Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преступления / экономика / железнодорожный транспорт / правоохранительные органы / криминалистическая характеристика / методика расследования / crimes / economic sphere / railway transport / law enforcement agencies / criminalistic characteristics / investigation methods

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович, Щукин Владимир Иванович

Целью статьи является выделение групповой криминалистической характеристики преступлений в сере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и определение содержания ее элементов. Являясь обобщенной системой знаний о преступлениях, такая характеристика способствует интенсификации процесса познания, позволяя на основе складывающихся криминальных ситуаций, в которых замышлялось, готовилось и совершалось преступное деяние, определять основные направления расследования, разрабатывать и применять на ее основе обоснованные следственные версии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович, Щукин Владимир Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of the article is to identify the group criminalistic characteristics of crimes in the sphere of economy committed on railway transport and to determine the content of its elements. Being a generalized system of knowledge about crimes, this characteristic contributes to the intensification of the process of cognition, allowing on the basis of emerging criminal situations in which a criminal act was planned, prepared and committed, to determine the main directions of investigation, to develop and apply based on it reasonable investigative versions.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

S.A. Tsurbanov

This method of counteracting the establishment of a state of necessary defense and kurtosis of defense in the course of a preliminary investigation as influencing the participants in the preliminary investigation is considered. It is indicated that the investigator should predict the possibility of influencing the participants in the preliminary investigation, in connection with which it is necessary to use forensic recommendations to identify, suppress and prevent opposition to the investigation and its negative consequences. Some of these forensic recommendations are presented in this article.

Key words: necessary defense, excess of defense, impact on the participants in the preliminary investigation, counteraction, criminal case, investigator.

Tsurbanov Sergey Alexandrovich, assistant of the department, prosecutor of the Tyoplo-Ogarevsky district, s. tsurbanov@yandex.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 343.985.7

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ

ТРАНСПОРТЕ

Е.В. Чиненов, В.И. Щукин

Целью статьи является выделение групповой криминалистической характеристики преступлений в сере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и определение содержания ее элементов. Являясь обобщенной системой знаний о преступлениях, такая характеристика способствует интенсификации процесса познания, позволяя на основе складывающихся криминальных ситуаций, в которых замышлялось, готовилось и совершалось преступное деяние, определять основные направления расследования, разрабатывать и применять на ее основе обоснованные следственные версии.

Ключевые слова: преступления, экономика; железнодорожный транспорт; правоохранительные органы, криминалистическая характеристика; методика расследования.

Формирование криминалистических методик расследования преступлений невозможно без выделения имеющих криминалистическое значение признаков, отражающих характер изучаемых преступных деяний. Являясь обобщенной системой знаний о преступлениях, такая характеристика способствует интенсификации процесса познания, позволяя на основе

складывающихся ситуаций, в которых замышлялось, готовилось и совершалось криминальное действие, определять основные направления расследования, разрабатывать и применять на ее основе обоснованные следственные версии.

В настоящее время существование криминалистической характеристики преступления как отдельной, самостоятельной категории криминалистической науки, входящей в систему профессиональных знаний сотрудников органов внутренних дел, признается подавляющим большинством ученых-криминалистов. Несмотря на существование различных подходов исследователей к определению понятия криминалистической характеристики, ее содержания, значение для решения задач расследования, в науке преобладает подход к ее рассмотрению как элемента частной методики, успешная разработка которой основана на систематизации криминалистических особенностей преступлений [1, с. 80-91].

Для изучения криминалистической характеристики преступлений отдельных видов и групп знаковыми являются фундаментальные труды Р.С. Белкина, И.А. Возгрина, А.Н. Колесниченко, В.А. Образцова, Н.А. Селиванова, Л.А. Сергеева, В.Г. Танасевича, Н.П. Яблокова и ряда других ученых. На их основе осуществляется теоретическое осмысление научной категории «криминалистическая характеристика» продолжаемое и в настоящее время. В научных работах, где затрагивается данная проблематика, поднимаются спорные вопросы относительно ее жизнеспособности, структурного построения, методологии, высказываются различные взаимоисключающие суждения. В систему криминалистически значимых признаков обосновываются и включаются новые, в числе которых, например: типичные доказательства; этапы преступной деятельности; распространенность вида преступления в пределах определенных регионов или отраслей хозяйства; условия охраны предмета преступного посягательства и т.д.

Анализируя такое положение нельзя не согласиться с мнением А.С. Шаталова, «... предлагаемые в этой связи нововведения некоторых исследователей не всегда обосновываются, авторские трактовки не аргументируются, а сами подходы и вовсе не имеют претензию на оригинальность» [2, с. 19-24]. Л.В. Бертовский и И.В. Глазунова отмечают, что «. в современных условиях вопрос должен ставиться не в плане нужности или ненужности указанной характеристики, а лишь с точки зрения повышения ее качественного уровня и эффективности применения в научных и практических исследованиях» [3, с. 147-154]. В тоже время, несмотря на существующую полемику, считаем необходимым отметить, что до настоящего времени еще не появились новые криминалистические категории, сравнимые по уровню с криминалистической характеристикой.

В контексте проводимого нами исследования считаем целесообразным привести определение термина криминалистической характеристики выведенное А.Ю. Головиным. Он в частности считает, что криминалистическая характеристика это «... система типовых данных (сведений) об элементах отдельного вида преступления и его механизме. . Механизм преступления

должен выступать объектом научного исследования, результатом которого явится формирование криминалистической характеристики» [4, с. 43-56]. Примечательным на этот счет будет привести и мнение А.С. Князькова: «механизм преступления и способ, которыми оперируют при разработке системы криминалистической характеристики преступления выступают опорными образованиями криминалистической методики расследования» [5, с. 51-64]. Действительно, использование способа совершения в механизме преступления позволяет с различных сторон, более качественно изучить криминалистическое содержание преступного деяния, лучше понять и критически осмыслить входящие в него элементы. Такой подход считаем наиболее приемлемым для формирования характеристики преступлений, обладающих сложным механизмом и совершаемых в условиях специфической обстановки сферы железнодорожного транспорта.

Знание механизма преступления имеет особое значение для криминалистического обеспечения раскрытия и расследования преступлений, совершаемых в сфере экономики на железнодорожном транспорте. А.Ф. Лубин, характеризуя такие преступные деяния, сравнивает механизм преступления с «технологическим процессом» происходящих экономических фактов, который получает отражение в объективной стороне хозяйственных, финансово-кредитных и иных преступлений [6, с. 34]. В подобной трактовке именно криминалистический аспект преступной деятельности в сфере экономики, осуществляемой на железнодорожном транспорте в целом, механизм преступления в частности, выступает ключевым звеном криминалистической характеристики, от которого наиболее четко прослеживаются криминалистические связи к иным не менее важным элементам.

Теоретический анализ изученных научных точек зрения позволяет нам сделать вывод о том, что ряд ученых, выделяя важность криминалистических характеристик для разработки частных методик расследования отдельных видов преступлений намеренно принижают значение уголовно-правовой характеристики, считая ее лишь составной частью. Анализируя данное мнение, считаем необходимым обратиться к работам А.Н. Колесниченко, в которых он отмечает, что «. необходимо правильное сочетание критериев уголовно-правового характера и специфически криминалистических, существенных для рационального построения методик» [7, с. 78-79]. Данный подход в современных условиях является весьма актуальным и может быть использован используется при разработке криминалистических методик различной степени общности, включая методику расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте.

Экономические преступления, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта и его инфраструктуры, претерпевают качественные изменения, становятся более специфичными и разнообразными. Привычное представление об их механизме, характерных следах подготовки, совершения, сокрытия преступления требует пересмотра. Типовые характеристики конкретных видов преступных экономических деяний не

являются тому исключением. Анализ практики расследования выделенной группы преступлений свидетельствует, что эффективность этой деятельности снижается. В суд направляются лишь около 45% возбужденных уголовных дел, а каждое третье такое преступление остается нераскрытым4. Интеллектуализация экономической преступности на фоне активно продолжающихся процессов глобализации и цифровизации отрасли вносит дополнительные коррективы в механизмы таких преступлений. В этой связи следует констатировать, что криминалистические рекомендации по вопросам организации их расследования быстро устаревают и уже не в полной мере соответствуют требованиям времени.

Обращаясь к содержанию криминалистической характеристики преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте следует выделить такую ее особенность, как отраслевая специфика. Характер функционирования отрасли оказывает существенное влияние не только на процесс совершения преступлений, но и их расследования. Об этом свидетельствуют результаты исследований, проводившихся в 1970-1990 гг. А.К. Гавриловым, П.П. Мозговым, Б.А. Абдрахмановым, В.И. Щукиным и некоторыми другими авторами.

Изучение криминалистически значимых особенностей железнодорожного транспорта также входит и в предмет современных научных разработок, посвященных проблемам раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений на транспорте. Например, А.Ф. Лановой отмечает, что элементы криминалистической характеристики мошенничества, совершаемого на объектах железнодорожного транспорта, зависят от особенностей режима этой сферы экономики, выступающего важнейшим условием внешней среды по отношению к совершаемым деяниям [8, с. 14]. С.А. Ярошенко и ряд других исследователей к элементам комплексной характеристики преступлений экономической направленности, совершаемых на железнодорожном транспорте относит структурные и технологические особенности данной сферы, определяющие принципы оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте [9, с. 9]. О.П. Грибунов системообразующим элементом родовой криминалистической характеристики преступлений против собственности, совершаемых в транспортной сфере, выделяет вид транспорта (железнодорожный, воздушный и водный), который определяет предмет преступного посягательства, специфику способа и места его изъятия и личностные особенности субъекта преступления [10, с. 59-63]. Считаем необходимым отметить, что существенно отличает криминалистическую характеристику преступлений на транспорте от аналогичных, совершаемых в зоне обслуживания территориальных органов внутренних дел наличие и содержание такого ее элемента как обстановка совершения преступления. Она, как область приведения в действие способа преступления, местонахождение

4 Комплексный анализ и оценка результатов оперативно-служебной деятельности органов предварительного следствия УТ МВД России по ЦФО за 2016 - 2019 годы. Аналитические материалы Управления на транспорте МВД России по Центральному Федеральному округу.

169

разнообразного спектра следов и людей, оказавшихся в данной среде, выступает системообразующим элементом в структуре криминалистической характеристики преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, приводящим в динамику все элементы системы механизма преступления.

Без знания специфики железнодорожной транспортной отрасли, вида отраслевой производственной деятельности и особенностей происходящих хозяйственных процессов; понимания характера материальной среды типичных для железнодорожного транспорта мест происшествий, предметов преступного посягательства, используемых орудийно-инструментальных средств, способов деяний; личностных характеристик и других факторов невозможно эффективно осуществлять раскрытие, расследование и предупреждение преступлений данной категории.

В результате интервьюирования следователей и оперативных работников органов внутренних дел на транспорте по ЦФО России было установлено, что 93% респондентов указали, при раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, определяющим является изучение условий, в которых действуют преступники. Обстановка совершения преступления, специфика экономической деятельности отрасли оказывает прямое влияние на механизмы преступлений и способы их совершения, влияют на выбор способа совершения деяния, индивидуализируют их механизм. Анализ следственной практики по делам об экономических преступлениях, совершаемых на железнодорожном транспорте объективно показывает, что приспособившись к недостаткам в производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций железнодорожного транспорта преступник избирает наиболее выгодный ему способ совершения экономического преступления, а также механизм его осуществления.

Следует отметить, что наибольшую сложность у субъектов расследования вызывают вопросы распознания обстановки мест преступлений, совершаемых: в процессе перевозки грузов и пассажиров (85,1% опрошенных); в ходе производственных, ремонтных, строительных работ в цехах, на площадках, в местах общего пользования пр. (75,3%); в процессе обслуживания инфраструктуры железнодорожного транспорта (85,4%); в ходе административно-управленческой деятельности (65,2%); в процессе торговли, бытового и иного социального обслуживания (55,3%). По отдельным видам хищений, мошенничеств, криминальным банкротствам и некоторым иным деяниям место совершения преступлений бывает определить довольно сложно, так как для его подготовки и осуществления преступниками активно используются «удаленный доступ», компьютерная техника, информационные технологии.

По данным проведенного нами исследования, места совершения преступлений в сфере экономики на железнодорожном транспорте варьируются в зависимости от предмета преступного посягательства, являющегося так же важным элементом криминалистической характеристики. В качестве предмета

преступного посягательства, как правило, выступает имущество граждан и предприятий железнодорожного транспорта. При посягательствах на имущество граждан, это вокзалы, станции, поезда. При посягательствах на имущество, денежные средства и финансы юридических лиц, государства местами совершения преступлений в большинстве случаев будут являться объекты организаций ОАО «РЖД», юридических лиц, взаимодействующих в рамках финансово-хозяйственных операций с предприятиями сферы железнодорожного транспорта, офисы, служебные и рабочие помещения, участки производственных территорий, местности и пр.

В качестве примера, наглядно иллюстрирующего специфику обстановки преступления, приведем материалы следственной практики. Так гр. Л., начальник вагонного депо Шахунья, совместно с гр. Я., мастером производственного участка, в период с октября 2016 по январь 2017 года совершали хищения денежных средств собственников грузовых вагонов и железнодорожных цистерн, путем подмены колесных пар при ремонте, на контрафактные с измененными знаками маркировки на оси. Маскировалась преступная деятельность путем незаконного оформления бухгалтерских и производственных документов. В результате только одного эпизода преступной деятельности, преступниками было похищено 951999 рублей5.

Особенности обстановки отражаются прежде всего на орудиях преступления в виде материальных следов. По мнению Л.Я. Драпкина, при совершении преступлений в сфере экономики «... сами средства, применяемые преступниками, характеризуют главным образом способ совершения преступления и его наиболее существенные особенности» [11, с. 129-134].

Г.А. Шумак, в свою очередь, изучая специфические средства совершения экономических преступлений и определяя их важность для построения методики выявления и расследования данной группы преступлений отмечает, что «. в орудиях и средствах совершения экономических преступлений наиболее рельефно проявляется взаимосвязь, а иногда и взаимопереход элементов структуры преступления и их отдельных характеристик. именно средства совершения в наибольшей мере проявляются вовне в качестве признаков преступления» [12, с. 53-58]. Примером может послужить уголовное дело по факту совершенного преступления в локомотивном депо Белгородского отделения ЮВЖД в механизме которого, преступниками для реализации преступного замысла использовалась компьютерная техника, специальное бухгалтерское программное обеспечение, корпоративная сеть «Интранет», связывающая подразделения железнодорожной организации, банки, и пр., осуществлялось составление фиктивных бухгалтерских документов, вносились подлоги в уже существующие и пр.6

Рядом существенных особенностей обладают хозяйственные процессы в экономической деятельности объектов железнодорожного транспорта. Они проявляются в компонентном содержании отраслевой структуры и

5Уголовное дело №1-10/2018 // Архив СО Елецкого ЛО МВД России на транспорте.

6 Уголовное дело № 89257 // Архив СО ЛО МВД России на станции Белгород.

171

инфраструктуры, обеспечивающей функционирование его многообразных видов деятельности. Наиболее ярко эти особенности проявляются:

в специфических объектах - обширной ресурсной экономической базе, задействованной в этой деятельности;

в отраслевой специфике служебной документации и документооборота -в железнодорожной отрасли действуют разнообразные типы и формы документов, система электронного документооборота, защищенной электронной почты, централизованное хранилище данных, различные автоматизированные системы учета и управления;

в особенностях учета, отчетности финансово-хозяйственного контроля -обусловлено зависимостью ведения бухгалтерского учета от нормативной базы, утверждаемой Министерством финансов РФ, Министерством транспорта РФ, Федеральным агентством железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», а также индивидуальными характеристиками учетных объектов.

Отмеченные особенности позволяют нам перейти к возможности формулирования определения криминалистической характеристики преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте. В этой связи заслуживает внимание существующие отдельные подходы к понятийному аппарату криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на объектах транспорта и ее классификации. Например, О.П. Грибунов модель криминалистической характеристики преступлений против собственности, совершаемых на транспорте определяет в виде системы обобщенных криминалистически значимых сведений о преступной деятельности лиц, направленной на совершение данной категории преступлений, типичных, взаимосвязанных элементах определенных видов преступлений и условиях их совершения [13, с. 31].

И.М. Комаров, А.Е. Антонов криминалистическую характеристику преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте раскрывают как категорию информационно-познавательного характера, в основу которой закладывают деяния, осуществляемые в сгруппированных авторами двух отраслевых видах деятельности: в подвижном составе железнодорожного транспорта и на объектах транспортной инфраструктуры [14, с. 84]. Однако, такой подход не учитывает многих особенностей организационного, производственного, технологического, технического характера сферы железнодорожного хозяйства. В связи, с чем предложенное ими видовое деление криминалистических характеристик преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте вряд ли можно считать удачным.

В тоже время полагаем наиболее оправданным осуществление классификации криминалистических характеристик преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте с учетом двух основных критериев: во-первых, исходя из уголовно-правовой характеристики деяний; во-вторых, на основе обобщения фактических сведений об наиболее значимых признаках с учетом степени общности. Исходя из этого, криминалистическая характеристика преступлений в сфере экономики, совершаемых на

железнодорожном транспорте будет являться систематикой криминалистически значимых сведений о преступлениях большей степени общности, нежели ранее разработанная О.П. Грибуновым криминалистическая характеристика преступлений против собственности. Данный подход обеспечит получение максимальной совокупности взаимосвязанных общих и индивидуальных признаков конкретного вида (группы) преступлений, совершаемых в отрасли для целей их группировки в рамках криминалистических характеристик и наполнения, соответствующих частных методических рекомендаций.

Преступления в сфере экономики, совершаемые на железнодорожном транспорте, характеризуются как сложные, многокомпонентные, существующие в динамической системе. В этой связи, описание данной преступной деятельности с использованием знаний о типичных ее механизмах на наш взгляд будет наиболее информативным и позволит обеспечить системное понимание достаточно сложных в криминалистическом аспекте развивающихся процессов. Вывести модели типичных механизмов преступлений, сформировать их типологию и классификацию считаем, будет возможным на основе обобщения криминалистически значимой информации о ключевых элементах структуры механизма преступления в сфере экономики, совершаемого на железнодорожном транспорте, особенностей их использования в доказывании. Связывая указанные подходы с предметом нашего исследования, заметим, информационная модель преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте обуславливается наличием ситуационных особенностей производственных и экономических процессов в железнодорожной отрасли. Следует также выделить служебное положение преступников, характер профессиональных связей в отрасли, использование ими возможностей производственной деятельности, учета, их документального оформления, использования информационных систем и ряд других факторов, лежащих в основе механизма преступления, совершаемого в данной сфере и оказывающих существенное влияние на выбор конкретного способа его совершения. В подавляющем большинстве случаев совершаемые преступные действия предполагают участие двух и более лиц, их взаимодействие между собой, взаимодействие их со специфическими предметами в условиях специфической обстановки.

Определяя базовый элемент криминалистической характеристики, проанализируем сферу экономики и ее отраслевые особенности. Так, например, в сфере банковской деятельности А.В. Шмонин определяет в качестве ключевого элемента «предмет преступления» [15, с. 16], в сфере страхования Р.Н. Боровских выделяет системообразующий элемент «типичные механизмы» [16, с. 17], для коррупционных преступлений В.В. Крюков обосновывает элемент «личность преступника» [18, с. 9].

В целом, у подавляющего большинства экономических преступлений роль детерминанты выполняет способ преступления, который выступает важным, элементом их криминалистической характеристики. Особо проявляет себя способ преступления в сфере железнодорожного транспорта с его

специфической обстановкой совершения преступления, детерминируемой специфическими пространственно-временными связями и отношениями производственно-экономической деятельности.

Под способом совершения преступления в сфере экономики железнодорожного транспорта мы предлагаем понимать взаимосвязанную систему действий субъекта по подготовке, совершению и сокрытию, обусловленных целью и мотивами криминального поведения, детерминированных спецификой железнодорожной отрасли, отраслевыми процессами хозяйственной деятельности. Для исследуемой категории преступлений существенным будет являться объединение действий преступника единым преступным замыслом с различными объективными и субъективными факторами и обстоятельствами. В их числе мы выделяем:

Свойства личности преступника, в том числе профессиональная подготовка - образование, опыт в сфере железнодорожного транспорта, должностное положение, специальные знания, умения и навыки, опыт, коммуникативные характеристики личности функциональные возможности и пр. Поскольку рассматриваемые преступления относятся к сложному виду преступной деятельности, в его структуре выделяют групповой, организованный и профессиональный характер. Одни лица планируют и организуют преступление, другие, создают комплекс условий для реализации преступного замысла и выполняют технические работы по реализации преступного замысла. При совершении преступлений, среди участников преступной группы, как правило, применяется ролевое распределение. Организованная преступность в отрасли представлена управленческо-коррумпированным, криминально-деловым профилем, в основе которого материальное обогащение за счет возможностей сферы деятельности железнодорожного транспорта. Примером могут служить материалы уголовного дела, по обвинению руководителей Центральной дирекции по управлению Терминально-складским комплексом ОАО «РЖД», которые путем заключения фиктивных договоров с подконтрольными организациями совершили хищение денежных средств ОАО «РЖД» на сумму более 70 млн. рублей7.

Использование преступником особых средств (орудий) и приемов. В современных условиях основным орудием совершения преступлений в сфере экономики зачастую выступает компьютерная техника, информационные технологии, электронные носители информации, специальное, например, бухгалтерское программное обеспечение, различные документы и пр. Так, например, бухгалтер вагонного участка Белгород - филиала ОАО «РЖД» гр. Ч., начисляя заработную плату путем использования бухгалтерского программного обеспечения, корпоративных сетей, применяя ведомственные формы и искаженные методы расчета оплаты труда, фальсифицировала сведения о начислении заработной платы и ее перечислении на зарплатные карты

7 Уголовное дело №12/7934-3/3442 // Архив СЧ СУ УТ МВД России по ЦФО.

174

работников, и тем самым присваивала себе определенную часть денежных средств8.

На железнодорожном транспорте способы совершения преступлений в сфере экономики характеризуются большим разнообразием, сложностью схем построения, зависимостью от отраслевого вида деятельности, личностных особенностей преступного поведения, ситуаций, возникающих до, вовремя, и после совершения преступления, а также ряда других факторов. Это, на фоне быстрой корректировки динамично изменяющейся обстановки, определенного несовершенства нормативной деятельности в отрасли существенно затрудняет формирование их полной классификации.

Специфика вида производственных, экономических, финансовых, материальных и иных процессов, осуществляемых организациями и учреждениями РЖД, оказывает влияние на формирование способа совершения преступлений.

В зависимости от личностных особенностей преступника классификационное деление способа совершения преступления может выглядеть следующим образом:

преступления, совершаемые должностными и материально-ответственными лицами организаций железнодорожного транспорта;

преступления, совершаемые рабочими и служащими организаций железнодорожного транспорта;

преступления, совершаемые пользователями услуг организаций железнодорожного транспорта.

Особенности предмета преступного посягательства, специфика производственных, экономических, финансовых, материальных и иных процессов оказывает влияние на формирование способа совершения преступлений. В некоторых случаях это влияние отразилось на характере преступных действий, в меньшей либо большей степени. С учетом этого, считаем возможным выделить две укрупненные группы способов совершения экономических преступлений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта:

простые способы совершения преступлений в сфере экономики на железнодорожном транспорте. Ими совершаются около 35,2% случаев преступлений указанной категории. В их число входят открытые формы хищений, в процессе которых преступниками не используется, либо используются недостаточно возможности подготовительного к совершению преступления этапа, и не осуществляется сокрытие следов. Такие факты без особых сложностей устанавливаются в ходе следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;

сложные замаскированные способы совершения преступлений в сфере экономики на железнодорожном транспорте (64,8%). Замаскированные характеризуются тщательной подготовкой и сокрытием преступных действий, цель которых завуалировать недостачи и информационные разрывы в

8 Уголовное дело №99144 // Архив СО ЛО МВД России на станции Белгород.

175

документации, указывающие на признаки экономических преступлений. Данные способы можно определить, как полноструктурные. Они, как правило, устанавливаются в результате применения методов фактического контроля, инвентаризаций, документальных ревизий, аудита, т.е. требуют применения специальных знаний. Установление таких обстоятельств, требует обязательного участия в расследовании специалистов не только в сфере экономики, но и в сфере железнодорожного транспорта.

Характеризуя подготовку к совершению рассматриваемых преступлений в целом, необходимо отметить, что действия могут быть весьма разнообразны по своему характеру. Обобщение и анализ следственной практики показывает, что с предварительной подготовкой было совершено около 71% преступлений. Наиболее характерные действия в период подготовки - выбор подходящего места и времени совершения преступления, наблюдение за обстановкой, изучение информации (в т.ч. экономической и производственной), подготовка предметов и объектов, используемых для совершения преступления, предварительный сговор.

Приискание орудий и средств, используемых для осуществления преступного замысла, имел место в 65,6% случаях. При совершении преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, в этом качестве, используются:

предметы бытового, технического и иного назначения - 63,7%; специальные издания, фото-, видео- и аудиоматериалы, электронные документы и материалы, имеющие ознакомительный либо обучающий характер, сайты в сети Интернет - 67,2%;

компьютерная техника, включая сканеры, принтеры, ксероксы, программные средства и т.п.- 31,3%;

средства связи, в основном мобильные телефоны, в том числе с использованием SIM-карт, оформленных на посторонних лиц - 26,5%; средства транспорта - 8,2%.

Необходимо отметить, что преступления в сфере экономики, совершаемые на железнодорожном транспорте, в большинстве своем характеризуются как длящиеся, совершающиеся в течение значительного периода времени. Это позволяет преступникам в штатных условиях функционирования объектов железнодорожного транспорта использовать для выполнения преступного замысла любой подходящий момент. Во многих случаях выбор места и времени совершения преступления зависит от условий, обеспечивающих сохранность предмета преступного посягательства. Значительная часть преступлений совершается путем осуществления активных разнообразных действий, зависящих непосредственно от характера совершаемых деяний; предмета преступного посягательства; особенностей, характера и специфики вида производственных, экономических, финансовых, материальных и иных процессов; личностных особенностей преступников.

Следует отметить, что по делам о преступлениях в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, способ сокрытия преступления,

как правило, находит свое отражение в способе его подготовки. Это касается ситуаций, когда способ сокрытия продумывается преступником заранее и совпадает по своему характеру со способом подготовки. Характер временных связей между элементами способа совершения преступления может быть самым разнообразным. Сокрытие может предшествовать совершению других действий, применяться одновременно с ними или после них. Эта цель, по мнению Г.Г. Зуйкова, В.П. Лаврова, И.М. Лузгина и некоторых других авторов оказывает основное, детерминирующее влияние на способ сокрытия преступления.

Отметим, что в ряде случаев действия по сокрытию преступления не охватывались изначальным преступным замыслом - выявлено в 26,7% изученных случаев по материалам следственно-судебной практики.

Типичными приемами сокрытия исследуемой категории преступлений являются интеллектуальный и материальный подлог, уничтожение орудий преступления и иных уличающих предметов, внесение искажений в бухгалтерское программное обеспечение, уничтожение сим-карт, накопителей памяти, цифровых записей камер видеонаблюдения и пр.

С учетом проведенного нами исследования, следует определить, что под способом совершения преступлений в сфере экономики железнодорожного транспорта понимается система действий по подготовке, совершению и сокрытию экономических преступлений, детерминированных спецификой деятельности железнодорожного транспорта, видом финансово-хозяйственной деятельности, а также профессиональными знаниями, должностным положением, функциональными возможностями лица, совершившего преступление.

Исследование способов совершения преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте основанное на анализе материалов уголовных дел, расследованных следственными подразделениями УТ МВД России по ЦФО, анкетирование и интервьюирование сотрудников органов внутренних дел на транспорте позволяет сделать вывод о том, что этой категории присущи полноструктурные способы, включающие подготовку, совершение и сокрытие преступления. Они характеризуются организованным, продуманным характером механизма действий. Значительное число указанных действий носит замаскированный характер, который, как правило, отражается в материальных источниках информации.

Система действий по подготовке, совершению и сокрытию преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, находятся в тесных взаимосвязях с рядом других элементов рассматриваемой преступной деятельности, сведения о которых составляют обязательную часть криминалистической характеристики таких деяний.

На основании изложенного выше предлагается определение криминалистической характеристики преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте. В нашем представлении это система сведений окриминалистически значимой информации экономического

преступления, детализированной по видам деятельности железнодорожного транспорта, включающая относительно детализированный перечень элементов. Данная информационная модель преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте обуславливается наличием ситуационных особенностей производственных и экономических процессов в железнодорожной отрасли.

Особенностью криминалистической характеристики рассматриваемой группы преступлений является то, что ряд ее основных элементов - типичные сведения о предмете преступления, личности преступника, способе преступления, следах преступления, объединяемых спецификой обстановки совершения преступного деяния железнодорожного транспорта находятся в корреляционных связях и зависимостях. Практическое значение данного обстоятельства позволяет сделать вывод о влиянии указанных элементов на формирование механизма преступления и структурное построение криминалистической характеристики. При этом следует отметить, что обстановка совершения экономического преступления, совершаемых в специфических условиях железнодорожного транспорта, выступает системообразующим элементом в структуре криминалистической характеристики данной группы преступлений, приводящим в динамику все элементы системы механизма преступления.

Применительно к исследуемой группе преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, может быть предложена групповая криминалистическая характеристика, которая охватывала бы ряд противоправных деяний, имеющих видовые характеристики, что позволило бы объединить их в отдельную классификационную группу. Определяющих в этом отношении элементом являлась бы обстановка совершения преступлений. Именно она обеспечивает возможность сформировать групповую криминалистическую характеристику преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте.

На наш взгляд, наиболее оправданным является осуществление классификации криминалистических характеристик преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте с учетом двух основных критериев: во-первых, исходя из уголовно-правовой характеристики деяний; во-вторых, на основе обобщения фактических сведений об наиболее значимых признаках с учетом степени общности.

Список литературы

1. Пушкарев В.В. Криминалистическая характеристика преступлений -основа построения частных криминалистических методик расследования преступлений экономической направленности // Эпоха науки. 2017. №9. С. 80-91.

2. Шаталов А.С. Сущность и содержание криминалистической характеристики преступлений // Следователь 1999. №1. С.19-24.

3. Бертовский Л.В., Глазунова И.В. Преступное нарушение правил экономической деятельности (криминалистическая характеристика) // Финансы: Теория и Практика. 2016. №6. С.147-154.

4. Головин А.Ю. Криминалистическая характеристика преступлений как категория современной криминалистики // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2012. №1-2. С.43-56.

5. Князьков А.С. Криминалистическая характеристика преступления в контексте его способа и механизма // Вестник Томского государственного университета. Право. 2011. №1. С.51-64.

6. Лубин А.Ф. Методология криминалистического исследования механизма преступной деятельности: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Нижний Новгород, 1997. 44 с.

7. Колесниченко А.Н. Теоретические проблемы методики расследования преступлений // Вопросы криминалистической методологии, тактики и методики расследования. М., 1973. С.78-79.

8. Лановой А.Ф. Первоначальный этап расследования мошенничества, совершаемого на объектах железнодорожного транспорта: монография. М.: Юрлитинформ, 2009. 175 с.

9. Алексеев В.В., Бражников Д.А., Бычков В.В., Ярошенко С.А. Противодействие правонарушениям и преступлениям, совершаемым на железнодорожном транспорте и железнодорожных объектах: монография. М.: Юрлитинформ, 2014. 456 с.

10. Грибунов О.П. Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2015. № 5. С.59-63.

11. Драпкин Л.Я., Уткин М.С. Понятие и структура способа совершения преступления // Проблемы борьбы с преступностью. Омск, 1978. С.129-134.

12. Шумак Г.А. Модельная структура частных методик расследования экономических преступлений // Вопросы криминологии, криминалистики и судебной экспертизы. 2015. №1 (37). С.53-58.

13. Грибунов О.П. Теоретические основы и прикладные аспекты раскрытия, расследования и предупреждения преступлений против собственности, совершаемых на транспорте: монография. Изд-во: ВосточноСибирский институт МВД России. Иркутск. 2016. 360 с.

14. Комаров И.М., Антонов А.Е. Расследование преступлений на объектах железнодорожного транспорта: монография. М.: Юрлитинформ. 2019. 178 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шмонин А.В. Общие положения методики расследования преступлений, совершаемых с использованием банковских технологий: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2007. 43 с.

16. Боровских Р.Н. Теоретические основы и прикладные аспекты расследования преступлений в сфере страхования: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Москва, 2018. 55 с.

17. Крюков В.В. Методика расследования должностных преступлений коррупционной направленности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. 26 с.

Чиненов Евгений Владимирович, канд. эконом. наук, доц., начальник кафедры, с/iinenovevg@yandex.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

Щукин Владимир Иванович, канд. юрид. наук, доц., проф. кафедры, schukin56@yandex.ru, Россия, Белгород, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина

FORENSIC CHARACTERISTICS OF CRIMES IN THE FIELD OF ECONOMICS, COMMITTED

IN THE RAILWAY TRANSPORT

E.V. Chinenov, V.I. Shchukin

The purpose of the article is to identify the group criminalistic characteristics of crimes in the sphere of economy committed on railway transport and to determine the content of its elements. Being a generalized system of knowledge about crimes, this characteristic contributes to the intensification of the process of cognition, allowing on the basis of emerging criminal situations in which a criminal act was planned, prepared and committed, to determine the main directions of investigation, to develop and apply based on it reasonable investigative versions.

Key words: crimes, economic sphere; railway transport; law enforcement agencies, criminalistic characteristics; investigation methods.

Chinenov Evgeniy Vladimirovich, Cand. economy. sciences, associate professor, head of department, сhinenovevg@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina

Shchukin Vladimir Ivanovich, Cand. jurid. sciences, associate professor, prof. department, schukin56@yandex.ru, Russia, Belgorod, Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilina

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.