Научная статья на тему 'Преступления против воинских обязанностей и военной службы в новом УК Венгрии'

Преступления против воинских обязанностей и военной службы в новом УК Венгрии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС ВЕНГРИИ / ВОИНСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / CRIMINAL CODE OF HUNGARY / MILITARY OFFENCES / CRIMINAL LIABILITY OF MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белый И. Ю., Шулепов Н. А.

Одной из существенных особенностей нового УК Венгрии является его ориентация на стандарты, разработанные в Европейском Союзе. В рамках настоящей статьи предпринята попытка уяснить реализованные в УК нового члена ЕС подходы к формированию составов преступлений против воинских обязательств и военной службы (воинских преступлений).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Белый И. Ю., Шулепов Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Offences against military duty and military service in the new Criminal Code of Hungary

One of the significant features of the new Criminal Code of Hungary is its orientation to standards developed by the European Union. In this article, an attempt has been made to understand in the Criminal Code a new Member of the EU approaches to formation of crimes against military obligations and military service (military offences).

Текст научной работы на тему «Преступления против воинских обязанностей и военной службы в новом УК Венгрии»

УДК 343.337.4

И. Ю. Белый, Н. А. Шулепов

Белый И. Ю., доктор юридических наук, профессор кафедры международного и конституционного права Института права, экономики и управления информацией МГЛУ, доцент; e-mail: [email protected]

Шулепов Н. А., доктор юридических наук, Заслуженный юрист России, заведующий кафедрой международного и конституционного права Института права, экономики и управления информацией МГЛУ, профессор; e-mail: [email protected]

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ВОИНСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ И ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ В НОВОМ УК ВЕНГРИИ

Одной из существенных особенностей нового УК Венгрии является его ориентация на стандарты, разработанные в Европейском Союзе. В рамках настоящей статьи предпринята попытка уяснить реализованные в УК нового члена ЕС подходы к формированию составов преступлений против воинских обязательств и военной службы (воинских преступлений).

Ключевые слова: Уголовный кодекс Венгрии; воинские преступления; уголовная ответственность военнослужащих.

I. Yu. Belyj, N. А. Shulepov

Belyj I. Yu., Ph. D. (Law, higher doctorate degree), Professor, Department of International and Constitutional Law, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU

Shulepov N. А., Ph. D. (Law, higher doctorate degree), Honoured jurist of Russian Federation, Professor, Head of Department of International and Constitutional Law, Institute of Law, Economics and Information Management, MSLU

OFFENCES AGAINST MILITARY DUTY AND MILITARY SERVICE IN THE NEW CRIMINAL CODE OF HUNGARY

One of the significant features of the new Criminal Code of Hungary is its orientation to standards developed by the European Union. In this article, an attempt has been made to understand in the Criminal Code a new Member of the EU approaches to formation of crimes against military obligations and military service (military offences).

Key words: Criminal Code of Hungary; military offences; criminal liability of military personnel.

13 июля 2012 г. Президент Венгрии подписал новый Уголовный кодекс (далее - УК), который вступил в силу с 1 июля 2013 г. Работа над новым УК Венгрии началась еще в 2001 г. и проводилась с целью замены наполненного многочисленными изменениями и дополнениями УК 1978 г. Новый УК, принятый Парламентом Венгрии 25 июня 2012 г., насчитывает 120 страниц и содержит более 460 статей. Одной из существенных особенностей нового УК является его ориентация на стандарты, разработанные в Европейском Союзе. Это естественно, поскольку страна с 2004 г. является членом ЕС, а с 1 января 2011 г. в течение полугода председательствовала в Европейском Союзе. В преамбуле к УК прямо говорится, что в нем приняты во внимание международно-правовые обязательства перед ЕС, а в ст. 465 УК дается обширный перечень законов ЕС, на которых основываются положения нового УК.

В рамках настоящей статьи предпринята попытка уяснить реализованные в УК нового члена ЕС подходы к формированию составов преступлений против воинских обязательств и военной службы (воинских преступлений). Наш интерес к рассматриваемому вопросу объясняется еще и тем фактом, что в 1999 г. бывшая социалистическая Венгрия стала членом НАТО и перед венгерским законодателем стояла задача гармонизировать свое военно-уголовное законодательство с другими членами этой организации.

По мнению специалистов, новый УК Венгрии является более «строгим» не только потому, что предусматривает более суровые санкции для рецидивистов и лиц, совершивших преступления насильственного характера, но и в связи с тем обстоятельством, что новый УК усилил защиту должностных лиц, чиновников, работников скорой помощи, учителей, несовершеннолетних; расширил пределы необходимой обороны; повысил предельный возраст жертв сексуального насилия; увеличил санкции в отношении ответственности за отрицание нацистских и коммунистических преступлений, браконьерства, пьянства за рулем и т. д.

Существенной реформе подверглась система уголовных наказаний. Новый Кодекс «имплементировал» американский закон «трех преступлений» («Three strikes laws»)1, в соответствии с которым для лиц, совершивших тяжкие преступления три и более раз,

1 В половине штатов США действует закон, устанавливающий систему «третья посадка - навсегда».

предусматриваются более длительные сроки лишения свободы; установил ряд новых уголовных наказаний, а именно - краткосрочное содержание под стражей, компенсационные работы, запрет на посещение стадионов.

В целом, как отмечает венгерский госсекретарь юстиции Роберт Репашши [2], новый УК Венгрии:

- является более строгим, однако недифференцированным;

- основан на соразмерности преступления и наказания;

- поможет судьям индивидуально подходить к рассмотрению характера преступников и обстоятельств, при которых совершено преступление;

- позволит увеличить число людей, помещенных под домашний арест в качестве предварительного заключения;

- на 90 % состоит из положений старого Кодекса, а на 10 % - из «... неэффективных, но строгих положений».

Первым шагом на пути к унификации внутреннего уголовного законодательства Венгрии и законодательства Евросоюза стало принятие Венгрией в декабре 2001 г. Закона «О мерах, применимых к юридическим лицам в рамках уголовного права» [3], который вступил в силу с 1 мая 2004 г. - до этого уголовная ответственность юридических лиц не устанавливалась законодательством Венгрии (единственное исключение из этого традиционного принципа в истории венгерского права было в 1939 г. , когда стало возможным обязывать корпорацию выплачивать компенсацию вместе с физическим лицом, если преступление было совершено от имени корпорации ее служащим или агентом. Ответственность юридического лица была установлена отдельно от вины физического лица) [1].

Дальнейшим шагом венгерского законодателя стало установление в Главе 44 УК уголовной ответственности за преступления против военных обязательств, совершенных в особых условиях. Под особыми условиями законодатель (ст. 433 УК Венгрии) понимает следующие условия:

- объявление всеобщей мобилизации во время военного положения или национального кризиса; чрезвычайного положения или военной угрозы.

При этом преступления, посягающие на порядок исполнения «военных обязательств» в особых условиях включают в себя не только такие «традиционные» преступления, как уклонение от призыва, уклонение военнообязанного от прохождения военной службы

и отказ от военной службы, но еще и ряд других преступлений таких, как нарушение правил несения службы гражданской обороны, нарушение правил исполнения военных работ, нарушение правил обеспечения военной безопасности, а также создание препятствий с целью неявки на военную службу.

При этом законодатель установил, что субъектами преступлений против военных обязанностей в особых условиях могут быть:

- военнообязанные (ст. 425-427);

- любые физические вменяемые лица, достигшие возраста уголовной ответственности (ст. 428);

- лица, обязанные исполнять специальные обязанности в области военной безопасности (ст. 429-431).

Тем не менее, невзирая на довольно суровые санкции, установленные за совершение преступлений против военных обязательств, совершенных в особых условиях (только лишение свободы), законодатель предусмотрел основания освобождения от уголовной ответственности, отметив в статье 432 УК Венгрии следующее: «Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей Главой, может быть освобождено от уголовной ответственности (полностью или частично), если лицо добровольно исполнит свое невыполненное обязательство».

Глава 45 УК Венгрии устанавливает уголовную ответственность за совершение следующих видов преступлений:

1) против порядка прохождения военной службы:

- дезертирство (ст. 434);

- самовольное оставление части или места службы (ст. 435);

- уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (ст. 436);

- отказ от исполнения обязанностей военной службы (ст. 437);

2) против порядка несения специальных видов военной службы (нарядов):

- нарушение уставных правил несения наряда (караульной, охранной, патрульной службы или правил боевого дежурства) (ст. 438);

- уклонение от несения службы в наряде (ст. 439);

3) воинские должностные преступления:

- нарушение порядка служебного доклада (ст. 440);

- злоупотребление служебными полномочиями (ст. 441);

- злоупотребление правом вышестоящим начальником (ст. 450);

- пренебрежительное отношение к служебным обязанностям вышестоящим начальником (ст. 451);

- бездействие начальника (ст. 452);

- бесконтрольность начальника (ст. 453);

- подрыв боевой готовности (ст. 454);

4) преступления против порядка подчиненности:

- военный мятеж (ст. 442);

- неисполнение обязанностей по предотвращению военного мятежа (ст. 443);

- неподчинение приказу (ст. 444);

- нападение на вышестоящего начальника или представителя публичной власти (ст. 445);

- нападение на лицо, действующее в защиту или назначенного обеспечить защиту вышестоящего начальника или представителя публичной власти (ст. 446);

- оскорбление власти (ст. 447);

- подстрекательство (ст. 448);

- оскорбление подчиненного (ст. 449);

5) преступления против военной службы, совершаемые в особых условиях (в боевой обстановке1, в военное время или в условиях военного положения):

- нарушение обязанностей командиром (ст. 455);

- уклонение от исполнения служебных обязанностей в бою (ст. 456);

- деморализация войск (ст. 457);

- военный мятеж (п. 6) ч. 5 ст. 442.

В статье 458 УК Венгрии законодатель пояснил, что для целей настоящей Главы «военная служба» должна означать службу, исполняемую лицами, указанными в части 1 статьи 127 УК. Анализ указанной нормы позволяет заключить, что субъектами преступлений

1 «Боевая обстановка должна означать деятельное участие в боевых операциях». См.: п. б) ст. 458 УК Венгрии.

против военной службы могут выступать следующие категории лиц [4], которых венгерский законодатель признает военнослужащими:

- военнослужащие регулярных Вооруженных Сил Венгрии;

- кадровые сотрудники полиции;

- Парламентская Гвардия;

- кадровые сотрудники Департамента исправительных учреждений;

- кадровые сотрудники органов управления Службы по стихийным бедствиям и гражданских национальных служб безопасности.

Уголовным законодательством Венгерской Республики предусмотрено, что преступления против военной службы могут иметь квалифицированный или особо квалифицированный состав, если они:

- совершены с заранее обдуманным злым умыслом;

- имеют в качестве последствий тяжкое телесное повреждение или значительное неблагоприятное последствие для службы;

- совершены путем демонстрации или ношения оружия;

- совершены группой лиц;

- совершены в ходе исполнения важного наряда или путем извлечения выгоды от несения такого наряда;

- совершены путем использования силы против какого-либо лица;

- совершены с причинением вреда нескольким подчиненным;

- совершены за границей;

- совершены за границей в период выполнения миротворческой или гуманитарной операции на иностранной территории;

- совершены в военное время или в состоянии военного положения;

- несут потенциальную возможность явиться причиной значительного вреда для службы или дисциплины, или для общественной безопасности;

- совершены в боевой обстановке;

- являются причиной недовольства или другого нарушения обязанностей среди солдат в боевой обстановке или влекут за собой причинение иного существенного для службы вреда;

- сопряжены с причинением существенного или особенно значительного вреда;

- повлекли причинение серьезного физического или психического вреда;

- повлекли постоянную утрату трудоспособности, серьезное ухудшение здоровья потерпевшего или опасность для жизни;

- имели своим последствием смертельный случай;

- сопряжены с убийством;

- сопряжены с наступлением тяжких последствий;

- совершены в присутствии других подчиненных или публично, или сопряжены с явно выраженным отказом подчиниться приказу или каким-либо другим пренебрежительным способом.

В качестве наказания законодателем предусмотрен основной и практически единственный вид - лишение свободы на определенный срок. Исключение составляют нормы ст. 438 (нарушение уставных правил несения наряда (караульной, охранной, патрульной службы или правил боевого дежурства) и ст. 444 (неподчинение приказу), которые предусматривают в качестве уголовного наказания тюремный арест.

По общему же правилу санкции статей преступлений против военной службы предусматривают лишение свободы на срок от одного года до пятнадцати лет.

Кроме того, законодателем предусмотрены и условия освобождения (полного или частичного) от уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы. Среди таких условий имеют место следующие:

- если лицо, совершившее преступление, самостоятельно является с повинной в течение определенного законом срока (ст. 434);

- если лицо прекращает военный мятеж в момент получения приказа о прекращении или до наступления тяжких последствий (ст. 444).

В целом же следует признать, что положения нового уголовного кодекса Венгерской республики, предусматривающие уголовную ответственность за преступления против воинских обязательств и военной службы (воинских преступлений), нуждаются в дальнейшей систематизации и унификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Панарина В. В. О мерах, применимых к юридическим лицам, в уголовном праве Венгрии // Особенности теории и практики нормативно-правового регулирования общественных отношений и правоприменения в различных правовых семьях мира в призме использования их

рационального опыта в правовой системе России, в том числе в системе МВД России: материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 13 мая 2011 г. - С. 175 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.klimvd.ru/files/mejd_opit/Panarina.pdf (дата обращения 04.02.2014).

2. Пресс-конференция Госсекретаря юстиции Венгрии Роберта Репаш-ши 13 февраля 2012 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:: http:// baks-mail.ru/v-vjengrii-novyj-ugolovnyj-kodjeks.html (дата обращения: 04.02.2014).

3. Act CIV of 2001 on Measures Applicable to Legal Entities under Criminal Law.

4. Enters into force as under Subsection (1) of Section 19 of Act LXXVIII of 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.