Научная статья на тему 'Национальная и гражданская идентичность: рабочая программа учебной дисциплины'

Национальная и гражданская идентичность: рабочая программа учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
649
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народы и религии Евразии
Scopus
ВАК
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ACADEMIC DISCIPLINE / ТЕОРИИ ИДЕНТИЧНОСТИ / IDENTITY THEORY / ВИДЫ ИДЕНТИЧНОСТИ / TYPES OF IDENTITY / МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дашковский П. К., Шершнева Е. А.

Учебная дисциплина «Национальная и гражданская идентичность» преподается студентам направлений Религиоведение и Регионоведение России Алтайского государственного университета. В современном обществе наблюдаются активные процессы глобализации и межкультурного взаимодействия. В этих условиях важнейшей становится проблема идентичности, как на индивидуальном, так и на социальном, этническом, религиозном и других уровнях. Именно формирование самоидентификации может способствовать предотвращению ряда конфликтов, возникающих на почве непонимания иной культурной традиции. Цель преподавания дисциплины заключается в последовательном усвоении знаний проблемного поля идентичности, а также в том, чтобы продемонстрировать возможности позитивной совместимости процессов этнической и гражданской идентификации. Задачи дисциплины: познакомить с историей изучения и теоретическим осмыслением понятия «идентичность»; выявить и охарактеризовать основные виды идентичности; охарактеризовать основные критерии формирования идентичности в российском обществе; рассмотреть проблемные моменты развития идентичности в современной России. Рабочая программа дисциплины включает в себя тематический раздел с краткой характеристикой каждой темы, методические рекомендации для подготовки к семинарам, список рекомендованной литературы учебного и научного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National and civic identity: the working program of the discipline

The academic discipline "National and civil identity" is taught to students of religious studies and regional studies of the Altai state university. In modern society, there are active processes of globalization and intercultural interaction. Under these conditions, the most important problem of identity arises at both the individual and social, ethnic, religious and other levels. It is the formation of self-identification that can help to prevent a number of conflicts arising from misunderstanding of another cultural tradition. The purpose of teaching the discipline is to consistently acquire knowledge of the problem field of identity, as well as to demonstrate the possibility of positive compatibility of processes of ethnic and civil identification. Objectives of the course: to acquaint with the history of study and theoretical understanding of the concept of "identity"; to identify and characterize the main types of identity; to characterize the main criteria for the formation of identity in Russian society; to consider the problematic aspects of the development of identity in modern Russia. The working program of the discipline includes a thematic section with a brief description of each topic, guidelines for preparation for seminars, list of recommended educational and scientific literature.

Текст научной работы на тему «Национальная и гражданская идентичность: рабочая программа учебной дисциплины»

Раздел IV.

НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ

УДКЗ

П. К. Аашковский, Е. А. Шершнева

Алтайский госуларственный университет (Барнаул, Россия)

НАЦИОНАЛЬНАЯ И ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ22

Учебная дисциплина «Национальная и гражданская идентичность» преподается студентам направлений Религиоведение и Регионоведение России Алтайского государственного университета. В современном обществе наблюдаются активные процессы глобализации и межкультурного взаимодействия. В этих условиях важнейшей становится проблема идентичности, как на индивидуальном, так и на социальном, этническом, религиозном и других уровнях. Именно формирование самоидентификации может способствовать предотвращению ряда конфликтов, возникающих на почве непонимания иной культурной традиции. Цель преподавания дисциплины заключается в последовательном усвоении знаний проблемного поля идентичности, а также в том, чтобы продемонстрировать возможности позитивной совместимости процессов этнической и гражданской идентификации. Задачи дисциплины: познакомить с историей изучения и теоретическим осмыслением понятия «идентичность»; выявить и охарактеризовать основные виды идентичности; охарактеризовать основные критерии формирования идентичности в российском обществе; рассмотреть проблемные моменты развития идентичности в современной России. Рабочая программа дисциплины включает в себя тематический раздел с краткой характеристикой каждой темы, методические рекомендации для подготовки к семинарам, список рекомендованной литературы учебного и научного характера.

Ключевые слова: учебная дисциплина, теории идентичности, виды идентичности, методология, методика преподавания.

22 Публикация подготовлена в рамках выполнения госзадания Минобрнауки РФ по теме «Развитие этнорелигиозной ситуации в трансграничном пространстве Алтая, Казахстана и Монголии в контексте государственно-конфессиональной политики: исторический опыт и современные тенденции» (проект №33.2177.2017/4.6) и при поддержке Фонда Президента РФ по проекту «Положение религиозных общин Западной Сибири в системе государственно-конфессиональных отношений во второй половине Х1Х-ХХ вв.» (№ МК-701.2018.6).

P.K. Dashkovskiy, E.A. Shershneva

Altai State University, Barnaul (Russia)

NATIONAL AND CIVIC IDENTITY:

THE WORKING PROGRAM OF THE DISCIPLINE

The academic discipline "National and civil identity" is taught to students of religious studies and regional studies of the Altai state university. In modern society, there are active processes of globalization and intercultural interaction. Under these conditions, the most important problem of identity arises at both the individual and social, ethnic, religious and other levels. It is the formation of self-identification that can help to prevent a number of conflicts arising from misunderstanding of another cultural tradition. The purpose of teaching the discipline is to consistently acquire knowledge of the problem field of identity, as well as to demonstrate the possibility of positive compatibility of processes of ethnic and civil identification. Objectives of the course: to acquaint with the history of study and theoretical understanding of the concept of "identity"; to identify and characterize the main types of identity; to characterize the main criteria for the formation of identity in Russian society; to consider the problematic aspects of the development of identity in modern Russia. The working program of the discipline includes a thematic section with a brief description of each topic, guidelines for preparation for seminars, list of recommended educational and scientific literature.

Keywords: academic discipline, identity theory, types of identity, methodology, teaching methods.

DOI: 10.14258/nreur (2018) 3-11

Дашковский Петр Константинович, доктор исторических наук, доцент, заведующий кафедрой политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений, заведующий лабораторией этнокультурных и религиоведческих исследований факультета массовых коммуникаций, филологии и политологии Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: e-mail: [email protected] Шершнёва Елена Александровна, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений Алтайского государственного университета, Барнаул (Россия). Адрес для контактов: [email protected]

1. Организационно-методический отдел

В рамках курса «Национальная и гражданская идентичность» студенты направлений Регионоведение России и Религиоведение смогут познакомиться с актуальными вопросами формирования процесса идентичности на современном этапе в России и мире. Студентам предложено познакомиться с теоретическими основами

формирования понятия «идентичность», а также с различными видами идентичности, присутствующими в современном обществе.

Актуальность курса для студентов направлений Регионоведение России и Религиоведение объясняется несколькими обстоятельствами. В современном обществе наблюдаются активные процессы глобализации и межкультурного взаимодействия. Именно в этих условиях встает важнейшая проблема взаимодействия различных этнических, религиозных и культурных общин. При этом идентичность важна как на индивидуальном, так и социальном, этническом, религиозном и иных уровнях. Именно формирование самоидентификации может способствовать предотвращению ряда конфликтов, возникающих на почве непонимания иной культурной традиции. В рамках дискуссий вокруг процессов идентичности современного общества делается попытка показать позитивную совместимость различных видов идентичности. Данный процесс особенно актуален с точки зрения полиэтничного и поликонфессионального Российского государства, в рамках которого исследователи показывают возможность бесконфликтного существования этнической, религиозной и гражданской идентичностей в условиях одного правового и территориального пространства.

Цель и задачи курса. Цель курса «Национальная и гражданская идентичность» — последовательное усвоение знаний проблемного поля идентичности, а также возможности позитивной совместимости процессов этнической и гражданской идентификации.

Для осуществления указанной цели предполагается решение следующих задач:

1. Познакомиться с историей изучения и теоретическим осмыслением понятия «идентичность».

2. Выявить и описать основные виды идентичности.

3. Охарактеризовать основные критерии формирования идентичности в российском обществе.

4. Рассмотреть проблемные моменты развития идентичности в современной России.

В результате изучения дисциплины «Национальная и гражданская идентичность»

у студента формируются следующие знания, умения и навыки.

Студент должен знать:

1) сновные теории идентичности;

2) виды, уровни и критерии идентичности;

3) основные проблемы, интересы и перспективы развития национальной и гражданской идентичности;

4) проблемные моменты в развитии различных видов идентичности в современном обществе;

5) историю формирования идентичности на территории России.

Студент должен уметь:

1) выявлять факторы, влияющие на формирование и развитие идентичности человека, социальной группы, этноса;

2) классифицировать виды идентичности;

3) анализировать различные процессы, влияющие на динамику национальной и гражданской идентичности населения России;

4) рассматривать разные аспекты идентичности, её мотивы и истоки в контексте меняющейся социально-экономической, политической, культурной, этнической ситуации в стране и мире.

Студент должен владеть:

— теоретическими знаниями в области процессов формирования и развития идентичности;

— способностью оценивать взаимодействие различных видов идентичности в исторической ретроспективе и на современном этапе развития общества.

Курс предполагает лекции, семинарские занятия, а также самостоятельную работу студента, направленную на более углубленное изучение тем, предложенных в рамках данной дисциплины. Курс рассчитан на один семестр и завершается экзаменом.

II. Тематический план курса (направления Регионоведение России, Религиоведение)

Тема Всего часов В том числе

лекции семинары СРС

1 2 3 4 5

Раздел 1. Теоретическое изучение понятия «идентичность»

Теоретические аспекты изучения идентичности 8 4 4

Виды, уровни, критерии идентичности 6 2 4

Раздел 2. Формирование видов идентичности и их характеристика

Этническая идентичность 8 2 2 4

Роль языка в этнической идентичности б 2 4

Национальная идентичность б 2 4

Становление национальной идентичности в России 8 4 4

Религиозная идентичность б 2 4

Локальная и региональная идентичность б 2 4

Идентичность государства б 2 4

Политическая идентичность 6 2 4

Гражданская идентичность б 2 4

Проблемы формирования идентичности в современной России 9 2 7

Подготовка к экзамену 27 27

Итого: 108 10 20 78

III. Содержание дисциплины

Тема 1. Теоретические аспекты изучения идентичности

История изучения и теоретическое осмысление понятия «идентичность». Представления об идентичности в психологии, социологии и антропологии. Психологическая трактовка идентичности (3. Фрейд, Э. Эриксон). Социологическая трактовка понятия «идентичность» (Дж.Г. Мид, И. Гофман, П. Бергер, С. Холл, Р. Брубейкер и Ф. Купер). Антропологическая трактовка идентичности. Теоретические позиции в трактовке идентичности (эссенциализм, примордиализм и конструктивизм). Четыре группы теорий

идентичности: психоаналитические теории (3. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Э. Эриксон), символический интеракционизм (Ч. Кули, Дж. Г. Мид, А. Халлер), когнитивно-ориентированная психология (X. Тэджфел, Д. Тернер, К. Левин) и конструктивизм (П. Бергер, Т. Лукман). Понятие «идентичность» согласно П. Рикеру. Осмысление идентичности в работах Дж. Локка «Опыт о человеческом разумении» и Д. Юма «Трактат о человеческой природе». Концепция И. Гофмана «представленности (презентации) Я» в ситуациях повседневной социокультурной жизни А. П. Бергером и Т. Лукманом. Теоретико-методологические позиции в понимании идентичности в социальных науках. Индивидуальное, социальное и культурное понимание понятия «идентичность». Осмысление понятия «идентичность».

Тема 2. Виды, уровни, критерии идентичности

Три вида идентичности И. Гофмана (социальная, личная, Я-идентичность). Бессознательная идентичность. Частичная идентичность. Непосредственная идентичность. Личностная идентичность. Классификация видов идентичности Е. Н. Белой (физиологическая, возрастная, классовая, расовая). Гражданская идентичность. Социокультурная идентичность. Этническая идентичность. Политическая идентичность. Функции идентичности. Основные функции социальной идентичности согласно Н.Л. Ивановой и Т. В. Румянцевой: ориентировочная (поиск своего места в мире); структурная (сохранение определенности, соотношение детерминизма и неопределенности); целевая (приспособление, построение модели поведения); экзистенциальная (прогнозирование, собственный духовный потенциал). Уровни формирования идентичности. Критерии идентичности. Альтернативный подход к определению критериев идентичности (А. Ш. Тхостов). Коллективная (групповая) и индивидуальная идентичность. Особенности политической, социальной, конфессиональной идентичности. Постоянная и временная идентичность. Поиски идентичности как фактор модернизации политических и социальных структур. Уровни идентичности личности (общечеловеческий, групповой, индивидуальный). Уровни идентичности по Э. Эриксону (индивидуальный, личный, социальный). Критерий контроля. Самоидентификация по теории М. Куна и Т. Макпартленда («Кто я?»).

Тема 3. Этническая идентичность

История формирования этнографической науки. Основные понятия этнографии (этнос, этногенез, этническая история, этнические признаки, этнический состав, этническая структура, этнические процессы, этнонимы и их виды, эндогамии и экзогамия, материальная и духовная виды культуры, быт и др.). Природа этничности И. Г. Герде-ра. В. Мюльман, С. М. Широкогоров об этничности. Исследования этничности Н. Глезера и Д. Мойнихена. Теории этноса (Л. Н. Гумилев, В. С. Малахов, Ю. В. Бромлей). Концепция этнической границы Ф. Барта. Понятия «коренная нация», «титулярная нация», «государственная нация» (К. Хюбнер). Концепции национализма В. В. Коротее-вой. Этническая идентичность согласно теории Г. Г. Шпета. Культурная теория этнической идентичности (Дж. Де Вое).

Основные положения, характеризующие этничность: 1) этничность является термином, который используется для выделения различных групп; 2) этническая группа

основана на общности субъективных представлений, понятий о происхождении, интересах или будущем (или их комбинации); 3) этническая группа не является расой, хотя зачастую группы с этнической организацией рассматриваются некоторыми исследователями именно как расы; 4) в одних случаях этничность может использоваться в качестве политического инструмента, в других — защитной стратегии; 5) этничность может быть важной линией раскола в обществе, хотя она и не связана напрямую с классовыми факторами.

Основные подходы к изучению этнической идентичности: примордиализм, инструментализм, конструктивизм. Исследование этнической идентичности в России. Политизация этничности. Роль этнической идентичности в этнополитической мобилизации. СМИ и этнические сообщества.

Тема 4. Роль языка в этнической идентичности

Роль языка согласно социально-психологической теории М. Лацаруса и Г. Штейн-таля. Анализ взаимосвязи языка и психологического склада народа в работах А. А. По-тебни. Концепция этнолингвистической жизнеспособности Г. Джайлса. Деление современных многоязычных государств на три группы, предложенное Кеннет Д. МакРэй: 1) преобладающий язык и одно или несколько языковых меньшинств; 2) две или несколько сравнимых по численности групп; 3) крайняя языковая дробность. Языковые мифы. Языковая политика в современном мире.

Понятие «родной язык». Функциональное назначение языка. Языковая ситуация в регионах Российской Федерации. Роль языка в формировании национальной идеологии. Язык как инструмент социальной мобильности. Проблемы языковой асимметрии в российских регионах. Международные документы ЮНЕСКО и Совета Европы по вопросам сохранения и защиты языкового разнообразия. Европейская хартия региональных языков или языков национальных меньшинств (1992 г.). Частные фонды по сохранению исчезающих национальных языков.

Тема 5. Национальная идентичность

Понятие «нация» в историческом контексте. Соотношение понятий «этнос» и «нация». Гражданская нация и этнонация. Инструменты конструирования национальной идентичности. Понятия социальной (коллективной, исторической) памяти. Две формы самосознания, выделенные О. Е. Дреевым. К. Вердери о понятии «нация». Ю. Ха-бермас о национальной идентичности. Национальная идея и национальный интерес. Теоретико-методологические подходы к исследованию нации и национализма. Представление о нациях как территориально-политических образованиях. Этногенеалоги-ческий и гражданско-территориальный тип нации. М. Хрох, Э. Геллнер, Э. Хобсбаум, Л. Гринфелд о природе национализма как политического проекта. Б. Андерсон, Р. Бру-бейкер, Р. Суни о дискурсивной природе национализма. Типы национализма по X. Кону (западный и восточный), Л. Гринфельду (индивидуальный и коллективный). Понятие «национализм» в гражданском и государственном варианте. «Активисты» и «рядовые» участники процессов конструирования национальной идентичности. Формы принадлежности к национальной группе (Д. Кац, X. Келман, Дж. Мэк, К. Тэрхьюн). Национализм как механизм нациестроительства.

Тема 6. Становление национальной идентичности в России

Становление национальной идентичности в постсоветской России. Соотношение национальной, этнической и религиозной идентичности в современной России. Идея «общероссийской нации» в государственных документах. Концепция государственной национальной политики РФ. Федеральный закон «Об основах государственной национальной политики РФ». СМИ о национальной идентичности в РФ. Понятие «национальная идея» в России. «Историческая память» как укрепление социальной группы и общества. Проблема «самоидентификации» в меняющемся политическом пространстве. Истоки кризиса идентичности в современной России. Роль политической элиты в формировании национальной идентичности. Двойственность российской идентичности. Бинарный характер русской культуры (Ю.М. Лотман, И. В. Кондаков). Цивилизационная идентичность в контексте культурных трансформаций современной России (H.A. Хренов, И. Н. Ионов). Национальные движения в республиках РФ. «Межнациональные конфликты» — конфликты культур или интересов. Переписи населения в России и вопросы национальной идентичности.

Тема 7. Религиозная идентичность

Религиозная идентичность как один из типов идентичности. Теоретические подходы и концепции, посвященные изучению религиозной идентичности. Возникновение, развитие и трансформация религиозной идентичности в историческом контексте. Религиозная идентичность в контексте культуры. Типы религиозной идентичности (индивидуальный и групповой). Виды религиозной идентичности (православный, исламский, конфессиональный, этнорелигиозный, культурно-религиозный). Полирелигиозность идентичности. Механизмы и критерии религиозной идентичности. Религиозная идентичность в работах Т. Воропаевой, В. Калач, А. Крылова, Н. Мадей, М. Маринови-ча, М. Мчедлова, А. Николаевской и др.

Значение религиозной идентичности в молодежной среде. Религиозное многообразие в современной России. Характерные особенности формирования религиозной идентичности в современном обществе (индивидуализм, плюрализм, мозаичность («плавающий» характер религиозной идентичности), прагматизм, разделенность индивидуальной и коллективной религиозной идентичности). Влияние религиозных институтов и их функциональных практик на религиозную идентификацию.

Тема 8. Локальная и региональная идентичность

Региональные и общенациональные ценности. Региональное самосознание. Подходы к изучению регионального самосознания в России (культурологический, политологический, электорально-географический, социологический). Факторы развития региональной идентичности. Проблема «центр — регионы» на уровне идентичности россиян. Региональная идентичность, соотношение с административно-территориальным делением. Анализ региональной идентичности, через призму подхода Р. Брубейка и Ф. Купера. Три методологических подхода к интерпретации понятия «региональная идентичность» — политико-культурный, инструменталистский и социально-конструктивистский.

Понятие «локальность». Локальная идентичность как вид территориальной идентичности. Элементы локальной идентичности (место рождения, ландшафт и климат, значимые историко-культурные события, знаменитые личности, экономическая специализация региона). Символическая политика муниципальных образований как фактор конструирования локальной идентичности. Локальная идентичность в современном российском обществе. Соотношение локальной, региональной и национальной идентичности.

Тема 9. Идентичность государства

Конструктивистская концепция идентичности государства (А. Вендт, Р. Козловски, Ф. Кратоквил, П. Бергер, Т. Лукман). Психологические концепции, объясняющие формирование чувства идентичности у государств (через понятия категоризации, концепции роли, концепции статуса). Классификации идентичностей государства по А. Венд-ту (коллективная и эгоистическая), П. А. Цыганкову (корпоративная, типовая, ролевая и коллективная), У Блуму (инструмент внешней политики, внешняя политика как инструмент идентичности государства, переходные идентичности государств). Классификация И. Призела, который выделяет пять типов отношений между идентичностью и внешней политикой государства. Теоретическая модель государственной идентичности. Элементы государственной идентичности (когнитивные, эмоционально-оценочные, нормативно-ценностные и поведенческие).

Роль государственной идентичности в международных отношениях. Виды идентичности в рамках международных отношений (позитивная, негативная, приписываемая, приобретаемая, монокультурная, бикультурная, космополитическая). Национально-государственная идентичность. История формирования понятия. Традиционалистская модель национально-государственной идентичности. Роль государства в традиционалистской модели. Теологическая модель, роль государства в ней. Гражданская модель национально-государственной идентичности. Категории национально-государственной идентичности (язык, символы, религия, идеология, культура, политическое устройство, специфические элементы каждого государства: значимые события, политические лидеры, культурные деятели и др.).

Тема 10. Политическая идентичность

Понятие «политическая идентичность». Политическая идентичность как частный случай социальной идентичности. Теоретические подходы к изучению «политической идентичности». Виды политической идентичности. Типы политической идентичности. Факторы, влияющие на политическую идентичность. Политическая самоидентификация. Политическая культура. Формирование политической идентичности в России. Региональный уровень политической идентичности. Национальная идентичность как одна из разновидностей политической идентичности.

Тема 11. Гражданская идентичность

Гражданская идентичность как компонент социальной идентичности. Структура гражданской идентичности. Анализ гражданской идентичности в работах Т. Хайдегге-ра, Ю. Хабермаса, Р. Г. Абдулатипова, Ю. В. Арутюняна, В. А. Ядова и др. Источники гра-

жданской идентичности. Факторы становления гражданской идентичности. Формирование ценностных и эмоциональных компонентов гражданской идентичности. Структура гражданской идентичности: когнитивный, эмоционально-оценочный, ценностно-ориентировочный, деятельностный уровни. Гражданство как политическое и юридическое понятие. Качества гражданственности. Понятие позитивной гражданской идентичности как вектор развития страны. Соотношение гражданской и государственной идентичности. Формирование гражданской идентичности в многонациональном сообществе. Роль формирования гражданской идентичности в молодежной среде. Символические характеристики гражданской идентичности.

Тема 12. Проблемы формирования идентичности в современной России

Трансформационные процессы в России и актуальность проблем идентичности. Множественность уровней идентичности. Дифференцированность и неустойчивость российской идентичности. «Позитивная» и «негативная» направленности российской идентичности. Образы и герои, способствующие формированию идентичности в России.

Роль религиозного фактора в формировании российской идентичности. Особенности российской идентификации по государственно-правовому и социокультурному принципу. Кризис культурной и социальной идентичности российского общества. Кризис идентичности. Процесс этнического возрождения в российских регионах и его влияние на становление идентичности. Этнорелигиозное разнообразие как результат стабильности современного общества. Этнокультурный потенциал российских регионов. Этнокультурные организации в России. Миграционные процессы и их влияние на национальную и гражданскую идентичность в Российской Федерации.

IV. Семинары

В процессе работы на семинарских занятиях в учебном курсе «Национальная и гражданская идентичность» студенты последовательно изучают основные терминологические понятия и категории курса, теории идентичности, ее виды и методы изучения. Тематика занятий охватывает основные разделы дисциплины и направлена на самостоятельное изучение научной и учебно-методической литературы по указанным темам. Проведение семинарских занятий способствует формированию основных компетенций обучающихся, развитию навыков работы с научной и учебно-методической литературой, ведению дискуссии, аргументации собственных выводов. Темы семинарских занятий отражают последовательность изучения курса в соответствии с учебной программой.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель: Углубленное изучение курса «Национальная и гражданская идентичность», осмысление процессов и тенденций становления идентичности в современном обществе.

Задачи:

1. Привить студенту навык владения понятийным аппаратом в области научного изучения идентичности.

2. Научить выявлять проблемы в области формирования и развития идентичности в исторической ретроспективе и в современном обществе.

3. Показать перспективы развития процессов идентификации в современном мировом пространстве.

4. Охарактеризовать особенности этнической, религиозной и гражданской идентичности населения Российской Федерации.

Семинарское занятие, планируемое в рамках конкретно заданной темы, предполагает ее углубленное изучение и проведение дискуссии в рамках поставленных вопросов. Наряду с вопросами, предложенными для обсуждения в рамках семинарских занятий, планируется подготовка доклада по определенной теме. Доклад оценивается как дополнительное выступление в рамках занятия. Участие обучающегося в семинарском занятии развивает творческий потенциал и навык ведения аналитической и научной работы.

V. Список литературы

Учебная литература

1. Ачкасов В. А. Этнополитология : учебник. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2005. 337с.

2. Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации : учебное пособие. М.: ФОРУМ, 2011.208 с.

3. Гузикова М. О. Основы теории межкультурной коммуникации: учебное пособие. Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2015. 124 с.

4. Кортунов С. В. Становление национальной идентичности: Какая Россия нужна миру: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2009. 376 с.

5. Корягина Н. А., Михайлова Е. В. Социальная психология. Теория и практика: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2016.492 с.

6. Смирнова А. Г., Киселев И. Ю. Идентичность в меняющемся мире : учебное пособие. Ярославль : Ярославский гос. ун-т, 2002. 300 с.

Научная литература

1. Абросимова К. А. Анализ сущности понятия «гражданская идентичность» // Идентичность личности и группы: психолого-педагогические и социокультурные аспекты : материалы Международной конф. / отв. ред. 3. Н. Мирошник. Пенза ; Решт : Научно-изд. центр «Социосфера», 2014. №5. С. 42-45.

2. Александрова Е. А. Религиозная идентичность в российских культурно-антропо-логических исследованиях // Культура и цивилизация. 2015. №6. С. 10-22.

3. Андерсон Б., Бауэр О., Хрох М. Нации и национализм / пер с англ. и нем. Л. Е. Пе-реяславвцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.: Праксис. 2002. 416 с.

4. Ачкасов В. А. Политика идентичности в современном мире // Вестник Санкт-Петербургского гос. ун-та. 2013. Вып. 4. С. 71-77

5. Ачкасов В. А. Роль «исторической политики» в формировании российской идентичности // Журнал социологии и социальной антропологии. 2015. №2 (79). Т. XVIII. С.181-192.

6. Балич Н. Л. Религиозная идентичность в культуре современного общества // Социологический альманах. 2015. С. 234-243.

7. Барышникова И. В. Понятие идентичности в социологическом дискурсе // Вестник Волгоградского гос. ун-та. 2009. №2 (10). Серия 7: Философия. С. 166-171.

8. Безгина Н. В. Психологическая структура гражданской идентичности // Известия Тульского гос. ун-та. 2013. №3. С. 241-249.

9. Велик А. А. Личность, культура, этнос. Современная психологическая антропология. М.: Смысл, 2001. 560 с.

10. Белинская Е.П., Стефаненко Т. Г. Этническая социализация подростка. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000.208 с.

11. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция: Республика, 2006. 416 с.

12. Борисов Р. В., Акаева Н. Ш. Региональная идентичность в контексте изучения гражданской идентичности в традиционном обществе: теоретико-концептуальный анализ // Актуальные проблемы психологического знания. 2012. №3. С. 13-19.

13. Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций / под ред. П. В. Панова, К. А. Сулимова, Л. А. Фадеевой. М.: РОССПЭН, 2012. 263 с.

14. Брубейкер Р. Купер Ф. За пределами «идентичности» // Ab Imperio. 2002. № 3. С. 61-115.

15. Вилкова И. В. К вопросу об определении сущности понятия гражданская идентичность // Гуманитарные научные исследования. 2012. №6. [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2012/06/1386 (дата обращения: 29.09.2017).

16. Геллнер Э. Нации и национализм. М.: Прогресс, 1991. 126 с.

17. Герандоков М.Х. Этничность и этническая идентичность: теоретический аспект // Вестник Московского гос. ун-та культуры и искусств. 2009. №2 (28). С. 28-35.

18. Герштейн И.З., Казаков М.А. Национально-государственная идентичность: историческая эволюция моделей и современная типология // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2016. №6. С. 36-42.

19. Глебова И. И. Кто мы? Историческая память и национальное самоопределение в постсоветской России // Россия и современный мир. 2009. № 1. С. 5-26.

20. Гражданская, этническая и региональная идентичность: вчера, сегодня, завтра / отв. ред. Л.М. Дробижева. М.: Российская политическая энциклопедия, 2013.458 с.

21. Гречко В. А. А. А. Потебня о роли языка в познании // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия: Филология. 2001. № 1. С. 5-15.

22. Громыко Ю. В. Антропология политической идентичности. М. : АРКТИ, 2006. 400 с.

23. Гуревич П. С., Спирова Э. М. Идентичность как социальный и антропологический феномен. М.: Канон+, 2015. 368 с.

24. Даллакян К. С. Этнонация: признаки этнодифференцияации // Научный вестник Московского гос. технического ун-та гражданской авиации. № 182.2012. С. 124-129.

25. Даниленко В. П. Общее языкознание и история языкознания: курс лекций. М.: Флинта: Наука, 2009. 272 с.

26. Дзякович Е. В. Локальная идентичность как социокультурный феномен современной российской провинции // Обсерватория культуры. 2010. №5. С. 24-29.

27. Дробижева Л. М. Российская идентичность в массовом сознании // Вестник Российской нации. 2009. Т. 3, № 1. С. 135-144.

28. Евстифеев Р. В. Локальная идентичность: символическая политика и несимволические практики // Философские науки. 2016. № 1. С. 88-95.

29. Ефименко В. Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» // Теория и практика общественного развития. 2013. №11. С. 250-254.

30. Жаде 3. А. Проблема идентичности в современных социальных теориях // Философия и общество. 2007. №2. С. 173-184.

31. Задорожнюк Э. Г. Новые региональные идентичности в Европе: становление и перспективы. М. : Научная книга, 2006.147 с.

32. Зайцев И. В. Проблема формирования политической идентичности: опыт соци-ально-психологического исследования // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2007. №2 (7). С. 40-46

33. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Социальная идентичность и профессиональный опыт личности. Ярославль : Аверс Пресс, 2003. 132 с.

34. Иванова Н. Л. Социальная идентичность: теория и практика. М. : СГУ, 2009.456 с.

35. Идентичность как предмет политического анализа : сборник статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. И. С. Семененко, Л. А. Фадеева. М. : ИМЭМО РАН, 2011. 299 с.

36. Ионов И. Н. Цивилизационная самоидентификация как форма исторического сознания // Искусство и цивилизационная идентичность /отв. ред. H.A. Хренов. М. : Наука, 2007. С. 169-187

37. Истомин А. Г., Лебедев С. И. Локальная идентичность жителей города Белгорода (по материалам качественного исследования) // Научный результат. 2015. № 2. С. 13-21

38. Кондаков И. В., Соколов К. Б., Хренов Н. А. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. М. : Прогресс-Традиция, 2011. 1024 с.

39. Корепанов Г. С. Региональная идентичность как базовая категория социологии регионального развития // Власть. 2009. № 1. С. 43-50.

40. Коротеева В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. М. : РГГУ, 1999. 140 с.

41. Кортунов C.B. Национальная идентичность: Постижение смысла. М. : Аспект Пресс, 2009. 589 с.

42. Кочетков В. В. Идентичность в международных отношениях: теоретические основы и роль в мировой политике // Вестник Московского ун-та. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2010. № 1. С. 5-26.

43. Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики / под ред. М.Б. Погребинского, А. К. Толпыго. М. : Весь Мир, 2013. 400 с.

44. Крылов А. Н. Религиозная идентичность. Индивидуальное и коллективное самосознание в постиндустриальном пространстве. М. : Икар, 2012. 306 с.

45. Кузнецова Е. В. Язык и национальная идентичность // Омский научный вестник. 2011. №3. С. 102-105.

46. Кулаков С. В. Проблемы формирования региональной политической идентичности в современной России // Pro Nunc. Современные политические процессы. 2015. № 1 (14). С. 142-151.

47. Левада Ю. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1997. №4. С. 7-12.

48. Левочкина H.A. Региональная идентичность: понятие и сущность // Международный журнал прикладных и гуманитарных исследований. 2016. № 1-3. С. 446-453.

49. Лежнева В. П. Социальная идентичность как феномен: структура, уровни, процесс формирования // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 11. С. 2341-2345 [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2016/86497.htm.

50. Лизогуб С. А. К постановке проблемы исследования региональной идентичности как фактора формирования политической культуры // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2011. №4. С. 395-397.

51. Малькова В. К. Мобилизация этнических сообществ в современной России: По материалам этнических СМИ. М.: ИЭА РАН, 2011. 209 с.

52. Марусенко М. А. Языки и национальная идентичность: современные вызовы национальному единству и территориальной целостности. М.: Научно-политическая книга, 2015. 575 с.

53. Николаева А. А. Гражданская идентичность в структуре социальных идентично-стей личности // Точка зрения. 2011. №4 (29). С. 67-70.

54. Омарова С. Б. Национальная идентичность и внешняя политика государства // Вестник КазНУ 2009 [Электронный ресурс]. URL: https://articlekz.com/article/8391.

55. Орлов И. Б. Национальная идея России в истории мысли // Национальная идея России: монография : в 6т. М.: Научный эксперт, 2012. Т. 1. С. 59-79.

56. Орлова Э. А. Концепции идентичности / идентификации в социально-научном знании // Вопросы социальной теории. Т. IV. 2010. С. 87-111.

57. Плотникова О. А. Кризис национальной самоидентификации в современной России // Социальные исследования. 2016. №2. С. 13-18.

58. Симонова O.A. К формированию социологии идентичности // Социологический журнал. 2008. №3. С. 45-61.

59. Попова О. В. Исследование проблем политической идентичности в России // Политическая экспертиза: Политэкс. 2013. №2. С. 205-219.

60. Поцеруев С. П. Символические средства политической идентичности. К анализу постсоветских случаев // Трансформация идентификационных структур в современной России. М.: Московский общественный научный фонд, 2001. С. 106-159.

61. Права человека и проблемы идентичности в России и в современном мире / под ред. О. Ю. Малиновой, А. Ю. Сунгурова. СПб.: Диалект, 2005. 59 с.

62. Проблемы гражданской и региональной идентичности в современной России: сборник научных трудов / отв. ред. О. В. Шиняева. Ульяновск : УлГТУ 2015. 343 с.

63. Российская нация: становление и этнокультурное многообразие / под ред. В. А. Тишкова. М.: Наука, 2011. 462 с.

64. Савоску С. С. Локальная идентичность современных россиян (опыт изучения на примере Переславля-Залесского) // ЭО. 2005. №2. С. 58-73.

65. Санина А. Г. Формирование российской идентичности: гражданско-государ-ственный подход // Социологические исследования. 2012. № 12. С. 57-65.

66. Санина А. Г., Павлов А. В. Государственная идентичность: содержание понятия и постановка проблемы // Управленческое консультирование. 2015. №9. С. 30-40.

67. Семенова Ю. А. Формирование гражданской идентичности в условиях современного российского общества // Вестник Челябинского гос. ун-та. 2010. № 1. С. 104-108.

68. Смит Э. Национализм и модернизм. Критический обзор современных теорий наций и национализма. М.: Праксис, 2004. 466 с.

69. Тимофеев И. Н. Политическая идентичность России в постсоветский период: альтернативы и тенденции. М.: МГИМО-Университет, 2008. 176 с.

70. Тишков В. А. Этнический фактор и новейшая история государственной этнопо-литики в России // Вестник российской нации. Спецвыпуск 2008-2016 (№51). С. 57-74.

71. Тишков В. А. Про разные истории (размышления по поводу статьи Сергея Нарышкина) // Вестник российской нации. Спецвыпуск 2008-2016 (№51). С. 88-102.

72. Тишков В. А. Единство в многообразии: публикации из журнала «Этнопанорама» 1999-2011 гг. 2-е изд., перераб. и доп. Оренбург : Изд. центр ОГАУ, 2011. 232 с.

73. Федан М. А. Гражданская и национальная идентичность: общее особенное // Философия права. 2013. №4 (59). С. 113-117.

74. Хренов Н. А. Российская цивилизация на рубеже ХХ-ХХ1 вв.: Цивилизационная идентичность как проблема // Россия как цивилизация: устойчивое и изменчивое / отв. ред. И. Г. Яковенко. М.: Наука, 2007. С. 391-407.

75. Черникова В. В. Формирование региональной идентичности в современной России (на примере Воронежской области) // Вестник Воронежского гос. ун-та. Серия: История. Политология. Социология. 2013. №2. С. 81-87.

76. Шорохова В. А. Религиозная идентичность в зарубежных психологических исследованиях: теоретические модели и способы изучения // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5, №4. С. 44-61.

77. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

78. Этнический мониторинг переписи населения / под ред. В. В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2011.552 с.

79. Этничность и религия в современных конфликтах / отв. ред. В. А. Тишков, В. А. Шнирельман. М.: Наука, 2012. 651 с.

Интернет-ресурсы

1. Институт социологии РАН — http://www.isras.ru/

2. Институт социально-политических исследований — http://www.ispr.ras.ru/

3. Личный сайт В. А. Тишкова — http://valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/obrazy_ го88пЫапе-1-поше-1Ы:т1

4. Экспертная сеть по исследованию идентичности — http://identityworld.ru/load/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Темы докладов

1. История формирования понятия «идентичность».

2. Психологический подход изучения понятия «идентичность».

3. Социологический подход к изучению идентичности.

4. Взгляд антропологов на проблему идентичности.

5. Поиски идентичности как фактор модернизации общества.

6. Понимание нации как фактора, мобилизующего на политические действия.

7. Соотношение национальной, этнической и религиозной идентичности.

8. Формирование этнонации и ее роль в политическом пространстве.

9. Формирование гражданской идентичности в молодежной среде.

10. Роль СМИ в формировании национальной идентичности.

11. Влияние государства на формирование идентичности.

12. Стратегии региональной идентичности в современной России.

13. Религиозный фактор в формировании идентичности современной России.

14. История формирования гражданской нации в России.

15. Роль языка в сохранении национальной идентичности.

16. Деятельность Федерального агентства по делам национальностей РФ.

17. Нормативно-правовые акты, направленные на защиту национального языка.

18. Теоретическое осмысление понятия «национализм» через призму идентичности.

19. Роль национализма в системе нациостроительства.

20. Межнациональные конфликты: причины, участники, пути решения.

21. Межэтнические конфликты от древности до наших дней.

22. Религиозные организации и их роль в формировании религиозной идентичности.

23. Формирование локальной идентичности в постсоветский период.

24. Региональная идентичность. Формирование имиджа региона.

25. Государственная идентичность как имидж государства на международной политической арене.

26. Роль политика в формировании политической идентификации.

27. Формирование гражданской идентичности.

28. Проблемы этнических диаспор в России (на примере конкретной диаспоры). Вопросы к экзамену

1. История изучения и теоретическое осмысление понятия «идентичность».

2. Представления об идентичности в психологии, социологии и антропологии.

3. Теоретические позиции в трактовке идентичности.

4. Характеристика видов идентичности.

5. Подходы к определению критериев идентичности.

6. Уровни формирования и функции идентичности.

7. История формирования этнографической науки. Основные понятия этнографии.

8. Теории этноса (Л. Н. Гумилев, В. С. Малахов, Ю. В. Бромлей).

9. Исследования «этничности» Н. Глезера и Д. Мойнихена.

10. Концепция этнической границы Ф. Барта.

11. Культурная теория этнической идентичности Дж. Де Воса.

12. Концепции национализма В. В. Коротеевой.

13. Теории этнической идентичности.

14. Характеристика подходов изучения этнической идентичности.

15. Социально-психологическая теория родного языка.

16. Роль языка в жизни народа (A.A. Потебня).

17. Проблема родного языка и языковая политика в России и мире.

18. Изучение понятия «нация» в историческом контексте.

19. Цивилизационная идентичность (H.A. Хренов, И.Н. Ионов).

20. Теоретико-методологические подходы к исследованию нации и национализма.

21. Национализм как механизм нациостроительства.

22. Факторы, влияющие на формирование национальной идентичности.

23. Концепция государственной национальной политики РФ.

24. Формирование национальной идентичности в России.

25. Теоретические подходы и концепции изучения религиозной идентичности.

26. Типы и виды религиозной идентичности.

27. Особенности формирования религиозной идентичности в современном обществе.

28. Факторы развития региональной идентичности.

29. Методологические подходы интерпретации понятия «региональная идентичность».

30. Характеристика локальной идентичности как вид территориальной идентичности.

31. Концепции идентичности государства.

32. Модели и категории национально-государственной идентичности.

33. Роль «государственной идентичности» в международных отношениях.

34. Понятие «политическая идентичность».

35. Виды и типы политической идентичности.

36. Гражданская идентичность как разновидность социальной идентичности.

37. Источники и факторы становления гражданской идентичности.

38. Понятие позитивной гражданской идентичности.

39. «Позитивная» и «негативная» направленность российской идентичности.

40. Понятие «кризис идентичности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.