Научная статья на тему 'Преступления в сфере взяточничества по уголовному законодательству Вьетнама'

Преступления в сфере взяточничества по уголовному законодательству Вьетнама Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
уголовный кодекс / взяточничество / взятка / получение взятки / дача взятки / criminal code / bribery / bribe / receiving a bribe / giving a bribe

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ву Вьет Тыонг

В статье рассматриваются актуальные проблемы взяточничества по уголовному законодательству Вьетнама. Автор подробно анализирует основные положения процесса формирования и совершенствования уголовного законодательства и уголовной политики Вьетнама в отношении преступлений в сфере взяточничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bribery crime in Vietnam’s criminal law

The article discusses the actual problems of bribery crimes in the criminal legislation of Vietnam. The author also analyzes in detail the main provisions of the process of formation and improvement of the criminal law and criminal policy of the crime of bribery in Vietnam

Текст научной работы на тему «Преступления в сфере взяточничества по уголовному законодательству Вьетнама»

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10571

ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ВЗЯТОЧНИЧЕСТВА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ВЬЕТНАМА

ВУ Вьет Тыонг, адъюнкт юридического факультета Государственного университета Вьетнама E-mail: yenngoctxt@gmail.com

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные проблемы взяточничества по уголовному законодательству Вьетнама. Автор подробно анализирует основные положения процесса формирования и совершенствования уголовного законодательства и уголовной политики Вьетнама в отношении преступлений в сфере взяточничества.

Ключевые слова: уголовный кодекс, взяточничество, взятка, получение взятки, дача взятки.

Annotation. The article discusses the actual problems of bribery crimes in the criminal legislation of Vietnam. The author also analyzes in detail the main provisions of the process of formation and improvement of the criminal law and criminal policy of the crime of bribery in Vietnam.

Keywords: criminal code, bribery, bribe, receiving a bribe, giving a bribe.

Рецензент: Чинь Тьен Вьет, заместитель начальника Юридического факультета Государственного университета Вьетнама, кандидат юридических наук, доцент

В Уголовном кодексе Вьетнама (далее — УК Вьетнама) прямо не указано такое понятие преступления, как «взяточничество», и только в Законе Вьетнама «О коррупции» 2018 г. использовано понятие «коррупция». При этом можно отметить, что взяточничество — это получение материальных или иных выгод лицом, обладающим должностными полномочиями, для фальсификации надлежащего функционирования государственного органа и организации с целью принести пользу взяткодателю.

Преступления в сфере взяточничества рассмотрены в главе 23 УК Вьетнама «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы», которая содержит три самостоятельных вида преступления, а именно: получение взятки (ст. 354), дача взятки (ст. 364) и посредничество во взяточничестве (ст. 365).

Исследования, проведенные в данном направлении, позволили выявить следующие актуальные проблемы:

1. Процесс формирования и совершенствования уголовного законодательства о взяточниче-

стве во Вьетнаме можно разделить на следующие этапы:

Во-первых, период с 1946г. до принятия первого Уголовного кодекса Вьетнама 1985 г.

В данном периоде положения о взяточничестве были рассмотрены в отдельных подзаконных актах:

1) в 1946 г. Указом Правительства за № 223/ БЬ от 17 ноября 1946 г. было предписано, что ряд преступлений, связанных с имуществом, должны рассматриваться судами Вьетнама. Этот Указ был первым уголовно-правовым актом во Вьетнаме, который предусматривал ответственность за совершение такого вида преступления и демонстрировал суровое отношение к взяточничеству.

Указ предусматривал, что в отношении государственных служащих и должностных лиц, которые берут взятки, будет назначено наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 20 лет, предполагалось и взыскание штрафа за взяточничество. Однако в данном акте не было прописано, что такой вид преступления, как взяточничество, является тяжким;

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

2) в Указе Правительства за № 267/БЬ от 15 июня 1956 г. и Указе Правительства от 1970 г. были рассмотрены вопросы о преступлениях, посягающих на социалистическую собственность и частную собственность, однако в них не содержались конкретные положения о взяточничестве;

3) в Указе Временного революционного правительства Республики Южный Вьетнам № 03 от 15 марта 1976 г. в ст. 7 была добавлена норма о даче и получении взятки, но в нем не были описаны правовые признаки или отягчающие обстоятельства данного вида преступления, а было рассмотрено только наказание. Недостатки данного Указа проявлялись в том, что не дифференцировали уголовную ответственность и не предусматривали индивидуализацию наказаний, что снижало эффективность борьбы с коррупцией. В целях замены вышеуказанных нормативно-правовых актов Постоянный комитет Национального собрания 20 мая 1981 г. издал Указ о назначении наказаний за преступления, связанные со взяточничеством. Впервые в истории уголовного законодательства Вьетнама дача взятки и посредничество во взяточничестве стали регулироваться самостоятельной правовой нормой.

Во-вторых, период от принятия Уголовного кодекса 1985 г. до введение в действие Уголовного кодекса 1999 г. Первый Уголовный кодекс Вьетнама был принят 27 июня 1985 г., вступил в силу с 1 января 1986 г.

УК Вьетнама 1985 г. унаследовал и кодифицировал все нормативно-правовые акты уголовного законодательства Вьетнама со времени после революции в августе 1945 г. Данный УК стал новым шагом в истории уголовного законодательства Вьетнама. При этом преступления о взяточничестве включали 11 статей (статьи 219— 229): «Получение взятки» (ст. 226), «Дача взятки и посредничество во взяточничестве» (ст. 227) и т.д.

Соответственно, лицо, которое получит имущество на сумму от 500 тыс. донгов и более, или ниже 500 тыс. донгов, но это приведет к серьезным правовым последствиям, повторным нарушениям, или если оно было подвергнуто дисциплинарному взысканию, но продолжало совершать нарушения, то наказание назначалось от 2 лет и более.

Однако в УК Вьетнама 1985 г. были рассмотрены только преступления против государственной власти или интересов государственной службы, и это не давало возможности выявить признаки, отличающие данные преступления от взя-

точничества. Поэтому 20 марта 1993 г. был издан междисциплинарный Циркуляр № 02/ТТЬК Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Верховного Суда, Верховной прокуратуры, в котором содержались руководящие указания по применению ряда статей УК Вьетнама. Данный Циркуляр указывал, что получение взятки (ст. 226) и дача взятки при наличии признака, что виновное лицо использует государственные средства (п. «е» ч. 2 ст. 227), считаются коррупцией и должны наказываться строго.

В-третьих, период от действия Уголовного кодекса 1999 г. до принятия Уголовного кодекса 2017 г. В целях удовлетворения потребности народа в борьбе с преступностью в современной ситуации 21 декабря 1999 г. на 10-м Национальном собрании Вьетнама был принят новый Уголовный кодекс, который вступил в законную силу с 1 июля 2000 г.

Впервые коррупционные преступления были конкретно зафиксированы в УК Вьетнама и включены в раздел А главы XXI «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы». В данном Кодексе составы преступлений дача взятки и посредничество во взяточничестве были рассмотрены в отдельных статьях —289 и 290. Кроме того, в УК Вьетнама 1999 г. были рассмотрены такие признаки преступления против государственной власти, интересов государственной службы, как:

1) нарушение надлежащего функционирования государственных органов или организаций;

2) совершение деяний должностными или уполномоченными лицами;

3) злоупотребление полномочиями должностными и уполномоченными лицами государственных органов или учреждений, совершение преступлений при исполнении служебных обязанностей.

Далее. 13-е Национальное собрание Вьетнама 27 ноября 2015 г. приняло новый Уголовный кодекс, который вступил в законную силу 1 июля 2016 г., а в 2017 г. в него были внесены поправки и дополнения. В данном Кодексе были расширены рамки должностных преступлений, был включен такой объект преступления, как деятельность по исполнению «обязанностей» вместо «служебных обязанностей», как было в УК 1999 г.

Кроме того, в сфере взяточничества был расширен круг субъектов преступления, тем самым влияние данного преступления распространяется как на государственный, так и на негосударственный сектор.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

Данные положения УК Вьетнама 2017 г. свидетельствуют о приверженности и соответствии внутреннего законодательства Вьетнама Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в борьбе с коррупцией за пределами территории государства.

2. Уголовная политика Вьетнама в отношении преступлений о взяточничестве.

В уголовной политике Вьетнама различаются уровни обработки преступлений о взяточничестве, но в полной мере применяются общие принципы уголовного права. Кроме того, уголовное законодательство Вьетнама строго обращается с виновными лицами, которые злоупотребляют своими должностями и исполнением своих полномочий для совершения преступлений. Вместе с тем уголовная политика также проявляется в милосердии, создавая условия для искупления своей вины правонарушителями. Уголовная политика Вьетнама в отношении преступлений о взяточничестве проявляется через следующее содержание:

во-первых, срок давности привлечения к уголовной ответственности. Для преступления, связанного с получением взятки, как предписано в пунктах 3 и 4 ст. 354 УК Вьетнама 2017 г., срок давности для рассмотрения вопроса об уголовной ответственности не применяется. Данное положение показывает, что уголовную политику Вьетнама в отношении взяточничества необходимо пересмотреть и строго наказывать за эти деяния, так же, как и за преступления против национальной безопасности;

во-вторых, наказание. Можно сказать, что наказания за взяточничество очень строгие. Согласно ст. 354 УК Вьетнама самое строгое наказание, которое назначается виновному лицу, получавшему взятку, — смертная казнь. Дача взятки (ст. 364) наказывается лишением свободы на срок до 20 лет, посредничество во взяточничестве (ст. 365) — на срок до 15 лет.

Проводя политику в отношении ограничения наказания в виде смертной казни, государство Вьетнама одновременно обусловливает снижение уровня коррупции в целом, а преступники-взяточники, в частности для преодоления последствий, возвращают деньги государству. Если виновные лица, которым назначено наказание в виде смертной казни, после осуждения

активно возвращают не менее трех четвертей имущества, которое они взяли в качестве взятки, а также если они активно сотрудничают с функциональными органами в выявлении и расследовании преступлений, то в отношении этих лиц смертная казнь не приводится в исполнение. Назначенная смертная казнь может быть заменена на пожизненное заключение;

в-третьих, освобождение от уголовной ответственности. Наряду с положением об освобождении от уголовной ответственности в ст. 29 УК Вьетнама 2017 г. для лиц, совершивших дачу взятки и посредничество во взяточничестве, предусмотрены два условия:

1) активно сотрудничать с функциональными органами в выявлении и расследовании преступлений и давать показания;

2) виновное лицо сообщило об этом до того, как было раскрыто преступление.

Это демонстрирует гуманные принципы УК Вьетнама и в то же время способствует эффективной борьбе с преступностью в сфере взяточничества.

Подводя итог, можно сказать о том, что большинство преступлений, связанных со взяточничеством, совершаются особыми субъектами — это уполномоченные должностные лица государственных или иных органов. Несмотря на то что субъекты преступления в сфере взяточничества в уголовном законодательстве Вьетнама выходят за пределы государственного сектора и включают также обладателей статуса или руководителей предприятия или организации, преступления, связанные со взяточничеством, всегда тесно связаны с другими преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы. Уголовное законодательство Вьетнама четко описало и дало оценку преступлениям в сфере взяточничества и определило эти преступления как коррупционные.

Библиографический список

1. Уголовный кодекс Социалистической Республики Вьетнам № 100/2015/ОН13 от 27.11. 2015 г.

2. Закон Вьетнама «О коррупции» № 36/2018/ 0Н14 от 19.11.2018 г.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.