Уголовный процесс
УДК 343.13; 343.98 ББК 67
DOI 10.24411/2073-3313-2020-10594
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Особенности совершения, проблемы раскрытия и расследования органами внутренних дел
Николай Николаевич ЗАГВОЗДКИН, начальник кафедры уголовного процесса Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
Сергей Анатольевич КУЗОРА, доцент кафедры уголовного процесса Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс
Аннотация. Ежегодно в России фиксируется значительный рост преступлений, совершенных в сфере информационно-телекоммуникационных технологий. Раскрытие и расследование большинства из них относится к компетенции оперативно-розыскных и следственных подразделений органов внутренних дел.
В статье авторами обоснована актуальность противодействия указанным преступлениям. Изложены особенности криминальной деятельности, оценены нормативно-правовые, технологические, кадровые и иные ресурсные возможности системы МВД России. Сформулированы предложения по их совершенствованию.
Ключевые слова: информационные технологии, преступление, предварительное расследование, электронный документооборот, цифровизация, уголовное судопроизводство.
Annotation. Every year, Russia records a significant increase in crimes committed in the field of information and telecommunications technologies. Disclosure and investigation of most of them falls within the competence of operational-search and investigative units of internal affairs bodies. In the article, the authors substantiate the relevance of countering these crimes. The article describes the features of criminal activity, assesses the legal, technological, personnel and other resource capabilities of the Ministry of internal affairs of Russia. Proposals for their improvement are formulated.
Keywords: information technology, crime, preliminary investigation, electronic paperwork, digitaliza-tion, criminal proceedings.
Прежде всего, определимся с понятиями, используемыми в данной публикации. Мы сознательно выходим за рамки главы 28 Уголовного кодекса РФ «Преступления в сфере компьютерной информации», относя к ним более широкий спектр уголовно наказуемых деяний, а именно, те, которые совершены
с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий. Это могут быть, например, мошенничество в сфере компьютерной информации (ст. 1596 УК РФ), а также так называемые преступления в кредитно-финансовой сфере:
1) незаконная банковская деятельность;
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
2) мошенничество с использованием фиктивной финансовой документации;
3) злоупотребления должностными полномочиями;
4) хищения с последующим отмыванием денежных средств;
5) преднамеренное банкротство;
6) вывод денежных средств за рубеж и др.
Ситуация осложняется тем, что рассматриваемая категория не входит в перечни статей УК РФ, используемых при формировании официальной статистической отчетности.
Согласно отчету Главного информационно-аналитического центра МВД России, в 2019 г. зарегистрировано 294,4 тыс. преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий (без конкретизации составов), и это на 68,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года; их удельный вес в 2018 и 2019 гг. в общем массиве зарегистрированных преступлений увеличился с 8,8% до 14,5% [5].
Указанные деяния кардинально изменили криминальную ситуацию в мире и в России, так как совершаются с применением новейших достижений научно-технического прогресса; в так называемой виртуальной реальности, не признающей географических границ; с моментальным удаленным доступом к информации; лицами, обладающими весьма специфическими знаниями, навыками и умениями; нарушают нормальное функционирование компьютерных и телекоммуникационных систем; не оставляют привычных материальных следов; причиняют огромный материальный вред и т.д.
Противодействие таким преступлениям требует адекватного нормативно-правового и ресурсного обеспечения и поэтому возможно только на основе отражающего перечисленные реалии уголовного, уголовно-процессуального, оперативно-розыскного и иного законодательства; новых криминалистических методик; современной технико-технологической платформы.
Отдельный аспект — кадры правоохранительных органов, которые решают все при условиях их тщательного отбора на службу по профессиональным, деловым и моральным качествам; обучения и воспитания; создания им надлежащих организационно-технических условий труда.
Большинство составов преступлений, совершаемых с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, относится к предметной, территориальной или альтернатив-
ной подследственности самого многочисленного отряда российских следователей, сосредоточенного в органах внутренних дел.
Раскрытием таких преступлений, их оперативно-розыскным обеспечением занимаются в основном сотрудники отделов «К» Бюро специальных технических мероприятий, подразделений уголовного розыска, противодействия экономическим преступлениям и борьбы с коррупцией.
Представляется принципиально важным объективно оценить возможности перечисленных подразделений, обозначить проблемы в оперативно-служебной деятельности и предложить возможные пути их решения.
Судя по официальным сообщениям, принимаются меры по развитию информационной инфраструктуры органов внутренних дел (ОВД) на основе инновационных подходов, для чего внедрены электронные сервисы Информационно-аналитической системы обеспечения (ИСОД), к которым подключено более 600 тыс. пользователей, в том числе из других органов государственной власти [6].
К сожалению, информационные технологии внедряются медленными темпами и неравномерно. Например, в деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы в ряде регионов уже применяются мультимедийные планшеты «Автоматизированное рабочее место (АРМ) сотрудника». Однако до сих пор не разработаны аналогичные гаджеты для следователей, дознавателей и других сотрудников. В силу различных причин (в основном объективного характера) так и не получило распространения стационарное АРМ следователя, предназначенное для того, чтобы поместить его в цифровое информационное пространство и максимально освободить от технической (в том числе бумажной) работы [2].
В ОВД наблюдаются негативные факторы, снижающие качество и сроки проверок сообщений о преступлениях и предварительного расследования:
1) дефицит специалистов в области информационных и коммуникационных технологий;
2) низкий уровень владения ими среди сотрудников.
Эти проблемы можно и нужно решать путем обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников в образовательных учреждениях системы МВД России.
Отдельного обсуждения требуют «перезревшие» проблемы цифровизации отечественного
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020
государственного управления, в том числе в сфере уголовного судопроизводства; внедрения в него (и взаимосвязанные с ним сферы административного производства и оперативно-розыскной деятельности) электронного документооборота взамен бумажного, царящего повсеместно.
В действующем Уголовно-процессуальном кодексе РФ в судебных стадиях с разной степенью успешности задействованы электронные документы, видеоконференцсвязь; повсеместно используется БМБ-информирование участников уголовного судопроизводства. Но в досудебных стадиях перечисленные достижения научно-технического прогресса не предусмотрены либо не применяются — при отсутствии формального запрета [4].
Большинство сотрудников, вовлеченных в оперативно-розыскную деятельность (ОРД) и расследование уголовных дел, до сих пор направляют бумажные поручения, повестки и запросы, в том числе в банковские учреждения, компании сотовой связи и в другие организации, уповая на Почту России, оперативность и качество услуг которой давно стали притчей во языцех, объектом нелицеприятной критики со стороны клиентов.
Томительное ожидание исполнения запросов и поручений, обрекающее на вынужденное бездействие, давно исчисляется не сутками, а неделями и месяцами, безжалостно «съедающими» процессуальные сроки. А ведь в противоборстве сторон обвинения и защиты счет давно идет не на часы, а на минуты и секунды. Если обращаться к сравнениям, то правоохранители передвигаются на телеге, а преступники — на самолете.
Обострилась проблема определения территориальной подследственности по многоэпизод-ным или совершенным дистанционно преступлениям. Перманентные споры о подследственности приводят к затягиванию сроков проверки, снижают ее качество, осложняют будущее расследование и его судебные перспективы [1, с. 150—151].
Международное сотрудничество (гл. 53 УПК РФ), значение которого для рассматриваемой категории преступлений трудно переоценить, связано с серьезными препятствиями:
1) обязательное возбуждение уголовного дела;
2) длительные сроки исполнения запросов;
3) возможность их неисполнения (игнорирования) [3, с. 51].
Не претендуя на исчерпывающее изложение всех проблем в рамках статьи, отметим, что для успешного противодействия преступлениям, совершаемым с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, следует:
1) системно и целенаправленно совершенствовать действующее уголовно-процессуальное и иное законодательство, закрепляя в нем возможности использования новейших технико-технологических достижений цивилизации;
2) создавать надлежащие организационно -технические условия труда для следователей, оперативных и других сотрудников ОВД;
3) заниматься их обучением, переподготовкой и повышением квалификации.
Библиографический список
1. Егоров В.А. Проблемные аспекты расследования мошенничеств с использованием средств сотовой связи и установления лиц, их совершивших // Информационный бюллетень Следственного департамента МВД России. 2015. № 3 (165). С. 138-152.
2. Загвоздкин H.H. Автоматизированное рабочее место следователя: проблемы разработки и внедрения в практику / / Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2016. № 1 (9). С. 67-75.
3. Загвоздкин H.H. Проблемы предварительной проверки сообщений о преступлениях, совершенных в кредитно-финансовой сфере // Реформа уголовного законодательства в РФ (к 20-летию УК РФ): Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Владивосток, 16 ноября 2016 г. / Редкол. С.Н. Бакшутов [и др.]. Хабаровск: РИО ДВЮИ МВД России, 2017. С. 48-52.
4. Загвоздкин H.H., Кузора С.А., Овчинников Ю.Г. Электронный документооборот и иные компьютерные технологии в стадии предварительного расследования: современное состояние, проблемы и перспективы развития // Библиотека криминалиста. Науч. журнал. 2018. № 3 (38). С. 77-84.
5. Состояние преступности в России за январь — декабрь 2019 г. // Ьйр8://мвд.рф/геро11з/ item/12460100/ (Дата обращения: 17.06.2020)
6. Ьйр8://мвд.рф/герой8/йет/ (Дата обращения: 17.06.2020)
ЗАКОН И ПРАВО • 12-2020