и хобби, и имеющийся практический опыт, где уже состоялась проба сил.

Не всеми своими умениями молодые люди готовы поделиться с другими (так, несколько ребят отметили, что не хотят делиться ничем). Студенты готовы научить желающих танцевать, играть на гитаре, различным играм и флешмобам, поделиться секретами во-жатского мастерства.

Поскольку юные вожатые — вчерашние дети, то можно предположить, что в подростковом коллективе мы столкнёмся со схожей картиной. Для вожатого это не только является информацией о том, что могут, чем владеют и чего ходят дети, но и возможность создать группы увлечённых одним делом либо составить понимание того, как для отдельных детей можно выстроить образовательный маршрут с привлечением межотрядных, меж-хольных и других образовательных пространств помимо лагеря в рамках образовательной организации.

Но если вновь возвратиться к вожатым, то сами студенты, находясь во взаимодействии со своими сверстниками, хотели бы получить знания и информацию в области детской психологии, расширить круг общения и обзавестись новыми знакомствами, получить новые позитивные эмоции, но не нацелены на освоение прикладных умений, таких как игра на музыкальных инструментах, вокал, танцевальные движения.

Таким образом, мы сталкиваемся с очевидными выводами: вожатый должен быть «живым», без креативного подхода он не будет интересен воспитанникам, и здесь неоспорим личностный ресурс. Но! Без профессионального обучения (программы профессиональной подготовки по должностям служащих в области образования и педагогики) не может идти речи об осуществлении трудовых функций в должности вожатого. При подготовке будущих вожатых важно учесть уже имеющийся не педагогический потенциал и «профилировать» вожатых в близкую им образовательную программу, помня, что, к примеру, «танцору» будет тяжело реализовывать образовательный проект инженерно-технической направленности: это может стать фактором риска по снижению мотивации к выполняемой трудовой деятельности и привести к эмоциональному истощению. Молодой человек за время своего вожатства должен составить представление о том, насколько совпадают его «хочу», «могу» и «надо» в отношении будущей профессии, насколько ему эта деятельность интересна и приносит ли она удовольствие. Не чувствующий себя счастливым педагог сможет воспитать только несчастных учеников. Если человек заточит себя в профессию ради того, чтобы просто выжить, это заточение закончится для него психологическим нездоровьем, соматическими болезнями и депрессией.

Итак, необходимость блока предварительной подготовительной работы к деятельности будущего вожатого неоспорима, поскольку молодой человек обладает незначительным жизненным опытом, невысоким

уровнем базовой психологической компетентности, отсутствием опыта применения теоретических знаний на практике во время обучения в вузе. Развитие необходимых умений будущего педагога в пространстве детского лагеря предполагает следующие этапы:

1. Знакомство с субкультурой и ценностями образовательной организации, включение в педагогический коллектив;

2. Получение алгоритмов разрешения типичных ситуаций во время подготовки к деятельности отрядного педагога;

3. Реализация полученного алгоритма во время непосредственной работы, получение обратной связи и поддержки от педагогического коллектива;

4. Столкновение с узостью имеющихся алгоритмов, обращение за методической и психологической помощью и поддержкой;

5. Развитие собственной креативности и вариативности, имеющихся алгоритмов;

6. Интериоризация воспитательных и развивающих алгоритмов и включение в собственный профессиональный педагогический инструментарий;

7. Повышение профессиональной самооценки

и уверенности в своих педагогических умениях;

8. Получение удовлетворения и/или удовольствия от выполняемой деятельности как стартовая площадка для реализации в профессии «учитель».

Конечно, как в любом испытании, не все участники дойдут до финиша победителями. Будут те, кто поймёт, что работа с детьми — это не дело их жизни, и это тоже значимый результат, который позволит скорректировать профессиональный путь на начальном этапе. Но уже на этом этапе вожатый будет ознакомлен со следующим учебным материалом: основные особенности работы с детьми в детском оздоровительном лагере в каникулярный период; организация работы с детьми различных категорий; освоение и присвоение детьми ценностей образовательной организации; организация деятельности в напарничестве; педагогическое наставничество; формы и приёмы работы по сплочению отряда; поддержка детской инициативы; организация двигательной активности и досуго-вой коммуникации детей. Также важны: блок о психологических закономерностях развития ребёнка и его поведенческих реакциях; о том,

в какие службы/отделы внутри или за пределами образовательной организации может обратиться вожатый с ситуациями, выходящими за пределы его компетенции; какие специалисты могут ему помочь разрешить эти ситуации, как организовано межструктурное и межведомственное взаимодействие.

Значимым сегментом в подготовке вожатых является психолого-педагогическое направление. Мероприятия психолого-педагогического блока подготовки позволяют оснастить будущих вожатых необходимыми педагогическими алгоритмами. Их можно условно разделить на две группы:

1-я — профильные (направленные

на повышение базовой психологической компетентности, расширение спектра приёмов и способов работы с различными категориями воспитанников, их родителями и лицами, их за меняющими);

2-я — непрофильные (развитие профессиональных и личностных компетенций, приобретение навыков эффективного на-парничества, сплочение и командообра-зование педагогических коллективов).

Опираясь на данные моих коллег педагогов-психологов учебно-методического центра ВДЦ «Орлёнок», можно отметить, что чем выше базовая психологическая компетентность вожатого, тем легче и вариативнее он решает рабочие задачи. Трудности возникают у всех, но такой вожатый приходит к психологу скорее за инструментом, чем для того, чтобы переложить свою несостоятельность на чужие плечи. Обычно вожатые обращаются за помощью и поддержкой к педагогам-психологам со следующими трудностями (статистика 2017 г.): взаимодействие с детьми и подростками отряда; работа с подростками, испытывающими сложно -сти в адаптации к условиям детского лагеря; предъявление и контроль правил и требований пребывания в детском лагере и коллективе; недостаток приёмов

для разрешения конфликтных ситуаций в отряде; работа с отдельными подростками различных категорий (дети-сироты, подростки делегаций Северного Кавказа, иностранцы и дети, переживающие горе); эмоциональное выгорание и физическая усталость; взаимодействие с напарником и руководством детского лагеря; потребность в получении методической помощи; потребность в получении эмоциональной поддержки; личностные переживания.

Психолого-педагогический блок подготовки может включать следующие темы:

• «Психолого-педагогические особенности работы отрядного педагога по командообра-зованию и сплочению подростков в отряде»;

• «Организация конструктивного взаимодействия с подростками. Технологии разрешения конфликтных ситуаций»;

• «Вирус сквернословия» — деятельность отрядного педагога по повышению культуры общения»;

• «Первая психологическая помощь»;

• «Индивидуальная траектория сопровождения подростков в адаптации к условиям детского лагеря»;

• «Особенности работы с детьми различных категорий и возраста в летний период в условиях детского лагеря»;

• «Эффективное взаимодействие педагога

с родителями подростка и руководителями»;

• «Психология наставничества и напарничества».

Важность этого блока нельзя недооценивать, так как полученные в ходе подготовки формы и приёмы вожатые смогут в дальнейшем самостоятельно применять для решения вопросов сплочения, командообразования и повышения удовлетворённости детей и подростков качеством своего пребывания в детском лагере.

Не стоит забывать, что вчерашние дети не могут быть столь же высоко компетентны, как их зрелые коллеги, не обладают такой же жизненной и профессиональной мудростью, но обладают мобильностью и готовностью выстраивать новые коммуникационные сети. Универсальных сотрудников не бывает, а это значит, что задача тех, кто готовит будущих вожатых, не замыкать их на личной ответственности за всё, что будет происходить с воспитанниками, а чётко формулировать зону ответственности вожатого с ясными критериями и ознакомить с зонами, за которые отвечают другие педагогические работники (по принципу конвейера Генри Форда: каждый отвечает за свою деталь автомобиля). Это позволит повысить эффективность вожатской деятельности, прозрачность оценивания этой эффективности и мотивацию самого молодого человека, создаст условия для того, чтобы вырастить из вожатого педагога. НО

Leadership As The First Stage Of Training Teachers

Aliya A. Saifina, Educational Psychologist, All-Russian Children's Center «Orlyonok», Tuapse District, Krasnodar Territory, e-mail: aliyusha-sps@rambler.ru

Abstract. Not only the pedagogical science, but also the lawmakers have long ago described the knowledge, skills, work functions and actions that a leader needs to carry out, summarizing all this into professional standards. The developers of the document set out the requirements dryly and succinctly, so that it would be clear to the experienced pedagogical community and to specialists of personnel services. And the young man tries to meet, adjust, fit into this standard, study as many theories, techniques as possible and receptions and paradoxically to differentiate their roles as an employee and as a person outside of professional activity.

Keywords: professional standard, personal qualities, educational route.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.