Научная статья на тему 'Преступления, связанные с убийством, в классификационных моделях видов преступлений (возможность обособления)'

Преступления, связанные с убийством, в классификационных моделях видов преступлений (возможность обособления) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
202
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / CLASSIFICATION OF CRIMES / СВЯЗАННЫЕ С УБИЙСТВОМ / THE CRIMES CONNECTED WITH MURDER / ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ / LIFE DEPRIVATION / БОРЬБА С ПРЕСТУПНОСТЬЮ / FIGHT AGAINST CRIME / ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стешич Елена Сергеевна

В статье последовательно отстаивается мысль о необходимости предметного изучения преступлений, связанных с убийством, и выделении их в отдельную классификационную группу гомицидальные преступления. По мнению автора, это позволит определить целенаправленный подход к изучению гомицидальной преступности и разработке столь же целевой, адресной программы борьбы с этой опаснейшей разновидностью криминального насилия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MURDER RELATED CRIMES, IN THE CLASSIFICATION MODELS OF CRIME TYPES (THE POSSIBILITY OF SEPARATION)

In article the thought of need of subject studying of the crimes connected with murder, and their allocation in separate classification group gomitsidalny crimes consistently is defended. According to the author, it will allow to define purposeful approach to studying of gomitsidalny crime and development of so target, address program of fight against this most dangerous kind of criminal violence.

Текст научной работы на тему «Преступления, связанные с убийством, в классификационных моделях видов преступлений (возможность обособления)»

Исключительная значимость жизни человека, необходимость ее должной криминологической защищенности позволяют автору настоящей статьи последовательно отстаивать мысль о необходимости предметного изучения преступлений, связанных с убийством, и выделении их в отдельную классификационную группу.

Классификация - это система соподчиненных понятий, классов, объектов какой-либо области знания или деятельности человека, используемая как средство для установления связи между этими понятиями или классами объектов. Классификация содействует движению науки от эмпирического накопления знаний до ее теоретического осмысления [1, с. 120].

Следует отметить, что до настоящего времени в криминологии не разработано единой классификационной модели видов преступлений. Это прослеживается при анализе как современных, так и более ранних учебников по криминологии, в которых, как пишет профессор В. Е. Эминов, «не достигнуто единства и необходимой строгости в систематизации преступлений» [2, с. 294].

Особенная часть первых советских учебников по криминологии или вообще не имела каких-либо классификаций [3], либо в рамках отдельных глав преступления объединялись по сходным уголовно-правовым признакам: против личности, особо опасные, составляющие пережитки местных обычаев и т. д. [4].

Однако использование отечественной криминологией на начальной стадии ее развития классификации преступлений по родовому объекту посягательства оказалось недостаточно продуктивным в практических целях, поскольку причины и меры предупреждения преступлений, объединенных единым родовым объектом, как правило, существенно различаются, и, наоборот, преступления, посягающие на разные объекты, могут иметь заметное криминологическое сходство [5, с. 30]. Поэтому, профессор В. Н. Кудрявцев отмечает: «Криминологическая классификация преступлений не совпадает с уголовно-правовой, которая не раскрывает ни субъективных, ни объективных причин преступного поведения» [6, с. 169].

В последующих учебниках систематизация преступлений была продолжена объединением в более крупные криминологическим блоки, однако, по разным основаниям (наличие судимости, возраст, объект посягательства, мотивация, форма вины): рецидивная преступность; несовершеннолетних и молодежи; хищений социалистического имущества, корыстная должностная, корыстная хозяйственная; умышленные насильственные преступления против личности и хулиганство; кражи, мошенничество, грабежи и разбои; преступления, совершаемые по неосторожности и пр. [7, с. 309402].

В более позднем учебнике по криминологии под редакцией профессора А. И. Долговой рассматриваются другие группы преступных посягательств, обособление которых связано с существованием новых криминальных реалий: насильственная, общеуголовная корыстная, экономическая, коррупционная, экологическая, налоговая, государственная, воинская, организованная, профессиональная, преступность в экстремальных ситуациях, пенитенциарная, женская, несовершеннолетних, рецидивная [8].

В курсе лекций по криминологии, изданном в 2004 г., профессор Ю. М. Антонян дает несколько иную классификацию, включающую: преступность несовершеннолетних; насильственную преступность, корыстную преступность, коррупционную преступность, сексуальную преступность, терроризм, организованную преступность, женскую преступность; преступность в местах лишения свободы, преступность военнослужащих, фоновые криминогенные явления [9].

Подобный феномен можно объяснить с одной стороны тем, что Особенная часть криминологии более изменчива, функционально связана с новыми тенденциями преступности, с другой стороны, появляются новые классификационные признаки, более отвечающие интересам современной криминологической науки.

Профессор Ю. М. Антонян в своем труде приводит широкий перечень признаков, которые могут быть положены в основу деления преступности на виды: 1) характер и содержание преступных действий (например, насильственная, корыстная); 2) место совершения преступлений (городская и сельская преступность); 3) время года и время суток (преступность весенне-летнего периода или преступность предпраздничных и праздничных дней, ночная преступность); 4) сферы жизни (досуговая, воинская, бытовая и уличная преступность); 5) отрасли народного хозяйства

(преступность в сфере экономической деятельности, в сельском хозяйстве, промышленности; 6) отрасли государственного управления (коррупция в органах местного самоуправления, правоохранительных органах); 7) степень общественной опасности совершенных преступлений (например, преступность, не представляющая значительной общественной опасности, преступность средней тяжести, тяжкая и особо тяжкая преступность); 8) возраст преступников (преступность несовершеннолетних или молодежная преступность); 9) в зависимости от того, привлекались ли ранее те или иные лица к уголовной ответственности (рецидивная и первичная преступность); 10) пол преступников (женская преступность); 11) в зависимости от того, совершено ли преступление в одиночку или в группе (групповая преступность). При этом автор не считает перечень исчерпывающим. Возможность формирования иных классификационных критериев представляется им вполне возможной [9].

В недавно изданном курсе мировой и российской криминологии профессор В. В. Лунеев обосновывает существование комплексного интеграционного критерия, основанного на мотивации преступного поведения, что позволило автору выделить политически мотивированную преступность (политическая, терроризм, преступления экстремистского характера), насильственную преступность (умышленное убийство и иные формы насилия), корыстную преступность (против собственности, в сфере экономической деятельности, коррупционная преступность), анархическую преступность, легкомысленную преступность, преступность со сложными формами криминальной мотивации (организованная, преступность несовершеннолетних и молодежи, женская преступность, преступность военнослужащих) [5]. При этом, в существовании множества критериев выделения групп преступлений, автор курса с научной точки зрения не видит ничего невероятного. «Установление особенности есть не что иное, как проявление универсального взаимодействия всех явлений и процессов. Связи между ними и преступным поведением могут быть прямыми и косвенными, постоянными и временными, существенными и несущественными, необходимыми и случайными, причинными и сопутствующими, функциональными и статистическими и т. п. Любая из перечисленных связей может иметь то или иное практическое значение, в установлении которых большую роль играет правильный выбор критерия классификации» [5]. Главное, чтобы применяемый в конкретном случае классификационный критерий был научно обоснован и объективно необходим для изучения современных криминальных реалий, позволял углубиться в понимание отдельных криминологических особенностей.

По мнению Ю. М. Антоняна, насильственные преступления могут быть разделены на отдельные группы по разным признакам, в частности, по наступившим последствиям [10, с. 52], которые, как элемент, входят в характеристику объективной стороны преступления. Поскольку преступления, связанные с убийством, могут отличаться по способу совершения преступления, форме вины, мотивации преступного поведения, личности преступника и жертвы, то использование уголовно-правового критерия в целях углубления их изучения вполне оправданно.

«При анализе объективной стороны убийства, - писал профессор С. В. Бородин, - необходимо учитывать, что действие или бездействие является лишь внешним признаком. Его общественная опасность, в конечном счете, заключается в причиненном вреде - смерти» [11, с. 71]. Поэтому целесообразность единого подхода к предупреждению убийств следует и из общей юридической природы составов преступлений, в которых в качестве конструктивного или квалифицирующего признака выступает смерть человека.

Вышеизложенное дает основания считать преступления, связанные с убийством, самостоятельным криминологическим феноменом, обозначив его как гомицидальная преступность. Термины «гомицидология», «гомицидальный» происходят от латинского «гомицид» или «homicidium» -убийство (лат. homo «человек», caedo «убийство») [12, с. 478], которое в юридической фразеологии римского права обозначало лишение жизни при любых обстоятельствах. В современном английском языке слово «гомицидальный» (homicidal) употребляется в трех значениях: 1) юридический, относящийся к убийству; 2) смертоносный; 3) медицинский, относительно душевнобольных, одержимых мыслью об убийстве; (homicidal mania) мания убийства.

Это позволит определить целенаправленный подход к изучению гомицидальной преступности и разработке столь же целевой, адресной программы борьбы с этой опаснейшей разновидностью криминального насилия.

Литература

1. Антонян Ю. М. Криминология. М., 2012.

2. Криминология / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. М., 2006.

3. Криминология. М., 1966.

4. Криминология. М., 1968.

5. Лунеев В. В. Курс мировой и российской криминологии: в 2 т. М., 2011. Т. II.

6. Кудрявцев В. Н. Правовое поведение: норма и патология. М., 1982.

7. Криминология и профилактика преступления / под ред. А. И. Алексеева. М., 1989.

8. Криминология / под общ. ред. А. И. Долговой. М., 1997.

9. Антонян Ю. М. Криминология: избранные лекции. М., 2004.

10. Антонян Ю. М. Преступная жестокость. М., 1994.

11. Бородин С. В. Преступления против жизни. СПб., 2003.

12. Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь. Около 50 000 слов. М., 1976.

13. Большой англо-русский словарь / под общ. ред. И. Р. Гальперина. М., 1972. Т. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.