ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции ВЫПУСК №32
УДК 342.61
Котовой Алексей Сергеевич
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина
Аннотация: в данной работе рассматриваются особенности взаимодействия Президента РФ и судебной власти после конституционной реформы 2020 года. Целью статьи является освещения проблемных аспектов действующего регулирования в этой сфере. Результатом работы стало определение необходимости пересмотреть данное взаимодействие дабы предотвратить нарушение баланса властей.
Ключевые слова: Президент, Конституция, судебная власть, глава государства, конституционный контроль.
THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE JUDICIARY
AFTER THE 2020 CONSTITUTIONAL REFORM Annotation: this paper examines the specific interaction between the President of the Russian Federation and the judiciary following the constitutional reform in 2020. The aim of this article is to identify problematic aspects of the current regulatory
(МГЮА) Институт прокуратуры
Россия, Москва [email protected] Kotovoy Aleksey
Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
Institute of Prosecution Russia, Moscow
ПРЕЗИДЕНТ РФ И СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ ПОСЛЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ 2020 ГОДА
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
framework in this area, and the result of this work is the determination that it is necessary to review this relationship in order to avoid a possible imbalance of power. Key words: President, Constitution, judiciary, Head of State, constitutional control.
Глава государства, как отмечал академик О.Е. Кутафин, представляет собой институт, способствующий государственному единству и преемственности, выступающий примирителем в повседневной деятельности государственных органов [9, c. 4-6]. В Российской Федерации данный институт представлен институтом президента, являющимся гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, охраняющим суверенитет Российской Федерации, ее независимость и государственную целостность, поддерживающим гражданский мир и согласие в стране, обеспечивающим согласованное функционирование и взаимодействие органов, входящих в единую систему публичной власти [7]. В Российской Федерации этот институт является сравнительно новым и в то же время исторически преемственным, играющим значимую роль в управлении делами государства. В 2020 году были приняты поправки к Конституции РФ [4]. Данные нововведения в значительной части затронули политико-правовой статус Президента РФ в системе разделения власти. Особенно важно рассмотреть трансформацию взаимоотношений главы государства с судебной ветвью власти, поскольку суд выступает гарантом сложившегося равновесия властей, призванным направлять государственную структуру в конституционное русло [3, с. 317]. Как справедливо отмечает профессор С.В. Нарутто, полномочия главы государства в сфере судебной власти свидетельствуют о степени ее независимости и реальной самостоятельности, о возможности действительно влиять на другие ветви власти [3, с. 317].
В первую очередь, поправки затронули полномочия Президента в области формирования судейского корпуса. В соответствии новой редакцией
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
Конституции РФ Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда РФ, заместителя Председателя Конституционного Суда РФ и судей Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ, заместителей Председателя Верховного Суда РФ и судей Верховного Суда РФ; назначает председателей, заместителей председателей и судей других федеральных судов (п. «е» ст. 83). Ранее председатели и заместители назначались из числа судей соответствующего органа. К тому же кандидатуры на посты заместителей председателя, судей Верховного суда РФ, председателей, заместителей, судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов представляются Председателем Верховного суда РФ главе государства (ст. 6, 6.1 Закона РФ «О статусе судей в РФ» [5]). Такие изменения усилили участие Президента в процессе формирования персонального состава руководителей судов, что не способствует укреплению самостоятельности и независимости судебной власти. Т.Г. Морщакова отмечает, что «Такое господство судебной бюрократии выгодно политическому руководству, тем более что установлена прямая зависимость председателей и заместителей председателей всех судов, начиная с районного, от президентской власти» [8, с. 10]. С этим суждение сложно не согласиться. К тому же Президент РФ является политической фигурой, тем самым такое активное участие главы государства неизбежно ведет к политизированности судебной власти, что недопустимо в условиях правового государства.
Отдельно стоит обратить внимание на изменения в процедуре назначения руководства Конституционного суда РФ. До 2009 г. Председатель Конституционного Суда РФ, его заместители избирались на три года судьями Конституционного Суда из их состава, последовательно и в закрытом пленарном заседании [3, с. 320]. Нынешний порядок назначения был введен для уравнения процедуры назначения председателей всех высших судов [3, с. 320].
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
Однако такой порядок, как отмечалось выше, излишне политизирован. Г.А. Гаджиев справедливо отмечал, что данная процедура «противоречит принципу самостоятельности судебной власти», свидетельствует о «непонимании конституционного судопроизводства» и является косвенной попыткой «давления на суд», поскольку Председатель Конституционного Суда РФ не является «начальником» для судей, а выполняет «деликатные дирижерские функции» [6, с. 67].
В дополнение к вышесказанному стоит упомянуть и новое полномочие Президента на возбуждение «предварительного конституционного контроля». Глава государства вправе обратится в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, федерального закона до его подписания в предусмотренных Конституцией РФ случаях (ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108). Такой вид конституционного контроля распространен в государствах европейской модели конституционного правосудия [1, с. 315]. Однако с учетом описанной выше модели назначения судей Конституционного суда РФ данный институт может быть использован как рычаг давления на законодательную ветвь власти.
Таким образом, можно сделать вывод, что после реформы 2020 года Президент РФ стал более активно участвовать в формировании судейского корпуса. С целью сохранения независимости судебной власти и обеспечения справедливости при рассмотрении дел, необходимым видится внести изменения, которые бы ограничили президентские полномочия в этой сфере. Допустимым рассматривается установление процедуры формирования судейского корпуса на основе прозрачных и объективных критериев, разработанных совместно с представителями судебного сообщества, адвокатами и общественными организациями. Закрытость процедуры назначения судей, минимальное участие судейского корпуса давно отмечается в научной литературе [2, с. 155]. Введение подобных изменений позволило бы
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК №32
укрепить независимость судебной власти, обеспечить более справедливое рассмотрение дел и повысить доверие общества к судебной системе. Это также поможет предотвратить возможные случаи политического влияния на судебные решения и обеспечить соблюдение принципов верховенства права в стране.
Список литературы:
1. Баглай М.В. Конституционное право зарубежных стран : учебник / под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024. — 864 с.
2. Волков В.В. Российские судьи как профессиональная группа: ценности и нормы / В.В. Волков, А.В. Дмитриева // Как судьи принимают решения: эмпирические исследования права / Европейский университет в Санкт-Петербурге. - Москва : ООО «Издательство «СТАТУТ», 2012. - С. 128-155.
3. Глава государства : монография / А.М. Будаев, С.С. Заикин, С.В. Кабышев и др. ; отв. ред. А.М. Осавелюк. — Москва : Проспект, 2021. — 400 с.
4. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и 53 функционирования публичной власти» // СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
5. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 10.07.2023, с изм. от 27.11.2023) «О статусе судей в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
6. Кашепов В.П. Организация и деятельность судов общей юрисдикции: новеллы и перспективы - Москва :Контракт, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 240 с.
7. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учётом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 4398.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОМ юстиции
8. Краснов М.А., Мишина Е.А. Открытые глаза Российской Фемиды / под. Общ. Ред. Морщаковой Т.Г. - М.: фонд «либеральная миссия», 2007. - 140 с.
9. Кутафин О.Е. Глава государства. — М.: Проспект, 2015. — 560 с.