5. Антимонов, Б.С., Герзон, С.Л. Адвокат в советском гражданском процессе/Б.С. Антимонов - М., 1954. - С. 3.
6. Цыпкин, А.Л. Право на защиту в советском уголовном процессе/А.Л. Цыпкин - Саратов, 1959. - С. 244; Перлов, И.Д. Судебное следствие в советском уголовном процессе. - М., 1956. - С. 126; и др.
7. Фаткуллин, Ф.Н. Обвинение и защита по уголовным де-лам/Ф.Н. Фаткуллин, 3.3. Зинатуллин, Я.С. Аврах. - Казань, 1976. - С. 123.
8. Ученые записки ВЮЗИ. - 1964. - Вып. XIV. - С. 128.
9. Строгович, М.С. Курс советского уголовного процес-са/М.С. Строгович - М., 1968. - Т. 1. - С. 245-250; Адвокатура в СССР. - М., 1971. - С. 69.
10. Строгович, М.С. Указ. соч. - С. 69.
11. Стремовский, В.А. Участники предварительного след-ствия/В.А. Стремовский - Ростов-на-Дону, 1966. - С. 168.
12. Даев, В.Г. Процессуальные функции и принцип состязательности в уголовном судопроизводстве/В.Г. Даев // Правоведение. - 1974. - № 1. - С. 72; Чеканов, В.Я. Уголовное судопроизводство как целостная система/В.Я. Чеканов // Вопросы уголовного процесса. - Саратов, 1979. - Вып. 2. - С. 34.
13. Кокорев, Л.Д., Котов, Д.П. Этика уголовного процесса/ Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. - Воронеж, 1993. - С. 166-167.
14. Ривлин, А.Л. Организация адвокатуры в СССР/ А.Л. Ривлин. - Киев, 1974. - С. 44.
15. Кожевников, A.B. Адвокат - представитель потерпевшего, гражданского истца, ответчика в советском уголовном процессе: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / A.B. Кожевников. - Свердловск, 1974. - С. 10.
16. Фаткуллин, Ф.Н., Зинатуллин, 3.3., Аврах, ß.C. Обвинение и защита по уголовным делам. - С. 124.
17. Некрасова, М.П. Участие адвоката-защитника в доказывании по уголовному /М.П. Некрасова// Осуществление правосудия по уголовным делам. - Калининград, 1987. - С. 49.
18. Кудрявцев, В.Л. Реализация конституционно-правового института квалифицированной юридической помощи в деятельности адвоката (защитника) в Российском уголовном судопроизводстве: теоретические основы и проблемы обеспечения: Автореф. дисс. ... докт. юрид. наук/В.Л. Кудрявцев. - М., 2008. - С. 15.
19. Кокорев, Л.Д., Котов, Д.П. Этика уголовного процес-са./Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. - Воронеж, 1993. - С. 167.
20. Бойков, А. Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам/ А.Д. Бойков. - М., 1978. - С. 69.
21. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2006. - С. 196.
22. Алексеев, Н.С. Очерк развития науки советского уголовного процесса/Н.С. Алексеев, В.Г. Даев, Л.Д. Кокорев. - Воронеж, 1980. - С. 135.
С.Р. ГОСТЕВА, кандидат исторических наук, доцент (г. Воронеж)
ПРЕСТУПНОСТЬ, НАРКОТИЗАЦИЯ И КОРРУПЦИЯ - УГРОЗА
СТАБИЛЬНОСТИ РОССИИ
Статья рекомендована к печати доктором юридических наук В.И. Илюхиным, доктором юридических наук, профессором В.Г. Розенфельдом.
Аннотация. В статье рассмотрено состояние преступности, наркотизации и коррупции в России.
Ключевые слова: организованная преступность, коррупция, противодействие коррупции.
S.R. GOSTEVA, Candidate of Historical Sciense,assistant Professor (Voronezh)
THE CRIMINALITY, NARCODEPENDENCE, CORRUPTION ARE CREATE A
THREAT OF RUSSIA
Abstract. The state of criminality, narcodependence, corruption are examined in the article. Key words: organized criminality is counteraction to corruption.
Серьезную угрозу для современной геополитической ситуации России представляют негативные тенденции развития криминальной обстановки, рост преступности, череда террористических актов, коррупция, наркотизация и т.д. Несомненно, это связано со сменой социально-
экономического, политического строя России. При этом, как мы считаем, по многим отрицательным показателям России предстоит пройти еще немалый путь, чтобы они соответствовали предпосылкам, которые заложены (закладываются) проводимыми в России реформами.
Состояние преступности, наркотизации и коррупции в России, противодействие им анализируются в многочисленных статьях, монографиях, диссертациях юристов, политологов, социологов, историков, публикациях в средствах массовой информации (А.Э. Бинецкий, С.И. Гирь-ко, О.В. Дамаскин,М.Г.Делягин,А.И.Долгова, Ю.В. Голик, В.И. Жуков, В.И. Илюхин, В.И. Карасев, В.М. Корякин, А.И. Кирпичников, И.Н. Клюковская, А.В. Куракин, С.В. Максимов, И.М. Мацкевич, С.М. Проява, С.В. Скобликов, А.В. Мизерин, А.Я. Сухарев, В.Е. Эминов и др.)
Преступность в России носит системный характер, пронизывает немалую часть общества, внедрилась во многие сферы жизнедеятельности, вызывает озабоченность формирование разветвленных организованных преступных групп.
Характеризуя основные черты современной российской преступности, выделяют такие, как организованность, интернационализация, жестокость, активное вовлечение в ее сферу значительного числа правопослушных граждан, чему активно содействует коррупция.
Организованная преступность - повседневное явление жизни вызывает серьезные опасения в обществе. Правоохранительные органы неоднократно выявляли факты попыток организованных преступных сообществ вторгнуться в политику и сферу государственного управления, лоббировать свои интересы во властных структурах всех уровней путем подкупа представителей власти и должностных лиц, влиять на ход выборов в представительные органы, провоцировать межнациональные конфликты и политические скандалы, физическое устранение и запугивание неугодных лиц и т.д. Наращивается влияние организованных преступных группировок, которые контролируют сферу наркобизнеса, что создает реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Для российской преступности характерной чертой стала интернационализация. Российская организованная преступность обосновалась в 44 странах мира, где российские преступные группировки заключают с местными мафиозными структурами соглашения о совместных крими-
нальных действиях в сфере продажи нефти, мебельном и туристическом бизнесе, отмывании преступных доходов, создают и используют каналы нелегальной миграции, а также поставки в Европу женщин для занятий проституцией, занимаются наркобизнесом, воровством и перепродажей автомобилей, контрабандой оружия, антиквариата, табачной, винно-водочной продукции, легализуя огромные преступные капиталы.
Следует отметить, что зарубежная организованная преступность проявляет растущую заинтересованность в установлении связей с российской организованной преступностью.
В современной преступности растет жестокость. Постоянно расширяется террористическая деятельность, от которой в последние годы погибло много людей.
В сферу противоправной деятельности вовлечено значительное число правопослушных граждан.
Существенными факторами расширения базы преступности являются бедность и безработица.
Оперативная обстановка на территории России на протяжении многих лет остается сложной. Обратимся к статистическим данным.
О размахе криминальной ситуации в России убедительно свидетельствуют данные официальной статистики [1].
В России было зарегистрировано преступлений (тысяч) по годам: 1990 - 1839,5; 1991 -2168,0; 1992 - 2760,7; 1993 - 2799,6; 1994 -2632,7; 1995 - 2755,7; 1996 - 2625,1; 1997 -2397,3; 1998 - 2581,9; 1999 - 3001,7; 2000 -2952,4; 2001 - 2968,3; 2002 - 2526,3; 2003 -2756,4; 2004 - 2893,8; 2005 - 3554,7; 2006 -3855,4; 2007 - 3582,5.
Выявлено лиц (тысяч), совершивших преступления: в 1990 г. - 897,3; 1991 - 956,3; 1992 -1149,0; 1993 - 1262,7; 1994 - 1446,1; 1995 -1595,5; 1996 - 1618,4; 1997 - 1372,2; 1998 -1481,5; 1999 - 1716,7; 2000 - 1741,4; 2001 -1644,2; 2002 - 1257,7; 2003 - 1236,7; 2004 -1222,5; 2005 - 1297,1; 2006 - 1360,9; 2007 -1317,6.
Из года в год число преступлений (тысяч), связанных с незаконным оборотом наркотиков, остается высоким: 1990 - 16,3; 1991 - 19,3;
1992 - 29,8; 1993 - 53,2; 1994 - 74,8; 1995 - 79,9; 1996 - 96,8; 1997 - 184,8; 1998 - 190,1; 1999 -216,4; 2000 - 243,6; 2001 - 241,6; 2002 - 189,6; 2003 - 181,7; 2004 - 150,1; 2005 - 175,2; 2006 -212,0; 2007 - 231,2.
Таблица 1.
Число зарегистрированных преступлений (тысяч) [2]
1990 1991 1992 1993 1994
Всего зарегистрировано 1839,5 2173,1 2760,7 2799,6 2632,7
преступлении
в том числе: 15,6 16,2 23,0 29,2 32,3
умышленное убийство и покушение на убийство
умышленное тяжкое и 61,2 60,7 74,9 90,1 92,9
менее тяжкое телесное
повреждение
изнасилование и 15,0 14,1 13,7 14,4 14,0
покушение на
изнасилование
грабеж 83,3 102,1 164,9 184,4 148,5
разбой 16,5 18,5 30,4 40,2 37,9
кража 913,1 1242,7 1650,9 1579,6 1314,8
обман потребителей 19,8 18,9 23,1 19,8 24,0
преступления, связанные с 16,3 19,3 29,8 53,2 74,8
наркотиками
хулиганство 107,4 106,9 120,9 158,4 190,6
нарушение правил безопасности движения и 96,3 95,6 90,1 51,7 51,2
эксплуатации транспорта
лицами, управляющими
транспортными средствами
из них, повлекшие смерть 15,9 17,1 17,5 17,0 15,8
потерпевших
В 1992 году каждое седьмое зарегистрированное преступление - тяжкое, каждое второе оставалось нераскрытым. Более половины всех преступлений составили имущественные. В 1992 году было зарегистрировано 1651 тысяча краж государственного, общественного и личного имущества, 23,3 тыс. случаев мошенничества. Выявлено 7,1 тыс. случаев вымогательства, 3,3 тыс. взяточничества, 762 случая получения незаконного вознаграждения с граждан в сфере обслуживания, 7,7 тыс. нарушений правил торговли. Зарегистрировано 1138 хищений огнестрельного оружия и боеприпасов. На долю преступлений, совершенных с применением огнестрельного и холодного оружия, орудий взлома и других приспособлений пришлось 4%. Число групповых преступлений возросло по сравнению с 1991 годом на 30% и составило 278 тыс. (23% общего числа раскрытых преступлений) [3].
• В 1995 году выявлено 304 случая бандитизма, 60 заказных убийств, 639 случаев похищения людей. В сфере экономики зарегистрировано 212 тыс. преступлений, 22 тыс. - в крупных и особо крупных размерах [4].
• В 1996 году выявлено 316 случаев бандитизма, 70 заказных убийств, 766 случаев похищения людей. В сфере экономики выявлено 239
тыс. преступлений, 30 тыс. - в крупных и особо крупных размерах [5].
• В 1997 году выявлено 374 случая бандитизма, 132 заказных убийства, 1140 случаев похищения людей. В сфере экономики выявлено 219 тыс. преступлений, 32 тыс. - в крупных и особо крупных размерах [6].
• В 1998 году выявлено 513 случаев бандитизма, 152 убийства по найму, 1415 случаев похищения людей. В сфере экономики выявлено 252 тыс. преступлений, 32 тыс. - в крупных и особо крупных размерах [7].
• В 1999 году выявлено 523 факта бандитизма, 155 убийств по найму, 1554 факта похищения людей. В сфере экономики выявлено 256,2 тыс. преступлений, 43,3 тыс. - в крупных и особо крупных размерах [8].
• В 2000 году выявлено 513 фактов бандитизма, 146 убийств по найму, 1291 факт похищения людей. В сфере экономики выявлено 321, 9 тыс. преступлений, из них 59,7 тыс. - в крупных и особо крупных размерах [9].
• В 2001 году учтено 465 фактов бандитизма, 327 фактов терроризма, 101 убийство по найму, 1417 фактов похищения людей. В сфере экономики выявлено 325,9 тыс. преступлений, из них 56,4 тыс. совершены в крупном и особо крупном размере [10].
• В 2002 году выявлено 404 факта бандитизма, 360 фактов терроризма, 54 убийства по найму, 1,5 тыс. фактов похищения людей. В сфере экономики выявлено 289,6 тыс. преступлений, из них 42,7 тыс. совершены в крупном и особо крупном размере [11].
• В 2003 году выявлено 454 факта бандитизма, 561 факт терроризма, 67 убийств по найму, 1,4 тыс. фактов похищения людей. В сфере экономики выявлено 267,9 тыс. преступлений, из
них 30,2 тыс. совершены в крупном и особо крупном размере [12].
• В 2004 году зафиксировано 522 факта бандитизма, 265 фактов терроризма, 53 убийства по найму, 1,1 тыс. фактов похищения людей. В сфере экономики выявлено 246,0 тыс. преступлений, из них 32,6 тыс. - совершены в крупном и особо крупном размере [13].
• В 2005 году выявлено 473 факта бандитизма, 36 убийств по найму, 1,1 тыс. фактов похищения человека. В сфере экономики было выявлено 287,9 тыс. преступлений, из них 42,0 тыс. совершены в крупном и особо крупном размере [14].
В 2007 году под общей редакцией А.Я. Сухарева и С.И. Гирько вышла в свет книга "Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации: Криминологический и уголовно-правовой справочник" (М.: Издательство "Экзамен", 2007. - 383 с.). Авторами данной книги дан глубокий анализ зарегистрированных преступлений в России в 2005 году.
Авторы отмечают, что на протяжении 2005 года в Российской Федерации было зарегистрировано 3554735 преступлений, что на 660928 (или 22,8%) больше, чем в 2004 году.
Увеличение количества зарегистрированных преступлений было отмечено во всех субъектах Российской Федерации за исключением четырех, в которых в 2005 году снизилось число зарегистрированных преступлений: Калининградской области (-6,5%), Еврейской автономной области (-5,3%), Таймырского автономного округа (-1,7%) и Республики Карелия (-0,5%).
Среди зарегистрированных преступлений количество тех, по которым следствие обязательно, увеличилось на 18,2% (с 1165652 до 1377840 преступлений), а по которым следствие не обязательно, возросло на 26,0% (с 1728158 до 2176898 преступлений). Больше всего возросло число преступлений небольшой тяжести - на 28,8% (с 841883 преступлений в 2004 г. до 1084029 в 2005 г.). На 25,0% увеличилось количество преступлений средней тяжести (с 1115120 до 1393721), в то время как число особо тяжелых преступлений возросло на 6,3% (с 111556 до 118529).
На протяжении 12 месяцев 2005 года ежемесячное количество регистрируемых на территории Российской Федерации тяжких и особо
тяжких преступлений колебалось от 79,4 тыс. до 98,5 тыс., что в среднем составляло 89,7 тыс. преступлений в месяц, то есть на 13,0% больше аналогичного показателя предыдущего года. Ежедневно в стране совершалось в среднем 2950 тяжких и особо тяжких преступлений.
Характеризуя годовую динамику преступлений следует отметить, что рост количества зарегистрированных преступлений был обусловлен, в первую очередь, ростом краж (на 23,2% в сравнении с 2004 г.), грабежей (на 37,0%) и разбоев (на 14,8%), на долю которых при общем приросте на 660928 фактов пришлось 60,1% или 397346 преступлений.
В 2005 году не наблюдалось позитивных изменений и в динамике преступлений против личности. Количество угроз убийством или причинением тяжелого вреда здоровью в сравнении с 2004 годом увеличилось на 23,8% и составило 103322 преступления; число фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью возросло на 0,9% и достигло 57863, количество эпизодов изнасилований и покушений на изнасилование увеличилось на 4,9%, составив 9222. Незначительное уменьшение (на 2,2%) было отмечено только числа убийств и покушений на убийство, из которых подавляющая часть (60,0%) носила бытовой характер.
Результаты научных исследований свидетельствуют, что жертвами преступлений становятся 20-25% лиц, объявленных в розыск как без вести пропавшие. В 2005 году разыскивалось 74943 человека без вести пропавших (в 2004 г. -77680). Можно предположить, что около 20 тыс. из них могли стать жертвами преступлений.
Число неопознанных трупов граждан уменьшилось на 3,7% (в 2005 г. 44835 против 46574 за 2004 г.), при этом число возбужденных уголовных дел по факту установления насильственных действий, повлекших смерть потерпевшего, по неопознанным трупам увеличилось на 9,0% (5175 дел в 2005 г. против 4749 в 2004 г.). На конец 2005 года осталось на учете 71846 неопознанных трупов (против 64690 на начало 2005 г. + 11,1%). На 2,3% уменьшилось число фактов установления личности по неопознанным трупам (36411 против 37281). Количество без вести пропавших граждан, судьба которых осталась не установленной, в 2005 году возросло на 5,3% (48136 лиц против 45713).
В 2005 году на 0,9% увеличилось количество преступлений, связанных с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью (57863 факта против 57352). В то же время несколько уменьшилось число регистрируемых фактов причинения умышленного тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Из этого следует вывод о том, что криминальные угрозы жизни россиян в целом остаются на высоком уровне.
В 2005 году около 40% умышленных причинений тяжкого вреда здоровью были совершены на бытовой почве и, как правило, ближайшими родственниками потерпевших, что свидетельствует, в первую очередь, о слабой эффективности профилактики преступности на почве алкоголизма и в сфере семейно-бытовых отношений. Основными мотивами совершения этих преступлений являлись ревность, ссора, другие бытовые причины (50,7%) и хулиганские побуждения (9,6%). Большая часть тяжких преступлений против личности совершается в жилом секторе.
Четвертая часть изнасилований совершена в группе, более 60% - в состоянии алкогольного опьянения, 45% - лицами, ранее совершавшими преступления, однако далеко не в каждом случае жертвы изнасилований обращаются в правоохранительные органы.
Как и в предыдущие годы, в 2005 году почти половину всей преступности в стране составили корыстные и корыстно-насильственные преступления. В этот год в России зарегистрированы: кражи - 1572996 (+23,2%), мошенничества - 179553 (42,4%), грабежи - 344440 (+37,0%), разбои - 63671 (14,8%), вымогательство - 14692 (+16,8%).
Значительную часть современной преступности составляют деяния, которые непосредственно несут в себе угрозу общественной безопасности и общественному порядку. Среди них в первую очередь следует назвать преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройство. В 2005 году зарегистрировано 29908 таких преступлений, что на 5,1% выше уровня 2004 года. В их числе 23229 фактов незаконного приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+2,7%). Выявлено 2503 факта хищения
и вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (+4,6%), 21576 преступлений с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (-4,9%).
В 2005 году было зарегистрировано 203 акта терроризма, или на 23,4% меньше аналогичного показателя 2004 года. Большинство террористических актов было совершено на территории Северного Кавказа. Показатель раскрываемости данных видов преступлений крайне низок. В 2005 году было раскрыто лишь 142 террористических акта (около 64,8%).
Многие структуры организованной преступности имеют определенную связь с криминальным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. Современный наркобизнес представляет собой сформировавшуюся систему криминальной деятельности, включающую незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку, сбыт наркотических средств, их хищение, склонение к употреблению наркотических средств, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, а также организацию и содержание притонов для их потребления.
Количество выявленных в России преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, по итогам 2005 года оказалось на 16,8% выше аналогичного показателя предшествующего года и составило 175241. На 35,4% также увеличилось число выявленных тяжких и особо тяжких наркопреступлений (зарегистрировано 134988 указанных преступных деяний).
В 2005 году было зарегистрировано 110310 преступлений, связанных со сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов. По сравнению с 2004 годом прирост показателя составил 31,1% и составляет 63,0% от всех зарегистрированных преступлений, предусмотренных статьями 228 - 233 УК РФ.
В 2005 году к уголовной ответственности за совершение преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, было привлечено 70373 лица, что больше показателя предшествующего года на 2,2%. Из них за сбыт наркотических средств или психотропных веществ - 26949 лиц, что составляет 38,3% от всего массива.
Расчет этого показателя на число совершенных групповых преступлений (12802) показывает, что средняя численность выявляемых соучастников в среднем составляет 2,1 на группу, включая преступные сообщества.
Серьезной проблемой является низкая раскрываемость рассматриваемых преступлений. В 2005 году из общего числа преступлений, уголовные дела о которых были окончены расследованием либо разрешены (117991), в отношении 44598 преступлений (38,0%) производство было приостановлено в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого. По сравнению с 2004 годом число дел, приостановленных по указанному основанию, увеличилось на 25,1%.
В незаконном обороте наркотиков преобладают наркотики растительного происхождения. Так 67,2% приходится на изъятие марихуаны (21893564 г. в абсолютном выражении), 10,9%
- на изъятие маковой соломы (3547542 г.), 5,8%
- на гашиш (1885882 г.), 4,8% - на героин (1563688 г.), 1,5% - на опий (508526 г.). На остальные виды наркотических средств и психотропных веществ, изъятых в 2005 году из незаконного оборота, приходится от десятых до тысячных долей процента.
В 2005 году на медицинском учете по поводу наличия синдрома зависимости от наркотических средств в России состояло около 500 тыс. лиц.
Россия является страной, в которой происходит наркотизация населения. Если 1% населения регулярно употребляет наркотики, то это означает эпидемию наркомании в стране. Россия перешагнула этот рубеж: число потребителей наркотиков достигло 6 млн. человек.
Россия вступила в борьбу с наркоманией в условиях, когда, образно говоря, нужно было уже выбивать врага с захваченной территории. Российскому обществу, правоохранительной системе противостоит не менее чем двухсоттысячная армия наркодельцов. Это те, кто закупает, перевозит, распространяет, налаживает каналы, выручает, прикрывает и отмывает наркодоходы. Наркобизнес - это не только вид организованной преступности и криминальной экономики, но еще и своеобразная субкультура, которая создает условия для употребления наркотиков и оправдывают это явление.
Самый большой объем наркотрафика в России связан с Афганистаном, где в 2005 году про-
изведено более 4100 т опия сырца. Наркотические потоки в Россию поступают также из подпольных лабораторий Голландии и Польши.
В России идет рост "уличной преступности", "дорожной преступности", преступности экономической направленности.
В 2005 году в общественных местах было зарегистрировано 564141 преступление, что на 53,0% выше, чем в 2004 году. Количество преступлений, совершенных на улицах и площадях, в парках и скверах, составило 355288, то есть свыше 62,9% от общего объема преступных деяний, зарегистрированных в общественных местах. При этом увеличение количества разбоев составило 31,4% (18694 преступления), грабежей - 48,3% (136059), краж - 38,8% (87352). Количество тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах выросло на 38,2% и составило 140153. На дорогах и трассах вне населенных пунктов зарегистрировано 15598 преступлений (+19,7%).
В 2005 году было выявлено 437719 преступлений в области экономики, что на 8,8% больше, чем в 2004 году. Их удельный вес в общем количестве зарегистрированных составил 13,7%, то есть почти каждое седьмое преступление было совершено в сфере экономики. Более трети (151912) в числе выявленных преступлений экономической направленности составили тяжкие и особо тяжкие преступления, их количество возросло на 17,3%, а доля преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере, составила 11,5% (50278).
Наиболее значимое место в структуре выявленных экономических преступлений занимают:
- преступления против собственности -выявлено 113881 факт (+3,6%);
- преступления в сфере экономической деятельности - выявлено 73251 (+55,5%), в том числе контрабанда - 2288 преступлений (+10,1%).
- преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях - выявлено 5697 (+9,0%);
- преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления -выявлено 34498 (+12,7).
Возрастает опасность такого явления, как взяточничество. В 2005 году было выявлено 9821 взятка, что на 10,0% превышает показатель
2004 года. Взяточничество осуществляется через приобретение или аренду помещений и квартир, дачных участков, перевод денежных средств с банковского счета в наличные, приватизацию предприятий, торговых организаций. В пользу берущих взятки открываются счета в зарубежных банках, приобретаются на их имя или имя близких недвижимость как в России, так и за рубежом, организуются престижные выезды в качестве "специалистов", "консультантов" с выдачей крупных сумм в валюте.
В 2005 году размер средней взятки бизнесменов российским чиновникам составил 135 тыс. долл. За четыре года он вырос более чем в 13 раз. В сфере "бытовой коррупции" средний размер взятки составил более 2700 рублей. Лидер "коррупционного" рынка - высшее образование (коррупция в вузах с 2001 г. по 2005 г. выросла с 450 до 580 млн. долл.). Далее идут взятки, связанные с призывом в армию; здесь рынок увеличился с 13 до 350 млн. долл. Следом сфера здравоохранения, но она единственная, где объем взяток за четыре года сократился с 600 до 400 млн. долл. [15].
• В 2006 году выявлено 432 факта бандитизма, 44 убийства по найму, 1,0 тыс. фактов похищения человека. В сфере экономики выявлено 315,8 тыс. преступлений, из них 49,9 тыс. совершены в крупном и особо крупном размере [16].
• В 2007 году зарегистрировано 348 фактов бандитизма, 32 убийства по найму, 837 фактов похищения человека. В сфере экономики зарегистрировано 305,9 тыс. преступлений, из них 53,8 тыс. совершены в крупном и особо крупном размере [17].
• В 2008 году зарегистрировано: 262 факта бандитизма, 698 фактов похищения человека, а также 11,9 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего (12,6 тыс.), и 13,6 тыс. фактов нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть человека, двух или более лиц (15,5 тыс.).
Число зарегистрированных преступлений в расчете на 100 тыс. человек населения в 2008 году составило 2260 против 2519 в 2007 году (снижение на 10,3%). Максимальное значение этого показателя зафиксировано в Хабаровском (3938), Пермском (3592) краях, Республике Буря-
тия и Иркутской области (по 3495), Приморском крае (3285).
В декабре 2008 года зарегистрировано 275,3 тыс. преступлений, в том числе 75,3 тыс. тяжких и особо тяжких, что соответственно на 3,5% и 1,9% ниже уровня декабря 2007 года. По сравнению с ноябрем 2008 года эти показатели увеличились соответственно на 13,7% и 13,9%.
Число зарегистрированных в декабре 2008 года разбоев уменьшилось по сравнению с декабрем 2007 года на 7,0%, грабежей - на 6,8%, краж - на 13,1%, хулиганств - на 30,0%. Число убийств и покушений на убийство осталось на уровне декабря 2007 года. Увеличилось число фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью на 3,1%, изнасилований и покушений на изнасилование - на 5,3%, фактов присвоения или растраты - на 16,8%, преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков -на 12,0%, фактов хищения либо вымогательства оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств - на 10,6%, выявленных фактов взяточничества - на 5,0%.
Из общего числа преступлений, зарегистрированных в 2008 году, 851,4 тыс. отнесено к тяжким и особо тяжким, что на 11,4% меньше, чем в 2007 году. На долю подобных преступлений в общем числе зарегистрированных преступлений приходилось 26,5%. Среди раскрытых преступлений удельный вес тяжких и особо тяжких составил также 26,5%. Их раскрываемость повысилась до 54,7% против 51,4% в 2007 году.
В 2008 году было зарегистрировано 312,1 тыс. преступлений, причинивших крупный ущерб или совершенных в крупных и особо крупных размерах, что на 4,6% больше, чем в 2007 году. Их раскрываемость составила 59,2% против 58,1 % в 2007 году.
При сравнительно небольшом увеличении числа зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, выявленных правоохранительными органами в 2008 году по сравнению с 2007 годом (на 0,6%), значительно увеличилось число таких преступлений, совершенных в крупных и особо крупных размерах.
Среди преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 91,8% составляли факты незаконного производства, сбыта, пересылки, приобретения, хранения, перевозки, изготовления, переработки, а также нарушения
правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
В 2008 году из числа зарегистрированные преступлений, уголовные дела о которыгх окончены расследованием, 12,8 тыс. преступлений совершены в состоянии наркотического опьянения, что на 9,6% больше, чем в 2007 году. Число преступлений, совершенный в состоянии алкогольного опьянения, снизилось на 11,6% и составило 231,8 тысячи.
В 2008 году было зарегистрировано 31,9 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, что на 5,7% больше, чем в 2007 году. Зарегистрировано 1,6 тыс. случаев хищения либо вымогательства огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (снижение на 11,8%). Раскрываемость этих преступлений составила 55,5% против 56,1% в 2007 году. С применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств было совершено 10,0 тыс. преступлений, из них 4,4 тыс. преступлений совершено с использованием огнестрельного и газового оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Раскрываемость последних составила 67,0% против 65,1% в 2007 году.
В 2008 году в общественных местах зарегистрировано 640,4 тыс. преступлений. На улицах, площадях, в парках и скверах совершено 385,9 тыс. преступлений, из них 124,4 тыс. отнесено к тяжким и особо тяжким. Из числа преступлений, совершенных на улицах, площадях, в парках и скверах, зарегистрировано: 1,4 тыс. убийств и покушений на убийство, 6,4 тыс. фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, 644 случая изнасилований и покушений на изнасилование, 11,9 тыс. разбойный нападений, 108,0 тыс. грабежей, 116,9 тыс. краж, в том числе 18,3 тыс. краж транспортный средств, 5,1 тыс. хулиганств, 23,8 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. На улицах, площадях, в парках и скверах совершено 44,3% всех зарегистрированных грабежей, 37,8% - хулиганств, 34,6% - краж транспортный средств, 33,7% - разбойных нападений.
Число зарегистрированных в 2008 году экологических преступлений составило 44,9 тыс. (на 8,8% больше, чем в 2007г.).
Число выявленных лиц, совершивших преступления, в 2008 году снизилось на 4,7% по сравнению с 2007 годом.
Таблица 2
Число лиц, совершивших преступления
В 2008 году число лиц, совершивших преступления в составе организованной группы либо преступного сообщества (преступной организации), составило 10,6 тыс. человек, что на 8,2% меньше, чем в 2007 году. Число несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, составило 10,8 тыс. человек (уменьшение на 22,4%).
По оперативной информации Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в федеральные суды общей юрисдикции и мировым судьям в 2008 году поступило 1123,4 тыс. уголовных дел. С учетом остатка нерассмотренных дел на начало года, судебным производством окончено 1164,5 тыс. уголовный дел. К различным видам наказания осуждено 943,0 тыс. человек, оправдано 10,0 тыс. человек. Судами общей юрисдикции и мировыми судьями окончено производством 10,7 млн. гражданских дел, из них с вынесением решения рассмотрено 9,6 млн. гражданских дел. Кроме того, рассмотрено 5,4 млн. дел об административных правонарушениях по числу лиц, 4,4 млн. человек были подвергнуты наказаниям по делам об административныгх правонарушениях [18].
Рост коррупции вызывает озабоченность, что четко "уловил" Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, который выступил инициатором принятия пакета антикоррупционных
2008 г., тысяч В % к 2007 г. Справочно 2007 г. в % к 2006 г.
Выявлено лиц, совершивших преступления 1256,2 95,3 96,8
из них: женщины 200,8 100,0 98,0
несовершеннолетние 107,9 81,8 88,8
не имеющие постоянного источника дохода 763,7 97,2 96,8
из них безработные 67,3 90,5 88,3
ранее совершавшие преступления 377,4 98,4 97,7
из них ранее судимые 299,5 97,8 96,9
федеральных законов. Утвержден Национальный план противодействия коррупции, ратифицированы важнейшие международные правовые акты, принят Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», внесены изменения в действующее законодательство, изданы указы Президента Российской Федерации, серьезно повышающие требования к государственным и муниципальным служащим. Определено, что правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
Принципиально важно то, что в статье 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" четко сформулированы основные понятия, связанные с коррупцией и противодействием ей:
"1) коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или третьих лиц либо незаконное представление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъек-
тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений."
Основными принципами противодействия коррупции законодатель определил:
- признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;
- законность;
- публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;
- приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;
- сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Создание современной правовой базы противодействия коррупции явилось основой для начала широкомасштабной деятельности государственных органов, органов прокуратуры и МВД России по борьбе с коррупцией. Об этом свидетельствуют средства массовой информации, а также данные Министра внутренних дел России и Генерального прокурора России, которые они привели на "правительственном часе" в Государственной Думе 7 октября 2009 года [19].
Министр внутренних дел Р.Г. Нургалиев, подчеркивая понимание того, что в борьбе с коррупцией мы находимся только в начале пути, посчитал возможным "говорить о некоторых положительных тенденциях. Так, за прошедший год число выявленных правоохранительными органами преступных посягательств против государственной власти, интересов государственной
агат 127
службы и службы в органах местного самоуправления возросло на 11,4 процента, в том числе фактов взяточничества - на 7,7 процента. Только в январе-сентябре этого года зарегистрировано почти тридцать восемь тысяч должностных преступлений, что на 11,3 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число раскрытых фактов получения взятки увеличилось на 11,6 процента, почти на 17 процентов возросло количество дел, направленных в суд. При этом было выявлено одна тысяча девятьсот семьдесят пять лиц, получивших взятки".
Выступая на заседании Государственной Думы, Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка отметил: "Благодаря совместным усилиям создана, модернизирована антикоррупционная законодательная база, для чего приняты пакеты нормативных правовых актов как на федеральном, так и на региональном уровнях, разработаны ведомственные нормативные акты. Дальнейшую конкретизацию и развитие получили нормы, направленные на формирование действенного механизма контроля за доходами чиновников и членов их семей.
Немало сделано в организационном плане. В федеральных органах исполнительной власти созданы межведомственные рабочие группы, комиссии по урегулированию конфликтов интересов, по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных актов, реализуются ведомственные планы в рамках Национального плана противодействия коррупции. Все это позволило системно подойти к решению поставленный задач, развернуть работу по всей широте правового поля и добиться конкретные результатов.
В первом полугодии текущего года зарегистрировано почти тридцать тысяч преступлений, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года выывля-емость данной категории коррупционных преступлений возросла более чем на 10 процентов. Прокурорами выывлено в полтора раза больше нарушений Закона «О противодействии коррупции» - без малого сто семьдесят четыре тысячи. По материалам прокуроров возбуждено более трех тысяч уголовных дел, что почти вдвое превышает показатели первого полугодия 2008 года.
По делам о коррупционные преступлениях судами вынесено более четырех тысяч обвинительных приговоров, что на 20 процентов больше аналогичные показателей за прошлый год".
В первом полугодии 2009 года прокуроры изучили свыше 400 тысяч нормативных правовые актов и их проектов, из них 22 тысячи содержали коррупционные факторы. В результате принятые мер прокурорского реагирования они исключены из почти 16 тысяч, то есть из трех четвертей, актов, по остальным работа продолжалась.
За первые шесть месяцев 2009 года прокуроры рассмотрели свыше 6 тысяч уголовные дел коррупционной направленности, поступивших из следственных подразделений правоохранительных органов для утверждения обвинительного заключения, что на одну тысячу больше, чем за такой же период 2008 года. Из них почти 5800 дел было направлено в суд.
За преступления коррупционной направленности осуждены 532 должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления, из них 191 - это главы муниципального образования, местных администраций, 11 -руководители, заместители руководителей органов исполнительной власти, 41 - депутаты местных органов самоуправления. Также осуждены 764 должностные лица правоохранительных органов, из числа которые 3 являлись прокурорскими работниками, 3 - работниками Следственного комитета при прокуратуре, 204 -органов внутренних дел, 12 - наркоконтроля и 6 -таможенной службы. Среди коррупционных преступлений наиболее распространены хищения чужого имущества, совершенные с использованием служебного положения, мошенничества, а также присвоение и растрата. Показатели по такому составу преступлений, как дача взятки, составили 1800 дел, чуть более 30% в структуре коррупционных уголовных дел.
Безусловно, за непродолжительное время при новом антикоррупционном законодательстве обыем работы по противодействию коррупции увеличился по всем направлениям. Это обыективная картина, хотя проблем и трудностей остается очень и очень много.
По данным Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, приведенным им в Ежегодном Послании Федеральному Собранию
12 ноября 2009 года, только за шесть месяцев 2009 года рассмотрено свыше 4,5 тысяч дел коррупционной направленности. Среди осужденных - 532 представителя органов государственной власти и органов местного самоуправления, более 700 работников правоохранительных органов. "Эти цифры, - подчеркнул Президент России, - к сожалению, свидетельствуют и о масштабах коррупции, поразившей наше общество. Однако одними "посадками" проблему не решить. Но сажать надо" [20].
Нами разделяется точка зрения доктора юридических наук, профессора О.В. Дамаскина, который в книге "Коррупция: Состояние, причины, противодействие" справедливо подчеркивает, что коррупция, как социальное явление, охватывает основные жизненно важные сферы отношений граждан, оказывая существенное влияние на их нравственное и правовое сознание, влияющее на содержание и характер межличностных и общественных отношений в обществе. Коррупция оказывает разлагающее влияние на все стороны жизни общества.
В экономической сфере:
- расширяется теневая экономика, что приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, утрате государством финансовых рычагов управления экономикой, обострению социальных проблем из-за невыполнения бюджетных обязательств;
- нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки, что влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции;
- замедляется появление эффективных частных собственников, особенно малых и средних, в первую очередь из-за нарушений в ходе приватизации;
- неэффективно используются бюджетные средства, в частности при распределении государственных заказов и кредитов, что усугубляет бюджетные проблемы нашей страны;
- повышаются оптовые и розничные цены за счет коррупционных "накладных расходов", что ухудшает материальное положение потребителей;
- теряется доверие участников рыночных отношений к способности власти устанавливать,
обеспечивать и соблюдать честные и стабильные правила рыночных отношений, что ведет к ухудшению инвестиционного климата, усугублению проблем преодоления спада производства, обновления основных фондов;
- расширяются масштабы коррупции в государственных и неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях), что ведет к снижению эффективности их работы, а следовательно, эффективности экономики страны в целом.
В социальной сфере:
- отвлекаются огромные средства от целей общественного развития, чем обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;
- нарастает имущественное неравенство, бедность большой части населения, коррупция обеспечивает перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения;
- дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества, в общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти, что ведет к дальнейшему ослаблению законности и правопорядка;
- коррумпированность органов власти и управления, правоохранительных органов и судов способствует укреплению организованной преступности, которая, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается с помощью доступа к политической власти и благодаря возможностям для отмывания денег;
- увеличивается социальная напряженность, ослабляющая экономику и угрожающая политической стабильности в стране.
В политической сфере:
- происходит смещение целей политики от интересов общенационального развития к обеспечению властвования олигархических группировок;
- уменьшается доверие населения к власти, нарастает ее отчуждение от общества, что ставит под угрозу неисполнения любые благие начинания власти;
- снижается престиж страны на международной арене по ряду направлений обеспечения
национальной и международной безопасности, растет угроза ее экономической и политической изоляции, в условиях организованной международной конфронтации;
- профанируется и снижается политическая конкуренция партий, граждане разочаровываются в ценностях демократии, возникает угроза ослабления демократических институтов;
- увеличивается риск дальнейшего ограничения демократических прав и свобод в системе выборов органов власти, ослабления демократии, по сценарию усиления диктата коррумпированных структур, под лозунгом борьбы с коррупцией [21].
"Чтобы успешно бороться с коррупцией, -справедливо считает Д.А. Медведев, - все сферы государственного управления должны стать открытыми для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества. Именно на это направлены и соответствующие законы, которые вступают в силу в следующем году (2010 - С.Р.Г.): об открытости государственных органов и об обеспечении доступа к информации о деятельности судов. Будет в том числе установлен порядок размещения информации в сети Интернет о деятельности судов. Публикуемые тексты судебных актов позволят получить более четкое представление о работе судов, о проблемах в законодательстве и судебной практике... что ... будет способствовать и преодолению правового нигилизма" [22].
Таким образом, коррупция наносит национальным интересам государства и общества огромный и невосполнимый ущерб, снижая эффективность экономики, ослабляя демократические институты, усугубляя социальное, экономическое и политическое неравенство россиян, увеличивая бедность, стимулируя рост социальной напряженности. Коррупция, как и преступность, была, есть и будет еще многие-многие годы серьезной угрозой стабильности России. Коррупцию невозможно победить одномоментно, это можно сделать только в длительной и жестокой борьбе, которая может быть успешной лишь на основе опоры на реформу государственного управления, т.к. обуздать коррупцию можно, лишь устранив условия, порождающие ее ежеминутно и повсеместно. Противодействие коррупции должно носить комплексный, системный характер.
Примечания:
1. См.: Российские статистические ежегодники 1992-2007 гг.
2. Российский статистический ежегодник 1995. Статистический сборник. -М., 1995. -С.106.
3. Российская Федерация в 1992 году. Статистический ежегодник. -М., 1993. -С.322-323.
4. Российский статистический ежегодник 1996. Статистический сборник. -М.: Лотос, 1996. -С.244.
5. Российский статистический ежегодник 1997. Статистический сборник. -М., 1997. -С.269.
6. Российский статистический ежегодник 1998. Статистический ежегодник. -М., 1998. -С.269.
7. Российский статистический ежегодник 1999. Статистический ежегодник. -М., 1999. -С.176.
8. Российский статистический ежегодник 2000. Статистический ежегодник. -М., 2000. -С.243.
9. Российский статистический ежегодник 2001. Статистический сборник. -М., 2001. -С.273.
10. Российский статистический ежегодник 2002. Статистический сборник. -М., 2002. -С.273.
11. Российский статистический ежегодник 2003. Статистический сборник. -М., 2003. -С.275.
12. Российский статистический ежегодник 2004. Статистический сборник. -М., 2004. -С.297.
13. Российский статистический ежегодник 2005. Статистический сборник. -М., 2005. -С.315.
14. Российский статистический ежегодник 2006. Статистический сборник. -М., 2006. -С.297.
15. См.: Состояние и тенденции преступности в Российской Федерации : Криминологический и уголовно-правовой справочник /Под общ. ред. А.Я. Сухарева и С.И. Гирько. -М.: Изд-во "Экзамен", 2007. -С.26-66.
16. Российский статистический ежегодник 2007. Статистический сборник. -М., 2007. -С.307.
17. Российский статистический ежегодник 2008. Статистический сборник. -М., 2008. -С.299.
18. Социально-экономическое положение России 2008 год. -М., 2009. -С.272-274.
19. Государственная Дума, Стенограмма заседаний. Бюллетень № 114 (1087). 7 октября 2009 года. - С.35-44.
20. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию// Парламентская газета. - 2009. - 13 ноября.
21. См.: Дамаскин, О.В. Коррупция: Состояние, причины, противодействие/О.В. Дамаскин. - М.: ИД "Триумфальная арка", 2009. -С.17-19.
22. Ежегодное Послание Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Федеральному Собранию// Парламентская газета. - 2009. -13 ноября.