Некоторые аспекты уголовной политики в сфере охраны свобод личности
О.В. Волкова
Рассмотрена система мер защиты прав и свобод личности в уголовном законодательстве РФ и связанные с этим актуальные вопросы уголовной политики государства. Дана классификация преступлений против прав и свобод личности. Проведен анализ соответствующих статей УК РФ по ряду признаков: положению в составе Особенной части УК, характеру и тяжести санкций, видам уголовного преследования, подследственности и др. Отмечается как определенная логика, так и очевидная непоследовательность в ряде важных аспектов уголовной политики (несоответствие объектов уголовно-правовой защиты в ст. 206 УК РФ, неоправданный разброс санкций и категорий тяжести преступлений, неясность с подследственностью преступлений против личной свободы и др.). Даны конкретные предложения по совершенствованию норм Уголовного кодекса.
Ключевые слова: права и свободы личности, личная свобода, санкции по преступлениям, степень тяжести преступления, основные составы, квалифицированные составы, частно-публичное обвинение, публичное обвинение, переквалификация преступления, объективная сторона преступления, подследственность.
Одно из наиболее важных направлений политики государства - охрана свобод личности. Согласно ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью; их признание, соблюдение и защита -обязанность государства. Согласно п. 35 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., одной из целей обеспечения национальной безопасности является защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина; данный документ предусматривает постоянное совершенствование правоохранительных мер по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступных посягательств на них [1]. Государство тем самым предоставляет необходимые средства для защиты свобод личности, и поскольку такая деятельность осуществляется на основе уголовного права, она относится к уголовной политике.
В уголовном законодательстве РФ предусмотрены различные меры защиты личной свободы, половой свободы, конституционных прав и свобод, экономической свободы. Целесообразно провести анализ степени их охраны по разным основаниям, чтобы выяснить, какие из указанных свобод охраняются в наибольшей мере.
По объекту. Как известно, четкое представление о характере и общественной опасности преступления можно получить, установив его место в системе Особенной части Уголовного Кодекса: к какой главе оно относится, как расположен его состав в рамках определенной группы преступлений. Из всех прав и свобод личности в УК РФ на первом месте в качестве объекта охраны стоит личная (физическая) свобода - гл. 17 (ст. 126-128) УК РФ, затем половая свобода - гл. 18 (ст. 131-133) УК РФ, далее следуют конституционные
Волкова О.В. Некоторые аспекты уголовной политики в сфере охраны свобод личности
121
права и свободы (гражданские, политические, социальные) - гл. 19 (ст. 136— 149) УК РФ) [2]. Только после них УК РФ охраняет экономическую свободу — гл. 22 (ст. 169, 178, 179, 185.1—185.4) УК РФ. Отметим также, что преступления против личной свободы, половой свободы, конституционных прав и свобод и политических свобод расположены в разделе VII и соответственно отнесены к преступлениям против личности, тогда как преступления против экономической свободы расположены в разделе VIII «Преступления в сфере экономики». По мнению М.В. Баглая, это деление соответствует классификации, содержащейся в Конституции РФ [5, с. 166], и такой же точки зрения придерживается А.В. Наумов [7, с. 142].
Вместе с тем, при внимательном рассмотрении структуры Особенной части УК РФ становится очевидным, что некоторые группы преступлений, объединенные в разделы и главы, не всегда следуют установленным правилам, как бы «выбиваются» из них. Так, преступления против свободы расположены в разделе VII «Преступления против личности», в главе 17 «Преступления против свободы, чести и достоинства личности», что, по нашему мнению, не совсем оправданно. Безусловно, ограничение личной свободы затрагивает в какой-то мере честь и достоинство человека, но все-таки это разные по значимости права, требующие самостоятельной уголовно-правовой оценки.
К преступлениям против свободы в соответствии с УК РФ относятся: «Похищение человека» (ст. 126), «Незаконное лишение свободы» (ст. 127), «Торговля людьми» (ст. 127.1), «Использование рабского труда» (ст. 127.2), «Незаконное помещение в психиатрический стационар» (ст. 128). Кроме того, существуют специальные нормы, которые предусматривают посягательство на свободу человека в качестве дополнительного объекта — ст. 206 и ст. 301 УК РФ, причем ст. 206 «Захват заложников» расположена в главе 24 раздела IX «Преступления против общественной безопасности», а ст. 301 «Незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей» — в главе 31 «Преступления против правосудия».
Поскольку в правоприменительной практике довольно часто возникают трудности при отграничении составов захвата заложника и похищения человека, а также ситуации переквалификации деяний со ст. 206 на ст. 126, мы считаем необходимым включить в наш анализ и указанные статьи. Вопрос об отнесении преступлений, предусмотренных ст. 206 и 301 УК РФ, к преступлениям против личной свободы до сих пор остается дискуссионным. Присутствие в уголовном праве деяний, посягающих сразу на два объекта преступления, не укладывается в существующую схему построения Особенной части УК. Трудно понять, почему преступления, посягающие на один объект (личность), находятся в самом начале Особенной части, а посягающие на два объекта, — после однообъектных преступлений. К тому же в большинстве случаев в преступлениях, не расположенных в разделе VII, в качестве допол-
122
Правосудие и права человека
нительного объекта выступает именно жизнь, здоровье и личная свобода человека. Вряд ли это можно объяснить указанием на стремление виновного причинить вред именно основному объекту посредством нарушения дополнительного.
Мы разделяем точку зрения Т.Н. Нуркаевой, которая предлагает выделить все преступления против неприкосновенности личной свободы в отдельную главу Особенной части УК РФ [8, с. 153]. Она также отмечает, что авторы некоторых учебников по Особенной части уголовного права рассматривают преступления против чести и достоинства и против личной свободы человека в разных главах. Л.В. Инногамова-Хегай относит эти преступления к преступлениям международного характера и предлагает раздел 12 действующего УК РФ дополнить гл. 35 «Преступления международного характера», куда бы вошли составы похищения людей, торговли людьми, рабства, работорговли и др. [6, с. 260]
По сроку наказания. Если рассмотреть основные составы преступлений против личной свободы, нетрудно заметить, что практически во всех статьях единственным видом наказания является лишение свободы и, в связи с недавними изменениями в УК, ограничение свободы как дополнительное наказание. Исключение составляют ч. 2 ст. 128 (незаконное помещение в психиатрический стационар) и ч. 1 ст. 301 УК РФ (незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей), где помимо лишения свободы предусмотрено лишение права занимать определенную должность и заниматься определенной деятельностью. Такое решение вполне оправданно, если учесть, что эти преступления совершаются специальным субъектом -лицом, наделенным определенными служебными обязанностями. В данном случае законодатель не счел необходимым применять имущественные наказания в виде штрафа или конфискации имущества даже за те деяния, которые совершаются из корыстных побуждений.
Торговля людьми и использование рабского труда, хотя и предполагают не менее циничное обращение с человеком и его свободой, чем похищение, предусматривают не столь суровое наказание по ч. 1 ст. 127.1 и ч. 1 ст. 127.2 УК РФ; максимальное наказание по ним установлено в виде лишения свободы на срок до шести и до пяти лет соответственно. За незаконное лишение свободы по ч. 1 ст. 127 может быть назначено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, за незаконное помещение лица в психиатрический стационар по ч. 1 ст. 128 - до трех лет. Такое решение законодателя, по-видимому, нельзя признать правильным. И при похищении, и при незаконном лишении свободы происходит удержание лица в условиях неволи с той лишь разницей, что при похищении человека удержанию предшествует захват и перемещение лица в место удержания. Торговля людьми предполагает совершение действий, составляющих объективную сторону похищения человека либо незаконного лишения свободы. При незаконном поме-
Волкова О.В. Некоторые аспекты уголовной политики в сфере охраны свобод личности
123
щении лица в психиатрический стационар также могут осуществляться его захват и перемещение. Следовательно, при приблизительно равной общественной опасности рассматриваемых деяний возникает очевидная диспропорция в санкциях, предусмотренных за их совершение. Вероятно, это привело к непоследовательности и при решении вопроса об освобождении лица от уголовной ответственности. Специальный вид освобождения предусмотрен лишь в ст. 126, 127.1 и 206 УК РФ; непонятно, почему аналогичное примечание отсутствует в ст. 127 УК РФ.
Заметим, что по преступлениям, посягающим на половую свободу, диспропорция в санкциях отсутствует. По всем частям ст. 131 и 132 УК РФ предусмотрен лишь один вид наказания (лишение свободы), и установленные законодателем сроки полностью соответствуют один другому. Мы расцениваем это как последовательное проведение уголовной политики, оправданное как с научной, так и с правоприменительной точки зрения.
Для санкций по преступлениям против конституционных прав и свобод характерно наличие альтернативных видов наказания. В каждой из соответствующих статей в качестве наказания предусмотрены штраф, исправительные работы, обязательные работы. Лишение свободы (во многих из этих статей отсутствующее) возможно лишь на небольшие сроки, в основном до трех лет, иногда - до шести. Судя по правоприменительной практике, наиболее распространенным наказанием за преступления против конституционных прав и свобод является штраф.
Примерно такая же картина складывается и по преступлениям, посягающим на экономическую свободу. Во всех случаях в качестве меры наказания присутствует штраф, что представляется вполне логичным и оправданным, и практически во всех - лишение свободы. Примечательно, что сроки лишения свободы за указанные деяния не так уж малы (максимальный срок в среднем составляет шесть лет).
Таким образом, из всех преступлений против прав и свобод человека наибольшие сроки лишения свободы предусмотрены за преступления против личной свободы, что свидетельствует о признании их особой тяжести и общественной опасности. Вместе с тем, мы считаем, что существуют диспропорции в предусмотренных за них санкциях, и это положение необходимо исправить.
По категории степени тяжести. В соответствии со ст. 15 УК РФ степень тяжести преступления определяется исходя из его характера и степени общественной опасности и зависит от наказания в виде лишения свободы и формы вины.
Вопрос о соотношении категорий преступлений против личной свободы, на наш взгляд, решен крайне непоследовательно. Исходя из анализа санкций по основным составам рассматриваемых статей, можно сделать вывод, что наибольшую общественную опасность, по мнению законодателя, представ-
124
Правосудие и права человека
ляют захват заложника и похищение человека. Максимальное наказание за них предусматривается в виде лишения свободы сроком от пяти до десяти и от четырех до восьми лет соответственно, и они относятся к категории тяжких преступлений. Далее идет торговля людьми, основной состав которой также относится к категории тяжких деяний. К преступлениям средней тяжести относятся основные составы ст. 127.2 и 128 УК РФ, небольшой тяжести -основные составы незаконного лишения свободы и незаконного задержания (заключения под стражу, содержания под стражей).
Квалифицированные составы распределены следующим образом. Во второй части рассматриваемых статей к категории особой тяжести относятся составы похищения человека и захвата заложника, к тяжким - торговля людьми, использование рабского труда и незаконное помещение в психиатрический стационар, а два состава относятся к категории средней тяжести (ч. 2 ст. 127.1 и ч. 2 ст. 301). Практически во всех статьях, касающихся преступлений против личной свободы, третья часть относятся к деяниям особой тяжести (составы ст. 126, 127.1, 127.2, 206), и только в двух случаях - к тяжким (незаконное лишение свободы, незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей). Часть 4 предусмотрена только в ст. 206 УК РФ (захват заложников), и естественно, относится к деяниям особой тяжести.
Итак, преступления против личной свободы в основном относятся к категории тяжких (10 составов из 21, включая части статей). Из всех составов наибольшую общественную опасность представляют лишение свободы и захват заложников. Но при этом необходимо помнить, что ст. 206 УК РФ расположена в разделе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму» были внесены очередные изменения в УК РФ [3], касающиеся ст. 105, 205, 206, 281. Так, п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривал ответственность за убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника. Теперь слова «захватом заложника» из него исключены, и одновременно ст. 206 «Захват заложника» дополнена новой (четвертой) частью, предусматривающей ответственность за умышленное причинение смерти человеку. Трудно понять цели такого нововведения, поскольку вовсе не ясно, способствует ли оно усилению борьбы с терроризмом. В самом деле, прежде в случае убийства лиц в процессе захвата заложников такие действия квалифицировались по совокупности двух статей - п. «в» ч. 2 ст. 105 и ст. 206 УК РФ. Наказание назначалось по совокупности преступлений, и окончательный срок лишения свободы в соответствии со ст. 69 УК РФ мог равняться 25 годам. Теперь новая редакция ст. 206 УК РФ не позволяет назначить наказание в виде лишения свободы более чем на 20 лет. Складывает-
Волкова О.В. Некоторые аспекты уголовной политики в сфере охраны свобод личности
125
ся парадоксальная ситуация: если убьют похищенное лицо, то наказание должно быть назначено по совокупности двух указанных статей с максимальным сроком лишения свободы 25 лет, а если это произойдет с заложником, то максимальное наказание будет равняться 20 годам лишения свободы.
Конечно, не исключена возможность применения такого вида наказания, как пожизненное лишение свободы; оно указывается в качестве альтернативной меры в ч. 2 ст. 105 и ч. 4 ст. 206 УК РФ, но это скорее исключение, чем правило. Здесь явно не соблюдается порядок охраны объектов преступного посягательства. При квалификации убийства заложника по п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ основным объектом охраны была жизнь человека; теперь же при квалификации подобных действий по ч. 4 ст. 206 УК РФ основным объектом становится общественная безопасность, а жизнь заложника выступает как дополнительный объект. Нарушена важнейшая догма уголовного права, которая гласит, что более тяжкое преступление не может являться квалифицирующим признаком менее тяжкого.
Таким образом, очередная поправка в УК РФ привела не к гуманизации закона, а к нарушению принципа справедливости, согласно которому наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Очевидно, что непосредственным объектом защиты при захвате заложника должна быть признана личная свобода и жизнь человека, а дополнительным - общественная безопасность, поскольку последняя не может считаться для государства более важным объектом охраны, чем первая.
По преступлениям, посягающим на половую свободу, вопрос о степени тяжести решен логично и последовательно. Исходя из санкций, содержащихся в соответствующих статьях УК, все они (включая основные составы) относятся к категории тяжких и особо тяжких. Исключение составляет ст. 133 УК РФ, в которую включены преступления небольшой тяжести.
Основные составы главы 19 УК РФ (преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина) относятся к преступлениям небольшой тяжести, а квалифицированные составы - большей частью к средней тяжести; лишь особо квалифицированный состав ст. 146 относится к категории тяжких. Несколько большую степень общественной опасности представляют преступления против экономической свободы; половина из них относится к категории тяжких, но основные составы все же, как правило, относятся к категории небольшой тяжести.
По видам уголовного преследования. В соответствии со ст. 20 УПК РФ уголовное преследование может осуществляться в публичном, частнопубличном и частном порядке. К делам частно-публичного обвинения относятся уголовные дела по преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 131, 132 УК РФ, (против половой свободы), ч. 1 ст. 136, 137, 138, 139 (против граж-
126
Правосудие и права человека
данских свобод), а также ч. 1 ст. 145, 146, 147 УК РФ (невыплата зарплаты, нарушение авторских прав и др.). Это означает, что они возбуждаются только по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат, за исключением преступлений небольшой и средней тяжести, когда обвиняемый, примирившись с потерпевшим, загладил причиненный последнему вред [4]. Остальные преступления рассматриваемой группы, посягающие на личную и экономическую свободу, считаются делами публичного обвинения. Сообщить о таком преступлении может любое лицо, которому стало о нем известно, и поводами для возбуждения уголовного дела, согласно ст. 140 УПК РФ, может служить заявление о преступлении, явка с повинной, а также сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Это подтверждает наш вывод, что преступления против личной свободы охраняются государством в большей степени, чем против половой свободы и некоторых конституционных свобод, где дело может быть прекращено на любой стадии производства ввиду примирения сторон.
По виду предварительного расследования. Предварительное следствие, согласно ст. 151 УПК РФ, проводится по всем преступлениям против личной свободы (включая ст. 206 и ст. 301 УК РФ), половой свободы, конституционных прав и свобод, экономической свободы. Исключением является основной состав незаконного лишения свободы (ч. 1 ст. 127 УК РФ), по которому проводится дознание, являющееся, как известно, упрощенной формой предварительного следствия. Очевидно, что общественные отношения, при нарушении которых предусматривается более тщательное и подробное расследование, охраняются государством в большей степени. Следовательно, к ним также относятся права и свободы личности, поскольку преступления против них взяты под особый контроль.
По органу, производящему расследование. Согласно ст. 151 УПК РФ, уголовные дела по преступлениям, посягающим на половую свободу и все конституционные свободы, относятся к компетенции Следственного комитета при Прокуратуре РФ, а дела по преступлениям против экономической свободы расследуются органами внутренних дел. Более сложная ситуация с подследственностью преступлений против личной свободы. Так, дела по ст. 126, ч. 2, 3 ст. 127, ч. 2, 3 ст. 127.1, ч. 2, 3 ст. 127.2, ст. 128 УК РФ, а также по ст. 301 УК РФ находятся в ведении Следственного комитета при Прокуратуре РФ. Следователи органов внутренних дел расследуют дела о преступлениях, предусмотренных ст. 127.1, ст. 127.2 и ст. 206 УК РФ. Дознаватели МВД рассматривают только уголовные дела по ч. 1 ст. 127 УК РФ. Все это вызывает определенные трудности у работников правоохранительных органов, поскольку преступления против личной свободы очень часто переквалифицируются с одного состава на другой. Как показывает практика, такая переквалификация возможна как внутри статьи (с одной ее части на другую), так и
Волкова О.В. Некоторые аспекты уголовной политики в сфере охраны свобод личности
127
между смежными составами преступлений (например со ст. 126 на ст. 127, или со ст. 206 на ст. 126 либо ст. 127) в силу их поразительной схожести и неопределенности признаков объективной стороны преступления.
На наш взгляд, с точки зрения уголовно-процессуальной экономии и с учетом сложности расследования следует передать подследственность по всем видам преступлений против личной свободы в Следственный комитет при Прокуратуре РФ. Аналогичным образом вопрос о подследственности предложил решить Президент РФ в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ», направленного на повышение эффективности противодействия рейдерским захватам [9]. С учетом повышенной общественной опасности рейдерства и особой сложности расследования этих деяний законопроектом предусматривается передать их в ведение Следственного комитета; аналогичным образом необходимо поступить и с преступлениями против личной свободы.
Из проведенного нами анализа можно сделать следующие выводы. Государство охраняет целый ряд прав и свобод личности. Уголовная ответственность предусмотрена за посягательства на личную свободу, половую свободу, конституционные права и свободы, экономическую свободу. При сравнении места, отводимого объектам их охраны в системе УК РФ, санкций соответствующих статей, категорий преступления, вида уголовного преследования, подследственности становится очевидным, что в наибольшей степени охране подлежит именно личная свобода.
К преступлениям против личной свободы мы относим предусмотренные ст. 126, 127, 127.1, 127.2, 128, 206 и 301 УК РФ, которые предлагаем выделить в отдельную главу Особенной части Уголовного кодекса. Сопоставление этих статей позволяет выявить ряд очевидных недоработок законодателя. К ним относятся, в частности, несоответствие объектов охраны в отношении ст. 206 и 301 УК РФ, неоправданный разброс санкций и категорий тяжести преступлений несмотря на их схожесть и неопределенность признаков их объективной стороны. Подследственность по всем преступлениям против личной свободы необходимо передать Следственному комитету при Прокуратуре РФ.
Серьезной ошибкой, требующей скорейшего устранения, мы считаем внесение в ч. 4 ст. 206 УК РФ умышленного убийства заложника в качестве квалифицирующего признака; в результате такой новации основным объектом охраны по данной статье становится общественная безопасность, а жизнь человека - дополнительным. Кроме того, нарушается незыблемое правило, что более тяжкое преступление не может быть квалифицирующим признаком менее тяжкого.
Можно понять стремление законодателя усовершенствовать нормы Уголовного кодекса, но при этом нельзя допускать очевидной несогласованности
128
Правосудие и права человека
в определении места объектов уголовно-правовой охраны, а также в санкциях за практически аналогичные преступления. Вносимые изменения должны способствовать улучшению уголовного законодательства в целом, а не делать его запутанным и противоречивым. Уголовная политика государства должна быть более продуманной и взвешенной.
Литература
1. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Российская газета. -2009. - № 88.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 4 октября 2010 г.). Доступ из электронной базы нормативной правовой информации «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 321-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru
4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 27 июля 2010 г.). Ч. 3. Ст. 20, 25. URL: http://www.consultant.ru
5. БаглайМ.В. Конституционное право РФ: Учебник. - М.: Норма, 2002.
6. Инногамова-Хегай Л.В. Система преступлений в международном и российском уголовном праве // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке: Сб. материалов третьей Международной науч.-практ. конференции. - M.: МГЮА, 2006.
7. Наумов А.В. Российское уголовное право: Курс лекций. Т. 2. - M.: Волтерс Клу-вер, 2007.
8. Нуркаева Т.Н. Уголовно-правовая охрана личных (гражданских) прав и свобод человека: вопросы теории и практики: Дисс. ... д-ра юрид. наук. - М., 2007.
9. Президент внес на рассмотрение в Госдуму проект федерального закона, на-
правленного на повышение эффективности противодействия рейдерским захватам // Президент России: официальный сайт. URL:
http://news.Kremlin.ru/news/7364