Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 4(219). Право. Вып. 27. С. 90-94.
А. М. Ломшин
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА:
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ
Представлены этапы развития преступлений, создающих препятствия малому и среднему бизнесу.
Ключевые слова: предпринимательство, рэкет, организованная преступная группа, специальный субъект преступления.
Преступления, создающие препятствия малому и среднему бизнесу, появились сразу после того, как экономика России перешла от плановой к рыночной. В мае 1987 г. было принято одно из первых постановлений Совета Министров СССР «Об индивидуальной трудовой и кооперативной деятельности»1, после чего волна малого бизнеса буквально захлестнула страну.
С начала развития предпринимательской деятельности малый и средний бизнес начал сталкиваться с административными барьерами в виде государственных чиновников, контрольнонадзорных органов и с различными видами вымогательства, рэкета2. Нами же будут проанализированы преступления, которые создавали и создают препятствия малому и среднему бизнесу в виде коррупции и рэкета, начиная с конца 80-х гг. и до настоящего времени.
Начиная свою коммерческую деятельность, предприниматель сталкивается с различными препятствиями. Преступления, совершаемые в отношении предпринимателей, можно разделить на две группы: общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 163, 169, 290, 291 УК РФ, и преступные деяния, совершаемые организованными преступными группами. Субъект первой группы преступлений — специальный (лицо, занимающее определенное должностное положение). Субъектом второй группы преступлений является организованная преступная группа (ОПГ).
Появление коррупции и вымогательства связано с тем, что в российской экономике были периоды наиболее сильного вмешательства государства в частный бизнес, при этом львиную долю прибыли предприниматели отдавали ему. Невыгодные государственные контракты, большие поборы в казну, неопределенность правового положения предпринимателя и зависимость от воли государства, а также мизерное денежное содержание лиц, состоящих на службе в фи-
скальных органах,— все это породило естественное желание получить большую прибыль «в обход» государства, глубоко осевшее в сознании русского человека. Поставленная цель достигалась за счет таких видов преступной деятельности, как мздоимство, лихоимство, казнокрадство. До сих пор взяточничество и коррупция являются самыми распространенными видами экономической преступности и лежат в основе практически любой крупной экономической аферы3.
По данным опроса, проведенного Э. Тепловым, 37 % представителей малого и среднего бизнеса в 1991 г., 59 % в 1992 и 78 % в 1993 г. признали факты вымогательства у них государственными служащими взяток4. Экспертные оценки показывают, что от 30 % до 50 % своей прибыли (в том числе теневой) коммерческие структуры направляют на обеспечение «нормальных» отношений с представителями государственной власти5.
Впервые кооператорам по выходным разрешалось выставлять свой товар на Рижском рынке в Москве. В связи с появлением в конце 80-х гг. множества обеспеченных людей увеличилось и число тех, кто хотел поживиться за их счет. Бандиты (рэкетиры) брали у предпринимателей деньги и обеспечивали их защитой, делили между собой сферы влияния.
Аналогичная обстановка в сфере предпринимательства сложилась в конце 80-х гг. на всей территории нашей страны. В частности, в Республике Мордовия в это время создавались различные организованные преступные группировки, о совершенных ими преступлениях часто писали в газетах, молодежь много обсуждала жизнь участников таких группировок. Со стороны такая «жизнь» воспринималась как достойная, полная событий. Считалось, что у всех участников групп имелись деньги, автомобили, другие материальные ценности. Участники преступных групп обладали «по улице» большим
авторитетом, чем простые ребята. У них «за спиной» имелась поддержка со стороны всей группы, поэтому они вели себя дерзко, уверенно, ничего не боялись, пренебрежительно относились к простым ребятам. Организованные преступные группы занимались вымогательством, рэкетом, установлением криминального контроля над торговыми точками, крышеванием, устранением конкурентов, выбиванием долгов у должников и т. д.
Часть денег, полученных от рэкета, уходила в так называемый «общак» («воровская касса», «котел») — на уголовном жаргоне фонд взаимопомощи в среде преступного сообщества. В соответствии с «воровскими законами» взносы в «общак» должны быть добровольными, хотя на практике это требование не всегда выполнялось. Некоторые группировки имели в своих кассах миллионы долларов. Криминальный мир понял, что деньги должны работать и приносить прибыль. В начале 90-х гг. только в Москве действовало более 3 000 организаций, именовавших себя банками.
Со временем криминальный мир становился сильнее и опытнее. Это уже были не отдельные группы, а преступные сообщества со своими бойцами, адвокатами и финансистами. Криминальный сленг тех лет пополнился еще одним новым словом — «крыша». «Крышевание» — понятие, обозначающее обеспечение защиты бизнеса со стороны правоохранительных или криминальных структур («крыши») за вознаграждение на постоянной основе. «Крыша» стала весомым аргументом в переговорах и разборках между группировками.
Некоторые коммерсанты в то время были под «крышей» правоохранительных органов. На наш взгляд, это было связано со сложным экономическим и политическим положением в стране (развал Советского Союза, борьба за власть, ухудшение материального положения сотрудников правоохранительных органов). Одной из причин коррупции в правоохранительных органах стала и несвоевременная выплата заработной платы их сотрудникам. В дальнейшем коррупция в правоохранительных органах принимала все большие масштабы. Так, следствием было установлено, что старший инспектор по особым поручениям Департамента режимных объектов МВД России, наделенный полномочиями по проверке и координации деятельности охранных структур, неоднократно вымогал взятки у руководителя одно-
го из частных охранных предприятий города Снежинска. В случае отказа подполковник милиции угрожал применением административных санкций и созданием различных барьеров для бизнеса6.
В 90-е гг. происходило сращивание молодых бизнесменов и так называемых «синих воров» (настоящих блатных, кто живет по законам преступного мира), в результате некоторые заводы стали контролировать воры в законе, которые нанимали на работу управленцев (менеджеров). Серьезные разборки между группировками возникали тогда, когда одна из них предпринимала попытки завладеть установленным другой преступной группой контролем над определенной территорией. В итоге все заканчивалось совершением различных преступлений, в том числе убийств.
К концу 90-х гг. криминальные авторитеты начали осознавать, что легальный бизнес более безопасен и приносит больше прибыли, чем криминальный. Некоторые организованные преступные группы, занимавшиеся «крышевани-ем», узаконили свою деятельность путем перехода в частные охранные предприятия (ЧОП) и стали исполнять роль охраны для предпринимателей.
Таким образом, часть организованных преступных групп, действовавших в России в 90-е гг., стала заниматься легальным бизнесом, другая была уничтожена в результате криминальных войн, в отношении третьей были возбуждены уголовные дела. В настоящее время, к примеру, на территории Республики Мордовия большинство участников ОПГ были привлечены к уголовной ответственности, и сегодня можно с уверенностью сказать, что многие из них находятся в местах лишения свободы. В частности, Верховным Судом Республики Мордовия 5 мая 2010 г. был вынесен приговор в отношении семерых участников организованной преступной группы. По материалам дела стало известно, что в конце 80-х гг. на территории Ленинского района города Саранска Республики Мордовия образовалась крупная организованная преступная группа, получившая в криминальной среде наименование «Юго-запад». В ее состав входило несколько «семей», одну из которых в середине 90-х гг. возглавил некто Фирсов. В «семье» действовала трехуровневая иерархия, основанная на беспрекословном подчинении «младших» «старшим». Преступники незаконно приобретали
огнестрельное оружие, которое применяли при совершении убийств и иных преступлений с целью укрепления своего авторитета среди членов других организованных преступных групп, устранить конкурентов, добиться криминального контроля над торговыми точками Саранска. Суд признал указанных лиц виновными в инкриминированных им преступлениях и назначил всем участникам ОПГ наказания в виде лишения свободы на срок от 5 до 16 лет с отбыванием его в исправительной колонии строгого режима7.
К сожалению, в некоторых регионах и в настоящее время существуют различные ОПГ. Так, в Кущевском районе Краснодарского края с 90-х гг. действовала организованная преступная группа «Цапковские» (лидер Сергей Цапок), насчитывавшая около 50 человек, которая
4 ноября 2010 г. совершила убийство 12 человек, в том числе четверых детей.
В условиях достаточно большой зависимости от административных решений предприниматели с целью развития своего бизнеса стремятся наладить связи с государственными служащими (заключение нелегальных, теневых сделок). Бизнесмены, понимая, что чиновники также бывают заинтересованы в получении большого дохода, повышении своего благосостояния, пользуются этим и пытаются договориться «на взаимовыгодных условиях». Например, как рассказывает предприниматель В., собственник нескольких магазинов, при получении разрешения на открытие нового магазина или киоска, как правило, он либо дает взятку, либо делает какой-то ценный подарок чиновнику. В любом случае он всегда пытается договориться с представителями администрации, по его выражению «берет их в долю». При этом В. считает, что при такой сделке каждый получает определенную выгоду: чиновник — некий доход, а сам предприниматель — возможность открыть новую торговую точку8.
Административный барьер на пути развития малого и среднего бизнеса Президент России Дмитрий Медведев предложил устранить самым радикальным образом: «Нужно воспретить приход контрольных органов на малые предприятия даже по жалобам, которые приходят на деятельность этих предприятий»9. Для решения указанной проблемы был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпри-
нимателей при проведении государственного контроля (надзора)», в соответствии с которым в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю (проверка) может быть проведено с периодичностью не более одного раза в два года10.
В настоящее время рассматривается вопрос о регистрации предпринимательской деятельности по сети «Интернет». Предприниматель, размещая необходимые для регистрации своей деятельности документы на специальном сайте органа, выдающего лицензию, не будет сталкиваться с сотрудниками этих органов лично. Соответственно регистрирующий орган должен в установленный законом срок дать ответ на полученный запрос. В случае нарушения срока предприниматель может обратиться с жалобой в органы прокуратуры. В частности, на территории Республики Мордовия были зафиксированы случаи нарушения прав предпринимателей в результате совершения преступлений, предусмотренных ст. 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности».
В ноябре 2009 г. Рузаевской межрайонной прокуратурой Республики Мордовия выборочной проверкой выявлено 13 фактов нерассмо-трения обращений предпринимателей. В девяти случаях обращения были рассмотрены несвоевременно, когда предприниматели уже утратили интерес к заявленным в обращениях вопросам. Обращения двух предпринимателей
о разрешении установки летних шатров главой администрации района вместо месячного срока рассматривались более пяти месяцев. В итоге в сентябре им было отказано в размещении кафе ввиду окончания летнего сезона и нецелесообразности их установки. По причине нецелесообразности отказано: в предоставлении земельного участка индивидуальному предпринимателю М. И. Митричеву, предпринимателю А. И. Мелешкину — в переводе земли из одной категории в другую, в результате чего им в дальнейшем незаконно была построена газовая автозаправочная станция. Вместо подготовки соответствующего ходатайства в Правительство Республики Мордовия от предпринимателя запросили заключение государственной экологической экспертизы, наличия которого не требуется (ст. 11, 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической эксперти-
зе»). На обращение индивидуального предпринимателя С. Н. Чичаева только через семь месяцев пришел ответ о том, что предоставленные им документы на разрешение строительства торгового павильона находятся в работе, в то время как их должны были рассмотреть в течение двух недель. В нарушение установленного законом десятидневного срока выданы разрешения на строительство объекта торговли предпринимателю А. Е. Пузакову, на строительство кафе предпринимателю С. Г. Брянину, не рассмотрено обращение предпринимателя Е К. Холопова о предоставлении земельных участков для установки павильонов по продаже печатной продукции.
Для предоставления в аренду имущества администрациями районов и городов от предпринимателей необоснованно запрашиваются выписки из Единого государственного реестра юридических лиц или Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, копии приказов о назначении руководителя, документы, подтверждающие платежеспособность заявителя, сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, налоговые декларации по налогу упрощенной системы налогообложения, справки о выручке от реализации товаров (работ, услуг), копии бухгалтерского баланса. При этом перечень документов администрацией не конкретизируется. Тем самым на предпринимателей возлагаются не предусмотренные законом обязанности и создаются административные барьеры для осуществления законной предпринимательской деятельности. Так, указанные документы истребованы у ООО «Заречное» для заключения с ним договора аренды помещения, у ИП «Туктарова Э. Д.» при сдаче в аренду нежилого помещения. У ООО «Сортсемовощ СМ» истребованы сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и налоговая декларация. От ИП «Силантьева Д. Р.» для переоформления договора аренды потребованы справки о среднесписочной численности работников, о выручке от реализации товаров, копии бухгалтерского баланса. В установленный законом семидневный срок не направлено в соответствующее учреждение обращение ИП «Солодин К. С.» о размещении вдоль дороги Саранск — Рузаевка рекламных щитов, с нарушением срока направлен ответ на заявление главы КФХ «Сардаев Н. В.» о выделении комбайна7.
Приведенные факты говорят о том, что предприниматели сегодня, начиная осуществлять предпринимательскую деятельность, сталкиваются в первую очередь с административными барьерами. Проанализировав сайты прокуратур других субъектов Российской Федерации, мы пришли к выводу о том, что такие ситуации наблюдаются во всех регионах России.
Итак, на основании вышеизложенного мы можем сделать некоторые выводы.
С самого начала развития предпринимательской деятельности малый и средний бизнес начал сталкиваться, в первую очередь, с административными барьерами в виде государственных чиновников и контрольно-надзорных органов, с различными видами вымогательства (рэкета).
Преступления, создающие препятствия малому и среднему бизнесу, появились с момента возникновения рыночной экономики. В мае 1987 г. было принято постановление Совета Министров СССР «Об индивидуальной трудовой и кооперативной деятельности», послужившее стимулом для бурного развития бизнеса в стране. В это же время появились и организованные преступные группы, предметом интереса которых становятся предприниматели. В дальнейшем происходит сращивание некоторых бизнесменов с так называемыми ворами в законе, которые устанавливали контроль за деятельностью отдельных предприятий.
Одной из основных проблем в сфере предпринимательства является коррупция в государственных органах. Противозаконные договорные отношения с чиновниками приводят к образованию «теневых монополий», созданию различного рода препятствий на пути конкурентов, что, естественно, наносит вред интересам потребителей и свободному развитию экономических отношений. В результате анонимного опроса руководителей московских предприятий установлено, что представители всех фирм давали взятки должностным лицам города (в основном на уровне префектур) с целью «ускорения решения своих деловых проблем». Аналогичные данные были получены в результате мониторинга проблемы иностранными институтами8.
Примечания
1 Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 г. № 8998-Х1 // Справ. правовая система «Гарант».
2 См.: Матюшкина, А. В. Методика расследования преступлений, препятствующих осуществлению предпринимательской деятельности : дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2009; Митрохин, А. А. Раскрытие и расследование вымогательства в сфере малого и среднего бизнеса : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
3 См.: Матюшкина, А. В. Указ. соч. С. 15.
4 См.: Теплов, Э. Экономическая преступность и коррупция: Мотивация и прогноз // Проблемы борьбы с экономической преступностью и наркобизнесом при переходе к рынку : материалы междунар. науч.-практ. конф. СПб., 1994. С. 21.
5 См.: Экономика и право. Теневая экономика / под ред. Н. Д. Эриашвили, Г. М. Казиахедова. М., 2005. С. 239.
6 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. publicverdict.org
7 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. prokrm.ru
8 См.: СудареваА. Криминалистическая модель воспрепятствования законной предпринимательской деятельности // Следователь. 2007. № 12. С. 28.
9 [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www. kolesnikov-science.ru
10 Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 8 августа 2001 г. № 134-Ф3 // Справ. правовая система «Гарант».