Научная статья на тему 'ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ НА ТРАНСПОРТЕ, И ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА'

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ НА ТРАНСПОРТЕ, И ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
872
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОВЕРШЕННЫЕ НА ТРАНСПОРТЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТ / УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яманов Батыр Валериевич

Данная статья посвящена вопросам уголовно-правовой характеристики преступлений, совершенных на транспорте. Автором определяется соотношение транспортных преступлений и преступлений, совершенных на транспорте, а также определяется место транспорта в уголовно-правовой характеристике рассматриваемой группы преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ НА ТРАНСПОРТЕ, И ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

ВЕСТНИК НАУКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СОВЕРШЕННЫЕ НА ТРАНСПОРТЕ, И ИХ УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

^^И ТВОРЧЕСТВА Яманов Батыр Валериевич, Волгоградский институт управления -филиал РАНХиГС, г. Волгоград

E-mail: B.v.yamanov@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам уголовно-правовой характеристики преступлений, совершенных на транспорте. Автором определяется соотношение транспортных преступлений и преступлений, совершенных на транспорте, а также определяется место транспорта в уголовно-правовой характеристике рассматриваемой группы преступлений.

Ключевые слова: преступления, совершенные на транспорте, транспортные преступления, транспорт, уголовно-правовая характеристика, Следственный комитет РФ.

Прежде чем приступить к исследованию преступлений, совершенных на транспорте, необходимо рассмотреть вопрос их соотношения с транспортными преступлениями. Как справедливо утверждает В.Е. Суденко, преступления, совершенные на транспорте, могут иметь место не только на объектах транспортной инфраструктуры, но также и в других местах. В качестве примеров автор приводит убийство, хищение, причинение вреда здоровью, иные преступления, посягающие на личность, ее права и свободы [1, с. 44-45]. При этом основное различие между рассматриваемыми группами преступлений заключается в том, что транспортные преступления непосредственно затрагивают интересы, связанные с безопасным функционированием транспорта, в отличие от преступлений, совершенных на транспорте, которые имеют иной объект (личность, собственность, порядок прохождения военной службы и т.д.).

Необходимо отметить, что понятие «транспорт» может толковаться в двух аспектах: как одна из ключевых отраслей хозяйства, содержанием которой выступает перевозка пассажиров и грузов, или как технологический комплекс, включающий систему путей сообщения, зданий, сооружений, объектов связи и управления, а также транспортных средств и предназначенный для перевозки пассажиров и грузов (по смыслу п.п. 5, 12 ст. 1 Федерального закона от

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» [2]). В специальных нормативно-правовых актах железнодорожный и водный транспорт обобщенно именуются «производственно-технологическими комплексами», включающими объекты транспортной инфраструктуры (пути сообщения, сооружения, здания, иное имущество), а также транспортные средства [3].

Именно в значении, приведенном в нормах транспортного законодательства, следует толковать понятие «транспорт» применительно к Уголовному кодексу РФ, поскольку нарушение нормального функционирования любого из его элементов ставит под угрозу безопасность транспорта в целом.

Что касается транспортных средств, то их легальное определение приведено в п. 11 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ и подразумевает устройства, предназначенные для перевозки физических лиц и грузов (багажа, личных вещей, животных, оборудования, устройств и т.д.), и при толковании рассматриваемого понятия необходимо руководствоваться:

- положениями транспортных кодексов и уставов, иных правовых актов, конкретизирующими признаки транспортных средств применительно к отдельным видам транспорта (в том числе военного назначения);

- нормами УК РФ, конкретизирующими признаки транспортных средств применительно к отдельным составам преступления (например, Примечание 1 к ст. 264 УК РФ).

Анализ действующего уголовного законодательства позволяет утверждать, что транспорт может быть охарактеризован как уголовно-правовая, так и криминалистическая категория. С точки зрения уголовно-правовой квалификации транспорт выступает одним из следующих элементов состава преступления:

- предметом преступного посягательства (транспортные преступления, включенные в гл. 27 УК РФ; составы, предусмотренные ст.ст. 166, 167, 207, 211, 281, 350, 351, 352 УК РФ);

- орудием совершения преступления (ст.ст. 218, 227, 252, 256, 258 УК РФ);

- местом совершения преступления (ст. 213, п. «а» ч. 1 ст. 228.1 УК РФ).

Как криминалистическая категория, имеющая значение для уголовного

расследования, транспорт выступает:

а) объектом (предметом) преступного посягательства (в совокупности индивидуализирующих характеристик, таких, как: номерные знаки, цвет, модель, повреждения и т.д.);

б) местом совершения преступления (например, убийства, хищения, мошенничества и т.д.);

в) орудием преступного посягательства (например, при совершении убийства или террористического путем наезда, минирования транспортного средства).

С учетом вышеизложенного считаем, что преступлениям, совершенным на транспорте, присуща следующая основная черта: обязательным элементом их уголовно-правовой и/или криминалистической характеристики выступает

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

транспорт (транспортное средство или объект транспортной инфраструктуры). В указанном отношении транспортные преступления можно рассматривать как разновидность преступлений, совершенных на транспорте. При этом транспортные преступления характеризуются особыми признаками, обусловленными объектом преступного посягательства. К таким признакам относятся:

- уголовно-правовая характеристика транспорта как предмета или места (ст. 270 УК РФ) преступного посягательства;

- причинение вреда общественным отношениям, составляющим объект рассматриваемых преступлений, в результате несоблюдения специальных правил, направленных на обеспечение пассивной безопасности транспорта при его строительстве, ремонте и эксплуатации; создания или неустранения внутренних и внешних угроз нормальному (безаварийному) функционированию транспортного комплекса;

- совершение преступных деяний в сфере: строительства и ремонта, направленных на обеспечение пассивной безопасности транспорта лицом, на которое возложены соответствующие обязанности; создания или неустранения внутренних угроз нормальному (безаварийному) функционированию транспортного комплекса лицом, на которое возложены соответствующие служебные обязанности; создания внешних угроз нормальному (безаварийному) функционированию транспортного комплекса лицом, не наделенным какими-либо служебными обязанностями (пассажирами и т.д.).

Вышеназванные признаки в совокупности с объектом противоправного посягательства характеризуют транспортные преступления, позволяя разграничивать их с иными преступлениями, совершаемыми на транспорте.

Анализ ст. 151 УПК РФ [4] дает основание утверждать, что в практике Следственного комитета РФ (далее по тексту - СК РФ) подавляющее большинство преступлений, совершаемых на транспорте, являются таковыми с точки зрения целей и задач уголовного расследования, когда транспорт выступает предметом, орудием или местом преступного посягательства, не являясь при этом самостоятельным элементом состава преступления. К таким преступлениям можно отнести, в частности: преступления против жизни и здоровья (ст.ст. 105-109 УК РФ, ч. 4 ст. 111 УК РФ), похищение (ст. 126 УК РФ), лишение свободы (ч. 2, 3 ст. 127 УК РФ), торговлю людьми (ч. 2, 3 ст. 127.1 УК РФ), половые преступления (ст.ст. 131-135 УК РФ), преступления против несовершеннолетних (ст. 151.2 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ), коммерческий подкуп и взяточничество (ст.ст. 204, 204.1, 290-291.1 УК РФ), террористические преступления (ст.ст. 205, 205.1 УК РФ), преступления против здоровья населения (ст.ст. 238, 238.1 УК РФ), получение сексуальных услуг от несовершеннолетнего (ст. 240.1 УК РФ), незаконные добыча и оборот диких животных, водных биоресурсов (ст. 258.1 УК РФ), должностные преступления (ст.ст. 285, 286 УК РФ), халатность (ст. 293 УК РФ), преступления против правосудия (ст.ст. 295, 296, 301), преступления против

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

порядка управления (ст.ст 317, 318 УК РФ), преступления против военной службы (334, 337, 338 УК РФ), преступления против мира и безопасности (ст.ст. 356, 357 УК РФ).

Тем не менее, к подследственности СК РФ названная статья относит также ряд преступлений, составы которых предусматривают транспорт (транспортные средства, объекты инфраструктуры) в качестве предмета или орудия преступного посягательства. К таким преступлениям относятся:

- угон, предметом которого выступает воздушное, водное судно или подвижной ж/д состав (ст. 211 УК РФ);

- массовые беспорядки, предметом которых может выступать имущество, включая транспорт (ст. 212 УК РФ);

- пиратство, предметом которого выступает морское или речное судно (ст. 227 УК РФ);

- нарушение правил транспортировки опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ);

- нарушение правил сброса с транспортных средств веществ и материалов, загрязняющих морскую среду (ст. 252 УК РФ, ч. 2, 3);

- оставление погибающего военного корабля (ст. 345 УК РФ);

- нарушение правил вождения или эксплуатации, предметом которого выступает транспортная, боевая или специальная машина (ст. 350 УК РФ);

- нарушение правил полетов и эксплуатации, предметом которого выступает военный летательный аппарат (ст. 351 УК РФ);

- нарушение правил вождения и эксплуатации, предметом которого выступает военный корабль (ст. 352 УК РФ);

- транспортные преступления, предусмотренные нормами гл. 27 УК РФ (ст.ст. 263, 263.1, 270, 271, 271.1).

С учетом всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Преступлениям, совершенным на транспорте, присуща следующая основная черта: обязательным элементом их уголовно-правовой и/или криминалистической характеристики выступает транспорт (транспортное средство или объект транспортной инфраструктуры).

2. Транспортные преступления выступают разновидностью преступлений, совершенных на транспорте, и характеризуются особыми признаками, обусловленными объектом преступного посягательства, который составляют общественные отношения, связанные с безопасностью движения и эксплуатации транспорта, а также предметом преступления, в качестве которого выступает транспорт.

3. В практике Следственного комитета РФ (далее по тексту - СК РФ) подавляющее большинство преступлений, совершаемых на транспорте, являются таковыми с точки зрения целей и задач уголовного расследования, когда транспорт выступает предметом, орудием или местом преступного посягательства, не являясь при этом самостоятельным элементом состава преступления. Тем не менее, к подследственности СК РФ относится также ряд

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

преступлений (в том числе транспортных), составы которых предусматривают транспорт (транспортные средства, объекты инфраструктуры) в качестве предмета, орудия или места преступного посягательства.

Литература:

1. Суденко В.Е. Транспортные преступления и преступления, совершаемые на транспорте // Транспортное право и безопасность. 2016. - № 8 (8). - С. 44-55.

2. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 7. - Ст. 837.

3. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 11. - Ст. 1001.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.