Научная статья на тему 'КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ'

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
434
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ / СОВЕРШЕННЫЕ НА ТРАНСПОРТЕ / ТРАНСПОРТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ТРАНСПОРТ / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Яманов Батыр Валериевич

Данная статья посвящена вопросам криминалистической характеристики преступлений, совершенных на транспорте. Автором определяются основные элементы криминалистической характеристики названной группы преступлений, а также определяется место транспорта среди ее характерных признаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Яманов Батыр Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ»



ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ

КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШЕННЫХ НА ТРАНСПОРТЕ

Яманов Батыр Валериевич, Волгоградский институт управления -филиал РАНХиГС, г. Волгоград

E-mail: B.v.yamanov@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам криминалистической характеристики преступлений, совершенных на транспорте. Автором определяются основные элементы криминалистической характеристики названной группы преступлений, а также определяется место транспорта среди ее характерных признаков.

Ключевые слова: преступления, совершенные на транспорте, транспортные преступления, транспорт, криминалистическая характеристика.

Криминалистическая характеристика преступления как отрасль научного знания получила свое развитие в результате осознания необходимости оптимизировать познавательно-поисковую деятельность, опосредующую процесс уголовного расследования и раскрытия преступлений. Период зарождения рассматриваемой категории приходится на 70-е гг. ХХ века, когда Л.А. Сергеев предложил ее первое развернутое определение, в содержание которого включил следующие элементы: способы совершения преступления; обстановку и условия совершения преступления; обстоятельства, обусловленные объектом, субъектом и субъективной стороной преступления; связи между различными видами преступных посягательств, а также иными деяниями, не являющимися уголовно-наказуемыми; взаимосвязь между всеми перечисленными элементами [Цит. по: 1, с. 2607].

В настоящее время наибольшее распространение получило определение криминалистической характеристики как системы сведений о типичных признаках и свойствах преступления в их взаимосвязи, которая служит для выдвижения и проверки следственных версий, а также решения иных задач уголовного расследования [2, с. 67]. Как видно, данное определение стало результатом обобщения рассматриваемого понятия, в то время как на первоначальных этапах развития криминалистической методики оно

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

раскрывалось через простое перечисление его составных элементов.

Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных на транспорте, содержит сведения об их наиболее типичных признаках и свойствах, имеющих значения для уголовного расследования; во-вторых, указанная криминалистическая характеристика относится к обширной группе преступлений, которые различаются своими видовыми признаками, но, тем не менее, обладают общими свойствами, обусловленными совершением указанных преступлений на транспорте.

Необходимо отметить, что в научной литературе отсутствуют единообразные подходы к определению структуры криминалистической характеристики. В связи с этим справедливо замечание А.С. Плехановой и О.Ю. Антонова о том, что применительно к отдельным видам преступлений она может изменяться: сведения, имеющие криминалистическую значимость для одних категорий преступлений, могут быть малополезными для других [3, с. 33]. Анализ научных исследований, посвященных преступлениям, совершаемым на транспорте, позволяет выделить следующие элементы их групповой криминалистической характеристики:

- предмет (объект) преступного посягательства;

- способ совершения преступления;

- обстановка совершения преступления;

- сведения о личности субъекта преступления.

Соответственно, в структуре криминалистической характеристики рассматриваемой группы преступлений транспорт относится к предмету (объекту), орудиям или месту преступного посягательства.

Иные элементы (сведения о личности потерпевших, цели и мотивы совершения преступления, особенности следообразования и т.д.), по мнению автора настоящего исследования, относятся, скорее, к видовым криминалистическим характеристикам преступлений, совершенных на транспорте, и имеют существенные различия в силу того, что такие преступления посягают на неоднородные по своему характеру общественные отношения.

В качестве предмета (объекта) ряда преступлений, совершаемых на транспорте, выступают объекты транспортной инфраструктуры, к которым относятся:

а) транспортные средства;

б) пути сообщения;

в) здания, сооружения, объекты связи и управления.

Говоря о предмете (объекте) преступного посягательства, А.А. Бессонов отмечает, что он занимает особое место в составе криминалистической характеристики преступлений по ряду причин [4, с. 230]:

Во-первых, предмет (объект) преступного посягательства находится в тесной взаимосвязи с личностью преступника, опосредуя формирование цели и мотива противоправного деяния. При этом важно отметить, что применительно к

»

15

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

рассматриваемой категории преступлений зачастую именно свойства личности преступника могут предопределять предмет (объект) посягательства, например, когда речь идет о транспортных преступлениях, совершаемых по неосторожности работниками транспорта. В таких случаях именно содержание служебных обязанностей предопределяет направленность деяния на объект(ы) транспортной инфраструктуры.

Во-вторых, предмет (объект) преступного посягательства взаимосвязан со способом и обстановкой преступного посягательства, обусловливая выбор орудий, методов и средств совершения преступления, а также его пространственно-временные характеристики (например, при угоне воздушного судна).

Способ совершения преступления как категория криминалистики рассматривается в узком и широком смыслах. Так, с одной стороны, он характеризуется непосредственным моментом совершения преступления, а именно действиями (бездействием), образующими объективную сторону его состава. С другой стороны, под способом также понимается комплекс действий, охватывающих стадии приготовления, совершения и сокрытия преступления [5, с. 9-10].

Кроме того, применительно к преступлениям, совершаемым на транспорте, особую актуальность приобретает вопрос соотношения способа и орудий и средств совершения преступления. В целом можно отметить, что в действующем уголовном законодательстве и научной литературе орудия совершения преступления рассматриваются как разновидность средств совершения преступления и представляют собой предметы материального мира, с помощью которых реализуется объективная сторона противоправного посягательства. К ним, в частности, относят оружие и транспорт. Использование же иных средств совершения преступления может быть, во-первых, не связано с реализацией его объективной стороны (например, при использовании автомобиля в целях оставления места преступления), а, во-вторых, такие средства могут быть представлены не только вещами, но также летучими веществами, процессами, явлениями (электричество, радиация).

Под обстановкой принято понимать совокупность пространственно-временных характеристик, а также факторов, способствующих совершению преступления. Как отмечает О.П. Грибунов, ключевым элементом обстановки совершения преступлений на транспорте выступает место преступного посягательства, поскольку именно оно в наибольшей степени оказывает влияние на механизм совершения преступления. В первую очередь, от места зависит способ совершения преступления, а также необходимость применения виновником специальных познаний и навыков, связанных с работой транспорта [6, с. 61].

Важную роль в установлении места совершения преступления играет время. Именно установление времени совершения преступления позволяет выявить место происшествия, так как по ряду категорий преступлений,

»

16

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

происходящих на транспорте, время совершения преступления не совпадает по времени с местом его обнаружения. Это свойственно для случаев, когда преступление имеет место на перегоне, в пути следования. Установление времени совершения преступления и места его совершения дает возможность развернуть работу по установлению лиц, причастных к нему.

В целом же можно отметить, что обстановка совершения рассматриваемой категории преступлений включает специфику работы конкретного вида транспорта, линейных подразделений полиции, которая предопределяет предмет (объект) посягательства, способ совершения преступления, характер наступивших последствий.

Среди лиц, совершающих преступления на транспорте, выделяются три группы. Во-первых, работники транспорта. В силу профессиональных обязанностей доступ к управлению транспортными, пассажирам, грузам, объектам транспортной инфраструктуры имеет большая группа лиц: члены локомотивных бригад, экипажи судов, проводники, сотрудники военизированной охраны, составители поездов, осмотрщики вагонов, стропальщики, весовщики, грузчики, сторожа и т.д. Среди них могут встречаться ранее судимые, ведущие сомнительный образ жизни, нарушающие общественный порядок. Кроме того, положение работников транспорта предопределяет способ совершения преступления на транспорте - невыполнение или ненадлежащее выполнение своих служебных обязанностей.

Во-вторых, местные жители, проживающие вблизи объектов транспорта. Однако для этой категории наиболее характерны такие преступления, как кражи вещей у пассажиров на вокзалах и в поездах, грабежи и разбои в пригородных поездах и в полосе отвода, а также кражи грузов из подвижного железнодорожного транспорта, в товарных и отстойных парках, на судах, стоящих у причалов, и на контейнерных площадках.

В-третьих, пассажиры, которые совершают преступления во время ожидания отправления транспорта или по пути следования, а также иные лица, среди которых встречаются лица без определенного места жительства и работы, а также осужденные, сбежавшие из мест отбывания наказания.

В силу различного характера преступлений, совершаемых на транспорте, достаточно сложно выделить единообразные криминалистически значимые признаки личности субъектов, их совершающих. Указанные лица совершают противоправные посягательства, относящиеся к рассматриваемой группе, в силу различных причин и мотивов, имеют разное социальное положение, а также интеллектуально-психические свойства, и преследуют несовпадающие цели. Названные особенности в их закономерной взаимосвязи исследуются преимущественно в рамках криминалистических методик отдельных видов преступлений.

С учетом всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных на транспорте, содержит сведения об их наиболее типичных признаках и свойствах,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

имеющих значения для уголовного расследования.

2. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных на транспорте, относится к обширной группе преступлений, которые различаются своими видовыми признаками, но, тем не менее, обладают общими свойствами, обусловленными совершением указанных преступлений на транспорте.

3. Криминалистическая характеристика преступлений, совершенных на транспорте, включает в себя следующие элементы: предмет (объект) преступного посягательства; способ совершения преступления; обстановку совершения преступления; сведения о личности субъекта преступления. Соответственно, в структуре криминалистической характеристики рассматриваемой группы преступлений транспорт относится к предмету (объекту), орудиям или месту преступного посягательства.

Литература:

1. Бессонов А.А. Исторические основы возникновения и развития института криминалистической характеристики преступлений // Актуальные проблемы российского права. - 2014. - № 11 (48). - С. 2607-2611.

2. Денисов С.Л. Понятие «Криминалистическая характеристика преступления» // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 5. - С. 67-69.

3. Плеханова А.С., Антонов О.Ю. Структура криминалистической характеристики должностных преступлений коррупционной направленности // Ростовский научный журнал. - 2018. - № 3. - С. 30-34.

4. Бессонов А.А. Объект (предмет) преступного посягательства как элемент криминалистической характеристики преступлений // Oriental Studies (Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН). - 2014. - № 4. - С. 228-233.

5. Федышина П.В. Способ совершения преступления. - СПб.: Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2016. - 36 с.

6. Грибунов О.П. Обстановка совершения преступлений как ключевой элемент криминалистической характеристики преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте // Журнал Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 5-2. - С. 59-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.