Научная статья на тему 'ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МОДЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ'

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МОДЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
89
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬНЫЙ УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС / ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ / АКТ ТЕРРОРИЗМА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ СОСТАВ / САНКЦИЯ / ТЯЖКОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА / ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРОРИЗМА / ПУБЛИЧНЫЕ ПРИЗЫВЫ / ПУБЛИЧНЫЕ ОПРАВДАНИЯ / УГОН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маршакова Наталья Николаевна

В статье исследуется регламентация уголовной ответственности, закрепленной в Модельном уголовном кодексе для государств - участников Содружества Независимых Государств. Объясняются предпосылки принятия кодекса, дается юридическая характеристика составов преступлений, включенных в данный нормативный правовой акт. Заложенные научно-теоретические и практические основы правотворческой деятельности определили стратегию и тактику развития уголовного законодательства стран ближнего зарубежья, позволили провести его коренную модификацию с учетом национальных особенностей и сложившихся традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TERRORIST CRIMES IN THE MODEL CRIMINAL CODE OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

The article examines the regulation of criminal liability, enshrined in the Model Criminal Code for member states of the Commonwealth of Independent States. The prerequisites for the adoption of the code are explained, the legal characteristics of the offenses included in this regulatory legal act are given. The laid down scientific, theoretical and practical foundations of lawmaking determined the strategy and tactics of the development of the criminal legislation of the neighboring countries, made it possible to carry out its radical modification, taking into account national characteristics and established traditions.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МОДЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ»

DOI 10.47576/2712-7516_2021_2_2_97 УДК 343.3

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В МОДЕЛЬНОМ УГОЛОВНОМ КОДЕКСЕ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Маршакова Наталья Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры социально-правовых дисциплин, Приволжский институт повышения квалификации ФНС России, Россия, г. Нижний Новгород, e-mail: romirka@list.ru

В статье исследуется регламентация уголовной ответственности, закрепленной в Модельном уголовном кодексе для государств - участников Содружества Независимых Государств. Объясняются предпосылки принятия кодекса, дается юридическая характеристика составов преступлений, включенных в данный нормативный правовой акт. Заложенные научно-теоретические и практические основы правотворческой деятельности определили стратегию и тактику развития уголовного законодательства стран ближнего зарубежья, позволили провести его коренную модификацию с учетом национальных особенностей и сложившихся традиций.

Ключевые слова: Модельный уголовный кодекс; законодательная регламентация; акт терроризма; квалифицированный состав; санкция; тяжкое преступление; общественная опасность; объект преступления; объективная сторона; захват заложника; финансирование терроризма; публичные призывы; публичные оправдания; угон.

UDC 343.3

TERRORIST CRIMES IN THE MODEL CRIMINAL CODE OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Marshakova Natalya Nikolaevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Social and Legal Disciplines, Privolzhsky Institute for Advanced Studies of the Federal Tax Service of Russia, Russia, Nizhnij Novgorod, e-mail: romirka@list.ru

The article examines the regulation of criminal liability, enshrined in the Model Criminal Code for member states of the Commonwealth of Independent States. The prerequisites for the adoption of the code are explained, the legal characteristics of the offenses included in this regulatory legal act are given. The laid down scientific, theoretical and practical foundations of lawmaking determined the strategy and tactics of the development of the criminal legislation of the neighboring countries, made it possible to carry out its radical modification, taking into account national characteristics and established traditions.

Keywords: Model Criminal Code; legislative regulation; an act of terrorism; qualified staff; sanction; serious crime; public danger; object of the crime; objective side; hostage taking; financing of terrorism; public appeals; public excuses; hijacking.

Характеристика преступлений террористической направленности в Модельном уголовном кодексе Содружества Независимых Государств. Современные тенденции развития уголовного законодательства стран ближнего зарубежья свидетельствуют о том, что на него оказал влияние Модельный уго-

ловный кодекс для государств-участников Содружества Независимых Государств [8]. Принятый 17 февраля 1996 г. на 7-м Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств Модельный уголовный кодекс для государств - участников

Содружества Независимых Государств стал рекомендательным законодательным актом, основой дальнейшего уголовного правотворчества, образцом разработки собственного законодательства, явился «научно аргументированной рекомендацией законодательным органам государств» [1, с. 8].

Заложенные научно-теоретические и практические основы правотворческой деятельности в указанном нормативном правовом акте определили стратегию и тактику развития уголовного законодательства стран ближнего зарубежья, позволили провести его коренную модификацию с учетом национальных особенностей и сложившихся традиций.

В связи с этим исследования преступлений террористической направленности в странах ближнего зарубежья необходимо начать с изучения законодательных положений Модельного уголовного кодекса для стран - участников СНГ.

Предпосылкой служило то, что уголовное законодательство в указанных странах, обусловленное длительностью своего социально-экономического, политико-правового, культурно-нравственного развития, строилось на концептуальном единстве основных теоретико-практических положений, опыте прошлой правотворческой деятельности в направлении унификации его структуры и систематизации уголовно-правовых институтов [4, с. 50].

В Модельном кодексе для государств -участников СНГ преступления террористической направленности размещены в разд. 8 «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения» в гл. 23 «Преступления против общественной безопасности».

Область применения уголовно-правовых запретов гл. 23 довольно обширна и затрагивает различные сферы социальных отношений, позволяющих надежно обеспечить безопасность личности, общества и государства от различных по своему характеру и опасности возникающих угроз.

В первоначальной редакции она включала в себя четыре статьи, в которых регламентировались запреты, связанные с террористической деятельностью: акт терроризма (ст. 177); захват заложников (ст. 178); захват зданий, сооружений, средств сообщений и

связи (ст. 179); угон или захват воздушного судна либо железнодорожного подвижного состава (ст. 181).

Новые криминологические качества преступлений террористической направленности потребовали от государств - участников СНГ некоторой коррекции антитеррористического законодательства, включая и Модельный уголовный кодекс для государств -участников СНГ.

Так, на 27-м Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ (постановление № 27-6 от 16 ноября 2006 г.) кодекс был дополнен статьями по вопросам, касающимся борьбы с терроризмом, а именно: вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие осуществлению террористической деятельности (ст. 171.1); финансирование преступлений террористического характера или террористической организации (ст. 177.2); публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 177.3).

Включение указанных статей в уголовный закон, а также их редакция свидетельствуют о сложившейся системе уголовно-правовых запретов, позволяющих обеспечить регулирование сотрудничества стран ближнего зарубежья в области противодействия преступлениям террористической направленности.

В дальнейшем правотворческая работа в области противодействия преступлениям террористической направленности была продолжена. Свидетельством этому является Постановление Международной Ассамблеей государств - участников СНГ № 33-19 от 3 декабря 2009 г. «Об Изменениях и дополнениях к Модельным уголовному и уголовно-процессуальному кодексам для государств - участников СНГ по вопросам борьбы с терроризмом».

Научный обзор ст. 177 «Акт терроризма». Уголовно-правовые запреты гл. 23 «Преступления против общественной безопасности» открывает ст. 177 «Акт терроризма».

Общественная опасность указанного преступления заключается в том, что акт терроризма представляет реальную угрозу безопасности государства, в результате его совершения дестабилизируется деятель-

ность органов власти или международных организаций, подрывается доверие к ним граждан, к правовым институтам, причиняется существенный вред или создается реальная угроза причинения вреда безопасным условиям жизни, личности, общества, государства [5; 6].

Комментируемая статья содержит три состава преступлений одного из самых опасных в современном уголовном законодательстве противоправных явлений - терроризма, посягающего на общественную безопасность, а также жизнь и здоровье людей иных охраняемых законом ценностей и благ.

Объективная сторона (часть 1 - основной состав) сформулирована с альтернативными признаками: «совершение действия, создающего опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если это действие совершено в целях устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанного действия в тех же целях» (тяжкое преступление).

В части второй и третьей выделены квалифицированные составы в зависимости от степени участия в преступлении наступивших последствий, способа совершения, предмета посягательств и включаются деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с применением огнестрельного оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ (часть 2 - тяжкое преступление); деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием или угрозой использования оружия массового поражения или радиоактивных материалов, либо совершение иных деяний, способных повлечь массовую гибель людей (часть 3 -особо тяжкое преступление).

В примечании к статье сформулированы условия освобождения от уголовной ответственности, согласно которым лицо, уча-

ствовавшее в подготовке акта терроризма, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольно заявило органам власти о совершенном деянии, активно способствовало раскрытию, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило причиненный вред и если в деяниях этого лица не содержится состава иного преступления.

Научный обзор ст. 206 «Захват заложника». Общественная опасность рассматриваемого преступления определяется тем, что в результате его совершения нарушается общественная безопасность, подрываются межгосударственные отношения, ущемляются гражданские и политические права, свободы и личная неприкосновенность.

В соответствии с Международной конвенцией о борьбе с захватом заложника, принятой сессией Генеральной Ассамблеей ООН 17 декабря 1979 г., захват заложника отнесен к числу преступлений международного характера. Указывается, что любое лицо, «которое захватывает или удерживает другое лицо и угрожает убить, нанести повреждения или продолжает удерживать другое лицо... для того, чтобы заставить третью сторону, а именно государство, международную межправительственную организацию, какое-либо физическое или юридическое лицо или группу лиц, совершить или воздержаться от совершения любого акта в качестве прямого или косвенного условия для освобождения заложника, совершает преступление захвата заложника по смыслу настоящей конвенции» [10].

Данная статья имеет сложную юриди-ко-техническую конструкцию и состоит из трех частей. В части первой сформулирован основной состав с альтернативными признаками, характеризующими объективную сторону преступления, включающую: захват или удержание лица в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника (тяжкое преступление).

Во второй части дан развернутый перечень квалифицирующих признаков, усиливающих общественную опасность указанных в основном составе преступления, и

включаются деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия; г) в отношении заведомо несовершеннолетнего; д) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; е) в отношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии; ж) в отношении двух или более лиц.

Объектом комментируемого преступления признается общественная безопасность, дополнительным является жизнь и здоровье человека - заложника террориста. Преступление окончено с момента фактического лишения свободы лица, захваченного и удерживаемого в качестве заложника.

В примечании к статье содержится основание освобождения от уголовной ответственности, согласно которому «лицо, отказавшееся от своих требований и добровольно освободившее заложника, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления».

Научный обзор ст. 179 «Захват зданий, сооружений, средств сообщения и связи». Общественная опасность указанного преступления заключается в том, что в результате его совершения дестабилизируется деятельность органов власти, организаций, граждан, создаются реальные предпосылки осложнения международных отношений, возникают угрозы причинения существенного вреда правам и законным интересам личности, общества и государства.

Конструкция комментируемой статьи включает три части. Криминообразующие признаки объективной стороны, сформулированные в диспозиции, характеризуются активными действиями, включающими «захват зданий, сооружений, средств сообщения и связи, иных коммуникаций или их удержание, соединенные с угрозой их уничтожения или повреждения в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения захваченного» (часть 1 - преступления средней тяжести).

Квалифицированные составы преступления даны путем перечисления разных по содержанию признаков. В части второй сформулированы деяния, совершенные: а) лицом или группой лиц по предварительному сговору; б) с насилием, опасным для жизни или здоровья; в) с применением оружия либо предметов, используемых в качестве оружия (тяжкое преступление).

В части третьей сформулированы деяния, если они: а) совершены организованной группой; б) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека (тяжкое преступление).

Научный обзор ст. 181 «Угон или захват воздушного судна, водного судна либо железнодорожного подвижного состава». Общественная опасность указанного преступления заключается в том, что оно создает реальную угрозу причинения вреда безопасности транспорта и транспортной инфраструктуры, влечет возможность аварий и крушений, гибели людей либо наступления иных тяжких последствий [2; 3; 7; 9; 11].

Объективная сторона преступления выражается в совершении следующих активных действиях: угона или захвата воздушного, водного судна либо железнодорожного подвижного состава (часть 1 - тяжкое преступление). В ч. 2 ст. 181 предусматривается ответственность за деяния: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (тяжкое преступление).

Часть третья ст. 181 предусматривает ответственность за действия, если они: а) совершены организованной группой; б) повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (особо тяжкое преступление).

Научный обзор ст. 182 «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Общественная опасность исследуемого преступления характеризуется совершением противоправного деяния, нарушающего нормальное функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, подрывом основы общественной безопасности путем устрашения и запугива-

ния населения, поддержанием постоянного страха.

Объектом преступления признается общественная безопасность, дополнительным - жизнь и здоровье людей, собственность. Конструкция статьи содержит один формальный состав, включающий альтернативные признаки предмета преступления. Объективная сторона выражается «в заведомо ложном сообщении о готовящемся взрыве, поджоге и иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий» (преступление небольшой тяжести).

Научный обзор ст. 177.1 «Вовлечение лица в совершение преступления террористического характера, вооружение, обучение лица или иное содействие в совершении указанного преступления». Общественная опасность рассматриваемого преступления характеризуется противоправными действиями, направленными на подрыв общественной безопасности путем создания условий совершения преступлений террористического характера. Комментируемая статья состоит из двух самостоятельных частей и примечания. В примечании предусматривается основание освобождения от уголовной ответственности, согласно которому «лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма либо пресечению указанного в настоящей статье преступления террористического характера и если в деяниях этого лица не содержится иного состава преступления».

Объективная сторона преступления выражается в любых альтернативных действиях, указанных в диспозиции, путем вовлечения лица в совершение преступления террористического характера, вооружение, обучение лица или иное содействие в совершении указанного преступления (часть 1 - тяжкое преступление). Состав имеет формальную законодательную конструкцию, и преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного

из перечисленных действий, указанных в диспозиции статьи, независимо от наступления общественно опасных последствий.

Во второй части установлена ответственность за создание террористической организации, а равно руководство такой организацией (особо тяжкое преступление).

Научный обзор ст. 177.2 «Финансирование преступлений террористического характера или террористической организации». Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в подрыве общественной безопасности путем оказания материальной или иной помощи в совершении преступлений террористического характера. Комментируемая статья предусматривает основной (часть 1) и квалифицированный состав (часть 2). К указанной статье сформулировано два примечания. В примечании первом указывается, что понимать под преступлениями террористического характера. К ним относятся преступления, предусмотренные ст. 110, 177, 178, 181 и 298 УК РФ, также к ним могут быть отнесены и другие преступления, если они сопряжены с актом терроризма. В примечании автором дается перечень средств, которые используются в качестве финансирования террористической деятельности. К ним относятся активы любого рода, материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, независимо от способа их приобретения, а также документы или акты в любой форме, в том числе в электронной или цифровой, удостоверяющие право на такие активы или участие в них, включая банковские кредиты, дорожные чеки, банковские чеки, почтовые переводы, ценные бумаги, выгоды имущественного характера, но не ограничиваясь ими.

Объективная сторона комментируемого преступления заключается в финансировании преступлений террористического характера или террористической организации, то есть предоставлении прямо или косвенно средств или их сбор, а равно предоставление финансовых или иных соответствующих услуг либо льгот в целях использования их, полностью или частично (часть 1 - тяжкое преступление).

Преступление признается оконченным в момент предоставления прямо или косвенно средств или их сбора, а равно предостав-

ления финансовых или иных соответствующих услуг либо льгот в целях использования их полностью или частично. В части второй (квалифицированный состав) сформулированы действия, указанные в части первой, совершенные лицом с использованием своего служебного положения либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации (тяжкое преступление).

Научный обзор ст. 177.3 «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма». Общественная опасность преступления заключается в распространении среди населения идеологии терроризма как одной из форм воздействия на принятие решения органами власти и оказания давления на политических оппонентов.

Основной состав преступления заключается «в публичных призывах к осуществлению террористической деятельности или публичном оправдании терроризма» (часть 1 - преступление средней тяжести).

Публичные призывы к террористической деятельности считаются оконченными с мо-

Список литературы _

мента их осуществления, и они не связаны с достижением конкретных последствий.

Публичное оправдание терроризма считается оконченным с момента публичного доведения до неопределенного круга лиц информации, оправдывающей терроризм, о признании идеологии и практики терроризма правомерными, нуждающимися в одобрении, поддержке, необходимости и целесообразности.

Согласно примечанию к статье под публичным оправданием терроризма понимается публичное заявление о признании идеологии и практики терроризма правильными, нуждающимися в поддержке и подражании.

Во второй части (квалифицированный состав) предусмотрено деяние с использованием средств массовой информации (преступление средней тяжести). Использование средств массовой информации (журналы, газеты, книги, брошюры и т. п.) включает также электронные и информационно-телекоммуникационные сети, в том числе сеть «Интернет».

1. Волженкин, Б. В. Модельный уголовный кодекс и его влияние на формирование уголовного законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств / Б. В. Волженкин // Новое уголовное законодательство стран СНГ и Балтии : сборник научных статей / под ред. Л. Л. Кругликова, Н. Ф. Кузнецовой. Москва, 2002.

2. Гаагская Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - Вып. XXVII. - Москва, 1974. - С. 292-296.

3. Кузнецов, А. П. Криминалистические меры по предотвращению террористических проявлений на объектах транспортной инфраструктуры / А. П. Кузнецов // Вестник Российского университета кооперации. - 2015. -№ 4(22). - С. 122-125.

4. Кузнецов, А. П. Обязательные работы в уголовном законодательстве : монография / А. П. Кузнецов. - Нижний Новгород, 2020.

5. Кузнецов, А. П. Проблемы ответственности за террористический акт (национальные и международные аспекты) : учебное пособие / А. П. Кузнецов, Н. Н. Маршакова ; под ред. А. П. Кузнецова. - Нижний Новгород, 2009. - 98 с.

6. Маршакова, Н. Н. Терроризм и экстремизм: уголовно-правовое противодействие, квалификация : монография / Н. Н. Маршакова; под ред. А. П. Кузнецова. - Нижний Новгород., 2015. - 272 с.

7. О транспортной безопасности : федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 7. - Ст. 837.

8. Приложение к «Информационному бюллетеню». - 1996. - № 10. - 216 с.

9. Римская Конвенция о борьбе с незаконными активами, направленными против безопасности морского судоходства // Бюллетень международных документов. - 2001. - № 1.

10. Сборник международных договоров СССР. - Вып. XLШ. - Москва, 1989. - С. 99-105.

11. Токийская Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.) // Сборник Международных договоров СССР. - Вып. ХЫ^ - Москва, 1990. - С. 218-225.

References_

1. Volzhenkin B.V. Model'ny'j ugolovny'j kodeks i ego vliyanie na formirovanie ugolovnogo zakonodatel'stva gosudarstv-uchastnikov Sodruzhestva Nezavisimy'x Gosudarstv, Novoe ugolovnoe zakonodatel'stvo stran SNG i Baltii : sbornik nauchnyx statej / pod red. L.L. Kruglikova, N.F. Kuzneczovoj. Moskva, 2002.

2. Gaagskaya Konvenciya o bor'be s nezakonny'm zaxvatom vozdushny'x sudov (1970), Sbornik dejstvuyushhix dogovorov, soglashenij i konvencij, zaklyuchenny'x SSSR s inostrannymi gosudarstvami, Vy'p. XXVII. Moskva, 1974, pp. 292-296.

3. Kuzneczov A.P. Kriminalisticheskie mery' po predotvrashheniyu terroristicheskix proyavlenij na ob''ektax transportnoj infrastruktury', Vestnik Rossijskogo universiteta kooperacii, 2015, no. 4(22), pp. 122-125.

4. Kuzneczov A.P. Obyazatel'nye raboty' v ugolovnom zakonodatel'stve: monografiya. Nizhnij Novgorod, 2020.

5. Kuzneczov A.P., Marshakova N.N. Problemy otvetstvennostizaterroristicheskijakt(nacional'nyeimezhdunarodnye aspekty): uchebnoe posobie / pod red. A.P. Kuzneczova. Nizhnij Novgorod, 2009, 98 p.

6. Marshakova N.N. Terrorizm i e'kstremizm: ugolovno-pravovoe protivodejstvie, kvalifikaciya: monografiya / pod red. A.P. Kuzneczova. Nizhnij Novgorod., 2015, 272 p.

7. O transportnoj bezopasnosti : federal'ny'j zakon ot 09.02.2007 № 16-FZ, Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii, 2007, no. 7, st. 837.

8. Prilozhenie k «Informacionnomu byulletenyu», 1996, no. 10, 216 p.

9. Rimskaya Konvenciya o bor'be s nezakonny'mi aktivami, napravlenny'mi protiv bezopasnosti morskogo sudoxodstva, Byulleten mezhdunarodnyx dokumentov, 2001, no. 1.

10. Sbornik mezhdunarodnyx dogovorov SSSR, Vy'p. XLIII. Moskva, 1989, pp. 99-105.

11. Tokijskaya Konvenciya o prestupleniyax i nekotory'x drugix aktax, sover-shaemy'x na bortu vozdushny'x sudov (1963 g.), Sbornik Mezhdunarodnyx dogovorov SSSR, Vy'p. XLIV, Moscva, 1990, pp. 218-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.