Научная статья на тему 'Презентация этнической идентичности в межкультурном взаимодействии сотрудников организаций (на примере Республики Крым)'

Презентация этнической идентичности в межкультурном взаимодействии сотрудников организаций (на примере Республики Крым) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
302
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТЧНОСТЬ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ / СОВМЕСТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / DENTITY / ETHNIC IDENTITY / INTERCULTURAL INTERACTION / STRATEGIES OF BEHAVIOR / JOINT ACTIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Король Ольга Феликсовна

Обуждается вопрос об особенностях презентации этнической идентичности в межкультурном взаимодействии. Теоретически показано наличие традиций в разработке заявленной проблемы в классических теориях и в современных исследованиях. На основе теоретического и эмпирического исследования представлен анализ обусловленности межкультурного взаимодействия особенностями проявления этнической идентичности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRESENTATION OF ETHNIC IDENTITY IN INTERCULTURAL INTERACTION OF EMPLOYEES ORGANIZATIONS (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF CRIMEA)

The issue of the features of the presentation of ethnic identity in intercultural interaction is being educated. Theoretically, the existence of traditions in the development of the stated problem in classical theories and in modern studies is shown. On the basis of theoretical and empirical research, the analysis of the conditionality of intercultural interaction with features of the manifestation of ethnic identity is presented.

Текст научной работы на тему «Презентация этнической идентичности в межкультурном взаимодействии сотрудников организаций (на примере Республики Крым)»

Психология

УДК: 316.62

кандидат психологических наук, доцент Король Ольга Феликсовна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет» (г. Симферополь)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ)

Аннотация. Обуждается вопрос об особенностях презентации этнической идентичности в межкультурном взаимодействии. Теоретически показано наличие традиций в разработке заявленной проблемы в классических теориях и в современных исследованиях. На основе теоретического и эмпирического исследования представлен анализ обусловленности межкультурного взаимодействия особенностями проявления этнической идентичности.

Ключевые слова: идентичность, этническая идентчность, межкультурное взаимодействие, стратегии поведения, совместные действия.

An^taUm. The issue of the features of the presentation of ethnic identity in intercultural interaction is being educated. Theoretically, the existence of traditions in the development of the stated problem in classical theories and in modern studies is shown. On the basis of theoretical and empirical research, the analysis of the conditionality of intercultural interaction with features of the manifestation of ethnic identity is presented.

Keywords: dentity, ethnic identity, intercultural interaction, strategies of behavior, joint actions.

Введение. Изучение проблемы взаимодействия личности и культуры имеет давнюю традицию, ей посвящены выдающиеся работы американских антропологов Р.Бенедикт, Ф.Боаса, А.Инкелеса, А.Кардинера, Д.Левинсона, М.Мид. Кроме того, исследовались межкультурные и межнациональные различия в рамках ценностного подхода антропологами К.Клакхоном и Ф.Стродбеком, разрабатывалась концепция «картины мира» Р.Редфилдом, рассматривался этноидентифицирующий фактор культуры И.Т.Касавиным, Э.С.Маркаряном, А.И.Ракитовым, И.В. Сухановым, А.Я.Флиером, Е.Шацким, Е.Шилзом, П.Штомпкой, С. Эйзенштадтом и другими.

Социально - психологический опыт предоставляет нам обширный материал для анализа и обобщения основных теоретических подходов, сложившихся в отечественной и зарубежной психологической науке по проблеме межкультурного взаимодействия, механизмам интенсивного обмена материальными и духовными ценностями между различными этносами, нациями и цивилизациями. Фундамент для такого рода исследований был в свое время заложен российскими и зарубежными учеными: С.Н.Артановским, С.А.Арутюновым, В.С.Библером, Р.Билзом, Н.Я.Данилевским, Б.С.Ерасовым, Н.С.Злобиным, Н.К.Иконниковой, М.С.Каганом, А.Г.Кини, К.Леви - Строссом, Р.Линтоном, Б.Малиновским, Э.С.Маркаряном, Р.Редфилдом, А.Тойнби, Дж. Фелланом, Д.Фостером, Л.Фробениусом, М.Херсковицем, О.Шпенглером.

Кроме того, современные этнополитические процессы, происходящие в обществе определенным образом обусловливают изменение постоянной парадигмы в понимании и значение национальных и этнических факторов в исследовании межкультурного взаимодействия. В этой связи четко обозначаются малоизученные этнические явления, к которым, безусловно, мы относим проблему этнической идентичности в поликультурной среде. Все это вызывает необходимость системного изучения этнокультурных процессов, использование методологии различных наук, исследующих проблему этноса, культуры и общества.

Заметим, что к настоящему времени можно считать сложившей практику исследования идентичности с различных позиций [4]:

а) онтологического подхода: идентичность рассматривается через призму признания различий, неравенства или тождества (субстациональность идентичности);

б) герменевтического подхода: позволяет взглянуть на идентичность в контексте понимания необходимости поиска тождественности и постоянства в системах описания, будь то описание извне и/или самоописание (дискурсивность идентичности). Аксиоматичным в данном случае выступает утверждение о социокультурной детерминированности различных дискурсов;

в) феноменологического подхода: задает логику исследования идентичности в аспекте приобретения человеком социального опыта (совокупность смыслов, видимых сознанием, вне их скрытой сущности [4, с. 8]), влияния этого опыта на общение субъекта с миром [1, с. 75];

г) ситуативного подхода: акцентирует ситуативную природу и характер проявлений идентичности (индивид способен формировать свою идентичность, отклоняясь от группового членства в соответствии с требованиями ситуации и общественных норм (Р. Клеман, К. Ноуэлс).

Наиболее существенный вклад в изучение феномена идентичности внесли психологи. Как возможный самостоятельный предмет психологического исследования данный феномен впервые присутствует в работах У. Джеймс (концепция осмысления личностью своей самотождественности, собственных границ и места в мире) [4, с. 20-21].

Зигмунд Фрейд одним из первых в психологии использовал термин «идентичность», когда писал об идентичности как о способе самосознания человеком своего «Я» [цит. по 4]. Начало конкретно-научным исследованиям проблематики идентичности положили Джордж Мид и Чарльз Кули (символический интеракционизм) [ 7]. Позднее, в немалой степени благодаря развитию социально-психологического знания и распространению философии постмодернизма, проблематика идентичности, прежде всего - кризиса идентичности, начинает привлекать внимание специалистов в области социологии, культурологи, антропологии, семантики, политологии и т.п.

Теоретическое осмысление идентичности психологией и другими отраслями социально-гуманитарного знания разворачивалось с учетом одной из двух традиционных логических схем рассмотрения данного феномена: интерсубъективной или интрасубъективной (соответственно социологический и психоаналитический подходы по Э. Эриксону ) [1;4]. В рамках интерсубъективного подхода (представители когнитивного (Ж.Пиаже), социокультурного (Ч. Кули) подходов, теории социальной идентичности (Г. Тэджфел), социальных представлений (С. Московичи), эпигенетической концепции (Э. Эриксон), теории

самокатегоризации (Дж.Тернер), управления впечатлением (П. Тетлок, А. Мэнстид), концепция интерсубъективности (А. Шюц), модель внешне-внутренней диалектики идентификации Р. Дженкинса [4], концепция социальной идентичности В.А.Ядова и др.) идентичность предопределяется местом, которое человек занимает в символической организации сообщества и его отношением к другим людям [7].

С позиции интрасубъективного подхода (психоанализ (З. Фрейд, М.Босс, Л. Бинсвангер, экзистенциальная психология (К. Ясперс и др.), гуманистическая психология, модель личностного и духовного роста (Н.П.Паттурина), модель коммуникативной природы социального порядка (А.П. Павлов) и др.) идентичность определяется в большей степени процессами сознания (самосознания), влияния социума не отрицаются, но рассматриваются скорее как объективно присутствующая данность, в которой проявляются и реализуются акты сознания и которая зачастую оказывает негативное влияние на процессы самосознания и самоопределения [4].

Что касается социальной психологии, то особой сферой, представляющей большой пратический интерес, остается область изучения идентичности в контексте взаимодействия, а именно - презентации идентичностей взаимодействующих субъектов. [3, с. 1].

Здесь необходимо сделать важное уточнение: когда речь идет о презентации идентичностей, очевидно, что в этом процессе по-разному представлены социальная и личностная идентичности. Это определяется и типом, и сферой взаимодействия, соответственно, возможны две линии анализа проблемы. В нашем исследовании внимание сосредоточено на особенностях презентации в межкультурном взаимодействии этнической (социальной) идентичности. В связи с этим главная идея заключается в понимании соотношения идентичностей партнеров взаимодействия при построении стратегии их поведения в дальнейшем акте совместных действий.

Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является анализ обусловленности межкультурного взаимодействия особенностями проявления этнической идентичности.

Изложение основного материала статьи. Основываясь на известных нам теоретических материалах [1; 3; 5; 8; 10; 15], можно утверждать, что проблема выявления специфики проявления этнической идентичности в межкультурном взаимодействии занимает особое место, поскольку данные о целенаправленном систематическом рассмотрении этого вопроса, подкрепленного необходимым эмпирическим матералом, в психологической литературе находятся в фрагментарном виде.

Как указывалось нами ранее понятие «межкультурное взаимодействие» в соцально-психологической парадигме представляет собой процесс процессуально-полифонической природы, включающий непосредственное и опосредованное воздействия субъектов друг на друга, порождающее их взаимную обусловленность и связь [10].

По существу, в процессе межкультурного взаимодействия с другими индивидами или группами человек осознает свое членство в определенной группе (или группах), а именно: категоризирует различные условия социального контекста, упорядочивает социальное окружение в терминах группировки личностей способом, который имеет для него смысл, самоопределяется как член некоторой социальной категории и отождествяется с группой, приписывая себе усвоенные нормы и стереотипы своей социальной группы таким образом, что они становятся внутренними регуляторами социального поведения.

Наши рассуждения подтверждает вывод, сделанный В. А. Ядовым о том, что социальное поведение личности объясняется уровнем активированных диспозиций, иными словами - переживанием, осмыслением своей принадлежности к данной общности в ситуации, предполагающей выбор социального действия [14, с. 37].

Аналогичные рассуждения мы ноходим и у И.Гоффмана, который полагает, что в процессе социального взаимодействия человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого [6, с. 54]. Для этого партнерам необходимо иметь информацию друг о друге и держать ее под своим контролем. Только таким путем каждый партнер по взаимодействию может создать свой нужный «имидж» [2, с. 204].

Не менее известный ученый Дж. Тернер сформулировал эту же идею, утверждая, что в ходе взаимодействия присутствует взаимное управление впечатлением партнерами. При этом более подробно он обсуждает вопрос о том, что самокатегоризация распространяется и на социальную идентичность человека, и на его личное Я, причем в различных условиях социального контекста решающее значение приобретает то одна, то другая характеристика [17, с. 216].

По мнению В.Дуаза, идентичность вообще может рассматриваться как «индивидуальное позиционирование». Он замечает по этому поводу: «Не все социальные отношения, в которых мы принимаем участие, в равной мере представлены в нашем сознании... В зависимости от ситуации различные отношения становятся выпуклыми» [18, с. 23]. При этом могут возникать самые разнообразные ситуации, в которых личность сознательно хочет «донести» до партнера свой искаженный образ в целях приобретения каких-либо привилегий и компенсаций. Такая готовность к презентации собственной идентичности может зависеть от меры адаптации участников к новым условиям в социальном взаимодействии.

Далее, весьма сущетвенный блок проблем для понимания специфики проявления этнической идентичности в межкультурном взаимодействии связа с ролью социального сравнения. Такой факт межгруппового сравнения как более высокая оценка «своей» (in) группы по сравнению с оценкой «чужой» (out) группы [1], можно также рассматривать как проявление дозирования «презентации» этнической идентичности: перечень критериев, по которым сравниваются своя и чужая группа, позволяет не просто еще раз оценить соответствующие группы, но и выявить их слабые и сильные стороны, продемонстрировать их соотносительные качества. Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что в «укреплении» этнической идентичности партнеров велика роль того факта, как будет представлена идентичность членов группы в зависимости от характеристик самой группы. С этой точки зрения полезно выделить такую позицию группы, как ее статус в данной системе социальных отношений, в частности, ее отнесенность либо к большинству, либо к меньшинству в соответствующей групповой структуре общества [цит. по 14, с. 35-52]. Что же касается применяемых при этом способов презентации этнической идентичности, то в качестве одного из них может быть назван такой механизм, как сопоставление или противопоставление интересов, взглядов, ценностей, оценок своей этнической группы принадлежности и каждой «другой» группы. В более широком плане зависимость поведенческих следствий нарушения этнической идентичности коренится, прежде всего, в трансформации именно ценностного сознания личности. Особое значение в такой постановке вопроса

приобретает изучение системы ценностей взаимодействующих субъектов, которая может быть рассмотрена как один из способов понимания особенностей презентации этнической идентичности взаимодействующих субъектов.

Для экспериментального подтверждения наших рассуждений мы использовали метод корреляционого анализа показателей этнической идентичности и социально-психологической адаптации (критерий ранговой корреляции г - Спирмена). Кроме того, в связи с тем, что основная цель анализа на данном этапе исследования - выявить особенности презентации этнической идентичности в межкультурном взаимодействии, мы сочли необходимым построить граф этих связей. Рассмотрим корреляционные связи в отдельных, наиболее важных для нашего исследования, блоках переменных, которые могуть иметь прогностические возможности.

В графе представлены следующие условные обозначения по шкалам методик: А - Этническая идентичность: А1 - «Чувство принадлежности к своей этнической группе»; А2 - «Значимость этнической принадлежности»; А3 - «Оценка взаимоотношений этнического окружения». Б - социально-психологическая адаптация: Б1 - «Адаптация»; Б2 - «Самопринятие»; Б3 - «Принятие других»; Б4 - «Интернальность»; Б5 - «Стремление к доминированию».

Анализ комбинаций эмпирических референтов дают возможность заключить, что в основной композиции корреляционных связей первого порядка шкалы «значимость этнической принадлежности» -«чувство принадлежности к своей этнической группе» (г=0,5, р<0,01) имеют высокую взаимосвязь.

Из этого следует, что большая часть респондентов имеют выраженное чувство принадлежности к своей этнической группе, у них развито межэтническое понимание и коммуникативные навыки.

Относительно таких показателй как «чувство принадлежности к своей этнической группе» и «оценка взаимоотношений меньшинства и большинства» (г=0,3, р<0,01) взаимосвязь свидетельствует о том, что респонденты уважают свою и чужую куьтуру, выражают межэтническое понимание, однако считают, что представители коренного населения, должны иметь особые преимущества перед другими национальностями.

Рисунок 1. Граф корреляционных связей между показателями этнической идентичности и межкультурным взаимодействием

Следующим блоком, обладающим прогностическим ресурсом, мы определили блок с центральным компонентом «чувство принадлежности к своей этнической группе», в котором определились обратная статистическая связь со шкалами «адаптация» (г= -0,1, р<0,05); «самопринятие» (г =-0,1, р<0,05); «принятие других» (г= -0,09, р<0,05); «интернальность» (г=-0,09, р=<0,05), что свидетельствует о наличии только части респондентов, которые могут отнести себя к какому - либо этносу, и адаптивны к новым условиям взаимодействия с окружающими. Они пытаются сохранить дистанцию в общении с другими людьми и не способны быть требовательными к себе управлять своими поступками.

Показатели, примыкающие ко второму блоку с центральным компонентом «значимость этнической принадлежности», такие как «адаптация»(г=- 0,1, р<0,05); «принятие других» (г= -0,1, р<0,05); «интернальность» (г= -0,1, р<0,05), также имеют обратную статистическую связь, из чего следует что, у респондентов не слишком выражена значимость национальной принадлежности в общении с людьми, они сохраняют дистанцию в общении с другими людьми, плохо адаптируются к новым реальностям в межкультурном взаимодействтии и не слишком хорошо управляют своими собственными поступками. В этом же блоке определилась обратная статистическая связь между шкалами «значимость этнической принадлежности» и «самопринятие» (г= -0,28, р<0,05), что свидетельствует о наличии национальной значимости у респонентов и удовлетворенности собой во взаимодейсвтии с другими людьми.

Анализ комбинаций в третьем блоке с основным компонентом «оценка взаимоотношений большинства и меньшинства» и «стремление к доминированию» (r= 0,1, р<0,01), обнаруживает тенденцию респондентов к мнению о том, что представители коренного народа должны иметь преимущества перед другими национальностями. А так же к умеренному стремлению влиять на других и убеждать их в своей правоте.

Таким образом, в соответствии с осуществленным анализом на основе корреляцинных связей между показателями этнической идентичности и социально-психологической адаптации, мы определили эмпирические референты, уточняющие особенности проявления «заявленной» идентичности каждого партнера по межкультурному взаимодействию и соотношение идентичностей партнеров взаимодействия при построении стратегии их поведения в дальнейшем акте совместных действий.

Выводы. Все выше изложенное позволяет увидеть, что разработка проблемы презентации этнической идентичности в межкультурном взаимодействии содержит существенные дополнения к пониманию не только самого феномена, но и включенности его в широкий контекст социальных отношений. Во всяком случае проблема взаимных презентаций идентичности в ситуации взаимодействия, несомненно, требует дальнейшего осмысления в экспериментальной практике.

Литература:

1. Агеев В. С. Социальная идентичность личности [Электронный ресурс] // Социальная психология: хрестоматия. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/30.php.

2. Андреева Г.М. Личность в поисках идентичности в глобальном мире / Г.М. Андреева // Социальная психология сегодня: поиски и размышления - М.: Моск. психол.-соц. институт, 2009. - С. 204.

3. Андреева Г.М. Презентации идентичности в контексте взаимодействия / Г.М.Андреева // Психологические исследования, 2012, 5 (26). - С. 1.

4. Баклушинский С. А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская // Социальная психология: хрестоматия / под ред. Е. П. Белинской, О. А. Тихомандрицкой. - М., 2003. - С. 64 - 85.

5. Белинская Е.П. Конструирование идентификационных структур личности в ситуации неопределенности / Е. П. Белинская // Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. - С. 30-53.

6. Гоффман И. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу / И.Гоффман. [Пер. с англ. С. С. Степанова, Л. В. Трубицыной]; Под ред. Н. Н. Богомоловой и Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2009. - 319 с.

7. Заковоротная М. В. Идентичность человека [Электронный ре- сурс] / М. В. Заковоротная. - Режим доступа: http://filosof.historic.ru /books/itemf00/s00/z0000729/index.shtml

8. Иванова Н.Л. Проблема психологического анализа социальной идентичности / Н.Л. Иванова // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2006, 3(4). - С. 91-109.

9. Климов И.А. Психосоциальные механизмы возникновения кризиса идентичности / И. А. Климов // Трансформация идентификационных структур в современной России. - М.: Моск. обществ. науч. фонд, 2001. - С. 54-81.

10. Король О.Ф. Проблема межкультурного взаимодействия: социально-психологический поход / О.Ф.Король // Проблемы современного педагогического образования. Сер. Педагогика и психология. Сб.науч. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 56. - Ч. 2. - С. 320 - 327.

11. Микляева А. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования [Электронный ресурс]: монография / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - Режим доступа: http://www.humanpsy.ru / miklyaeva /soc_ident_02.

12. Осипов Г. Джордж Мид и символический интеракционизм [Электронный ресурс] / Г. Осипов // История социологии в Западной Европе и США. - Режим доступа: http://www.gumer.info/ bibliotek_Buks/ Sociolog/ Osipov/index.php

13. Харре Р. Вторая когнитивная революция / Р Харре // Психологический журнал, 1996, 17(2). - С. 3-16

14. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе / В.А.Ядов // Социологические исследования, 1994, N1. - С. 35 - 52

15. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические ме- ханизмы формирования социальной идентичности личности / В. А. Ядов // Мир России. - 1995. - № 3. - С. 4.

16. Andreewa G.M. Das Problem der Identität im Prozeß der radikalen sozialen Umgestaltung Rußlands. In: H. Steiner, W. Jadow (Hrsg.), Russland - wohin? Berlin: Trafo, 1999. pp. 67-72.

17. Tajfel H., Turner J.The social identity theory of intergroup behavior. In: S. Worchel, W. Austin (Eds.), Psychology of inter group relations. Chicago: Nelson-Hall, 1986. pp. 7-24.

18. Doise W. Introduction: Self as social representation? In: Social Identity. International perspectives. London: Sage, 1998

Психология

УДК: 159:616(075)

кандидат психологических наук, доцент Коротовских Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сургутский государственный педагогический университет» (г. Сургут); старший преподаватель Пяшкур Юлия Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Шадринский государственный педагогический университет» (г. Шадринск)

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III

УРОВНЯ

Аннотация. В статье представлены результаты коррекции и развития эмоциональной лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня. Данное направление должно быть одним из приоритетных направлений дошкольного образования, так как эмоциональная лексика способствует нравственному и эстетическому развитию, помогает выражать свои эмоции, чувства, характеризовать те или иные явления, отношение к людям и окружающему миру в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.