ЖИЗ НЬ ПО ЛЕТНЕМУ ВРЕМЕНИ: выбор детских общественных объединений
Ирина Игоревна Фришман,
заместитель председателя СПО-ФДО, заместитель директора ФГБИУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» Российской академии образования, профессор, доктор педагогических наук
Активность и отдых. В чём сходство и различие этих понятий? Наличие различных программ, предлагаемых на выбор детям и подросткам для реализации в каникулярное время, само по себе не может служить убедительным доказательством эффективности деятельности детских общественных объединений и организаций. Содержание летних проектов и программ доказывает, что детские общественные объединения — надёжные партнёры государства и общества в общем деле отдыха, развития и оздоровления подрастающего поколения.
СПО-ФДО • хоббитские игры • фестиваль друзей • солнцеворот мир игры — игра без границ • дети — детям
Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций» (СПО-ФДО) с 1990 года ведёт поиск различных моделей, проектов программ, способствующих социализации ребёнка, раз витию его лидерского и творческого потенциала. Летние программы, разрабатываемые и внедряемые в регионах России и странах СНГ Научно-практическим центром СПО-ФДО, представляют собой комплекс экспериментально апробированных методик, ориентированных на развитие способностей участников детских общественных объединений. Они применяются с учётом специфики и условий той или иной долговременной программы Международного
союза детских общественных объединений. Опытно-экспериментальная деятельность Научно-практического центра СПО-ФДО и долгосрочное сотрудничество с педагогическим коллективом Всероссийского детского центра «Орлёнок» позволили обосновать тезис «объединяющая активность и отдых личности — социально-игровые технологии летних программ». Поразмышляем над ним с точки зрения значимости социально-педагогической среды Всероссийского детского центра «Орлёнок».
ВДЦ «Орлёнок» как государственное многопрофильное учреждение дополнительного образования детей имеет модифицированную социально-педагогическую
среду. Основные признаки этой среды — динамичность, изменчивость, со-бытийность.
Продолжительное творческое сотрудничество ВДЦ «Орлёнок» и СПО-ФДО позволило воплотить в жизнь программы, каждая из которых закрепляла одну из идей, заложенных в той или иной социально-игровой технологии, была своеобразной переменной в жизненной задаче, открывающей детям и взрослым путь непрерывного поиска, открытий, сомнений, проб, разочарований, радости, успеха и уверенности в правильном выборе.
Опыт сотрудничества
Начало этому поиску положили «Хоббитские игры», прошедшие в 1991 году в детском лагере «Комсомольский». Целью их стало создание условий, позволяющих участникам сю-жетно-ролевой игры овладеть навыками игровой культуры, умениями ориентироваться в различных жизненных ситуациях (автор-разработчик — Е.И. Казакова, доктор педагогических наук, профессор, г. Санкт-Петербург).
В 1992 году проект международной смены «Фестиваль друзей» позволил организовать содержательный отдых детей и подростков путём проведения игр, конкурсов, состязаний. Апробировали систему роста участника игровой программы смены. В результате была получена современная модель организации совместного проживания 650 детей из 12 различных стран мира, проверена специальная система индивидуальных знаков отличия, позволяющих каждому ребёнку, независимо от возраста, способностей, национальной принадлежности, войти в видеокнигу рекордов фестиваля, стать автором собственной игры.
В 1993 году была создана игровая модель «Солнцеворот». Тогда впервые в «Комсомольском» начали работать четыре творческие студии: «Мастерство» для 10—12-летних, спортивно-туристическая для подростков 12—13 лет, студия для старшеклассников 14—15 лет и студия «Игра», собравшая пред-
ставителей игровых объединений и коллективов, активных участников программы «Игра — дело серьёзное». Находками игровой модели стали:
• разработанная индивидуальная система роста, включающая в себя следующие номинации: исследователь (проявивший творческие способности в период обучения
в игро-классе), испытатель (победитель не менее трёх конкурсов основного периода смены), мастер (организатор дела, лидер группы, ведущий клуба, кружка, позволивший каждому наиболее полно реализовать свои интересы и способности);
• тематические дни, организаторами которых выступали ребята из творческих студий: «Игро-кросс», «Играй-поле», «Иг-рай-город», «Игродром». Чтобы каждый смог увидеть наглядно свои достижения
в период смены, была открыта галерея «Солнечных зайчиков» и создан видеофильм «День чудес на Чёрном море», восторженно встреченный его героями и свидетелями этой незабываемой программы.
Интерес и региональная поддержка идей долговременной программы СПО-ФДО «Игра — дело серьёзное» привели к разработке и проведению фестиваля игровых программ «Забава — 94».
В августе 1994 года группой ярославских, костромских и московских учёных под руководством доктора педагогических наук, профессора, заведующего кафедрой Ярославского государственного педагогического университета М.И. Рожкова была организована и успешно прошла смена в форме продуктивной сюжетно-ролевой игры «Галактика», идеи которой базировались на сюжете книги Антуана де-Сент Экзюпери «Маленький принц». Были созданы условия для социального закаливания участников сбора, то есть включение их в сложные ситуации, создающие предпосылки для преодоления себя и формирования на этой основе стремления к достижению успеха в новой социальной ситуации. Содержание деятельности на сборе было представлено в нескольких плоскостях: деловой (проживание в соответствии с законами и традициями
ВДЦ «Орлёнок»), игровой (реализация методики продуктивной игры), сотрудничества (изменение позиций участников сбора по отношению друг к другу), эмоциональной (организация общения и творческой деятельности участников сбора, создание различных творческих площадок).
Эти находки подвели в 1995 году авторов-разработчиков нового проекта встречи «Мир игры — игра без границ» к идее распространить методики, игровые технологии в детских общественных организациях, создать социальный словарь игры — коллективный творческий труд всех 650 участников (из различных регионов России) необычной игровой смены. Так проявился проект творческой игры, состоящей из семидневной непрерывной встречи с различными видами и формами игровой деятельности. Вышедший по итогам встречи сборник «Возьмитесь за руки, друзья!», куда вошли лучшие игровые проекты и программы, представленные на выставке «Иг-ромир-95», стал популярен в детских общественных организациях.
Опыт участия игровых объединений и коллективов в специализированных сменах СПО-ФДО помог значительно ускорить внедрение идеи проектов и программ, авторами которых становились сами мальчики и девочки, зачастую ранее и не подозревавшие о своих способностях. Они работали в Большом жюри, встречались на информационном сборе «Вечерняя зорька», работали в Совете авторов, который состоял из неограниченного количества разработчиков и теоретиков игры, пробовали свои силы в объединении «звёзд», возникающих после прохождения каждого этапа марафона. Таким образом, большая часть участников марафона попробовала себя в непривычной и непростой роли организаторов собственного временного пространства. И эта роль многим из них удавалась, чего нельзя сказать о вожатых, педагогах-организаторах, работавших в детском центре. Всё чаще взрослые сталкивались с трудностью реализации традиционных подходов в организации временных детских объединений.
«Активность детей — трудности взрослых»
Чтобы разрешить это противоречие, был разработан проект встречи-турнира «Летние игры — 96», где специалистами Научно-практического
центра СПО-ФДО и вожатским отрядом
Родник» детского лагеря «Комсомольский» были проведены специальные исследования по четырём направлениям:
• исследовательское, связанное с анализом приёмов, средств, обеспечивающих поддержку детских идей, проектов в ходе программы смены;
• обучающее, позволившее стать организаторами игро-встреч, практикумов-знакомств, открытых семинаров по программам СПО-ФДО «Игра — дело серьёзное» взрослым и детям;
• творческо-практическое, объединившее потенциал участников смены для организации программной деятельности силами игровых коллективов, вожатского отряда «Родник», участников программы;
• содержательно-обобщающее, позволившее создать комплексную, вариативную программу для временных детских объединений.
Летние игры — 96» способствовали успешному поиску роли и места каждого участника смены в организации и содержательном наполнении смены. Впервые за годы эксперимента была предпринята попытка разделить организацию и содержание в структуре лагерной смены. Компании (отряды) включались в Лигу (структурное объединение нескольких близких по возрасту коллективов) и творческую программу (содержательное пространство выбора) одновременно. Это позволило расставить приоритеты деятельности взрослых и включать детей и педагогов-организаторов в различные формы. Каждая из этих форм задавала свои особые требования и условия, и чтобы их совмещать, нужно было учиться.
Таким образом, к 1997 году НПЦ СПО-ФДО был готов представить первые результаты совместной деятельности на Первом Всероссийском фестивале детских программ, проводившемся по инициативе Комитета по молодёжной политике Российской Федерации во всех детских лагерях Всероссийского детского центра
Орлёнок».
В детском лагере «Комсомольский» собрались 440 участников разнообразных программ детских общественных объединений из 54 регионов Российской Федерации. Для их активного включения в деятельность фестиваля была разработана комплексная исследовательская игра «Хоровод друзей», проходившая в четыре этапа. На первом этапе в каждой одновозрастной группе было организовано обсуждение актуальных проблем, с которыми приходится сталкиваться представителям детских объединений и организаций в ходе реализации программ в своих регионах. На основании выявленных проблем при помощи методики «Летний сад — 97» на втором этапе были сформированы творческие лаборатории по самым различным направлениям: «Я и родители», «Я не одинок», «Я и природа», «Добро и зло», «На грани», «Как стать отличником», «Права детей», «Хочу быть президентом», «Объединимся?», «Свободное время», «Лагерь для подростков». На третьем этапе было открыто «Патентное бюро», где участники творческих лабораторий «патентовали» собственные идеи, проекты, формы конкретных дел, которые они могли реально осуществить в ходе фестиваля. Было зарегистрировано более 30 индивидуальных и 40 коллективных проектов, 25 из которых было реализовано в ходе фестиваля. На четвёртом этапе игры проведено анкетирование «Несколько важных вопросов о детской организации сегодня», «Что мы знаем о программах СПО-ФДО?», психологическое исследование «Предпочитаемые формы деятельности», «Сфера интересов подростков», «Культурные устремления детей 1990-х годов».
В мае 1998 года на базе детского лагеря «Стремительный» прошла Ассамблея лидеров, где были закреплены наиболее успешные находки семи проведённых в ВДЦ «Орлёнок» программ в 1991—1998 годах:
• деятельность разноуровневых органов информации и самоуправления;
• широкий выбор содержательных пространств деятельности (делегация, клуб, секция, ассоциация, школьный класс, час здоровья);
• организация тематических дней единения, авторами которых становятся творческие груп-
пы юных лидеров и педагоги-организаторы вожатского отряда «Юность».
В результате коллективной работы увидели свет справочник «Кто есть в детском движении» и размышления участников смены «Конвенция о правах ребёнка: детский взгляд» (автор проекта — М.Р. Мирошки-на), иллюстрированные ребятами из 30 регионов Российской Федерации. Педагогический коллектив детского лагеря «Стремительный» (начальник лагеря А. Киреева, заместители по учебно-воспитательной работе В. Чернышева, И. Калашникова, В. Марковская, методист отдела анализа и прогноза И. Хуснутдинова) стал единомышленником и соавтором летних программ детских общественных объединений.
В 1999 году была разработана программа «Ассамблея лидеров-99». Основная тематика смены связана с проектированием ситуаций успеха для участников встречи лидеров детских общественных организаций. Деятельность землячеств, объединений, творческих программ способствовала воплощению задуманного на практике. Прошедшая в период смены научно-практическая конференция педагогического коллектива «Средства педагогической деятельности, направленные на приобретение ребёнком социально-позитивного опыта собственного развития» закрепила находки и идеи в разрабатываемой концепции детского лагеря «Комсомольский» до 2004 года, и они же вошли в итоговый сборник смены «Часы Ассамблеи».
Год 2000 был юбилейным для Всероссийского детского центра «Орлёнок». Ему исполнилось 40 лет. В том же году Международный союз детских общественных объединений СПО-ФДО отмечал своё десятилетие. Август месяц позволил собрать на фестиваль детских общественных организаций «Мы вместе!» более 350 мальчишек и девчонок из 40 регионов Российской Федерации. Для всех участников смены были созданы «творческие союзы» — временные объединения землячеств (до 100 человек) по разработке и организации четырёх направлений деловой игры «Мост в XXI век».
Лето 2001 года вновь открыло перед детскими общественными объединениями разноцветные дороги, на которых происходили необыкновенные открытия и встречи. «Форум юных граждан» собрал 500 представителей детских объединений СПО-ФДО. Именно здесь впервые прошёл подиум-дискуссия, была организована акция «Скажем детям — да!» в преддверии специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Мальчишки и девчонки представляли на Форуме интересы тех, кто уверен, что юные граждане России уже сегодня должны уметь договариваться о главном, общаться без конфликтов, быть терпимыми к различиям других народов и уважительно относиться к истории и наследию своей Родины.
Год 2002. Разработка и внедрение программы специализированной смены СПО-ФДО Ассамблея «Мир наших прав». В этом году СПО-ФДО стал организацией, предложившей «Орлёнку» уникальную смену «Команда XXI века». С этого года вопросы реализации молодёжной политики рассматривались именно на ней, дав впоследствии старт проекту Росмолодёжи «Команда — 2018».
В 2003 году программа СПО-ФДО «Маршруты открытия 555» объединила педагогические коллективы детских лагерей «Комсомольский» и «Звёздный». Организаторами программы стали также представители Воронежской общественной организации «Молодое поколение за безопасность движения». Смена представляла собой последовательное развитие содержательных блоков: «Восхождение», «Творческие мастерские», «Клуб интересных встреч», «Мастера добрых дел», «Академия выживания 555». Для развития и содержательного накопления творческого и лидерского потенциала участников смены была организована деятельность разновозрастных групп: пресс-центра, конструкторского бюро, совета здоровья, физоргов, лидеров, которые осуществляли сбор информации по программе «Мир безопасности». Впервые в этой смене прошла акция «Почта 555»: ребята собирали и отправляли посылки воинам, проходящим службу на территории Чеченской республики.
В том же году в лагере «Комсомольский» прошёл Всероссийский конкурс лидеров детских общественных объединений «Лидер 21 века». Программа взаимодействия детских лагерей
ВДЦ «Орлёнок» продолжила действовать, объединяя на общеорляткой неделе
Знаю. Умею. Действую» все детские лагеря «Орлёнка». В 2004 году конкурс лидеров детских общественных объединений «Лидер 21 века» становится традиционным для детского лагеря «Комсомольский».
В специализированной смене СПО-ФДО «Наследники», которая состоялась в сентябре 2004 года на базе детского лагеря
Звёздный», приняли участие 300 детей — лидеров из 36 детских общественных объединений — субъектов СПО-ФДО, активных участников программ гражданско-правовой направленности.
2005 год — год 60-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он высветил особенности уникального опыта, накопленного детьми и взрослыми, неравнодушными к судьбе своей страны, родных и близких людей.
Программа специализированной смены СПО-ФДО «Наследники славных дел» способствовала разработке и внедрению лидерских технологий в детской и подростковой среде, демонстрировала широкие возможности детских общественных объединений в организации отдыха и оздоровления подростков. В течение смены были реализованы семь содержательных блоков: «Работа в команде», «Творческие мастерские», «Клуб интересных встреч», Банк социальной инициатив», «Мир без опасности», «Товарищеские встречи», «Мастера добрых дел».
В 2006 году в «Звёздном» состоялась специализированная смена «Дети — детям». Целью смены выступило создание условий для демонстрации в детской и подростковой среде различных видов социальной активности. В течение 21 дня участники демонстрировали свои возможности в подготовке и проведении открытых встреч, дискуссий, мастер-классов по различным направлениям: личностного роста, общественной деятельности, твор-
ческой самореализации, организации коллективной деятельности.
Представители детских общественных объединений СПО-ФДО становились организаторами творческих групп своих сверстников по проведению коллективно-творческих дел в самом детском лагере, в детских лагерях ВДЦ «Орлёнок», в образовательных учреждениях Туапсинского района. Был составлен словарь-справочник программы «Дети — детям», который помог участникам смены в работе в детских общественных объединениях.
В 2007 году в д/л «Звёздный» прошла Ассамблея «Детство без границ». Дети и подростки были включены в разработку и проведение основных программных направлений детских общественных объединений Ассамблеи: «Руку другу протяни» (международные программы), «Все различны — все равны» (правовые программы), «Дети — детям» (социально значимые программы), «Если с другом вышел в путь» (творческие, игровые программы), «Свой голос» (информационные программы), «Рост» (программы для младших школьников по подготовке их к вступлению в детскую общественную организацию), «Мир без опасности» (программы безопасного поведения в трудных жизненных ситуациях).
2008 год. Специализированная смена подготовки подростков к организации общественно-полезной деятельности сверстников «За Родину, Добро и Справедливость!» Приоритетные направления программы смены, целевые установки участников были связаны с созданием условий для обогащения опыта социальных отношений подростка, актуализацией ценностей активного образа жизни.
С 2009 года специализированные смены СПО-ФДО проходят на базе детского лагеря «Солнечный», который заслуженно считается визитной карточкой «Орлёнка». Современный «Солнечный» сочетает в себе колорит первого лагеря, с которого начинался в 1960 году «Орлёнок», и новизну, отвечающую стандартам круглогодичного комплекса, где идёт интенсивная творческая работа по поиску и апробации безопасных техноло-
гий жизнедеятельности ребёнка в условиях временного детского коллектива.
Включение педагогического коллектива детского лагеря «Солнечный» в разработку и проведение программы сбора общественной палаты юных граждан России «Ветер перемен» позволило детям и подросткам 60 детских общественных объединений из 32 регионов Российской Федерации познакомиться с уникальной орлятской методикой, стать авторами и организаторами ключевых и тематических дней специализированной смены.
С 2010 по 2014 годы программы специализированных смен СПО-ФДО были связаны с разработкой формата Детского общественного форума, которые проходят в интерактивном режиме. Весь материал ежедневно размещается на сайте СПО-ФДО (www.upo-fco.ru).
В 2013 году на Международной встрече детей «Открытый мир» был проведён сеанс связи с экипажем МКС, заложена традиция интерактивной выставки «Цвета моей страны». На земле «Орлёнка» прижились деревья «Дерево добра», «Дерево памяти», высаженные участниками детских общественных форумов 2013—2014 гг.
2015 год объединяет значимые события: 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, Год литературы, 55-летие ВДЦ «Орлёнок» и 25-летие СПО-ФДО.
Сегодня «Орлёнок» и СПО-ФДО вместе определяют формулу социоигровой деятельности участников летних программ следующим образом:
(Личный успех + успех друга) / (Оздоровление
+ творчество) = лидер детской общественной организации
Вполне возможно, жизнь поправит наши расчёты. Но не остановит начатого нами пути поиска формулы успеха тех, от кого зависит будущее, потому что им продолжать нашу историю. НО